ТАТАРЫ ЮЖНЫХ УЕЗДОВ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.:
СОЦИАЛЬНЫЕ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ
И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А.С. Корепанов
Александр Сергеевич Корепанов | http://orcid.org/0000-0001-9261-7064 | alexktx9@gmail.com |
ведущий архивист отдела использования архивных документов государственных орга-
нов | Центральный государственный архив Кировской области (ул. Карла Маркса 142,
Киров, 610027, Россия)
Ключевые слова
татары, демографическая статистика, структура населения, Елабужский уезд, Малмыж-
ский уезд, Уржумский уезд, Вятская губерния
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены социальные, конфессиональные и демографические
характеристики татарского населения южных уездов Вятской губернии (Елабужского,
Малмыжского и Уржумского) во второй половине XIX - начале XX в. Автором проана-
лизированы динамика численности татар и их географическое распределение по данной
территории, а также уровень грамотности в сравнении с представителями других эт-
носов и соотношение грамотных мужчин и женщин. В статье рассмотрены сословный,
конфессиональный, гендерный и возрастной состав, профессиональная принадлежность
татарского населения. Источниковой базой исследования служат архивные материалы
фондов Центрального государственного архива Кировской области и материалы крае-
ведческого отдела Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.
тническая история волго-уральских татар являлась объектом изучения
многих исследователей. В первую очередь следует выделить труды
Э
Д.М. Исхакова “Расселение и численность татар в Поволжско-Приу-
ральской историко-этнографической области в XVIII-XIX вв.” (Исхаков 1980),
“Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа)”
(Исхаков 2005) и “Историческая демография татар” (Исхаков 2014). Особен-
ный интерес для настоящего исследования представляют разделы и главы,
написанные ученым-историком для шестого тома фундаментальной коллек-
тивной монографии “История татар с древнейших времен”. Так, в разделе
“Динамика численности и расселение татар в Поволжье и Приуралье”, кроме
обозначенных в названии вопросов, автор рассматривает этнические процессы
Статья поступила 05.01.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 01.07.2021
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в.:
социальные, конфессиональные и демографические характеристики // Этнографическое обозре-
ние. 2022. № 2. С. 119-136. https://doi.org/10.31857/S0869541522020087 EDN: HRPXWW
Korepanov, A.S. 2022. Tatary yuzhnykh uezdov Viatskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX
v.: sotsial’nye, konfessional’nye i demograficheskie kharakteristiki [Tatars of the Southern Districts of the
Vyatka Province in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries: Social, Religious, and Demographic
Aspects]. Etnograficheskoe obozrenie
2:
119-136. https://doi.org/10.31857/S0869541522020087
EDN: HRPXWW
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
120
Этнографическое обозрение № 2, 2022
и уровень урбанизации татар, а в разделе “Социальная структура татар в Волго-
Уральском регионе в конце XIX в.” анализирует в том числе их сословные груп-
пы и профессиональную занятость (Исхаков 2013а, 2013б). Важным историко-
этнографическим исследованием является и монография “Татары” под редак-
цией Р.К. Уразмановой и С.В. Чешко (Уразманова, Чешко 2001), в которой рас-
сматривается этнополитическая история этого народа, его хозяйственная дея-
тельность, быт, общественная жизнь, культура и целый ряд других вопросов.
Проблемам формирования татар-кряшен, изучению их истории, особенностей
социокультурного развития посвящена коллективная монография “История и
культура татар-кряшен (XVI-XX вв.)” (Альмеева и др. 2017).
Ряд авторов занимался изучением этнографии и истории татар, живших на
территории Вятского края. Следует выделить работу А.А. Машковцева “Татары
города Вятки во второй половине XIX века: социально-демографическая харак-
теристика”, в которой автором кроме прочего рассмотрены динамика числен-
ности татар губернского центра, их половой и возрастной состав, сословная и
профессиональная принадлежность, уровень грамотности (Машковцев 2017).
Изучению татарского населения г. Глазова в 1678-1920 гг., в том числе первых
татар, истории формирования татарского купечества в городе, татарских школ,
библиотеки и т.д., посвящена публикация 2008 г. Д.Г. Касимовой (Касимова
2008). Вопросы истории расселения, миграции татар-мусульман, изменения их
численности в юго-восточных городах и уездах Вятской губернии освещены в
статье Т.Д. Фаттахова, опубликованной в 2015 г. в “Вестнике Вятского государ-
ственного гуманитарного университета” (Фаттахов 2015). Проблемам заселе-
ния татарами территории современной Удмуртии, их численности, социальным
и конфессиональным особенностям, некоторым аспектам торговой и промыш-
ленной деятельности и пр. посвящена работа Н.В. Пислегина “Краткая исто-
рия татар Удмуртии (дореволюционный период)” (Пислегин
2014). В статье
А.М. Рафикова, опубликованной в 2010 г. журнале “Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук”, рассмотрены важнейшие аспекты
социально-экономической жизни торгового татарского крестьянства Вятской гу-
бернии на рубеже XIX-XX вв., выявлены и проанализированы особенности их
деятельности, определена их роль в развитии торговли и промышленности на
территории губернии (Рафиков 2010).
Тем не менее отдельные аспекты истории татарского народа, проживавшего
на территории Вятской губернии, продолжают оставаться недостаточно прояс-
ненными. Изучение локальных процессов функционирования различных этно-
территориальных групп представляется актуальным, поскольку вносит вклад
в общую картину развития российского общества пореформенного времени.
В данной работе предпринимается попытка дать социально-демографическую
характеристику татарского населения южных уездов Вятской губернии во вто-
рой половине XIX - начале XX в.
Под южными в настоящей работе понимаются Елабужский, Малмыжский и
Уржумский уезды. Географически к ним относится и Яранский уезд, однако в ста-
тье он не будет рассматриваться в силу крайней малочисленности проживавших
на его территории татар (в 1868 г. здесь насчитывалось 15 татар, в 1875 г. - 21,
в 1880 г. - 12 татар, в 1897 г. их было 262 человека, в 1900 г. - 7, в 1913 г. - 199 человек
[ЦГАКО 1: Д. 254. Л. 24об, Д. 526. Л. 6, Д. 895. Л. 2-3об; Тройницкий 1904: 89;
ЭС 1904: 804; ЦГАКО 2: Д. 942. Л. 4]).
Национальный состав Вятской губернии был довольно разнообразным.
Несмотря на преобладание русского населения (3/4 всего населения губернии),
к началу XX в. здесь также проживали удмурты, марийцы, татары, тептяри,
башкиры, коми-пермяки, бесермяне и др. (Лаврентьев 1904: 33, 37).
Татары, как отмечает А.М. Рафиков, проживали на территории Вятской гу-
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
121
бернии компактно в определенных исторически закрепившихся за ними волостях
(Рафиков 2010: 66), согласно “Статистическому описанию Вятской губернии
и справочным сведениям” Н.А. Спасского - “в уездах по преимуществу смеж-
ных или окрестных с Казанской губернией…” (Спасский 1875: 36). По данным
Первой всеобщей переписи населения 1897 г., в Вятской губернии проживало
125 514 татар, из них 52 220 человек проживало в Малмыжском уезде, 39 220 -
в Елабужском, 13 934 - в Уржумском, 7883 - в Глазовском, 7226 - в Сарапуль-
ском, 4277 - в Слободском, 262 - в Яранском, 241 - в Вятском, 132 - в Нолинском,
72 - в Котельничском, 47 человек - в Орловском уезде (Тройницкий 1904: 89).
Таким образом, большая часть татар Вятской губернии (83,9%) проживала в Мал-
мыжском (41,6%), Елабужском (31,2%) и Уржумском (11,1%) уездах.
“Материалы по статистике Вятской губернии” позволяют уточнить места
проживания татар на ее территории, в том числе в южных уездах. О Малмыжском
уезде говорится:
Татарское население занимает южную часть Малмыжского уезда, которая с севера от
остальной части уезда отделяется рекой Вяткой, с юга граничит с Мамадышским уездом
Казанской губернии, а запада - с Уржумским уездом. Из 13-ти волостей, находящихся в
этой части уезда, только 9-ть, занимающих южную половину, населены татарами, которые
при этом сплошь встречаются всего только в двух волостях: Янгуловской и Кошкинской;
остальные же семь волостей: Шудинская, Нижне-Четаевская, Аборская, Сизнерсая,
Сардыкбажская, Мериновская и Усадская населены смешанными населением, состоящим
кроме татар, из русских, вотяков и черемис (Материалы 1886. Ч. II: 12).
В Уржумском уезде татары проживали преимущественно в южной его части,
граничащей с Казанской губернией (Материалы 1887. Ч. II. Отд. I: 2). При этом
99,8% общей их численности приходилось на Турекскую волость, а оставшиеся
0,2% проживали в Сернурской волости (Материалы 1887. Ч. I. Отд. I: 5).
Что касается Елабужского уезда, татарское население здесь было сосредо-
точено в Асановской, Больше-Кибьинской, Граховской, Кураковской, Макан-
Пельгинской, Можгинской, Мушаковской, Пьяноборской, Старо-Ятчинской,
Терсинской и Черкасовской волостях (Материалы 1889. Ч. II: 10, 12, 14, 16, 18,
24, 26, 30, 34, 36).
Необходимо отметить, что, согласно Первой всеобщей переписи населения
Российской империи 1897 г., на южные уезды приходилась существенная доля
всего населения Вятской губернии. В Елабужском уезде проживало 241 005 че-
ловек, в Малмыжском - 280 427, в Уржумском - 289 188 человек, что составляло
26,7% от общей численности жителей губернии (3 030 831 человек) (Тройницкий
1904: 1). На долю южных уездов неизменно приходился значительный процент и
татарского населения губернии - от 79,8% в 1868 г. до 84,2% в 1912 г. (ЦГАКО 1:
Д. 254. Л. 24об; Памятная книжка 1914. Отд. I: 27, 28, 30, 31). Изменение
численности татар и их доли в общей численности населения южных уездов Вят-
ской губернии в рассматриваемый период отражено в Таблице 1.
С 1868 по 1912 г. численность татар в южных уездах Вятской губернии
выросла почти в два раза (с 71 327 до 138 940 человек). В первую очередь
это объяснялось естественным приростом населения, чему среди прочего
способствовали позитивные изменения в области здравоохранения, в частнос-
ти, сокращение детской смертности. Так, Б.Н. Миронов в работе “Социальная
история России периода империи (XVIII - начало XX в.)” отмечал:
С 1860-х гг. смертность начала постепенно снижаться: общий коэффициент смертно-
сти с 1851-1859 по 1909-1913 гг. в городе понизился с 53 до 27, в деревне - с 39 до
32 на тысячу. <…> Главными факторами снижения смертности в России были
повышение культурного уровня населения и расширение бесплатной медицинской
помощи (Миронов 2003: 190-191).
122
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Таблица 1
Динамика численности татар южных уездов Вятской губернии
во второй половине XIX - начале XX в.*
Год
1868
1875
1880
1897
1912
Численность
71 327
74 069
82 132
105 374
138 940
(чел.)
Доля в населении
13,7
12
12,1
13
14,4
южных уездов (%)
* По данным из: ЦГАКО 1: Д. 254. Л. 24об, Д. 526. Л. 4-5об, Д. 895. Л. 2-3об; Памятная
книжка 1870. Отд. IV: 8; Памятная книжка 1914. Отд. I: 27, 28, 30; Тройницкий 1904: 86-89.
Действительно, если в 1867 г. в Малмыжском уезде была всего одна боль-
ница (в г. Малмыже) на 40 коек, то уже в 1875 г. работали две больницы и пять
приемных покоев с 92 кроватями, а в 1913 г. - уже семь больниц и один при-
емный покой на 157 мест, также функционировало 19 фельдшерских и восемь
акушерских пунктов (ЦГАКО 3: Л. 500; Спасский 1875: 265; ЦГАКО 4: Л. 1-2).
В Уржумском уезде, согласно данным гласного уездного земства А.Ф. Казанце-
ва (выступление на Уржумском уездном земском собрании 9 февраля 1914 г.),
ситуация также менялась:
В 60-х годах, я помню, в редкой деревне не было какой-нибудь “знахарки-шептуньи”;
слово “шептунья” было принято, потому что все эти знахарки что-то шепотом над во-
дой, водкой и маслом читали. Много эти шептуньи эксплуатировали темный народ, но
при открытии земства к 1885 году в уезде уже было 4 больницы и на них расходовалось
42000 рублей, к 1901 г. было 6 больниц с расходом 85623 рубля и на 1913 год смета на
больницы и медицинскую помощь достигла 215045 рублей… (ЦГАКО 3: Л. 798-798об).
В Елабужском уезде также были отмечены положительные изменения: в
1875 г. в уезде была только одна больница в г. Елабуге, а в начале XX в., по
данным Л.А. Котловой, было уже восемь больниц и 22 амбулатории, восемь из
которых находились при больницах (Спасский 1875: 265; Котлова 2008: 256).
Увеличение численности населения в этот период было характерно не только
для рассматриваемых уездов, но и для всей Вятской губернии, и для России в це-
лом. Так, численность населения Вятской губернии выросла с 2 097 842 человек
в 1860 г. до 3 813 263 человек в 1913 г. (ЦГАКО 1: Д. 100. Л. 1; ЦГАКО 2: Д. 942.
Л. 4), а численность населения 50 губерний Европейской России - с
61 175 900
человек в 1863 г. до 121 780 000 человек в 1913 г. (Рашин 1956: 26). Эти демографи-
ческие процессы были характерны и для татарского населения Вятской губернии
(см.: Табл. 2).
Данные таблицы свидетельствуют о постоянном росте численности татарско-
го населения. Малмыжский уезд лидировал по количеству татар не только среди
южных, но и среди всех остальных уездов Вятской губернии, в 1868 г. на его тер-
ритории проживало 48,3% всего татарского населения губернии, в 1912 г. - 42,4%.
В Елабужском уезде в рассматриваемый период этот показатель составлял:
в 1868 г. - 21,6%, в 1912 г. - 30%. Что касается Уржумского уезда, то в 1868 г. он
занимал четвертое место, в 1875, 1880, 1897 и 1912 гг. - третье место по числу та-
тар, а их доля в населении губернии в 1868 г. составляла 9,9%, а в 1912 г. - 11,7%
(ЦГАКО 1: Д. 254. Л. 24об, Д. 526. Л. 3об-6, Д. 895. Л. 1об-4; Тройницкий 1904: 3;
Памятная книжка 1914. Отд. I: 26-31). Как видно из Таблицы 2, хотя самая боль-
шая доля татар отмечалась в Малмыжском уезде (в 1868 г. - 22%, в 1912 г. - 20,6%),
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
123
Таблица 2
Динамика численности и размещение татарского населения южных уездов
Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в.*
Год
1868
1875
1880
1897
1912
Елабуж-
Численность
19 315
20 629
23 984
39 220
49 540
ский уезд
(чел.)
Доля в населении
12,9
12,2
13,1
16,3
17,6
уезда (%)
Малмыж-
Численность
43 175
44 334
48 590
52 220
70 029
ский уезд
(чел.)
Доля в населении
22,0
20,1
20,5
18,6
20,6
уезда (%)
Уржумский
Численность
8837
9106
9558
13 934
19 371
уезд
(чел.)
Доля в населении
4,4
4,0
3,7
4,8
5,6
уезда (%)
* По данным из: ЦГАКО 1: Д. 254. Л. 24об, Д. 526. Л. 4-5об, Д. 895. Л. 2-3об; Памятная
книжка 1870. Отд. IV: 8; Памятная книжка 1914. Отд. I: 27, 28, 30; Тройницкий 1904: 3.
самый высокий рост данного показателя наблюдался в Елабужском уезде (с 12,9%
в 1868 г. до 17,6% в 1912 г.).
Следует отметить, что во второй половине XIX - начале XX в. в южных
уездах губернии большую часть татарского населения составляли сельские жи-
тели, города давали лишь незначительный процент. Изменение численности та-
тар в городах рассматриваемых уездов отражено в Таблице 3.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в рассматриваемый пе-
риод в городах южных уездов губернии наблюдалось постепенное увеличение
Таблица 3
Динамика численности татарского населения в городах южных уездов
Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в.*
Год
1868
1875
1880
1897
1912
Елабуга
Численность
443
526
541
498
1125
(чел.)
Доля в населении
6,3
7,0
5,9
5,1
6,5
города (%)
Малмыж
Численность
81
98
156
409
1052
(чел.)
Доля в населении
3,1
3,6
4,9
12,9
28,9
города (%)
Уржум
Численность
3
-
24
42
71
(чел.)
Доля в населении
0,1
-
0,5
1,0
0,8
города (%)
* По данным из: ЦГАКО 1: Д. 254. Л. 24об, Д. 526. Л. 4-5об, Д. 895. Л. 2-3об; Тройницкий
1904: 1, 3; Памятная книжка 1870. Отд. IV: 8; Памятная книжка 1914. Отд. I: 27, 28, 30.
124
Этнографическое обозрение № 2, 2022
численности татарского населения: в Елабуге - в 2,5 раза (с 443 до 1125 чело-
век), в Малмыже - в 13 раз (с 81 до 1052 человек) и в Уржуме - почти в 24 раза
(с 3 до 71 человека). Кроме того, и в Елабуге, и в Малмыже татары составляли
существенную долю населения. Отметим, что их процент в Елабуге (с неко-
торыми колебаниями) сохранялся примерно на одном уровне (6,3% в 1868 г. и
6,5% в 1912 г.), а в Малмыже и Уржуме он постепенно рос (в Малмыже с 3,1% в
1868 г. до 28,9% в 1912 г., в Уржуме с 0,1% в 1868 г. до 0,8% в 1912 г.).
Объясняя довольно значительный процент татар среди жителей Елабуги,
следует обратить внимание на экономическое благосостояние города. Так, в
вышедшей в 1904 г. “Географии Вятской губернии” К.В. Лаврентьева отмеча-
ется: “В настоящее время Елабуга по своему красивому местоположению, бла-
гоустройству, богатству и торговле один из лучших уездных городов”. И чуть
ниже: “По своим торговым оборотам Елабуга стоит выше всех городов губер-
нии, в том числе и губернского” (Лаврентьев 1904: 98, 100). О Малмыже же
автор писал:
…теперь Малмыж очень небольшой город с 3 тыс. жителей и по своему наружному виду
скорее походит на большое село: в нем 1 церковь и около 300 деревянных домов и только
3 или 4 каменных (и то два из них казенных: острог и городское училище). Жители зани-
маются мелкой торговлей и ремеслами; ни фабрик, ни заводов в городе нет (Там же: 96).
Тем не менее и в Малмыже значительную долю населения составляли тата-
ры. Т.Д. Фаттахов объясняет это географическим фактором, обращая внимание
на близость города и уезда к границам Казанской губернии (Фаттахов 2015: 67).
Что касается Уржума, то низкий процент татарского населения здесь обуслав-
ливался несколькими причинами. Во-первых, в рассматриваемый период город
находился на невысоком уровне экономического развития. Так, К.В. Лаврентьев
писал: “Промышленность в Уржуме незначительна: кроме ремесел, необходимых
для местных потребностей, в городе не существует никаких промыслов, а также
нет значительных фабрик и заводов” (Лаврентьев 1904: 94). В “Энциклопеди-
ческом словаре Брокгауза и Ефрона” отмечалось: “Торговля У.[ржума] вообще
незначительна; развивается только сбыт яиц и холста” (ЭС 1902: 907). Во-вторых,
г. Уржум расположен в северной части уезда, где население было преимуще-
ственно русским, представители других национальностей проживали в основном
на юге и западе уезда - на это обращает внимание Т.Д. Фаттахов (Фаттахов
2015: 67). Увеличение численности татар в городах, вероятно, было обусловле-
но в том числе естественным приростом населения, который был характерен в
данный период и для других национальностей, а колебания в доле городского
татарского населения были, по всей видимости, связаны с трудовой миграцией.
Несмотря на все сказанное выше, к 1912 г. доля проживавших в городах
южных уездов татар в общей их численности в этих уездах продолжала оста-
ваться невысокой: в Елабуге в 1868 г. - 2,29%, в 1912 г. - 2,27%; в Малмыже в
1868 г. - 0,19%, в 1912 г. - 1,5%; в Уржуме в 1868 г. - 0,03%, в 1912 г. - 0,37%.
Небольшой процент горожан в рассматриваемый период был характерен для
всех волго-уральских татар - на крайне низкий уровень их урбанизированности
к концу XIX в. (4,9%) обращал внимание Д.М. Исхаков (Исхаков 2013а: 51).
В нашем случае это было связано в первую очередь с тем, что большая часть
населения губернии проживала в сельской местности и занималась земледе-
лием, что справедливо и для татар. Так в “Сведениях Малмыжского уездного
исправника для всеподданнейшего отчета за 1905 год” отмечалось: “Проживав-
шие в стане инородцы татары, черемисы и вотяки почти всецело занимаются
земледелием” (ЦГАКО 2: Д. 600. Л. 154об). В “Географии Вятской губернии”
К.В. Лаврентьев пишет, что в Уржумском уезде “земледелие составляет глав-
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
125
ное занятие жителей. <…> татары не имеют никаких промыслов и живут бед-
нее прочих” (Лаврентьев 1904: 94, 95). Тем не менее эти сведения могут быть
скорректированы: в “Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона” 1892 г.
указано, что “[б]олее всего татар в уздах Малмыжском, Елабужском и Уржум-
ском. Они занимаются земледелием и торговлею” (ЭС 1892: 733), а в “Сведени-
ях от Уржумского уездного исправника для всеподданнейшего отчета вятского
губернатора за 1905 год” отмечалось, что “[т]атарское население кроме земле-
делия, занимается отчасти также еще разносной торговлей в уездах, смежных
с Уржумским…” (ЦГАКО 2: Д. 601. Л. 136об). По сведениям А.М. Рафикова,
к 1893 г. татарское торговое крестьянство в Елабужском, Малмыжском и
Уржумском уездах численно превалировало над русским гильдейским купече-
ством и в некоторых волостях этих уездов даже над русским торговым кре-
стьянством (Рафиков 2010: 66).
По данным переписи 1897 г., 92,9% татар южных уездов Вятской губернии
было занято в сельском хозяйстве, 1,5% - в химической промышленности1, 0,8 -
в торговле, 0,7 - на частной службе, 0,7 - в обрабатывающей промышленности,
0,7 - в богослужениях нехристианских исповеданий, 0,4% - в изготовлении одеж-
ды (Тройницкий 1904: 86-89, 194-199, 202-207, 220-225).
Интерес представляет и сословный состав татарского населения рассматри-
ваемых уездов (см.: Табл. 4).
Как отмечал Д.М. Исхаков, подавляющее большинство татар Волго-Уральско-
го региона к концу XIX в. относилось к сословию крестьян (Исхаков 2013б: 55).
Такая ситуация была характерна и для народов Российской империи в целом. На
основании Таблицы 4 можно заключить, что татары южных уездов Вятской губер-
нии также в основном были крестьянами - 104 137 человек (98,83%), в небольшом
количестве встречались мещане - 997 человек (0,94%), купцы - 78 человек (0,07%),
личные дворяне и чиновники - 68 человек (0,06%), лица духовного звания - 50
человек (0,05%), потомственные дворяне - 33 человека (0,03%), почетные гражда-
не - 27 человек (0,03%), иностранные подданные - 11 человек (0,01%), лица иных
сословий - 11 человек (0,01%), 1 войсковой казак.
Таблица 4
Сословный состав татарского населения южных уездов
Вятской губернии по переписи 1897 г.*2
Уезд
Елабужский
Малмыжский
Уржумский
Сословие (чел.)
Потомственные дворяне
29
2
2
Личные дворяне и чиновники
68
-
-
Лица духовного звания
25
15
10
Почетные граждане
7
20
-
Купцы
31
12
35
Мещане
565
380
52
Крестьяне
38 538
51 780
13 819
Войсковые казаки
1
-
-
Иностранные подданные
-
-
11
Лица иных сословий
4
7
-
* По данным из: Тройницкий 1904: 248-253, 256-259.
126
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Таблица 5
Конфессиональный состав татарского населения южных уездов
Вятской губернии по переписи 1897 г.*
Уезд
Елабужский3
Малмыжский
Уржумский
Конфессия (чел.)
Православные и единоверцы
10 575
3582
159
Старообрядцы и уклоняющиеся
3
-
от православия
Мусульмане
28 645
48 633
13 771
Остальные нехристианские
3
2
4
исповедания
* По данным из: Тройницкий 1904: 98, 101, 102, 105-109, 114-121.
Конфессиональный состав татар рассматриваемых уездов приведен
в Таблице 5.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что абсолютное большинство
татар южных уездов Вятской губернии было мусульманами - 91 049 человек
(86,41%), но немалая часть придерживалась православия и единоверия - 14 316
(13,59%), кроме того, среди них было три старообрядца и шесть человек, отне-
сенных в ходе переписи к “остальным нехристианским исповеданиям”. Такой
конфессиональный состав вполне объясним. Традиционной религией татар яв-
лялся ислам, последователи которого всегда характеризовались высокой сте-
пенью религиозной убежденности. Так, К.В. Лаврентьев отмечал: “Татары ис-
поведуют магометанскую веру, отличаются набожностью и строго исполняют
свои посты и обряды” (Лаврентьев 1904: 36).
Согласно данным переписи 1897 г., часть татар была отнесена к категории
“православные и единоверцы” (см. Табл. 5) - главным образом это, видимо,
были православные татары. Татары-единоверцы, если и проживали в южных
уездах губернии, то в небольшом количестве, поскольку, как видно из Табли-
цы 5, даже процент татар-старообрядцев здесь был крайне низок - менее од-
ной сотой процента (3 человека). Более того, по данным В.В. Машковцевой, их
доля составляла 0,003% от общей численности старообрядцев Вятской губернии
(Машковцева 2014: 60). А в “Материалах по статистике Вятской губернии” в
описании Малмыжского уезда вообще указано, что к единоверцам и старообряд-
цам здесь относились исключительно русские (Материалы 1886. Ч. I. Отд. I: 12).
Н.П. Штейнфельд в своей работе “Малмыжские татары, их быт и современное
положение” так объясняет причины сложившейся конфессиональной картины:
“…татары фанатично придерживаются своего исповедания. Случаев перехода
в православие почти нет. Бывают лишь единичные примеры и то в отношении
таких лиц, которые провели свое детство в русских семействах, или другим ка-
ким-нибудь образом сблизились с православным населением” (Штейнфельд
1893: 243-244).
По данным “Вятских епархиальных ведомостей”, в 1872 г. кряшены (кре-
щенные татары) проживали: в Елабужском уезде - в приходах Петропавловской
церкви с. Верхнеигринское, Космо-Дамианской церкви с. Кураково, Богояв-
ленской церкви с. Тихие Горы, Троицкой церкви с. Челны, Покровской церкви
с. Пьяный Бор, Христорождественской церкви с. Грахово, Петропавловской церк-
ви с. Кырынды, Покровской церкви с. Троицкое, Архангельской церкви с. Елово,
Петропавловской церкви с. Петропавловское, Троицкой церкви Бемышевского
завода, Предтеченской церкви с. Космодамианское (ВЕВ 1873а, 1873б); в Мал-
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
127
Таблица 6
Гендерный состав татарского населения южных уездов
Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в. (чел.)*
Уезд
Елабужский
Малмыжский
Уржумский
Год
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
1868
9319
9996
21 265
21 910
3879
4958
(48%)
(52%)
(49%)
(51%)
(44%)
(56%)
1875
10 040
10 589
22 197
22 137
4568
4538
(49%)
(51%)
(50%)
(50%)
(50%)
(50%)
1880
11 903
12 081
24 781
23 809
4745
4813
(50%)
(50%)
(51%)
(49%)
(50%)
(50%)
1897
20 018
19 202
25 598
26 622
7117
6817
(51%)
(49%)
(49%)
(51%)
(51%)
(49%)
1912
24 418
25 122
36 161
33 868
9841
9530
(49%)
(51%)
(52%)
(48%)
(51%)
(49%)
* По данным из: ЦГАКО 1: Д. 254. Л. 24об, Д. 526. Л. 4-5об, Д. 895. Л. 2-3об; Тройницкий
1904: 88-89; Памятная книжка 1914. Отд. I: 27, 28, 30.
мыжском уезде - в приходах Богоявленской церкви с. Цыпья (1052 челове-
ка), Крестовоздвиженской церкви с. Кулыги (157 человек), Богородицкой церкви
с. Дерюшево (280 человек), Троицкой церкви с. Мамсинерь (553 человека), Хри-
сторождественской церкви с. Константиновское
(19 человек) (ВЕВ 1873в:
598-600, 602-603, 1873г: 636).
В Уржумском уезде, как следует из ранее приведенных данных “Материа-
лов по статистике Вятской губернии”, татары проживали только в Сернурской
и Турекской волостях (Материалы 1887. Ч. I. Отд. I: 5). В Сернурской волости
в 1884 г. татар насчитывалось 18 человек, и все они проживали в д. Средний
Торешкибар (Материалы 1887. Ч. I. Отд. I: 5, Ч. II. Отд. II: 73). В Турекской
волости, как писал в 1879 г. Н.Н. Романов, все татары придерживались исла-
ма, в то же время в Сернурской волости были и кряшены - четыре семейства
(Романов 1879: 13).
Гендерный состав татарского населения южных уездов Вятской губернии в
изучаемый период приведен в Таблице 6.
Исходя из данных, приведенных в Таблице 6, мы можем заключить, что в рас-
сматриваемый период у татар южных уездов доли мужчин и женщин, несмотря
на некоторые колебания, в основном были очень близкими, в некоторых случаях
отмечалось преобладание мужчин. В то же время для населения Вятской губернии
в целом и для всего населения Елабужского, Малмыжского и Уржумского уездов
в частности было характерно преобладание женщин (Спасский 1875: 34; ЦГАКО
1: Д. 100. Л. 121, Д. 347. Л. 2-3, Д. 895. Л. 2-4; Тройницкий 1904: 4-5; ЦГАКО 2:
Д. 481. Л. 54об, Д. 942. Л. 34об).
О том, что соотношение мужчин и женщин у татар и некоторых других на-
родов южных уездов отличалось от соотношения, отмечаемого для русских,
проживающих на данных территориях, свидетельствуют и “Материалы по ста-
тистике Вятской губернии”:
Малмыжский уезд представляет несколько иное соотношение между количеством мужчин
и женщин: там на 100 мужчин приходится только 106 женщин. Эта разница произошла,
вероятно, вследствие большого количества инородцев в Малмыжском уезде (там инород-
цы составляют около половины всего населения), относительное же количество женщин
вообще меньше в инородческом населении, чем в русском. У вотяков и татар мы видим в
128
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Уржумском уезде больший перевес женщин над мужчинами по сравнении с Малмыжским,
по всей вероятности, потому, что обе эти народности входят в состав населения лишь в
небольшом количестве душ и потому на данное явление можно смотреть, как на исключе-
ние… (Материалы 1887. Ч. I. Отд. 1: 6).
Среди причин такого гендерного соотношения указывалось влияние отхо-
жих промыслов: “Оказывается, что перевес женского населения над мужским
тем выше, чем большее количество мужчин у той или иной народности, у того
или иного сословия, занимается отхожими промыслами” (Материалы 1889.
Ч. I. Отд. I: 10). В подтверждение приводились следующие данные: у русских
отхожими промыслами занимались 27,9%, у удмуртов - 23, у марийцев - 13,4%.
На 100 мужчин приходилось женщин: у русских - 109,1, у удмуртов - 104,8,
у марийцев - 103,3 (т.е. налицо преобладание женщин). В то же время у татар
отхожими промыслами занималось 11,6% и наблюдалось обратное соотноше-
ние - перевес мужчин (на 100 мужчин приходилось 98,9 женщин) (Там же).
Кроме того, отмечалось, что “среди населения занимающегося отхожими про-
мыслами наиболее всего распространена мужская смертность, что естественно
ведет к перевесу женского населения” (Там же).
Если принять во внимание также возрастной состав населения по переписи
1897 г., то получится, что среди детей до 1 года мальчиков у татар больше, чем
девочек (1832 муж. пола и 1687 жен. пола), а в возрастной категории от 1 года
до 9 лет наблюдается практически равенство (12 184 муж. пола и 12 227 жен.
пола). Высокий процент мальчиков раннего возраста объясняется тем, что они
рождаются чаще: “Несомненно, что у татар… происходит большая рождаемость
мужского пола по сравнению с женским”, а также тем, что “уход за грудными
детьми у магометан поставлен сравнительно в очень благоприятные условия…”
(Материалы 1889. Ч. I. Отд. I: 12; Тройницкий 1904: 130, 138). В возрастной груп-
пе “10-19 лет” данная тенденция сохраняется (12 815 муж. пола и 12 637 жен.
пола), а в группе “20-29 лет” уже наблюдается перевес женщин (7282 муж. и
8252 жен.). Видимо, это связано с уходом трудоспособного мужского населе-
ния на отхожие промыслы. В следующих возрастных категориях, за исключе-
нием “40-49 лет”, фиксируются практически равные доли мужчин и женщин
(Тройницкий 1904: 130-133, 138-141).
В связи с этим можно предположить, что изменения в гендерном составе на-
селения южных уездов объяснялись целым рядом факторов. Одним из которых,
вероятно, была более высокая рождаемость лиц мужского пола. Так, в губернии,
по данным за 1877 г., процент родившихся мальчиков от общего числа рождений
был следующим: 51% - у русских, 51,6 - у удмуртов, 50,1 - у марийцев, 52,7% -
у татар (Календарь 1879: 130-132). Среди прочих вероятных факторов следует
выделить более благоприятные условия ухода за грудными детьми, что способ-
ствовало большей выживаемости младенцев, влияние отхожих промыслов и тру-
довую миграцию населения.
Далее рассмотрим возрастной состав татарского населения южных уездов
Вятской губернии.
Данные переписи 1897 г. свидетельствуют о том, что возрастной состав татар-
ского населения всех трех южных уездов Вятской губернии был схожим. Практи-
чески половину численности составляли дети и молодые люди, т.е возрастные ка-
тегории от 1 года до 19 лет, - 47,3% (в Елабужском уезде - 18 293 человека [46,6%],
в Малмыжском - 25 018 человек [47,9%], в Уржумском - 6552 человека [47,0%]).
Преобладание детей и молодежи в первую очередь было обусловлено высоким
уровнем рождаемости, характерным в рассматриваемый период и для России в це-
лом (Миронов 2003: 199). Значительная доля татарского населения южных уездов
приходилась на возрастные категории “20-29 лет” - 14,7% (в Елабужском уезде -
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
129
Таблица 7
Возрастной состав татарского населения южных уездов
Вятской губернии по переписи 1897 г. (чел.)*
Уезд
Елабужский
Малмыжский
Уржумский
Возр. категория
Дети моложе 1 года
1434 (3,656%)
1569 (3,005%)
516 (3,703%)
1-9 лет
9111 (23,230%)
12 145 (23,257%)
3155 (22,642%)
10-19 лет
9182 (23,412%)
12 873 (24,651%)
3397 (24,379%)
20-29 лет
6203 (15,816%)
7176 (13,742%)
2155 (15,466%)
30-39 лет
4683 (11,940%)
5865 (11,231%)
1713 (12,294%)
40-49 лет
3879 (9,890%)
5052 (9,674%)
1304 (9,358%)
50-59 лет
2469 (6,295%)
3485 (6,674%)
837 (6,007%)
60 лет и более
2254 (5,747%)
3947 (7,558%)
846 (6,071%)
Неизвестного возраста
5 (0,013%)
8 (0,015%)
11 (0,079%)
* По данным из: Тройницкий 1904: 130-133, 138-141.
15,8%, в Малмыжском - 13,7%, в Уржумском - 15,5%) и “30-39 лет” - 11,6%
(в Елабужском уезде - 11,9%, в Малмыжском - 11,2%, в Уржумском - 12,3%);
немалый процент давала группа “40-49 лет” - 9,7% (в Елабужском уезде - 9,9%,
в Малмыжском - 9,7%, в Уржумском уезде - 9,4%).
Наименьшее число людей фиксировалось в категориях: “дети до 1 года”,
“50-59 лет”, “60 лет и более”, “лица неизвестного возраста”. Это объясняется,
в частности, общероссийскими тенденциями: высокой младенческой смертно-
стью и высокой смертностью зрелого населения, а также низкой средней про-
должительностью жизни (Миронов 2003: 193). Материалы переписи 1897 г. сви-
детельствуют о том, что возрастные составы татар и некоторых других народов,
проживавших в южных уездах Вятской губернии, были схожими. Так, практи-
чески половина русских (44,4%), удмуртов (44,6%) и марийцев (45,9%) были в
возрасте от 1 года до 19 лет, заметные доли приходились на категории “20-29 лет”
(русские - 15,3%, удмурты - 16,1, марийцы - 15,5%), “30-39 лет” (русские - 12,3%,
удмурты - 12,5, марийцы - 12,9%), “40-49 лет” (русские - 9,8%, удмурты - 10,2,
марийцы - 9,7%), а категории “дети до 1 года”, “50-59 лет”, “60 лет и более”,
“лица неизвестного возраста” были малочисленны (Тройницкий 1904: 3, 130-133,
138-141).
Далее проанализируем данные переписи 1897 г. по грамотности среди муж-
чин и женщин.
Данные переписи 1897 г. свидетельствуют о том, что процент грамотных
среди татарского населения в южных уездах Вятской губернии был доволь-
но высоким: в Елабужском - 19,29%, в Малмыжском - 21,35, в Уржумском -
32,85%. Для сравнения приведем данные по некоторым другим народам. Доля
грамотных среди русских в Елабужском уезде составила 20,39%, в Малмыж-
ском - 16,98, в Уржумском - 20,06%; среди удмуртов - 4,60, 5,78 и 18,01% соот-
ветственно; среди марийцев - 5,61, 4,35 и 5,99% соответственно (Тройницкий
1904: 133, 141). Следует отметить, что процент грамотных татар в Малмыжском
(21,35%) и Уржумском (32,85%) уездах даже превышал этот показатель для вол-
го-уральских татар (20,8%), о чем свидетельствуют данные переписи 1897 г.,
приведенные Д.М. Исхаковым (Исхаков 2005: 94).
130
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Таблица 8
Число грамотных среди татарского населения южных уездов
Вятской губернии по переписи 1897 г. (чел.)*
Уезд
Елабужский
Малмыжский
Уржумский
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
Число
4060
3506
5663
5486
2257
2321
грамотных
Общее число татар
20 018
19 202
25 598
26 622
7117
6817
* По данным из: Тройницкий 1904: 133, 141.
При этом большая часть грамотных татар южных уездов Вятской губернии
владела “другим” (не русским) языком: в Елабужском уезде таких было 6350 че-
ловек (84%), в Малмыжском - 10 256 (92%), в Уржумском - 4441 человек (97%).
На “грамотных по русски” приходилась значительно меньшая доля населения:
в Малмыжском уезде таких было 891 человек, в Уржумском - 136. Получили
образование выше начального десять человек в Елабужском уезде, два человека
в Малмыжском и один в Уржумском уезде (Тройницкий 1904: 133, 141). Низкий
процент “грамотных по русски” татар объяснялся в “Материалах по статистике
Вятской губернии” отсутствием русско-татарских школ и особой религиозной
изолированностью (Материалы 1886. Ч. 2: 15), а также отмечалось, что “тата-
ры… ради своей религиозной обособленности до сих пор продолжают сторо-
ниться русской школы” (Материалы 1887. Ч. II. Отд. I: 9). Н.П. Штейнфельд в
своей статье “Малмыжские татары, их быт и современное положение” по этому
поводу писал:
В русские школы татары детей своих никогда не отдают. Встречаются в этом отношении
лишь редчайшие исключения, но и то среди городского только населения, где по услови-
ям самой жизни татарские семьи неизбежно входят в более тесное общение с русскими
и теряют поэтому дух отчужденности. Отсутствие татарских детей в русских училищах
объясняется тем обстоятельством, что придя в учебный возраст, все они обязательно
должны посещать свою приходскую школу при мечети. Родителей, которые неохотно по-
сылают туда своих мальчиков, муллы жестоко преследуют. Таким образом все учебные
годы уходят на посещение классов “медресе” (мусульманской приходской школы), про-
менять которое на русское училище татарин, разумеется, не может, не нарушив обычаев
отцов, а за это его ждет взрыв негодования со стороны единоверцев и преследования
муллы (Штейнфельд 1893: 246).
Следует обратить внимание и на тот факт, что доли грамотных мужчин и
женщин среди татар южных уездов, по данным переписи 1897 г., были примерно
равными - 51% и 49% соответственно, а в Уржумском уезде грамотных женщин
было даже больше, чем грамотных мужчин. Отметим, что в этот период в Вятской
губернии в целом отмечалось существенное преобладание грамотных мужчин: по
переписи 1897 г., их было 75%, а женщин - 25% (Тройницкий 1904: 18). О значи-
тельной доле грамотных женщин среди татар в Малмыжском уезде (несмотря на
неполноту информации, поскольку в большинстве населенных пунктов татары
отказались сообщить точные сведения о грамотных и учащихся) сообщалось в
“Материалах по статистике Вятской губернии”: «…“по своему” из татар ока-
зались весьма многие грамотны не только из мужчин, но и из женщин. <…>
Особенно поражает среди татарского населения число женщин, объявивших
себя грамотными (по-татарски), равно как и учащихся девочек…» (Материалы
1886. Ч. II: 14). Далее обращалось внимание на то, что у других народов (кроме
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
131
русских) грамотные женщины и “учащиеся девочки” практически не встреча-
лись (Там же). Довольно значительный процент грамотных женщин был харак-
терен и для Уржумского уезда: «…“по своему” большинство татар мужчин и
женщин одинаково грамотны» (Материалы 1887. Ч. 2. Отд. I: 9).
* * *
В Елабужском, Малмыжском и Уржумском уездах во второй половине
XIX - начале XX в. проживала большая часть татарского населения Вятской
губернии. На протяжении рассматриваемого периода наблюдался рост его чис-
ленности. Большинство татар было занято в сельском хозяйстве и относилось
к крестьянскому сословию. Основной религией был ислам, и лишь некоторые
татары придерживались православия. Гендерный состав татарского населения,
несмотря на некоторые колебания, характеризовался более высокой долей муж-
чин, тем не менее в основном она незначительно превышала долю женщин.
В возрастной структуре татарского населения на момент переписи 1897 г. почти
половину составляли дети и подростки от 1 года до 19 лет и люди от 20 до 39 лет
(наиболее работоспособная группа). Уровень грамотности татарского населе-
ния в сравнении с другими народами южных уездов был довольно высоким.
Кроме того, доля грамотных женщин среди татар приближалась к доле грамот-
ных мужчин, а в Уржумском уезде даже превышала ее. К концу рассматрива-
емого периода наблюдалось увеличение числа горожан-татар в южных уездах
- в городах Елабуге и Малмыже они составляли довольно существенную часть
населения. Помимо сельского хозяйства, татары работали в химической и об-
рабатывающей промышленности, занимались торговлей, изготовлением одеж-
ды и другими видами деятельности. Социально-демографические процессы,
характерные для татар южных уездов Вятской губернии, отражали тенденции,
наметившиеся во второй половине XIX - начале XX в. в Российской империи.
Д.М. Исхаков отмечал, что, хотя к концу XIX в. большинство татар было связа-
но с сельским хозяйством, их социально-профессиональная структура посте-
пенно менялась и усложнялась, что было связано с увеличением численности
городского населения и развитием капитализма в России (Исхаков 2013б: 56).
Примечания
1 Из них 99% составляли татары Елабужского уезда. Вероятно, это связано
с тем, что на его территории работали два химических завода, выпускавших
в конце XIX в. 99,9% всей химпродукции, производимой в Вятской губернии.
На этих двух заводах было 1700 рабочих - 99,9% всех занятых на химических
заводах губернии (Обзор 1898: 27, “Ведомость о фабриках и заводах в Вятской
губернии за 1897 год”).
2 Данные о численности татар Елабужского, Малмыжского и Уржмуского
уездов, приведенные в сводной таблице “Состав наличного населения обоего
пола (по уездам с городами и по городам) с разделением по месту рождения,
сословиям, вероисповеданиям и родному языку” (39 220, 52 220 и 13 934 че-
ловек соответственно) и в таблице XIII “Распределение населения по родному
языку” (39 220, 52 220 и 13 934 человек соответственно), расходятся с данными
таблицы XXIV “Распределение населения по родному языку, сословиям и со-
стояниям” (39 268, 52 216 и 13 929 человек соответственно) (Тройницкий 1904).
3 Данные о численности татар Елабужского уезда, приведенные в сводной
таблице “Состав наличного населения обоего пола (по уездам с городами и по
городам) с разделением по месту рождения, сословиям, вероисповеданиям и
132
Этнографическое обозрение № 2, 2022
родному языку” (39 220 человек) и в таблице XIII “Распределение населения
по родному языку” (39 220 человек), расходятся с данными таблицы XIV “Рас-
пределение населения по вероисповеданию и родному языку” (39 223 человек)
(Тройницкий 1904).
Источники и материалы
ВЕВ 1873а - Церкви и приходы в Вятской епархии // Вятские епархиальные
ведомости. 1873. № 23. С. 767-774.
ВЕВ 1873б - Церкви и приходы в Вятской епархии // Вятские епархиальные
ведомости. 1873. № 24. С. 788-791.
ВЕВ 1873в - Церкви и приходы в Вятской епархии // Вятские епархиальные
ведомости. 1873. № 18. С. 597-605.
ВЕВ 1873г - Церкви и приходы в Вятской епархии // Вятские епархиальные
ведомости. 1873. № 19. С. 631-642.
Календарь 1879 - Календарь Вятской губернии на 1880 год. Вятка: Типография
Губернского правления, 1879. Отд. 2.
Лаврентьев 1904 - Лаврентьев К.В. География Вятской губернии (родинове-
дение), с приложением карты Вятской губернии. Вятка: Типография и хро-
молитография Шкляевой, бывшая Маишеева, Куклина и Красовского, 1904.
Материалы 1886 - Материалы по статистике Вятской губернии. Т. I: Малмыж-
ский уезд: с приложением почвенной карты и карты урожайности. Ч. 1: Ма-
териалы для оценки земельных угодий. Ч. 2: Подворная опись (произведена
в 1884 году). М.: Типо-Литография И.Н. Кушнерева и Ко; типография М.Г.
Волчанинова (бывшая М.Н. Лаврова), 1886.
Материалы 1887 - Материалы по статистике Вятской губернии. Т. II: Уржум-
ский уезд. Ч. 1: Материалы для оценки земельных угодий. Ч. 2: Подворная
опись. Вятка: Типография Куклина (бывшая Красовского), 1887.
Материалы 1889 - Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI: Елабуж-
ский уезд. Ч. 1: Материалы для оценки земельных угодий. Вятка: Типогра-
фия Маишеева, бывшая Куклина и Красовского, 1889.
Обзор 1898 - Обзор Вятской губернии за 1897 год. Вятка: Губернская типогра-
фия, 1898.
Памятная книжка 1870 - Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год. Вят-
ка: Типография Губернского правления, 1870.
Памятная книжка 1914 - Памятная книжка Вятской губернии на 1914 год. Вят-
ка: Губернская типография, 1913.
Рашин 1956 - Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813-1913). Статисти-
ческие очерки. М.: Гос. статистическое изд-во, 1956.
Романов 1879 - Романов Н.Н. Статистическое описание Уржумского уезда Вят-
ской губернии. Вятка, 1879.
Спасский 1875 - Спасский Н.А. Статистическое описание Вятской губернии и
справочные сведения. Вятка: Губернская типография, 1875.
Тройницкий 1904 - Тройницкий Н.А. (ред.) Первая всеобщая перепись населения
Российской империи, 1897 г. Т. X: Вятская губерния. [СПб.]: издание Цен-
трального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1904.
ЦГАКО 1 - Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 574. Оп. 1.
ЦГАКО 2 - Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 574. Оп. 2.
ЦГАКО 3 - Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 587.
Оп. 19. Д. 76.
ЦГАКО 4 - Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 957.
Оп. 1. Д. 30.
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
133
Штейнфельд 1893 - Штейнфельд Н.П. Малмыжские татары, их быт и совре-
менное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на
1894 год. Вятка: Губернская типография, 1893. Отд. III. С. 228-319.
ЭС 1892 - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 7а. СПб.: Ти-
по-Литография И.А. Ефрона, 1892.
ЭС 1902 - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 34а. СПб.: Типо-
графия акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1902.
ЭС 1904 - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 41а. СПб.: Типо-
графия акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1904.
Научная литература
Альмеева Н.Ю. и др. История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.). Казань:
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской исто-
рико-этнографической области в XVIII-XIX вв. // Советская этнография.
1980. № 4. С. 25-40.
Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского
народа). Казань: Татарское книжное изд-во, 2005.
Исхаков Д.М. Динамика численности и расселение татар в Поволжье и Приура-
лье // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. VI: Формирова-
ние татарской нации XIX - начало XX в. / Глав. ред. Р.С. Хакимов. Казань:
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013а. С. 48-54.
Исхаков Д.М. Социальная структура татар в Волго-Уральском регионе в конце
XIX в. // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. VI: Формиро-
вание татарской нации XIX - начало XX в. / Глав. ред. Р.С. Хакимов. Казань:
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013б. С. 55-58.
Исхаков Д.М. Историческая демография татар. Казань: Фэн, 2014.
Касимова Д.Г. Татары в истории г. Глазова (1678-1920) // Материальная и духов-
ная культура народов Урала и Поволжья: история и современность: история
севера Удмуртии в XVI-XX вв.: материалы Международной научно-прак-
тической конференции, посвященной 450-летию вхождения Удмуртии в со-
став Российского государства. Глазов: ГГПИ, 2008. С. 12-17.
Котлова Л.А. Система здравоохранения купеческой Елабуги в первые десяти-
летия XX века // Третьи Стахеевские чтения: материалы Международной
научной конференции. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. С. 256-261.
Машковцев А.А. Татары города Вятки во второй половине XIX века: социаль-
но-демографическая характеристика // Традиционная культура тюркских
народов в изменяющемся мире: материалы I международной научной кон-
ференции (12-15 апреля 2017 г.) / Сост. Г.К. Мансурова. Казань: Ак Буре,
2017. С. 307-309.
Машковцева В.В. Старообрядцы Вятской губернии во второй половине XIX -
начале XX в.: социально-демографический аспект // Вестник Вятского госу-
дарственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 52-64.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало
XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества
и правового государства. Т. 1. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
Пислегин Н.В. Краткая история татар Удмуртии (дореволюционный период) //
Татары Удмуртии: история, традиции и современность: материалы Межре-
гиональной научно-практической конференции (29 апреля 2014 г.). Ижевск:
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образо-
вания Удмуртской Республики, 2014. С. 107-118.
134
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Рафиков А.М. Татарское торговое крестьянство Вятской губернии на рубеже
XIX-XX веков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2010. № 7. С. 65-70.
Уразманова Р.К., Чешко С.В. (отв. ред.) Татары. М.: Наука, 2001.
Фаттахов Т.Д. К истории расселения татар-мусульман в юго-восточных горо-
дах и уездах Вятской губернии // Вестник Вятского государственного гума-
нитарного университета. 2015. № 1. С. 64-70.
R e s e a r c h A r t i c l e
Korepanov, A.S. Tatars of the Southern Districts of the Vyatka Province
in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries: Social, Religious, and
Demographic Aspects [Tatary yuzhnykh uezdov Viatskoi gubernii vo vtoroi
polovine XIX - nachale XX v.: sotsial’nye, konfessional’nye i demograficheskie
kharakteristiki]. Etnograficheskoe obozrenie,
2022, no.
2, pp.
119-136.
https://doi.org/10.31857/S0869541522020087 EDN: HRPXWW ISSN 0869-5415
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Alexander Korepanov | https://orcid.org/0000-0001-9261-7064 | alexktx9@gmail.com |
Central State Archive of the Kirov Region (142 Karl Marx St., Kirov, 610027, Russia)
Keywords
Tatars, demographic statistics, population structure, Yelabuga district, Malmyzh
district, Urzhum district, Vyatka province
Abstract
This article examines the social, religious, and demographic characteristics of the Tatar
population of the southern districts (Yelabuzhsky, Malmyzhsky, and Urzhumsky) of
the Vyatka province in the second half of the 19th - early 20th centuries. I explore
the dynamics and geographical distribution of the Tatar population in these areas,
considering the class, religious, gender, age, and professional composition. I further
discuss the general level of literacy among the Tatars of the southern districts in
comparison to the representatives of other ethnic groups, as well as the ratio of literate
men vs. literate women. The research is drawn on data collected at the Central State
Archive of the Kirov Region and materials provided by the local history department
of the Kirov Regional Scientific Library named after A.I. Herzen.
References
Almeeva, N.Y., et al. 2017. Istoriia i kul’tura tatar-kriashen (XVI-XX vv.) [History
and Culture of the Kryashen Tatars (16-20 Centuries)]. Kazan’: Institut istorii im.
Sh. Mardzhani AN RT.
Iskhakov, D.M. 1980. Rasselenie i chislennost’ tatar v Povolzhsko-Priural’skoi
istoriko-etnograficheskoi oblasti v XVIII-XIX vv. [Settlement and Number of
Tatars in the Volga-Ural Historical and Ethnographic Region in the 18th-19th
Centuries]. Sovetskaia entografiia 4: 25-40.
Iskhakov, D.M.
2005. Tatary: populiarnaia etnografiia (etnicheskaia istoriia
tatarskogo naroda) [Tatars: Popular Ethnography (Ethnic History of the Tatar
People)]. Kazan’: Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo.
Iskhakov, D.M. 2013. Dinamika chislennosti i rasselenie tatar v Povolzh’e i Priural’e
[Dynamics of the Number and Settlement of Tatars in the Volga and Ural Regions].
In Istoriia tatar s drevneishikh vremen v semi tomakh [History of the Tatars from
Ancient Times]. Vol. VI, Formirovanie tatarskoi natsii XIX - nachalo XX v.
Корепанов А.С. Татары южных уездов Вятской губернии...
135
[Formation of the Tatar Nation 19 - Еarly 20 Century], edited by R.S. Khakimov,
48-54. Kazan’: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT.
Iskhakov, D.M. 2013. Sotsial’naia struktura tatar v Volgo-Ural’skom regione v
kontse XIX v. [The Social Structure of the Tatars in the Volga-Ural Region at the
End of the 19th Century]. In Istoriia tatar s drevneishikh vremen v semi tomakh
[History of the Tatars from Ancient Times]. Vol. VI, Formirovanie tatarskoi natsii
XIX - nachalo XX v. [Formation of the Tatar Nation 19 - Еarly 20 Century], edited
by R.S. Khakimov, 55-58. Kazan’: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT.
Iskhakov, D.M. 2014. Istoricheskaia demografiia tatar [Historical Demography of
the Tatars]. Kazan’: Fen.
Fattakhov, T.D. 2015. K istorii rasseleniia tatar-musul’man v yugo-vostochnykh
gorodakh i uezdakh Viatskoi gubernii [On the History of the Settlement of Muslim
Tatars in the Southeastern Cities and Districts of the Vyatka Province]. Vestnik
Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta 1: 64-70.
Kasimova, D.G. 2008. Tatary v istorii g. Glazova (1678-1920) [Tatars in the History
of the City of Glazov (1678-1920)]. In Material’naia i dukhovnaia kul’tura
narodov Urala i Povolzh’ia: istoriia i sovremennost’: istoriia severa Udmurtii
v XVI-XX vv.: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii,
posviashchennoi
450-letiiu vkhozhdeniia Udmurtii v sostav Rossiiskogo
gosudarstva [Material and Spiritual Culture of the Peoples of the Urals and the
Volga Region: History and Modernity: The History of the North of Udmurtia
in the 16th-20th Centuries: Materials of the International Scientific and Practical
Conference Dedicated to the 450th Anniversary of the Entry of Udmurtia into the
Russian State], 12-17. Glazov: GGPI.
Kotlova, L.A. 2008. Sistema zdravookhraneniia kupecheskoi Elabugi v pervye
desiatiletiia XX veka [The Health Care System of Merchant Elabuga in the
First Decades of the 20 Century]. In Tret’i Stakheevskie chteniia: materialy
Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Third Stakheev Readings: Materials of
the International Scientific Conference], 256-261. Elabuga: Izdatel’stvo EGPU.
Mashkovtsev, A.A. 2017. Tatary goroda Viatki vo vtoroi polovine XIX veka:
sotsial’no-demograficheskaia kharakteristika [Tatars of the City of Vyatka in
the Second Half of the 19th Century: Socio-Demographic Characteristics]. In
Traditsionnaia kul’tura tiurkskikh narodov v izmeniaiushchemsia mire: materialy
I mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (12-15 aprelia 2017 g.) [Traditional
Culture of the Turkic Peoples in a Changing World: Materials of the I International
Scientific Conference (April 12-15, 2017)], edited by G.K. Mansurova, 307-309.
Kazan’: Ak Bure.
Mashkovtseva, V.V. 2014. Staroobriadtsy Viatskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX -
nachale XX v.: sotsial’no-demograficheskii aspect [Old Believers of Vyatka Province
in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries: Socio-Demographic Aspect].
Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta 2: 52-64.
Mironov, B.N. 2003. Sotsial’naia istoriia Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo
XX v.): Genezis lichnosti, demokraticheskoi sem’i, grazhdanskogo obshchestva i
pravovogo gosudarstva [Social History of Russia in the Imperial Period: The 18th -
Early 20th Centuries: Genesis of Individual, Democratic Family, Civil Society
and Lawful State]. Vol. 1. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin.
Pislegin, N.V. 2014. Kratkaia istoriia tatar Udmurtii (dorevoliutsionnyi period)
[A Brief History of the Tatars of Udmurtia (Pre-Revolutionary Period)].
In Tatary Udmurtii: istoriia, traditsii i sovremennost’: materialy Mezhregional’noi
nauchno-prakticheskoi konferentsii (29 aprelia 2014 g.) [Tatars of Udmurtia:
History, Traditions and Modernity: Materials of the Interregional Scientific and
136
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Practical Conference (April 29, 2014)], 107-118. Izhevsk: Institut povysheniia
kvalifikatsii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniia Udmurtskoi Respubliki.
Rafikov, A.M. 2010. Tatarskoe torgovoe krest’ianstvo Viatskoi gubernii na rubezhe
XIX-XX vekov [Tatar Merchant Peasantry of the Vyatka Province at the Turn
of the 19th-20th Centuries]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh
nauk 7: 65-70.
Urazmanova, R.K., and S.V. Cheshko, eds. 2001. Tatary [Tatars]. Moscow: Nauka.