КРИТИКА, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ
ВЕРНУТЬ ЕВРОПУ
(РЕЦ. НА: ВКУС ЕВРОПЫ. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ / ОТВ. РЕД. М.Ю. МАРТЫНОВА,
О
.Д. ФАИС-ЛЕУТСКАЯ. М.: КУЧКОВО ПОЛЕ МУЗЕОН, 2020. 568 С., ИЛ.)
Т.Д. Соловей
Татьяна Дмитриевна Соловей | https://orcid.org/0000-0002-7453-297X | tsolovei19@yandex.ru |
д. и. н., профессор кафедры этнологии исторического факультета | Московский госу-
дарственный университет им. М.В. Ломоносова (Ленинские горы 1, ГСП 1, Москва,
119991, Россия)
Рецензию стоит писать на ту книгу,
которая вызывает эмоциональный отклик
и стимулирует рефлексию, даже если ее
проблематика не входит в твой профес-
сиональный “домен”. Монография “Вкус
Европы” с ее очень точно и “со вкусом”
подобранным названием вызвала жела-
ние высказаться. Во-первых, о судьбах
Европы, сопричастность к которой в куль-
турно-ценностном, ментальном смыслах,
а также с точки зрения физиологии пита-
ния для меня sine qua non. Во-вторых, о
трансформации профессиональной иден-
тичности, позитивные и негативные тро-
пы которой (трансформации) очевидно
прослеживаются в коллективной моно-
графии.
Дискурс о Европе проделал слож-
ную эволюцию в XX - начале XXI вв. от
“Заката Европы” Освальда Шпенглера
и болезненного разочарования в прови-
денциальной единственности европей-
ской цивилизации до “Времени мира” и
Рецензия поступила 24.12.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 28.12.2021
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Соловей Т.Д. Вернуть Европу (рец. на: Вкус Европы. Антропологическое исследование культу-
ры питания / Отв. ред. М.Ю. Мартынова, О.Д. Фаис-Леутская. М.: Кучково поле Музеон, 2020) //
Этнографическое обозрение. 2022. № 4. С. 228-232. https://doi.org/10.31857/S0869541522040121
EDN: HYTWNQ
Solovei, T.D. 2022. Vernut’ Evropu [Reclaiming Europe]: A Review of Vkus Evropy. Antropologicheskoe
issledovanie kul’tury pitaniia [The Taste of Europe: Anthropological Research on Food Culture], edited
by O.D. Fais-Leutskaia and M.Yu. Martynova. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 4, pp. 228-232.
https://doi.org/10.31857/S0869541522040121 EDN: HYTWNQ
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
Соловей Т.Д. Вернуть Европу
229
“Грамматики цивилизаций” Фернана Броделя и триумфальной реабилитации
и утверждения Европы как источника культургенезиса - Европы, покоящей-
ся на прочных экономических основаниях и географической монолитности.
От “великого переселения народов” конца XX в. и романтических упований
на “взаимное культурное оплодотворение”, создания блестящих межрасовых
и межэтнических синтезов, ведущих к обогащению и укреплению оснований
европейской цивилизации, до миграционного кризиса XXI в. и исчерпанности
мультикультуралистских стратегий, вызвавшей культурный шок и интеллекту-
альную растерянность.
Господствующий либеральный этос с его презумпцией гражданского ра-
венства и стремлением элиминировать расовые и этнические барьеры - тип
политической социализации, взрастивший ощущение коллективной историче-
ской вины Европы за колониальное наследие, - из фактора силы превратился в
фактор фундаментальной уязвимости Европы и коренных европейцев. Невоз-
можно более не замечать разрушения социокультурной ткани и утраты Европой
базовой функции - производства культуры, ценностей и смыслов. “Человек в
обороне” - вот символический образ современной Европы, сопротивляющейся
глобализации, культурной стерилизации, смысловому вакууму. Но где прохо-
дят рубежи обороны? История Европы чудовищным образом препарируется, а
прошлое откровенно дискриминируется самими европейцами, не позволяя на
этой основе формулировать позитивный образ “Мы”. Утверждение культурного
первородства Европы имеет малую цену для поколений, живущих в метапро-
странстве с его другими квазикультурными идолами и символами. Проведение
границ между “Мы” и “Они” на основании этничности/расы не представляется
возможным без множества оговорок.
Пафос множественности и равноправия особенного (культур, моралей,
обычаев, “правил игры”) как ключевого условия своего осуществления требует
признания универсальной ценности. В качестве таковой все еще выступает ци-
вилизационная идентичность Запада, предполагающая существование базового
европейского ценностно-культурного консенсуса.
Перезапуск европейских ценностей (вторичная сборка) может иметь одной
из отправных точек припоминание, взращивание (конструирование) автохтон-
ных традиций питания народов Европы. Пища как коннотативный знак от-
стаивания “самости” - разумеется, не последний и не единственный “рубеж
обороны” европейского “Мы” перед лицом глобализации, унификации и стери-
лизации. Однако в ситуации, когда не работают апелляции к респектабельной
истории, цивилизационной (религиозной) исключительности, культурному и
экономическому превосходству, пищевые практики могут выступить одной из
точек кристаллизации позитивного образа “Мы” европейских народов.
Авторы монографии “Вкус Европы” исходят из признания существования
Европы как целостности с ее одновременно сохраняющимся многообразием и
локальной спецификой стран, народов и культур. Артикулированное выражение
и европейского универсализма, и европейской самобытности члены авторского
коллектива обнаруживают в пище - истоке традиции, этническом, социальном,
культурном знаке. Если верна максима “мы - то, что мы едим” и если помимо
узко физиологического аспекта ее можно экстраполировать на историю, куль-
туру и социальность, то пища (питание) выступает основанием человеческой
экзистенции.
Текст монографии демонстрирует впечатляющий эвристический потенциал
исследований антропологии питания. В творческой лаборатории ее авторского
коллектива обнаруживается россыпь оригинальных идей и подходов. Одна из
основополагающих идей - через историю еды коснуться истории цивилизаций -
230
Этнографическое обозрение № 4, 2022
небезосновательно исходит из предположения, что история питания пере-
плетается с другими историями, определяет их и сама определяется ими
(О.Д. Фаис-Леутская). Убедительно обоснована возможность через призму гастро-
номии Балкан - симбиоза “пищевых канонов славянской, венгерской, австрий-
ской, турецкой, венецианской и арабской кухонь” (М.Ю. Мартынова, с. 114) -
“проследить соотношение (и обосновать несовпадение) государственных, эт-
нических, языковых и культурно-хозяйственных границ в Балканском регионе”
(с. 115). Выпукло показано, что трансформация структуры и моделей питания
не менее точно определяет, маркирует историю Испании XX - начала XXI в.,
чем социально-экономическая, политико-идеологическая и культурная динами-
ка этой страны (А.Н. Кожановский).
Еще одна стержневая идея книги состоит в том, что через реконструкцию
“путешествий еды” можно прослеживать культурные контакты и взаимовли-
яние народов и традиций. Например, основательно верифицированный кейс
О.Д. Фаис-Леутской, в исследовательской оптике которого Сицилия выступает
“лабораторией”, порождавшей гастрономические ориентализмы. Или представ-
ленная Ю.А. Перевозчиковым и А.Е. Загребиным реконструкция происхождения
и развития у финно-угров культурных инноваций, связанных с переработкой зер-
на в солод, - отличный компендиум эмпирического материала для “сравнитель-
ного изучения культурных параллелей и путей развития солодовых продуктов на
обширном пространстве северо-восточной Евразии, где активно взаимодейству-
ют индоевропейский, тюркский и финно-угорский миры” (с. 88).
Что касается “пищевой сферы” как таковой, монография фиксирует все мно-
гообразие ее составляющих, включая историю алиментарной культуры и формы
ее презентации, спектр продуктов, базовый набор блюд, технологии их приготов-
ления, пищевой этикет, стиль потребления пищи и характер протекания трапезы.
Равноценное рассмотрение всех этих составляющих в рамках одной статьи едва
ли возможно. В зависимости от исследовательских предпочтений и специфики
полевого опыта авторы акцентируют тот или иной аспект: технологии приготов-
ления, рецептуры, вкусы и пристрастия национальных кухонь (С.И. Рыжакова,
А.А. Новик, М.П. Кляус и Е. Водинчар, Н.Г. Деметер, В.В. Руднев, Р.А. Григо-
рьева), набор блюд и местные бренды (М.Ю. Мартынова, М.К. Любарт), пище-
вые привычки (А.Н. Кожановский), практики домашнего питания (Ю.В. Бучат-
ская), ритуально-обрядовое потребление пищи (М.А. Андрюнина, Н.Г. Голант),
дискурс о еде и его презентации в виртуальном и реальном поле (Л.С. Гущян и
В.В. Федченко).
Немаловажно, что в большинстве статей материал изложен не статично (т.е.
фиксирует специфику пищевого ландшафта в определенном временном конти-
нууме), а в динамике. Динамика “пищевой сферы” концептуализируется по-раз-
ному. Например, как поворот к “национальной” кухне последних лет в ответ
на глобализацию (с. 121), как сдвиг от либерализации поведения, связанного с
едой, в сторону неоконсервативных взглядов, “которые строже оценивают ком-
плекс запретов, как в плане состава продуктов, так и в системе их потребления”
(с. 474), или как адаптация гастрономических новшеств к почве, когда все но-
вое в кухне “все равно приобретает национальную окраску” (с. 481).
Большинство оценок сводится к описанию динамики пищевой сферы при
помощи метафоры “маятника”. От одной крайней точки - кухни фьюжен,
триумфального шествия фастфуда, функционального отношения к пище как
источнику энергии, потребляемому на ходу, - “маятник” качнулся в противопо-
ложном направлении к реконструкции (изобретению) и мемориализации тради-
ционного пищевого ландшафта в рамках конструирования автохтонных иден-
тичностей. Таким образом, эти изменения намекают на серьезнейший сдвиг
Соловей Т.Д. Вернуть Европу
231
всей ценностной рамки массового сознания. Произошел ли он? И в какой точке
застыл “маятник”?
Даже если метафора “маятника” уместна при описании трансформации пи-
щевого ландшафта Европы, едва ли его колебания носят широкоамплитудный
характер. Глобализация никогда не была всеобъемлющей и если и покушалась
(что не бесспорно) на основания повседневности европейских народов, то так
и не смогла их взломать. Знакомство с гастрономическими стандартами Других
не вело к отказу от привычной гастрономической картины мира “Мы”, а гастро-
номические заимствования неизбежно адаптировались к ней, приобретая ав-
тохтонную окраску. Ситуативное удобство, функциональность фастфуда лишь
подчеркивали и оттеняли неизменное таинство семейных неспешных гастро-
номических посиделок, а также медитативную атмосферу кофеен и ресторан-
чиков только для “своих”. Другими словами, чем больше меняется, тем больше
остается прежним.
Точно так же и обратное движение в направлении “ренессанса” нацио-
нальных кухонь имеет ограниченную амплитуду: современные европейцы не
готовы отказаться от уже вошедших в их повседневность и интернализован-
ных психологически гастрономических изысков разомкнутого глобального
мира (ресторанчиков мексиканской, индийской, японской и китайской ку-
хонь), как не готовы отказаться от полуфабрикатов, доставки пищи и фастфу-
да, облегчающих жизнь работающих супругов. Полагаю, рядовые европейцы
пришли к разумному, сбалансированному и спокойному восприятию пище-
вого ландшафта, прекрасно ощущая (буквально, “кожей”) границы “своего”
(константного) и “иного” (ситуативного) в пищевых практиках. Алармизм в
отношении “защиты” фундаментальных основ пищевого бытия Европы мо-
гут провоцировать туристическая индустрия и связанные с ней отрасли, за-
интересованные “в презентации локальных культурных особенностей и экс-
клюзивов” (с. 89).
При чтении рецензируемой монографии порой возникало ощущение, что
ее авторы не только изучают, но и “обороняют” Европу и ее ценности, пытаясь
спасти европейцев, слишком “заигравшихся” в глобализацию, от себя самих.
Полагаю, Европа способна защитить себя сама. Но эта покровительственно-за-
щитная позиция в отношении Европы исходит из ощущения нашей собствен-
ной профессиональной уязвимости, а подвергшаяся серьезной трансформации
этнологически-антропологическая идентичность точно нуждается во вторич-
ной сборке и перезапуске. Пища - это социальный, конфессиональный, ген-
дерный маркер, культурный феномен (где культурой можно назвать что угодно)
или часть национальной/этнической традиции? Ответ на этот вопрос, а также
отбор, структурирование и интерпретация эмпирических данных напрямую
определяются контурами профессиональной Я-идентичности (о коллективной
цеховой идентичности в российском контексте говорить затруднительно). Го-
лоса авторов статей, реализующих персональную картину мира, в отсутствие
концептуального единства и конвенционального языка вряд ли образуют строй-
ную полифонию, скорее производят впечатление разноголосия, свидетельствуя
о предельной атомизации профессионального сообщества.
Подытоживая: эта прекрасно изданная монография, соединившая усилия
блестящего авторского коллектива и содержащая россыпь идей, имеет се-
рьезную исследовательскую перспективу, поскольку ведет разговор о самом
важном - одном из фундаментальных оснований человеческой экзистенции.
Более того, она может стать основанием широкой профессиональной дис-
куссии по антропологии питания в широком историческом и геокультурном
контекстах.
232
Этнографическое обозрение № 4, 2022
B o o k R e v i e w
Solovei, T.D. Reclaiming Europe [Vernut’ Evropu]: A Review of Vkus Evropy.
Antropologicheskoe issledovanie kul’tury pitaniia
[The Taste of Europe:
Anthropological Research on Food Culture], edited by O.D. Fais-Leutskaia
and M.Yu. Martynova. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 4, pp. 228-232.
https://doi.org/10.31857/S0869541522040121 EDN: HYTWNQ ISSN 0869-5415
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Tatiana Solovei | https://orcid.org/0000-0002-7453-297X | tsolovei19@yandex.ru |
Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie Gory, GSP 1, Moscow, 119991,
Russia)