К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКЕ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ
(РЕЦ. НА: АНТРОПОЛОГИЯ ГОРОДА. ВЫП. 2. СЕВЕРНЫЙ ГОРОД:
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И КУЛЬТУРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ
В АРКТИЧЕСКИХ И СУБАРКТИЧЕСКИХ ГОРОДАХ /
П
ОД РЕД. Ю.П. ШАБАЕВА, И.Л. ЖЕРЕБЦОВА, М.А. ОМАРОВА.
М.: РГГУ; СЫКТЫВКАР: ИН-Т ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСТОРИИ КОМИ НЦ УРО РАН, 2020. 218 С.)
А.И. Карасева
Карасева Анастасия Игоревна | https://orcid.org/0000-0001-9208-9142 | akarasyova@
eu.spb.ru | младший научный сотрудник Центра социальных исследований Севера |
Европейский университет в Санкт-Петербурге (ул. Гагаринская 6/1, A, Санкт-Петер-
бург, 191187, Россия)
Представленный сборник
- результат
совместной работы двух научных коллек-
тивов: сотрудников Института языка, ли-
тературы и истории Коми НЦ УрО РАН и
РГГУ. Он продолжает начатую в 2013 г. се-
рию “Антропология города”. Если в первом
выпуске в центре внимания были крупные
города, в том числе за пределами России, то
в рецензируемом издании в фокус попали
города Арктики и Крайнего Севера. В сбор-
ник вошли десять текстов - разнообразных
как в плане описанных в них городов, так
и с жанровой точки зрения: в книге пред-
ставлены не только научные статьи, но и
обзор литературы и эссе. Это разнообра-
зие отражено в структуре книги, имеющей
Рецензия поступила 20.07.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 27.07.21
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Карасева А.И. К вопросу о культурной специфике северных городов (рец. на: Антропология
города. Вып. 2. Северный город: культурное пространство и культурные идентичности в ар-
ктических и субарктических городах / Под ред. Ю.П. Шабаева, И.Л. Жеребцова, М.А. Омаро-
ва. М., 2020) // Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 237-242. https://doi.org/10.31857/
S0869541522010158
Karaseva, A.I. 2022. K voprosu o kul’turnoi spetsifike severnykh gorodov [On the Unique Cultural
Features of the Northern Urbanity]: A Review of Antropologiia goroda [Urban Anthropology]. Vol. 2,
Severnyi gorod: kul’turnoe prostranstvo i kul’turnye identichnosti v arkticheskikh i subarkticheskikh
gorodakh [The Northern City: The Cultural Space and Cultural Identities in the Arctic and Sub-Arctic
Cities], edited by Yu.P. Shabaev, I.L. Zherebtsov, and M.A. Omarov. Etnograficheskoe obozrenie,
2022, no. 1, pp. 237-242. https://doi. org/10.31857/S0869541522010158
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
238
Этнографическое обозрение № 1, 2022
два раздела - “Статьи” и “Материалы”. Географически рассмотренные на-
селенные пункты сосредоточены на северо-западе России - в Республике
Коми (Воркута), Архангельской обл. (Архангельск и Северодвинск, в Не-
нецком автономном округе - Нарьян-Мар), Мурманской обл. (Мурманск),
Ямало-Ненецком автономном округе (Салехард). Сибирь и северо-восток
страны представлены Норильском (север Красноярского края) и Якутском,
столицей Республики Саха (Якутия). Такая выборка городов вполне отве-
чает специфике урбанизации российской Арктики и Крайнего Севера, где
большинство городского населения сосредоточено на западном направлении
(см. карту: Heleniak et al. n.d.).
Раздел
“Статьи” содержит семь текстов,
“Материалы” - три текста.
Ю. Шабаев, И. Жеребцов и О. Лабунова на основе анализа исторических ма-
териалов и ментальных карт (авторы интерпретируют их как метод симво-
лизации городского пространства) демонстрируют изменения представлений
жителей Воркуты о своем городе на протяжении всей его истории. О. Змеева
подробно рассматривает локальные дискурсы о Мурманске, отдельно оста-
навливаясь на тех чертах, которые, по мнению жителей, делают этот город
уникальным. Н. Дранникова сравнивает локальные идентичности жителей
двух соседних городов с разной историей - Архангельска и Северодвинска. В.
Лимерова на примере анализа литературных произведений архангелогород-
ца М.Ф. Истомина демонстрирует важность ориентации на Санкт-Петербург
как на идеальный тип города у архангельской интеллигенции XIX в. Сле-
дующие две статьи описывают города в административных пространствах
ненецких автономных округов: А. Мазурин и Г. Гурьянова приводят историю
Салехарда, а А. Коротаев и Ю. Шабаев - Нарьян-Мара (только вторая из этих
статей пытается включить в историю города ненецкую специфику). Заверша-
ет раздел статья Г. Боголюбской и Й.О. Хабека о жилищной мобильности в
Якутске. В разделе “Материалы” приведен обзор англоязычной литературы
о северных городах, выполненный А. Магомедовым1. Замыкают сборник два
текста авторов из Норильска: С. Стрючков приводит краткую историю двух
домов-гибридов, а Л. Стрючкова полемизирует со стереотипами о городе, из-
вестном прежде всего как столица ГУЛАГа и место с непрекращающимися
экологическими проблемами.
Заявленная цель сборника - “оценить то, как эволюционирует культур-
ная среда арктических городов и насколько велик запрос на ее изменение”
(с. 8). В целом статьи сборника с этой задачей справляются: оценка измене-
ний присутствует и в самом введении, и в ряде текстов: о Воркуте, Салехар-
де, Нарьян-Маре и Норильске (за авторством Л. Стрючковой), хотя крите-
рии для этой оценки ни один из авторов не прописывает. В этом контексте
примечателен текст В. Лимеровой об Архангельске, который может быть
прочитан как невольная рефлексия по поводу социальной и политической
природы критериев такой оценки: на примере анализа литературных произ-
ведений архангелогородца М.Ф. Истомина автор наглядно показывает, как
стремление городской интеллигенции XIX в. ориентироваться на определен-
ные культурные модели города (в данном случае - Петербурга) вело к игно-
рированию локальной истории.
Особенностями северных городов во введении названы их функциони-
рование в качестве “своеобразной фактории” (с. 3), “сервисного центра для
тундровиков” (с. 7) и места демонстрации “освоенности”. Хотя тесная связь
между городом и его окрестностями действительно является характерной
Карасева А.И. К вопросу о культурной специфике северных городов
239
чертой северных городов (см.: Васильева и др. 2020; Bolotova 2012; Stammler,
Sidorova 2015), в текстах сборника она почти не раскрывается - исключение
составляет статья о жилищной мобильности в Якутске. Авторов сборника
северный город интересует, с одной стороны, как место производства куль-
турного различия - северян от не-северян, приезжих (в том числе спецпе-
реселенцев) от местных, горожан от тундровиков, а также от “мигрантов” и
“номадов-интеллектуалов” (с. 129-130); с другой - как место, где различия
могут стираться: ср. указание на “социальную однородность” воркутинцев
после подробного описания этнического многообразия заключенных ГУЛАГа
и разнообразия их статусов (с. 46). Примечательно отсутствие в этом ряду
“КМНС” (этой категорией авторы сборника не пользуются, несмотря на ее
официальный юридический статус) и то, насколько редко упоминаются ко-
ренные жители: о них пишут только во введении, с указанием на возмож-
ности социальной мобильности, предоставляемой им городом, и на превра-
щение культурных традиций народов севера в “культурный блеф” (с. 7), и
в статье о Воркуте, где упоминаются исторические перипетии отношений
между коми, в годы войны работавшими в ВОХР в лагерях Воркуты, и заклю-
ченными, которых они охраняли (с. 17). Вместе с тем приводимые в сборни-
ке культурные различия - производные не столько социальных отношений,
сколько экономической географии: города во многих текстах наделяются
собственной онтологией и действуют как самостоятельные агенты, а история
города оказывается приравненной к истории его производственной, жилищ-
ной и коммунальной инфраструктуры: см., например, тексты о Салехарде,
Нарьян-Маре, Норильске (автор - С. Стрючков). Наиболее ярко подобный
способ описания представлен в статье о Салехарде, где город обладал самосо-
знанием (с. 118), “видел себя” (с. 120) и “отстаивал вместе (курсив мой. - А.К.)
со своими жителями ценности советского строя” (с. 119).
Такой подход, ставящий в центр не человека, а место, в книге о куль-
турной антропологии города может удивить, поскольку не подразумевает
описания точек зрения разных групп жителей на “культурное пространство”
города2, хотя именно их рассмотрение позволило бы поставить ряд важных
вопросов об онтологии “городского” на российском Севере. При этом в тек-
стах фигурируют отдельные наблюдения, позволяющие читателю проблема-
тизировать “городское”. Так, Н. Дранникова в своей статье об Архангельске
пишет о том, что мотив наказания за святотатство был распространен “как в
городском, так и в крестьянском фольклоре” (с. 90), указывая тем самым, что
при смещении фокуса на бытование религиозного фольклора граница между
городской и деревенской идентичностью стирается, - такой сдвиг заставляет
задуматься о специфике локальной идентичности и о том, как можно ана-
лизировать ее связь с другими аспектами идентичности (в данном случае -
религиозным). Замечание Ю. Шабаева, И. Жеребцова и О. Лабуновой о
том, что “в силу климатических особенностей данной территории, публичная
функция воркутинской улицы была крайне ограниченной” (с. 23), наводит на
более общие мысли о том, что такое улица и что такое публичность в про-
странстве северного города, в особенности города с лагерной историей (дан-
ные вопросы весьма актуальны в контексте продолжающихся дебатов вокруг
специфики публичной сферы в России [см., напр.: Волков 1997; Юрчак 2014]).
Эти отдельные наблюдения показывают, что меткое высказывание Г. Бело-
любской и Й.О. Хабека о Якутске: “город в Якутии - понятие относительное”
(с. 151) - пожалуй, можно распространить на весь Крайний Север.
240
Этнографическое обозрение № 1, 2022
Подобные размышления об относительности “городского” подводят чи-
тателя к логичному вопросу: как производятся город и “городское” в ус-
ловиях постсоветского Севера? Сборник интересно читать именно сквозь
эту оптику нарративного производства “городского”, средствами которого
становятся уже упомянутая история инфраструктуры, памятники, топонимы
и фольклор. При таком способе чтения перестают выглядеть недостатками
особенности, которые казались бы таковыми при чтении под другим углом
зрения, - например, отсутствие диалога с представителями других школ ис-
следований советских и постсоветских городов (см.: Абашев и др. 2010; Ви-
нер, Дивисенко 2018; Соколовский 2014; Czepczynski 2008; Hirt et al. 2016;
Murawski 2018 и др.) или с авторами большого количества работ об аркти-
ческих городах (Калеменева 2017, 2019; Нендза-Щикониовска 2014; Habeck
2019; Laruelle 2017; Orttung 2017 и др.3).
К достоинствам сборника можно отнести компаративную перспективу,
нестандартный выбор арктических городов для рассмотрения и жанровое
разнообразие представленных текстов. Как целое он представляет собой
краткий культурно-исторический справочник по рассматриваемым городам
и будет полезен прежде всего тем, кто интересуется локальной городской
историей - как северных, так и других российских городов.
Примечания
1 Будущим читателям рекомендую ознакомиться с этим разделом сразу
после введения: он удачно дополняет контекст литературы о городах, дан-
ный во введении, и задает рамку для чтения.
2 Исключение тут - полемическое эссе представительницы городской
интеллигенции Норильска Л. Стрючковой, чьей целью является борьба с
“мифом” о Норильске как городе, построенном на костях заключенных
ГУЛАГа.
3 Три последних источника попали в обзор литературы, выполненный
А. Магомедовым, однако эти упоминания носят скорее ознакомительный
характер, никакой попытки вписать сборник в дискуссию с этими текстами
не предпринято.
Источники и материалы
Heleniak et al. n.d. - Heleniak T., Turunen E., Wang S. Cities on Ice: Population
Change in the Arctic
// Nordregio.org. https://nordregio.org/nordregio-
magazine/issues/arctic-changes-and-challenges/cities-on-ice-population-
change-in-the-arctic (дата обращения: 20.07.2021)
Научная литература
Абашев В.В. и др. Форум “Исследования города” // Антропологический
форум. 2010. № 12. С. 7-210. https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/
pdf/012/12_forum.pdf
Васильева В., Карасева А., Болотова А. Мобильность, инфраструктуры и вос-
приятие места // Дети девяностых в современной российской Арктике / Отв.
ред. Н. Вахтин, Ш. Дудек. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петер-
бурге, 2020. С. 139-173.
Карасева А.И. К вопросу о культурной специфике северных городов
241
Винер Б.Е., Дивисенко К.С. Социальная структура исследовательской обла-
сти “этнография/антропология города” в российской этнологии // Жур-
нал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21 (2). С. 7-44.
https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.2.1
Волков В. Общественность: забытая практика гражданского общества // Pro
et contra. 1997. Т. 2 (4). С. 77-91.
Калеменева Е. Политика освоения Крайнего Севера и критика жизненных ус-
ловий арктических городов в нарративах хрущевского времени // Quaestio
Rossica. 2017. Vol. 5 (1). С. 153-170. https://doi.org/10.15826/qr.2017.1.217
Калеменева Е.А. “Поворот к человеку” в проектах и практике урбанизации
Крайнего Севера СССР в 1950-1960-е гг. Дис. … канд. ист. наук. НИУ
ВШЭ, Москва, 2019.
Нендза-Щикониовска К. Город, оторванный от земли, люди, привязанные к
городу: заполярная Игарка // Новое литературное обозрение. 2014. № 5.
https://magazines.gorky.media/nz/2014/5/gorod-otorvannyj-ot-zemli-lyudi-
privyazannye-k-gorodu-zapolyarnaya-igarka.html
Соколовский С.В. Городская повседневность, субкультуры и российская го-
родская этнография // Этнометодология: проблемы, подходы, концеп-
ции. Вып. 18 / Ред. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровиц-
кий. М.: Наследие ММКМ, 2014. С. 122-143.
Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поко-
ление. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Bolotova A. Loving and Conquering Nature: Shifting Perceptions of the
Environment in the Industrialised Russian North // Europe-Asia Studies. 2012.
Vol. 64 (4). P. 645-671. https://doi.org/10.1080/09668136.2012.673248
Czepczynski M. Cultural Landscapes of Post-Socialist Cities: Representation of
Powers and Needs. L.: Routledge, 2016.
Habeck J.O. (ed.) Lifestyle in Siberia and the Russian North. Cambridge: Open
Book Publishers, 2019.
Hirt S., Ferenčuhová S., Tuvikene T. Conceptual Forum: The “Post-Socialist”
City // Eurasian Geography and Economics. 2016. Vol. 57 (4-5). P. 497-520.
Laruelle M. (ed.) New Mobilities and Social Changes in Russia’s Arctic Regions.
L.: Routledge, 2016.
Murawski M. Actually-Existing Success: Economics, Aesthetics, and the Specificity
of (Still-) Socialist Urbanism // Comparative Studies in Society and History.
2018. Vol. 60 (4). P. 907-937. https://doi.org/10.1017/S0010417518000336
Orttung R.W. (ed.) Sustaining Russia’s Arctic Cities: Resource Politics,
Migration, and Climate Change. Vol. 2. N.Y.: Berghahn Books, 2016.
Stammler F., Sidorova L. Dachas on Permafrost: The Creation of Nature among
Arctic Russian City-Dwellers // Polar Record. 2015. Vol. 51 (6). P. 576-589.
https://doi.org/10.1017/S0032247414000710
B o o k R e v i e w
Karaseva, A.I. On the Unique Cultural Features of the Northern
Urbanity [K voprosu o kul’turnoi spetsifike severnykh gorodov]: A
Review of Antropologiia goroda [Urban Anthropology]. Vol. 2, Severnyi
gorod: kul’turnoe prostranstvo i kul’turnye identichnosti v arkticheskikh i
242
Этнографическое обозрение № 1, 2022
subarkticheskikh gorodakh [The Northern City: The Cultural Space and
Cultural Identities in the Arctic and Sub-Arctic Cities], edited by Yu.P.
Shabaev, I.L. Zherebtsov, and M.A. Omarov. Etnograficheskoe obozrenie,
2022, no. 1, pp. 237-242. https://doi.org/10.31857/S0869541522010158
ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology
and Anthropology RAS
Asya Karaseva | https://orcid.org/0000-0001-9208-9142 | akarasyova@eu.spb.ru |
European University at St. Petersburg (6/1, A Gagarinskaya St., St. Petersburg,
191187, Russia)