СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА:
ТЕХНОКУЛЬТУРЫ МОБИЛЬНОСТИ:
ЭТИКА, ТЕСТИРОВАНИЕ
И ТЕЛА БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
(отв. ред. - А.Г. Кузнецов)
АНТРОПОМОРФИРОВАНИЕ И “БЕСПИЛОТНАЯ”
АВТОМОБИЛЬНОСТЬ
А.Г. Кузнецов
Андрей Геннадиевич Кузнецов | https://orcid.org/0000-0002-0249-5890 | akuznetsov@eu.spb.ru |
к. социол. н., научный сотрудник Центра исследований науки и технологий | Европей-
ский университет в Санкт-Петербурге (ул. Гагаринская 6/1a, Санкт-Петербург, 191187,
Россия) | аналитик Центра научной коммуникации | Национальный исследовательский
университет ИТМО (Кронверкский пр. 49a, Санкт-Петербург, 197101, Россия)
Ключевые слова
беспилотные автомобили, антропология техники, исследования науки и технологий,
симметричная антропология, акторно-сетевая теория, этика технологий, антропология
тела, исследования мобильностей, социология тестирования
Аннотация
Текст представляет собой введение к тематическому блоку “Технокультуры мобиль-
ности: этика, тестирование и тела беспилотных автомобилей”, в который вошли
статьи А.Г. Кузнецова, Н.И. Руденко, М.Е. Киселевой, Л.В. Земнуховой.
овременные культуры глобального Севера и Юга сконцентрированы в
городах. Конечно, не только в них, но формы человеческого сегодня де-
С
лаются преимущественно там. Значительная часть городов современно-
го мира автомобилецентрична. Это значит, что они выстроены вокруг того, что
Джон Урри назвал системой автомобильности, - комплексов жизнеобеспече-
ния автомобилей и связанных с ними практик. Эти комплексы одновременно
являются материальными (дороги, заправки, парковки, станции техосмотра,
свалки), дискурсивными (дорожные знаки, образы авто в медиа и масскульте),
правовыми (ПДД, страховки, расследования аварий и судебные разбиратель-
Статья поступила 11.11.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 20.01.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Кузнецов А.Г. Антропоморфирование и “беспилотная” автомобильность // Этнографическое
обозрение. 2022. № 1. С. 5-8. https://doi.org/10.31857/S0869541522010018
Kuznetsov,
A.G.
2022.
Аntropomorfirovanie
i
“bespilotnaia”
avtomobil’nost’
[Anthropomorphing and
“Self-Driving” Automobility]. Etnograficheskoe obozrenie
1:
5-8.
https://doi.org/10.31857/S0869541522010018
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
6
Этнографическое обозрение № 1, 2022
ства), экономическими (эксклюзивное владение, шеринг, доля трат на авто в
бюджетах домохозяйств), биомедицинскими (медицина автокатастроф и эпи-
демия ожирения) и политическими (борьба за ограничение парковки или вы-
бросов CO2). Система автомобильности находится в самом сердце нашей город-
ской цивилизации.
Что значит быть человеком в этой цивилизации? Во многом ответ на этот
вопрос дается вкупе с ответами на два других: в какой мере город, в котором
вы живете, зависит от автомобильности? каковы ваши отношения с автомоби-
лем? В нашу человеческость сегодня рутинно вплетена автомобильность. Как
обычно, нужны катаклизмы и катастрофы, чтобы это стало совсем уж очевид-
ным. Например, в 2005 г. план эвакуации жителей Нового Орлеана во время
урагана “Катрина” подразумевал лишь автовладельцев. Если у вас есть авто,
то вы человек и вас надо эвакуировать, если нет - то вы, вероятно, находитесь
для местных властей в той же категории, что и дикие животные, которые могут
позаботиться о себе сами. Весь мир был шокирован фотографиями стоянки,
на которой стройными рядами стоят залитые по крышу водой сотни желтых
школьных автобусов, которые могли бы быть использованы для эвакуации тех,
у кого нет автомобиля или нет денег на бензин. Этот душераздирающий об-
раз буквально делает черно-белой картину, которая повседневно дана нам в от-
тенках серого - как люди придают технологиям свою форму, так и технологии
участвуют в формообразовании человека. Этот двусторонний процесс вслед за
Бруно Латуром можно назвать антропоморфированием. Сегодня автомобиль-
ность играет ключевую роль в этом процессе.
“Беспилотные автомобили” (БА) нацелены на то, чтобы совершить пере-
ворот в самом сердце центров наших культур. Во всяком случае так нам обе-
щают компании, занимающиеся разработкой и тестированием БА, энтузиасты
этой технологии, бизнес-аналитики и техновизионеры. БА, предположительно,
радикально трансформируют городские культуры, затрагивая разные стороны
нашей повседневности: землепользование, транспортное и городское планиро-
вание, рынки труда, экологию микроклимата городов, организацию дорожного
движения, логистику, страхование, само устройство социальной жизни людей.
БА обещают модифицировать автомобильность как узловой компонент антропо-
морфирования. Именно поэтому они могут стать подрывной инновацией XXI в.
В представляемом вашему вниманию тематическом блоке “Технокультуры
мобильности: этика, тестирование и тела беспилотных автомобилей” собраны
четыре статьи, исследующие разные аспекты антропоморфирования в связи с
этой технологией. Каждая из работ стала возможна благодаря гранту Россий-
ского научного фонда “Беспилотные автомобили и общество: взаимодействие
технологий, социоэкономических сценариев и регулирования в радикальной
инновации” (проект № 20-78-10106).
Статья Андрея Кузнецова «Симметричная антропология технологий: от
культур к коллективам мобильностей в описании “беспилотных автомобилей”»
показывает, что антропологическая проблематика множества культур и динами-
ческой реконфигурации человеческого играет важную роль в двух современных
междисциплинарных областях - исследованиях наук и технологий и исследо-
ваниях мобильностей. Автор эксплицирует принципы симметричной антропо-
логии, предложенной Латуром как способ расширить и обновить исследования
наук и технологий (Science and Technology Studies, STS). Эта пропозиция Лату-
ра позволяет антропологии и STS взаимообогащать друг друга. Антропология
предлагает STS модель описания, избавленную от непреодолимого желания
членить бесшовную ткань сетей на изолированные сферы науки, политики, эко-
номики, права и т.д. STS, в свою очередь, показывают, как антропологи могут
А.Г. Кузнецов. Антропоморфирование и “беспилотная” автомобильность
7
изучать процессы антропоморфирования в самом центре современных наук и
технологий Запада. БА - одна из таких технологий. Благодаря симметричной
антропологии мы можем остранить немаркированную нормальность имени
“беспилотные автомобили” и занять агностическую позицию в отношении этой
технологии и культур мобильности, создаваемых с ее помощью.
Исследование Николая Руденко “Симметричная антропология тестирова-
ния беспилотных автомобилей” нацелено на то, чтобы “заземлить” наше пред-
ставление о тестировании технологий. Автор показывает, как тесно связаны
способности, которые обретают БА, с местами и средами их тестирования. Он
отмечает, что антропология, фокусирующаяся на социальном и культурном
измерениях технологий, упускает из виду локальность и материальность кон-
ститутивных для них процессов тестирования. Анализируя эмпирические на-
блюдения двух кейсов тестирования БА в России в перспективе симметричной
антропологии, автор обращает наше внимание на роль особых посредников в
(не)успехе разработки технологии.
Статья Марии Киселевой “Аффицируемость, артикуляции, обучение: к тех-
ноантропологической симметризации тел водителей и беспилотных автомоби-
лей” изучает другой аспект антропоморфирования. Авторка креативно транс-
понирует аргумент Латура о теле как научении подвергаться воздействию, или
аффицируемости, из области биополитики человеческих тел в область изуче-
ния динамики “умных” технологий. Таким образом артикулируются повест-
ки антропологии тела и техноантропологии. Опираясь на концепцию Латура,
Киселева показывает, что можно симметрично, т.е. с помощью одного и того
же аналитического словаря, описывать изменчивую онтологию тел водителей и
беспилотных автомобилей. Суть разработки БА состоит в том, чтобы наделить
машины не мертвыми корпусами, а живыми и динамичными телами, которые
учатся принимать в расчет все новые и новые различия мобильного мира. Это
открывает интересные перспективы для анализа единого и двунаправленного
процесса морфирования человека и технологий.
Блок завершает работа Лилии Земнуховой с говорящим названием “Как об-
ращаются с этическими вопросами в российском публичном дискурсе о беспи-
лотных автомобилях”. Процессы антропоморфирования здесь исследуются в
связи с модификацией старых и установлением новых этических, правовых и
полиси- правил, регулирующих мобильности БА. Анализируя материалы рос-
сийских медиа, публичные и исследовательские интервью с акторами, при-
частными к разработке БА, Земнухова выявляет значения, которыми разные
релевантные группы (разработчики, регуляторы, общественные организации,
медиа, публика) наделяют технологию в ходе обсуждения порождаемых ею эти-
ческих проблем. Как итог - разграничиваются три разных способа обращения
с этическими дилеммами БА в российском публичном дискурсе: философский,
нормативный и социотехнический.
Каждая из работ этого блока носит скорее эксплоративный, чем дефинитив-
ный характер. Авторы экспериментируют с пересечениями антропологии тех-
нологий и тел, STS и исследований мобильностей, “пальпируют” неочевидные
потенциалы для дальнейших эмпирических изысканий. Все вместе работы не
претендуют на исчерпывающее освещение всех важных аспектов антропомор-
фирования, даже если ограничиться только технологией БА. Мы не уверены,
что наши утверждения убедят вас, дорогие читатели, в продуктивности симме-
тричной антропологии. Их судьба в ваших руках. Но мы надеемся, что наши тек-
сты окажутся интересными и буквально провокативными, что они побудят вас
артикулировать свой голос, написать, выступить, вступить в диалог или спор.
А именно это и важно сейчас для развития антропологии технологий в России.
8
Этнографическое обозрение № 1, 2022
E d i t o r’ s I n t r o d u c t i o n
Kuznetsov, A.G. Anthropomorphing and
“Self-Driving” Automobility
[Аntropomorfirovanie i
“bespilotnaia” avtomobil’nost’]. Etnograficheskoe
obozrenie, 2022, no. 1, pp. 5-8. https://doi.org/10.31857/S0869541522010018
ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and
Anthropology RAS
Andrei Kuznetsov | https://orcid.org/0000-0002-0249-5890 | akuznetsov@eu.spb.ru |
European University at St. Petersburg (6/1a Gagarinskaya Str., St. Petersburg, 191187,
Russia) | ITMO University (49a Kronverksky Pr., St. Petersburg, 197101, Russia)
Keywords
self-driving cars, anthropology of technologies, science and technology studies,
symmetrical anthropology, actor-network theory, ethics of technologies, anthropology
of body, mobilities research, sociology of testing
Abstract
This text is the guest editor’s introduction to the thematic section of the issue on
“Technocultures of Mobilities: Ethics, Testing, and Bodies of Self-Driving Cars”,
featuring contributions by A.G. Kuznetsov, N.I. Rudenko, M.E. Kiseleva, and
L.V. Zemnukhova.