УДК 620.179.12:629.12
РАСПОЗНАВАНИЕ ЗАРОЖДАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОВ В УЗЛАХ КОРАБЕЛЬНЫХ
МЕХАНИЗМОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВИБРОДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШАЮЩИХ ПРАВИЛ
© 2019 г. В.С. Давыдов1
1Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ),
Россия 197022 Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, корп. 5
E-mail: reglament-spb@mail.ru
Поступила в редакцию 03.07.2018; после доработки 26.10.2018;
принята к публикации 23.11.2018
Разработан метод диагностики зарождающихся дефектов корабельных механизмов в процессе вибродиагностирова-
ния на основе результатов исследования статистических свойств диагностических признаков в виброакустических сиг-
налах корабельных механизмов и принципов теории распознавания образов. Получены следующие прикладные реше-
ния задачи: алгоритм построения эталонов многомерных признаковых пространств, выделяемых в виброакустических
сигналах и характеризующих зарождающиеся дефекты механизмов для различных режимов их работы (состояний), в
виде условных многомерных плотностей вероятностей; оптимальное решающее правило распознавания неисправно-
стей — зарождающихся дефектов и исправных состояний механизмов с учетом изменения размерности признаковых
пространств. Экспериментальная проверка разработанного метода выполнена при проведении стендовых виброакусти-
ческих и натурных испытаний корабельных механизмов.
Ключевые слова: вибродиагностика, виброакустический сигнал, зарождающиеся дефекты, многомерные признако-
вые пространства, энергетический спектр, состояние механизмов.
DOI:10.1134/S0130308219030047
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Для безопасности мореплавания чрезвычайно важна безаварийная эксплуатация корабельных
механизмов. Для ее обеспечения надо повышать надежность основных элементов механического
оборудования и степень безаварийности корабельных установок. Вероятность безотказной работы
корабельного оборудования (насосов, электродвигателей, электроприводов, аппаратуры с электро-
магнитным приводом, автоматических регуляторов и др.) находится главным образом в пределах
0,70—0,96 %. Очень важно обнаруживать дефекты на ранней стадии их развития, не дожидаясь
выхода из строя корабельного оборудования. Своевременное распознавание зарождающихся и раз-
вивающихся дефектов оборудования приобретает особо важное значение для корабельных меха-
низмов. Наибольшая роль в их поиске отводится вибродиагностике.
Зарождающиеся эксплуатационные дефекты проявляются в основном в резонансных зонах
механической системы на высоких частотах вибрации (2—20 кГц и выше) [1]. Эти дефекты, как
правило, вызывают формирование модулированных виброакустических сигналов. Возникают ам-
плитудная и угловая модуляции. Для использования модулированных сигналов с целью диагно-
стики неисправностей требуется измерять статистические характеристики выше второго поряд-
ка, информация о них в более удобной для практики форме может быть получена путем анализа
огибающей вибрационных ускорений [2]. С этой целью
виброакустический сигнал отфильтровывается, как пра-
G, дБ
G3
G5
вило, в третьоктавном фильтре, детектируется для вы-
G4
G1
G2
деления огибающей измеряемого виброакустического
сигнала и анализируется его спектральный состав. В
энергетическом спектре G(ω) огибающих модулирован-
ных процессов наблюдаются дискретные составляющие
Gj, амплитуды которых пропорциональны коэффициен-
G, дБ
ω1
ω2
ω3
ω4
ω5
ω
там модуляции mj (рис. 1) [1, 2].
Возникновение дефектов вызывает изменение коэф-
G3
G4
G5
G1
G2
фициентов модуляции mj, а, следовательно, и Gj и появ-
Рис. 1. Усредненный энергетический спектр огибающей виброаку-
стического сигнала (в логарифмическом масштабе). В нижней части
рисунка представлены существенные дискретные составляющие,
выделенные в этом спектре.
ω1
ω2
ω3
ω4
ω5
ω
20
В.С. Давыдов
ление новых дискретных составляющих в спектрах G(ω). Часто одному дефекту нельзя поставить
в соответствие одну дискретную составляющую. Поэтому для диагностики энергетического обо-
рудования требуется использовать многомерные признаковые пространства.
В вибродиагностике разработано немало различных методов и способов [7—12], их обзор ши-
роко представлен в монографии А.А. Равина [6]. Однако они не решают поставленные задачи ви-
бродиагностирования зарождающихся дефектов механизмов на основе многомерных признаковых
пространств по оптимальным решающим правилам.
МЕТОД ВИБРОДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЗАРОЖДАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОВ
МЕХАНИЗМОВ НА ОСНОВЕ МНОГОМЕРНЫХ ПРИЗНАКОВЫХ ПРОСТРАНСТВ ПО
ОПТИМАЛЬНЫМ РЕШАЮЩИМ ПРАВИЛАМ
Наряду с существенными дискретными составляющими, характеризующими модуляционные
процессы в механических системах, наблюдаются небольшие флуктуации, которые не требуется
включать в анализируемое признаковое пространство. С этой целью был разработан алгоритм ав-
томатического выделения существенных дискретных составляющих в усредненном энергетиче-
ском спектре G(ω) [3]. Критерием существенности дискретной составляющей является превыше-
ние амплитуды Gjmax двух ограничивающих ее минимумов пороговой величины А
G
G
j max
j max
>
A,
>
A
(1)
G
G
j-m
min
j+n
min
Анализируются последовательно все экстремумы. В каждой локальной области для выполне-
ния условий (1) ищутся наибольший максимум Gjmax (максимум максиморум) и ограничивающие
его с двух сторон наименьшие минимумы (минимумы миниморумы) Gj-m min, Gj+n min. Сравнение
экстремумов в виде отношения исключает зависимость принятия решения от изменений коэффи-
циента передачи измерительного тракта. Если энергетический спектр G(ω) измеряется в децибелах
(дБ), то сравнение экстремумов выполняется в виде разности. Точное значение пороговой величи-
ны может быть установлено, если известны функции распределения перепадов между существен-
ными максимумами и минимумами.
Тогда априори требуется установить, какие максимумы следует считать существенными, что не
всегда возможно в практических случаях. Поэтому часто пороговая величина задается эмпирически
и уточняется по результатам правильного диагностирования по оптимальному решающему правилу.
С помощью программы на ПЭВМ по данному алгоритму формируется массив выделенных дискрет-
ных составляющих в виде их амплитудных значений {Gj} и местоположений на оси частот {ωj}.
Для построения оптимальных решающих правил необходимо знать условные плотности веро-
ятностей используемых признаковых пространств для разных состояний диагностируемого обо-
рудования. На основании законов распределения признаков ωj, Gj с помощью непараметрического
критерия Колмогорова — Смирнова установлено, что в общем случае их законы распределения мо-
гут иметь любой вид [5]. С помощью критериев ранговой корреляции Спирмэна и коэффициента
конкордации доказана взаимная и совместная независимость одномерных значений многомерных
величин признаков {Gj}, {ωj} [5]. Тогда условные многомерные плотности вероятностей признако-
вых пространств {Gj}, {ωj}, построенные для разных i-х состояний (режимов) механизмов, могут
быть представлены в виде произведения [5]:
n
i
n
i
f
ω
/ α
=
f
(
ω
/ α
)
;
(2)
j
i
j
i
j
=1
j
=1
n
i
n
i
f
G
j
/ α
i
=
f
(
G
j
/ α
i
)
;
(3)
j
=1
j
=1
n
i
n
i
f
ω
;G
/
α
=
f
(
ω
/
α
)
×
f
(
G
/ α
)
(4)
j
j
i
j
i
j
i
j
=1
j
=1
Следовательно, для построения эталонов многомерных признаковых пространств достаточно раз-
делить их на отдельные j-е эталонные области в соответствии с изменяющимися величинами призна-
ков {ωj} и выполнить аппроксимацию одномерных условных плотностей вероятностей —
f
(
ω
j
/ α
i
)
,
f
(
G
j
/ α
i
)
. При построении эталонов для каждого i-го образа (состояния механизма) объединяются
все признаки ωj на оси ω, полученные в результате многократных измерений усредненных энерге-
Дефектоскопия
№ 3
2019
Распознавание зарождающихся дефектов в узлах корабельных механизмов...
21
тических спектров G(ω) для данного механизма в i-ом состоянии. На оси ω каждая отдельная j-я об-
ласть формируется путем объединения близких значений ωj. Причем число объединенных значений
признаков Nj в каждой j-й области не должно превышать размера обучающей выборки N(Nj N).
В результате зарождающихся дефектов появляется неравномерность взаимодействий деталей
механизмов, уровень отдельных дискретных составляющих изменяется случайным образом. Это
приводит к изменению количества дискретных составляющих, выявляемых в усредненных энерге-
тических спектрах, то есть к изменению размерности признаковых пространств {ωj}, {Gj}. Поэтому
в процессе обучения оцениваются вероятности изменения размерности признаковых пространств.
Аппроксимация каждой одномерной плотности вероятностей
f
(
ω
j
/ α
i
)
выполняется по мето-
ду Парзена — Розенблата в пределах своей эталонной области с использованием в качестве ядра
аппроксимации кривой Гаусса
2
N
ji
1
1
1
ω
−ω
ji
jik
f
(
ω
/ α
)
=
exp
,
(5)
j
i
1/4
2
1/4
N
N
δ
2π
2δ
N
ji
(
ji
)
k=1
ji
ji
ji
где Nji — число выборочных значений выделенных дискретных составляющих для j-й эталонной
области i-го состояния механизма; ωjik — отдельные выборочные значения выделенных дискрет-
ных составляющих для j-й области i-го состояния механизма; δji — среднеквадратическое откло-
нение для величин ωj, оцененное в каждой эталонной области.
ni
Условные многомерные плотности вероятностей
f
ω
j
/
α
i
определяются с учетом свой-
j=1
ства независимости (2) одномерных значений. Эталоны признаковых пространств амплитудных
значений дискретных составляющих {Gj} строятся аналогичным образом в виде условных плот-
ni
ностей вероятностей
f
G
/ α
после разделения признакового пространства {ωj} на отдель-
j
i
j=1
ные j-е эталонные области. С учетом свойства независимости (4) одномерных значений признаков
j},{Gj} строятся их эталоны в виде произведения условных плотностей вероятностей (4) .
Располагая информацией об условных плотностях вероятностей признаковых пространств,
можно создать оптимальные решающие правила для многоальтернативного распознавания ис-
правного и неисправного состояний механизмов. В качестве наиболее простого оптимального
правила, использующего лишь информацию об условных плотностях вероятностей признаковых
пространств, может быть применен критерий максимального правдоподобия, на основании кото-
рого решение о соответствии признакового пространства {ω′}, выделенного во вновь измененном
j
усредненном энергетическом спектре G(ω), i-му состоянию механизма принимается по максималь-
ному значению из всех функций правдоподобия {Φi}, вычисленных для {ω′j} на основе построен-
ni
ных эталонов — условных плотностей вероятностей
f
ω
/
α
:
j
i
j=1
n
i
sup
{
Φ
}
=
sup
f
ω
/ α
(6)
i
j
i

j=1

n
i
n
i
n
i
или
ω′
∈α
, если
f
ω
/
α
>
f
ω
/ α
j
i
j
i
j
q
j=1
j=1
j=1
для всех q i,i = 1,2, ... m.
Этот критерий применим в качестве оптимального решающего правила, в первую очередь, при
решении задач диагностирования исследовательского характера. При решении практических задач
могут быть заданы априорные вероятности нахождения механизмов в i-х состояниях и функция
потерь (штрафов) aiq. Тогда для диагностики механизмов используется байесовское решающее пра-
вило, устанавливающее принадлежность выделенных в измеренном усредненном энергетическом
спектре признаков {ω′}, {G′} к i-му состоянию, при условии [4]
j
j
M
n
i
M
n
i
a
P
α
f
ω′
,G
/
α
<
a
P
α
f
ω′G
/
α
(7)
iq
(
i
)
j
j
i
il
(
l
)
j
j
i
i
=1
j
=1
i
=1
j
=1
ni
для l ≠ q, где
f
ω′,G
/ α
— значение функции правдоподобия, вычисленной для признаков
j
j
i
j=1
Дефектоскопия
№ 3
2019
22
В.С. Давыдов
{ω′}, {G′j}, выделенных в измеренном усредненном энергетическом спектре на основе условной
j
ni
плотности вероятностей
f
ω
,G
/ α
; aiq — штраф за решение о принадлежности признаков
j
j
i
j=1
{ω′j}, {G′j} к q-му состоянию, если в действительности они соответствуют i-му состоянию механиз-
ма; М — количество распознаваемых состояний.
Если функция потерь неизвестна, то байесовское правило сводится к критерию максимума апо-
стериорной вероятности. При вычислении значений функций правдоподобия в каждом оптимальном
решающем правиле учитывается вероятность изменения размерности признаковых пространств.
Y
Редуктор исправен — Эталон 1
ω
Неисправна шестерня № 1 — Эталон 2
ω
Неисправна шестерня № 2 — Эталон 3
G
ω
ω1
ω2
ω3
ω
Φ1 > Φ2 > Φ3 Ответ: редуктор исправен
Рис. 2. Пример распознавания состояний механизма на основе признакового пространства — взаимных дискретных
составляющих {ω′} в усредненном энергетическом спектре виброакустических сигналов.
j
На рис. 2 приведен пример трехальтернативного распознавания состояний редуктора по методу
максимального правдоподобия (6). Эталоны представлены в виде условных плотностей вероят-
ni
ностей
f
ω
/ α
для исправного редуктора и при наличии двух неисправных шестерен. Ниже
j
i
j=1
показаны дискретные составляющие, выделенные во вновь измеренном усредненном энергетиче-
ском спектре. При сравнении значений функций правдоподобия {Φi}, вычисленных для {ω′}, вы-
j
носится решение об исправности редуктора.
РЕЗУЛЬТАТЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
Экспериментальные стендовые исследования проводились на шарикоподшипниках и редукто-
рах с заранее известными неисправностями. Виброакустические сигналы с приемника вибраци-
онных ускорений проходили через третьоктавный фильтр, детектировались, отфильтровывались
с помощью фильтра нижних частот, преобразовывались в цифровой код и записывались в память
ПЭВМ. Каждая реализация сигнала содержала по 2048 отсчетов. Энергетические спектры усред-
нялись по 20 реализациям. Эталоны признаковых пространств строились при использовании
30 усредненных энергетических спектров. В результате распознавания исправных и неисправных ша-
рикоподшипников по данным {ω′j} вероятность правильного распознавания составила 70 (55—82) %,
а при совместном использовании признаковых пространств {ω′j}, {G′j} — 100 (92—100) %. В ре-
зультате распознавания неисправных шестерен редуктора при совместном использовании {ω′j}, {G′j}
также получена вероятность правильного распознавания 100 (92—100) %. В скобках указаны дове-
рительные интервалы с вероятностью нахождения в них 95 % [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Натурные вибродиагностические испытания проводили по результатам записи виброакустиче-
ских сигналов на корабельных механизмах. Обрабатывали виброакустические сигналы, записан-
ные при испытаниях следующих механизмов:
Дефектоскопия
№ 3
2019
Распознавание зарождающихся дефектов в узлах корабельных механизмов...
23
главного конденсатного насоса ЭКН-12;
главного циркуляционного насоса ЭЦ-14;
обратимого преобразователя постоянного тока в переменный ПР-503.
При обработке использовались виброакустические сигналы, записанные на двух опорах этих
механизмов. Режимы испытаний этих механизмов были пронумерованы в следующей последова-
тельности:
I — ЭКН-12 при 10 123 ч работы после замены смазки и нижнего подшипника;
II — ЭКН-12 при 5198 ч работы до замены смазки;
III — ЭКН-12 при 5218 ч работы после замены смазки;
IV — ЭЦ-14 при 5493 ч работы до замены смазки на малой скорости — 295 об/мин;
V — ЭЦ-14 при 5513 ч работы после замены смазки на малой скорости;
VI — ЭЦ-14 при 10 985 ч работы после замены нижнего подшипника на малой скорости;
VII — ЭЦ-14 при 25 452 ч работы (планово-предупредительный ремонт был выполнен после
20 000 ч работы) на малой скорости;
VIII — ЭЦ-14 при 8900 ч работы, запись на другом главном циркуляционном насосе после
замены смазки, на малой скорости;
IX — ПР 503 при 3250 ч работы после замены смазки;
X — ПР 503 при 12 200 ч работы;
XI — ПР 503 при 5100 ч работы;
XII — ПР 503 при 2990 ч работы после замены смазки;
XIII — ЭЦ-14 при 5513 ч работы после замены смазки, на большой скорости — 590 об/мин;
XIV — ЭЦ-14 при 10 995 ч работы после замены нижнего подшипника, на большой скоро-
сти — 590 об/мин.
Обработка натурных экспериментальных данных, как и стендовых, проводилась в соответ-
ствии с разработанным методом адаптивной вибродиагностики неисправностей судовых меха-
низмов в два этапа. На этапе обучения измеренные виброакустические сигналы поступали на
третьоктавный фильтр спектроанализатора, детектировались, а затем с помощью АЦП преоб-
разовывались в двоичный код и записывались в память ПЭВМ, где выполнялся узкополосный
спектральный анализ для каждой выборки огибающей S(t) виброакустического сигнала размером
2048 отсчетов, вычислялись усредненные энергетические спектры G(ω) по 20 выборочным реа-
лизациям. В каждом усредненном спектре выделяли дискретные составляющие в соответствии с
(1) и запоминали в виде массивов местоположений на оси частот {ωj} и амплитудных значений
{Gj}. На основе этих массивов строили эталоны в виде условных многомерных плотностей ве-
n
i
роятностей —
f
(
ω
,G
/
A)
— для различных i-х режимов (i = I, II, … XIV). При построении
j
j
i
j=1
каждого эталона использовали 30 усредненных спектров.
Распознавание режимов работы указанных механизмов выполняли по методу скользящего кон-
троля. Представленные на распознавание виброакустические сигналы подвергали узкополосному
спектральному анализу, детектировали, вычисляли усредненный энергетический спектр G(ω), в
нем выделяли признаковое пространство дискретных составляющих {ω′j}, {G′j}, которое сопо-
ставляли с построенными эталонами. На основе этого выделенного признакового пространства
i
n
вычисляли значения функций правдоподобия
(
,
/
)
j
j
i
f
ω
G
A
для распознаваемых i-х режимов,
j=1
которые сравнивали между собой по критерию максимального правдоподобия (6). Для получен-
ной вероятностной оценки при принятии решения по каждому G(ω) использовали формулу Байеса.
Определяли оценку вероятностей правильного распознавания Р и ее доверительный интервал [4].
Результаты распознавания указанных режимов работы (технических состояний) механизмов при-
ведены в табл. 1.
Видно, что разные режимы работы испытываемых механизмов распознаются с достаточно вы-
сокой вероятностью. Так, необходимость замены смазки насосов ЭКН-12 (режимы II и III) и на-
сосов ЭЦ-14 (режимы IV и V) определяется с вероятностью 100 % с доверительным интервалом
92—100 %. Заметно отличаются режимы работы насосов после замены нижнего подшипника. На
состояние насосов оказывают влияние время работы и выполнение ремонта. Виброакустические
характеристики двух разных насосов одного и того же типа ЭЦ-14 заметно отличаются (режимы
VI и VIII), что позволило получить вероятность правильного распознавания 100 % с доверитель-
ным интервалом 92—100 %. На виброакустические характеристики обратимого преобразовате-
ля ПР 503 также оказывают заметное влияние замена смазки и время его эксплуатации. Вероят-
ность правильного распознавания указанных режимов по совокупности признаковых пространств
Дефектоскопия
№ 3
2019
24
В.С. Давыдов
Таблица
1
Вероятности правильного распознавания режимов насоса ЭКН-12, %
Р1, 2
Р1, 3
Р2, 3
Р1, 2, 3
80
88
100
80
(67—96)
(77—95)
(92—100)
(70—88)
Вероятности правильного распознавания режимов насоса ЭЦ-14, %
Р4, 5
Р6, 7
Р6, 8
Р7, 8
Р6, 7, 8
Р13, 14
100
90
100
92
77
97
(92—100)
(78—97)
(92—100)
(80—98)
(68—85)
(89—100)
Вероятности правильного распознавания режимов преобразователя ПР 503, %
Р9, 10
Р9, 11
Р9, 12
Р10, 11
Р10, 12
Р11, 12
Р9, 10, 11, 12
97
100
93
95
92
100
87,5
(89—100)
(92—100)
(82—98)
(85—99)
(80—98)
(92—100)
(80—93)
Здесь введены следующие обозначения:
Р1, 2 — вероятность правильного распознавания режимов I и II;
Р2, 3 — вероятность правильного распознавания режимов II и III;
Р1, 2, 3 — вероятность правильного распознавания режимов I, II, III и т.д.
В скобках указаны доверительные интервалы.
j, Gi} в большинстве случаев меньше 100 %. Этот результат, во-первых, указывает на некоторую
близость статистических характеристик используемых признаковых пространств виброакустиче-
ских сигналов испытываемых механизмов, то есть в процессе эксплуатации механизмы не полно-
стью изменяют свои виброакустические характеристики. Однако этих изменений достаточно, что-
бы установить необходимость замены смазки, подшипников или выполнение ремонта. Во-вторых,
этот результат подтверждает корректность проведения испытаний в натурных условиях с помощью
одной и той же измерительной техники.
ВЫВОДЫ
Таким образом, рассмотренный метод диагностики оборудования позволяет автоматически
выделять многомерные признаковые пространства дискретных составляющих в энергетических
спектрах виброакустических сигналов, строить их эталоны в виде условных многомерных плотно-
стей вероятностей и распознавать неисправности по оптимальному решающему правилу. Экспери-
ментально подтверждена возможность распознавания неисправностей корабельных механизмов,
нарушения стабильности и правильной их эксплуатации с помощью вышеуказанного метода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генкин М.Д., Соколова А.Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. М.: Машино-
строение, 1987. 288 с.
2. Новиков А.К. Статистические измерения в судовой акустике. Л.: Судостроение, 1985. 272 с.
3. Давыдов В.С. Алгоритм выявления существенных максимумов в огибающей сигнала. Модели,
алгоритмы, принятие решений / Тезисы 2-го Всесоюзного акустического семинара. М.: АКИН, 1988.
64 с.
4. Фукунага К. Введение в статистическую теорию распознавания образов. Пер. с англ. М.: Наука,
1979. 368 с.
5. Давыдов В.С., Стеблянко Д.В. Исследование статистических свойств диагностических признаков
в виброакустических сигналах корабельных механизмов // Дефектоскопия. 2018. № 3. С. 31—38.
6. Равин А.А. Методы диагностирования судового энергетического оборудования / Монография.
СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2013. 268 с.
7. Изобретение СССР № 1787269 А3. МПК G01M 13/04.
8. Изобретение СССР № 1649348 А1. МПК G01M 13/04.
9. Изобретение СССР № 1691702 А1. МПК G01M 13/04.
10. Патент РФ № 2356021. МПК G01M 15/00, G01M 7/02.
11. Патент РФ № 2314508. МПК G01M 15/00, G01M 7/02.
12. Патент РФ. № 2209410. МПК G01M 13/04.
Дефектоскопия
№ 3
2019