Автоматика и телемеханика, № 4, 2021
К 100-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА РАН А.А. КРАСОВСКОГО
DOI: 10.31857/S0005231021040012
В Москве 2 июня 2003 г. трагически погиб академик РАН Александр
Аркадьевич Красовский, выдающийся отечественный ученый и учитель боль-
шого числа известных советских и российских научных работников и кон-
структоров, известный в мире специалист высочайшего уровня в области
теории и систем управления, навигации и наведения летательных аппара-
тов, автоматизированных информационных и управляющих систем, родо-
начальник с неоспоримым мировым приоритетом двух крупных научно-
технических направлений, получивших развитие и внедрение во многих стра-
нах: одноканальные системы измерения и управления, а также системы на-
вигации и наведения по геофизическим полям Земли, председатель Всесоюз-
ной комиссии по адаптивному управлению при Научном совете “Кибернети-
ка” АН СССР, начальник кафедры Пилотажно-навигационных комплексов
(и авиационных тренажеров) Военно-воздушной инженерной академии име-
ни проф. Н.Е. Жуковского, профессор названной кафедры, лауреат Государ-
ственной премии СССР и Государственной премии РФ, Герой Социалистиче-
ского Труда, генерал-майор авиации, доктор технических наук, профессор.
10 апреля 2021 г. Александру Аркадьевичу исполнилось бы 100 лет. Он ро-
дился в г. Калата под Екатеринбургом. Отец, Красовский Аркадий Алексан-
дрович, - известный в России инженер-путеец, дворянин, почетный гражда-
нин Екатеринбурга, окончил Фрайбургскую горную академию, поддерживал
Советскую власть, мать - Евфалия Красовская, энциклопедически образо-
ванная, разносторонне талантливая женщина, воспитавшая четверых детей.
Известно, что несколько лет она жила в семье Д.И. Менделеева.
Еще в средней школе у Шурика (так его называли в детстве и в узком
кругу - всю жизнь) сформировалось призвание к общей физике, инженер-
3
ным проектам, изобретениям. Школу закончил с отличием (единственная
четверка по рисованию). В последующем близко знавшими его людьми он
характеризовался как талантливый инженер с высокоразвитой научной ин-
туицией и превосходным физическим образованием.
Свою первую научную статью “О вязкости электронного газа” А.А. Кра-
совский опубликовал в Журнале экспериментальной и теоретической физики
(ЖЭТФ) в 1940 г., будучи студентом 2-го курса физико-математического фа-
культета Уральского государственного университета имени А.М. Горького в
г. Свердловске. Таких прецедентов в Уральском университете еще не было,
поэтому ректорат присудил ему Сталинскую стипендию из пяти стипендий,
выделенных для университета.
В университете Александр Аркадьевич окончил три курса, а с первых дней
Великой Отечественной войны был зачислен в роту связи, где самостоятельно
начал работать над проектом электромагнитной танковой пушки. По завер-
шении проекта написал Сталину. Самое удивительное, что в 1941 г. на это
письмо отреагировали: из роты связи, позже целиком погибшей под бомбеж-
кой, его вернули в университет. Много лет спустя, на своем 60-летнем юбилее,
Александр Аркадьевич отмечал, что остался в живых один из 10 сверстников,
поэтому должен был работать за десятерых.
В январе 1942 г. в числе сильнейших студентов УГУ был принят в ВВИА
им. проф. Н.Е. Жуковского, которая к тому времени была эвакуирована в
г. Свердловск. Вся последующая жизнь, учеба, работа и научные достижения
были связаны с этой академией.
Кандидатскую диссертацию, посвященную в основном операторному ме-
тоду интегральных квадратичных оценок, А.А. Красовский защитил в 1948 г.
В более 20 дальнейших публикациях (до 1970 г.) Александра Аркадьеви-
ча этот метод перерос в аналитическое конструирование систем управления
на основе минимизации функционала обобщенной работы (ФОР) - одно из
наиболее плодотворных теоретических направлений, созданных А.А. Красов-
ским.
Свою докторскую диссертацию А.А. Красовский защитил в 1952 г. Она
была посвящена управлению техническими объектами совершенно нового ти-
па - вращающимися ракетами, в ряде применений оттеснившими классиче-
ские технические решения. В 90-х годах XX века почти все изделия, создан-
ные Коломенским бюро машиностроения с участием А.А. Красовского и его
учеников первого поколения, пошли в массовое производство и поставляются
во многие страны. Американские аналоги были созданы позже и, вероятно,
независимо. За достигнутые результаты в этом направлении А.А. Красовский
с группой учеников в 1976 г. был удостоен Государственной премии СССР.
В 1953 г. А.А. Красовский возглавил вновь созданную в ВВИА им. проф.
Н.Е. Жуковского кафедру “Основы автоматики и телемеханики” (впослед-
ствии “Пилотажно-навигационные комплексы (и авиационные тренажеры)”,
широко известную как кафедра № 37). Позже при кафедре создавались меж-
отраслевые научные подразделения, нацеленные на развитие и внедрение
научных результатов кафедры. Александр Аркадьевич подчеркивал, что в
руководимой им кафедре он прежде всего стремился создать мощную науч-
4
ную школу и, как следствие, учебное подразделение вуза, способное доносить
ученикам различной формы подготовки мировые, отечественные и собствен-
ные достижения в авиационной автоматике. Сейчас можно утверждать, что
этой установке он успешно следовал всю свою творческую жизнь. В 1981 г.
А.А. Красовскому за научно-практические результаты, полученные лично и
руководимым им коллективом, было присвоено звание Героя Социалистиче-
ского Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”.
На кафедре одним из основных стало научное направление “Навигация и
наведение по геофизическим и физическим полям Земли”, зародившееся у
А.А. Красовского еще в 50-х годах. Созданный им и его учениками научный
задел получил применение в отечественных стратегических крылатых раке-
тах, принятых на вооружение и обеспечивших в этом направлении паритет
с США. В 1993 г. А.А. Красовский вместе с группой своих учеников стал
(второй раз) лауреатом Государственной премии РФ.
В начале 1960-х годах А.А. Красовский занялся проблемой самонастраи-
вающихся систем. Его доклады на первом и втором конгрессах ИФАК, судя
по дискуссии, вызвали повышенный интерес. Идея экстремального приема
сигналов, впервые опубликованная А.А. Красовским в журнале “Автоматика
и телемеханика” в 1961 г., получила широкую реализацию лишь в 90-х годах
в форме радиоприемников с цифровой автоматической настройкой на макси-
мум сигнала несущей или огибающей (для мегагерцовых и более высоких ча-
стот). Аналогичное достижение зарубежной радиоэлектроники, по-видимому,
независимое, вызвало переворот в области связи.
Концепция самонастройки получила дальнейшее развитие в виде са-
моорганизующихся оптимальных регуляторов с экстраполяцией. Впервые
соответствующая аббревиатура СОРЭ прозвучала в пленарном докладе
А.А. Красовского в 1995 г. на юбилейной сессии Института проблем управ-
ления им. В.А. Трапезникова. В последующих статьях Александр Аркадье-
вич дал строгое доказательство существования оптимального времени экс-
траполяции, привел структурные схемы и алгоритмы двухконтурного ре-
гулятора, изложил целостное временнóе рассмотрение в детерминированно-
вероятностном приближении двухконтурного СОРЭ биномиального типа,
ввел понятие самоорганизующейся системы на примере резервного пилотаж-
ного комплекса к штатной системе автоматического управления самолета
Ту-154М в качестве летающей лаборатории.
В начале 1960-х годов А.А. Красовский предложил конструкцию вращаю-
щегося гравитационного градиентометра со спаренными гантелями и син-
хронным детектированием на удвоенной частоте вращения, тем самым опе-
редив аналогичные разработки в США. В середине 1990-х годов продолжи-
лись работы возглавляемой им кафедры по созданию нового направления в
гравиметрии, сейсмометрии, геодезии, что дало принципиально новые кон-
цепции и конструктивные решения. В том числе были получены решения
по активно-пассивной системе амортизации (виброзащиты) технологическо-
го модуля космической станции, по сейсмометрии, т.е. обнаружению дальних
землетрясений на сейсмических станциях, по орбитальным (применительно
к космической технике) гравиметру и градиентометру, по мобильному на-
земному гравиметрическому мониторингу. Современная теория замкнутых
5
платформенных гравиинерциальных систем строится на основе таких фун-
даментальных разделов прикладной физики и техники, как микромеханика,
микроуправление, в создании которых А.А. Красовский принимал непосред-
ственное участие.
В конце 1980-х годов А.А. Красовский приступил к разработке направ-
ления ветроэнергетических установок с колебательным рабочим движением
(ВЭУК), что подразумевает теоретическое обоснование, конструктивные схе-
мы, принципы действия и элементную базу. Руководимые им исследования
включали и изучение ветрового потенциала на территории СССР и Евро-
азиатском континенте. Одновременно изучались данные по соотношению за
год между возобновляемой энергией, получаемой планетой Земля в области
ИК-излучения от Солнца, и энергией ветра, расходуемой в тропосфере над
сушей, морем, в струйных течениях. В 1997-2000 годах под руководством
А.А. Красовского были разработаны и переданы для проработки три обосно-
вания проектов ВЭУК для острова Кипр. В России серийное производство
ВЭУК планировалось начать с 2004 г., но по независимым от творческого
коллектива причинам проект остался нереализованным.
С конца 1980-х годов А.А. Красовским лично и под его руководством вы-
полнен широкий круг исследований по пассивной макроволновой радиолока-
ции, включая интерферометрическую радиопеленгацию. Основная область
применения - экологический мониторинг и безопасность.
К одному из крупнейших направлений как по количеству вовлеченных
специалистов, так и по объему выполненных под руководством А.А. Красов-
ского работ, несомненно, относится совокупность исследований кафедры по
интегрированным комплексам бортового оборудования (ИКБО) летательных
аппаратов разнообразного предназначения. Направление состоит в привлече-
нии фундаментальных теоретических работ, открытий и прогнозов к созда-
нию опережающих концепций бортовых комплексов. Оно реализовывалось в
содружестве с кафедрами высшей школы и системными отраслевыми инсти-
тутами, институтами Заказчика и конструкторскими бюро путем выполнения
предэскизных и эскизных проектов, участия в опытно-конструкторских ра-
ботах.
Часть описанного направления, с характерной спецификой, составляли ис-
следования А.А. Красовского и его учеников в области теоретических ос-
нов и практических решений авиационного тренажеростроения. А.А. Кра-
совский предложил основные пути формализации модели деятельности опе-
ратора (летчика) на базе результатов теории оптимального оценивания и оп-
тимального управления на основе функционала обобщенной работы. Этот
сплав передовых достижений науки об управлении и отечественной нейро-
и психофизиологии позволил сформулировать концепцию так называемого
оптимального электронного инструктора (ОЭИ).
Были и другие направления научной деятельности А.А. Красовского, ко-
торым он отдавал свои силы, но недетализируемые здесь. Это и физическая
теория управления, и циклическая фильтрация по Калману, и управление
в человеко-машинных системах, и законы сохранения и превращения общей
энтропии, и синергетика с принципом наименьшего действия управляемых
6
самоорганизующихся систем, и полиномиальные колебания нелинейных ди-
намических систем, и теоретическое обоснование (ученики эксперименталь-
но подтвердили) зеркально-дипольного излучения на несущей волне, равной
четырем геометрическим высотам полета летательных аппаратов в плотной
атмосфере.
А.А. Красовский с большой ответственностью относился к научно-органи-
зационной и педагогической деятельности. Он лично организовывал и воз-
главлял или входил в число организаторов большого числа Всероссийских и
отраслевых научных конференций, был членом редакционных коллегий ве-
дущих отечественных научных журналов по направлению автоматического
управления.
В 1961 г. А.А. Красовский в соавторстве с Г.С. Поспеловым издали моно-
графию “Основы автоматики и технической кибернетики”, явившуюся про-
рывом отечественной науки в области автоматического управления.
Но, пожалуй, основными достижениями А.А. Красовского являются со-
зданные им кафедра и научная школа при ней, личный вклад сотрудников и
выпускников которых получил высокую правительственную и общественную
оценку: один Герой Социалистического труда (А.А. Красовский), два дей-
ствительных члена АН СССР и РАН (Г.С. Поспелов, А.А. Красовский), де-
сять (двое дважды) лауреатов Государственных премий СССР и РФ, четверо
Заслуженных деятелей науки РФ и еще четверо удостоены других правитель-
ственных наград. На кафедре (в том числе под руководством А.А. Красовско-
го) подготовлены 32 (11) доктора технических наук и 213 (105) кандидатов
технических наук.
А.А. Красовский - автор 475 научных трудов, включая 20 книг и учебни-
ков, 188 научных статей и 42 изобретений, из которых три за единоличным
авторством.
Деятельность А.А. Красовского отмечена орденами Ленина (18.02.1981),
Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знаме-
ни (17.09.1975), Красной Звезды (30.12.1956), “Знак Почёта” (15.09.1961) и
медалями, в том числе “Серп и молот” (18.02.1981) и “За боевые заслуги”
(13.06.1952).
Память об Александре Аркадьевиче Красовском, ученом и человеке, на-
всегда останется в наших сердцах.
Редакционная коллегия журнала “Автоматика и телемеханика”
7