Теплофизика высоких температур, 2021, T. 59, № 2, стр. 231-235

Воспламенение пропано-воздушной смеси за отраженной ударной волной при высоких давлениях

П. В. Козлов 1, Ю. В. Акимов 1, Г. Я. Герасимов 1, В. Ю. Левашов 1***

1 Институт механики МГУ
Москва, Россия

* E-mail: vyl69@mail.ru
** E-mail: levashovvy@imec.msu.ru

Поступила в редакцию 06.03.2020
После доработки 13.05.2020
Принята к публикации 18.06.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Получены экспериментальные данные по временам задержки воспламенения в стехиометрической пропано-воздушной смеси. Эксперименты проводились в ударной трубе в интервале температур за фронтом отраженной ударной волны от 1065 до 1595 К при давлениях от 23 до 33 атм. Представлено сравнение полученных данных с результатами других измерений и данными кинетических расчетов.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка гиперзвуковых летательных аппаратов на детонационных двигателях инициирует исследования детонационного горения различных видов топлива [14]. Пропан является самым легким углеводородом, детонационные свойства которого близки к соответствующим величинам для более тяжелых углеводородов, включая керосин [5]. Поэтому пропан наряду с водородом и тяжелыми углеводородами может использоваться как модельное топливо для детонационных двигателей [68].

Ударные трубы являются традиционным инструментом для исследований по инициированию детонационного горения различных топлив. Несмотря на значительный прогресс в исследовании детонационных характеристик пропана, экспериментальные исследования по воспламенению пропана за отраженной ударной волной относятся в основном к горючим смесям, разбавленным аргоном [911]. Данные по высокотемпературному воспламенению стехиометрических пропано-воздушных смесей достаточно ограниченны и относятся к давлениям менее 20 атм. [5, 12]. В настоящей работе представлены результаты измерения времени задержки воспламенения в стехиометрической пропано-воздушной смеси при давлениях порядка 30 атм. Представленная информация расширяет диапазон имеющихся экспериментальных данных, являющихся основой для тестирования редуцированных кинетических механизмов, используемых для моделирования детонационных процессов в двигателях гиперзвуковых летательных аппаратов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Эксперименты проводились на ударной трубе, входящей в состав экспериментального комплекса “Ударная труба” НИИ механики МГУ [13, 14]. Схема экспериментальной установки показана на рис. 1. Внутренний диаметр трубы составляет 57 мм, длина камер высокого (КВД) и низкого (КНД) давлений равна соответственно 1.0 и 3.7 м. Между камерами установлена медная диафрагма с калиброванными насечками (D). Варьируя толщину диафрагмы, глубину насечек и давления в камерах толкающего и исследуемого газов, можно достичь необходимых условий за отраженной волной. Толкающим газом служил гелий. Для получения исследуемой смеси воздух марки ПНГ и пропан (R290 REFO) предварительно смешивались в смесителе. Откачка ударной трубы и смесителя осуществлялась форвакуумным насосом до 10–3 Тор. Установка позволяет проводить исследования при давлениях за отраженной ударной волной до 60 атм.

Рис. 1.

Схема экспериментальной установки.

Скорость падающей ударной волны определялась непосредственно перед торцевой стенкой ударной трубы. Для этих целей в КНД установлены пьезоэлектрические датчики давления P1 и P2 на расстоянии 57 и 7 мм от торцевой стенки соответственно.

Время задержки воспламенения горючей смеси (время индукции) τind определялось за отраженной ударной волной. Для этих целей в торце ударной трубы были установлены два УФ световода F1 и F2 (SSU 1.1), фиксирующие начало воспламенения по излучению радикала OH на длине волны 308 нм, и датчик давления P3 (PCB113B24). Световод F1 установлен на оси ударной трубы, а световод F2 – на расстоянии 15 мм ниже от оси. Данное расположение световодов позволяло с учетом диаграммы направленности регистрировать излучение на ФЭУ-100, возникающее как из области на оси трубы, так и из пристеночной области. Датчик давления P3 располагался на 15 мм выше оси и позволял определять момент прихода ударной волны к торцу трубы, измерять давление в отраженной ударной волне и регистрировать момент воспламенения смеси. Сигналы с датчиков давления и ФЭУ регистрировались цифровыми осциллографами Е20-10 (L‑Card).

Время индукции τind определялось как время, прошедшее между регистрацией сигнала на датчике давления и появлением сигнала на световодах. Исследовалась стехиометрическая смесь пропана и воздуха (4% C3H8 + 96% воздуха).

Временны́е зависимости сигналов со световодов F1, F2 и датчика давления P3 для двух режимов (число Маха M = 3.06 и 3.3, начальное давление p0 = 0.51 и 0.37 атм.) представлены на рис. 2. На рисунке в момент времени t = 0 наблюдается резкое увеличение давления, что соответствует приходу ударной волны на торцевую стенку. Далее давление остается постоянным. Очередное повышение давления связано с тепловыделением в результате воспламенения исследуемой смеси.

Рис. 2.

Осциллограммы давления и сигналы со световодов за фронтом отраженной ударной волны: (а) – M = 3.06, p0 = 0.51 атм.; (б) – M = 3.3, p0 = 0.37 атм.; 1 – давление, датчик Р3; 2 – центральный световод F1, 308 нм; 3 – нижний световод F2, 308 (а) и 589 нм (б).

Момент начала воспламенения регистрируется также при помощи сигналов со световодов F1 и F2. Как видно из осциллограмм, представленных на рис. 2, момент воспламенения соответствует резкому возрастанию сигналов, фиксирующих излучение радикала OH на длине волны 308 нм.

Время задержки воспламенения исследуемой смеси (время индукции) τind определялось как время от момента прихода отраженной ударной волны (по датчику P3) до момента начала воспламенения, определяемого по излучению на световоде F1 и возрастанию давления на датчике P3. Температура за фронтом отраженной ударной волны рассчитывалась с помощью программы GASEQ [15].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты экспериментов по измерению времени индукции τind в стехиометрической пропано-воздушной смеси за отраженной ударной волной в интервале давлений p = 23–33 атм. показаны на рис. 3. Здесь же для сравнения приведены данные, соответствующие измерениям за отраженной ударной волной при более низких давлениях [5]. Как уже отмечалось, экспериментальные данные по высокотемпературному воспламенению стехиометрической пропано-воздушной смеси при давлениях порядка 30 атм. и выше в настоящее время отсутствуют.

Рис. 3.

Сравнение полученных экспериментальных данных в стехиометрической пропано-воздушной смеси с данными измерений величины τind при более низких давлениях: 1p = 2–3 атм., [5]; 2 – 6–10, [5]; 3 – 23–33, данная работа; 4 – результаты кинетического расчета с использованием кинетического механизма [16].

Линиями на рис. 3 показаны результаты расчета величины τind с использованием кинетического механизма [16], описывающего как высокотемпературное окисление пропана (T ≥ 1100 К), так и низкотемпературную область (T < 1000 К), которая характеризуется так называемой отрицательной температурной зависимостью (NTC), когда время задержки воспламенения уменьшается с понижением температуры среды. Видно, что расчетные кривые достаточно точно воспроизводят имеющиеся экспериментальные данные.

Анализ представленных на рис. 3 данных показывает, что в большинстве случаев результаты измерения τind, полученные при одинаковой температуре, но при разных давлениях, существенно отличаются друг от друга. При этом между τind и обратной величиной p наблюдается практически линейная зависимость, что указывает на близкий к бинарному характер процесса воспламенения топлива в высокотемпературной области. С другой стороны, данная зависимость позволяет привести значения τind, соответствующие разным давлениям, к нормальному давлению.

Бинарный характер высокотемпературного воспламенения стехиометрической пропано-воздушной смеси проиллюстрирован на рис. 4, где показаны измеренные значения величины pτind в зависимости от обратной температуры. Видно, что при температурах выше 1100 K отклонение экспериментальных точек от аппроксимирующей зависимости

$p{{\tau }_{{{\text{ind}}}}} = 1.159 \times {{10}^{{ - 10}}}{\text{exp}}\left( {{{21{\kern 1pt} 580} \mathord{\left/ {\vphantom {{21{\kern 1pt} 580} T}} \right. \kern-0em} T}} \right),\,\,{\text{атм}}{\text{. с,}}$
не превышает половины порядка.

Рис. 4.

Зависимость величины pτind от температуры для стехиометрической пропано-воздушной смеси: 1 – p = 2–3 атм., [5]; 2 – 3–5, [12]; 3 – 6–10, [5]; 4 – 23–33, данная работа; точки – эксперимент, линия – среднеквадратичная подгонка.

Более значительные отклонения наблюдаются в области температур меньше 1100 К. Данный факт, очевидно, связан с повышением роли низкотемпературного механизма окисления пропана, влияние которого возрастает при увеличении давления [16].

При исследовании процессов воспламенения горючих смесей на основе пропана практический интерес представляет вопрос о роли разбавителя [12]. Основное количество работ по измерению времени задержки воспламенения пропана за отраженной ударной волной относится к горючим смесям, сильно разбавленным аргоном [911]. В экспериментах в ударных трубах аргон является идеальным термостатом в противоположность азоту, так как в азоте часть энергии уходит во вращательные и колебательные степени свободы. На рис. 5 представлены результаты сравнения времен задержки воспламенения в случае использования в качестве разбавителя аргона и воздуха. Видно, что пропано-воздушные смеси характеризуются более значительным разбросом экспериментальных точек. При этом в горючих смесях, сильно разбавленных аргоном, измеренное время задержки воспламенения практически не зависит от давления, что снижает ценность полученных данных для тестирования кинетических механизмов.

Рис. 5.

Сравнение времен задержки воспламенения в пропано-воздушной смеси и смесях, разбавленных аргоном: 1p = 5.3 атм., [Ar] = 92.6% [10]; 2 – 10, 94.5 [9]; 3 – 16, 97.2 [11]; 4p = 6–10 атм., воздух [5]; 5 – 23–33, данная работа.

На рис. 6 экспериментальные данные, полученные в настоящей работе, сравниваются с имеющимися экспериментальными данными по воспламенению пропано-воздушной смеси при p ≈ ≈ 30 атм. Сравнение проводится в широком диапазоне изменения температуры газа за отраженной ударной волной при трех значениях коэффициента избытка топлива: ϕ = 0.5, 1.0 и 2.0. Данные [17], полученные в ударной трубе, описывают поведение τind в обедненной пропано-воздушной смеси (ϕ = 0.5) в температурной области 900 ≤ T ≤ ≤ 1300 К. Несколько заниженные результаты, полученные в тех же условиях, приведены в [18]. Экспериментальные данные [19], полученные на быстрой компрессионной установке, охватывают всю низкотемпературную область и при высоких температурах (T ≥ 900 К) лежат значительно ниже данных [17]. В целом наблюдается достаточно плавный переход экспериментальных точек из низкотемпературной в высокотемпературную область.

Рис. 6.

Сравнение полученных экспериментальных данных с результатами измерений других авторов в низкотемпературной и высокотемпературной областях при p = 30 атм.: 1 – ϕ = 0.5 [19], 2 – 1.0 [19], 3 – 2.0 [19], 4 – 0.5 [17], 5 – 1.0, данная работа; кривые – расчет с использованием модифицированного SD-механизма [20].

Расчетные кривые, приведенные на рис. 6, описывают поведение времени задержки воспламенения τind как при высоких, так и при низких температурах. Эти кривые получены с использованием модифицированного SD-механизма [20], основанного на высокотемпературном SD-механизме [21, 22]. Расчет проведен при трех значениях коэффициента ϕ (0.5, 1.0 и 2.0) при p = 30 атм. в температурном интервале от 600 до 1700 К. Наблюдается достаточно хорошее согласие экспериментальных и расчетных данных в высокотемпературной области. В низкотемпературной области расхождения значительны, особенно при ϕ = 0.5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов проведенных экспериментов по измерению времени задержки воспламенения в стехиометрической пропано-воздушной смеси за отраженной ударной волной в интервале температур T = 1065–1595 К и давлений p = 23–33 атм. показывает, что полученные данные хорошо согласуются с данными других авторов, измеренными при более низких давлениях, а также с результатами кинетических расчетов. Результаты проведенного исследования позволяют расширить диапазон экспериментальных данных, доступных для тестирования новых редуцированных механизмов, используемых для моделирования детонационных процессов в двигателях гиперзвуковых летательных аппаратов.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 20-08-00343).

Список литературы

  1. Фролов С.М., Аксенов В.С., Иванов В.С. Экспериментальная демонстрация рабочего процесса в импульсно-детонационном жидкостном ракетном двигателе // Хим. физика. 2011. Т. 30. № 8. С. 58.

  2. Котов Д.В., Суржиков С.Т. Расчет гиперзвукового течения и излучения вязкого химически реагирующего газа в канале, моделирующем участок ГПВРД // ТВТ. 2015. Т. 50. № 1. С. 126.

  3. Tunik Y.V. Control of Detonation Combustion of Rarefied Hydrogen-air Mixture in a Laval Nozzle // Int. J. Hydrogen Energy. 2018. V. 43. № 41. P. 19 260.

  4. Туник Ю.В., Герасимов Г.Я., Левашов В.Ю., Славинская Н.А. Численное моделирование детонационного горения паров керосина в расширяющемся сопле // ФГВ. 2020. Т. 56. № 3. С. 27.

  5. Penyazkov O.G., Ragotner K.A., Dean A.J., Varatharajan B. Autoignition of Propane-air Mixtures behind Reflected Shock Waves // Proc. Combust. Inst. 2005. V. 30. № 2. P. 1941.

  6. Schwer D., Kailasanath K. Fluid Dynamics of Rotating Detonation Engines with Hydrogen and Hydrocarbon Fuels // Proc. Combust. Inst. 2013. V. 34. № 2. P. 1991.

  7. Titova N.S., Kuleshov P.S., Favorskii O.N., Starik A.M. The Features of Ignition and Combustion of Composite Propane-hydrogen Fuel: Modeling Study // Int. J. Hydrogen Energy. 2014. V. 39. № 12. P. 6764.

  8. Гидаспов В.Ю., Северина Н.С. Численное моделирование детонации пропано-воздушной горючей смеси с учетом необратимых химических реакций // ТВТ. 2017. Т. 55. № 5. С. 795.

  9. Tang C., Man X., Wei L., Pan L., Huang Z. Further Study on the Ignition Delay Times of Propane–Hydrogen–Oxygen–Argon Mixtures: Effect of Equivalence Ratio // Combust. Flame. 2013. V. 160. № 11. P. 2283.

  10. Zhang J., Hu E., Zhang Z., Pan L., Huang Z. Comparative Study on Ignition Delay Times of C1−C4 Alkanes // Energy & Fuels. 2013. V. 27. № 6. P. 3480.

  11. Yang K., Zhan C., Man X., Guan L., Huang Z., Tang C. Shock Tube Study on Propanal Ignition and the Comparison to Propane, n-Propanol, and i-Propanol // Energy & Fuels. 2016. V. 30. № 1. P. 717.

  12. Brown C.J., Thomas G.O. Experimental Studies of Shock-induced Ignition and Transition to Detonation in Ethylene and Propane Mixtures // Combust. Flame. 1999. V. 117. № 4. P. 861.

  13. Павлов В.А., Герасимов Г.Я. Измерение пределов воспламенения и времен индукции водородно-воздушных смесей за фронтом падающей ударной волны при низких температурах // ИФЖ. 2014. Т. 87. № 6. С. 1238.

  14. Экспериментальный комплекс “Ударная труба”. https://istina.msu.ru/equipment/card/279166300/

  15. A Chemical Equilibrium Program for Windows. http://www.gaseq.co.uk/

  16. Титова Н.С., Кулешов П.С., Старик А.М. Кинетический механизм воспламенения и горения пропана в воздухе // ФГВ. 2011. Т. 47. № 3. С. 3.

  17. Herzler J., Jeric L., Roth P. Shock-tube Study of the Ignition of Propane at Intermediate Temperatures and High Pressures // Combust. Sci. Technol. 2004. V. 176. № 10. P. 1627.

  18. Жуков В.П., Сеченов В.А., Стариковский А.Ю. Самовоспламенение бедной смеси пропан/воздух при высоких давлениях // Кинетика и катализ. 2005. Т. 46. № 3. С. 344.

  19. Gallagher S.M., Curran H.J., Metcalfe W.K., Healy D., Simmie J.M., Bourque G. A Rapid Compression Machine Study of the Oxidation of Propane in the Negative Temperature Coefficient Regime // Combust. Flame. 2008. V. 153. № 1–2. P. 316.

  20. Petrova M.V., Williams F.A. A Small Detailed Chemical-kinetic Mechanism for Hydrocarbon Combustion // Combust. Flame. 2006. V. 144. № 3. P. 526.

  21. Saxena P., Williams F.A. Testing a Small Detailed Chemical-kinetic Mechanism for the Combustion of Hydrogen and Carbon Monoxide // Combust. Flame. 2006. V. 145. № 1–2. P. 316.

  22. Prince J.C., Williams F.A. Short Chemical-kinetic Mechanisms for Low-temperature Ignition of Propane and Ethane // Combust. Flame. 2012. V. 157. № 7. P. 2336.

Дополнительные материалы отсутствуют.