О КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ НАРОДОВ ЕВРОПЫ
(РЕЦ. НА: ВКУС ЕВРОПЫ. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ /
ОТВ. РЕД. М.Ю. МАРТЫНОВА, О.Д. ФАИС-ЛЕУТСКАЯ.
М.: КУЧКОВО ПОЛЕ МУЗЕОН, 2020. 568 С., ИЛ.)
М.Е. Кабицкий
Михаил Евгеньевич Кабицкий | orcid.org/0000-0003-2878-1067 | kabitski@yahoo.es |
к. и. н., доцент Учебно-научного центра социальной антропологии | Российский госу-
дарственный гуманитарный университет (Миусская площадь 6, ГСП-3, Москва, 125047,
Россия) | доцент исторического факультета | Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова (Ленинские горы 1, ГСП 1, Москва, 119991, Россия)
нтропология пищи и питания
-
отрасль
этноантропологических
А
наук, утвердившаяся сравнитель-
но недавно, исследования в этой области
продолжают динамично развиваться в
последние десятилетия. Отрадно, что это
происходит не только в зарубежной, но и
в отечественной науке. Начиная с первых
работ инициаторов данных исследований,
прежде всего С.А. Арутюнова и его коллег
(Арутюнов, Мкртумян
1981; Арутюнов
1981), задавших методологические уста-
новки изучения питания, в дальнейшем
эта проблематика рассматривалась в тема-
тических сборниках, коллективных и ин-
дивидуальных монографиях в социокуль-
турных, биологических, экологических
и других аспектах (Арутюнов, Воронина
2001; Добровольская 2005; Козлов 2005; и
др.). Научные журналы, в частности “Эт-
нографическое обозрение” и “Традицион-
ная культура”, не раз посвящали вопросам
Рецензия поступила 05.05.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 15.05.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Кабицкий М.Е. О культуре питания народов Европы (рец. на: Вкус Европы. Антрополо-
гическое исследование культуры питания / Отв. ред. М.Ю. Мартынова, О.Д. Фаис-Леут-
ская. М.: Кучково поле Музеон, 2020) // Этнографическое обозрение. 2022. № 4. С. 233-237.
https://doi.org/10.31857/S0869541522040133. EDN: HZFGGJ
Kabitskiy, M.E. 2022. O kul’ture pitaniia narodov Evropy [On the Food Culture of the Peoples of Europe]:
A Review of Vkus Evropy. Antropologicheskoe issledovanie kul’tury pitaniia [The Taste of Europe:
Anthropological Research on Food Culture], edited by O.D. Fais-Leutskaia and M.Yu. Martynova.
Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 4, pp. 233-237. https://doi.org/10.31857/S0869541522040133
EDN: HZFGGJ
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
234
Этнографическое обозрение № 4, 2022
этнографии питания тематические номера (“ЭО” 2011 г., № 1; 2012, № 5; “ТК”
2014 г., № 4; 2019, № 3).
В то же время в данной сфере сохраняется огромное, во многом еще не
освоенное поле для исследований: как конкретных систем питания, пищевых
предписаний, предпочтений и запретов, гастрономических фактов, так и для
более широкого теоретико-методологического синтеза, основу для которого
могут дать эти конкретные явления. В частности, можно отметить отсутствие
на данный момент на русском языке комплексной, обобщающей теоретической
монографии по антропологии пищи и питания как особой (суб)дисциплине.
С другой стороны, выходят весьма ценные коллективные труды, которые объе-
диняют частные исследования культур питания по странам, народам, регионам
общим подходом, а также концептуально-теоретическим анализом и обобщени-
ями во вводных или установочных главах. К данной категории можно отнести
и рассматриваемую работу.
Следует сказать несколько слов и о региональном контексте. Европа, как
известно, для этноантропологов всегда имела несколько меньшее значение в
сравнении с другими частями света, чем в рамках других общественных и гу-
манитарных наук. Этнография и антропология с самого начала развивались в
большей степени как исследование экзотических народов, изучение специфи-
ческих черт традиционной культуры, которая в рано индустриализированной
и модернизированной Европе, как считалось, в значительной мере вышла из
употребления. Однако время показало, что старый континент может дать эт-
нографам массу ценного материала, способного послужить основой и для ин-
тереснейших концептуальных построений. Европейская этнография доказала
свое право на существование. Одним из наиболее устойчивых элементов тради-
ционного культурного наследия является пища (как отмечают и авторы книги,
с. 11). Знаменательно поэтому, что именно коллеги-европеисты из нескольких
научных центров (Центра европейских исследований ИЭА РАН, Отдела евро-
пеистики МАЭ и ряда других) стали авторами новой значительной работы по
антропологии питания.
Вводная глава, как уже сказано, задает тон публикации. В ней ответственные
редакторы книги М.Ю. Мартынова и О.Д. Фаис-Леутская обосновывают значи-
мость исследований культуры питания, дают обзор их истории и современных
тенденций. Эту главу можно рекомендовать как введение не только к книге, но
и вообще в тематику антропологии питания, для тех, кто хочет начать знаком-
ство с этой важной областью науки. Авторы уделяют большое внимание роли
исторических, социологических, структурно-семиотических подходов к теме,
что важно с учетом междисциплинарного характера изучения питания. Отмече-
на роль таких важнейших для данной дисциплины фигур, как К. Леви-Стросс
и М. Дуглас, М. Харрис и А. Аппадураи, Дж. Гуди и С. Минц, которого иногда
называют “отцом антропологии питания”. Вместе с тем следовало бы упомя-
нуть, что, хотя оформление ее как самостоятельной области междисциплинар-
ных исследований начинается в конце 60-х - начале 70-х годов XX в., впервые
специально занялись этим аспектом еще функционалисты, а первые работы,
непосредственно относимые к антропологии питания, выполнены О. Ричардс
в 1930-е годы и М. Мид - в 1940-е (в рамках Комитета по изучению пищевых
привычек), причем именно в отмеченном авторами аспекте проблемы голода
(Баранов, Гуляева 2017: 47). Среди современных исследователей стоило также
назвать К. Фишлера и Х. Контрераса - крупнейших современных антропологов
питания во Франции и Испании соответственно (кстати, последний - автор од-
ной из немногих фундаментальных теоретических монографий по данной дис-
циплине, о нехватке которых говорилось выше).
Кабицкий М.Е. О культуре питания народов Европы
235
Удачно, что обзор современного состояния исследований включает и харак-
теристику важнейших центров, занятых данной проблематикой. Помимо чисто
научных учреждений, справедливо отмечена роль международной организации
“Слоу Фуд”, возникшей как раз в Европе и сочетающей исследовательскую,
образовательную, консультативную и социальную деятельность, что обстоя-
тельно рассматривалось в специальной статье (Кабицкий, Калмыкова 2016), на
которую авторы, правда, не ссылаются.
Можно отметить некоторую нечеткость в определении дисциплин, изучаю-
щих данную сферу, и их предметного поля. Так, авторы по-видимому приравни-
вают понятие исследований пищи и питания (в англоязычной литературе - Food
Studies) и гастики (“Food Studies, или гастики, как ее называют в России”, с. 14),
с чем трудно согласиться. Гастика обычно понимается как наука о знаковых и
коммуникативных функциях пищи, что важно для рассматриваемых авторами
структурно-семиотических подходов, но в любом случае даже близко не исчер-
пывает всей сферы и тематики исследований пищи и питания, представляющих
собой широкую междисциплинарную область. В нее входит (наряду с истори-
ей и социологией питания, которым авторы уделяют особое внимание, а также
с диетологическими, эволюционными, демографическими, экономическими и
многими другими аспектами) и антропология питания. В этом смысле выгля-
дит некорректной сделанная в главе отсылка к статье автора данной рецензии,
взгляды которого представлены как устаревшие (“Становится все более очевид-
но, что антропология питания отнюдь не исчерпывается такими дисциплинами,
как этнология, социальная и культурная антропология, хотя так еще недавно
полагали”, с. 13); логично все-таки антропологию питания как антропологи-
ческую субдисциплину рассматривать именно как часть социокультурной (как
максимум - также и биологической) антропологии. Иначе обстоит дело с Food
Studies, включающими большое количество смежных дисциплин, но о них в
упомянутой статье речи не шло; к тому же и сама вводная глава рецензируемой
книги озаглавлена “Культура питания как объект антропологического исследо-
вания”.
Основная часть коллективной монографии состоит из глав, посвященных
конкретным пищевым традициям, практикам и видам блюд и продуктов у опре-
деленных народов Европы. Причем, что следует отметить, они не просто со-
браны подряд, а структурированы по разделам, в известной мере отражающим
основные сферы антропологии питания: это алиментарные практики и истоки
традиции, система питания и социальность, вкус в культурах, национальная
кухня и аутентичные рецепты, трапеза и обряд. Рассматриваются черты куль-
туры питания почти двух десятков народов, от крупных стран и регионов, та-
ких, как Испания, Германия, Балканы, восточнославянские области, до диаспор
(евреи, цыгане) и относительно небольших этнокультурных групп (например,
влахов Сербии и Болгарии или понтийских греков).
К историческим истокам алиментарных традиций обратились О. Д. Фаис-
Леутская, Ю.А. Перевозчиков и А.Е. Загребин, рассмотревшие соответственно
распространение восточных элементов в европейской кухне со времен Средне-
вековья в целом, а в особенности на конкретном примере Сицилии, и истоки,
общие черты и особенности применения солода и его производных в культуре
питания финно-угорских народов, восходящего еще к эпохе бронзы (на основе
исторических, археологических, лингвистических и, разумеется, этнографиче-
ских данных).
Второй раздел, озаглавленный
“Система питания и социальность”
(думается, здесь можно было бы использовать также термин “социабельность”,
применяемый преимущественно психологами, но уместный и для социальной
236
Этнографическое обозрение № 4, 2022
антропологии, когда речь идет о системах коммуникации в обществе) посвя-
щен в основном крупным региональным и национальным сообществам, за ис-
ключением главы Л.С. Гущян и В.В. Федченко о пищевом ландшафте понтий-
ских греков. Применительно к этой историко-культурной группе греческого
народа авторы рассматривают идентитарный и символический аспекты пищи,
опираясь на концепты “пограничности” и “иконографии”, предложенные
Ж. Готтманном и М. Брюно. М.Ю. Мартынова, рассматривая такой многоли-
кий регион, как Балканы (но преимущественно ареал сербскохорватской куль-
турно-языковой общности), также уделяет особое внимание проблеме иден-
тичности. В статьях А.Н. Кожановского и Ю.В. Бучатской соответственно о
питании испанцев и немцев анализируются современные тенденции, в частно-
сти гендерный аспект.
Раздел “Вкус в культурах” рассматривает конкретные виды продуктов и вку-
совые особенности блюд латышской (С.И. Рыжакова), бретонской (М.К. Лю-
барт), болгарской (М.П. Кляус, Е. Водинчар) и албанской (А.А. Новик) кухни.
Более общие черты, характеризующие национальные кухни, анализиру-
ют в разделе “Национальная кухня и аутентичные рецепты” В.В. Руднев при-
менительно к пище шотландцев, Р.А. Григорьева - белорусов, Л.С. Гущян и
В.В. Федченко - французских евреев, Н.Г. Деметер - цыган Европы. В данном
разделе представляет интерес использование фундаментальных для антрополо-
гии питания концептов пищевых предпочтений и запретов.
Эти же аспекты связаны с обрядовыми предписаниями и практиками, рас-
смотренными авторами последнего, небольшого, но важного (last, but not least)
раздела “Трапеза и обряд”. В главе, написанной М.А. Андрюниной, анализ упо-
требления некоторых продуктов (особенно яблок) у восточных славян дан в
привязке к календарным вехам и поминальным обрядам в широком этнографи-
ческом контексте. Н.Г. Голант рассматривает пищу влахов-царан также в связи
с поминальными практиками, но и с обрядами так наз. “праздника дома”, рож-
дественским и пасхальным циклами.
Книга ярко иллюстрирована, что важно в подобных работах, но, пожалуй,
еще важнее то, что она хорошо иллюстрирует современное состояние антро-
пологии питания в нашей стране применительно к такому важному региону,
как Европа. Хотя отдельные главы посвящены конкретным народам и этнокуль-
турным группам, их многообразие, широта охвата и применения современных
подходов делают данную монографию своеобразной энциклопедией пищевых
практик современных европейцев и их изучения.
Научная литература
Арутюнов С.А. (отв. ред.) Этнография питания народов стран зарубежной
Азии. Опыт сравнительной типологии // Отв. ред. С. А. Арутюнов. М.:
Наука, 1981.
Арутюнов С.А., Воронина Т.А. (отв. ред.) Традиционная пища как выражение
этнического самосознания. Отв. ред.: М.: Наука, 2001.
Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы классификации элементов культу-
ры (на примере армянской системы питания) // Советская этнография. 1981.
№ 4. С. 3-15.
Баранов Д., Гуляева Е. Об этнографическом описании пищи // Experto crede
Alberto: cб. статей к 70-летию А. К. Байбурина. СПб.: Изд-во Европейского
ун-та в Санкт-Петербурге, 2017. С. 46-65.
Добровольская М.В. Человек и его пища. Пищевые специализации и проблемы
антропогенеза. М.: Научный Мир, 2005.
Кабицкий М.Е. О культуре питания народов Европы
237
Кабицкий М.Е., Калмыкова М.В. Организации Слоу Фуд и Терра Мадре и их
деятельность по защите кулинарных и аграрно-промысловых традиций //
Традиционная культура. 2016. № 2. С. 133-138.
Козлов А.И. Пища людей. Фрязино: Век 2, 2005.
B o o k R e v i e w
Kabitskiy, M.E. On the Food Culture of the Peoples of Europe [O kul’ture pitaniia
narodov Evropy]: A Review of Vkus Evropy. Antropologicheskoe issledovanie
kul’tury pitaniia [The Taste of Europe: Anthropological Research on Food
Culture], edited by O.D. Fais-Leutskaia and M.Yu. Martynova. Etnograficheskoe
obozrenie, 2022, no. 4, pp. 233-237. https://doi.org/10.31857/S0869541522040133
EDN: HZFGGJ ISSN
0869-5415
© Russian Academy of Sciences
© Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Mikhail Kabitskiy | orcid.org/0000-0003-2878-1067 | kabitski@yahoo.es | Russian
State University for the Humanities (Miusskaya sq. 6, GSP-3, Moscow, 125047,
Russia) | Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie Gory, GSP 1, Moscow,
119991, Russia)