КРИТИКА, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ
САКРАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА В ПАРАДИГМЕ АНТРОПОЛОГИИ
(РЕЦ. НА: BUTTITTA I.E., MANNIA S. (A CURA DI).
I
L SACRO PASTO. LE TAVOLE DEGLI UOMINI E DEGLI DEI. PALERMO:
FONDAZIONE I. BUTTITTA, 2019. 500 P.)
О.Д. Фаис-Леутская
Оксана Давидовна Фаис-Леутская
|
https://orcid.org/0000-0002-2757-2434
|
oxana-fais@yandex.ru | к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских ис-
следований | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва,
119991, Россия)
Кэрол Канихан, ведущий специалист
в сфере алиментарных исследований, не
так давно выразила мысль, что в наши дни
антропология питания наконец-то заслу-
женно обретает признание во всей своей
многомерности, многогранности и полно-
те. Действительно, если обратиться к кон-
кретным примерам такого рода исследо-
ваний в широком диапазоне проблем - от
нутриционистики до знаковости пищи в
контексте банального национализма (кон-
цепта, разработанного М. Биллигом); от
ее коммуникативных функций в традици-
онных обществах, которые изучал
К. Леви-Строс, до идей foodscapes - гло-
бализационных “типичных пищевых ланд-
шафтов”, предлагавшихся А. Аппадураи, и роли алиментарных артефактов в
формировании и поддержании коллективной идентичности, проанализирован-
Рецензия поступила 10.03.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 26.07.2021
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Фаис-Леутская О.Д. Сакральная трапеза в парадигме антропологии (рец. на: Buttitta I.E.,
Mannia S. (a cura di). Il sacro pasto. Le tavole degli uomini e degli dei. Palermo, 2019) // Этногра-
фическое обозрение. 2022. № 1. С. 231-236. https://doi.org/10.31857/S0869541522010146
Fais-Leutskaia, O.D. 2022. Sakral’naia trapeza v paradigme antropologii [Sacred Repasts in
the Paradigm of Anthropology]: A Review of Il Sacro pasto. Le tavole degli uomini e degli dei,
edited by I.E. Buttitta and S. Mannia. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 1, pp. 231-236.
https://doi. org/10.31857/S0869541522010146
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
232
Этнографическое обозрение № 1, 2022
ной в работах М. ДеСуси, - станет очевидно, что речь идет о гигантском
междисциплинарном научном поле, в котором, по словам авторов-состави-
телей тематического сборника “Еда, политика и общество”, “исследователи
все реже воспринимают пищу только как биотопливо для наших организмов
и, не ограничиваясь кулинарно-гастрономическими ее аспектами, все боль-
ше тяготеют к ее прочтению и интерпретации в историческом, социальном,
философском, конфессиональном измерении” (Colas et al. 2018: 2).
Красноречивым подтверждением вышесказанного является рецензируе-
мая книга - коллективная монография “Священное пиршество. Трапезы лю-
дей и богов”, увидевшая свет в 2019 г. Однако анализ ее содержания нужно
предварить кратким отступлением.
Монография издана Фондом Иньяцио Буттитта (Fondazione Ignazio
Buttitta) - известной в Италии и за ее пределами независимой ассоциацией
антропологов. Основанная под эгидой Правительства и Университета Палер-
мо, в международных научных кругах она зарекомендовала себя как серьез-
ный европейский центр фундаментальных исследований (включая полевые и
архивные), как организация, успешно укрепляющая международные научные
связи; также Фонд является инициатором проведения конференций, симпо-
зиумов, выставок и реализует масштабную публикационную деятельность.
Созданный антропологом Антонино Буттитта, Фонд носит имя его отца, по-
эта Иньяцио Буттитта; долгое время главой Фонда был филолог с мировым
именем, министр народного образования Италии, академик Т. Де Мауро. Се-
годня им руководит внук поэта, антрополог Иньяцио Эммануэле Буттитта
(Ignazio Emmanuele Buttitta).
Фонд тяготеет к изданию коллективных монографий, выполненных си-
лами международных авторских коллективов, в состав которых часто входят
признанные специалисты различного профиля и высокого уровня, рассматри-
вающие самые разные аспекты исследуемых проблем. Показателен пример
труда “Острова. Меньшинства, мигранты, глобализация” (Isole. Minoranze
migranti globalizzazione. Palermo, 2007): в нем анализируются истории мигра-
ций, феномены “старых” и “новых” диаспор, роль медиа и социальных сетей
в освещении современного миграционного кризиса, а мнение антропологов
(напр., “мэтра” европейской науки Л.М. Ломбарди Сатриани и виднейшего
антрополингвиста Дж. Шерцера) сочетается со взглядами психологов и фи-
лологов (в числе которых - такие величины, как Т. Де Мауро и известный
социолингвист Т. Телмон).
Эти же принципы авторского участия, отбора и подачи материала прева-
лируют и в последующих исследованиях - например, в исследованиях роли
женщин (колдуний, жриц, культовых фигур) в ритуалах различных культур
(La donna e il sacro. Palermo, 2009); “смертной” обрядности в Европе и ареале
Средиземноморья (La morte e i morti nelle società euromediterranee. Palermo,
2015) и, наконец, в рассматриваемой нами монографии.
Она посвящена, казалось бы, многократно исследованному и хорошо из-
ученному антропологами, этнографами, культурологами, религиоведами сю-
жету - сакральной ритуальной трапезе. Однако в “Священном пиршестве…”
мы сталкиваемся с необычным ракурсом освещения, с нетривиальными при-
емами раскрытия этого понятия, со своеобразным и порой неожиданным
его прочтением, с совокупным обращением как к традиционным, древним,
Фаис-Леутская О.Д. Сакральная трапеза в парадигме антропологии
233
так и к современным ипостасям сакрального, что и обуславливает новизну
трактовки и широту охвата материала. Комментируя доклады, звучавшие на
организованном фондом международном симпозиуме (которые и легли в ос-
нову книги), культуролог М. Ниола сказал, что в эпоху “размывания понятий
причастия, общения и общности, в той или иной степени обусловленных
присутствием пищи, подмены этики диететикой и обожествления принципа
bio”, назревает необходимость обратиться к прошлому, когда “и стол, и тра-
пеза были священными” (Niola 2017).
Показательно, что сам Ниола является одним из авторов труда: в свете
концептов биополитики в трактовке М. Фуко и Дж. Агамбена и одновре-
менно - практик консьюмеризма как перепотребления он анализирует се-
годняшний культ eco- и bio-пищи, выявляя в нем духовные составляющие
почитания этих “идолов” и доказывая, что речь идет именно о религиозном
поклонении - вернее, о той квазирелигии или имплицитной (скрытой) ре-
лигии, концепты которой разрабатывал теолог, философ и культуролог
П. Тиллих и черты которой обнаруживаются в сегодняшних практиках по-
требления пищи и в целом в отношении к природным продуктам (p. 27-32).
Данные рассуждения подтверждаются исследованиями радикализма неоса-
крализации пищи как следствия глубокой перезагрузки сознания населения,
увиденной сквозь призму философии и психологии. Эта глобальная тенден-
ция рассматривается в статье Дж. Марроне (p. 33-38) на примере явления
авангардной и новаторской ресторанной кухни - модного тренда и синонима
утверждения новых “символов статуса” - причем в непривычном ключе и
посредством необычного приема: так, анализу подвергается присущее этим
системам питания стремление максимально нивелировать и нейтрализовать
ярко выраженные вкус и запах пищи, влекущее за собой не просто изме-
нение гастрономических предпочтений в социуме, но и перестройку со-
знания и восприятия, включая появление новых форм социоалиментарной
зависимости, пусть и в ограниченном кругу happy few. С этими выводами
перекликаются умозаключения социолога Т. Драго (p. 61-67), касающиеся
потребителей из совершенно иных социальных слоев. Исследующая фено-
мены массового потребления стандартизированной продукции - фастфуда
(в первую очередь на примере McDonald’s и KFC), а также приобщения “ти-
пового реципиента” к пищевой продукции специализирующихся на сбыте
“здоровых” товаров международных торговых сетей (Youngevity и Today’s
Harvest), анализирующая систему “сакральных символов” и “идеалов”, к ко-
торым апеллируют эти гиганты сбыта, и “чувствительных слоганов” (slogan
sensibili), успешно эксплуатируемых при промоушне и работе с массовой
аудиторией, Драго говорит о девиации сознания в постглобальном обществе
и о вытеснении на массовом уровне “священных приоритетов прошлого са-
крализируемыми казуальными потребительскими маниями”.
Отдав дань современности, монография отводит место и необычным
аспектам священности пищи - например, сакрализации хлеба узниками, по-
лучавшими его при раздаче пищи в Бухенвальде и Аушвице: историко-психо-
логическое и религиоведческое исследование феномена строится на анализе
концепта мессианского пира, эсхатологической трапезы, символа единения
Бога и человека в иудаизме (p. 19-26); а также, в контексте Греции, - три-
единой роли оливкового масла, с древности имевшего прямое отношение к
234
Этнографическое обозрение № 1, 2022
сакральности, причем не только пищевой: оно рассматривается в свете арха-
ичной культуры как элемент поддержания алиментарной традиционности и
преемственности в стране и объект поклонения адептов начинающей преоб-
ладать во всем мире модной системы семафорного питания, или Traffic Light
Diet (p. 31-59).
В монографии делается упор на анализ традиционных на первый взгляд
аспектов сакральности; но даже в этом редакторы и составители труда придер-
живаются принципа предельного разнообразия. Так, пристальное внимание во
многих исследованиях уделяется археологии питания, в частности, архаичным
меню, палеодиетам и сакральным поводам их применения - реконструкция
этих феноменов опирается на данные материалов раскопок, проводившихся в
последнее десятилетие в регионах как европейского Средиземноморья, так и
стран Магриба (p. 263-324, 365-482).
Значительное место в монографии отведено исследованиям, на обшир-
ном географическом пространстве рассматривающим традиционные аспек-
ты сакральности пищи, в том числе обрядовые практики ее готовки, погло-
щения или угощения; коннотаты, денотаты и десигнаты священных трапез;
акторов сакральных пищевых практик и адресатов угощений; наделяемые
особым символизмом отдельные алиментарные артефакты; культовую тра-
пезу в широком диапазоне форм - от поминок до пира-жертвоприношения
и со-трапезования как сплочения коллектива и средства укрепления соли-
дарности его представителей. Мы знакомимся с попыткой осмыслить и си-
стематизировать на теоретико-методологическом уровне понятие сакраль-
ности трапезы во всей ее полноте и хронологической универсальности (p.
73-99), но в первую очередь - с богатейшим эмпирическим материалом: ре-
ликтами древнейших обрядов с “участием” пищи в праздниках юга Италии,
Греции, Испании, Магриба, островов Mare Nostrum, позволяющими гово-
рить о едином культурном субстрате (p. 113-122); обрядовым архаизмом
меню Страстной недели в Малаге (Испания), христианская сакральность
которого “складывается” из наслоения “священных пищевых элементов”
язычества, ислама, иудаизма, и уже в последнюю очередь - католичества
(p. 251-261); практиками cummitu - частых угощений богов, восходящих к
архаике аграрных культов на юге Италии (p. 113-122); важнейшими функ-
циями разнообразных вотивных хлебов, в том числе и антропоморфных, в
контексте ритуальных трапез Св. Иосифа в Сицилии (p. 171-187); абсо-
лютно языческой алиментарной подоплекой ритуального банкета во славу
Блаженной Чудотворной Мадонны в Лула (Сардиния) (p. 223-249); готовке
фаджолаты (faggiolata), древнего карнавального блюда из фасоли - осно-
вы этнокультурной идентичности населения ряда сообществ в Пьемонте и
символа их консолидации (p. 189-214), и многими другими культурными
явлениями.
Несомненно, пристального внимания в монографии заслуживают три
интереснейших, но достаточно скупо исследованных ранее сюжета. Пер-
вый из них, выдержанный в духе антропологии истории, апеллирует к ев-
ропейской медиевистике и связан с рационом и организованными формами
“кормления” средневековых христианских пилигримов на их пути в палом-
нических маршрутах (p. 215-222): использование такого источника, как
средневековые летописи, а также описи монастырей и специальных цен-
Фаис-Леутская О.Д. Сакральная трапеза в парадигме антропологии
235
тров остановки и отдыха паломников позволяет пролить свет на этот дото-
ле мало освещенный аспект бытия одной из важных категорий населения
средневековой Европы.
Не менее интересны причудливые и крайне сложные алиментарно-обу-
словленные взаимоотношения, связывающие живых и мертвых, в культуре
индейцев науа (Мексика) (p. 131-170): на примере современного праздно-
вания Дня всех святых рассматриваются традиционные практики пищевого
обряжения алтарей в церквях; предлагаемое мертвым меню (кровяное блюдо
patzcal, лепешки tamales с фасолью, антропоморфные хлеба); знаки и крите-
рии в трактовке науа того, что пища уже была съедена усопшими, - напри-
мер, утрата ею запаха или его изменение; сценарий потребления остающейся
“после мертвых” пищи живыми, в том числе и символическая антропофагия,
и многие другие реликты и “мутации” традиционных культурных топосов в
условиях современности.
Наконец, скачок во времени позволяет перенестись в ХХ в. - в Испанию
эпохи Франко, к реалиям которой обращается видный представитель полити-
ческой антропологии Х.А. Гонсалез Алкантуд (p. 123-132), исследующий фе-
номен превращения вина в стране в сакральный символ оппозиции режиму,
“священный” знак социальной контркультуры. Особое внимание при этом
уделяется сравнению устойчивых социально-идеологических коннотаций
вина и других, более крепких алкогольных напитков, в Испании той эпохи, а
главный акцент делается на различиях видения “в глазах” народной культуры
и режима таких категорий населения, как consumadores del vino (потребители
вина) и borrachos (пьяные), и различных интерпретациях оппонентами этих
понятий.
Нами был вкратце рассмотрен отнюдь не весь спектр исследований раз-
личных аспектов пищевой сакральности, представленных в монографии,
однако даже краткий обзор позволяет оценить богатство материала, широ-
ту географических границ исследовательского поля, диапазон применяемых
подходов: от филологических до философских, от политологических до ли-
тературоведческих: “Священная трапеза…”, выходя за рамки сугубого “пи-
щеведения”, несомненно, вносит существенный вклад в антропологическую
сокровищницу мировой культуры.
Источники и материалы
Niola s.a. - Niola M. Quando il cibo era scarso e sacro il bio non era un dio //
Marioniola.it.
03.11.2017. https://www.marinoniola.it/2017/11/03/quando-il-
cibo-era-scarso-e-sacro-il-bio-non-era-un-dio-il-venerdi-di-repubblica
Научная литература
Colas A., Edwards J., Levi J., Zubaida S. Introduction: Food, Drink, and Modern
Social Theory // Food, Politics, and Society: Social Theory and the Modern Food
System. Oakland: University of California Press. 2018. P. 1-20.
236
Этнографическое обозрение № 1, 2022
B o o k R e v i e w
Fais-Leutskaia, O.D. Sacred Repasts in the Paradigm of Anthropology
[Sakral’naia trapeza v paradigme antropologii]: A Review of Il Sacro pasto. Le
tavole degli uomini e degli dei [The Sacred Meal: The Tables of Men and Gods],
edited by I.E. Buttitta and S. Mannia. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 1,
pp. 231-236. https://doi. org/10.31857/S0869541522010146 ISSN 0869-5415 ©
Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Oxana Fais-Leutskaia | https://orcid.org/0000-0002-2757-2434 | oxana-fais@
yandex.ru | Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
(32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia)