Автоматика и телемеханика, № 2, 2022
Управление в социально-экономических
системах
© 2022 г. В.Г. КЛЕПАРСКИЙ, д-р физ.-мат. наук (kleparvg@ipu.ru),
В.Е. ШЕЙНИС (scheynis@yandex.ru)
(Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва)
УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА:
РАСПОЛАГАЕМЫЕ АКТИВЫ И “ЖЕСТКОСТЬ” УПРАВЛЕНИЯ
С использованием “пассивного эксперимента” и метода квазирекур-
рентных точек на секущей плоскости Пуанкаре выявлен ход зависимо-
сти величины удельного регионального валового внутреннего продукта от
величины активов, остающихся у руководства региона после выделения
средств на удельные располагаемые доходы. Выявлено изменение ключе-
вых параметров динамического уравнения, обусловленное увеличением
“жесткости” управления в процессе развития отстающих регионов.
Ключевые слова: управление регионом, “пассивный эксперимент”, вало-
вой внутренний продукт, располагаемые активы, “жесткость” управления.
DOI: 10.31857/S000523102202009X
1. Введение
Управление регионом
крупномасштабной социально-экономической
системой (СЭС)
представляет собой сложнейший процесс реализации
управленческо-организационных мероприятий (УОМ), направленных на бо-
лее рациональное использование совокупного производительного потенциа-
ла (СПП) системы (см., например, [1, 2]). Реализуемое при этом выделе-
ние вполне определенной доли удельного регионального валового внутрен-
него продукта ВВПрег/чел на расходы по увеличению значений удель-
ного регионального располагаемого дохода
РДрег/чел
обеспечивает
должное поддержание социального равновесия в СЭС-регионе через повы-
шение благосостояния. Средства, остающиеся в распоряжении региональ-
ного руководства в качестве основной “движущей силы” развития регио-
на (задаваемые разностью Δрег/чел = ВВПрег/чел - РДрег/чел), определя-
ются “жесткостью”, проявляемой в процессе УОМ-активности институцио-
нальных структур иерархии управления. В условиях острой конкурентной
борьбы за материальные и нематериальные активы изучение особенностей
влияния “жесткости” управления на процесс формирования желательного
“русла” развития СЭС-региона (аттрактора в терминах нелинейной динами-
ки [3, 4]) является необходимым этапом выбора направления активности ин-
ституциональных структур иерархии управления. Оценка проявляемой при
этом эффективности УОМ-активности может быть выполнена с применени-
ем модификации метода трансверсальной секущей плоскости Пуанкаре (см.,
133
например, [3, 5]). Такая возможность открывается выявлением последова-
тельного изменения положения регионов (от одних наблюдаемых значений
ВВПрег/чел к другим) в группе (ансамбле) однотипных регионов в пределах
сложившегося “русла” развития при последовательном увеличении отноше-
ния (Δрег/чел)/ВВПрег/чел - параметра, в достаточной мере характеризую-
щего “жесткость” управления.
Предлагаемый подход открывает возможность прогнозирования дальней-
ших перспектив развития регионов с различными уровнями исходного состоя-
ния, что придает исследованиям в данном направлении не только фундамен-
тальный интерес, но и важное прикладное значение.
2. Основные модельные представления
При разработке адекватной модели эволюции сложной СЭС региона бу-
дем опираться, прежде всего, на результаты работы Андронова и Леонто-
вич (см., например, [4]), которые позволяют рассматривать динамические
системы первой степени негрубости как структурно устойчивые во множе-
стве негрубых систем. Этот теоретический результат позволяет рассматри-
вать эволюцию системы, развивающейся по квазипериодической траектории,
в рамках “загрубленного” описания движения системы по Андронову (см.,
например, [3, 4]). При таком подходе преодоление проблемы многомерности
в процессе рассмотрения эволюции динамической системы может быть осу-
ществлено с помощью приема, позволяющего свести анализ геометрии тра-
екторий в многомерном фазовом пространстве к изучению их пересечения с
двумерной плоскостью трансверсальным (поперечным к фазовому пото-
ку) сечением Пуанкаре [3, 5]. При этом будем полагать, что направленность
эволюции успешно функционирующей СЭС региона (в долгосрочном режи-
ме ее существования) должна определяться принципом наименьшей дисси-
пации. Для любой крупномасштабной СЭС это означает поддержание (при
соответствующем адекватном управлении) соразмерных потоков мате-
риальных, трудовых, информационных и иных ресурсов в режиме миниму-
ма общих (интегральных) издержек функционирования (см., например, [2]).
Согласно А.Н. Колмогорову, основным механизмом передачи эффективной
энергии в сложившейся своеобразной турбулентной среде следует рассмат-
ривать межкаскадное нелинейное взаимодействие (см., например, [6]). Это
условие позволяет пренебречь инерционными членами в уравнении эволюции
многокаскадной СЭС. Эволюционные изменения социально-экономических
параметров СЭС-региона оказываются вызванными градиентом СПП, созда-
ваемым посредством набора из n управляющих воздействий q. Для случая
превалирующей компоненты qi такие изменения могут быть с достаточной
точностью описаны в рамках потенциального приближения:
∂C
∂W
(1)
=
+ ξ(t).
∂q1
∂C
n=i
Здесь W - совокупный производительный потенциал системы (СПП), C -
параметр СЭС, ξ(t) - влияние возможных возмущений.
134
Выявление созидательной УОМ-активности структур управления в про-
цессе многомерного и многофакторного формирования желательного “рус-
ла” эволюции СЭС-региона возможно с применением “пассивного экспери-
мента”. Результатом “эксперимента” являются значения наблюдаемых вели-
чин (социально-экономических показателей), представленных в виде времен-
ных рядов или пространственных распределений. Необходимо, однако, отме-
тить, что в реальных условиях, когда потенциал системы СПП и внешние
условия могут существенно изменяться во времени, успешное использование
методов оценивания эволюционных изменений канала аттракции при рас-
смотрении отдельных этапов долгосрочного развития неизбежно ограничено
краткостью периода наблюдения. При этом возникает проблема малых вы-
борок и коротких временных рядов, решение которой возможно лишь при
определенном структурировании данных “пассивного эксперимента”. В слу-
чае изучения особенностей как долгосрочного, так и догоняющего развития
такое структурирование можно реализовать выделением основного “парамет-
ра порядка” величины ВВПрег/чел в качестве ординаты и выделением па-
раметра, характеризующего “жесткость” управления. Применение модифи-
кации метода секущей плоскости Пуанкаре позволяет заменить анализ ре-
зультатов многократного (в течение достаточно длительного периода вре-
мени) прохождения секущей плоскости траекторией одиночной исследуемой
системы (региона) анализом результатов одноразового (в течение краткого
периода времени) прохождения трансверсальной плоскости пучком траек-
торий рассматриваемого набора (ансамбля) однородных систем. При этом
объединение СЭС в группы (ансамбли) может быть проведено по результа-
там “пассивного” эксперимента, как это было выполнено в [5]. Наблюдаемое
выстраивание квазирекуррентных точек пересечения траекториями регионов
сформированного ансамбля систем с двумерной плоскостью сечения (с вы-
бранными координатами Y (X)) позволяет получить (графически) для даль-
нейшего анализа желаемую зависимость y = f(x). В качестве ординаты мо-
жет быть выбрана величина ВВПрег/чел, а в качестве абсциссы та доля
ВВПрег, что определяется отношением величины результирующей разности
Δрег/чел = ВВПрег/чел - РДрег/чел к общей величине ВВПрег/чел. Величи-
на этого отношения в значительной мере характеризует проявляемую руко-
водством СЭС “жесткость” управления. Изменение положения СЭС-региона
в системе выбранных координат секущей плоскости позволяет уточнить дета-
ли взаимного расположения регионов в сложившихся ансамблях. Как резуль-
тат, появляется возможность выявления для любого региона его положения
среди однотипных СЭС-регионов. Тем самым возникает возможность сравни-
тельной оценки эффективности УОМ-активности, де-факто реализованной в
процессе функционирования систем исследуемого ансамбля.
3. Исследование динамики развития сложившихся групп
федеральных земель Германии
Для изучения особенностей динамики догоняющего развития отстающих
регионов в пределах сложившейся группировки СЭС-регионов современ-
135
136
1
25
2
24
3
10
23
7
6
5
22
21
4
5
9
20
1
2
8
3
19
18
4
17
16
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
ВВП рег/чел (тыс.Евро)
Рис. 1. Зависимость величины удельного регионального располагаемого дохо-
да - РДрег/чел от величины удельного регионального валового внутреннего
продукта ВВПрег/чел. Номера точек для верхних линий соответствуют номе-
ру “старой” федеральной земли в таблице (1 - Бавария, 2 - Баден-Вюртемберг,
3 - Гессен, 4 - Рейнланд-Пфальц, 5 - Сев. Рейн-Вестфалия, 6 - Нижняя Сак-
сония, 7 - Шлезвиг-Гольштейн, 8 - Саар, 9 - Бремен, 10 - Гамбург). Для
нижней линии номера точек соответствуют “новым” землям: 1 - Тюрингия,
2 - Саксония-Ангальт, 3 - Саксония, 4 - Мекленбург, 5 - Бранденбург.
ной мир-экономики были выбраны федеральные земли Германии стра-
ны, добившейся внушительных успехов в процессе социально-экономического
развития. Появление в составе Германии “новых” федеральных земель да-
ет возможность сопоставить особенности развития “старых” земель и “но-
вых”, оказавшихся в положении своеобразной полупериферии. Достигну-
тые федеральными землями значения удельного регионального валового
продукта
ВВПрег/чел, величины удельного располагаемого дохода
РДрег/чел, доля удельных региональных расходов на исследования и разви-
тие (РИиР)рег/чел в общей величине ВВПрег/чел сконцентрированы в таб-
лице (по данным министерства экономики ФРГ за 2017 г.). В этой же таблице
представлена та доля ВВПрег/чел, что остается в распоряжении руководства
на проведение УОМ-активности по развитию СЭС-региона, а именно та доля,
что определяется отношением Δрег/чел к общей величине ВВПрег/чел.
Данные, представленные в таблице, позволяют заметить, прежде всего,
разный уровень социально-экономического развития и благосостояния “ста-
рых” и “новых” федеральных земель Германии. Для наглядного сопоставле-
ния уровня благосостояния, достигнутого СЭС-регионами, на рис. 1 были по-
строены зависимости значений удельного регионального располагаемого до-
хода РДрег/чел от величины ВВПрег/чел для сложившихся групп федераль-
ных земель. Верхняя центральная линия на рис. 1 позволяет сопоставить уро-
вень благосостояния (величины РДрег/чел), достигнутый каждой из восьми
высокоразвитых “старых” федеральных земель Германии. Особо выделяется
положение двух “старых” высокоразвитых земель-мегаполисов - ганзейских
137
65
10
55
9
1, 2
3
45
5
6
35
7
4
8
2
5
3
1
25
4
15
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
Рис. 2. Зависимость величины регионального удельного валового внутренне-
го продукта - ВВПрег/чел от величины отношения Δрег/чел к ВВПрег/чел
для сложившихся групп федеральных земель Германии. Номера точек двух
верхних линий соответствуют номерам “старых” земель в таблице. Нижняя
линия - “новые” федеральные земли: 1 - Тюрингия, 2 - Саксония-Ангальт,
3 - Саксония, 4 - Мекленбург, 5 - Бранденбург.
городов (Гамбург - точка 10, Бремен - 9) с богатыми историческими и тор-
говыми традициями.
Для выявления влияния “жесткости” управления, проявляемой регио-
нальным руководством в процессе функционирования СЭС-региона, на рис. 2
представлены зависимости ВВПрег/чел от величины отношения Δрег/чел =
= ВВПрег/чел - РДрег/чел к ВВПрег/чел для сложившихся групп федераль-
ных земель. Полученные в результате “пассивного эксперимента” зависимо-
сти ВВПрег/чел = F ((Δрег/чел)/(ВВПрег/чел)) как для отстающих “новых”
федеральных земель (нижняя левая линия на рис. 2), так и для основной
группы “старых” земель (верхняя центральная линия) с достаточной точно-
стью могут быть представлены уравнением
[
]
Δрег/чел
(2)
ВВПрег/чел = K
-B
+ C.
ВВПрег/чел
По состоянию на 2017 г. величина коэффициента пропорциональности K
для основной сложившейся группы “старых” федеральных земель K1
≈ 73 · 103 Евро/чел. Для группы отстающих “новых” земель: K2 ≈ 62 · 103 Ев-
ро/чел. Значения постоянной C по состоянию на 2017 г. для “старых” феде-
ральных земель C1 ≈ 30 · 103 Евро/чел. Для “новых” федеральных земель ве-
личина постоянной C2 ≈ 26 · 103 Евро/чел. Величина порогового значения по-
стоянной B, характеризующей изначально необходимое для развития “жест-
кость” управления отношение Δрег/чел к ВВПрег/чел для основной груп-
пы “старых” федеральных земель B1 ≈ 0,3. Для новых земель B2 ≈ 0,27. Для
федеральных земель ганзейских городов (Гамбург и Бремен) величина ко-
138
50
1
45
3
40
5
8
35
7
6
4
30
2
5
3
25
1
4
20
0,01
0,02
0,03
0,04
(РИиР рег/чел)/ВВПрег/чел
Рис.
3. Зависимость величины ВВПрег/чел от величины расходов на
(РИиР)рег/чел. Номера точек двух верхних линий соответствуют номерам
“старых” земель в таблице. Нижняя линия (треугольнички)
“новые” фе-
деральные земли: 1 - Тюрингия, 2 - Саксония-Ангальт, 3 - Саксония, 4 -
Мекленбург, 5 - Бранденбург.
эффициента пропорциональности K3 ≈ 370 · 103 Евро/чел., величина посто-
янной C3 ≈ 49 · 103 Евро/чел и величина порогового параметра B3 ≈ 0,56.
Ход зависимостей, представленных на рис. 1 и 2, позволяет заметить, что
для таких земель, как Северный Рейн-Вестфалия (точка 5), Саар (точка 8),
имеет место достаточно заметное отклонение положения СЭС-региона от цен-
тральной линии “русла” развития сложившегося ансамбля. Для уточнения
природы данного факта было проведено дополнительное изучение влияния
на величину ВВПрег/чел такой важнейшей составляющей “жесткости” управ-
ления, что определяется величиной расходов на (РИиР)рег/чел. Результаты
исследования представлены на рис. 3.
Представленные на рис. 3 зависимости достигнутых значений ВВПрег/чел
от величины удельных расходов на (РИиР)рег/чел, показывают, что наилуч-
шая отдача от расходов, направленных на исследования и развитие, были
получены в таких “старых” землях, как Бавария, Гессен, Северный Рейн-
Вестфалия, Саар.
Постоянная C является важнейшим параметром динамического уравне-
ния (2), поскольку характеризует воздействие на величину ВВПрег/чел тех
составляющих СПП, что были созданы за счет социально-экономической ак-
тивности в предшествующие периоды эволюции СЭС-региона. Для выяв-
ления изменений параметра C в процессе догоняющего развития отстаю-
щих регионов было проведено дополнительное изучение хода зависимости
ВВПрег/чел = F(Δрег/чел)/(ВВПрег/чел) для “новых” федеральных земель
Германии.
Представленные на рис. 4 зависимости
ВВПрег/чел = F(Δрег/чел)/(ВВПрег/чел)
139
3
30
5
2
1
4
25
3
5
2
1
4
3
5
20
2
1
4
15
0,20
0,25
0,30
0,35
Рис. 4. Ход зависимости ВВПрег/чел от “жесткости” управления для сложив-
шегося ансамбля “новых” федеральных земель Германии. Нижняя линия -
2011 г. Средняя линия - 2015 г. Верхняя линия - 2017 г. Номера точек: 1 -
Тюрингия, 2 - Саксония-Ангальт, 3 - Саксония, 4 - Мекленбург, 5 - Бранден-
бург.
позволяют заметить, что осуществленное в процессе развития “новых” фе-
деральных земель повышение “жеcткости” управления способствовало, во-
первых, достаточно заметному увеличению постоянной C2 для всех “новых”
земель и, во-вторых, увеличению значений коэффициента пропорционально-
сти K2 для сложившегося ансамбля “новых” земель. Особенно хорошо замет-
но влияние повышения “жесткости” управления на рост значений ВВПрег/чел
для Тюрингии и Саксонии.
4. Обсуждение результатов
Сравнивая данные “пассивного эксперимента” и результаты их обработ-
ки, представленные на рис. 1 и 2, необходимо отметить, прежде всего, что
наивысшие значения величины ВВПрег/чел были достигнуты регионами-ме-
гаполисами с высокими значениями плотности населения: Гамбургом (Q =
= 2424 чел/км2), Бременом (Q = 1624 чел/км2). Добившийся наилучших ре-
зультатов Гамбург
федеральная земля с торгово-промышленными тра-
дициями ганзейского города
смог сохранить и укрепить свои истори-
чески сложившиеся позиции в качестве важнейшего перевалочного пунк-
та всех видов товаров в северо-восточной Европе. Достигнутый Гамбур-
гом уровень привлекательности для материальных и для нематериаль-
ных активов обеспечивает реализацию одновременно высокой величины
ВВПрег/чел = 64,6 тыс. Евро, и высокого значения удельного располагаемого
дохода РДрег/чел = 24,4 тыс. Евро при высоком значении постоянной C3.
Возникающая разность Δрег/чел позволяет реализовать необходимые значе-
ния инвестиционных вложений и одновременно поддерживать достаточно вы-
сокий уровень удельных расходов на исследовательскую активность и разви-
тие (РИиР)рег/чел. Как результат, Гамбург является не только центром
140
портовых и логистических услуг (отношение реального сектора к сектору
услуг 18/82), но и одним из ведущих центров авиационно-космической про-
мышленности. Одновременно Гамбург в тесном сотрудничестве с федераль-
ной землей Шлезвиг-Гольштейн осуществляет разработки в области меди-
цинской техники, биотехнологий и фармацевтики.
Данные “пассивного эксперимента”, представленные в таблице, и резуль-
таты их обработки, представленные на рис. 1, 2 и 3, позволяют заме-
тить, что основная группа “старых” федеральных земель (ВВПрег/чел =
= (46-32) · 103 Евро) обеспечивает значения удельного располагаемого дохо-
да РДрег/чел в пределах (25-22) · 103 Евро. Как результат, для большей части
“старых” федеральных земель Германии величина результирующей разности
Δрег/чел = ВВПрег/чел - РДрег/чел (средства, имеющиеся в распоряжении
руководства региона) находится в пределах 20-15 тыс. Евро. Это позволяет
руководству этих регионов осуществлять необходимое финансирование дол-
госрочных инфраструктурно-инвестиционных проектов. При этом регионы с
развитой индустриальной инфраструктурой (а значит, и с большими значе-
ниями СППрег/чел и, как это позволяет предполагать анализ уравнения (1),
с большими значениями частной производной ∂(СППрег/чел)/∂(ВВПрег/чел)
имеют преимущество при подкреплении инвестициями в материальные и
нематериальные активы в процессе перехода к “постиндустриальному” пе-
риоду к экономике знаний. Например, сложившаяся в земле Северный
Рейн-Вестфалия (на основе Рурского индустриального бассейна) агломера-
ция больших городов (Дуйсбург, Дюссельдорф, Эссен, Кельн, Бонн) харак-
теризуется тесной взаимосвязью между значениями доли высококвалифи-
цированных работников, занятых в наукоемком производстве, и величиной
ВВПрег/чел на одного работающего (производительность труда) (см., напри-
мер [7]).
В это же время “новые” федеральные земли с достигнутыми значения-
ми ВВПрег/чел в пределах от 25 до 29 тыс. Евро вынуждены (чтобы избе-
жать “утечки” квалифицированных кадров) поддерживать величину удель-
ных располагаемых доходов РДрег/чел в пределах 19-20 тыс. Евро. И остаю-
щаяся результирующая разность Δрег/чел = ВВПрег/чел - РДрег/чел для
этих отстающих регионов находилась (и находится) в пределах, меньших
10 тыс. Евро (вплоть до 2017 г.). Такие значения средств, имеющихся в рас-
поряжении руководства “новых” земель, существенно ограничивают возмож-
ности преодоления социально-экономического отставания для этих регионов.
В последнее время во всех “новых” землях (и особенно в Саксонии и Тю-
рингии, как это представлено на рис. 3 и 4), произошло заметное увели-
чение ВВПрег/чел и удельных расходов на исследования, разработки, выс-
шее образование (РИиР)рег/чел. Произошло заметное увеличение коэф-
фициента пропорциональности K2, величина которого определяется частной
производной ∂(СППрег/чел)/∂(ВВПрег/чел). И все-таки проблема отстава-
ния “новых” федеральных земель от “старых” так и осталась не решенной.
В 2017 г. Саксония, например, добилась величины ВВПрег/чел = 29,85103 Ев-
ро и РДрег/чел = 19,9103 Евро. В это же время Шлезвиг-Гольштейн (ранее
141
отстававшая “старая” земля, но получающая существенную поддержку от со-
седнего Гамбурга и имеющая величину постоянной C1 большую, чем у Сак-
сонии) показал ВВПрег/чел = 32,34103 Евро и РДрег/чел = 22,86103 Евро.
Наглядным примером успешного долгосрочного развития инфраструкту-
ры и ее приспособления к экономическим реалиям является Бавария (срав-
нительно небольшая плотность населения Q = 184 чел/км2). За последние
30 лет федеральной земле Бавария удалось выйти на передовые позиции в
авиа- и космической промышленности, биотехнологии и медицинской тех-
нике, автомобильной промышленности, производстве энергетического обо-
рудования, химии, производстве компьютерной и офисной техники, изме-
рительного оборудования, пищевой промышленности, финансовых услугах.
Поучительный пример Баварии (с ее практически несменяемым региональ-
ным руководством партия ХСС) позволяет утверждать, что эффектив-
ность управления крупномасштабной СЭС (региона) обеспечивается не толь-
ко осуществлением инвестиционных вложений, но и целенаправленным уве-
личением человеческого потенциала, совершенствованием институциональ-
ной структуры региона и его нормотворческих учреждений.
5. Основные результаты
С использованием данных “пассивного эксперимента” и метода квазире-
куррентных точек на секущей плоскости Пуанкаре в функциональном про-
странстве выявлен линейный рост величины удельного регионального вало-
вого внутреннего продукта ВВПрег/чел в зависимости от “жесткости” управ-
ления и от величины средств, имеющихся у руководства региона на ис-
следовательскую активность и развитие
(РИиР)рег/чел. Установленный
факт повышения эффективности управленческо-организационных мероприя-
тий путем повышения “жесткости” управления (путем повышения отношения
значений Δрег/чел к величине ВВПрег/чел) позволяет осуществить нагляд-
ное сопоставление особенностей динамики развития успешных и отстающих
регионов с различными исходными состояниями экономики.
Проведенное изучение проблем управления долгосрочным развитием
СЭС-регионов позволило выявить среди федеральных земель Германии на-
личие своеобразной трехуровневой структуры: Гамбург и Бремен земли-
мегаполисы с ганзейскими традициями
находятся на высшем уровне,
остальные “старые” федеральные земли, характеризующиеся достаточно вы-
соким уровнем доходов и благосостояния, образуют второй уровень; наконец,
имеет место своеобразная полупериферия
“новые” федеральные земли. По-
добное деление на страны является характерной особенностью сложившего-
ся в настоящее время системного цикла накопления богатства и власти (см.,
например, [8]). Полученные результаты показывают, что сбалансированный
рост регионального благосостояния невозможен без долгосрочной полити-
ки модернизации и обновления институциональной структуры регионального
управления, как это показывает современное состояние мир-экономики.
142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления орга-
низационными системами. М.: URSS/ 2008.
2. Coase R. The Institutional Structure of Production // Amer. Econom. Rev. 1992.
V. 82. No. 4. P. 713-719.
3. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики.
М.: Эдиториал, 2000 .
4. Шильников Л.П. Методы качественной теории в нелинейной динамике. Ч. 2.
М., Ижевск: РХД, Институт компьютерных исследований, 2009.
5. Клепарский В.Г., Шейнис В.Е. Управление развитием региона: инвестиции,
человеческий потенциал, совершенствование институциональной структуры //
АиТ. 2018. № 4. С. 105-118.
Kleparskii V.G., Sheinis V.E. Management of Regional Development: Investments,
Human Potential, Perfection of Institutional Structure // Autom. Remote Control.
2018. V. 79. No. 4. P. 691-700.
6. Фриш У. Турбулентность. Наследие А.Н. Колмогорова. М.: Фазис, 1998.
7. Albrecht J., Fink Ph., Thiemann H. Ungleiches Deutschland: Sozioökonomischer Dis-
paritätenbericht. Bonn. Friedrich Ebert Stiftung, 2016.
8. Арриги Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени.
Пер. с англ. А. Смирнова и Н. Эдельман. М.: Территория будущего, 2006.
Статья представлена к публикации членом редколлегии М.В. Губко.
Поступила в редакцию 09.12.2020
После доработки 05.09.2021
Принята к публикации 15.10.2021
143