АФФИЦИРУЕМОСТЬ, АРТИКУЛЯЦИИ, ОБУЧЕНИЕ:
К ТЕХНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИММЕТРИЗАЦИИ
ТЕЛ ВОДИТЕЛЕЙ И БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
М.Е. Киселева
Мария Евгеньевна Киселева | https://orcid.org/0000-0003-1894-6796 | maria.evgenevna@gmail.com |
младший научный сотрудник Центра исследований науки и технологий | Европейский
университет в Санкт-Петербурге (ул. Гагаринская 6/1a, Санкт-Петербург, 191187, Россия)
Ключевые слова
техноантропология, беспилотные автомобили, тело, Waymo, акторно-сетевая теория,
антропология тела, исследования наук и технологий, Бруно Латур
Аннотация
Статья посвящена беспилотным автомобилям (БА), которые изучаются в соотнесении с
концепцией тела Бруно Латура. В статье рассмотрено обретение тел водителя и беспи-
лотного автомобиля. Проанализированы кейсы сенсоров и тестирования БА компании
Waymo. Тела учатся подвергаться воздействию и артикулировать пропозиции. И чело-
веческий водитель, и БА регистрируют все новые и новые различия, умножая артику-
лированные пропозиции. Я полагаю, что концепция Латура способна отследить измен-
чивую онтологию человеческих и технологических тел. Она позволяет идти по пути
симметричного описания людей и технологий, отслеживать динамику тел и видеть, что
они изменяются. Научение таких тел нельзя рассматривать в отрыве от искусственно
созданной установки (set-up). Концепция Латура оказывается релевантна для техниче-
ских и органических тел.
Информация о финансовой поддержке
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 20-78-10106]
Статья поступила 11.11.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 20.01.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической симме-
тризации тел водителей и беспилотных автомобилей // Этнографическое обозрение. 2022. № 1.
С. 49-67. https://doi.org/10.31857/S0869541522010043
Kiseleva, M.E.
2022. Affitsiruemost’, artikuliatsii, obuchenie: k tekhnoantropologicheskoi
simmetrizatsii tel voditelei i bespilotnykh avtomobilei [Affectation, Articulations, Learning: Towards
Technoanthropological Symmetrization of Drivers and AVs Bodies]. Etnograficheskoe obozrenie 1:
49-67. https://doi.org/10.31857/S0869541522010043
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
50
Этнографическое обозрение № 1, 2022
ак связаны технологии и тела? Для ответа на этот вопрос в разное время
предлагались разные концепты и образы: органопроекция (П.А. Флорен-
К
ский и Э. Капп), расширение функций человеческого тела во вне и само-
ампутация органов (М. Маклюэн), трансгуманистические проекты (Н. Бустрем
и М. Мор).
Метафора киборга, предложенная Донной Харауэй, стала еще одним ответом
на этот вопрос. В 1985 г. в работе “Манифест киборгов” она утверждает, что к
концу XX в. окончательно стерлись границы между животным и человеческим,
животно-человеческим организмом и машиной, физическим и нефизическим
(Харауэй 2017: 14-17). Я хочу оттолкнуться от метафоры киборга и посмотреть,
как тезис Харауэй может быть рассмотрен в приложении к умным технологиям.
Куда исследователей привела антропология киборгов? Как трансформи-
ровалось само понятие “киборг”? Покончено ли с дихотомиями человече-
ское-технологическое, человеческое-животное, физическое-нефизическое
окончательно, как провозглашала Харауэй? Сейчас в понятии “киборг” часто
слышится не отход от этих противопоставлений, а появление нового дисба-
ланса через примат технологий. Человек оказывается соединен с технология-
ми, в которых видит решение всех проблем и затруднений. Одним из крайних
проявлений тривиализации связи между телами и технологиями стала концеп-
ция загрузки сознания. По мнению ряда ученых (Х. Моравек, М. Минский,
Р. Курцвейл и др.), перенос человеческого сознания в компьютер позволяет мо-
делировать любые когнитивные процессы вне человеческого организма. Тем
самым предполагается достижение бессмертия в его цифровом, внетелесном
варианте. Кроме того, техноантропологии (Соколовский 2018) и киберантро-
пологии (Соколовский 2020) зачастую все еще ищут различия между человече-
ским и технологическим, пытаясь прочертить границы, акцентируя внимание
прежде всего на человеческих акторах.
В этой статье я намерена исправить недостатки работы с теорией киборга.
Для этого я обращаюсь к концепции тела Бруно Латура, которая переосмысляет
понятие Харауэй (Latour 2002, 2004). В основу этой концепции ложится отказ
как от субъектно-объектных модернистских моделей, так и от их холистично-
го примирения через описание технологизации тела. Латур вновь обращается
к концепции киборга: “киборг”, по его мнению, - гибридный термин, соеди-
няющий в себе органическое и кибернетическое (Latour 2002). При этом он
критикует то, как с концепцией киборга обращались последователи Харауэй.
Как было показано выше, авторы только углублялись в прежние дихотомии,
связанные, кроме прочего, с различением первичных и вторичных качеств. Пер-
вичные доступны только ученому, это объективный взгляд науки, в то время как
вторичные - субъективны. Например, кажущаяся киборгианским продуктом
концепция оцифровки сознания оказывается демонстрацией уклона в сторону
“объективного” мира технологий.
Латур строит свой проект на критике разделения на первичные и вторичные
качества, преодолении субъектно-объектных дихотомий, исключая возмож-
ность описания тела как более “человеческого” или более “технологического”.
Он дает динамическое определение тела: рассматривает его как интерфейс,
траекторию становления. Несмотря на то что Латур работает с человеческим
телом, его концепция может быть применена также и к телам технологическим.
Он буквально дает инструмент для описания устройства техно-корпо-реальности
(Соколовский 2017), указывая направление на симметричную антропологию тех-
нологий и тел.
Я иду по пути эмпирического симметричного описания людей и технологий,
с помощью одного и того же словаря анализируя динамику обретения своих тел
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
51
водителями и беспилотными автомобилями (БА). Для этого я решаю три задачи.
Во-первых, эксплицирую аргумент Латура о теле через анализ ключевых про-
цессов: становления аффицируемым телом и артикуляции пропозиций. Во-вто-
рых, опираясь на них, дам автоэтнографическое описание обретения тела води-
теля. В-третьих, покажу динамику обретения тел умной технологией на примере
кейса разработки и тестирования беспилотного автомобиля компании Waymo.
Динамическое определение тела
Каков антоним слова “тело”? Традиционный ответ на этот вопрос: “разум”
или “дух”. Этот ответ, как известно, ведет к бесконечным спорам дуализма с мо-
низмом по поводу связи тела и разума. Латур предлагает поместить тело в другую
серию различений; новым антонимом слова “тело” становится слово “смерть”
(Latour 2002, 2004). Эта транспозиция помогает различить две разных концеп-
ции киборга. Одна является современным технооптимистским продолжением
рационалистской мечты об эмансипации духа от тела, о жизни сознания/разума
после смерти тела. Например, для робототехника Ханса Моравека киборг - это
человек как вычислительная машина, которая в будущем сможет загрузить себя
на новую кремниевую платформу, чтобы избавиться от ограничений своего ор-
ганического тела, плохо адаптированного к грядущей цифровой эпохе (Latour
2002: 128). Неслучайно именем Моравека назван парадокс, столь важный для
разработки беспилотных автомобилей: искусственному интеллекту сравнитель-
но легко решить когнитивно сложные для человека задачи (игра в шахматы) и
очень трудно или невозможно решить задачи, которые все люди выполняют без
видимого труда (хождение, вождение машины) (Stilgoe 2018: 32). Маскулинной
и технофильской идее Моравека противостоит феминистская концепция кибор-
га Харауэй, которая указывает на неопределенность границ и компонентов тела,
на привязанности, позволяющие телу продолжать существование.
Латур занимает сторону Харауэй и развивает ее идею киборга, предлагая
то, как можно говорить о теле/описывать тело. “Если мертвое - это противопо-
ложность тому, чтобы быть телом, то не следует ожидать жизни помимо тела и
особенно загробной жизни или жизни разума: либо вы обладаете телом, являе-
тесь телом, либо вы мертвы” (Latour 2004: 205). Как тогда будет выглядеть но-
вое определение тела? Опираясь на изучение теории эмоций Уильяма Джейм-
са бельгийской исследовательницей Венсиан Депре (Despret 2004), Латур дает
следующее определение:
…иметь тело, значит учиться подвергаться воздействию (learn to be affected), т.е. “быть
приведенным в исполнение”, взволнованным, приведенным в движение другими сущно-
стями - людьми или нечеловеками. Если вы не вовлечены в это обучение, вы станови-
тесь нечувствительным, немым, падаете замертво (Latour 2004: 205).
Как научение подвергаться воздействию выглядит эмпирически? Латур при-
водит пример “тренировки носов” в парфюмерной промышленности с помо-
щью “портфеля ароматов”. Портфель представляет собой небольшой ящик, в
котором серии эфирных масел расположены учителем таким образом, что уче-
ник становится восприимчивым сначала к резким контрастам, а затем к более
тонким различиям. Оттолкнемся от этого примера и выделим в определении
тела ключевые для последующего анализа элементы:
1. Латуровское определение тела сочетает глаголы в действительном и
страдательном залогах. Обладание телом подразумевает активность - науче-
ние. Но в результате этой активности появляется определенная форма пас-
сивности - претерпевание воздействия со стороны других сущностей. Уче-
52
Этнографическое обозрение № 1, 2022
ники-парфюмеры активно работают в течение недели, чтобы обрести новый
орган - нос, который затем подвергается воздействию богатого ольфактор-
ными различиями мира. Таким образом, активность - условие пассивности,
а пассивность - достижение активности. Эта комбинация активности-пассив-
ности блокирует детерминистскую манеру говорить о теле (как если бы живое
тело было в обучении пассивным или как если бы оно было мертво; как если
бы “необученные носы” могли быть детерминированы ароматическим миром
без какого-либо усилия с их стороны).
2. Тело определяется динамически. Речь идет о том, чтобы иметь тело, а не
быть телом. Глагол иметь указывает на изменчивую онтологию тела (Латур
2019: 233-237; Latour 1996: 173-175). Например, можно не иметь “парфюмер-
ного носа” или иметь больше или меньше такого носа, т.е. носа, способного
улавливать более или менее тонкие различия. Глагол быть этого не допускает.
Динамизм тела подчеркивается тем, что его существование конституируется
обучением. Обучение - суть становления телом (Latour 2004: 208). Разговор о
теле предполагает описание процессов обучения, а также трансформаций гра-
ниц, компонентов, компетенций тела. Замена “быть” на “иметь через обучение”
дает понятие тела, которое
обязывает определять не сущность (essence), субстанцию (чем тело является по при-
роде), а… интерфейс, становящийся все более и более описуемым, по мере того как
он учится подвергаться воздействию все большего и большего количества элементов.
Таким образом, тело - это не временная резиденция чего-то более высокого (бессмерт-
ной души, универсального или мысли), а то, что оставляет динамическую траекторию,
посредством которой мы учимся регистрировать то, из чего сделан мир, и становимся
чувствительными к нему (Ibid.: 205-206).
Обучение также подразумевает, что регистрация новых различий имеет не
только когнитивные или созерцательные, но и прагматические последствия: мы
не только регистрируем новые различия, но и меняем наше поведение исходя из
этого. До тренинга различные ароматы “бомбардировали” необученные носы
учеников, но не могли изменить их поведения, после - обученные носы делают
и сообщают разные вещи под воздействием различий между ароматами.
3. Определение тела как интерфейса и динамической траектории обучения
дает возможность “вернуть телу всю материальную оснастку, которая позволяет
ему воспринимать различия” (Ibid.: 206). Говоря о теле по-латуриански, мы при-
ходим к описанию принимаемых телом в расчет различий и устройств, делающих
это возможным. Разговор о “парфюмерных носах” ведет к описанию ольфактор-
ных контрастов, “портфеля ароматов”, практик учителя в обращении с ним.
Образ человеческого тела как кожаного мешка с костями и мясом децентрирует-
ся. Нет больше смысла говорить о “голых” телах, с эволюционно предустанов-
ленными и неизменными когнитивными способностями. Обучение подвергаться
воздействию новых различий облачено в “костюмы” лабораторий, установок,
тестирований, школ, систем классификаций, воплощенных, например, в “порт-
феле ароматов”, навыках учителя, организации тренинг-сессии. Традиционные
определения склонны отделять тело от делающего его чувствительным к миру
материального оборудования. Понимание тела как динамической траектории на-
учения тому, чтобы подвергаться воздействию различий, напротив, делает всю
эту гетерогенную оснастку его частью. “В той мере, в какой дело касается по-
ступательного ощущения, портфель [ароматов] коэкстенсивен телу” (Ibid.: 207).
4. Понимание тела как интерфейса и динамической траектории упраздня-
ет аналитическую ценность стабильной границы между “организмом” и его
“средой”. «Части тела поступательно приобретаются в то же самое время,
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
53
когда “контрчасти мира” регистрируются новым способом. Поэтому обре-
тение тела - это поступательное предприятие, производящее одновременно
сенсорного посредника и чувствительный мир» (Ibid.). Так, в ходе обретения
тела парфюмера в одно и то же время возникают и новый орган (“парфюмер-
ный нос”), и контрасты между ароматами, и обогащенный восприятием этих
различий мир. Более того, они возникают не как части оппозиции, которые
нужно объединить или снять. Обретение тела - это процесс ассоциации или
композиции чувствующих органов и различий, которые эти органы способны
регистрировать и воздействию которых способны подвергаться. Это процесс,
в котором производится то, что в перспективе прежних дихотомий можно на-
звать гибридами: композиции организм-среда, тело-мир. Эти композиции Ла-
тур называет пропозициями (я вернусь к этому понятию ниже). Именно из
них состоит наш мир.
5. Определение тела у Латура подразумевает симметричное описание аф-
фектов и эффектов. В определении используются глаголы с обоими корнями:
«…иметь тело, значит учиться подвергаться воздействию (to be affected), т.е.
“быть приведенным в исполнение” (“effectuated”)». Это не случайно. Латур
дает возможность с помощью одного словаря симметрично описывать спо-
собы обучения и эмоциональным, и физическим воздействиям. Научение
подвергаться любым воздействиям со стороны любых сущностей делает нас
телами. Все сущности обретают тела, когда что-то или кто-то делает их де-
лающими, говорящими, чувствующими, переживающими. «Эффект и аффект
происходят от facere и являются случаями того, что я назвал фактишами, т.е.
чего-то, что включает в себя активный акт конструирования и в “фактах”, и в
“фетишах”» (Ibid.). В центре концепции фактишей у Латура оказывается по-
нятие “привязанность” (attachment) (Latour 1996). Оно одинаково применимо
и к эмоциональным привязанностям, и к физическим прикреплениям. Ввиду
симметричности словаря описания далее я буду использовать выражение “нау-
чение аффицируемости” как более компактный вариант фразы “научение под-
вергаться воздействию”.
6. Поскольку телу противопоставляется смерть, Латур называет свое опре-
деление “пато-логическим” (Latour 2004: 205). Такое понятие тела проводит
границу между живым и мертвым не там, где мы привыкли. Она нестабильна
(как и границы тела) и прочерчивается в ходе научения аффицируемости. Жи-
вым оказывается все, что учится принимать в расчет в своем поведении новые
или более тонкие различия, мертвым, немым или бесчувственным - все, что
неспособно к этому или прекращает обучение. Этот критерий позволяет по-но-
вому разграничить живые и мертвые тела, вне зависимости о того, акторам ка-
кой природы они атрибутируются. Мы можем говорить о телах людей, машин,
теорий, животных и т.д. Но дестабилизация границ тела не только указывает на
контингентность границ между живым и мертвым - количество границ между
ними умножается, а их качества дифференцируются (Latour 2004: 209, 2002:
128). Есть множество способов жизни в ольфакторном мире. Не только уче-
ники обретают свои тела через “портфель ароматов”, но и их учитель - через
исследование (не)успехов множества учеников в ходе тренинг-сессии, и хими-
ки-органики через свои лаборатории, и инженеры парфюмерной промышлен-
ности через свои заводы. “Все эти различные акторы могут быть определены
как тела, обучающиеся подвергаться влиянию ранее нерегистрируемых разли-
чий через медиацию искусственно созданной установки (set-up)1” (Latour 2004:
209). Таким образом, задействуются множественные ольфакторные тела (Мол
2017). Латур описывает эту множественность с помощью понятия “артикуля-
ция” (я вернусь к этому понятию ниже).
54
Этнографическое обозрение № 1, 2022
Итак, предложенное Латуром определение тела фокусирует наше внимание
на комбинациях активности и пассивности, динамике обучения, материальной
оснастке как неотъемлемой части изменчивой онтологии тела, композициях
чувствующих органов и воздействующего на них мира, симметричном описа-
нии аффектов и эффектов, искусственности и множественности способов жить
или иметь тело. Далее я покажу, как изменится наше описание обретения тела
водителя, если мы последуем за таким развитием идеи киборга Харауэй.
Наслаивание искусственных установок: артикуляция пропозиций
Определение тела через обучение аффицируемости, однако, уязвимо для
того, что Альфред Уайтхед называет “бифуркацией природы”. Есть риск, что
тело будет приравнено к субъекту, а мир - к совокупности объектов. Тогда ге-
терогенная материальная оснастка станет набором языковых и технических по-
средников, преодолевающих пропасть между субъектом и объектом.
Что не так с таким способом говорить о теле? Во-первых, тело и мир пола-
гаются существующими изначально и независимо друг от друга. Во-вторых,
утрачивается динамизм, так как обучение теперь не конституирует существова-
ние тела, а воздействие на других перестает быть неотъемлемой частью станов-
ления мира (Latour 2004: 209). В-третьих, утрачивается значение материальной
и искусственной оснастки, необходимой для установления связи между миром
и телом. Если связь между миром и телом надежно установлена, то материа-
лы и устройства, сделавшие эту связь возможной, можно вынести за скобки и
забыть о них. Если эта связь ненадежна, то посредники понимаются лишь как
препятствия.
Наконец, связь между субъектом и объектом описывается в терминах рефе-
ренции. В субъект-объектной модели мы склонны спрашивать, насколько точ-
но нос ученика воспринимает различия, локализованные в мире. Истинны или
ложны его утверждения о положении дел в мире? Но что если одни парфюмер-
ные тела не воспринимают резкие контрасты в “портфеле ароматов”, а другие
находят различия запахов между идентичными по химической формуле веще-
ствами? Тут и происходит бифуркация природы. Мир расщепляется надвое: на
вторичные и первичные качества, на субъективное феноменологическое тело,
о котором могут говорить только социальные ученые, и объективное физиоло-
гическое тело, о котором могут говорить только представители естественных
дисциплин. Мы сталкиваемся со стабильной дилеммой: либо субъект - либо
объект, либо феноменология тела, рассказывающая о значениях и переживани-
ях субъектов, - либо его физиология, говорящая о свойствах объектов. Холи-
стические попытки объединить два полюса обречены на провал, если они не
меняют описания субъектов, объектов и отношений между ними.
Модель описания Латура дестабилизирует эту ложную дилемму бифурка-
ции природы. Существует множество искусственных установок, обстановок,
инструментов, которые могут наслаиваться, добавляться друг к другу, обучая
тела аффицируемости все большим количеством различий (Latour 2004: 209).
Говоря о наслоении различий и аппаратур для их регистрации, Латур вводит
понятие “артикуляция” (“сочленение”). У этого слова есть сугубо лингвистиче-
ские коннотации. Говорить артикулированно - значит говорить членораздель-
но, внятно или даже владеть языком для совершения высказываний, например,
о различиях между запахами. Латур расширяет это понятие за пределы языка.
Неартикулированность ученика-парфюмера значит, что у него “разные арома-
ты вызывают одно и то же поведение” (Ibid.: 210). Неартикулированное тело
отказывается принимать в расчет новые различия, оно делает и говорит одно
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
55
и то же, независимо ни от чего. Оно аффицируемо лишь собой, но не другими
(Ibid.). Понятие артикуляции переопределяет процесс обучения тела и в конеч-
ном счете практику познания в целом (Ibid.: 210, 214).
Поскольку понятие артикуляции распространяется на поведение вообще, то
оно принимает в расчет “искусственные и материальные компоненты, позво-
ляющие кому-либо поступательно приобретать тело” (Ibid.: 210). Артикуляция
дает возможность увязать в одной установке, обучающей тела аффицируемо-
сти, инструменты, слова, научное знание, педагогические практики и промыш-
ленные комплексы. «Портфель ароматов “артикулирует” восприятия учеников
с помощью ароматов, производимых промышленностью, и демонстраций, про-
водимых профессором» (Ibid.). Вся эта искусственная комбинация оказывается
материальным языковым инструментом, который наделяет контрасты между
ароматами значением, а учеников - телом, говорящим о различиях, меняющим
свое поведение из-за них. “Через материальность языковых инструментов сло-
ва, в конце концов, несут в себе миры. Все, что мы говорим, чувствуем, делаем,
приведено в движение различиями, зарегистрированными в мире” (Ibid.: 210).
В итоге понятие артикуляции делает язык и производство значения материаль-
ными, а также расширяет круг говорящих акторов.
Что все-таки меняется, если мы переходим от описания в терминах (не)точ-
ных референций к разговору о хороших и плохих артикуляциях? Во-первых,
утверждение, имеющее референт во внешнем мире, понимается как копия по-
следнего - оно соответствует положению дел. Артикуляция не подразумевает
такого подобия. Посредством разнородных материалов тела артикулируются
так, что они способны регистрировать различия в мире и потому менять свое
поведение, а мир оказывается способен воздействовать на них. Во-вторых, по-
скольку референция предполагает подобие, то ценность утверждения определя-
ется его точностью. У этой точности есть предел, по достижении которого мы
имеем дело с тавтологией - повторением одного и того же истинного утвержде-
ния. Ценность артикуляции, напротив, определяется тем, какие именно разли-
чия она позволяет зарегистрировать, и тем, являются ли эти различия новыми
или повторением уже известных. Артикуляция не подразумевает, что есть пре-
дел регистрации новых различий. “Артикуляции… могут легко размножаться,
не переставая регистрировать различия. <…> Чем больше контрастов вы добав-
ляете, тем к большему количеству различий и медиаций вы становитесь чув-
ствительны” (Idid.: 211).
Итак, понятие артикуляции в противовес понятию референции переопреде-
ляет как процесс установления связи между телом и миром, так и ее качество.
Но эта трансформация будет бесполезна, если мы сохраним дихотомию тела и
его среды (которую легко прочитать в терминах субъекта и объекта) и просто
заполним разрыв между ними понятием “артикуляция”. Поэтому нужно отве-
тить на вопрос: что артикулируется? Артикулируются не субъекты, не объекты,
не слова и не вещи, а пропозиции. Так Латур (вслед за интерпретацией Уайтхеда
бельгийской исследовательницей Изабель Стенгерс) называет то, что мы, поль-
зуясь старым словарем, могли бы назвать комбинациями тел и их сред. В нашем
парфюмерном примере пропозиции - это ароматы, артикуляция которых увязы-
вает вместе носы, обучающиеся аффицируемости, материальные установки и
практики этого обучения, химические различия между веществами и создающие
эти вещества лаборатории и заводы.
Понятие артикулированной пропозиции призвано заменить дихотомию
утверждение-фактические реалии (matters of fact). Сопоставим эти два концеп-
та. Во-первых, пропозиция (предложение) подразумевает позицию (упорство),
но не непререкаемый авторитет. Утверждение о фактических реалиях посред-
56
Этнографическое обозрение № 1, 2022
ством референции также подразумевает упорство - позицию, которая, однако,
претендует на непререкаемый авторитет. Фактические реалии не подлежат об-
суждению, независимо от того, нравятся они вам или нет.
Во-вторых, пропозиция подразумевает поступательную композицию обще-
го мира. Прочность (упорство) пропозиций не исключает того, что они могут
быть предметом переговоров, контроверз и интерпретаций. Утверждения, как
мы помним, всего лишь копии, (не)соответствующие оригиналам - фактиче-
ским реалиям. Чтобы быть истинными или точными, утверждения должны
быть тавтологичными; будучи точной копией фактических реалий, они стано-
вятся избыточными. Если же они интерпретируют фактические реалии, то сра-
зу лишаются возможности говорить о самих вещах и становятся пустыми. Все
это не позволяет утверждениям (в отличие от артикулированных пропозиций)
“схватить” процесс, благодаря которому слова могут быть “нагружены” миром
и нести его в себе.
Наконец, дихотомия утверждение-фактические реалии противопоставляет
реальность искусственной конструкции. Искусственность всякого (даже ис-
тинного) утверждения о мире в этой перспективе стремятся игнорировать. Для
артикулированной пропозиции “реальность и искусственность - синонимы, а
не антонимы. Учиться подвергаться воздействию значит, что чем больше вы
учитесь, тем больше различий существует” (Latour 2004: 213).
Таким образом, понятие артикулированной пропозиции фокусирует нас на
мультиверсуме - мире, где нет места игре с нулевой суммой, в которой, с одной
стороны, разум и репрезентации, а с другой - реальность с ее вещами самими
по себе. Мультиверсум - это мир, где “все участники могут оказаться в выи-
грыше, становясь более чувствительными к различиям” (Ibid.). Это значит, что
антропологическая проблема обладания телом является специфической верси-
ей онтологической задачи описания мультиверсума артикулированных пропо-
зиций. Исследуя, как человеческие водители и беспилотные автомобили учатся
аффицируемости, мы движемся в сторону онтологии гетерогенных комплексов,
которые привыкли называть технологиями.
Обретение тела водителя
Как трансформируется описание человеческого тела, если мы оттолкнем-
ся от предложенного Латуром определения? Ниже я продемонстрирую это в
импровизированной автоэтнографии опыта прохождения водительских кур-
сов. Я решила получить водительские права в конце 2019 г. Желание обрести
новый навык, обучение в автошколе, первые проезды за рулем автомобиля и
подготовка к экзаменам оказались созвучны тому, что Латур описывает как
обретение тела.
Я как начинающий водитель учусь подвергаться воздействию дорожного
движения, артикулировать ассоциированное c ним множество пропозиций. Для
меня из мира выделяются все новые и новые элементы, которые раньше не при-
нимались во внимание. Мое становление аффицируемым телом происходило
постепенно: сначала я изучала теорию в группе, затем осваивала автомобиль,
находясь в его салоне на пустой дороге, а после этого обучалась вождению,
выезжая на оживленные городские улицы.
По ходу освоения теории преподаватель знакомила нас со знаками и размет-
кой, подкрепляя образовательный процесс историями из своей водительской
практики и рассмотрением экзаменационных билетов. На одном из первых за-
нятий она попросила нас обращать внимание на знаки дорожного движения,
которые мы встречаем на пути от дома до места работы или учебы. Обнаружи-
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
57
лось, что те объекты, которые нами в статусе пешехода раньше никак не вос-
принимались, теперь оказались в фокусе внимания водителя-ученика. Напри-
мер, перечеркнутые красным две белые полосы для аффицированного водителя
не только означают, что “стоянка запрещена по четным числам месяца”, но и
вызывают соответствующее поведение (не парковаться). До курсов вождения я
проходила мимо такого знака неоднократно, но никогда его не замечала - пока
не было обучения, моему неаффицированному телу он был совершенно безраз-
личен. Этот пример показывает, как тело начинающего водителя сначала стано-
вится аффицированным через элементы, не требующие обязательного нахож-
дения в салоне автомобиля и погружения в многообразную среду дорожного
движения. Какая материальная и нематериальная оснастка ответственна за это
научение? Различные знаки, правила дорожного движения, преподаватель на
курсах в автошколе и его опыт вождения.
Пройдя теорию, я оказалась в салоне автомобиля, и мое становление аф-
фицированным телом водителя продолжилось. Первые поездки проходили на
пустой дороге, где я осваивала педали газа и тормоза. Инструктор учил меня
адаптировать под себя автомобиль (настраивать сиденье и зеркала). Таким об-
разом, научение в салоне задействует не только когнитивные функции. Важно
учиться делать такую материальную установку (настройку среды), которая ра-
ботала бы на создание водительского тела. Так, радиус моего обзора расши-
рялся благодаря правильной конфигурации зеркал. Обучение продолжилось
на более оживленных улицах, которые заставляли меня обращать внимание на
самые разные дорожные инфраструктуры и ситуации. Например, инструктор
рассказывал, как слушать двигатель, определяя, когда необходимо переключить
передачу. Мое тело становилось чувствительным к разному набору контрастов,
которые скрывала в себе автомобильная среда (внутри и вне автомобиля).
Иерархия - от теории к вождению - также подтверждает тезис об обрете-
нии аффицируемого тела как поступательном процессе - через чередование ак-
тивности научения и пассивности претерпевания воздействия. В ходе процесса
обучения раскрывается его комплексность. Теория артикулирует один слой раз-
личий, внутри автомобиля артикулируется другой слой, а на дороге - третий.
При этом водительский мир обретается поступательно вместе с телом водителя.
В случае с вождением (в становлении водителем) не только важно быть
восприимчивым ко множеству новых различений мира - знакам дорожного
движения, разметке, сигналам светофора, правилам проезда нерегулируемых
перекрестков, сигналам регулировщика, звукам двигателя и сигналам других
водителей и т.д., - очевидно важно менять свое поведение в зависимости от
того, какое различие фиксируется в каждый момент. Это многократно под-
тверждается на практике. Наслаивание таких материальных и нематериальных
различений, искусственно (во всех смыслах) созданных установок, может быть
отнесено к тому, что Латур называет артикуляцией.
В примере с водительскими курсами мы видим, как наслаиваются различия.
В этом процессе задействованы самые разные чувственные каналы восприя-
тия: мы видим пешеходов на переходах, (телесно) учимся обращаться с автомо-
билем (инструктор много раз советовал мне “нежнее” переключать передачи),
слышим сигналы других машин, ощущаем разницу дорожного покрытия (осо-
бенно когда переезжаем лежачий полицейский или въезжаем в яму).
В случае с вождением в условиях реальных дорог наслаиваются одновре-
менно все различия, все искусственно созданные устройства, вся деятельность
на дороге, которая поначалу кажется хаотичной. Cюда, кроме вышеперечислен-
ных акторов, добавляются другие участники дорожного движения, случайно
попавшие на дорогу предметы, осадки и проч. Все разнообразие дорожных
58
Этнографическое обозрение № 1, 2022
сущностей артикулируется водителем по мере получения водительского опыта.
С каждым новым слоем тело становится более артикулированным, а дорожное
движение для него более упорядоченным. Так, к телу присоединяется множе-
ство “искусственно созданных установок”, которые не являются буквально ча-
стями тела, но становятся ему коэкстенсивны” (Latour 2004: 210). Чем больше
различий принимается во внимание, тем разнообразнее могут быть вариации
поведения. Уверенным мы называем опытного водителя, аффицированного до-
рожным движением в многообразии его проявлений и активно реагирующего
на него. Эта трансформация значима как для тела водителя, так и для обретае-
мого им мира: чем больше артикулируется пропозиций, тем богаче и разноо-
бразнее становится мир каждого тела. Восприятия оказываются неотделимыми
от многообразия мира, артикулированная пропозиция “устанавливает соеди-
нение между двумя абсолютно разными сущностями и придает смысл обеим”
(Ibid.). Постепенно и начинающий водитель становится опытным (аффициру-
емым телом водителя), и многообразие дорожных инфраструктур становится
артикулированными пропозициями. За обретением тела водителя стоят разно-
родные компоненты: человеческие и нечеловеческие сущности, формальные и
неформальные правила, организмы и механизмы.
Что такое беспилотный автомобиль? Обретение автомобильного тела
Под беспилотным автомобилем (БА) сегодня понимают автоматизирован-
ные транспортные средства, способные к передвижению без помощи води-
теля (или с его ограниченным участием). В настоящее время зачастую на
дорогах общего пользования в салоне такого автомобиля присутствует под-
держивающий водитель, который может взять на себя вождение в экстренном
случае. БА представляют собой автомобильный корпус, сенсорный стек и
программное обеспечение (ПО).
Социальные ученые поднимают вопросы, близкие к проблематике моего
исследования (Eriksson 2017; Stilgoe 2018; Hind 2019; Marres 2020). Напри-
мер, Магнус Эрикссон говорит о генерации автомобилем уникального поведе-
ния и формировании онтологий на основе данных, собираемых через сенсоры
(Eriksson 2017). Он делает заключение, созвучное теории тела Латура: “Несмо-
тря на использование одних и тех же компонентов, интеграция и программное
обеспечение, скорее всего, различаются у разных производителей, и это вызы-
вает изменение в поведении автомобилей разных производителей” (Ibid.: 50).
Здесь мы имеем дело с процессом обучения, который возможен через способ-
ность автомобиля быть аффицированным и менять поведение.
Как уже было продемонстрировано выше, концепция Латура позволяет нам
описывать множественные тела, в том числе умные технологии. Далее рассмо-
трим, как обретают свои тела БА. Во-первых, проанализировав сенсоры, ис-
пользуемые в таких автомобилях вообще, и выбор сенсоров компанией Waymo,
я покажу, как происходит аффицирование средой и артикуляция пропозиций.
Во-вторых, на примере беспрерывного тестирования БА Waymo продемонстри-
рую, что непрерывное научение аффицируемости и смена поведения происхо-
дят в симуляторах, на полигонах и дорогах общего пользования.
Waymo Driver. Компания Google, один из пионеров автоматизации вожде-
ния, начала разработку своего беспилотного автомобиля в 2009 г. В 2017 г. ее
дочернее подразделение, занимающееся разработкой БА, получило название
Waymo. Компания нацелена на создание сервиса беспилотных такси. Уже се-
годня такси Waymo можно заказать через приложение в городской агломерации
Финикса (шт. Аризона) и в Сан-Франциско, где с 2021 г. это доступно ограни-
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
59
ченному кругу пользователей - членов программы Trusted Tester. Большинство
поездок происходят без поддерживающего водителя; с помощью сенсоров, ней-
росетей и алгоритмов автомобиль способен самостоятельно ориентироваться в
комплексной городской среде. Один из слоганов Waymo гласит: “Конструируя
самого опытного водителя” (“Building the most experienced driver”). Свои авто-
мобили компания называет Waymo Driver. Waymo утверждает, что конструирует
именно водителя, соединяя воедино то, что мы привыкли атрибутировать к че-
ловеческому и техническому. Я сосредоточусь именно на кейсе Waymo Driver,
потому что на сегодняшний день это один из немногих беспилотников-такси,
который можно встретить на дорогах общего пользования. В Waymo эффектив-
но используют множество разных сенсоров и открыто рассказывают обо всех
этапах тестирования.
Сенсоры: гетерогенная оснастка становится частью тела
Во всех транспортных средствах с функциями поддержки водителя или ав-
томатизированного вождения важную роль играют сенсоры: система глобаль-
ного позиционирования (Global Positioning System, GPS) и спутниковая система
навигации (Global Navigation Satellite System, GNSS), лидары, радары, ультраз-
вуковые сенсоры, камеры. Как и в случае с приобретением водительского навы-
ка, ядро беспилотной технологии - обучение подвергаться влиянию. Сенсоры
представляют материальную гетерогенную оснастку автомобиля. С одной сто-
роны, они буквально становятся частями тела БА, с другой - медиаторами, че-
рез которые в автомобиль поставляются самые разные данные о телах, средах,
инфраструктурах, устройствах. Сенсоры позволяют многообразию различий
быть загруженными в тело БА.
Сегодня в разработках беспилотных автомобилей присутствует вариатив-
ность: разные компании выбирают разные ансамбли сенсоров. У пятого поко-
ления автомобилей Waymo, представленного в марте 2020 г., четыре лидара, три
радара и более 20 камер (Jeyachandran 2020). Почему Waymo выбрали именно
такой набор сенсоров и чем они отличаются друг от друга? Далее я подробнее
остановлюсь на каждом из сенсоров и покажу, за какие слои различий они от-
ветственны.
Камеры. Самая распространенная, доступная, развивающаяся очень бы-
стро технология для улавливания различий среды - камеры. Их можно найти у
всех производителей беспилотных автомобилей, Waymo - не исключение. По-
средством камер можно получать данные для распознавания таких важных для
ориентации на дороге явлений, как разметка или знаки. Кроме того, благодаря
камерам автомобиль способен различать цвета - это единственный сенсор, с ко-
торого получают цветное изображение, необходимое для различения красного
или зеленого сигналов светофора.
При описании камер как составляющих аппаратного обеспечения БА часто
используют традиционную метафору зрения:
Кремниевый сенсор [в камере] в чем-то похож на сетчатку: в обоих визуальные данные
для обработки разбиваются на несколько небольших блоков… В человеческом глазу па-
лочки и колбочки расположены случайным образом: плотно в центре сетчатки и менее
плотно по краям. Напротив, в кремниевом сенсоре внутри цифровой камеры отдельные
пиксели расположены в виде прямоугольного рисунка с постоянным интервалом (Lipson,
Kurman 2016: 177).
Однако эту метафору можно применить с оговорками: человек обладает
пространственным стереоскопическим зрением, за счет чего воспринимает мир
60
Этнографическое обозрение № 1, 2022
объемным и оценивает расстояние до предметов. Камера лишена этой способ-
ности, и для БА это становится значимым затруднением в процессе обретения
тела: используя только этот вид сенсоров, сложно получить сведения о положе-
нии автомобиля в пространстве.
Для зрения БА могут стать проблемой метеоусловия (дождь, туман, снег,
яркое солнце), грязь и пыль на дороге, а также самые незаметные участники
дорожного движения - насекомые. Все это может помешать стабильной работе
камер, и в ПО будет поступать неверная информация, что затруднит корректное
распознавание объектов.
Другая задача - измерение расстояния до объектов, не может быть решена
через использование одиночных камер, так как они дают плоское изображение.
Установка большего количества камер на автомобиль снимает эту проблему: в
ПО поступает информация об одних и тех же объектах, фиксируемых под раз-
ными углами, что позволяет сформировать динамическую картину окружения
автомобиля. На автомобиле Waymo пятого поколения установлен комплекс ка-
мер. Система кругового обзора, камера дальнего действия, способная видеть на
расстоянии до 500 м, система обзора периметра, периферийные камеры, уста-
новленные сзади и спереди автомобиля, работают вместе с лидарами и радара-
ми. Такой набор сенсоров различает малейшие детали на ближнем расстоянии,
а также исключает слепые зоны (Jeyachandran 2020).
Камеры играют важную роль во всей беспилотной индустрии. В связке с
совершенствующимся ПО, относительной доступностью технологий (можно
поставить много камер без существенного удорожания автомобиля) появляется
возможность не только измерения расстояния до объектов, но и восприятия глу-
бины картинки. Несмотря на ограничения, камеры позволяют артикулировать
пропозиции цвета и внешнего облика множества тел и сред.
Радары. В автомобилях Waymo установлено три радара. Они, также как и ка-
меры, могут быть использованы и в обычных автомобилях с функцией адаптив-
ного круиз-контроля. Радар может определять скорость и местоположение дви-
жущихся и статичных предметов спереди и сзади автомобиля; на основании
собранных данных регулируются тормозное усилие и подача газа. Электромаг-
нитные волны, испускаемые передатчиком радара, отражаются от объектов и
улавливаются его приемником - именно это эхо позволяет обнаруживать потен-
циальные препятствия. Форма испускаемых радаром волн, а также время, через
которое, отразившись от предмета, они возвращаются обратно, предоставляют
данные не только о расстоянии до последнего, но и о том, из какого материала
он сделан, и о том, находится ли он в движении: “Некоторые радарные датчики
могут вычислить, в каком направлении движется отражающий объект, анализи-
руя изменения частоты отражающей волны” (Lipson, Kurman 2016: 182). Таким
образом, радар позволяет принять в расчет различия, связанные с расстоянием
до объектов и их плотностью.
Лидары. Самое распространенное отличие аппаратного обеспечения раз-
личных БА - (не)использование технологии лидара для распознавания среды.
Лидар - это лазерный радар, который распыляет пучки света и измеряет, сколько
времени требуется каждому из лучей, чтобы отскочить назад (Ibid.: 177). Таким
образом, он определяет, на каком расстоянии находится тот или иной объект,
его форму и плотность и фиксирует различия, связанные с ними. Лидар также
распознает, движутся предметы или нет. Пучки света могут распространяться
вертикально и горизонтально; угол расхождения лучей значительно превышает
угол зрения обычного человека. Несмотря на указанное преимущество, у тех-
нологии есть существенный минус - высокая стоимость. Поэтому лидары чаще
используются в проектах, создающих сервисы такси, в то время как компании,
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
61
предполагающие продажу автомобиля в личное владение, часто отказываются
от этой технологии, заменяя ее различными комбинациями камер и радаров.
Такси Waymo2 передвигаются в сложных городских условиях, полных постоян-
но меняющихся ограничений и непредсказуемых ситуаций, и таким БА нужно
предусмотреть больше способов подвергаться воздействию и больше данных
для анализа. Информация, поступающая на сенсоры, должна охватывать как
можно больше различений, в то же время сенсоры должны быть способны вос-
принимать различения быстро, в соответствии с изменениями среды.
Кроме того, лидары генерируют 3D-карты местности (перед тем, как вы-
пускать БА на дорогу, он с лидарами и водителями проезжает по местности,
создавая такую карту), что позволяет телу автомобиля буквально загрузить,
включить в себя среду. Чем больше пучков света, тем выше разрешение и де-
тальность карты, которую сформировал лидар. Информация с лидаров посту-
пает на программную оболочку в виде облаков точек. “Осязание” сенсоров
выходит далеко за пределы человеческих возможностей, они вместе способны
охватывать все многообразие предметов вокруг автомобиля.
Пример сенсоров показателен для анализа аффицируемости тела БА. Не-
смотря на то что в конечном итоге способность регистрировать мельчайшие
различия становится делом нейросетей и ПО, сенсоры - это каналы, которые
дают понимание того, что происходит вокруг автомобиля. Они ответственны за
сбор данных, на которых обучаются нейросети. Разные сенсоры буквально ста-
новятся частями тела БА, а среда, в которой он находится, коэкстенсивна ему.
Среда загружена в тело автомобиля, ее анализируют, делают выводы. Как и в
случае с телом водителя, мы имеем, с одной стороны, органы, принадлежащие
телу, с другой - коэкстенсивные ему медиаторы-посредники. Благодаря рабо-
те сенсоров БА может динамически обучаться воспринимать среду (узнавать
велосипедистов и пешеходов, отличать знаки от рекламных вывесок), а затем
реагировать в соответствии с тем, что распознают его “органы чувств”.
Чувствование среды автомобилем Waymo - сложный, многосторонний про-
цесс, в который одновременно оказывается вовлечено множество сенсоров.
Сенсоры не только проливают свет на окружение автомобиля, благодаря им
различия фиксируются и наслаиваются: “Комплексное устройство сенсорных
технологий в каждой машине - от камер до радара, лидара и GPS - приводит
к комплексному чувствованию дорожных поверхностей, линий, знаков и мете-
орологических условий” (Hind 2019: 405). Ансамбли устройств позволяют ар-
тикулировать разные пропозиции, так как сенсоры определяют расстояние до
объектов, их очертания, плотность материалов, из которых они сделаны. Чем
больше сенсоров, тем больше тонких различий в среде способен воспринять
автомобиль. Разработчики Waymo Driver хотят, чтобы беспилотные такси сво-
бодно ориентировались в сложных условиях города, а для этого оснащают их
различными каналами восприятия.
Сенсоры - важный компонент становления аффицируемым телом. Благода-
ря им тело БА оказывается восприимчивым к контрастам, учится их различать.
В случае Waymo за аффицируемость отвечают лидары, камеры и радары. Через
сенсоры происходит сбор данных - но различия беспорядочно наслаиваются,
не вызывая смены поведения БА. Однако, чтобы тело автомобиля было аффи-
цируемым, воспринимающим различия и реагирующим на них, смена поведе-
ния необходима. За это отвечает ПО автомобиля.
Как может происходить динамическое обучение тела БА и смена его пове-
дения? За то, чтобы “тело было приведено в движение контрастами” (Latour
2004: 209), ответственны нейросети. Процессы обработки данных, поступаю-
щих в разных форматах (пиксели, лидарные облака точек) с сенсоров, проис-
62
Этнографическое обозрение № 1, 2022
ходят в ПО, а сами сенсоры выступают важными медиаторами между средой
и вычислительными мощностями автомобиля. Обрабатывать огромное количе-
ство разрозненных данных становится возможным благодаря нейросетям, а их
обучение через тестирования - это непрерывный, постоянно повторяющийся
процесс.
Динамика обучения беспилотного автомобиля: тестирование
Как и во многих других проектах БА, в Waymo выделяют три основных
фазы тестирования: в симуляторе, на полигоне и на дорогах общего пользо-
вания. Параметры первых двух заданы заранее: множество ситуаций для те-
стирования поведения автомобиля спланировано разработчиками. Последняя
фаза - испытания в хаотичных и непредсказуемых условиях города. Узнав ты-
сячи возможных случаев, которые могут происходить на дороге, Waymo Driver
готов оказаться в пространстве случайностей реального движения. Каждое
изменение в ПО должно быть тщательно протестировано перед тем, как БА
попадет на дорогу, населенную множеством других акторов. В ходе проездов в
симуляторе, на полигоне и дорогах общего пользования автомобиль способен
артикулировать пропозиции, связанные с различиями среды (при медиации
сенсоров), и реагировать на эти различия.
Пропозиции, собранные в процессе тренировок - тестовых проездов, ар-
тикулируются, и при содействии ПО беспилотные автомобили обретают тела,
проходя путь от меньшей артикуляции к большей. Чем больше собрано данных
и чем больше тренировочных проездов прошло, тем более предсказуемыми ста-
новятся реакции, тем больше пропозиций способен артикулировать автомобиль
(адекватно реагировать на разные дорожные ситуации).
В Waymo утверждают, что один день проездов в симуляторе, который в
компании называют “Simulation City”, равен “более чем 100 годам на реальных
дорогах”, - автомобили проезжают 20 млн миль в день3. В ходе симуляции от-
рабатываются проезды в различных моделируемых ситуациях: как в копирую-
щих реально происходящие на дорогах, так и во всевозможных усложненных и
модифицированных. Также новые сценарии могут имитировать разные дороги
и всевозможные погодные условия: “В ходе симуляции мы можем выбрать са-
мые интересные случаи из зафиксированных на более чем 20 млн автономных
миль дорог общего пользования в 25 городах по всей стране, чтобы максималь-
но повысить эффективность нашего обучения,” - говорится в блоге Waymo4.
В целом симуляция помогает достичь сразу нескольких целей: быстро обу-
чаться на смоделированных проездах, отрабатывать новые и редкие ситуации
(в т.ч. возможные аварии), обучать модели и проверять новое ПО.
Тестирование проходит на полигоне “Замок” (“Castle”) площадью 113 га (на
этой территории ранее располагался аэродром ВВС США). В блоге Waymo он
описывается так: “Наш испытательный полигон на бывшей военной базе устро-
ен как адаптируемый город и включает все - от широких проспектов и пригород-
ных дорог до железнодорожных переездов и кольцевых развязок” (The Waymo
Team 2020). В компании также утверждают, что здесь удалось собрать и смоде-
лировать около 40 тыс. различных сценариев вождения и ситуаций, в которые
могут попасть беспилотники. И виртуальные проезды в симуляторе, и тести-
рование на полигоне включают даже те ситуации, которые, вероятнее всего, не
произойдут с человеческим водителем. Аффицируемое тело БА должно быть го-
тово реагировать на самые разные эксцессы, возникающие на реальных дорогах.
Отработка случаев в контролируемых условиях необходима для выезда на
дороги общего пользования, где среда становится иной: к тысячам и тысячам
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
63
отработанных случаев могут добавиться новые. Автомобиль должен быть го-
тов на них адекватно реагировать. Каждый выезд на дороги общего пользо-
вания - тоже тестирование. В ходе проездов собираются данные, на основе
которых могут быть обнаружены ошибки, внесены изменения в ПО или добав-
лены новые элементы для распознавания. Все три фазы испытаний постоянно
повторяются: “Тестирование - это не разовая задача, а бесконечный цикл об-
ратной связи” (Ibid.).
Итеративность этого процесса показывает, как тело автомобиля становится
аффицируемым, а в ходе непрерывного тестирования происходит увеличение
артикуляций. Тело БА оказывается восприимчиво к новым сущностям каждый
раз, когда артикулируется новая пропозиция и автомобиль справляется с воз-
никшей задачей. Иерархичность этого процесса совпадает с иерархичностью
обретения тела водителя: ученик на курсах вождения, как правило, сначала
проходит теорию, затем осваивается в салоне автомобиля на пустых улицах, а
следом за этим учится вождению на дорогах общего пользования. Аналогично
и БА: сначала тестирование в симуляторе, затем на полигоне и только после
этого выезд на оживленные улицы. Человеческие и технологические тела ди-
намически учатся регистрировать различия, постепенно добавляя все больше
слоев артикуляций, становясь чувствительнее к среде и реагируя на самые тон-
кие нюансы.
* * *
Латур, отказываясь от проведения разграничительной линии между чело-
веческим и нечеловеческим, социальным и техническим, дает второе дыхание
техноантропологической концепции Харауэй. Я обращаюсь к концепции тела
Латура и считаю, что она применима к описанию тел людей и технологий.
Что означает иметь тело? И водители, и умные технологии постепенно об-
ретают свои тела, обучаясь подвергаться воздействию. Тела не возникают из
ниоткуда, сразу же обученные множеству случаев, которые с ними могут про-
изойти. Становление и водителем, и беспилотным автомобилем возможно че-
рез динамическое научение аффицируемости и артикуляцию пропозиций. Оба
тела учатся распознавать все новые и новые различия, беспрерывно умножая
артикулированные пропозиции. Тела людей и технологий можно рассматривать
как интерфейсы, становящиеся все более аффицированными через множество
искусственно созданных установок.
Что означает иметь тело беспилотного автомобиля? Это значит неустанно
артикулировать пропозиции внешнего мира: чем больше артикулировано про-
позиций, тем шире и богаче мир БА, тем более артикулированным становится
его тело, а значит более чувствительным к среде. Аффицируемое тело Waymo
Driver обретается через сенсоры и разные виды тестирования. В основе обрете-
ния любых тел лежит фундаментальная способность к обучению: на курсах во-
ждения, как в случае с человеческим водителем, или в ходе тестовых проездов
через сбор данных, как в случае с БА.
Я рассмотрела два примера того, как концепция тела Латура может работать
с техноантропологическим материалом. Однако у исследования есть еще одна
неучтенная сторона - тела разработчиков, которые тоже становятся аффици-
руемыми по мере взаимодействия с БА. Тела разработчиков также могут быть
описаны посредством этого концептуального языка.
Я полагаю, что концепция тела Латура меняет взгляд на техноантропо-
логию, предлагая новую симметричную модель рассмотрения технического.
Она не предлагает антропологам вернуться к фокусированию на человече-
ском теле, напротив, она говорит о возможности обретения тела разными
64
Этнографическое обозрение № 1, 2022
агентами - человеческими, животными, техническими. Кроме того, именно
концепция тела способна отследить динамику тел, находящихся в процессе
непрерывного становления. Научение таких тел нельзя рассматривать в от-
рыве от среды. Связь со средой оказывается релевантна как для органиче-
ских тел, так и для технических, что демонстрируется и при рассмотрении
концепции Латура, и при перенесении ее на технологические артефакты.
Благодарности
Выражаю благодарность Андрею Кузнецову за помощь в направлении мыс-
ли и написании работы, а также за многократное рецензирование и редактуру.
Также благодарю Николая Руденко и Лилию Земнухову за поддержку на каждом
этапе подготовки текста.
Примечания
1 Здесь и далее я перевожу set-up как “установка”, основываясь на слова-
ре Мерриэм-Уэбстер (см.: https://www.merriam-webster.com/dictionary/setup).
Такой перевод подчеркивает, с одной стороны, телесную семантику (значение
связано с осанкой, выправкой), с другой - механическую (установка, настройка
инструментов, необходимых для выполнения задач); связь телесного и механи-
ческого имеет важное значение для Латура.
2 Подробнее о лидарах Waymo см.: The Waymo Driver Handbook: How Our
Highly-Detailed Maps Help Unlock New Locations for Autonomous Driving. https://
blog.waymo.com/2020/09/the-waymo-driver-handbook-mapping.html
3 О тестировании в симуляторе см.: Off Road, but not Offline: How Simulation
Helps Advance Our Waymo Driver. https://blog.waymo.com/2020/04/off-road-but-
not-offline--simulation27.html
4 Также о тестировании Waymo в симуляторе см.: Simulation City: Introducing
Waymo’s Most Advanced Simulation System Yet for Autonomous Driving.
https://blog.waymo.com/2021/06/SimulationCity.html
Источники и материалы
Jeyachandran 2020 - Jeyachandran S. Introducing the 5th-Generation Waymo
Driver: Informed by Experience, Designed for Scale, Engineered to Tackle More
Environments // Waypoint. The official Waymo blog. 04.03.2020. https://blog.
waymo.com/2020/03/introducing-5th-generation-waymo-driver.html
The Waymo Team 2020 - The Waymo Team. The Waymo Driver’s Training Regimen:
How Structured Testing Prepares Our Self-Driving Technology for the Real
World // Waypoint. The official Waymo blog. 10.09.2020. https://blog.waymo.
com/2020/09/the-waymo-drivers-training-regime.html
Научная литература
Латур Б. Габриель Тард и конец социального // Социология власти. 2019. Т. 31.
№ 2. С. 217-239. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-2-217-239
Мол А. Множественное тело. Онтология в медицинской практике. Пермь: Гиле
Пресс, 2017.
Соколовский С.В. Антропоморфизмы и антропология техно-корпо-реальности //
Социология власти. 2017. Т. 29. № 3. С. 23-40. https://doi.org/10.22394/2074-
0492-2017-3-23-40
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
65
Соколовский С.В. Киборги в киберпространстве: современные исследования в
области кибер- и цифровой антропологии // Этнографическое обозрение.
2020. № 1. С. 5-22.
Соколовский С.В. Тела и технологии сквозь призму техноантропологии // Ан-
тропологический форум. 2018. № 38. С. 98-121.
Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феми-
низм 1980-х годов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
Despret V. The Body We Care for: Figures of Anthropo-zoo-genesis // Body & Society.
2004. Vol. 10. No. 2-3. P. 111-134. https://doi.org/10.1177/1357034X04042938
Eriksson M. The Normativity of Automated Driving: A Case Study of Embedding
Norms in Technology // Information & Communications Technology Law. 2017.
Vol. 26. No. 1. P. 46-58. https://doi.org/10.1080/13600834.2017.1269872
Hind S. Digital Navigation and the Driving-Machine: Supervision, Calculation,
Optimization, and Recognition // Mobilities. 2019. Vol. 14. No. 4. P. 401-417.
https://doi.org/10.1080/17450101.2019.1569581
Latour B. A Well-Articulated Primatology: Reflexions of a Fellow-Traveller //
Primate Encounters / Eds. S.C. Strum, L.M. Fedigan. Chicago: The University of
Chicago Press, 2000. P. 358-381.
Latour B. Aramis, or, The Love of Technology. Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1996.
Latour B. Body, Cyborgs and the Politics of Incarnation // The Body / Eds. S.T. Sweeney,
I. Hodder. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 127-141.
Latour B. How to Talk About the Body? The Normative Dimension of
Science Studies // Body & Society. 2004. Vol. 10. No. 2-3. P. 205-229.
https://doi.org/10.1177/1357034X04042943
Lipson H., Kurman M. Driverless: Intelligent Cars and the Road Ahead. Cambridge:
MIT Press, 2016.
Marres N. Co-Existence or Displacement: Do Street Trials of Intelligent Vehicles
Test Society? // The British Journal of Sociology. 2020. Vol. 71. No. 3. P. 537-
555. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12730
Stilgoe J. Machine Learning, Social Learning and the Governance of Self-
Driving Cars // Social Studies of Science. 2018. Vol. 48. No. 1. P. 25-56.
https://doi.org/10.1177/0306312717741687
R e s e a r c h A r t i c l e
Kiseleva,
M.E. Affectation,
Articulations,
Learning:
Towards
Technoanthropological Symmetrization of Drivers and AVs Bodies
[Affitsiruemost’, artikuliatsii, obuchenie: k tekhnoantropologicheskoi
simmetrizatsii tel voditelei i bespilotnykh avtomobilei]. Etnograficheskoe
obozrenie, 2022, no. 1, pp. 49-67. https://doi.org/10.31857/S0869541522010043
ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and
Anthropology RAS
Mariia Kiseleva | https://orcid.org/0000-0003-1894-6796 | maria.evgenevna@gmail.com |
European University at St. Petersburg (6/1a Gagarinskaya Str., St. Petersburg, 191187,
Russia)
Keywords
technoanthropology, science and technology studies, actor-network theory,
autonomous vehicles, self-driving cars, body, Waymo
66
Этнографическое обозрение № 1, 2022
Abstract
The article discusses autonomous vehicles (AVs) and considers them in relation to
the Body concept of Bruno Latour. It deals with the acquisition of the body of a
driver and an autonomous vehicle. I examine the cases of sensors and testing of
Waymo. Bodies learn how to be affected and to articulate propositions. Both the
human driver and the AV register more and more differences, multiplying articulated
propositions. I argue that Latour’s concept is capable of tracing the fluid ontology
of human and technological bodies. It allows us to follow the path of symmetrical
description of people and technologies, to track the dynamics of bodies and see that
they are not fixed. The analysis of such bodies cannot be considered in isolation from
the artificially created set-up. Latour’s concept turns out to be relevant for technical
and organic bodies.
Funding Information
This research was supported by the following institutions and grants:
Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no.
20-78-10106]
References
Despret, V. 2004. The Body We Care for: Figures of Anthropo-zoo-genesis. Body
& Society. 10 (2-3): 111-134. https://doi.org/10.1177/1357034X04042938
Eriksson, M. 2017. The Normativity of Automated Driving: A Case Study of
Embedding Norms in Technology. Information & Communications Technology
Law. 26 (1): 46-58. https://doi.org/10.1080/13600834.2017.1269872
Haraway, D. 2017. Manifest kiborgov: nauka, tekhnologiia i sotsialisticheskii
feminism 1980-kh gg. [A Manifesto for Cyborgs: Science, Technology, and
Socialist Feminism in the 1980s]. Moscow: Ad Marginem Press.
Hind, S.
2019. Digital Navigation and the Driving-Machine: Supervision,
Calculation, Optimization, and Recognition. Mobilities 14 (4): 401-417.
https://doi.org/10.1080/17450101.2019.1569581
Latour, B. 1996. Aramis, or, The Love of Technology. Cambridge, MA: Harvard
University Press.
Latour, B. 2000. A Well-Articulated Primatology: Reflexions of a Fellow-Traveller.
In Primate Encounters, edited by S.C. Strum and L.M. Fedigan, 358-381.
Chicago: The University of Chicago Press.
Latour, B. 2002. Body, Cyborgs and the Politics of Incarnation. In The Body, edited
by S.T. Sweeney and I. Hodder, 127-141. Cambridge: Cambridge University
Press.
Latour, B.
2004. How to Talk About the Body? The Normative
Dimension of Science Studies. Body & Society
10
(2-3):
205-229.
https://doi.org/10.1177/1357034X04042943
Latour, B. 2019. Gabriel’ Tard i konets sotsial’nogo [Gabriel Tarde and the End of
the Social]. Sotsiologiia vlasti 31 (2): 217-239. https://doi.org/10.22394/2074-
0492-2019-2-217-239
Lipson, H., and M. Kurman. 2016. Driverless: Intelligent Cars and the Road
Ahead. Cambridge: MIT Press.
Marres, N. 2020. Co-Existence or Displacement: Do Street Trials of Intelligent
Vehicles Test Society? The British Journal of Sociology 71 (3): 537-555.
https://doi.org/10.1111/1468-4446.12730
Mol, A. 2017. Mnozhestvennoe telo. Ontologiia v meditsinskoi praktike [The Body
Multiple: Ontology in Medical Practice]. Perm’: Gile Press.
Sokolovskiy, S.V.
2017. Antropomorfizmy i antropologiia tehno-korpo-real’nosti
Киселева М.Е. Аффицируемость, артикуляции, обучение: к техноантропологической...
67
[Anthropotechnomorphisms and Anthropology of Techno-Corp-Reality]. Sotsiologiia
vlasti 29 (30): 23-40. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2017-3-23-40
Sokolovskiy, S.V. 2018. Tela i tehnologii skvoz’ prizmu tehnoantropologii [Bodies
and Technology Through the Prism of Technoanthropology]. Antropologicheskii
forum 38: 98-121.
Sokolovskiy, S.V. 2020. Kiborgi v kiberprostranstve: sovremennye issledovaniia v
oblasti kiber- i tsifrovoi antropologii [Cyborgs in Cyberspace: Contemporary
Research in Cyber- and Digital Anthropology]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 5-22.
Stilgoe, J. 2018. Machine Learning, Social Learning and the Governance
of Self-Driving Cars. Social Studies of Science
48
(1):
25-56.
https://doi.org/10.1177/0306312717741687