УСТНАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОГРАФИИ:
БЕСЕДЫ С “ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ”
(РЕЦ. НА: ТИШКОВ В.А. РАЗГОВОРЫ С ЭТНОГРАФАМИ.
С
АНКТ-ПЕТЕРБУРГ: АЛЕТЕЙЯ, 2022. 296 С.)
С.С. Алымов
к. и. н., старший научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН
(Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)
Книга “Разговоры с этнографами” - обязатель-
ное чтение не только для всех, кто считает себя эт-
нографом/этнологом/антропологом, но и для тех,
кто хотел бы узнать, что это за люди и чем они за-
нимаются. Лучший способ погрузиться в историю
и проблематику любой науки - прочитать истории
жизни исследователей, посвятивших себя ее разви-
тию. Появление дополненного издания “Разговоров
с этнографами” следует признать большой удачей
для читателей, стремящихся к такому погружению в
этнографию/антропологию.
Идея этой книги, как рассказывает Валерий
Александрович Тишков, возникла под влиянием его
знакомства с работой американского историка Дж.
Гаррати “Интерпретируя американскую историю:
разговоры с историками”, опубликованной в 1970 г.
и содержащей несколько десятков интервью с веду-
щими историками США. Беседы с мэтрами этнографии были важны Тишкову
“для лучшего понимания науки этнографии и для более успешного руководства
крупным и известным научным коллективом”. Они начались в 1992 г. вскоре
после избрания Валерия Александровича директором Института этнографии
и продолжались до 2008 г., когда была опубликована книга “Наука и жизнь.
Разговоры с этнографами”. В нее вошли интервью с Л.П. Потаповым (1992),
Т.А. Жданко (1993), С.И. Бруком (1994), Е.П. Бусыгиным (1994), К.В. Чистовым
(1997), С.И. Вайнштейном (2007), С.А. Арутюновым (2008) и интервью самого
В.А. Тишкова, данное редактору журнала “Социология и социальная антропо-
логия” В.В. Козловскому (2001). Второе издание “Разговоров с этнографами”
(2022) дополнено интервью с Д.Д. Тумаркиным, взятым в 2019 г. Э.-Б. Гучино-
Информация о финансовой поддержке
Рецензия поступила 11.02.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 14.02.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Алымов С.С. Устная история отечественной этнографии: беседы с “первоисточниками” (рец. на:
Тишков В.А. Разговоры с этнографами. Санкт-Петербург: Алетейя, 2022) // Этнографическое
Alymov, S.S. 2022. Ustnaia istoriia otechestvennoi etnografii: besedy s “pervoistochnikami” [An Oral
History of Domestic Ethnography: Conversations with “Primary Sources”]: A Review of Razgovory s
etnografami [Conversations with Ethnographers], by V.A. Tishkov. Etnograficheskoe obozrenie, 2022,
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
2
Алымов С.С. У
стная история отечественной этнографии: беседы с “первоисточниками”
35
вой (по вопроснику В.А. Тишкова), а также самостоятельным разделом “Интер-
вью с автором”, в который, помимо беседы с В.В. Козловским, вошли три новых
материала: “Вооруженный конфликт в Чечне: взгляд антрополога” (интервью,
взятое Э.-Б. Гучиновой; 2009), “Не стоит быть кем-то одним” (интервью, взятое
Р. Игнатьевым и Т. Сюткиной; 2016) и “Почему не работает дружба народов?”
(интервью, взятое Л. Виноградовым; 2013). В этом разделе уже сам Валерий
Александрович выступает как признанный мэтр дисциплины, размышляющий о
своей жизни в науке и изменениях в этнографии/антропологии, произошедших
за время руководства им ИЭА РАН.
“Разговоры с этнографами” - многослойный текст, затрагивающий целый
спектр сюжетов - от воспоминаний детства и юности до перспектив развития
отдельных научных направлений и характеристики деятельности выдающихся
ученых. Герои книги - люди, немало повидавшие и испытавшие в своей жизни.
Они принадлежат к поколениям (Л.П. Потапов родился в 1905 г., Т.А. Ждан-
ко в 1909 г., С.И. Брук в 1920 г., Е.П. Бусыгин в 1913 г., К.В. Чистов в 1919 г.,
С.И. Вайнштейн в 1926 г., С.А. Арутюнов в 1932 г., Д.Д. Тумаркин в 1928 г.),
прошедшим через все тяготы российского ХХ в. Краткие биографические
очерки героев содержат немало горьких страниц: голодное детство в охвачен-
ной последствиями коллективизации Белоруссии 1930-х годов (С.И. Брук);
детство на раздираемой гражданской войной Украине, эвакуация в Сибирь и
Среднюю Азию во время Великой отечественной войны с двумя маленькими
дочерями (Т.И. Жданко); блокада Ленинграда и полная опасностей дорога через
всю страну в годы войны (Д.Д. Тумаркин); судьба ребенка репрессированного
(С.И. Вайнштейн); испытания в период государственного антисемитизма
(С.И. Брук, С.И. Вайнштейн, Д.Д. Тумаркин). Смертельные опасности войны
и ГУЛАГа в жизни этого поколения всегда были где-то поблизости, даже если
это были встречи с репрессированными коллегами, которые, как упоминаемые
в книге Н.И. Гаген-Торн и Ю.П. Аверкиева, не спешили делиться своим траги-
ческим опытом. Собеседники Тишкова, однако, отнюдь не стремятся выглядеть
жертвами эпохи. “Да, очень интересное время было, хотя и неоднозначное”, -
подытоживает Т.И. Жданко рассказ о студенческих годах на “этнофаке” МГУ.
Она вспоминает не только блестящих учителей и студентов, но и, например,
“проработки” профессоров за ношение обручального кольца.
“Это была наука, и еще какая!” - восклицание Л.П. Потапова, взятое в ка-
честве заглавия первого интервью, служит лейтмотивом всего сборника. Ин-
тервьюируемые Тишковым ученые сообщают важнейшие сведения об истории
отечественной этнографии “из первых рук”. Уникальны рассказы Л.П. Пота-
пова о работе помощником В.Г. Богораза и гонениях на алтайских шаманов,
Т.А. Жданко - о заведовании отделами в Центральном государственном музее
Узбекистана и Центральном музее народоведения в Москве, С.А. Арутюнова
о ранних постсталинских попытках ревизионизма в этнографии 1950-х годов,
“инсайдерские” сведения С.И. Брука о механизмах академической власти и т.д.
В рассказах постепенно вырисовываются образы лидеров советской этногра-
фии, главное место среди которых занимают, конечно, директора Институ-
та этнографии С.П. Толстов и Ю.В. Бромлей. Оба образа неоднозначны. При
всех неоспоримых талантах и смелости С.П. Толстова он вспоминается и как
человек, “зажимавший” даже таких авторитетных ученых, как С.А. Токарев.
Гораздо более либеральный Ю.В. Бромлей, прекрасно ориентировавшийся в ко-
ридорах власти, мог при случае “умыть руки”.
“Разговоры” - это не только источник фактов, но и заинтересованный диа-
лог о путях развития науки в прошлом и настоящем. Интервьюер не скрывает
наличия своей повестки, которая строится во многом на критике советской этно-
графии, в русле которой интервьюируемые провели всю свою научную карьеру.
Собеседники зачастую приходят к согласию, однако старшее поколение отста-
ивает сделанное ими, возражая на не всегда точно сформулированную критику:
236
Этнографическое обозрение № 2, 2022
Т.А. Жданко принимает утверждение В.А. Тишкова, что территоризации этнично-
сти в некоторых случаях можно было избежать, однако оспаривает его позицию в
отношении написанной в советское время истории Каракалпакской АО, связывав-
шей, по его мнению, с каракалпаками данный регион, “включая уже и всю Хорезмий-
скую цивилизацию” (с. 53); Е.П. Бусыгин соглашается с тезисом о ситуативности и
подвижности этничности, однако расходится с В.А. Тишковым в оценке русско-та-
тарских этнических отношений (с. 90-91) и перспектив массового “перехода” из
русских в татары в Татарстане (с. 93-94); К.В. Чистов дипломатично обходит
утверждение об излишней категоричности диалектологии в классификации языков
и диалектов (с. 112-114). Наиболее насыщенной размышлениями и (отчасти)
несогласием относительно основных категорий этнографии получилась беседа
с С.А. Арутюновым о конструктивизме и примордиализме как инструментах
познания и о субъективных и объективных факторах идентичности. Сама
фигура и научное творчество С.А. Арутюнова служат, пожалуй, наиболее ярким
опровержением тезиса о “смеси провинциализма и защитного изоляционизма”
отечественной науки, а его рассказ о широких зарубежных научных связях
советских ученых, устанавливавшихся с 1950-х годов, - важный аргумент,
опровергающий такую оценку (с. 163, 172-173). Некоторые полемические
утверждения Тишкова не совсем точны. К примеру, легко оспорить его мнение
о том, что термин “этнос” не употреблялся П.И. Кушнером (см. монографию
П.И Кушнера “Этнические территории и этнические границы”. М., 1951. С. 6) и
М.Г. Левиным (“этнос” как синоним понятия “народ” упоминается им в сборнике:
“Очерки общей этнографии”. Т. 1 / Ред. С.П. Толстов, М.Г. Левин, Н.Н. Чебоксаров.
М., 1957. С. 10). Тем не менее несомненным достоинством В.А. Тишкова как
интервьюера является то, что он не обходит “острые” дискуссионные вопросы и
в то же время с уважением относится к мнению собеседников.
“Интервью с автором” - раздел, который важен для читателя, желающего
ближе познакомиться с позицией самого Валерия Александровича. Материал
2001 г. отражает только что закончившуюся эпоху 1990-х годов с ее резкими
трансформациями науки и социума и бурными спорами об их судьбах. Здесь
Тишков излагает свое понимание этничности, федерализма и рассказывает
об инициированных им переменах в этнографии/этнологии. Важная черта и
этого, и многих других текстов ученого - вступление автора в острую полемику
с целым рядом позиций и групп экспертов: от консерваторов-этнографов и
активно осваивавших “поле” антропологии “неофитов” из смежных дисциплин
до зарубежных экспертов по “национальному вопросу” на постсоветском
пространстве и “возвращенных” (с преувеличенным пиететом) мыслителей
дореволюционной эпохи и русской эмиграции.
Пожалуй, мое главное читательское открытие в сборнике
- беседа
“Вооруженный конфликт в Чечне: взгляд антрополога”, состоявшаяся в 2009 г.
в рамках проекта РФФИ “Антропологи рассказывают о Кавказе”. Этот текст -
безусловно, большой успех как В.А. Тишкова, так и интервьюера Э.-Б. Гучиновой.
В нем в полной мере раскрываются впечатляющая мощь Тишкова-аналитика, его
интеллектуальная честность и самокритичность. Рассказывая о своей монографии
о чеченской войне, автор описывает историко-культурный контекст конфликта,
анализирует такие сыгравшие значимую роль в событиях 1990-х годов факторы, как
советская модернизация чеченского общества и ее деформации, травма сталинской
депортации, историческая память о Кавказской войне, “молодежный навес” в
демографии и др. Тишкову удается передать многофакторную и разностороннюю
картину конфликта, в которой находится место и мотивации лидеров сепаратистов
и рядовых боевиков, и деятельности радикальных исламистов, и некомпетентности
руководства центра, и упоминанию о жестокостях боевиков и федералов, и
рассказу о жертвах среди мирного населения республики (как среди русских, так
и среди чеченцев). Наконец, автор не скрывает своей позиции относительно фак-
торов “замирения”, к которым он относит как неприятие рядовыми чеченцами
Алымов С.С. Устная история отечественной этнографии: беседы с “первоисточниками”
237
навязываемых боевиками порядков, так и решительные действия нового Пре-
зидента РФ.
Интервью Р. Игнатьеву и Т. Сюткиной затрагивает многие эпизоды интел-
лектуальной биографии В.А. Тишкова. Молодым историкам, несомненно, будет
полезна сентенция учителя Валерия Александровича академика А.Л. Нарочниц-
кого: “Чтобы стать хорошим историком, нужно иметь чугунный зад, а светлая
голова - это уже на втором месте”. Большой интерес представляет взвешенное
изложение Тишковым проблемы взаимоотношений науки и государственной
власти. Эта тема продолжается в интервью 2013 г., в котором Валерий Алексан-
дрович раскрывает важные эпизоды своей работы в качестве министра по делам
национальностей в 1992 г. Основной причиной своего ухода с этой должности
В.А. Тишков называет игнорирование его предложений по урегулированию кон-
фликтов и свое несогласие с Б.Н. Ельциным и его помощником по национальной
политике Г.В. Старовойтовой:
Я был против радикальной поддержки так называемых освободительных движе-
ний, тем более - против территориальной формы “национального самоопределения”.
Не соглашался я и с программой, которую предлагали еще в конце 80-х Г. Старовойтова и
А. Сахаров - создать вместо СССР “Союз объединенных штатов или государств Европы
и Азии”. Тогда было 53 союзные и автономные республики, области и округа, и они
хотели из каждой сделать государство! А когда я пытался что-то сделать, договориться,
мне не давали (с. 277-278).
Остается только пожелать, чтобы В.А. Тишков нашел время подробнее рас-
сказать современникам и потомкам об этих важных эпизодах новейшей россий-
ской истории. Это интервью, взятое в 2013 г., в начале реформы РАН, заканчива-
ется фразой, которая тоже могла бы стать заглавием книги: “Без большой науки
нет великих стран”.
В.А. Тишков, внесший решающий вклад в модернизацию отечественной эт-
нографии, известный как неутомимый критик теорий своих предшественников,
в “Разговорах с этнографами” предстает, возможно, в непривычном для читателя
амплуа поборника преемственности и поддержания лучших традиций в науке.
В книге, однако, соблюдена тонкая грань между бездумным возвеличиванием
авторитетов прошлого и серьезным разговором о судьбах науки: заслуженные
ученые раздумывают о развитии этнографии и порой пересматривают свои
позиции. Совместное размышление исследователей - представителей разных
поколений, по-видимому, и является залогом конструктивного развития дисци-
плины. Книга “Разговоры с этнографами” задает высокую планку такого рода
рефлексии. Важно, чтобы эти разговоры (и рефлексия) продолжались.
B o o k R e v i e w
Alymov, S.S. An Oral History of Domestic Ethnography: Conversations with
“Primary Sources” [Ustnaia istoriia otechestvennoi etnografii: besedy s “pervoistoch-
nikami”]: A Review of Razgovory s etnografami [Conversations with Ethnographers],
by V.A. Tishkov. Etnograficheskoe obozrenie,
2022, no.
2, pp.
234-237.
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences (32a Leninsky
prospekt, Moscow, 119991, Russia)
Funding Information
This research was supported by the following institutions and grants: Russian Science