Электромагнитные методы
УДК 620.179.14
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
ПОВРЕЖДЕНИЯ ОБМОТОК РОТОРОВ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В РЕЖИМЕ ПУСКА
© 2020 г. А.Н. Назарычев1,*, Е.М. Новоселов2,**, Д.А. Полкошников2,***, А.С. Страхов2,****,
А.А. Скоробогатов2,*****, А.А. Пугачев1,******
1Петербургский энергетический институт повышения квалификации, Россия 196135
Санкт-Петербург, ул. Авиационная, 23
2ФГБОУВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», Россия
153003 Иваново, ул. Рабфаковская, 34
E-mail: *nazarythev@mail.ru; **captain.udgin@gmail.com; ***pda37@yandex.ru;
****astrakhov90@yandex.ru; *****aaskor.andrey@yandex.ru; ******aap@energan.ru
Поступила в редакцию 10.02.2020; после доработки 13.03.2020
Принята к публикации 23.03.2020
Асинхронные электродвигатели широко используются в качестве приводов различных механизмов в энергетике и
промышленности. Их отказ может привести к дорогостоящему ремонту, к снижению мощности или, например, полному
останову блока электростанции. Одной из причин отказов высоковольтных асинхронных двигателей, работающих с тя-
желыми условиями пуска, являются повреждения короткозамкнутой обмотки ротора. Существующие в настоящее время
методы контроля обрывов стержней таких электродвигателей малоэффективны из-за особенностей режимов их работы.
Поэтому контроль состояния стержней высоковольтных двигателей при пуске и поиск диагностических признаков явля-
ется актуальной задачей. Первоначально исследования проводились на модели высоковольтного асинхронного двигателя,
разработанной в программном комплексе ANSYS. Для подтверждения полученных результатов на реальном двигателе
проведены исследования и на разработанном экспериментальном стенде. Обработка зарегистрированных сигналов осу-
ществлена на основе метода оконного преобразования Фурье в программном комплексе MatLab. В ходе проведенного ис-
следования показано, что при наличии обрывов стержней в спектре асинхронного двигателя резко возрастают амплитуды
гармонических составляющих фиктивной обмотки ротора на нижних боковых частотах первых порядков, что подтверж-
дает возможность использования сигнала внешнего магнитного поля при пуске для выявления наличия обрывов стержней
короткозамкнутой обмотки ротора высоковольтных асинхронных двигателей с тяжелыми длительными пусками.
Ключевые слова: асинхронный двигатель, обрыв стержней обмотки ротора, тяжелые условия пуска, внешнее маг-
нитное поле, оконное преобразование Фурье.
DOI: 10.31857/S0130308220050012
ВВЕДЕНИЕ
Электрическая станция является сложным технологическим объектом, надежность работы
которого зависит от множества факторов. Одним из таких факторов является безотказность вспо-
могательного оборудования. Отказы высоковольтных асинхронных двигателей (АД) собствен-
ных нужд (СН) являются частой причиной нарушений в технологическом цикле выработки те-
пловой и электрической энергии и могут даже привести к останову блока.
Нужно отметить, что в настоящий момент оборудование на электрических станциях имеет
высокий уровень износа, что способствует росту числа внезапных отказов. Поэтому одним из
способов увеличения безотказной работы является использование нового оборудования, которое
будет более надежным. Однако для этого требуются значительные финансовые затраты. Более
дешевым вариантом является внедрение систем диагностирования, которые позволяли бы вы-
являть неисправности на раннем этапе их развития, так как основная опасность заключается
именно во внезапном отказе электрооборудования.
Одной из причин отказов высоковольтных АД СН электростанций, работающих с тяжелыми
условиями пуска, являются повреждения короткозамкнутой обмотки ротора (ОР). Отказы ОР от 13
до 30 % от общего количества отказов узлов высоковольтных АД [1, 2].
Наибольшая повреждаемость роторов наблюдается на высоковольтных АД, особенно на
электродвигателях механизмов топливоподачи и топливоприготовления (дробилки и мельни-
цы) и механизмов тягодутьевого тракта пылеугольных электростанций. Такая повреждаемость
обусловлена особенностями их пусков, а именно:
1. Прямой пуск двигателей.
2. Тяжелые условия пуска. Наиболее характерны для дробилок, мельниц, дутьевых вентилято-
ров и дымососов.
4
А.Н. Назарычев, Е.М. Новоселов, Д.А. Полкошников и др.
3. Частые пуски. Например, дробилки и мельницы могут пускаться более 600 раз в год.
4. Высокий уровень износа оборудования, а также низкое качество обслуживания и ремонта.
Наиболее тяжелые последствия обрыва стержней ОР наблюдаются на мощных высоковольт-
ных АД с составной обмоткой. При пуске стержень может отогнуться и повредить лобовую часть
обмотки статора, что приведет к катастрофическим для двигателя последствиям. В случае своев-
ременного выявления неисправности можно было бы ограничиться лишь небольшим ремонтом
силами самого предприятия.
Таким образом, для высоковольтных АД СН электростанций актуальной задачей является сво-
евременное выявление обрывов стержней обмотки ротора, что может быть осуществлено с помо-
щью методов функционального диагностирования, которые позволяют выявлять неисправности на
работающем оборудовании.
Традиционно подобные методы диагностики АД основаны, как правило, на спектральном ана-
лизе сигналов (тока статора [3, 4], вибрации [5, 6], внешнего и внутреннего магнитного поля [7—10]
и т.д.) с помощью быстрого преобразования Фурье. Однако необходимо отметить, что двигатели
ряда механизмов, на которых наиболее часто происходят повреждения обмотки ротора (дробилки
и мельницы), работают с колебаниями частоты вращения, что делает невозможным применение
традиционных методов спектрального анализа, которым необходим стационарный сигнал.
Также следует отметить, что многие высоковольтные АД с тяжелыми условиями пуска, враща-
ющие механизмы СН электростанций, выполняются с двойной беличьей клеткой. Диагностировать
состояние ОР подобных АД в установившемся режиме работы затруднительно, так как при этом
большая часть тока протекает по внутренней (рабочей) обмотке. Обрыв стержней ОР происходит
чаще всего в ходе пуска электродвигателя, когда амплитуды протекающих токов максимальны, по-
этому чаще всего повреждается наружная (пусковая) обмотка.
Многие АД на электрических станциях работают с нагрузкой, составляющей 0,530,8 от но-
минальной [11]. Это усложняет процесс контроля, так как амплитуды протекающих токов ротора
в этом случае значительно ниже, чем при номинальной нагрузке. Поэтому требуется разработка
новых более чувствительных методов диагностики таких двигателей.
Развитие компьютерных технологий и позволяет проводить контроль методом спектрального
анализа не только в установившихся, но и в пусковых режимах. Контроль при пуске позволяет избе-
жать тех сложностей, которые характерны для установившихся режимов. Известны разработки мето-
дов контроля наличия оборванных стержней при пуске АД по току статора [12—14]. Однако данные
методы еще мало проработаны и требуют дальнейшего исследования. Кроме того, в представленных
работах не уделяется внимание проведению исследований на высоковольтных двигателях.
Отметим, что в настоящее время одним из наиболее перспективных и неизученных методов,
используемых для контроля состояния обмотки ротора АД, является спектральный анализ внешне-
го магнитного поля (ВМП) АД. При этом никто из авторов не исследовал сигнал ВМП в пусковом
режиме. Поэтому целью работы является исследование сигналов ВМП при пуске высоковольтных
АД СН с тяжелыми условиями пуска и доказательство возможности его применения в целях опре-
деления состояния ОР двигателей.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для исследования сигналов ВМП при пуске разработана модель высоковольтного двухско-
ростного АД типа ДАЗО2-17-44-8/10У1, который применяется в качестве привода механизмов
Таблица
1
Параметры моделируемого АД
Номинальная частота
Номинальная мощность,
Тип двигателя
Напряжение, кВ
Число пар полюсов
вращения, об/мин
кВт
4
741
630
ДАЗО-17-44-8/10У1
6
5
594
320
тягодутьевого тракта в системе СН электростанций. Модель разработана в программном ком-
плексе ANSYS Maxwell [15]. Расчет ВМП осуществляется на основе метода конечных элемен-
тов. Параметры исследуемого двухскоростного двигателя приведены в табл. 1, а его модель —
на рис. 1. У двигателя регистрируется значение индукции радиальной составляющей ВМП
Дефектоскопия
№ 5
2020
Экспериментальное определение диагностических признаков повреждения обмоток...
5
Y
Датчик
Холла
Рис. 1. Модель двигателя ДАЗО-17-44-8/10У1.
в точке на корпусе двигателя, указанной на рис. 1. При этом смоделированы как исправный АД,
так и АД при таких повреждениях, как обрыв стержня обмотки ротора и динамический эксцен-
триситет (равный 20 % от величины воздушного зазора). Основные теоретические результаты,
полученные в процессе исследований на математической модели, представлены в работе [17].
В качестве метода исследования был выбран метод спектрального анализа, суть которого за-
ключается в том, что при наличии оборванных стержней обмотки ротора в спектре ВМП АД возни-
кают гармонические составляющие, называемые гармониками фиктивной обмотки ротора (ФОР).
Согласно [17], при пуске АД частоты этих гармонических составляющих могут быть опреде-
лены по выражению:
(
ν±
)
1
s t)
f
(t)
=
f
⋅ν±
s t)
,
(1)
ФОР
c
p
(
ν±
)
где
f
ФОР
(t)
— верхняя (ν+) и нижняя (ν-) боковые частоты гармоник ФОР ν-го порядка в момент
времени t, Гц; fc — частота сети, Гц; s(t) — скольжение двигателя в момент времени t; p — число
пар полюсов.
Поскольку сигнал при пуске АД не является стационарным, то применение метода контроля на
основе быстрого преобразования Фурье невозможно. Для построения спектров подобных сигналов
необходимо применение более сложных методов, одним из которых является оконное преобразо-
вание Фурье (ОПФ). В работе применялись оконные функции Блэкмана-Наталла и Флэттоп. Эти
функции относятся к окнам низкого разрешения и обладают свойством снижения эффекта рас-
текания спектра, что позволяет более точно определять амплитуды гармонических составляющих
спектра сигнала.
Продолжительность интервалов, на которые разделялся сигнал, определялась так, чтобы гар-
монические составляющие первых порядков не сливались в спектре. Разные оконные функции
имеют различную ширину основного лепестка, поэтому для разных двигателей в зависимости от
времени пуска могут применяться разные оконные функции.
Как показано в [17], применение ОПФ накладывает ограничения на минимальную продолжи-
тельность интервала разбиения времени пуска, что определяется разрешением сигнала по частоте,
и на максимальную продолжительность, которая определяется разрешением по времени. С учетом
взаимного расположения гармонических составляющих в процессе пуска (показано на рис. 3б), было
определено соотношение, по которому можно оценить необходимую продолжительность интервалов:
2⋅∆F
( p
)
Fp
макс
<∆T
<
T
,
(2)
п
f
c
(p
макс
)(p
макс
+1)
где ΔF — относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной
главного лепестка прямоугольного окна (ΔF = 5 для окна Флэттоп, ΔF = 4 для окна Блэкмана-Наталла
и т.д.); νмакс — порядок предельно учитываемой гармоники; ΔT — продолжительности интервалов, на
которые разбивается пусковой сигнал, с; Tп — время пуска АД, с.
Дефектоскопия
№ 5
2020
6
А.Н. Назарычев, Е.М. Новоселов, Д.А. Полкошников и др.
По выражению (2) можно также оценить и минимально допустимое время пуска АД, при кото-
ром проводится оценка состояния обмотки ротора:
2
2(p
)
( p
+
макс
макс
T
пmin
>
1) .
(3)
f
p
c
Если в выражение (3) подставить все необходимые параметры, то получится, что для коррект-
ного отображения спектра потребуется время пуска в несколько секунд. Это осложняет процесс
выявления неисправностей АД. Поэтому при малом и близком к граничному времени пуска тре-
буется учитывать меньшее количество гармонических составляющих. Для получения корректных
результатов анализа спектра достаточно проявления в спектре первых 3 гармонических состав-
ляющих с самыми большими амплитудами. Длительность пуска электродвигателей механизмов
топливоприготовления и тягодутьевого тракта, как правило, значительно превышает указанные
минимальные значения, что позволяет успешно выявлять неисправности обмотки ротора.
Кроме расчетов на математической модели проводились исследования ВМП на эксперимен-
тальном стенде с двигателем малой мощности АИР 71А6. Фотография стенда приведена на рис. 2.
Параметры исследуемого двигателя (1): напряжение — 0,4 кВ, мощность — 380 Вт, 3 пары полю-
сов. Для регистрации сигналов ВМП использовался наружный индуктивный датчик. Для опреде-
ления режимных параметров двигателя использован многофункциональный измерительный при-
бор ЩМ-120 (2). Сигнал ВМП регистрировался в 3 режимах — без механизма, с установленным
шкивом (3) и с подключенным с помощью ремня генератором переменного тока (4).
2
5
4
1
3
Рис. 2. Внешний вид разработанного экспериментального стенда.
Для обработки сигнала с помощью ОПФ его длительность должна составлять несколько се-
кунд. Поскольку время пуска рассматриваемого АД не превышает 0,2 с даже с подключенной на-
грузкой, то регистрация ВМП осуществлялась при подаче на двигатель пониженного напряжения с
помощью регулировочного трехфазного автотрансформатора (5) для приближения продолжитель-
ности времени пуска данного двигателя к реальным высоковольтным двигателям на электростан-
ции. Обработка зарегистрированного сигнала осуществлялась на персональном компьютере в про-
граммном комплексе Matlab.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В реальных условиях работы на АД воздействует ряд эксплуатационных факторов, которые
могут искажать результаты диагностирования. В [16] показано, что одним из таких факторов
является динамический эксцентриситет (ДЭ). ДЭ ротора приводит к появлению гармониче-
ских составляющих с частотами, которые в пусковом режиме можно определить по выраже-
нию (4) [7]:
Дефектоскопия
№ 5
2020
Экспериментальное определение диагностических признаков повреждения обмоток...
7
(
ν±
)
1
s t)
f
(t)
=
f
1±
⋅ν
,
(4)
ДЭ
c
p
(
ν±
)
где
f
(t)
— верхняя (ν+) и нижняя (ν-) боковые частоты гармоник ДЭ ν-го порядка в момент
ДЭ
времени t, Гц.
В [9] показано, что в спектре сигнала ВМП АД отчетливо проявляются лишь гармоники ДЭ
первых порядков (не более 2), а в [15] — что в сигнале ВМП отчетливо проявляются гармоники
ФОР первых 5 порядков на верхних и нижних боковых частотах, остальные гармоники проявляют-
ся в спектре слабее. Поэтому для оценки возможности корректного определения амплитуд гармо-
ник ФОР первых 5 порядков произведено сравнение их частот в спектре радиальной составляющей
ВМП со значениями частот гармоник ДЭ первых 2 порядков (для двигателя с 5 парами полюсов).
Изменение частот указанных гармоник в процессе пуска показано на рис. 3.
а
б
Частоты гармоник ДЭ первых двух порядков
Частоты гармоник ФОР первых пяти порядков
80
60
70
50
ФОР 1-
60
ФОР 2-
40
50
ФОР 3-
ФОР 4-
ГДЭ 1-
30
40
ФОР 5-
ГДЭ 2-
ФОР 1+
30
ГДЭ 1+
20
ФОР 2+
ГДЭ 2+
20
ФОР 3+
10
ФОР 4+
10
ФОР 5+
0
0
0
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
1
0
0,1
0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
1
s, о.е.
s, о.е.
Рис. 3. Зависимости частот гармоник ДЭ (а) и ФОР (б) от скольжения для двигателя с 5 парами полюсов.
Из рис. 3 видно, что значения нескольких верхних боковых частот гармоник ФОР совпадают
с частотами гармоник ДЭ первых порядков с высокими амплитудами и с основной гармоникой
сигнала (50 Гц). Гармонические составляющие ФОР на нижних боковых частотах появляются
в спектре при обрывах стержней ротора и не проявляются в спектре при наличии ДЭ. Особен-
ность этих гармонических составляющих в спектре состоит в том, что при развороте двигателя
их частоты сначала уменьшаются до нуля, а потом возрастают, то есть в спектрах они «отража-
ются» от оси скольжения, скорости вращения или времени. Это видно на рис. 3б (в дальнейшем
будем эти гармоники называть отраженными). Также необходимо отметить, что полученный
диагностический признак обрыва стержней обмотки ротора не зависит от влияния такого экс-
плуатационного фактора, как эксцентриситет ротора, что позволяет повысить достоверность
результатов диагностирования.
Для проверки данного вывода на математической модели высоковольтного АД с 5 парами
полюсов типа ДАЗО2-17-44-8/10У1 были построены частотно-временные спектры в 3 случаях:
для исправного АД, для АД с одним оборванным стержнем без других повреждений и для АД
с динамическим эксцентриситетом ротора. Время пуска данного двигателя составляло 15 с.
Полученные спектры ВМП представлены на рис. 4—6. Оценить значения амплитуд гармо-
нических составляющих можно по цветовой шкале, приведенной справа на указанных рисун-
ках. Из приведенных спектров можно сделать следующие выводы. В спектре исправного АД
(рис. 4) при пуске практически не проявляются гармонические составляющие за исключением
гармоники с частотой 50 Гц. При возникновении ДЭ (рис. 5) в спектре проявляются гармони-
ческие составляющие ДЭ первого порядка, причем их амплитуды при пуске значительно ниже,
чем в установившемся режиме. При обрыве стержней обмотки ротора АД (рис. 6) в спектре
отчетливо проявляется большинство гармоник ФОР, часть из которых относится к отраженным
гармоникам.
Сравнение полученных спектров при наличии оборванного стержня (см. рис. 6) с графиками
зависимости частот гармоник ФОР от времени (рис. 7), рассчитанными по выражению (1), под-
твердили корректность полученных результатов.
Дефектоскопия
№ 5
2020
8
А.Н. Назарычев, Е.М. Новоселов, Д.А. Полкошников и др.
Спектр исправного двигателя
100
0,2
90
0,18
80
0,16
70
0,14
60
0,12
50
0,1
40
0,8
30
0,6
20
0,4
10
0,2
0 0
2
4
6
8
10
12
14
16
Время, с
Рис. 4. Частотно-временной спектр ВМП АД типа ДАЗО2-17-44-8/10У1 с исправной обмоткой ротора и без
эксцентриситета, полученный на математической модели.
Спектр двигателя с динамическим эксцентриситетом
100
0,2
90
0,18
80
0,16
70
0,14
60
0,12
50
0,1
40
0,8
30
0,6
20
0,4
10
0,2
0 0
2
4
6
8
10
12
14
16
Время, с
Рис. 5. Частотно-временной спектр ВМП АД типа ДАЗО2-17-44-8/10У1 с исправной обмоткой ротора и 20 % динамиче-
ским эксцентриситетом, полученный на математической модели.
Спектр двигателя с одним оборванным стержнем
100
0,2
90
0,18
80
0,16
70
0,14
60
0,12
50
0,1
40
0,8
30
0,6
20
0,4
10
0,2
0 0
2
4
6
8
10
12
14
16
Время, с
Рис. 6. Частотно-временной спектр ВМП АД типа ДАЗО2-17-44-8/10У1 с одним оборванным стержнем короткозамкнутой
обмотки ротора, полученный на математической модели.
Дефектоскопия
№ 5
2020
Экспериментальное определение диагностических признаков повреждения обмоток...
9
80
70
ФОР 5+
60
ФОР 4+
50
ФОР 3+
ФОР 2+
40
ФОР 1+
30
ФОР 5-
ФОР 4-
20
ФОР 3-
10
ФОР 2-
ФОР 1-
0
0
2
4
6
8
10
12
14
16
t, с
Рис. 7. Зависимости частот гармоник ФОР от времени.
Были проведены испытания двигателя на экспериментальном стенде при установке в АД раз-
личных роторов. У одного из роторов был поврежден один стержень, второй являлся исправным.
Первоначально исследовалось влияние величины питающего напряжения на время пуска АД в
каждом из указанных выше режимах пуска: АД без механизма, АД с установленным на вал шкивом
и АД с подключенным с помощью ремня генератором переменного тока. Во всех рассмотренных
случаях время пуска превышало 10 с. Это позволило построить частотно-временные спектры сиг-
нала ВМП. При установке на валу шкива без подключения генератора переменного тока пуск дви-
гателя составил примерно минуту при подаче напряжения порядка 30 В. Поэтому в дальнейшем
построение спектров производилось в этом режиме.
Полученные спектры при установке различных роторов приведены на рис. 8 и 9. На них
отчетливо видно, что большое количество гармоник ФОР на верхней боковой частоте чет-
ко проявляется как при наличии обрыва стержня (рис. 8), так и при его отсутствии (рис. 9).
Это объясняется влиянием ДЭ и вибрацией АД. С другой стороны, на рис. 8 отчетливо вид-
ны несколько отраженных гармонических составляющих, которые отсутствуют при исправном
роторе (отражение гармоник ФОР первых порядков на нижних боковых частотах указано на
рис. 8 стрелками). Поэтому даже при подаче такого низкого напряжения при протекании мало-
го тока по стержням в пусковом режиме возможно выявление обрывов стержней обмотки ро-
тора АД по ВМП.
Спектр поврежденного двигателя
100
2
90
1,8
80
1,6
70
1,4
60
1,2
50
1
40
0,8
30
0,6
20
0,4
10
0,2
0
0
10
20
30
40
50
60
70
Время, с
Рис. 8. Частотно-временной спектр ВМП АД типа АИР71А6 с ротором № 1 (с одним оборванным стержнем), получен-
ный на экспериментальном стенде.
Дефектоскопия
№ 5
2020
10
А.Н. Назарычев, Е.М. Новоселов, Д.А. Полкошников и др.
Спектр исправного двигателя
100
2
90
1,8
80
1,6
70
1,4
60
1,2
50
1
40
0,8
30
0,6
20
0,4
10
0,2
0
0
10
20
30
40
50
60
70
Время, с
Рис. 9. Частотно-временной спектр ВМП АД типа АИР71А6 с ротором № 2 (исправный ротор), полученный на экспери-
ментальном стенде.
ВЫВОД
Сигналы ВМП, а именно индукция радиальной составляющей ВМП, в пусковом режиме для
высоковольтных АД СН электростанций с длительным пуском обладает диагностической инфор-
мацией, которая может быть использована для оценки технического состояния обмоток их роторов
в реальном времени. В качестве диагностического признака выявления дефекта обрывов стержней
можно использовать появление в частотно-временном спектре радиальной составляющей ВМП
явно выраженных отраженных гармонических составляющих ФОР. Основным преимуществом
представленного подхода является его устойчивость к отрицательному влиянию таких существен-
ных эксплуатационных факторов как эксцентриситет ротора и нагрузка на валу ротора, что по-
зволит повысить достоверность диагностирования обмотки ротора АД высоковольтных АД СН
электростанций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Babu W. R., Ravichandran C.S., Matheswaran V. Performance Analysis of Medium Voltage Induction
Motor Using Stator Current Profile // International Journal of Advanced Research in Electrical, Electronics and
Instrumentation Engineering. 2015. V. 4. No 4. P. 2129—2136.
2. Jahić A., Hederić Z., Atić M. Detection of Failures on the High-Voltage Cage Induction Motor Rotor //
International Journal of Electrical and Computer Engineering Systems. 2015. V. 6. No 1. P. 15—21.
3. Вейнреб К. Диагностика ротора асинхронного двигателя методом спектрального анализа токов
статора // Известия Российской академии наук. Энергетика. 2013. № 4. С. 133—154.
4. Thomson W. T., Gilmore R. J. Motor current signature analysis to detect faults in induction motor drives
Fundamentals, Data Interpretation and Industrial Case Histories / Proceedings of 32nd Turbomachinery
Symposium, Texas, A&M University, USA, September 2003. P. 145—156.
5. Русов В.А. Спектральная вибродиагностика. Пермь: Вибро-Центр, 1996. 176 с.
6. Gritli Y., Di Tommaso A. O., Miceli R., Filippetti F., Rossi C. Vibration Signature Analysis for Rotor
Broken Bar Diagnosis in Double Cage Induction Motor Drives / 4th International Conference on Power
Engineering, Energy and Electrical Drives Istanbul, Turkey, 13—17 May 2013. P. 1814—1820.
7. Новоселов Е.М., Савельев В.А., Скоробогатов А.А., Страхов А.С., Сулыненков И.Н. Оценка воз-
можности использования радиальной составляющей внешнего магнитного поля в целях диагностики
асинхронных электродвигателей // Вестник ИГЭУ. 2018. №. 3. С. 38—46.
8. Devillers E., Le Besnerais J., Lubin T., Hecquet M., Lecointe J. An improved 2D subdomain model of
squirrel cage induction machine including winding and slotting harmonics at steady state // IEEE Transactions
on Magnetics. 2018. V. 54. No. 2. 12 p.
9. Kliman G.B., Koegl R.A., Stein J., Endicott R.D., Madden M.W. Noninvasive detection of broken rotor
bars in operating induction motors // IEEE Transactions on Energy Convertion. 1988. V. 3. No. 4. P. 873—879.
Дефектоскопия
№ 5
2020
Экспериментальное определение диагностических признаков повреждения обмоток...
11
10. Fireteanu V., Romary R., Pusca R., Ceban A. Finite element analysis and experimental study of the
nearmagnetic field for detection of rotor faults in induction motors // Progress in Electromagnetics Research.
2013. V. 50. P. 37—59.
11. Сыромятников И.А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей / Под ред. Л.Г. Ма-
миконянца. 4-е изд., переработ. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1984. 240 с.
12. Сивокобыленко В. Ф., Кузьменко Д. И., Яременко С. П. Диагностика стержней двухклеточных
и глубокопазных короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей // Наукові праці Донецького
національного технічного університету. 2011. № 10 (180). С. 148—152.
13. Pu Shi, Chen Z., Vagapov Y. Wavelet Transform based Broken Rotor-bar Fault detection and Diagnosis
Performance Evaluations // International Journal of Computer Applications (09758887). 2013. V. 69. No.14.
P. 36—43.
14. Pineda-Sanchez M. et al. Instantaneous Frequency of the Left Sideband Harmonic During the Start-Up
Transient: A New Method for Diagnosis of Broken Bars // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2009.
V. 56. No. 11. P. 4557—4570.
15. Савельев В.А., Страхов А.С., Новоселов Е.М., Скоробогатов А.А., Сулыненков И.Н. Эксперимен-
тально-аналитическое определение диагностического признака дефектов обмотки ротора асинхронного
электродвигателя // Вестник ИГЭУ. 2018. № 4. С. 44—53.
16. Новоселов Е.М., Полкошников Д.А., Скоробогатов А.А. Исследование влияния эксплуатацион-
ных факторов на внешнее магнитное поле асинхронного электродвигателя / Материалы тринадцатой
международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Энер-
гия-2018». Т. 3. Иваново, 2018. С. 134—135.
17. Новоселов Е.М., Полкошников Д.А., Савельев В.А., Страхов А.С., Скоробогатов А.А., Сулы-
ненков И.Н. Метод контроля состояния обмоток роторов высоковольтных электродвигателей соб-
ственных нужд электростанций при пуске // Вестник ИГЭУ. 2019. № 4. С. 31—44.
Дефектоскопия
№ 5
2020