УДК 620.179.16
ДИАГНОСТИКА УДАРНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОНОЛИТНЫХ И СОТОВЫХ
УГЛЕПЛАСТИКОВ С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ВОЛН ЛЭМБА
© 2021 г. М. В. Бурков1,2,*, А. В. Еремин1,2,**, А. В. Бяков1 ,
П. С. Любутин1, С. В. Панин1,2,***
1Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, 634055 Томск, пр. Академический, 2/4
2 Томский политехнический университет, 634030 Томск, пр. Ленина, 30
E-mail: *burkovispms@mail.ru; **ave@ispms.ru; ***svp@ispms.ru
Поступила в редакцию 26.11.2020; после доработки 15.12.2020
Принята к публикации 25.12.2020
Представлены результаты использования методики на основе ультразвуковых волн Лэмба для обнаружения ударных
повреждений углепластиков и определения степени их критичности. В качестве основы выступает сеть наклеенных на
поверхность пьезопреобразователей, которая работает в переменном режиме, позволяя поочередно менять функцию
преобразователей (источник/приемник) для регистрации отклика сети в результате прохождения тестового сигнала.
Анализ результатов мониторинга осуществляется посредством сравнения трех параметров: изменение амплитуды (dA),
изменение энергии (dP) и нормированный коэффициент корреляции (NCC) сигналов в базовом неповрежденном и теку-
щем поврежденном состояниях. Испытания монолитных углепластиков показывают, что точность обнаружения повреж-
дения составляет 5—15 мм, в то время как рассчитанный индекс поврежденности линейно зависит от приложенной
энергии удара. Для сотовых углепластиков NCC не дает точных результатов, однако другие параметры позволяют иден-
тифицировать повреждения с погрешностью 5—20 мм и отражают данные о степени повреждения.
Ключевые слова: неразрушающий контроль, мониторинг состояния, ультразвуковой контроль, волны Лэмба, удар-
ные повреждения, углепластики.
DOI: 10.31857/S0130308221020044
ВВЕДЕНИЕ
Неразрушающий контроль это область науки и техники, которая крайне важна для безопас-
ной эксплуатации во многих отраслях промышленности. Но обеспечение безопасности с помощью
неразрушающего контроля, часто требует вывода объекта контроля из эксплуатации и приносит
экономические потери из-за простоев. Поэтому, в отраслях, где требуется надежная оценка целост-
ности конструкции, большое значение приобретает концепция встроенного мониторинга состоя-
ния — SHM [1—4]. Разработка таких систем в авиакосмической отрасли серьезная научная и
инженерная задача, которая получила дополнительный импульс после создании самолетов с широ-
ким использованием композитов (Boeing 787 и Airbus A350XWB) в основных несущих конструк-
циях: крыльях, фюзеляже, оперении и др. Самолет при эксплуатации испытывает большое коли-
чество внешних ударных воздействий: мусор при разгоне по ВПП, град, удары птиц, низкокаче-
ственное или неправильное обслуживание. Использование композитов показало, что такие удары
приводят к образованию дефектов, подавляющее большинство которых классифицируются как
малозаметные ударные повреждения (barely-visible impact damage BVID) и не приводят к необ-
ходимости экстренной остановки эксплуатации. В углепластиках они представляет собой сложные
внутренние структурные дефекты, сочетающие расслоение, разрыв и вырыв волокон, а также рас-
трескивание матрицы. Однако далее из-за эксплуатационной нагрузки и воздействия окружающей
среды такие повреждения могут увеличиваться до больших размеров, усложняя ремонт или даже
становясь угрозой для несущей способности конструкции. Таким образом, системы мониторинга,
которые встроены в конструкцию и своевременно предоставляют данные о возникновении
повреждений, имеют большое значение в том числе и в авиакосмической сфере.
Ученые и инженеры исследуют различные физические принципы, которые можно использо-
вать в качестве основы для создания систем SHM: вибрации [5—7], ультразвуковые волны [8],
термографию [9, 10], вихревые токи [11, 12], электромагнетизм [13] и др. В случае авиакосми-
ческой отрасли задача разработки SHM усложняется из-за жестких ограничений веса самолета:
установленные датчики, провода и электроника могут свести на нет преимущества применения
SHM [14, 15]. При этом взаимопротивоположные требования по минимизации веса и высокой
безопасности способствуют использованию самых высокотехнологичных решений. Например, в
аэрокосмической сфере рассматривается акустическая эмиссия [16—20], оптоволоконные дат-
чики деформации [21—23] и другие методы, которые могут использоваться в системах монито-
34
М.В. Бурков, А.В. Еремин, А.В. Бяков и др.
ринга. Искусственные нейронные сети активно изучаются для обработки данных и обеспечения
эффективного принятия решения. В последнее время все большее количество работ посвящает-
ся исследованию ультразвуковых волн Лэмба [24, 25]. Из-за низкого затухания эти волны могут
преодолевать большие расстояния, что чрезвычайно важно в авиастроении, где площадь обшив-
ки из углепластика может быть очень большой. УЗ волны Лэмба широко изучаются для обнару-
жения ударных повреждений композитов [26, 27]; исследуются оптимальные сети преобразова-
телей [28—30]. Однако физический механизм распространения волн Лэмба довольно сложен
[31, 32], так как зависит от многих факторов: свойств материала, геометрии объекта контроля,
геометрии преобразователя и частоты. В тоже время при непосредственном контроле состояния
конструкции в процессе эксплуатации необходимо также учитывать стабильность адгезионного
слоя и ухудшение его свойств [33, 34], температурные отклонения [35, 36], возможный отказ
датчиков [37] и т. д., так как это будет существенно сказываться на качестве получаемых данных
и надежности контроля.
Предлагаемая в данной работе методика контроля ударных повреждений была разработана
авторами ранее и применена на образце сотового композита [38, 39]. Была проведена отработка
алгоритма с использованием имитаторов повреждений, а также при выполнении последователь-
ных многократных ударов по одной панели.
Представленная статья является результатом исследования методики на иных материалах и с
измененной процедурой проведения контроля. Целью данной работы являлось исследование алго-
ритмов обнаружения ударных повреждений различной энергии в монолитных и сотовых углепла-
стиков с использованием метода на основе волн Лэмба.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С целью тестирования УЗ методики для обнаружения малозаметных ударных повреждений
использовались образцы двух типов. Первый тип представляет собой монолитный углепластик со
следующей укладкой: [90G/(0/-45/90/+45/0)3]S. Образцы были изготовлены из однонаправленных
углеродных препрегов с использованием вакуумного формования и формования в автоклаве (на
внешних поверхностях углепластика был нанесен защитный слой из стекловолокна, обозначен-
ный буквой «G»). Общая толщина 32-слойного углепластика составляет 5,2 мм. Размер образца
300×300 мм2. Эти образцы будут далее обозначаться буквой «М».
Второй образец представляет собой трехслойный сэндвич с алюминиевым сотовым наполни-
телем и обшивками из углепластика со следующей укладкой: [90G/0/-45/90/+45/0]S. Каждая
12-слойная обшивка имеет толщину около 1,7 мм, а общая толщина образца составляет 18,2 мм.
Размер — 300×300 мм2. В дальнейшем образцы будут обозначены как «С».
X
Y
Пьезопреобразователи
Отступ
Шаг
Рис. 1. Эскиз образца с сетью пьезопреобразователей (PZT).
Дефектоскопия
№ 2
2021
Диагностика ударных повреждений монолитных и сотовых углепластиков...
35
Каждый образец был оснащен двумя сетями пьезопреобразователей (на передней поверхности,
подвергнутой удару, и на обратной поверхности), каждый из которых мог выступать в качестве
генератора или приемника. Сеть имела размеры 4×4 со смещением 45 мм от границы образца и
шагом 70 мм. Эскиз, изображающий сеть PZT, показан на рис. 1. В качестве преобразователей
используются датчики Audiowell AW1E12G-190EFL1Z с диаметром 9 мм и толщиной 0,19 мм
керамического слоя, нанесенного на стальную подложку. Использование двух одинаковых сетей
PZT на обеих поверхностях позволяет оценить возможность обнаружения повреждений внешней
поверхности конструкции с помощью системы, установленной внутри и защищенной от воздей-
ствия окружающей среды. Это очень важно для сотового углепластика, который имеет более высо-
кое затухание ультразвуковых волн, проходящих от одной оболочки к другой через алюминиевую
сотовую сердцевину. Для приклеивания преобразователей к поверхности образцов углепластика
использовался эпоксидный клей 3M DP490.
В качестве тестового сигнала использована 5-цикловая синусоида, модулированная с помо-
щью окна Хеннинга. Частотное распределение такого сигнала позволяют получить существенно
меньшую дисперсию волны в процессе распространения по сравнению с обычным синусоидаль-
ным или ступенчатым сигналом. Это облегчает интерпретацию полученных результатов, так как
при малой дисперсии легче разделять составляющие зарегистрированных сигналов: например,
прямое прохождение волны и отражения от границ. В качестве источника сигналов и регистра-
тора используются генератор сигналов произвольной формы AWG-4105 и 4-канальный USB-
осциллограф Handyscope HS4 соответственно. AWG-4105 позволяет генерировать сигналы с
амплитудой 10 В, чего достаточно для экспериментальной проверки ультразвуковой техники на
образцах углепластика размером 300×300 мм2. Однако величина принимаемого сигнала для
сотового образца была недостаточной, поэтому перед осциллографом использовался высокоча-
стотный усилитель.
В ходе предварительных испытаний пар «генераторприемник», наклеенных на поверхность
образцов углепластика, были выбраны частоты 100 и 300 кГц. По литературным данным диспер-
сионных кривых волн Лэмба и моделирования распространении волн в программе LAMSS-
Composites [40] было установлено, что частота 100 кГц соответствует моде A0 с длиной волны
18 мм, а мода S0 пренебрежимо мала. Тогда как на частоте 300 кГц S0 генерируется намного лучше
(датчик диаметром 9 мм сопоставим с половиной длины волны). Однако A0 также генерируется,
но имеет гораздо меньшую амплитуду. Конечно, длина волны моды A0 на частоте 100 кГц доволь-
но велика по сравнению с размером сформированных BVID, но ожидается, что волны Лэмба будут
взаимодействовать с такими дефектам с повышенным затуханием. Это вызвано снижением жест-
кости материала и появлением новых границ раздела сред в области дефектов, таких как расслое-
ние, растрескивание матрицы, разрыв волокон.
Необходимо отметить, что обзор литературы [41], а также тесты, проведенные авторами ранее,
показывают, что разница в расчетных скоростях волн в направлениях 0 и 90 составляет 1—3 % и,
следовательно, нет необходимости учитывать анизотропию при контроле композитов с квази-изо-
тропной укладкой.
Для увеличения отношения S/N проводили осреднение 100 сигналов. Регистрация сигнала
осциллографом HS4 запускалась триггерным сигналом от генератора, направляемого на первый
канал осциллографа. Три оставшихся канала использовались для сбора данных. Каждое положе-
ние генератора (один из 12 датчиков) требует сбора данных с 11 датчиков, поэтому был разработан
блок реле для последовательной регистрации данных со всех датчиков. Блок реле позволяет изме-
нять положение генератора, что упрощает процедуру эксперимента. Всего в сети 4×4 может быть
зарегистрировано 132 сигнала для всех комбинаций пар «генераторприемник». Использование
двух частот и тестирование двух сторон приводит к получению набора из 528 сигналов при кон-
троле одного образца.
Предлагаемая методика тестировалась на возможности определения местоположения и степе-
ни критичности ударных повреждений различных энергий. Образцы подвергали ударам в соот-
ветствии со стандартом ASTM D7136 с использованием методики падающего груза: ударный
элемент весом 2 кг, имеющий полусферический ударный наконечник диаметром 16 мм. Энергия
удара составляла 10, 15 и 20 Дж для монолитных образцов, в то время как сотовые углепластики
подвергались воздействию ударов с энергией 2 и 4 Дж.
Перед нанесением ударных повреждений производилась регистрация состояния образцов при
помощи ультразвуковых данных для базового состояния образцов. После удара та же процедура
проводился для поврежденного состояния. Математическое сравнение этих сигналов позволяет
обнаружить местоположение повреждения и приблизительно оценить его серьезность.
Дефектоскопия
№ 2
2021
36
М.В. Бурков, А.В. Еремин, А.В. Бяков и др.
Численная оценка ультразвуковых сигналов для выявления изменений, происходящих из-за
ударного повреждения углепластика, проводилась путем расчета информативных параметров
(между сигналами для двух состояний — поврежденного и базового): разности максимумов огиба-
ющих, нормированного коэффициента корреляции и разности энергий ультразвуковых сигналов.
Вычисление огибающей принятого сигнала выполняется с использованием преобразования
Гильберта в частотной области. На первом этапе вычисляется n-точечное дискретное преобразова-
ние Фурье (ДПФ) сигнала длины N, и значения спектра X(m), соответствующие отрицательной
частоте, обнуляются. Значения X(0) и X(N/2) делятся на 2. Затем выполняется обратное N-точечное
ДПФ. Сигнал имеет действительную и мнимую части. Значения огибающих определяются как
абсолютные значения полученных сигналов. Разница максимумов огибающих dA рассчитывается
следующим образом:
A -A
пов
dA
= исх
,
(1)
Aисх
где Аисх — это максимум огибающей для сигнала базового состояния, а Aпов — максимум огибаю-
щей для сигнала поврежденного состояния.
Нормированный коэффициент корреляции получается по следующей формуле:
xисхx
пов
NCC
=1
,
(2)
2
2
x
x
исх
пов
где xисх и xпов — амплитуды сигналов базового и поврежденного состояний соответственно.
Для получения спектра мощности выполняется ДПФ и значения спектра вычисляются по
выражению:
2
2
Pow(i) = 10lg X
(2i) + X
(2i +1),
(3)
где X — значения спектра Фурье. Затем для каждого сигнала рассчитывается энергия в диапазоне
0,4f :
0.4 f
P
Pow i),
(4)
=
-0.4 f
где f — точка, соответствующая центральной частоте сигнала. Затем для двух сигналов вычисля-
ется разность dP:
P -P
пов
dP
= исх
,
(5)
Pисх
где Pисх — это максимум огибающей сигнала базового состояния, а Pпов — максимум огибающей
сигнала поврежденного состояния.
После проведения всех испытаний база данных для каждой тестируемой панели содержит
следующую информацию: расположение (координаты) датчиков PZT, набор зарегистрированных
сигналов для всех пар «генератор/приемник» и информативные параметры, рассчитанные путем
сравнения исходных данных и данных, полученных для поврежденного состояния. Затем с помо-
щью разработанного программного обеспечения данные были обработаны и проанализированы с
целью определения места и степени критичности ударного повреждения. Был использован следу-
ющий алгоритм обработки:
1) траектории «генераторприемник» сортируются по убыванию значений dA, dP или NCC в
предположении более высокого затухания из-за наличия повреждений;
2) в сортированном списке выбираются первые N траекторий (в данной статье для сравнения
выбраны 10 и 20 путей);
3) для всех траекторий попарно рассчитываются координаты их точек пересечения;
4) согласно уравнениям (6) и (7) рассчитывается координаты повреждения и его критичность.
Координаты ударных повреждений рассчитываются по формуле:
rwi,
r
(6)
w
=
i
где ri — координаты i-й точки пересечения траекторий, wi — значения выбранных информативных
параметров. Степень повреждения оценивается с помощью безразмерного индекса поврежденно-
сти (DI):
Дефектоскопия
№ 2
2021
Диагностика ударных повреждений монолитных и сотовых углепластиков...
37
w
i
DI
=
,
(7)
n
где wi — значения выбранных информативных параметров, n — количество траекторий. Чем выше
DI, тем серьезнее повреждение. И координаты повреждения, и DI могут быть получены с исполь-
зованием каждого информативного параметра (dA или dP или NCC).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В разделе представлены экспериментальные результаты, полученные при проведении экспери-
ментов. В табл. 1 сведены данные по энергии и координате удара для исследованных образцов. Для
описания схемы работы экспериментальной методики ниже приведены подробные результаты
контроля образца М2/20. На рис. 2 изображена сеть PZT 4×4 с заданным в нижнем углу генерато-
ром: показаны возможные траектории волн и разности максимумов огибающих между базовым и
поврежденным состояниями. Этот пример соответствует dA, равному 0,41, то есть падению ампли-
туды на 41 % для пары «генераторприемник» 10→5 образца М2/20.
Таблица
1
Образцы и параметры удара
Образец
Энергия удара, Дж
X, мм
Y, мм
М1/10
10
180
180
М2/20
20
180
180
М3/10
10
150
220
М4/15
15
150
220
М5/10
10
220
220
М6/15
15
220
220
С1/2
2
180
180
С2/4
4
180
180
С3/2
2
150
220
С4/4
4
150
220
С5/2
2
220
220
С6/4
4
220
220
dA = 0,41
dA, %
Падение амплитуды на 41 %
Место удара
Рис. 2. Пример распределения dA для образца М2/20с заданной позицией генератора.
Дефектоскопия
№ 2
2021
38
М.В. Бурков, А.В. Еремин, А.В. Бяков и др.
Видно, что соседние датчики 4 и 6 показывают снижение амплитуды на 12 и 23 % соответ-
ственно. Изменение сигналов при наличии повреждения для других датчиков достаточно мало.
Примеры формы тестового сигнала для исходного состояния с соответствующей огибающей для
образца М2/20 показаны на верхнем графике на рис. 3. Нижний график описывает огибающие как
для базового, так и для поврежденного состояния, а разница между максимумами огибающих
представлена графически.
6000
4000
2000
0
-2000
-4000
-6000
6000
ΔA
4000
2000
0
-2000
-4000
-6000
0
500
1000
1500
2000
2500
3000
3500
Время, мкс
Рис. 3. Форма принимаемого сигнала (верхний график) и графическое представление разности огибающих в базовом и
поврежденном состояниях.
На рис. 4 и 5 показаны примеры обнаружения повреждений образцов М3/10 и М4/15, подверг-
шихся воздействию ударами 10 и 15 Дж соответственно. Каждая цветная точка соответствует про-
гнозу местоположения повреждения, определенного алгоритмом по формуле (6). Весь массив
точек рассчитан для каждой комбинации частоты испытаний, стороны образца углепластика,
количества расчетных траекторий и информативного параметра (красный для NCC; зеленый для
dA; синий для dP). Таким образом для каждого информативного параметра существует 23=8 точек
прогнозирования местоположения повреждения. Эти точки используются для получения результи-
рующих координат X и Y, которые отображаются в виде окружностей с крестом соответствующего
цвета.
Энергия удара 10 Дж
Энергия удара 15 Дж
Индекс поврежденности (dA) 0,098 Образец М3/10
Индекс поврежденности (dA) 0,142 Образец М4/15
Рис. 4. Результаты экспериментов по обнаружению удар-
Рис. 5. Результаты экспериментов по обнаружению удар-
ных повреждений образца М3 после удара с энергией
ных повреждений образца М4 после удара с энергией
10 Дж.
15 Дж.
Дефектоскопия
№ 2
2021
Диагностика ударных повреждений монолитных и сотовых углепластиков...
39
Количественные результаты для всех монолитных образцов приведены в табл. 2. Видно, что
методика позволяет определять место повреждения с погрешностью 5—15 мм. Мониторинг перед-
ней стороны (поверхность удара) и задней стороны (противоположная сторона удара) дает анало-
гичные результаты в отношении прогнозируемого места повреждения. Более того, разброс ∆avg
(расстояние от места удара до точки, рассчитываемой по методике) для всех используемых параме-
тров практически одинаков, что позволяет сделать вывод, что они могут быть использованы для
определения местоположения повреждений. В последнем столбце таблицы показаны индексы
поврежденности, рассчитанные по уравнению (7) и усредненные для каждого информативного
параметра. Эти DI имеют разные диапазоны вариации. DIdA — самый простой для анализа индекс,
изменяющийся от 0 до 1, где 0 означает абсолютно неповрежденное состояние, полученное в
результате сравнения исходных и поврежденных ультразвуковых данных, в которых отсутствует
изменение амплитуд, в то время как 1 получается, если все поврежденные сигналы будут нулевыми.
Каждое число от 0 до 1 описывает среднее падение амплитуды сигналов, используемых для опре-
деления места повреждения. Аналогично интерпретируется индекс DIdP, за исключением того, что
вместо амплитуды вычисляется и сравнивается энергия сигналов. Оба эти параметра предназначе-
ны для обнаружения более высокого затухания волн Лэмба при наличии повреждений. DINCC также
варьируется в диапазоне от 0 до 1, но демонстрирует иное поведение, поскольку корреляция может
изменяться по разным причинам, например, по фазовому сдвигу. Значение 0 данного индекса озна-
чает абсолютно неповрежденное состояние, а 1 поврежденное, но зависимость в этом диапазоне
сильно нелинейна. Так DINCC для повреждений, полученных от ударов 15 и 20 Дж, достигает 0,8—
0,9, но полученные BVID довольно малы. Таким образом, можно сделать вывод, что NCC будет
иметь очень низкую классификационную способность для более крупных повреждений.
Таблица
2
Результаты испытаний монолитных образцов
X, мм;
Образец
Параметр
Xavg, мм
Yavg, мм
ΔXavg, мм
ΔYavg, мм
Δavg, мм
DI
Y, мм
NCC
176,8
185,7
3,2
-5,6
6,5
0,4
180;
М1/10
dA
165,3
180,3
14,7
-0,3
14,6
0,092
180
dP
171,9
177,1
8,1
2,9
8,6
0,000461
NCC
173,4
193,6
6,5
-13,7
15,1
0,82
180;
М2/20
dA
171,3
185,5
8,7
-5,5
10,3
0,212
180
dP
164,6
190,9
15,4
-10,1
18,9
0,001210
NCC
151,5
222,0
-1,5
-2,0
2,5
0,59
150;
М3/10
dA
151,2
204,7
-1,2
15,3
15,4
0,098
220
dP
145,3
216,2
4,7
3,8
6,0
0,000408
NCC
150,8
220,4
-0,8
-0,4
0,9
0,88
150;
М4/15
dA
145,3
218,4
4,7
1,6
4,9
0,142
220
dP
142,8
202,5
7,2
17,5
18,9
0,000613
NCC
216,1
217,0
3,9
2,9
4,9
0,51
220;
М5/10
dA
217,7
211,5
2,3
8,5
8,8
0,080
220
dP
209,4
210,4
10,6
9,6
14,3
0,000479
NCC
212,8
218,6
7,2
1,4
7,3
0,82
220;
М6/15
dA
216,4
224,9
3,6
-4,9
6,1
0,129
220
dP
214,1
221,0
5,9
-1,0
6,0
0,000830
На рис. 6 представлены значения DIdA для всех монолитных образцов. Данные аппроксимиру-
ются с использованием линейной функции, что дает хорошую линейную зависимость индекса
повреждения от энергии удара.
Далее был проведен ультразвуковой контроль всех сотовых образцов. Процедура подготовки и
испытаний сотовых образцов была абсолютно такой же, как и для монолитных, но результаты
показали некоторые различия.
Дефектоскопия
№ 2
2021
40
М.В. Бурков, А.В. Еремин, А.В. Бяков и др.
0,20
0,15
0,10
0,05
10
15
20
Энергия удара, Дж
Рис. 6. Зависимость индекса поврежденности от энергии удара для монолитных образцов.
Во-первых, было обнаружено, что процедура определения места повреждения с использова-
нием параметра NCC дает недостоверные результаты для любого образца данного типа. Расчет
координаты повреждения для каждой комбинации частоты, стороны образца и количества вол-
новых путей дает набор точек с высоким разбросом, которые после осреднения привели к тому,
что X и Y находятся очень близко к центру образца (150; 150). Вышесказанное можно увидеть на
рис. 7 и 8. Для обоих образцов С1/2 и С2/4, а также для оставшихся С3—С6 разброс красных
точек параметра NCC велик, а расчетная координата повреждения находится почти в центре.
Энергия удара 2 Дж
Энергия удара 4 Дж
Индекс поврежденности (dA) 0,025 Образец С1/2
Индекс поврежденности (dA) 0,052 Образец С2/45
Рис. 7. Результаты экспериментов по обнаружению удар-
Рис. 8. Результаты экспериментов по обнаружению удар-
ных повреждений образца С1 после удара с энергией
ных повреждений образца С2 после удара с энергией
2 Дж.
4 Дж.
Во-вторых, тестирование сотовых образцов показало, что расчетные координаты повреждений,
полученные сетью на обратной стороне, демонстрируют большой разброс информативных пара-
метров dA и dP. Это можно наблюдать практически на всех образцах типа С и следует сделать
вывод, что обнаружение повреждений на стороне, противоположной месту удара невозможно при
использовании такой методики. Подробные результаты большого разброса показаны в табл. 3, в то
время как для монолитных такие данные не представлялись из-за схожести результатов локации с
помощью сетей на лицевой и обратной сторонах.
Таким образом, для расчета усредненных координат X, Y для параметров dA и dP использова-
лись только сети PZT на лицевой стороне сотовых панелей. Все результаты сведены в табл. 4.
Дефектоскопия
№ 2
2021
Диагностика ударных повреждений монолитных и сотовых углепластиков...
41
Таблица
3
Сравнение результатов определения повреждений на сотовых образцах с помощью сетей PZT на лицевой и
обратной сторонах
Образец / Энергия удара, Дж
Параметр
Сторона
Δavg, мм
Лицевая
18,9
dA
Обратная
56,3
С6/4
Лицевая
23,1
dP
Обратная
64,9
Таблица
4
Результаты испытаний сотовых образцов
X, мм;
Образец
Параметр
Xavg, мм
Yavg, мм
ΔXavg, мм
ΔYavg, мм
Δavg, мм
DI
Y, мм
NCC
145,8
140,5
34,1
39,5
52,2
0,27
180;
С1/2
dA
186,3
168,3
-6,3
11,7
13,3
0,025
180
dP
177,2
183,3
2,8
-3,3
4,3
0,000178
NCC
159,1
162,0
20,9
18,0
27,6
0,31
180;
С2/4
dA
173,6
188,0
6,4
-8,0
10,2
0,052
180
dP
176,4
187,6
3,6
-7,6
8,4
0,000472
NCC
165,7
186,0
-15,7
34,1
37,5
0,18
150;
С3/2
dA
151,2
200,5
-1,2
19,5
19,5
0,026
220
dP
177,2
196,9
-27,2
23,1
35,7
0,000328
NCC
152,6
200,4
-2,6
19,6
19,8
0,29
150;
С4/4
dA
161,2
219,6
-11,2
0,4
11,2
0,074
220
dP
149,5
197,0
0,5
23,0
23,0
0,000432
NCC
192,3
190,8
27,7
29,2
40,3
0,2
220;
С5/2
dA
206,7
206,3
13,3
13,7
19,0
0,038
220
dP
209,1
210,6
10,9
9,4
14,4
0,000368
NCC
189,9
188,5
30,1
31,5
43,6
0,33
220;
С6/4
dA
207,1
207,2
12,9
12,8
18,1
0,056
220
dP
206,0
205,8
14,0
14,2
19,9
0,000592
Видно, что ошибка предсказания места повреждения для dA варьируется в пределах 10—20 мм,
тогда как dP имеет более высокий разброс ∆avg: 4—35 мм.
0,08
0,06
0,04
0,02
2
3
4
Энергия удара, Дж
Рис. 9. Зависимость индекса поврежденности от энергии удара для сотовых образцов.
Дефектоскопия
№ 2
2021
42
М.В. Бурков, А.В. Еремин, А.В. Бяков и др.
Были рассчитаны индексы повреждений (рис. 9) для различных параметров, показывающие
чувствительность и классификационную способность. Разброс DIdA выше, чем для монолитов, но
видна прямая связь между индексом поврежденности и энергией удара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе была исследована эффективность экспериментальной методики с использованием
подхода на основе волн Лэмба для обнаружения малозаметных ударных повреждений углепласти-
ков. Сеть пьезопреобразователей приклеивалась к поверхности и использовалась для генерации
волн Лэмба и приема прошедших через панель сигналов.
Тестирование монолитных углепластиков показывает, что все используемые параметры
(а именно dA, dP или NCC) позволяют определить место повреждения с погрешностью 5—15
мм. Расчетный индекс повреждений DI обеспечивает линейную зависимость от энергии удара.
При этом датчики могут располагаться как на лицевой, так и на задней стороне, что не суще-
ственно сказывается на точности. При этом использование параметра NCC возможно для лока-
ции повреждений, однако корректное определение степени критичности дефекта по данному
параметру затруднено.
Испытания сотовых образцов дают достаточную точность прогноза места повреждения в диа-
пазоне 5—20 мм, не смотря на то, что разброс несколько выше, чем для монолитов. Обнаружение
повреждений сетью PZT на стороне, противоположной стороне удара, является более сложным, а
точность намного ниже из-за большой толщины и наличия алюминиевых сот, поэтому волны
Лэмба не чувствительны к повреждениям на противоположной стороне. Индекс поврежденности
позволяет классифицировать степень критичности дефекта. Для сотовых образцов невозможно
использовать один из информативных параметров (NCC) для анализа из-за фазового сдвига при-
нимаемого сигнала и его влияния на вычисляемое значение NCC.
Работа выполнена в рамках государственного задания ИФПМ СО РАН, тема номер FWRW-
2021-0010.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. García Márquez F.P., Peco Chacón A.M. A review of non-destructive testing on wind turbines blades //
Renew. Energy. 2020. V. 161. P. 998—1010.
2. Schubel P.J., Crossley R.J., Boateng E.K.G., Hutchinson J.R. Review of structural health and cure
monitoring techniques for large wind turbine blades // Renew. Energy. 2013. V. 51. P. 113—123.
3. Qing X., Li W., Wang Y., Sun H. Piezoelectric transducer-based structural health monitoring for aircraft
applications // Sensors (Switzerland). 2019. V. 19. I. 3. P. 1—27.
4. Annamdas V.G.M., Bhalla S., Soh C.K. Applications of structural health monitoring technology in Asia
// Struct. Heal. Monit. 2017. V. 16. I. 3. P. 324—346.
5. Jamadar N.I., Kivade S.B., Dhande K.K., Pedada S. Vibration based damage inspection in composite
structures - A critical review // Int. J. Eng. Sci. Innov. Technol. 2014. V. 3. P. 201—208.
6. Lakhdar M., Mohammed D., Boudjemaa L., Rabia A., Bachir M. Damages detection in a composite
structure by vibration analysis // Energy Procedia. 2013. V. 36. P. 888—897.
7. Kernicky T., Whelan M., Al-Shaer E. Vibration-based damage detection with uncertainty quantification
by structural identification using nonlinear constraint satisfaction with interval arithmetic // Struct. Heal.
Monit. 2019. V. 18. P. 1569—1589.
8. Beskhyroun S., Wegner L.D., Sparling B.F. Integral resonant control scheme for cancelling human-induced
vibrations in light-weight pedestrian structures // Struct. Control Heal. Monit. 2011. V. 19. I. 1. С. 55—69.
9. Talai S.M., Desai D.A., Heyns P.S. Infrared thermography applied to the prediction of structural
vibration behaviour // Alexandria Eng. J. 2019. V. 58. P. 603—610.
10. Hwang S., An Y.K., Sohn H. Continuous-wave line laser thermography for monitoring of rotating wind
turbine blades // Struct. Heal. Monit. 2019. V. 18. P. 1010—1021.
11. Chen G., Zhang W., Zhang Z., Jin X., Pang W. A new rosette-like eddy current array sensor with high
sensitivity for fatigue defect around bolt hole in SHM // NDT E Int. 2018. V. 94. P. 70—78.
12. Sodano H.A. Development of an Automated Eddy Current Structural Health Monitoring Technique
with an Extended Sensing Region for Corrosion Detection // Struct. Heal. Monit. An Int. J. 2007. V. 6.
P. 111—119.
13. Witos M., Zieja M., Fallahi N., Zurek Z., Kwasniewski J. NDE and SHM of Critical Parts using
Magnetic and Electromagnetic Methods // Acta Phys. Pol. A. 2018. V. 133. P. 697—700.
14. Structural Health Monitoring (SHM) in Aerospace Structures. Elsevier. 2016.
15. Wang Y., Qiu L., Luo Y., Ding R., Jiang F. A piezoelectric sensor network with shared signal
transmission wires for structural health monitoring of aircraft smart skin // Mech. Syst. Signal Process. 2020.
V. 141. P. 106730.
Дефектоскопия
№ 2
2021
Диагностика ударных повреждений монолитных и сотовых углепластиков...
43
16. Wildemann V., Spaskova E., Shilova A. Research of the Damage and Failure Processes of Composite
Materials Based on Acoustic Emission Monitoring and Method of Digital Image Correlation // Solid State
Phenom. 2015. V. 243. P. 163—170.
17. Barsuk V.E., Stepanova L.N., Kabanov S.I. Composite airplane Construction acoustic emission testing
during static loading // Kontrol’. Diagnostika. 2018. No. 4. 14—19.
18. Stepanova L.N., Bataev V.A., Chernova V.V. Studying the failure of a CFRP sample under static loading
by the acoustic-emission and fractography methods // Russ. J. Nondestruct. Test. 2017. V. 53. P. 422—429.
19. Zhou J., Mathews V.J., Adams D.O. Acoustic emissionbased impact location estimation on composite
structures // Struct. Heal. Monit. 2019. V. 18. P. 1652—1668.
20. Zhao W., Zhou W. Cluster analysis of acoustic emission signals and tensile properties of carbon/glass
fiber reinforced hybrid composites // Struct. Heal. Monit. 2019. V. 18. P. 1686—1697.
21. Guemes A., Fernandez-Lopez A., Daz-Maroto P., Lozano A., Sierra-Perez J. Structural Health
Monitoring in Composite Structures by Fiber-Optic Sensors // Sensors. 2018. V. 18. P. 1094.
22. Bashkov O.V., Romashko R.V., Zaikov V.I., Panin S.V., Bezruk M.N., Khun K., Bashkov I.O. Detecting
acoustic-emission signals with fiber-optic interference transducers // Russ. J. Nondestruct. Test. 2017. V. 53.
P. 415—421.
23. Kwon H., Park Y., Kim J. H., Kim C. G. Embedded fiber Bragg grating sensor based wing load
monitoring system for composite aircraft // Struct. Heal. Monit. 2019. V. 18. P. 1337—1351.
24. Weiland J., Hesser D.F., Xiong W., Schiebahn A., Markert B., Reisgen U. Structural health monitoring
of an adhesively bonded CFRP aircraft fuselage by ultrasonic Lamb Waves // Proc. Inst. Mech. Eng. Part G.
J. Aerosp. Eng. 2020. V. 234. I. 13. P. 2000—2010.
25. Ong W., Rajic N., Chiu W., Rosalie C. Lamb wave-based detection of a controlled disbond in a lap
joint // Struct. Heal. Monit. 2018. V. 17. I. 3. P. 668—683.
26. Sherafat M.H., Guitel R., Quaegebeur N., Hubert P., Lessard L., Masson P. Structural health monitoring
of a composite skin-stringer assembly using within-the-bond strategy of guided wave propagation // Mater.
Des. 2016. V. 90. P. 787—794.
27. Taleb S., Rittmeier L., Sinapius M., Boubenider F., Schmidt D. Experimental Study of Lamb Waves
Propagation inside an Impact Damage in the Size of the Used Wavelength // Russ. J. Nondestruct. Test. 2020.
V. 56. I. 2. P. 141—150.
28. Lee B.C., Staszewski W.J. Sensor location studies for damage detection with Lamb waves // Smart
Mater. Struct. 2007. V. 16. P. 399—408.
29. Tan Y., Zhang L. Computational methodologies for optimal sensor placement in structural health
monitoring: A review // Struct. Heal. Monit. 2020. V. 19. I. 4. P. 1287—1308.
30. Ostachowicz W., Soman R., Malinowski P. Optimization of sensor placement for structural health
monitoring: a review // Struct. Heal. Monit. 2019. V. 18. P. 963—988.
31. Nedospasov I.A., Mozhaev V.G., Kuznetsova I.E. Unusual energy properties of leaky backward Lamb
waves in a submerged plate // Ultrasonics. 2017. V. 77. P. 95—99.
32. Park I., Jun Y., Lee U. Lamb wave mode decomposition for structural health monitoring // Wave
Motion. 2014. V. 51. P. 335—347.
33. Attarian V.A., Cegla F.B., Cawley P. Long-term stability of guided wave structural health monitoring
using distributed adhesively bonded piezoelectric transducers // Struct. Heal. Monit. 2014. V. 13. P. 265—280.
34. Schubert K.J., Brauner C., Herrmann A.S. Non-damage-related inuences on Lamb wave-based
structural health monitoring of carbon fiber-reinforced plastic structures // Struct. Heal. Monit. 2013. V. 13.
P. 158—176.
35. Wandowski T., Malinowski P.H., Ostachowicz W.M. Delamination detection in CFRP panels using EMI
method with temperature compensation // Compos. Struct. 2016. V. 151. P. 99—107.
36. Dodson J.C., Inman D.J. Thermal sensitivity of Lamb waves for structural health monitoring
applications // Ultrasonics. 2013. V. 53. P. 677—685.
37. Kullaa J. Distinguishing between sensor fault, structural damage, and environmental or operational
effects in structural health monitoring // Mech. Syst. Signal Process. 2011. V. 25. P. 2976—2989.
38. Burkov Mikhail, Lyubutin Pavel, Byakov Anton. Experimental application of Lamb wave technique for
testing of CRFP // AIP Conference Proceedings 2051, 020043 (2018). https://doi.org/10.1063/1.5083286
39. Burkov M.V., Lyubutin P.S., Byakov A.V. Lamb Wave Ultrasonic Detection of Barely Visible Impact
Damages of CFRP // Russian Journal of Nondestructive Testing. 2019. V. 55. No. 2. P. 89—101.
40. Lamss-composites software. http://www.me.sc.edu/research/lamss/html/software.html (Доступ:
18 Ноября 2020).
41. Zhongqing Su, Lin Ye. Identification of Damage Using Lamb Waves From Fundamentals to
Applications. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2009.
Дефектоскопия
№ 2
2021