УСТНАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОГРАФИИ:
БЕСЕДЫ С “ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ”
(РЕЦ. НА: ТИШКОВ В.А. РАЗГОВОРЫ С ЭТНОГРАФАМИ.
С
АНКТ-ПЕТЕРБУРГ: АЛЕТЕЙЯ, 2022. 296 С.)
С.С. Алымов
Сергей Сергеевич Алымов | http://orcid.org/0000-0001-9988-9556 | alymovs@mail.ru |
к. и. н., старший научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН
(Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)
Книга “Разговоры с этнографами” - обязатель-
ное чтение не только для всех, кто считает себя эт-
нографом/этнологом/антропологом, но и для тех,
кто хотел бы узнать, что это за люди и чем они за-
нимаются. Лучший способ погрузиться в историю
и проблематику любой науки - прочитать истории
жизни исследователей, посвятивших себя ее разви-
тию. Появление дополненного издания “Разговоров
с этнографами” следует признать большой удачей
для читателей, стремящихся к такому погружению в
этнографию/антропологию.
Идея этой книги, как рассказывает Валерий
Александрович Тишков, возникла под влиянием его
знакомства с работой американского историка Дж.
Гаррати “Интерпретируя американскую историю:
разговоры с историками”, опубликованной в 1970 г.
и содержащей несколько десятков интервью с веду-
щими историками США. Беседы с мэтрами этнографии были важны Тишкову
“для лучшего понимания науки этнографии и для более успешного руководства
крупным и известным научным коллективом”. Они начались в 1992 г. вскоре
после избрания Валерия Александровича директором Института этнографии
и продолжались до 2008 г., когда была опубликована книга “Наука и жизнь.
Разговоры с этнографами”. В нее вошли интервью с Л.П. Потаповым (1992),
Т.А. Жданко (1993), С.И. Бруком (1994), Е.П. Бусыгиным (1994), К.В. Чистовым
(1997), С.И. Вайнштейном (2007), С.А. Арутюновым (2008) и интервью самого
В.А. Тишкова, данное редактору журнала “Социология и социальная антропо-
логия” В.В. Козловскому (2001). Второе издание “Разговоров с этнографами”
(2022) дополнено интервью с Д.Д. Тумаркиным, взятым в 2019 г. Э.-Б. Гучино-
Информация о финансовой поддержке
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 22-18-00241]
Рецензия поступила 11.02.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 14.02.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Алымов С.С. Устная история отечественной этнографии: беседы с “первоисточниками” (рец. на:
Тишков В.А. Разговоры с этнографами. Санкт-Петербург: Алетейя, 2022) // Этнографическое
обозрение. 2022. № 2. С. 234-237. https://doi.org/10.31857/S0869541522020154 EDN: HTBSOB
Alymov, S.S. 2022. Ustnaia istoriia otechestvennoi etnografii: besedy s “pervoistochnikami” [An Oral
History of Domestic Ethnography: Conversations with “Primary Sources”]: A Review of Razgovory s
etnografami [Conversations with Ethnographers], by V.A. Tishkov. Etnograficheskoe obozrenie, 2022,
no. 2, pp. 234-237. https://doi.org/10.31857/S0869541522020154 EDN: HTBSOB
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
2
Алымов С.С. У
стная история отечественной этнографии: беседы с “первоисточниками”
35
вой (по вопроснику В.А. Тишкова), а также самостоятельным разделом “Интер-
вью с автором”, в который, помимо беседы с В.В. Козловским, вошли три новых
материала: “Вооруженный конфликт в Чечне: взгляд антрополога” (интервью,
взятое Э.-Б. Гучиновой; 2009), “Не стоит быть кем-то одним” (интервью, взятое
Р. Игнатьевым и Т. Сюткиной; 2016) и “Почему не работает дружба народов?”
(интервью, взятое Л. Виноградовым; 2013). В этом разделе уже сам Валерий
Александрович выступает как признанный мэтр дисциплины, размышляющий о
своей жизни в науке и изменениях в этнографии/антропологии, произошедших
за время руководства им ИЭА РАН.
“Разговоры с этнографами” - многослойный текст, затрагивающий целый
спектр сюжетов - от воспоминаний детства и юности до перспектив развития
отдельных научных направлений и характеристики деятельности выдающихся
ученых. Герои книги - люди, немало повидавшие и испытавшие в своей жизни.
Они принадлежат к поколениям (Л.П. Потапов родился в 1905 г., Т.А. Ждан-
ко в 1909 г., С.И. Брук в 1920 г., Е.П. Бусыгин в 1913 г., К.В. Чистов в 1919 г.,
С.И. Вайнштейн в 1926 г., С.А. Арутюнов в 1932 г., Д.Д. Тумаркин в 1928 г.),
прошедшим через все тяготы российского ХХ в. Краткие биографические
очерки героев содержат немало горьких страниц: голодное детство в охвачен-
ной последствиями коллективизации Белоруссии 1930-х годов (С.И. Брук);
детство на раздираемой гражданской войной Украине, эвакуация в Сибирь и
Среднюю Азию во время Великой отечественной войны с двумя маленькими
дочерями (Т.И. Жданко); блокада Ленинграда и полная опасностей дорога через
всю страну в годы войны (Д.Д. Тумаркин); судьба ребенка репрессированного
(С.И. Вайнштейн); испытания в период государственного антисемитизма
(С.И. Брук, С.И. Вайнштейн, Д.Д. Тумаркин). Смертельные опасности войны
и ГУЛАГа в жизни этого поколения всегда были где-то поблизости, даже если
это были встречи с репрессированными коллегами, которые, как упоминаемые
в книге Н.И. Гаген-Торн и Ю.П. Аверкиева, не спешили делиться своим траги-
ческим опытом. Собеседники Тишкова, однако, отнюдь не стремятся выглядеть
жертвами эпохи. “Да, очень интересное время было, хотя и неоднозначное”, -
подытоживает Т.И. Жданко рассказ о студенческих годах на “этнофаке” МГУ.
Она вспоминает не только блестящих учителей и студентов, но и, например,
“проработки” профессоров за ношение обручального кольца.
“Это была наука, и еще какая!” - восклицание Л.П. Потапова, взятое в ка-
честве заглавия первого интервью, служит лейтмотивом всего сборника. Ин-
тервьюируемые Тишковым ученые сообщают важнейшие сведения об истории
отечественной этнографии “из первых рук”. Уникальны рассказы Л.П. Пота-
пова о работе помощником В.Г. Богораза и гонениях на алтайских шаманов,
Т.А. Жданко - о заведовании отделами в Центральном государственном музее
Узбекистана и Центральном музее народоведения в Москве, С.А. Арутюнова
о ранних постсталинских попытках ревизионизма в этнографии 1950-х годов,
“инсайдерские” сведения С.И. Брука о механизмах академической власти и т.д.
В рассказах постепенно вырисовываются образы лидеров советской этногра-
фии, главное место среди которых занимают, конечно, директора Институ-
та этнографии С.П. Толстов и Ю.В. Бромлей. Оба образа неоднозначны. При
всех неоспоримых талантах и смелости С.П. Толстова он вспоминается и как
человек, “зажимавший” даже таких авторитетных ученых, как С.А. Токарев.
Гораздо более либеральный Ю.В. Бромлей, прекрасно ориентировавшийся в ко-
ридорах власти, мог при случае “умыть руки”.
“Разговоры” - это не только источник фактов, но и заинтересованный диа-
лог о путях развития науки в прошлом и настоящем. Интервьюер не скрывает
наличия своей повестки, которая строится во многом на критике советской этно-
графии, в русле которой интервьюируемые провели всю свою научную карьеру.
Собеседники зачастую приходят к согласию, однако старшее поколение отста-
ивает сделанное ими, возражая на не всегда точно сформулированную критику:
236
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Т.А. Жданко принимает утверждение В.А. Тишкова, что территоризации этнично-
сти в некоторых случаях можно было избежать, однако оспаривает его позицию в
отношении написанной в советское время истории Каракалпакской АО, связывав-
шей, по его мнению, с каракалпаками данный регион, “включая уже и всю Хорезмий-
скую цивилизацию” (с. 53); Е.П. Бусыгин соглашается с тезисом о ситуативности и
подвижности этничности, однако расходится с В.А. Тишковым в оценке русско-та-
тарских этнических отношений (с. 90-91) и перспектив массового “перехода” из
русских в татары в Татарстане (с. 93-94); К.В. Чистов дипломатично обходит
утверждение об излишней категоричности диалектологии в классификации языков
и диалектов (с. 112-114). Наиболее насыщенной размышлениями и (отчасти)
несогласием относительно основных категорий этнографии получилась беседа
с С.А. Арутюновым о конструктивизме и примордиализме как инструментах
познания и о субъективных и объективных факторах идентичности. Сама
фигура и научное творчество С.А. Арутюнова служат, пожалуй, наиболее ярким
опровержением тезиса о “смеси провинциализма и защитного изоляционизма”
отечественной науки, а его рассказ о широких зарубежных научных связях
советских ученых, устанавливавшихся с 1950-х годов, - важный аргумент,
опровергающий такую оценку (с. 163, 172-173). Некоторые полемические
утверждения Тишкова не совсем точны. К примеру, легко оспорить его мнение
о том, что термин “этнос” не употреблялся П.И. Кушнером (см. монографию
П.И Кушнера “Этнические территории и этнические границы”. М., 1951. С. 6) и
М.Г. Левиным (“этнос” как синоним понятия “народ” упоминается им в сборнике:
“Очерки общей этнографии”. Т. 1 / Ред. С.П. Толстов, М.Г. Левин, Н.Н. Чебоксаров.
М., 1957. С. 10). Тем не менее несомненным достоинством В.А. Тишкова как
интервьюера является то, что он не обходит “острые” дискуссионные вопросы и
в то же время с уважением относится к мнению собеседников.
“Интервью с автором” - раздел, который важен для читателя, желающего
ближе познакомиться с позицией самого Валерия Александровича. Материал
2001 г. отражает только что закончившуюся эпоху 1990-х годов с ее резкими
трансформациями науки и социума и бурными спорами об их судьбах. Здесь
Тишков излагает свое понимание этничности, федерализма и рассказывает
об инициированных им переменах в этнографии/этнологии. Важная черта и
этого, и многих других текстов ученого - вступление автора в острую полемику
с целым рядом позиций и групп экспертов: от консерваторов-этнографов и
активно осваивавших “поле” антропологии “неофитов” из смежных дисциплин
до зарубежных экспертов по “национальному вопросу” на постсоветском
пространстве и “возвращенных” (с преувеличенным пиететом) мыслителей
дореволюционной эпохи и русской эмиграции.
Пожалуй, мое главное читательское открытие в сборнике
- беседа
“Вооруженный конфликт в Чечне: взгляд антрополога”, состоявшаяся в 2009 г.
в рамках проекта РФФИ “Антропологи рассказывают о Кавказе”. Этот текст -
безусловно, большой успех как В.А. Тишкова, так и интервьюера Э.-Б. Гучиновой.
В нем в полной мере раскрываются впечатляющая мощь Тишкова-аналитика, его
интеллектуальная честность и самокритичность. Рассказывая о своей монографии
о чеченской войне, автор описывает историко-культурный контекст конфликта,
анализирует такие сыгравшие значимую роль в событиях 1990-х годов факторы, как
советская модернизация чеченского общества и ее деформации, травма сталинской
депортации, историческая память о Кавказской войне, “молодежный навес” в
демографии и др. Тишкову удается передать многофакторную и разностороннюю
картину конфликта, в которой находится место и мотивации лидеров сепаратистов
и рядовых боевиков, и деятельности радикальных исламистов, и некомпетентности
руководства центра, и упоминанию о жестокостях боевиков и федералов, и
рассказу о жертвах среди мирного населения республики (как среди русских, так
и среди чеченцев). Наконец, автор не скрывает своей позиции относительно фак-
торов “замирения”, к которым он относит как неприятие рядовыми чеченцами
Алымов С.С. Устная история отечественной этнографии: беседы с “первоисточниками”
237
навязываемых боевиками порядков, так и решительные действия нового Пре-
зидента РФ.
Интервью Р. Игнатьеву и Т. Сюткиной затрагивает многие эпизоды интел-
лектуальной биографии В.А. Тишкова. Молодым историкам, несомненно, будет
полезна сентенция учителя Валерия Александровича академика А.Л. Нарочниц-
кого: “Чтобы стать хорошим историком, нужно иметь чугунный зад, а светлая
голова - это уже на втором месте”. Большой интерес представляет взвешенное
изложение Тишковым проблемы взаимоотношений науки и государственной
власти. Эта тема продолжается в интервью 2013 г., в котором Валерий Алексан-
дрович раскрывает важные эпизоды своей работы в качестве министра по делам
национальностей в 1992 г. Основной причиной своего ухода с этой должности
В.А. Тишков называет игнорирование его предложений по урегулированию кон-
фликтов и свое несогласие с Б.Н. Ельциным и его помощником по национальной
политике Г.В. Старовойтовой:
Я был против радикальной поддержки так называемых освободительных движе-
ний, тем более - против территориальной формы “национального самоопределения”.
Не соглашался я и с программой, которую предлагали еще в конце 80-х Г. Старовойтова и
А. Сахаров - создать вместо СССР “Союз объединенных штатов или государств Европы
и Азии”. Тогда было 53 союзные и автономные республики, области и округа, и они
хотели из каждой сделать государство! А когда я пытался что-то сделать, договориться,
мне не давали (с. 277-278).
Остается только пожелать, чтобы В.А. Тишков нашел время подробнее рас-
сказать современникам и потомкам об этих важных эпизодах новейшей россий-
ской истории. Это интервью, взятое в 2013 г., в начале реформы РАН, заканчива-
ется фразой, которая тоже могла бы стать заглавием книги: “Без большой науки
нет великих стран”.
В.А. Тишков, внесший решающий вклад в модернизацию отечественной эт-
нографии, известный как неутомимый критик теорий своих предшественников,
в “Разговорах с этнографами” предстает, возможно, в непривычном для читателя
амплуа поборника преемственности и поддержания лучших традиций в науке.
В книге, однако, соблюдена тонкая грань между бездумным возвеличиванием
авторитетов прошлого и серьезным разговором о судьбах науки: заслуженные
ученые раздумывают о развитии этнографии и порой пересматривают свои
позиции. Совместное размышление исследователей - представителей разных
поколений, по-видимому, и является залогом конструктивного развития дисци-
плины. Книга “Разговоры с этнографами” задает высокую планку такого рода
рефлексии. Важно, чтобы эти разговоры (и рефлексия) продолжались.
B o o k R e v i e w
Alymov, S.S. An Oral History of Domestic Ethnography: Conversations with
“Primary Sources” [Ustnaia istoriia otechestvennoi etnografii: besedy s “pervoistoch-
nikami”]: A Review of Razgovory s etnografami [Conversations with Ethnographers],
by V.A. Tishkov. Etnograficheskoe obozrenie,
2022, no.
2, pp.
234-237.
https://doi.org/10.31857/S0869541522020154 EDN: HTBSOB ISSN 0869-5415
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Sergei Alymov | http://orcid.org/0000-0001-9988-9556 | alymovs@mail.ru | Institute
of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences (32a Leninsky
prospekt, Moscow, 119991, Russia)
Funding Information
This research was supported by the following institutions and grants: Russian Science
Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 22-18-00241]