Автоматика и телемеханика № 8, 2019
Евгений Александрович Федосов
(к 90-летию со дня рождения)
DOI: 10.1134/S0005231019080026
Федосов Евгений Александрович родился 14 мая 1929 г. Окончил МВТУ
им. Н.Э. Баумана и очную аспирантуру МВТУ.
Федосов Евгений Александрович — выдающийся ученый в области процес-
сов управления авиационной техникой, главным образом систем управления
боевыми режимами военных самолетов и авиационного вооружения, а также
авионикой гражданских самолетов.
Он внес значительный вклад в разработку и создание военной авиации
страны, в том числе вооружения с высокоточным наведением, принимал уча-
стие в разработке и создании первой отечественной ракеты класса «воздух-
воздух» К-8 и последующих поколений ракет этого класса, высокоточного
оружия с лазерным самонаведением, крылатых ракет воздушного и морско-
го базирования, систем управления вооружением самолетов Су-24М, Ту-22М,
МиГ-23, МиГ-27, Су-17, МиГ-29, Су-27, Ту-95, Ту-160 и вертолета Ми-24.
В течение более полувека Федосов Е.А работает в Государственном научно-
исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС): с 1954 по
1959 гг. — на инженерных должностях, с 1959 по 1970 гг. — заместителем
руководителя института, а с 1970 по 2006 гг. — генеральным директором ин-
ститута. В настоящее время Федосов Е.А. является научным руководителем
ГосНИИАС. При его участии и руководстве в институте были выполнены
5
необходимые исследования и отработаны системы управления вооружением
всех боевых самолетов и их систем вооружения, создаваемых в СССР и Рос-
сийской Федерации. В приложениях к авиации и ракетной технике под ру-
ководством Федосова Е.А. развивались теория самонаведения, теория неста-
ционарных систем управления, теория систем управления со случайными па-
раметрами.
В период руководства Федосова Е.А. институт превратился в крупнейший
научный центр системных исследований. В институте были созданы уникаль-
ная экспериментальная база, комплексы полунатурного моделирования, стен-
ды комплексных воздействий, цифровые операционные модели и т.д. Полу-
чила известность научная школа России «Системы обработки информации
и управления современными и перспективными летательными аппаратами»,
которую возглавляет Федосов Е.А.
В трудные 90-е годы Федосов Е.А. сумел сохранить институт, несмотря на
практическое прекращение финансирования оборонных заказов. Была про-
ведена диверсификация института и развернуты конверсионные работы в об-
ласти авионики гражданских самолетов, управления воздушным движением
и информационных технологий.
За время руководства ГосНИИАС Федосовым Е.А. институт в 1977 г. на-
гражден орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Правитель-
ства РФ от 29.03.94 № 247 институту присвоен статус Государственного на-
учного центра. В 2003 г. ГНЦ ФГУП «ГосНИИАС» стал лауреатом премии
«Российский национальный олимп».
Федосов Е.А — автор и соавтор более 300 научных работ, в том числе
18 монографий, по теории и системам управления вооружением, навигации и
управлению воздушным движением. В 1956 г. им была защищена диссертация
кандидата технических наук, в 1967 г. — доктора технических наук. В 1979 г.
Федосов Е.А. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в
1984 г. — академиком АН СССР. С 1994 г. он является академиком Российской
академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН).
Федосову Е.А. присвоено звание заслуженного деятеля науки Российской
Федерации (1996 г.). Он является лауреатом Ленинской премии (1976 г.) и
премии Правительства РФ по спецтехнике (2001 г.).
На протяжении многих лет Федосов Е.А. ведет большую научно-органи-
зационную работу в Российской академии наук (РАН), будучи с 1991 г. за-
местителем академика-секретаря Отделения “Энергетика, машиностроение,
механика и процессы управления” (ОЭММПУ) РАН, с 2002 г. — руководи-
телем Секции проблем машиностроения и процессов управления ОЭММПУ
РАН, а также председателем Объединенного научного совета РАН по ком-
плексной проблеме “Процессы управления и автоматизация”. Федосов Е.А. —
главный редактор журнала “Известия РАН. Теория и системы управления”.
Федосов Е.А проводил и проводит большую общественную работу в го-
сударственных структурах страны. В 70-80-е гг. он неоднократно избирался
депутатом Моссовета. В 1994 г., будучи членом Научно-технического Совета
при Президенте РФ, был инициатором создания президентской программы
6
«Национальная технологическая база». В настоящее время программа входит
в состав крупнейших федеральных целевых программ РФ.
Неоднократно награждался орденами и медалями СССР и Российской Фе-
дерации. Федосов Е.А. награжден орденом «Знак Почета» (1966 г.), орденом
Ленина (1977 г.), Золотой звездой Героя Социалистического труда и орде-
ном Ленина (1983 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством III степени»
(2004 г.), орденом Почета (2011 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством
II степени» (2019 г.), знаком «Почетный авиастроитель».
Президиум АН СССР присудил Федосову Е.А. Золотую медаль академика
Б.Н. Петрова (1989 г.).
Федосов Е.А. большое внимание уделяет подготовке высококвалифи-
цированных кадров для отрасли. Он более 25 лет преподавал в МГТУ
им. Н.Э. Баумана, а с 1970 г. Федосов Е.А. — заведующий кафедрой МФТИ,
заслуженный профессор МФТИ. Федосов Е.А. воспитал целую плеяду уче-
ных, успешно продолжающих и развивающих традиции его научной школы.
Среди его учеников — 2 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН, 12 док-
торов и более 30 кандидатов наук.
В настоящее время под непосредственным руководством Федосова Е.А.
в качестве научного руководителя ГосНИИАС проводится большой объем
работ по системам управления вооружением: при модернизации стратегиче-
ских ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС и их вооружения;
при создании перспективного авиационного комплекса дальней стратегиче-
ской авиации (самолет ПАК ДА) в рамках государственной программы во-
оружения РФ (ГПВ-2015), в том числе при создании крылатой ракеты Х-101
с неядерным снаряжением.
Федосов Е.А. более пяти лет руководил направлением «Интегральная мо-
дульная авионика». Главное назначение этого направления — ликвидиро-
вать отставание России от мирового уровня развития авионики (бортовое
радиоэлектронное оборудование). Идея интегральной модульной авионики
(ИМА) — это создание цифровых платформ из ограниченного числа стан-
дартных модулей, являющихся законченными конструктивами, из которых
можно построить цифровые платформы для самолетов разного функцио-
нального назначения. Это позволяет развернуть крупное серийное производ-
ство стандартных модулей для обеспечения возможности замены этих мо-
дулей по мере развития микроэлектронной элементной базы, которая очень
быстро «стареет» и требует перемен на следующее поколение электронной
базы. Идеология ИМА позволяет производить замену электронных блоков
непосредственно на самолете, а не на ремонтном заводе. Второе важное на-
значение концепции ИМА — это модульное построение программного обеспе-
чения, что существенно удешевляет отработку программ управляющих циф-
ровых машин самолета. И, наконец, внедрение ИМА-архитектуры с разработ-
кой соответствующей нормативной базы, максимально гармонизированной
с международной, позволяет существенно уменьшить затраты на процессы
сертификации самолета. В результате внедрения концепции ИМА проходит
модернизация самолетов Ту-22М, Ту-95, Ту-160, Су-34, строительство новых
7
самолетов и вертолетов Су-57, МС-21, SSR-100, SSR-75 и их дальнейшее раз-
витие.
14 мая академику Е.А. Федосову исполнилось 90 лет. В лице Евгения Алек-
сандровича мы чествуем талантливого организатора науки, человека с широ-
чайшим кругозором и активной жизненной позицией, инициатора ключевых
решений по развитию оборонной и гражданской промышленности страны.
Редколлегия журнала “Автоматика и телемеханика” поздравляет Евгения
Александровича Федосова с юбилеем и желает ему доброго здоровья, благо-
получия и творческого долголетия.
8