ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КАРАБУЛАКОВ
(1800-1865 ГГ.)
И.Л. Бабич
Ирина Леонидовна Бабич | https://orcid.org/0000-0002-3240-6780 | babi7chi@yandex.ru |
д.и.н., главный научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленин-
ский проспект 32-А, Москва, 117303, Россия)
Ключевые слова
Карабулаки, народы Северо-Восточного Кавказа, Кавказская война, Российская импе-
рия, ингуши, чеченцы, архивы, карты
Аннотация
В статье на основе ввода новых материалов из трех архивов рассматриваются векторы
геополитических интересов карабулаков в контексте их взаимоотношений, с одной сто-
роны, с чеченцами и ингушами, а с другой, с российской властью в период 1800-1865 гг.
Карабулаки - один из народов дагестанско-нахской языковой группы, проживавшие до
1865 г. в горной и предгорной частях Кавказского хребта на Северо-Восточном Кавказе,
между ингушами и чеченцами. До сих пор в советском и российском кавказоведении
не было научных исследований, посвященных специально карабулакам. Связано это
с тем, что в 1865 г. российские власти провели действия по выселению карабулаков с
территории их постоянного проживания в Османскую империю. Их собственная исто-
рия на родине оказалась прерванной. В результате о них лишь частично упоминают
при изучении истории и этнографии либо ингушей, либо чеченцев. Автор пришел к
выводу, что в основу взаимоотношений народов в первой половине ХIХ в. был поло-
жен геополитический критерий, который разделил не только народы Северного Кавказа
между собой, но и людей внутри родов одного народа. Карабулаки оказались разделен-
ными: небольшая их часть ориентировалась на ингушей, вместе с которыми они вошли
в состав России, но большинство предпочло ориентироваться на тех чеченцев, которые
оказывали сопротивление России. Кроме политического фактора имел значение и ре-
лигиозный, который объединил карабулаков, чеченцев и народы Дагестана на основе
общего исламского идеологического фундамента и единого лидера - Шамиля.
Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института эт-
нологии и антропологии РАН.
арабулаки - один из народов дагестанско-нахской языковой группы, прожи-
вавший до 1865 г. в горной и предгорной частях Кавказского хребта на Севе-
К
ро-Восточном Кавказе, между ингушами и чеченцами. Имея много сходства
в этнической культуре с соседними народами, карабулаки тем не менее представ-
ляли собой отдельный народ (Волкова 1974) со своими геополитическими устрем-
лениями и, соответственно, действиями по отношению, во-первых, к Российской
империи, и, во-вторых, к соседним народам. В предлагаемой статье мы рассмотрим
Статья поступила 17.10.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 03.02.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков (1800-1865 гг.) // Этнографическое обозрение.
2022. № 2. С. 154-167. https://doi.org/10.31857/S0869541522020105 EDN: HSEKDA
Babich, I.L.
2022. Geopoliticheskie interesy karabulakov
(1800-1865 gg.)
[Geopolitical
Interests of the Karabulaks
(1800-1865)]. Etnograficheskoe obozrenie
2:
154-167.
https://doi.org10.31857/S0869541522020105 EDN: HSEKDA
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
155
векторы геополитических интересов карабулаков в контексте их взаимоотноше-
ний, с одной стороны, с чеченцами и ингушами, а с другой, с российской властью.
До ХVIII в. чеченцы (самоназвание - нохчий), акинцы, кисты, бацбийцы, ингуши
(самоназвание - галгай), карабулаки (самоназвание - орстхоевцы) составляли еди-
ный этнос. Отделение ингушей от карабулаков и чеченцев происходит в ХVIII в.
Термины “ингуши”, “карабулаки” в исторических документах и в историко-этно-
графической литературе появляются с ХVIII в. (Гапуров, Саралиева 2013: 122).
Исследование осуществлено на основе документов, обнаруженных нами в трех ар-
хивах России (Российском государственном военно-историческом архиве, Москва;
Российском государственном историческом архиве, Санкт-Петербург; Централь-
ном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания, Владикав-
каз), а также архивных документов, опубликованных во второй половине ХIХ в.
в Актах Кавказской археографической комиссии (АКАК).
До сих пор в советском и российском кавказоведении не было научных ис-
следований, посвященных специально карабулакам. Связано это с тем, что в
1865 г. российские власти провели действия по выселению карабулаков с тер-
ритории их постоянного проживания в Османскую империю. Незначительные
группы карабулаков постепенно слились либо с ингушами, либо с чеченца-
ми. Таким образом, их собственная история на родине оказалась прерванной.
В результате о карабулаках лишь частично упоминают при изучении истории и
этнографии либо ингушей, либо чеченцев, распространяя на них общие сведе-
ния об изучаемых народах без упоминания их независимого от соседей прожи-
вания до 1865 г. Ингушские исследователи считают карабулаков частью ингу-
шей, при этом собственно история карабулаков не изучается, а используется в
тех случаях, когда надо показать участие ингушей или в Кавказской войне, или
в процессе переселения в Османскую империю (Цицкиев 2019: 88; Кидирниязов
2020: 203-217). Согласно этим данным,
к племени Ингушей, занимающих плоскость и котловины Кавказских гор с правой
стороны Терека до верхних частей Аргуна и до течения р. Фортанги, принадлежат:
1) назрановцы с Комбулейским обществом, 2) джераховцы, 3) карабулаки, 4) цоринцы,
5) ближние кисты с небольшим обществом малхинцев, вновь покорившимся, 6) галгай,
7) галашевцы и 8) дальние кисты (Картоев 2020: 34-52).
В то же время чеченские историки считают, что карабулаки (как и ингуши) -
чеченские племена. Чеченцы являются древнейшими коренными обитателями
Кавказа (Межидова 2018: 142). Существовало и понятие “вайнахские вольные
общества”, куда входили и карабулаки (Ахмадов 2004: 22-25). Не планируя рас-
сматривать собственно Кавказскую войну как таковую, рассмотрим геополи-
тические интересы карабулаков в контексте Кавказской войны (Гапуров и др.
2016б: 42-48; Гапуров 2013: 106).
Карабулаки и ингуши. Ингуши - один из первых народов на Северном
Кавказе, принявших подданство Российской империи. Это было в марте 1770 г.
Их геополитические интересы оказались с самого начала тесно переплетены с
Россией. Путем вхождения в состав России ингуши получили обещание от рос-
сийских властей и войск предоставлять им защиту от посягательств на их сво-
боду и экономическое состояние со стороны других народов Северного Кавказа
(АКАК 1866: Т. I. Л. 86-87). Утвержденный Россией в 1810 г. Письменный акт
был направлен на установление полного контроля над Назрановским обществом,
приостановление процесса распространения среди ингушей ислама и включе-
ния их в орбиту российского влияния на Северном Кавказе как народа, занима-
ющего стратегическую территорию и исторически тесно связанного с Россией
(Картоев 2020: 34-52). В Ингушетии отсутствовала для этой борьбы прочная
156
Этнографическое обозрение № 2, 2022
идеологическая база в виде мюридизма и идей газавата, получивших широкое
распространение на Северо-Восточном Кавказе, в первую очередь в Дагестане -
центре религиозного образования и просвещения Северного Кавказа, откуда они
распространились на соседние чеченские и карабулакские народы. Для самой
России наличие на Северном Кавказе народа, не стремившегося давать отпор
российским войскам, означало создание важного плацдарма для завоевания не-
покорных народов, и прежде всего чеченцев, карабулаков, народов Дагестана
(АКАК 1874: Т. VI. Ч. I. Л. 479). Более того, ингуши принимали участие в воен-
ных действиях против этих народов на стороне России. Например, уже в 1807 г.
российские войска вместе с пророссийски настроенными группами кабардин-
цев и ингушей совершили военный поход против карабулаков (АКАК 1870: Т. IV.
Л. 896-897). Это были первые попытки покорить карабулаков.
Примерно до начала 1850-х годов карабулаки либо вообще отказывались
от российского господства на территории своего проживания, либо покорялись
частично, либо колебались (вначале они могли признать российскую власть,
впоследствии под влиянием Шамиля отказаться от власти России). По данным
на 1831 г., как было отмечено в рапорте барона Розена Чернышеву, часть ингу-
шей - т.н. “назрановцы”, проживавшие около Назрани, объединились с т.н. “ян-
дырскими” карабулаками, проживавшими в районе р. Яндырка. И те, и другие
без сопротивления вошли в состав Российской империи к 1830 г. (АКАК 1881:
Т. VIII. Л. 541).
Вплоть до конца ХVIII в. российские власти плохо представляли, где живут
карабулаки, их быт, нравы и образ жизни. Это хорошо видно на картах это-
го периода. На карте Кавказских гор 1786 г. карабулаки указаны, но нет точ-
ного места их расселения. Впервые расселение карабулаков показано на карте
полуденной части Российской империи (1789 г., Рис. 1). Карабулаки фигурируют
отдельно вдоль р. Асса между чеченцами и ингушами. На двух других картах
1787 г. и 1790 г. карабулаки не указаны (РГВИА 1: Оп. 16. ДД. 20480, 20590).
Рис. 1. Карта полуденной части Российской империи, 1789 г.
© Из фонда Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА)
(источник: Фонд 846. Опись 16. Том 3. Дело 20479. Лист 1. Кадр 3.
Публикуется с разрешения РГВИА)
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
157
Контакты между российской властью и карабулаками имели место в начале
ХIХ в., когда Россия начала обеспечивать безопасность дороги из Моздока в
Грузию, т.е. Военно-грузинской дороги. В 1802 г. генерал К.Ф. Кнорринг писал,
что в Моздок прибыли 15 аманатов от тех народов, которые жили вдоль дороги
(осетин, дигорцев и карабулаков). Это было необходимо для “лучшего обеспе-
чения коммуникации с Грузией” (АКАК 1866: Т. IV. Л. 744).
В своих циркулярах и инструкциях российские военные отмечали особые
связи между карабулаками и ингушами. Так, в 1821 г. А.П. Ермолов, служивший
на Кавказе с 1816 по 1827 гг., формировал военные части, которые должны были
противостоять набегам непокорных горцев (карабулаков и галашевцев) на Вла-
дикавказ. В своих инструкциях для местных военных он подчеркивал, чтобы
«они не использовали в военных действиях тех ингушей, у которых “есть связи
с карабулаками”» (АКАК 1875: Т. VI. Ч. 2. Л. 506; курсив мой. - И.Б.). Об этом
же мы читаем в рапорте на имя Командующего Кавказских войск на Кавказской
линии и Черномории И.А. Вельяминова. В июле-ноябре 1832 г. планировались
военные действия российских войск (I-го и II-го Закавказских конных полков
при участии кабардинской и ингушской милиции) против непокорных групп
карабулаков, чеченцев и галашевцев. В документе было подчеркнуто: “Прошу
употребить ингушевцев и кабардинцев против карабулак и чеченцев, хотя неко-
торые ингуши имеют сношения с карабулаками… но затруднения при сем не
должно встретиться” (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 83. Л. 1, 5, 6-8; курсив мой. - И.Б.).
Что же это были за связи и сношения?
Проводимые в 1835-1838 гг. военные действия России на Северо-Восточ-
ном Кавказе (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 388) свидетельствуют, что в этот период в
состав российских войск, совершавших нападения на немирных карабулаков и
Рис. 2. Карта Кавказского края с пограничными землями
Генерального Штаба Степного Кавказского корпуса, 1834 г.
© Из фонда Российского государственного военно-исторического архива
(источник: Фонд 846. Опись 16. Том 3. Дело 20530. Публикуется с разрешения РГВИА)
158
Этнографическое обозрение № 2, 2022
чеченцев, включались представители ингушей (назрановцев) и покорных кара-
булаков. Таким образом, в этот период у карабулаков не было единой геополи-
тики: уже в 1830-е годы появилась группа карабулаков - “яндырцев”, которые
проводили единую линию вместе с ингушами. Опираясь на материалы АКАК,
мы видим, что именно между назрановцами и яндырскими карабулаками суще-
ствовали родственные связи, т.е. между этими ингушами и карабулаками были
межнациональные браки. Эта часть карабулаков, как и ингуши, в основном при-
держивалась в своих геополитических интересах России, а также участвовала
в ее военных действиях. В 1833 г. имам яндырских карабулаков дер. Б. Яндыр-
ка Джанхот Азаматов, заручившись поддержкой чеченцев, попытался поднять
своих жителей против российской власти, но эта попытка оказалась неудачной:
военные убили имама и членов его фамилии (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 696, 698).
В 1841 г. Шамиль с армией в 15 тыс. чел. (состоявшей главным образом из
чеченцев, например, отряда чеченцев во главе с Ахверды Магома) начал ак-
тивные военные действия против российских войск и принявших подданство
России ингушей и яндырских карабулаков (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 268. Л. 15-17об).
Российские войска при участии назрановских ингушей и яндырских карабула-
ков отражали его нападения, о чем свидетельствует список убитых и раненых
после этого сражения с Шамилем. В нем фигурируют и ингуши, и карабулаки
(РГВИА 2: Оп. 6. Д. 381. Л. 1-16). В документе было указано:
Шамиль старался обольстить нас1 разными обещаниями… разорил наши жилища, унич-
тожил… направил на нас друзей и родных наших карабулаков. Несмотря на это, Шамиль
не смог восторжествовать, дружба, родство, все было нами забыто при мысли о долге
присяги. Сражение шло 5 дней: “Брат против брата” (РГИА 1: Оп. 1. Д. 311б; курсив
мой. - И.Б.).
Мы понимаем выражение “брат на брата” таким образом: с одной стороны,
были принявшие подданство России яндырские карабулаки и ингуши, и с дру-
гой, непокорные карабулаки (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 696, 698).
В 1842 г. по предложению российских властей для посещения император-
ского двора в Санкт-Петербурге и урегулирования прав и обязанностей в связи
с включением в состав России была создана группа из нескольких депутатов
от назрановцев и яндырских карабулаков. Народы просили разрешить им зани-
мать те земли, на которых они проживали, и сохранить их за ними, освободить
от податей на шесть лет, вернуть сосланных за маловажные преступления и
освободить от ответственности за следы хищников, проходящих через их зем-
ли (РГВИА 2: Оп. 2. Д. 366. Л. 1-1об). Этому же посвящено дело, найденное в
другом архиве - “По просьбе Назрановского и части Карабулакского обществ
об оставлении за ними занимаемых ими земель и освобождении от податей и
повинностей” (РГИА 1: Оп. 1. Д. 311б).
При создании первого административного участка на Северо-Восточном
Кавказе - Ингушевского административного приставства, российская адми-
нистрация объединила ингушей и яндырских карабулаков в один администра-
тивный район и назначила приставом ингушских и карабулакских народов
ингуша Гайтова (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 706; РГВИА 2: Оп. 6. Д. 162, Оп. 2.
Д. 294, 363). Гайтов составлял списки назрановцев и карабулаков, которые
были в разные годы арестованы и находились в российских тюрьмах и в ссылке
в отдаленные российские регионы, с просьбой их вернуть (РГВИА 2: Оп. 6.
Д. 162. Л. 20; 10). Подчеркнем, что хотя Гайтов считался приставом ингушских
и карабулакских народов, но в это приставство входило лишь незначительное
число карабулаков.
Иногда непокорные карабулаки сами пытались бороться с покорными кара-
булаками. Среди непокорных карабулаков появлялись харизматические лидеры,
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
159
которые возглавляли группы, состоявшие из непокорных карабулаков и чечен-
цев. Бывало даже так, что формировалась партия чеченцев, которую возглав-
лял… карабулак. Приведем примеры.
Рапорт генерала А.А. Вельяминова на имя Командующего войсками Кавказ-
ской линии генерала кавалерии Эмануэля (1830 г.): в ауле Курей-Юрт проживали
покорные карабулаки. В чеченском ауле Шали, который располагался примерно
в 50-60 км от Курей-Юрта, карабулакский абрек Астемир сформировал отряд
из непокорных чеченцев в количестве 600 чел. Недовольный тем, что часть ка-
рабулаков подчинилась России, он стремился устраивать набеги на яндырцев.
Часто абреки совершали хищнические набеги на аулы вдоль Военно-грузинской
дороги. В рапорте описывался его последний набег, во время которого были
украдены: крупный рогатый скот и лошади (1100 шт.), а также устроена драка
с карабулаками (были раненые и убитые, семь чел. попали к чеченцам в плен).
Российские власти и военные защищали покорных карабулаков. Власти обрати-
лись к чеченцам с просьбой, чтобы те вернули скот. Чеченцы отказались, так как
считали, что карабулаки в прежние годы тоже крали у них скот в большом коли-
честве. Чеченцы “просили местное начальство понудить карабулаков к удовлет-
ворению за похищения”, но не получали “просимого удовлетворения и реши-
ли получить оного силою оружия”. В результате переговоров чеченцы вернули
лишь 15 шт. скота. Российские власти предложили военным вернуть скот силой.
Князь, генерал-майор И.Н. Абхазов писал рапорт А.А. Вельяминову:
Войска, находившегося в моем распоряжении, достаточно для истребления всех чечен-
ских сел, но как только в Чечне появляются русские войска, чеченцы уходят в горы,
откуда их невозможно выковырять силою оружия. Карабулакский скот был распределен
среди покорных и непокорных чеченцев. В ходе переговоров покорные чеченские дерев-
ни согласились вернуть скот, а непокорные - нет. Тогда военные предложили чеченцам и
карабулакам уладить этот вопрос с помощью шариата. Но чеченцы отказались. Военные
писали: чеченцы с карабулаками - с давних времен в беспрестанной вражде.
Чеченцы организовали новое нападение, о котором карабулаки были преду-
преждены, поэтому с помощью русских войск его удалось отбить (рядом с
дер. Шальгичи и Дарбаш). Было убито четыре чеченца и угнано 20 голов скота
(РГВИА 2: Оп. 2. Д. 226. Л. 4, 4об, 9-12, 15об). В декабре 1830 г. военные ворвались
в ту деревню, где жил абрек Астемир. Однако ему удалось бежать в горы. Вместо
него военные взяли в плен его дочь (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 28. Л. 4, 4об, 9-12, 15об).
В 1834 г. Гайтов отмечал, что “непокорные чеченцы, собравшись большими
партиями между рр. Надтихой и Фортант”, 10, 12, 18 октября неоднократно
совершали нападения на покорные карабулакские деревни (аулы Казак-Кичу,
Шильгихи, Гази-Орт), брали в плен женщин, угоняли рогатый скот (РГВИА 2:
Оп. 2. Д. 226. Л. 1, 1об, 3, 7, 7об, 8, 8об). В свою очередь, назрановские ингуши
вместе с яндырскими карабулаками с разрешения российских властей совер-
шали набеги на непокорных чеченцев. В апреле 1835 г. Гайтов сформировал
из горцев вооруженный отряд в количестве 650 чел. и напал на дер. Пхан-Чигу
(по р. Сарагри), в которой проживали непокорные чеченцы и которая распола-
галась по соседству с деревнями уже принявших подданство России чеченцев.
В результате жителям Пхан-Чигу пришли на помощь покорные и непокорные
чеченцы из соседних деревень, а также вооруженный отряд чеченцев во главе
с карабулаком, абреком Мисостом Арсамановым. Нападение отряда Гайтова
было отбито (РГВИА 2: Оп. 2. Д. 226. Л. 1, 1об, 3, 7, 7об, 8, 8об).
Карабулаки и чеченцы. В первой половине ХIХ в. в ходе освоения Северо-
Восточного Кавказа и проведения военных операций российские чиновники
и военные периодически составляли описание народов этого региона. В этих
160
Этнографическое обозрение № 2, 2022
описаниях, как правило, карабулаки фигурировали как одна из групп чеченцев.
Приведем их.
В 1830 г. военные подготовили описание народов Северно-Восточного
Кавказа, которые еще не были покорены. В этом описании карабулаки (наряду с
собственно чеченцами) отмечены как одно из обществ чеченцев. В описании так-
же указаны кумыки, салатовцы, гумбетовцы и др. народы Дагестана (РГВИА 1:
Оп. 16. Т. 3. Д. 18502. Л. 1, 1об, 19). В 1832 г. российские власти подготовили
“Военно-статическое описание Чечни”, в котором было дано очень подробное
описание всех групп, которые они относили к чеченцами: это карабулаки, ичке-
ринцы, галгаевцы, галашевцы. В этом описании было отмечено, что карабулаки
говорят на наречии чеченского языка (РГВИА 1: Оп. 16. Т. 3. Д. 18507. Л. 25-30).
В 1839 г. российскими военными был сделан краткий политический обзор на-
родов, проживающих на землях левого фланга Кавказской линии. При описа-
нии Малой Чечни (территории, располагавшейся между рр. Аргуном и Ассою)
указано следующее: “Эта часть составилась из выходцев от различных обществ
из ичкеринцев, карабулак, шатоевцев и др., впрочем, язык у них общий - чечен-
ский. Вера, обычаи, образ жизни и характер, совершенно одинаковы с жителя-
ми Большой Чечни” (РГВИА 2: Оп. 1. Д. 691. Л. 5-6; курсив мой. - И.Б.).
Примерно к 1850-м годам российские власти отказались от взгляда на един-
ство карабулаков и чеченцев. Об этом свидетельствует следующее дело. В 1851 г.
российские власти планировали определенным образом заселить Малую Чечню.
В рапорте “О заселении Малой Чечни” говорилось следующее: туда планирова-
ли переселить тех, кто покорился России - племя чеченцев и племя карабулаков.
В деле говорится следующее:
Аулы, составленные из подчинившихся нам в разные времена и по различным случайно-
стям, из людей, принадлежащих различным фамилиям и родам из карабулаков и чечен-
цев, перемешанных между собой, потерявших родовую связь вследствие бегства аулов и
продолжительной борьбы с нами… Прежнее родовое устройство там будет невозможно
(аул - один род со старшиной). Нужны новые порядки… Я предлагаю из мирных кара-
булаков и чеченцев избрать самых надежных, влиятельных в народе и преданных нам
людей, и обличить их званием Старшины.
Но власти от этого отказались: нельзя их вместе объединять в один район и
разделять одно племя (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 909. Л. 3, 4, 13-15).
Русские чиновники и военные в ХIХ в. рассматривали народы Северно-Вос-
точного Кавказа как народы или племена (реже - общества). Первое упомина-
ние в военных рапортах о карабулаках датируется 6 июлем 1800 г., когда было
упоминание о карабулаках, которые жили в горах; они совершали набеги на
казачьи станицы с целью кражи лошадей (АКАК 1866: Т. I. Л. 720). В военном
рапорте 1812 г. перечисляются народы, в том числе и ингушевцы, карабулаки,
тагаурцы, кистинцы и прочие роды Кавказа (АКАК 1873: Т. V. Л. 669). В “Очер-
ках Кавказского края”, датируемых 1838 г., указано, что есть группы непокор-
ных горцев, которые “известны нам только по названию” - это “полудикие пле-
мена горцев” (РГИА 1: Оп. 1. Д. 28. Л. 9об, 21об). Во многом это о карабулаках.
В 1836 г. российским властям удалось крестить часть ингушей, а карабулаков -
нет, хотя они, как сказано в деле, соседние племена (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 162.
Л. 11об). В 1850 г. в докладной на имя князя М.С. Воронцова карабулаки назва-
ны и народом, и племенем. В 1851 г. российские чиновники называли народы
Северного Кавказа племенами (кабардинцы, карачаи, кумыки и др.) (РГВИА 2:
Оп. 6. Д. 916). В 1852 г. депутация от племени карабулаков направлялась в
С.-Петербург для представления покорности России: “каждое племя может по-
коряться отдельно”. В 1856 г. в период устройства новых российских станиц
военные писали: “В настоящее время все население назрановцев, галашевцев и
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
161
карабулак выведено из лесной полосы на открытые пространства и плоские ме-
ста Малой Чечни”. Это племена. В племена входили общества (РГИА 1: Оп. 9.
Д. 436. Л. 5). В проекте Записки “О покорных нам племенах горцев на Кавказе”,
датируемой 1865 г., указывалось: “во Владикавказском округе были племена
Кара-Булак, Галашевцев, назрановцев, дигорцев, ингушей и осетин” (РГИА 1:
Оп. 1. Д. 39. Л. 25об).
В 1834 г. в переписке “о разрешении покорным карабулакским деревням сно-
шаться с назрановскими ингушами для удержания непокорных чеченцев от хищ-
ничеств, делать на них набеги, покуда они не изъявят покорность” (РГВИА 2:
Оп. 2. Д. 226. Л. 1, 7), употреблялись понятия “карабулакские и ингушские на-
роды”. Понятие “народа” использовалось в различных российских документах:
в Кратком историческом обзоре горских народов (1839 г.) (РГВИА 2: Оп. 6.
Д. 218. Л. 1-25), в Проекте Управления горскими народами (горцами) (1839 г.),
в Кратком политическом обзоре народов, проживающих на землях левого флан-
га Кавказской линии (РГВИА 2: Оп. 1. Д. 691. Л. 5-6), “О принесении покор-
ности нашему Правительству Карабулакскими народами” (1841 г.) (РГВИА 2:
Оп. 6. Д. 6936. Л. 1). Начальник Левого фланга Кавказской линии генерал-майор
А.П. Пулло указывал, что “у него есть право наказывать народы, которые прояв-
ляют неприязненное отношение к Российскому Правительству, поэтому он ре-
шил провести карательную экспедицию в Чечню, где такие проявления были и
заодно наказать и соседние народы - Карабулашевские и Ингушевские владения”
(далее он называет их карабулаки и ингуши) (1839 г.) (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 236.
Л. 1, 2, 2об, 3, 3об, 4, 9, 11).
Понятие “народ” использовал и имам Шамиль, когда обращался к наро-
дам Северо-Восточного Кавказа с просьбой о поддержке его движения. Им
были подготовлены воззвания отдельно к ингушам, к карабулакам, к чеченцам.
15 апреля 1840 г. было прочитано воззвание Шамиля к карабулакскому народу
(подлинник на арабском языке и перевод на русский язык - РГВИА 2: Оп. 6.
Д. 287. Л. 1-2, 3-5).
В военных документах 1844 г. мы находим информацию об одном из кара-
булакских селений, которое изъявило желание принять российское подданство;
это селение русскими военными называлось обществом (РГВИА 2: Оп. 2. Д. 408.
Л. 1, 1об, 2, 8).
В отличие от ингушей, которые в первой половине ХIХ в. были отчасти
христианизированы, карабулаки, как и чеченцы, сохраняли свою привержен-
ность к исламу (РГВИА 2: Оп. 1. Д. 691). По данным российских военных, на
1838 г. все карабулаки численностью 6178 чел. (1114 семей), проживающие
по рр. Асса и Сунжа в 35 сел., “магометане”. Часть ингушей наряду с осе-
тинами были либо язычниками, либо православными (ингуши - лишь 1185
из 1872 семейств - магометане) (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 218. Л. 1-25; РГВИА 2:
Оп. 16. Т. 3. Д. 18507. Л. 25-30; РГИА 1: Оп. 1. Д. 39. Л. 85). У карабулаков было
десять мечетей, девять мулл (у ингушей - пять мечетей, четыре муллы). В начале
ХIХ в. у карабулаков муллами были кумыки, чеченцы и дагестанцы, а в 1860-е
годы - уже карабулаки (РГИА 1: Оп. 1. Д. 741. Л. 1-2; ЦГА РСО-Алания 1: Оп. 6.
Д. 510. Л. 5, 8).
Часть чеченцев еще в 1781 г. вошла в состав России (Виноградов: 52).
Ш.А. Гапуров подчеркивает: “Даже в годы Кавказской войны далеко не все че-
ченцы (и далеко не все северокавказские горцы) воевали с Россией. Притереч-
ные чеченцы с ХVIII в. стремились жить в мире с российскими властями, имели
тесные экономические и куначеские отношения с казаками, среди которых у них
были и прямые родственники (ведь терско-сунженское казачество в ХVI-ХVII вв.
формировалось не только из русских, но и из представителей горских народов).
162
Этнографическое обозрение № 2, 2022
В тот период жены большинства казаков были из горянок. Даже в период все-
общего восстания в Чечне в 1840 г. далеко не все притеречные чеченцы присо-
единились к Шамилю” (Гапуров и др. 2016а: 59). С конца ХVIII - начала ХIХ в.
Россия начала устанавливать в Чечне свою административную власть, включать
этот регион в свою, российскую административную систему. Чечня стала частью
Кавказского наместничества. Однако, если в равнинной Чечне с 1807 г. была
создана российская административная власть (при этом учитывались и пожела-
ния местных обществ), то горная часть Чечни оставалась вне контроля России
(Гапуров и др. 2016б: 42). Чеченцы оказывали наиболее упорное и организован-
ное сопротивление российским войскам (Гапуров и др. 2016а: 55). В начале ХIХ в.
было около 150 тыс. чеченцев. Р.А. Товсултанов подчеркивал, что в 1836 г.
Чечня включилась в народно-освободительное движение горцев Северо-Восточ-
ного Кавказа. В начале 1840 г. Шамиль избирается имамом Чечни и ставится има-
мом Дагестана и Чечни; в этот же год происходит всеобщее восстание в Чечне.
С этого времени центр народно-освободительного движения на Северо-Восточ-
ном Кавказе перемещается в Чечню (Товсултанов 2017: 1). Поэтому карабулаки
и присоединились к чеченцам для борьбы с Россией. Отметим, что исторически
между чеченцами и карабулаками сложились напряженные отношения, в основе
которых лежал разбой, кражи, главным образом, скота, причем с обеих сторон.
Случались и земельные конфликты (АКАК 1875: Т. VI. Ч. 2. Л. 512). Генерал
И.Ф. Паскевич подчеркивал: “У чеченцев была давняя вражда с карабулакским
народом, граничащим с запада с Чечнею” (АКАК 1878: Т. VII. Л. 918-919). Чечен-
цы с карабулаками - “с давних времен в беспрестанной вражде” (РГВИА 2: Оп. 2.
Д. 226. Л. 4, 4об, 9-12, 15об). Тем не менее несмотря на то, что карабулаков было
значительно меньше чеченцев, они умели давать отпор и умели сами нападать.
Генерал А.П. Ермолов указывал, что карабулаки - “народ сильный”, спустились с
гор раньше чеченцев (АКАК 1875: Т. VI. Ч. 2. Л. 512).
Со времени начала военных действий России на Северно-Восточном Кавка-
зе характер взаимоотношений между карабулаками и чеченцами изменился: ка-
рабулаки и чеченцы стремились к объединению на основе общих политических
ориентиров, т.е. совместной борьбы с российскими войсками. Причем, как под-
черкивал в 1806 г. один из российских начальников на Кавказе И.В. Гудович, ини-
циатива этого объединения исходила от карабулаков (АКАК 1869: Т. III. Л. 663).
Генерал А.П. Ермолов в 1821 г. опасался, что часть ингушей, у которых есть связи
с карабулаками (о которой мы писали в предыдущем разделе), не попали под вли-
яние антироссийски настроенных непокорных карабулаков (АКАК 1875: Т. VI.
Ч. 2. Л. 506). В течение нескольких десятилетий ингуши были с одной сторо-
ны, а чеченцы и большая часть карабулаков с другой (АКАК 1870: Т. IV. Л. 900).
В 1830-е годы непокорные карабулаки жили совместно с непокорными чечен-
цами, например, в д. Дауд-Мартан (по р. Асса) (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 697).
Отметим, что в случае преследований российской администрацией ингушей-
мусульман (при нежелании их пройти обряд крещения) они также спасались в
Чечне (1836 г.) (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 162. Л. 15). К 1830 г. российским властям
удалось частично разделить карабулаков на согласившихся принять российскую
власть и на тех, кто продолжал бороться. Яндырские карабулаки решили вместе с
назрановцами делать набеги на непокорных чеченцев (РГВИА 2: Оп. 2. Д. 226.
Л. 1, 1об, 3, 7, 7об, 8, 8об). В течение 1830-х годов, особенно между 1835 и
1838 гг., российские войска вместе с военными подразделениями, составлен-
ными из покорных ингушей и карабулаков, совершали нападения на непокор-
ных чеченцев, возбуждая этими набегами вражду между чеченцами и покорны-
ми народами, прикрывавшими Грузинскую дорогу (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 388).
В 1839 г. начальник Левого фланга Кавказской линии генерал-майор А.П. Пулло
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
163
просил усилить ему войско пятью сотнями чел. Карабулашевской и Ингушевской
конницы и сотней чел. Горского Линейного Казачьего полка. В этом войске слу-
жили также представители алагирских и куртатинских народов (РГВИА 2: Оп. 6.
Д. 236. Л. 1, 2, 2об, 3, 3об, 4, 9, 11).
Как указывалось выше, после того как часть карабулаков приняла русское
господство, непокорные чеченцы и карабулаки начали с ними воевать. Приве-
дем дело, датируемое 1844 г.: “Переписка об изъявлении покорности Русскому
Правительству жителей Шавдун-Шари2”. В деле есть подзаголовок: “о приня-
тии покорности карабулакского старшины Эльжаруко Гудиева с 114 чел. и по-
селения на правом берегу Сунжи” (РГВИА 2: Оп. 2. Д. 408. Л. 1, 1об, 2, 8).
Владикавказский комендант, полковник Нестеров в своем рапорте Гурко писал,
что получил секретное решение карабулакского старшины аула Шавдун-Шари
(в количестве 150 жителей - 33 семейства) Эльжаруко Гудиева принять русское
подданство и переселиться на территории, подконтрольные русским войскам.
Вместе с семействами они перешли р. Асса со скотом и имуществом и пришли к
карабулакскому аулу Казак Кичу (Кигу), где жили покорные карабулаки, а также
перешедшие в казачье сословие карабулаки, и представили двоих аманатов. Стар-
шина указывал, что “чеченцы провожали его сильной перестрелкой”. Казаки-
карабулаки помогли этой группе карабулаков перейти к русским. Им разрешили
поселиться на правом берегу р. Сунжи и пользоваться землями на левом берегу
р. Сунжи, пока земли не понадобятся казакам. Карабулаки предпочитали неко-
торое время жить около казаков.
Как мы указывали выше, часть карабулаки, понимая, что их незначительное
количество, объединялись с чеченцами для борьбы с теми карабулаками, которые
приняли русскую власть. Причем их энергия позволяла им становиться полити-
ческими и военными лидерами у чеченцев. Приведем примеры. В 1830 г. в Шали
была сформирован отряд непокорных чеченцев в количестве 600 чел. (включал
чеченцев из разных деревень), который возглавлял карабулакский абрек Асте-
мир (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 28. Л. 4, 4об, 9-12, 15об). В 1833 г. имам покорных кара-
булаков д. Б. Яндырка Джанхот Азаматов пытался объединиться с чеченцами
против России (АКАК 1881: Т. VIII. Л. 696, 698). Карабулак, абрек Мисост Арса-
манов возглавлял группу чеченцев в борьбе против русских (1835 г.) (РГВИА 2:
Оп. 6. Д. 28. Л. 1, 1об, 3, 7, 7об, 8, 8об). В архивном деле, датируемом 1842 г.,
упоминается, что под влиянием Шамиля в 1841 г. чеченцы, карабулаки и другие
соседи назрановцев “отложились от подданства Русской державы”, а назранов-
цы остались в российском владении (РГИА 1: Оп. 1. Д. 311б. Л. 3).
Большая часть карабулаков приняла российскую власть в 1841 г., но в даль-
нейшем вновь отказалась от ее власти и бежала в ущелье, где жили галашевцы
(Галашевское ущелье). С ними карабулаки прожили около 10 лет. Непокорные
карабулаки поддерживали Шамиля. Численность карабулаков и галашевцев
составляла около двух тыс. фамилий. Шамиль прислал туда подкрепление.
В результате беглые карабулаки и галашевцы добровольно не вышли из ущелья.
Российские войска начали наступление и привели оставшихся карабулаков и га-
лашевцев “в покорность”. Тогда карабулаки и галашевцы выслали депутатов в
русский военный лагерь, выдали аманатов из почетнейших фамилий, абреков и
обязались исполнять требования правительства. Их аулы вошли в состав Влади-
кавказского округа. В 1850 г., приняв российскую власть, карабулаки вернулись
на прежние места обитания (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 409. Л. 1; РГВИА 3: 26). Россий-
ская администрация пригласила представителей карабулаков и галашевцев вна-
чале в Тифлис, а затем в Санкт-Петербург для личного изъявления покорности
народов (РГВИА 3: 1-4, 5, 9).
В Тифлисе депутация включала в себя шесть почетных стариков, но не от
164
Этнографическое обозрение № 2, 2022
аулов, а от фамилий (Булгучевых, Цицоевых, Мужихоевых) - три карабулака и
три галашевца. Вместе с ними в делегации был ингушский пристав А. Мальсагов.
Депутация в Санкт-Петербург включала 16 чел.: десять карабулаков и шесть
галашевцев, где они получили чины (поручиков и прапорщиков), медали, пенсии,
подарки (РГВИА 3: 1-4, 5, 9).
В 1850-е годы политические пути чеченцев и карабулаков разошлись. Если
военные действия русских войск против чеченцев продолжались до 1860 г.
(1840-1845, 1845-1856, 1856-1859 гг.) (РГИА 2: Оп. 1. Д. 16. Л. 5, 7об), то ка-
рабулаки подчинились России примерно к 1850 г. В конце 1850-х годов быв-
ший наиб Малой Чечни, переназначенный наибом российской администрацией
Саадулла Гехинский, собрав отряд из двух тыс. чеченцев, воевал уже против
всех карабулаков. В 1860-е годы на Северо-Восточном Кавказе появлялись меж-
национальные партии разбойников, занимавшиеся грабежами и разбоями в
казачьих станицах. Так, в 1863-1865 гг. была такая партия, в которую входили на-
зрановцы, чеченцы (ичкерийцы) и два брата-карабулака Джаниевы (один из них -
Джегосто Джаниев из аула Шинал-Юрт). Эту партию поймали: братьям-карабула-
кам дали пять лет ссылки в арестантских ротах в Оренбургской губернии, а затем
отправили на вечное поселение в Сибирь (ЦГА РСО-Алания 1: Оп. 6. Д. 468).
Отношение российских властей к покорившимся карабулакам было такое же,
как и к другим народам: их охотно приглашали в создаваемые для горцев во-
енные подразделения. В 1838 г. был образован Владикавказский горский полк,
в 1858 г. - Конно-Иррегулярный чеченский полк (ЦГА РСО-Алания 2: Оп. 1.
Д. 1843). И в первом, и во втором полках были представители карабулаков.
В одном архивном деле отмечалось, что в 1859-1864 гг. карабулаки, которые
служили в российском полку, просили назначить им пенсии за военные отличия
(например, карабулак из аула Сурхахи Т. Балхиев в 1861 г. помог отбить табун от
абреков; юнкера А. Гатагажилев и П. Эхиев - за борьбу в Алзи-Юртском ущелье
против Шамиля в 1859 г.) (ЦГА РСО-Алания 2: Оп. 1. Д. 1841. Л. 60об, 85). Если
до 1840-х годов карабулаки активно нападали на казаков, то в дальнейшем уже
появились карабулаки-казаки. Так, известно, что в 1844 г. в укреплении и кара-
булакском ауле Казак Кичу (Кигу) жили казаки-карабулаки Баташ Булугучев и
Альжуко Цугов, которые участвовали в различных военных действиях на сторо-
не России (РГВИА 2: Оп. 6. Д. 287. Л. 1, 1об, 2, 8). В архиве есть дело, датируе-
мое 1861 г., о зачислении в Терское казачье сословие карабулакского старшины
Тытиева (ЦГА РСО-Алания 2: Оп. 1. Д. 234).
Несмотря на ослабление сопротивления карабулаков России, в 1865 г. они
были выселены в Османскую империю.
* * *
Таким образом, в основу взаимоотношений карабулаков с соседними наро-
дами Северного Кавказа в первой половине ХIХ в. был положен геополитиче-
ский критерий, который разделил не только народы между собой, но и людей
внутри родов одного народа - карабулаки оказались разделенными. Небольшая
часть карабулаков ориентировалась на ингушей, вместе с которыми они вошли
в состав России, но основная часть предпочла ориентироваться на тех чечен-
цев, которые оказывали сопротивление России. Кроме политического фактора
имел значение и религиозный. И ингуши, и карабулаки в ХVIII в. подверглись
исламизации. Ислам постепенно занял свою нишу. Российские власти наряду с
осетинами активно пытались христианизировать и ингушей. Карабулаков эти
процессы не затронули (РГИА 2: Оп. 6. Д. 162. Л. 11об). В свою очередь карабу-
лаки, чеченцы и народы Дагестана объединялись на основе общего исламского
идеологического фундамента и единого лидера - Шамиля.
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
165
Примечания
1 T.е. ингушей и яндырских карабулаков.
2 Этот аул был в Чечне.
Источники и материалы
АКАК - Акты Кавказской археографической комиссии / Под ред. А.П. Берже.
Тифлис: Тип. гл. упр. Наместника Кавк., 1866-1904.
РГВИА 1 - Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 846 (ВУА).
РГВИА 2 - Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 13454.
РГВИА 3 - Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 38. Оп. 7. Д. 159.
РГИА 1 - Российский государственный исторический архив. Ф. 1268.
РГИА 2 - Российский государственный исторический архив. Ф. 866.
ЦГА РСО-Алания 1 - Центральный государственный архив Республики
Северная Осетия-Алания. Ф. 12.
ЦГА РСО-Алания 2 - Центральный государственный архив Республики
Северная Осетия-Алания. Ф. 53.
Научная литература
Ахмадов Ш.Б. Из истории развития вольных (сельских) обществ в Горной Чечне
и Ингушетии в ХVIII - начале ХIХ в. // Известия вузов. Северокавказский
регион. Общественные науки. 2004. № 2. С. 22-26.
Виноградов Б.В. Дискуссионные проблемы этнополитической ситуации на
Северном Кавказе в 1783-1816 годах // Научная мысль Кавказа. 2004. № 1.
С. 49-56.
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале
XX века. М.: Наука, 1974.
Гапуров Ш.А. Наместники и кавказская политика России (первая половина
ХIХ в.) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. № 1 (18).
С. 106-117.
Гапуров Ш.А., Гапурова М.Ш., Саралиева Л.Ш., Гациева Т.И. Чечня в Кавказ-
ской войне: некоторые аспекты // Вестник Академии наук Чеченской Респу-
блики. 2016а. № 4 (33). С. 54-59.
Гапуров Ш.А., Гациева Т.И., Сугаипова А.М. Кавказская война: некоторые итоги и
уроки // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2016б. № 1. С. 42-48.
Гапуров Ш.А., Саралиева Л.Ш. Присоединение народов Северного Кавказа
к России: некоторые аспекты // Вестник Академии наук Чеченской Республи-
ки. 2013. № 1 (18). С. 118-128.
Картоев М.М. Ингушетия в составе Российской империи (1800-1840-е гг.):
военно-политический и религиозный аспекты // 250 лет единения Ингуше-
тии с Россией: время, события, люди. Сборник научных статей по матери-
алам международной научно-практической конференции. Магас, 3-6 июня
2020 г. / Отв. ред. Л.Я. Арапханова. Назрань: КЕП, 2020. С. 34-42.
Кидирниязов Д.С. Переселение народов Северного Кавказа в Турцию в
50-60-е гг. ХIХ в. // Гуманитарные и социально-политические проблемы
модернизации Кавказа. Сборник статей VIII-ой Международной конферен-
ции / Отв. ред. И.М. Сампиев. Назрань: КЕП, 2020. С. 203-217.
166
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Межидова Т.У. Чеченские племена в исторических трудах ХIХ в. // Научный
альманах. 2018. № 10-3 (48). С. 142-150.
Товсултанов Р.А. Политика царской России в Чечне на рубеже 1840-1850-х годов //
Научный журнал КубАГУ. 2017. № 131 (07). С. 270-286.
Цицкиев В.Х. Перелистывая страницы истории Кавказской войны ХIХ века
(по материалам Кавказской археографической комиссии ХIХ-ХХ вв. и
российского государственного военно-исторического архива) // Вестник
Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им.
Ч.Э. Ахриева. 2019. № 1. С. 84-89.
R e s e a r c h A r t i c l e
Babich, I.L. Geopolitical Interests of the Karabulaks
(1800-1865)
[Geopoliticheskie interesy karabulakov (1800-1865 gg.)]. Etnograficheskoe
obozrenie, 2022, no. 2, pp. 154-167. https://doi.org/10.31857/S0869541522020105
EDN: HSEKDA ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of
Ethnology and Anthropology RAS
Irina Babich | https://orcid.org/0000-0002-3240-6780 | babi7chi@yandex.ru |
Institute of Ethnology and Anthropology RAS (Leninsky prospekt 32-А, Moscow,
117303, Russia)
Keywords
Karabulak, North-East Caucasus peoples, Ingush, Chechen, Caucasus war, Russian
Empire, archives, maps
Abstract
The article draws on newly discovered archival materials to examine the vectors
of geopolitical interests of the Karabulaks in the context of their relationships, on
the one hand, with the Chechen and the Ingush; on the other, with the Russian state
power in 1800-1865. The Karabulaks - people who spoke a language of the Nakh-
Dagestanian linguistic group and lived up until 1865 in the foothills and mountainous
areas of the Great Caucasus Ridge - have received little attention in Russian/Soviet
scholarship. In 1865, the Russian authorities forced the Karabulaks to abandon their
land and migrate to the Ottoman Empire, thus possibly removing them from the
focus of later Russian historians and ethnographers. I argue that there was a specific
geopolitical principle at play in the relations among the peoples of the Caucasus in
the first half of the 19th century. That principle effectively divided not just peoples
but also kin and clan groups. Thus, Karabulaks eventually found themselves divided
into a smaller part adjoining the Ingush and becoming the subject of the Russian
Empire and a larger part adjoining the Chechens resisting Russia. Still, apart from
the geopolitical factor, there was a religious one playing an important role in uniting
Karabulaks, Chechens, and Dagestan people on the grounds of the shared ideological
movement led by Imam Shamil as a common spiritual leader.
References
Akhmadov, Sh.B. 2004. Iz istorii razvitiia vol’nykh (sel’skikh) obshchestv v Gornoi
Chechne i Ingushetii v ХVIII - nachale ХIХ v. [The History of the Development
of Free (Rural) Societies in Mountainous Chechnya and Ingushetia in the 18th and
Early 19th Centuries]. Izvestiia vuzov. Severokavkazskii region. Obshchestvennye
nauki 2: 22-26.
Gapurov, Sh.A., Gapurova, M.Sh., Saralieva, L.Sh., and T.I. Gatsieva. 2016. Chechnia
Бабич И.Л. Геополитические интересы карабулаков
167
v Kavkazskoi voine: nekotorye aspekty [Chechnya in the Caucasian War: Some
Aspects]. Vestnik Akademii nauk Chechenskoi Respubliki 4 (33): 54-59.
Gapurov, Sh.A. 2013. Namestniki i kavkazskaia politika Rossii (pervaia polovina
ХIХ v.) [The Governors and the Caucasian Policy of Russia (First Half of the
19th Century)]. Vestnik Akademii nauk Chechenskoi Respubliki 1(18): 106-117.
Gapurov, Sh.A., Gatsieva, T.I., and A.M. Sugaipova. 2016. Kavkazskaia voina:
nekotorye itogi i uroki [Caucasian War: Some Results and Lessons]. Vestnik
Akademii nauk Chechenskoi Respubliki 1: 42-48.
Gapurov, Sh.A., and L.Sh. Saralieva. 2013. Prisoedinenie narodov Severnogo Kavkaza
k Rossii: nekotorye aspekty [Accession of the Peoples of the North Caucasus to
Russia: Some Aspects]. Vestnik Akademii nauk Chechenskoi Respubliki 1(18):
118-128.
Kartoev, M.M. 2020. Ingushetiia v sostave Rossiiskoi imperii (1800-1840-e gg.):
voenno-politicheskii i religioznyi aspekty [Ingushetia within the Russian Empire
(1800-1840s): Military-political and Religious Aspects]. In 250 let edineniia
Ingushetii s Rossiei: vremia, sobytiia, liudi. Sbornik nauchnykh statei po materialam
mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Magas, 3-6 iiunia 2020 g.
[250 Years of Unity of Ingushetia and Russia: Time, Events, People. Collection of
Articles Based on the Materials of the International Conference. Magas, June 3-6,
2020], edited by L.Ya. Arapkhanova, 34-42. Nazran: KEP.
Kidirniyazov, D.S.
2020. Pereselenie narodov Severnogo Kavkaza v Turtsiiu
v 50-60-e gg. ХIХ v. [Resettlement of the Peoples of the North Caucasus to
Turkey in the 1850s-1860s] In Gumanitarnye i sotsial’no-politicheskie problemy
modernizatsii Kavkaza. Sbornik statei VIII-oi Mezhdunarodnoi konferentsii
[Humanitarian and Socio-Political Problems of the Modernization of the Caucasus.
Collection of Articles of the VIII International Conference], edited by I.M. Sampiev,
203-217. Nazran: KEP.
Mezhidova, T.U. 2018. Chechenskie plemena v istoricheskikh trudakh ХIХ v.
[Chechen Tribes in the Historical Works of the 19th Century]. Nauchnyi al’manakh.
10-3 (48): 142-150.
Tovsultanov, R.A. 2017. Politika tsarskoi Rossii v Chechne na rubezhe 1840-1850-kh
godov [The Policy of Tsarist Russia in Chechnya at the Turn of the 1840-1850s].
Nauchnyi zhurnal KubAGU 131 (07): 270-286.
Tsitskiyev, V.KH. 2019. Perelistyvaia stranitsy istorii Kavkazskoi voiny XIX veka (po
materialam Kavkazskoi arkheograficheskoi komissii ХIХ-ХХ vv. i rossiiskogo
gosudarstvennogo voenno-istoricheskogo arkhiva) [Turning the Pages of the History
of the Caucasian War of the 19th Century (Based on Materials from the Caucasian
Archaeographic Commission of the 19th-20th Centuries and the Russian State
Military-historical Archive)]. Vestnik Ingushskogo nauchno-issledovatel’skogo
instituta gumanitarnykh nauk im Ch.E. Akhrieva 1: 84-89.
Vinogradov, B.V.
2004. Diskussionnye problemy etnopoliticheskoi situatsii
na Severnom Kavkaze v 1783-1816 godakh [Discussion Problems of the
Ethnopolitical Situation in the North Caucasus in 1783-1816]. Nauchnaia mysl’
Kavkaza 1: 49-56.
Volkova, N.G.
1974. Etnicheskii sostav naseleniia Severnogo Kavkaza
v XVIII - nachale XX veka [Ethnic Composition of the Population of the North
Caucasus in the 18th - Early 20th Centuries]. Moscow: Nauka.