Ботанический журнал, 2023, T. 108, № 4, стр. 392-394

Постеры по филогении растений как инструмент для научных исследований и образования

В. Н. Годин 1*, Т. К. Г. Коул 2**

1 Центральный сибирский ботанический сад СО РАН
630090 Новосибирск, ул. Золотодолинская, 101, Россия

2 Далемский центр фитобиологии, Берлинский Свободный университет
D-14195 Берлин, Альтштайнштрассе, 6, Германия

* E-mail: vn.godin@mpgu.su
** E-mail: t.c.h.cole@fu-berlin.de

Поступила в редакцию 13.01.2023
После доработки 06.03.2023
Принята к публикации 28.03.2023

Полный текст (PDF)

Аннотация

Настенные диаграммы и плакаты, изображающие морфологические особенности растений и эволюционные взаимоотношения между группами в виде филогенетических деревьев, служили важными инструментами в обучении на протяжении многих лет. С развитием цифровых технологий стали возможными новые подходы к традиционной концепции. В статье кратко рассмотрена история возникновения и значение проекта “Постеры по филогении растений”. Данный проект – это совместная работа более чем 200 специалистов со всего мира. В настоящее время ими создано около 600 постеров, которые переведены на 45 языков (по состоянию на начало 2023 г.). Все постеры находятся в свободном доступе в сети Интернет и регулярно обновляются.

Ключевые слова: постер, филогения растений, образование

Одна из задач систематики растений – точное описание таксонов и группировка их по общим признакам на основе родственных взаимоотношений. Результаты молекулярно-филогенетических исследований, полученные, начиная с 1990-х годов, объединены с многовековыми морфологическими и анатомическими исследованиями, чтобы дать четкую картину структурно-функциональных и эволюционных процессов, приведших к огромному разнообразию растений (Geltman, 2019).

Науки о жизни, включая ботанику, базируются на наблюдениях и их визуализации, что необходимо для понимания строения живых организмов, их разнообразия, взаимосвязи с окружающей средой, а также для преподавания. Ботанические иллюстрации доказали свою значимость как визуальные инструменты на протяжении десятилетий. Традиционно использовались изображения растений и особенностей их структуры на настенных диаграммах и плакатах как дополнительный источник сведений в процессе обучения. С появлением новых цифровых технологий стали возможными новые подходы к традиционной концепции визуализации за счет, например, быстрого и легкого обновления контента диаграмм и плакатов.

Впервые идея по созданию иллюстративного материала в виде постеров, отображающих положение дел в молекулярной филогении растений, предложена в 2005 г. ботаником Теодором Коулом (ученик Werner Rauh, Германия). При подготовке к преподаванию курса ботаники для студентов-фармацевтов, Коул изобразил “генеалогическое древо” порядков покрытосеменных в виде постера, основываясь на системе APG (APG, 1998), базе данных APweb (Stevens P.F. 2001–onwards) и описаний разных таксонов из серии “Families and genera of vascular plants” в компактном формате. Этот постер давал четкое представление о родственных отношениях между порядками цветковых растений в виде складного и легко переносимого учебного инструмента. Первая версия этого постера была опубликована в 2007 г. (Cole, Hilger, 2007). Peter H. Raven, бывший директор Миссурийского ботанического сада, поддержал идею создания английской версии постера по филогении покрытосеменных. Первая англоязычная версия этого постера (в соавторстве с Peter F. Stevens) была опубликована в электронном виде в научной социальной сети ResearchGate (Cole T.C.H. 2021–onwards). В 2014 г. появилась китайская версия этого постера (Chen-Kun Jiang, Пекинский университет), а затем данный проект получил быстрое развитие по всему миру.

В настоящее время проект “Постер по филогении растений” (The Plant Phylogeny Poster, PPP) объединяет группу из более чем 200 специалистов в области ботаники из более чем 50 стран, которые уже создали внушительное портфолио образовательных постеров по филогении растений на основе самых последних исследований, доступ к которым представляется бесплатно всему мировому сообществу.

Портфолио состоит из шести групп постеров: филогения покрытосеменных растений (Angiosperm Phylogeny Poster), сосудистых растений (Tracheophyte Phylogeny Poster), мохообразных (Bryophyte Phylogeny Poster), папоротникообразных (Pteridophyte Phylogeny Poster), эмбриофитов (Embryophyte Phylogeny Poster), а также 50 постеров по отдельным порядкам (Alismatales, Caryophyllales и др.) и семействам (Asparagaceae, Berberidaceae, Lamiaceae и др.) покрытосеменных растений. Каждый постер в цифровом формате предоставляет обзор конкретной группы на уровне порядка с семействами или семейства с родами, отображающие их филогенетические отношения, а также значимые морфологические, фитохимические их особенности и географическое распространение. На каждом постере указаны литературные источники, использованные при его создании. В создании русских версий постеров принимали участие ботаники России: В.Н. Годин, М.С. Игнатов, М.В. Ремизова, Н.Г. Куранова, А.А. Синюшин, Д.Д. Соколов, Т.А. Федорова.

В настоящее время портфолио состоит из 54 наименований постеров по отдельным группам растений, некоторые из которых переведены на 45 языков. К началу 2023 г. командой специалистов создано около 600 отдельных постеров. Все имеющиеся постеры теперь доступны на русском языке. Созданные постеры регулярно обновляются с учетом новейших достижений в филогенетике, и имеют свой цифровой идентификатор (DOI). В каждый постер был добавлен QR-код для возможности быстрого поиска и скачивания необходимого материала на любые мобильные устройства.

Все постеры можно распечатать в формате до A0 (или больше) для демонстрации при чтении лекционных курсов, в гербариях или музеях. Также они могут быть представлены в виде проекций и увеличены для детализации при проведении теоретических и практических занятий со студентами (рис. 1).

Рис. 1.

Студенты на лабораторных занятиях по курсу ботаника в Московском педагогическом государственном университете в 2023 г.

Fig. 1. Students in the Botany laboratory course at the Moscow Pedagogical State University in 2023.

Список литературы

  1. [Geltman] Гельтман Д.В. 2019. Современные системы цветковых растений. – Бот. журн. 104 (4): 503–527. https://doi.org/10.1134/S0006813619040045

  2. APG. 1998. An ordinal classification for the families of flowering plants. – Ann. Missouri Bot. Garden. 84 (5): 531–553. https://doi.org/10.2307/2992015

  3. Cole T.C.H. 2021–onwards. Plant Phylogeny Posters (PPP) – poster titles and languages with links. https://www.researchgate.net/publication/344193089_Plant_Phylogeny_Posters_PPP_-_poster_titles_and_languages_with_links

  4. Cole T.C.H., Hilger H.H. 2007. Systematik der Blüten-pflanzen: Stammbaum der Angiospermen [Poster]. Wandkarte. de Gruyter, Berlin, New York.

  5. Stevens P.F. 2001–onwards. Angiosperm Phylogeny Website. Version 14, July 2017 [and more or less continuously updated since]. http://www.mobot.org/MOBOT/research/APweb/

Дополнительные материалы отсутствуют.