Автоматика и телемеханика, № 9, 2020
Интеллектуальные системы управления,
анализ данных
© 2020 г. С.В. СОЛОВЬЕВ, канд.техн.наук (sergey.soloviev@scsc.ru)
(Публичное акционерное общество
“Ракетно-космическая корпорация “Энергия”, Королев, Московская обл.)
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОГО
СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
Рассмотрена методика интеллектуального анализа телеметрических
данных на основе современных математических методов обработки ин-
формации. Определены актуальные задачи анализа и прогнозирования
с учетом 20-летнего опыта эксплуатации российского сегмента междуна-
родной космической станции (РС МКС). Дано принципиальное описание
этих методов. Представлены результаты апробации на основе реальных
данных, полученных из телеметрической информации РС МКС.
Ключевые слова: международная космическая станция, космический ап-
парат, управление полетом, идентификационная модель, интеллектуаль-
ный анализ, прогнозирование, контроль.
DOI: 10.31857/S0005231020090081
1. Введение
Наиболее масштабным, амбиционным и продолжительным международ-
ным научно-техническим экспериментом в настоящее время является проект
Международной космической станции (МКС). В нем участвуют на посто-
янной основе 15 стран, а всего в научной и образовательной деятельности
МКС уже приняли участие 82 страны. Начавшись в начале 90-х гг. ХХ в.,
проект МКС продолжает активно работать, и в настоящее время. Летная экс-
плуатация первого элемента МКС была начата 20 ноября 1998 г. с запуска
функционального грузового модуля. По состоянию на начало 2019 г. в состав
МКС входит 15 основных орбитальных модулей (ОМ) общей массой около
420 т, в том числе:
российский сегмент (РС) МКС, включающий пять ОМ и транспортные
корабли типа “Союз” и “Прогресс”;
американский сегмент (АС) МКС, включающий 10 ОМ, различные фер-
мы и солнечные батареи;
европейский лабораторный модуль“Колумбус”;
японский модуль“Кибо”;
160
Японский и европейский модули входят в состав АС МКС. Таким обра-
зом, МКС это грандиозный рукотворный космический объект, на котором
осуществляется большое количество разноплановых работ в интересах раз-
личных участников.
Очевидно, что непрерывная эксплуатация МКС это многогранная и на-
сыщенная деятельность, которая реализуется за счет многофункционального
процесса управления полетом [1]. Контроль состояния составных частей ОМ,
ОМ и МКС в целом является неотъемлемой частью данного процесса и слу-
жит основой для принятия решений на продолжение штатной программы по-
лета или, при выявлении отклонений в состоянии МКС, на перевод в режим
полета с ограниченной функциональностью. Однако в ходе полета изменение
состояния происходит не только в результате целенаправленного воздействия
для реализации процесса управления полетом, но и под влиянием внешних и
внутренних неконтролируемых возмущающих факторов, а также естествен-
ного износа оборудования составных частей МКС. Источником внешних воз-
мущающих факторов, или воздействий является в основном среда, в кото-
рой проходит полет МКС. Внутренние возмущающие воздействия являются
следствием функционирования приборов и агрегатов МКС, возникновения
в них неисправностей, а также некорректных воздействий при управлении
вследствие сбоев в аппаратуре управления или иных причин. Естественный
износ и процессы деградации свойств и характеристик, неизбежно происхо-
дящие в оборудовании и конструкции в процессе длительной эксплуатации,
также накладывают дополнительные ограничения. Таким образом, процесс
управления полетом не только сложен сам по себе, но и осуществляется при
постоянно изменяющейся ситуации.
В РС МКС наиболее “свежий” ОМ (малый исследовательский модуль 1)
провел на орбите в составе МКС уже более 10 лет. В соответствии с требова-
ниями эксплуатационной документации непрерывно осуществляется анализ
технического состояния РС МКС. Результаты данного анализа включаются
в состав оперативных и ресурсных отчетов по результатам летных испыта-
ний ОМ, на основании которых ежегодно выпускается заключение о подтвер-
ждении готовности к эксплуатации на следующий год. В указанных отчетах
приводится информация о выполненных работах, затраченных ресурсах, на-
работке, изменению ключевых телеметрических параметров (ТМП) и опи-
сываются возникшие отказы или нештатные ситуации (НШС) с указанием
причин их возникновения.
Однако ключевой особенностью отчетов является тот факт, что в них со-
держится только качественная оценка (работает/не работает) состояния обо-
рудования и составных частей ОМ РС МКС. Анализ значений характеристик
оборудования не проводится, а также не определяется деградация парамет-
ров состояния. Существенно, что не рассматривается возможная корреля-
ция аномальных событий (отказов) в оборудовании и внешних возмущающих
факторов полета МКС. Детальный анализ для подтверждения технических
характеристик, взаимовлияние, особенности и прогноз состояния в отчетах
не содержатся, хотя ранее такая практика существовала для других изделий.
Значительным показателем, способным существенно повлиять на работо-
способность оборудования РС МКС, являются внешние воздействия факто-
161
ров космического пространства. Давно известно вредное воздействие косми-
ческого излучения не только на электронные приборы, но и на материалы,
основным источником которого является Солнце как ближайшая к Земле
звезда. При этом состояние Солнца или солнечная активность изменяется
в течение 11-летнего цикла в широких пределах и выражается в условных
величинах (число Вольфа), хотя диапазон изменения весьма велик от нуля
до 150 и более единиц. В настоящее время, т.е. в 2018-2019 гг., солнечная ак-
тивность находится на уровне минимальных значений (от 0 до 10 условных
величин), что соответствует середине солнечного цикла. Последний период
солнечной активности пришелся на 2012-2014 гг. В ближайшие 3-5 лет сол-
нечная активность будет повышаться и, следовательно, увеличится внешнее
воздействие солнечного излучения на РС МКС, что потенциально повыша-
ет вероятность отказов и увеличивает скорость деградации характеристик
оборудования.
С учетом сложившихся обстоятельств, принимая во внимание необходи-
мость осуществления эксплуатации РС МКС как минимум до 2028 г. и далее
возникает закономерный вопрос, возможно ли, используя накопленную за
20 лет архивную телеметрическую информацию (ТМИ), более точно, обосно-
вано и детально определить состояние РС МКС и осуществить прогноз его
дальнейшего функционирования с определением остаточного ресурса обору-
дования.
2. Интеллектуальный анализ ТМИ на основе цифровых
идентификационных моделей
Исследование динамики процессов при решении задач контроля в процессе
управления полетом космических аппаратов (КА) позволяет сделать вывод
о перспективности и практической значимости разработки систем анализа
информации, использующих современные технологии обработки данных и
методов интеллектуального анализа (Data Mining) [2].
Состояние комплекса ресурсов КА является ключевым фактором при осу-
ществлении управления космическим полетом. Представляется целесообраз-
ным в качестве идентификационной модели комплекса ресурсов рассматри-
вать цифровой двойник КА. Под цифровым двойником будем понимать ре-
зультат обработки ТМИ, актуальный для текущего момента времени [3]. Этот
результат позволит оценить, как состояние отдельных ресурсов и уровень де-
градации определенных технических характеристик, так и степень взаимо-
влияния ресурсов. По сути актуальный результат обработки ТМИ представ-
ляет собой динамический слепок (текущий набор) аналитических выводов о
состоянии комплекса на основе анализа реальных данных ТМИ (текущих и
архивных). В этом состоит основное отличие от имитационной модели, ко-
торая может лишь приближенно моделировать реальное функционирование
КА на основе математического описания свойств элементов реального КА
или его составных частей.
Анализ возможностей математического аппарата обработки данных и
обобщения опыта управления полетом различных КА с учетом практиче-
ских потребностей специалистов управления полетом позволил определить
следующие методы исследования [4]:
162
кластерный анализ данных для определения аномалий или отклонений
в состоянии КА или его составных частей;
вейвлет-преобразование для определения и локализации аномалий в от-
дельной составной части КА;
прогнозирование на основе определения тенденций изменения телемет-
рических показателей (“параметров”) КА с применением методов анализа вре-
менных рядов.
Основной целью методики интеллектуального анализа и прогнозирования
состояния является поиск скрытых и неочевидных закономерностей, откло-
нений или аномалий в больших объемах накопленной (архивной) ТМИ. Наи-
больший интерес с практической точки зрения представляет анализ состоя-
ния для незаменяемого или заменяемого с высокой трудоемкостью оборудо-
вания РС МКС. К настоящему времени задача управления на основе про-
гнозирующих моделей применительно к приборам и агрегатам РС МКС не
ставилась. Они заменялись или после отказа, или по выработке ресурса.
На первом этапе обучения по данным ТМИ, собранным при номинальной
работе КА, с использованием различных алгоритмов строится база данных
номинальных состояний, соответствующих нормальному (среднестатистиче-
скому) или штатному функционированию КА, что определяется по анализу
технического состояния КА на предыдущих этапах полета или на аналогич-
ных КА. Обработанные данные при этом формируют базу знаний номи-
нальных состояний. На втором этапе “рабочем” производится анализ состоя-
ния КА, при котором в режиме реального времени поступает текущая ТМИ
от КА, производится анализ (на основе соответствующих алгоритмов Data
Mining) и результаты обработки соотносятся с данными из базы номинальных
состояний. Если устанавливается соответствие (по определенному критерию)
данных из базы с поступившими данными, то входящие данные пополняют
¾номинальную¿ базу данных. При несоответствии фиксируется отклонение
и происходит предупреждение оператора о выявленной аномалии.
3. Алгоритмы интеллектуального анализа
Интеллектуальный анализ состояния комплекса ресурсов РС МКС пред-
лагается осуществлять с использованием следующих алгоритмов:
кластерного анализа методом k-средних с еклидовой метрикой;
непрерывного вейвлет-преобразования;
процедуры кумулятивных сумм для временного ряда телеметрических
параметров.
Данные, которые передаются в составе ТМИ КА, содержат значение теле-
метрических параметров (ТМП), по которым реализуется функция контро-
ля состояния КА в процессе управления полетом. При этом значения ТМП,
сформированные на борту КА специализированной аппаратурой в данный
момент времени, будут образовывать многомерный вектор состояния. Та-
ким образом, под вектором технического состояния КА, или его системы,
будем понимать многомерный вектор Xm, образованный значениями ТМП
xi, (i = 1,... ,N, где N
общее количество фиксируемых ТМП) сформиро-
163
ванных на определенный момент времени. Процедурам кластеризации будем
подвергать получаемые векторы.
Необходимость осуществить кластеризацию векторов технического состоя-
ния КА данных обусловлена наличием различных режимах работы КА в про-
цессе полета и соответственно номинальных, но различных значений ТМП.
Процесс орбитального движения КА, его ориентация в пространстве и внут-
реннее взаимовлияние оборудования КА при функционировании, также сле-
дует приводить к различным, но штатным состояниям КА.
Выбор алгоритма кластеризации основывался на следующих факторах:
возможность использования для анализа данных (текущих и архивных)
функционирования любой составной части КА;
высокая скорость вычислительного процесса для работы с ТМИ, посту-
пающей с борта КА в режиме реального времени;
оперативность (без задержек в процессе анализа) обнаружения анома-
лий в поступающих данных.
Были проанализированы как иерархические, так и неиерархические мето-
ды кластерного анализа. Учитывая значительные объемы накопленных дан-
ных за 20-летний период эксплуатации МКС, иерархические методы были
исключены из рассмотрения сразу из-за их большой трудоемкости исполь-
зования на начальном этапе. Для неиерархических методов, из-за большого
количества их разновидностей, ограничились изучением методов: k-средних,
c-средних, ЕМ-алгоритма, FOREL, распространения близости (АР). Для вы-
числения расстояния между векторами исследовались различные метрики.
Выбор метрики является ключевым моментом исследования, от которого в
основном зависит окончательный вариант разбиения объектов на классы при
данном алгоритме разбиения. В конечном итоге, были использованы метри-
ки: евклидово расстояние, манхэттенское расстояние и расстояние Чебышева.
В целях апробации анализа эффективности применения представленного
метода кластерного анализа было проведено создание кластерной базы дан-
ных ТМИ системы исполнительных органов спуска (СИОС) транспортного
пилотируемого корабля (ТПК) “Союз”. Контроль состояния и функциониро-
вания данной системы осуществляется на основе восьми значений ТМП, ко-
торые измеряются независимыми аналоговыми датчиками температуры (че-
тыре штуки) и давления (четыре штуки). При построении кластерной базы
данных номинального и штатного состояния СИОС использовались восьми-
мерные векторы X8, образованные четырьмя значениями датчиков темпера-
туры и четырьмя значениями датчиков давления в топливных баках и бал-
лонах наддува.
В отборе для построения базы знаний была использована архивная ТМИ,
полученная при полете двух ТПК типа “Союз”, при которых было зафик-
сировано штатное состояние СИОС. Используя эти данные, были получе-
ны 2252 восьмимерных вектора, которые описывают номинальное состоя-
ние СИОС. Далее, для кластеризации методом k-средних, определено оп-
тимальное количество кластеров с учетом следующих средних значений раз-
ных критериев кластеризации, в том числе: силуэтный коэффициент, индекс
Калинского-Харабаза, индекс Дэвиса-Болдина, среднее внутрикластерное
164
M
0
500
1000
1500
2000
2500
-0,05
-0,10
-0,15
-0,20
0,25
-0,30
D
Рис. 1. График отклонений Δ векторов при номинальном функционировании
СИОС.
расстояние и коэффициент нечеткости разбиения. В результате было выбрано
25 кластеров для метода k-средних.
Все восьмимерные векторы, образованные значениями ТМП, прошли про-
цедуру нормирования:
Xij
Zij =
max(Xj )
Визуализация созданной базы данных номинальных состояний состоит в
вычислении Евклидова расстояния от отдельного вектора до центра ближай-
шего кластера:
Δ = ρ(xi,xk) - ρmaxk
где:
v
u
u∑
ρ (xi, xk) =
(xie - xke)2, e = e = 1, 8,
e=1
ρmaxk
максимальное значение расстояния от центра кластера до вектора
или радиус кластера.
Расчет отклонения Δ визуально представляет сравнение радиусов сфер
в восьмимерном пространстве. Если значение Δ отрицательное, то радиус
сферы для данного вектора меньше, чем радиус соответствующего ему кла-
стера, т.е. вектор находится внутри номинального кластера. Положительное
же значение Δ соответствует случаю нахождения вектора вне границ номи-
нальной области функционирования. Как видно из графика на рис. 1, при
165
D
DE
Аномалия по ДК
2,0
1,5
1,0
0.5
0
100
200
300
400
500
600
N
-0,50
Рис. 2. График отклонений Δ “аномальных” векторов.
номинальном функционировании бортовой системы отклонения Δ векторов
всегда отрицательны (кроме случаев, когда Δ = 0, т.е. на границе кластера),
что соответствует входимости вектора в кластер, т.е. номинальному функ-
ционированию.
С базой данных номинальных состояний были соотнесены и векторы, по-
лученные с использованием данных, полученных при полете другого ТПК
“Союз”, при котором были отмечены незначительные отклонения в значе-
ниях температурных параметров. С использованием этих векторов, условно
назовем их “аномальными”, получен график отклонений, представленный на
рис. 2.
Вертикальная прерывистая линия на графике означает момент обнару-
жения аномалии в функционировании СИОС ТПК “Союз” в реальном поле-
те на основании экспертного анализа специалиста по контролю. Критерием
проявления аномалии в состоянии контролируемого объекта для метода кла-
стерного анализа служит появление отклонения Δ в области положительных
значений, что может сигнализировать о возникшей аномалии в работе систе-
мы. В рассмотренном примере, начиная с примерно 200-го вектора, имеется
тенденция в постоянном увеличении значения Δ. Так как каждому вектору
ставится в соответствие временное значение (реальные дата и время), можно
сказать, что состояние системы постепенно отклоняется от своей номиналь-
ной работы. Момент обнаружения такого отклонения N = 200 соответствует
31.07.2013, в то время, как в реальных условиях аномалия достигает предель-
но допустимых значений при N = 348, что соответствует 08.10.2013, т.е. пред-
лагаемый метод обнаруживает аномалию раньше на 2 мес (2 мес и 7 дней).
Практически важным результатом анализа при управлении полетом
КА является определение места возникновения аномалий как предвестни-
ков нештатных ситуаций (НШС). Для этого предлагается комплексировать
166
несколько методов интеллектуального анализа в рамках одной задачи опреде-
ления аномалий с целью уменьшения пределов неоднозначности ее решения.
Основной принцип предлагаемой методики состоит в том, что после кла-
стерного анализа совокупности телеметрических параметров КА, каждый
отдельно взятый физический телеметрический параметр проходит дополни-
тельный специальный способ исследования, а именно применение процедуры
вейвлет-анализа. Задача интеллектуального анализа решает вопрос не только
выявления факта аномалий, но и определения причин и источников возник-
шей аномалии, а также в определении тенденций ее развития в последующие
интервалы времени.
Как известно, значения ТМП КА на начальных этапах обработки рассмат-
риваются в определенной шкале времени. В результате сплайновой аппрок-
симации значений получается кривая, которую можно интерпретировать как
частотный сигнал.
Предлагаемый метод диагностики аномалий в работе составных частей КА
состоит в том, чтобы выполнить анализ сигнала, сформированного из ряда
значений ТМП, с выявлением в нем нежелательных изменений и аномалий,
предшествующих возможным НШС. Анализ выполняется с использованием
специального математического аппарата - вейвлет-анализа.
Вейвлет-преобразование представляет собой интегральное преобразова-
ние, в котором осуществляется свертка двух функций, одна из которых -
вейвлет, а вторая - функция исследуемого сигнала [5]. Анализирующей функ-
цией вейвлет-преобразования является не синусоида (комплексная экспонен-
та), “растянутая” по всей временной оси, а локализованный “всплеск”, или
“вейвлет”.
С точки зрения интеллектуального анализа ТМИ получаем частотное на-
полнение сигнала и моменты времени возникновения соответствующих этим
частотам изменений в сигнале, т.е. обнаруживаем факт появления аномалии
или НШС. Данному анализу подвергаются отдельные ТМП, которые описы-
вают состояние характерных мест контролируемого оборудования КА, тем
самым локализуя аномалию в конструкции КА.
Апробация предлагаемого метода интеллектуального анализа проведена
следующим образом. На вход алгоритма поступает ТМИ, прошедшая ста-
дию предварительной обработки и представляющая собой конкретный па-
раметры, отражающие состояния КА, привязанные к конкретному момен-
ту времени и имеющие установленную размерность физических величин.
Выбор вейвлета осуществляется на основе информации о диапазоне значе-
ний ТМП, количестве локальных максимумов в ряде значений исследуемо-
го ТМП на рассматриваемом интервале времени, а также на основе сопо-
ставления величины модулей вейвлет-коэффициентов преобразования для
случаев применения различных вейвлет-функций. Результатом процедуры
вейвлет-преобразования является матрица вейвлет-коэффициентов, и ее ана-
лиз позволяет обнаружить в исследуемом сигнале аномальное изменение
его значений и выявить возникающую НШС по величине и характеру по-
ведения вейвлет-коэфициента. Обнаружение и локализация аномалий или
НШС решает задачу выделения из общего числа вычисленных вейвлет-
167
Рис. 3. Номинальное состояние ТМП и график вейвлет-коэффициентов.
коэффициентов и производится фиксирование момента времени возникно-
вения аномалии или НШС.
Проверка работы методики анализа ТМИ с помощью предлагаемого спе-
циального математического аппарата выполнялась для системы кондициони-
рования воздуха (СКВ) из состава служебных систем РС МКС. Был выбран
ТМП температуры хладона 2Т223 на входе компрессора СКВ как харак-
терный ТМП для данной системы. Номинальная работа СКВ показана на
рис. 3. При этом верхний график демонстрирует значение ТМП температу-
ры хладона 2Т223, а нижний график величину соответствующего вейвлет-
коэффициента.
На рис. 4 представлены обработанные значения этого ТМП на интервале
времени, когда была зафиксирована НШС. При этом автоматика отключи-
ла компрессор СКВ на основе внутренней логики управления, а специалист
управления не идентифицировал и не локализовал ситуацию, поскольку из-
менение ТМП было весьма незначительно и составило 6 градусов, что визу-
ально заметить очень тяжело на фоне значений остальных ТМП.
Как видно из рис. 4 вейвлет-преобразование более наглядно отражает из-
менение значения ТМП на том самом участке, где происходит НШС. Резкое
(более чем в 10 раз) изменение вейвлет-коэффициента служит критерием
для автоматизированного обнаружения и локализации НШС, что позволя-
ет повысить оперативность ее выявления. Предлагаемая методика позволяет
168
40
20
0
-20
-40
18:14:24
18:28:48
18:43:12
18:57:36
19:12:00
19:26:24
19:40:48
Время
30
0
-30
-40
500
1000
1500
2000
2500
3000 N отсчеты
Рис. 4. Значение ТМП и график вейвлет-коэффициентов при НШС.
автоматически исследовать процесс изменения значения ТМП и развития
НШС с использованием обновляемой базы данных вейвлет-коэффициентов,
характеризующих номинальное поведение этих параметров.
Для решения задачи прогнозирования технического состояния на осно-
ве определения тенденций изменения параметров состояния КА рассмотрена
возможность применения методов анализа временных рядов. Поскольку зна-
чения ТМП в потоке ТМИ от КА следуют через определенные и равные
промежутки времени, то эта последовательность представляет собой клас-
сический временной ряд. Для его анализа применим методы исследования
временных рядов. Наиболее применимой для задач прогнозирования харак-
теристикой временного ряда следует считать величину тренда. Тренд ряда
выявляет прямое влияние процесса или режима, происходящего на борту КА
на контролируемый ТМП.
Исходя из опыта управления КА и свойств процессов и режимов работы,
происходящих на борту, можно выделить:
номинальный - тренд для определенной группы ТМП характерно и
достоверно описывает номинальный процесс на борту КА;
неноминальный - отклонение от номинального тренда ТМП выше до-
пустимой величины, а также иное направление изменения величины ТМП;
нехарактерный - появление тренда у ТМП, для которых он не характе-
рен или не запланирован.
169
33
32
31
30
29
28
27
Рис. 5. Тренд напряжения на АБ на длительном интервале.
В основе рассматриваемого метода контроля состояния на основе анализа
временных рядов лежит именно выявление тренда. Для практических задач
анализа при управлении полетом КА важен факт перехода в тренд значения
какого-либо ТМП или группы ТМП. Величина тренда и возможная динами-
ка в будущем необходимы для соотнесения с привлекаемыми ресурсами или
запасами и последующего вычисления располагаемого времени до достиже-
ния предельно допустимых значений ТМП или исчерпания ресурсов или за-
пасов КА. При этом “располагаемое время” является самостоятельным пара-
метром, сгенерированным в результате подобного интеллектуального анализа
ТМИ КА.
Для апробации метода был применен метод кумулятивных сумм. Мо-
мент изменения свойств случайной независимой последовательности ТМП
(Y1 . . . Yt), которая до момента наступления нехарактерного/неноминального
тренда описывается распределением с плотностью fθ0 (Yt), а после распре-
делением с плотностью fθ1 (Yt).
Достаточно наглядно данный метод продемонстрировал поведение акку-
муляторной батареи (АБ), что представлено на рис. 5.
Принципиальная схема описанной методики интеллектуального анализа
и прогнозирования состояния российского сегмента международной косми-
ческой станции на основе цифрового двойника изображена на рис. 6. При
этом номинальные данные получаются на начальном этапе полета ОМ в про-
170
Рис. 6. Принципиальная схема интеллектуального анализа.
цессе проведения летных испытаний. В этот период все ТМП подвергаются
детальному анализу и определяются параметры номинальных состояний. На
базе этих данных формируется цифровой двойник, имитирующий номиналь-
ное состояние объекта. Вновь поступающие данные соотносятся с использо-
ванием трех вышеперечисленных методов, формируются данные о текущем
состоянии и осуществляется прогноз.
4. Заключение
Задача интеллектуального анализа ТМИ для управления полетом КА яв-
ляется своевременной, обоснованной и актуальной по следующим основным
причинам:
наличие базы информации за 20 лет эксплуатации РС МКС;
продолжающаяся в настоящий момент эксплуатация РС МКС и пред-
полагаемое в дальнейшем продолжение полета;
необходимость прогнозирования поведения приборов, агрегатов и со-
ставных частей РС МКС в будущем с учетом возрастания внешних воздей-
ствующих факторов космического пространства.
Имеющийся математический аппарат и архивные данные позволяют при-
ступить к решению поставленной задачи.
Решение задачи обеспечит наличие эффективного инструмента, методик и
данных, перспективного для будущего применения, и позволит реализовать:
прогноз вероятности выходов из строя или изменения эксплуатационных
характеристик, входящих в состав РС МКС приборов и агрегатов;
прогноз вероятности выходов из строя или изменения эксплуатационных
характеристик составных частей МКС с учетом взаимного влияния функцио-
нирования приборов и элементов;
171
подготовку работ по замене прибора до формальной выработки ресурса
или формирование комплекта запасного оборудования на основе полученного
прогноза “располагаемого времени” и выявленных тенденций изменения ха-
рактеристик элементов, если расчетный прогноз выявит тенденции к отказу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соловьёв В.А., Лысенко Л.Н., Любинский В.E. Управление космическими по-
летами: Уч. пос. в 2 ч. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
2. Bakhtadze N., Lototsky V., Pyatetsky V., Lototsky A. Identification Algorithms Base-
donthe Associative Search of Analogs and Association Rules // Proc. Int. Conf. Time
Ser. Forecast (ITISE 2018) Granada, Spain, 19-21 September, 2018. P. 783-794.
ISBN: 978-84-17293-57-4.
3. Теория управления. Дополнительные главы. Уч. пос. Под ред. Д.А. Новикова.
М.: ЛЕНАНД, 2019.
4. Соловьев С.В. Направления интеллектуализации операций контроля, примени-
мых для оперативного управления полетом КА // Инженер. Журн.: наука и
инновации. 2018. Вып. 11. http://dx.doi.org/10.18698/2308-6033-2018-11-1824
5. Добеши И. Десять лекций по вейвлетам. Ижевск: РХД, 2001.
Статья представлена к публикации членом редколлегии Н.Н. Бахтадзе.
Поступила в редакцию 07.11.2019
После доработки 18.03.2020
Принята к публикации 25.05.2020
172