СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА:
БЫТЬ В ТОНУСЕ:
КУЛЬТУРА АФРОДИЗИАКОВ В ЕВРОПЕ
(отв. ред. - А.А. Новик, О.Д. Фаис-Леутская)
АФРОДИЗИАКИ: АНТРОПОЛОГИЯ ЛЮБОВНОЙ МАГИИ
А.А. Новик, О.Д. Фаис-Леутская
Александр Александрович Новик | http://orcid.org/0000-0002-1123-1109 | njual@mail.ru |
к. и. н., заведующий отделом европеистики, ведущий научный сотрудник | Музей антро-
пологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН (Университетская наб. 3,
Санкт-Петербург, 199034, Россия) | доцент кафедры общего языкознания филологического
факультета | Санкт-Петербургский государственный университет (Университетская наб. 11,
Санкт-Петербург, 199034, Россия)
Оксана Давидовна Фаис-Леутская | http//orcid.org/0000-0002-2757-2434 | oxana-fais@yandex.ru |
к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских исследований | Институт
этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)
Ключевые слова
Европа, афродизиаки, албанцы, Балканы, греки, итальянцы
Аннотация
Настоящая статья представляет собой введение к специальной теме номера. Темати-
ческий блок объединяет публикации, посвященные месту афродизиаков в культуре
различных регионов Европы в прошлом и настоящем. Обращение к этому феномену
позволяет авторам раскрыть многие аспекты бытия отдельных европейских народов.
В настоящий блок вошли статьи М.В. Домосилецкой и А.А. Новика, С.А. Сидневой,
О.Д. Фаис-Леутской.
отивы плодородия, возрождения всего сущего - от хтонических сил и
природы до человека - пронизывают культуру, верования, обрядность
М
всех народов мира. Все составляющие этой онтологической мегатемы,
этого древнейшего лейтмотива земного и воображаемого бытия человечества
(различные аспекты сексуальности; философия, мифология, магия любви; фал-
лические культы; мн. др.), относятся к числу универсальных топосов, присут-
Статья поступила 23.03.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 10.04.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Новик А.А., Фаис-Леутская О.Д. Афродизиаки: антропология любовной магии // Этнографиче-
ское обозрение. 2022. № 3. С. 5-8. https://doi.org/10.31857/S0869541522030010 EDN: HTHZSU
Novik, A.A., and O.D. Fais-Leutskaia.
2022. Afrodiziaki: antropologiia liubovnoi magii
[Aphrodisiacs: An Anthropology of Love Magic]. Etnograficheskoe obozrenie
3:
5-8.
https://doi.org/10.31857/S0869541522030010 EDN: HTHZSU
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
6
Этнографическое обозрение № 3, 2022
ствующих и сегодня в верованиях и повседневности многих этнокультурных
общностей. Последнее актуализирует исследование этого гигантского пласта
культуры, включающего такую его известную, но малоизученную составную
часть, как афродизиаки - сакральное и профанное средство стимуляции репро-
дуктивных функций.
На первый взгляд тема афродизиаков представляется достаточно (а для
кого-то, возможно, и чрезмерно) узкой, специальной, “этнографической”. Однако
следует помнить, что ценность эмпирики, ее востребованность при разработ-
ке и формировании антропологических методологий и теорий, равно как и все
чаще признаваемый исследователями дефицит конкретных этнографических
знаний - даже в контексте, казалось бы, изученной Европы (Duranti 2018: 22), -
неоспоримый факт, констатируемый многими представителями научного дис-
курса. Так, например, еще в 40-е годы ХХ в. итало-американский социолог
А. Пеллегрини отмечал, что изменение ракурса и эволюция аналитического ви-
дения изучаемого явления отнюдь не означает отказа от традиционного мате-
риала, а также от прежних принципов и методов: антропология не вытесняет
этнографию, а исследование эмпирики поставляет недостающий для рефлексий
и теоретико-методологических конструкций строительный материал (Pellegrini
2005: 14). Применительно к нашему времени не менее уместно вспомнить сло-
ва антрополога С. Кана, подчеркивающего, что именно этнографическая кон-
кретика позволяет в каждом отдельном случае улавливать и выявлять новые
нюансы масштабного раскрытия темы (Кан, Мохов 2015: 13), а также мнение
его итальянской коллеги М. Калви, отмечающей возросшую значимость изуче-
ния традиционности (причем как для ее носителей, так и для исследователей)
в контексте глобальных тенденций поиска народами своей идентичности и ро-
ста интереса к “аутентичной культуре” (Calvi 2017: 216).
Продолжая эту мысль, отметим, что обращение к эмпирике не только об-
ладает прикладной научной значимостью, которую мы отметили чуть выше,
оно продиктовано прагматизмом, образно говоря, более высокого порядка. Так,
любой частный аспект бытия общности (и афродизиаки в этом смысле не ис-
ключение) является, перефразируя Р. Барта, “системой коммуникации” социу-
ма, ключом к дешифровке его системы координат (Barthes 1961: 979) или, если
обратиться к наследию К. Гирца, «средством передачи и восприятия смысла,
культуры, “абстракции опыта”» (Geertz 1973: 89).
Несмотря на различие ракурсов анализа и расстановки акцентов, представ-
ленные ниже исследования афродизиаков характеризуются единым концепту-
альным подходом - это взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие
единого тематического блока, раскрывающие локальную культурную специфи-
ку отдельных народов Юго-Восточной и Южной Европы.
Так, в статье М.В. Домосилецкой и А.А. Новика роль афродизиаков анали-
зируется в контексте мачизма, воинствующей маскулинности и патриархаль-
ного уклада жизни, отмечаемых рядом исследователей в качестве характерных
концептуальных особенностей албанского общества на западе Балкан. Особое
внимание уделено растительным средствам повышения потенции (ятрышнику,
пажитнику, шалфею и шафрану) и алиментарным привычкам, бытовавшим в
регионе на протяжении многих столетий и переживающих новое рождение в
последние десятилетия в силу глобального мегатренда здоровья и распростра-
нения теории локаворизма.
С.А. Сиднева, исследующая место афродизиаков в культуре современной
Греции, делает акцент преимущественно на традиционных фитопрепаратах
Новик А.А., Фаис-Леутская О.Д. Афродизиаки: антропология любовной магии
7
(“медицинских” и алиментарных), которые в трактовке населения предстают
одновременно средством укрепления мужской половой силы и стимуляции
женской фертильности. При явном предпочтении, отдаваемом проверенным
временем “подспорьям в любви”, сегодняшнее греческое общество обнаружи-
вает открытость новшествам, появляющимся в узусе вследствие глобализаци-
онных процессов и под влиянием интернета.
Совершенно иные традиции, отражающиеся в культурно-поведенческих
и социально-психологических аспектах жизни людей, обнаруживает исследо-
вание афродизиаков Юга Италии (О.Д. Фаис-Леутская). В соответствии с ца-
рящим в регионе с древности духом фаллоцентризма любовные стимуляторы
(алиментарные, этноятрические; реликты древнейших афродизических прак-
тик) в эмическом видении населения предстают исключительно вирильным
средством, направленным на усиление наслаждения мужчин и поддержание их
высокого сексуального потенциала как гаранта существования социума. Кроме
того, отторгаются все новые, а главное - неместные виды афродизиаков.
Авторы, рассматривая описанные в литературе стратегии и практики ис-
пользования афродизиаков в культуре народов Европы и, что важно, базиру-
ясь на материалах собственных полевых исследований, анализируют не только
афродизические свойства пищи, но и представления людей об универсальных
средствах растительного и животного происхождения, о роли запахов, звуков, а
также природных объектов в повышении потенции, о законах магии телесных
удовольствий.
Научная литература
Кан С., Мохов С. Интервью-дискуссия: “Death studies и западная антропология” //
Археология русской смерти. 2015. № 1. С. 10-30.
Barthes R. Pour une psycho-sociologie de l’alimentation contemporaine // Annales.
Histoire, Sciences Sociales. 1961. Vol. 16 (5). P. 977-986.
Calvi M.V. Cibo e identità nel paesaggio linguistico Milanese // Parole per mangiare.
Discorsi e culture del cibo / A cura di I. Bajini, M.V. Calvi, G. Garzone, G. Sergio.
Milano: LED, 2017. P. 215-237.
Duranti A. (ed.) Parole chiave su linguaggio e cultura. Un lessico per le scienze
umane. Sesto San Giovanni: Meltemi, 2018.
Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.: Basic Books, 1973.
Pellegrini A. The Unprejudiced Palate: Classic Thoughts on Food and the Good Life.
N.Y.: Modern Library, 2005.
E d i t o r’ s I n t r o d u c t i o n
Novik, A.A., and O.D. Fais-Leutskaia. Aphrodisiacs: An Anthropology of
Love Magic [Afrodiziaki: antropologiia liubovnoi magii]. Etnograficheskoe
obozrenie, 2022, no. 3, pp. 5-8. https://doi.org/10.31857/S0869541522030010
EDN: HTHZSU ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of
Ethnology and Anthropology RAS
Alexander Novik | http://orcid.org/0000-0002-1123-1109 | njual@mail.ru | Peter the
Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy
of Sciences (3 University Emb., St. Petersburg, 199034, Russia) | Saint Petersburg
State University (11 Universitetskaya Emb., St. Petersburg, 199034, Russia)
8
Этнографическое обозрение № 3, 2022
Oxana Fais-Leutskaia | http//orcid.org/0000-0002-2757-2434 | oxana-fais@yandex.ru |
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
(32-a Leninsky prospect, Moscow, 119991, Russia)
Keywords
Europe, Albanians, Balkans, Greeks, Italians, aphrodisiacs
Abstract
This text is the guest editors’ introduction to the special thematic section of the
issue on “Being in Shape: The Culture of Aphrodisiacs in Europe”, featuring
contributions by M.V. Domosiletskaya, A.A. Novik, S.A. Sidneva, and O.D. Fais-
Leutskaia. The contributors address various questions in the social life and culture
of Europeans by inquiring into the part that aphrodisiacs played in the past and
continue to play today in a number of European societies.
References
Barthes, R. 1961. Pour une psycho-sociologie de l’alimentation contemporaine
[For a Contemporary Psycho-Sociology of Food]. Annales. Histoire, Sciences
Sociales 16 (5): 977-986.
Calvi, M.V. 2017. Cibo e identità nel paesaggio linguistico milanese [Food and
Identity in the Milan Linguistic Landscape]. In Parole per mangiare. Discorsi
e culture del cibo [Words to Eat: Food Speeches and Food Cultures], edited by
I. Bajini, M.V. Calvi, G. Garzone, and G. Sergio, 215-237. Milano: LED.
Duranti, A., ed. 2018. Parole chiave su linguaggio e cultura. Un lessico per le
scienze umane [Keywords on Language and Culture: A Lexicon for Science].
Sesto San Giovanni: Meltemi.
Geertz, C. 1973. The Interpretation of Cultures. New York: Basic Books.
Kan, S., and S. Mokhov. 2015. Interv’iu-diskussiia: “Death studies i zapadnaia
antropologiia” [The Interviewee Discussion “Death Studies and Western
Anthropology”]. Arkheologiia russkoi smerti 1: 10-30.
Pellegrini, A. 2005. The Unprejudiced Palate: Classic Thoughts on Food and the
Good Life. New York: Modern Library.