Автоматика и телемеханика, № 10, 2021
Заметки, хроника, информация
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОСМОНАВТИКИ Ю.П. ПОРТНОВА-СОКОЛОВА
(к 100-летию со дня рождения)
DOI: 10.31857/S0005231021100135
5 августа 2021 г. исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Петровича
Портнова-Соколова крупного ученого в области теории построения борто-
вых систем управления объектами ракетно-космической техники.
После окончания в 1946 г. с отличием Московского авиационного инсти-
тута Ю.П. Портнов-Соколов, проработав три года на кафедре МАИ, посту-
пил на работу в Институт автоматики и телемеханики АН СССР (ИАТАН)
(в настоящее время Институт проблем управления РАН). Здесь он про-
шел яркий творческий путь и проработал до последних дней своей жизни
(до 2004 г.).
Уже в начале своей деятельности Юрий Петрович был привлечен к рабо-
там по ракетно-космической технике, которые возглавил в ИАТАН Б.Н. Пет-
ров - будущий академик, вице-президент АН СССР.
При исследовании динамики мощного жидкостного реактивного двигателя
(ЖРД) Юрием Петровичем Портновым-Соколовым были получены приори-
165
тетные результаты модели двигателя как объекта управления и принципы
его регулирования, которые легли в основу многих дальнейших работ в об-
ласти управления силовыми установками жидкостных ракет.
При создании межконтинентальной ракеты Королева, получившей рабо-
чее название Р-7, возникла проблема терминального управления расходова-
нием топлива через воздействие на тягу и коэффициент соотношения мно-
годвигательной установки ракеты блочной компоновки. Эта проблема была
абсолютно новой, не было никаких прототипов решений, даже отдаленно при-
ближающихся к возникшим здесь новым задачам.
При разработке этой проблемы коллективом сотрудников Института, ру-
ководимым Ю.П. Портновым-Соколовым, были получены основополагающие
результаты в создании бортовых терминальных систем управления расхо-
дованием топлива (СУРТ). В этих системах использовалась информация о
запасах и расходах топлива, а также инерциальная информация для воз-
действия на расход топлива, т.е. на тягу ЖРД и на соотношение расходов
компонентов топлива. Генеральная цель их функционирования состоит в ми-
нимизации гарантийных запасов топлива, что при неизменном стартовом ве-
се топлива позволяло использовать высвободившиеся гарантийные запасы
для увеличения сжигаемого в ЖРД количества компонентов топлива, т.е.
для увеличения конечной скорости ракеты. Установка таких систем на бор-
ту ракеты повышает на 10-15 % энергетические характеристики носителя и
соответственно увеличивает дальность стрельбы, массу полезного груза или
высоту орбиты, на которую груз выводится.
При участии коллектива Института, руководимого Ю.П. Портновым-
Соколовым, была создана система управления расходованием топлива раке-
ты Р-7, с помощью которой 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого
спутника ПС-1, а 12 апреля 1961 г. полет Ю.А. Гагарина на корабле “Во-
сток”.
В итоге более чем полувековых работ под руководством Ю.П. Портнова-
Соколова сформировалось новое направление совершенствования ракет-
носителей с жидкостными ракетными двигательными установками на основе
создания широкого класса терминальных систем управления расходованием
топлива. Были разработаны технология проектирования таких систем и ряд
серийных систем управления СУРТ, являющихся неотъемлемой частью всех
мощных жидкостных ракет, от первой ракеты Р-7 до ракет-носителей “Про-
тон”, “Зенит”, “Энергия” и проектируемых в настоящее время перспективных
ракет-носителей (“Союз-5”, семейство “Ангара”, “Аврора”).
Участие в этих работах потребовало адаптации коллектива научных со-
трудников ИАТ, руководимого Ю.П. Портновым-Соколовым, к условиям ра-
боты в режиме опытно-конструкторской разработки (ОКР). Новые принципы
построения и методы синтеза получали воплощение в конструкторской до-
кументации и технологии разработки систем управления. Помимо участия в
разработке эскизных проектов, создания алгоритмов управления, максималь-
но приближенных к условиям их реализации на бортовых вычислительных
средствах, формирования эксплуатационных характеристик систем управле-
166
ния на основе оценки их динамики и точности, ОКР включает создание доку-
ментации, регламентирующей технологию стендовой и натурной отработок.
В состав такой документации входят тестовые примеры для контроля пра-
вильности функционирования бортового программного обеспечения, имита-
ционные программные модули для проведения предпускового моделирова-
ния, методики адаптации алгоритмов управления к условиям конкретного
пуска, оценки функционирования системы управления при стендовых и на-
турных испытаниях.
За работы в области практической космонавтики Ю.П. Портнов-Соколов
награжден высокими правительственными наградами и дважды удостоен Го-
сударственной премии СССР.
В процессе разработки конкретных бортовых систем и исследований раз-
личных задач терминального управления возникло понимание, что борто-
вые терминальные системы имеют свою специфику и занимают определен-
ное место в общем ряду систем автоматического управления. Практические
задачи, возникающие в ракетно-космической технике, послужили толчком к
разработке теории бортовых систем терминального управления и система-
тическому изложению теории и накопленного опыта в специальной моногра-
фии. Основная особенность развитых методов синтеза заключается в том, что
все они инициированы практическими нуждами проектирования бортовых
систем управления и учитывают реальные условия эксплуатации объектов
ракетно-космической техники.
На основе обобщения результатов исследований в теории бортовых терми-
нальных систем управления Ю.П. Портновым-Соколовым создана научная
школа в области теории терминального управления.
В 90-х гг. XX в. Ю.П. Портновым-Соколовым был выполнен цикл работ по
проблеме безопасности и управлению риском объектов ракетно-космической
техники, отмеченный в 2004 г. Премией РАН им. акад. Б.Н. Петрова.
В основе этих работ лежит концепция управления безопасностью по обоб-
щенному критерию, учитывающему различные факторы риска. Обеспечение
безопасности охватывает основные этапы жизненного цикла объектов, начи-
ная от формирования проектного облика до этапа сопровождения эксплуата-
ции. Здесь используются средства проектно-технического и эксплуатационно-
технического управления. В системах управления совершенствуются их прин-
ципы действия с приоритетом критерия безопасности и реализуются отказо-
устойчивые алгоритмы формирования управления.
Творческий жизненный путь Ю.П. Портнова-Соколова является ярким
примером служения своей стране, науке, идее.
Фундаментальность и жизнестойкость сформировавшегося в итоге на-
правления в ракетодинамике подтверждается в настоящее время востребо-
ванностью бортовых терминальных систем управления расходованием топ-
лива в современных средствах выведения. Институт продолжает и развивает
работы, начатые под руководством Ю.П. Портнова-Соколова, активно участ-
вуя в совершенствовании новых перспективных ракет-носителей, повышая их
энергетические характеристики, безопасность и, как следствие, повышая рей-
167
тинг отечественных ракет-носителей на коммерческом рынке выведения на
космические орбиты полезных нагрузок
Основные результаты пройденного пути составляют как научное насле-
дие, содержащееся в многочисленных статьях, монографии и изобретениях,
так и значительный личный вклад Ю.П. Портнова-Соколова в практическую
космонавтику. Однако, пожалуй, самым главным в наследии Ю.П. Портнова-
Соколова является создание коллектива единомышленников, который и в на-
стоящее время развивает его идеи и сохраняет востребованность Института
в области практической космонавтики.
В.П. Иванов, д-р техн. наук (vladguc@ipu.ru)
168