МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ В КАЗАХСТАНЕ:
ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИИ
М.В. Могунова
Марина Викторовна Могунова
|
https://orcid.org/0000-0001-9341-0102
|
M_mogunova@mail.ru | старший преподаватель кафедры истории Казахстана и со-
циально-гуманитарных дисциплин | Северо-Казахстанский университет им. Манаша
Козыбаева (ул. Магжана Жумабаева 114, Петропавловск, 150000, Казахстан)
Ключевые слова
межнациональные браки, межэтническая интеграция, качественные методы, националь-
ная идентичность
Аннотация
В настоящей статье представлен обзор научных работ, посвященных проблеме межна-
циональных браков в Казахстане и опубликованных с 1991 г. по настоящее время. В ка-
захстанской науке прослеживаются несколько направлений, объектом изучения которых
являются межэтнические браки. Основанием для выделения данных научных направ-
лений выступает видение учеными самой проблемы, а также их интерес к отдельным
аспектам межнациональных браков. Представители первой исследовательской традиции
рассматривают разноэтнические семьи в ракурсе проблемы идентичности; представите-
лей второй традиции объединяет изучение смешанных семей, которые сформировались
в среде национальных групп казахстанского населения. Работы третьего направления от-
личает междисциплинарный характер исследований. В целом традиция изучения межна-
циональных браков в республике освещается в рамках теоретических подходов, перекли-
кающихся с методологией советской этнографии. Среди особенностей казахстанской
историографии также следует отметить трактовку смешанных браков по национальному
признаку. Таким образом, представленные в обзоре работы охватывают разные аспекты
проблемы межнациональных семей в Казахстане.
ежнациональные браки как практическое преломление ценностей разных
народов в рамках одной семьи на протяжении истории казахстанского
М
общества выступали неотъемлемой его частью. Казахи издавна прожива-
ли в окружении многих народов, и “строгого закона, запрещающего смешанные
браки в адате, не зафиксировано” (Стасевич 2009: 95). Казахские мужчины при
выборе брачного партнера отличались большей свободой по сравнению с женщи-
нами. Были распространены браки между мужчиной-казахом и представительни-
Статья поступила 30.08.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 05.06.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Могунова М.В. Межнациональные браки в Казахстане: обзор историографии // Этнографическое
обозрение. 2022. № 5. С. 211-222. https://doi.org/10.31857/S0869541522050116 EDN: IBJFSZ
Mogunova, M.V. 2022. Mezhnatsional’nye braki v Kazakhstane: obzor istoriografii [Interethnic
Marriages in Kazakhstan: A Review of Historiography. Etnograficheskoe obozrenie 5: 211-222.
https://doi.org/10.31857/S0869541522050116 EDN: IBJFSZ
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
212
Этнографическое обозрение № 5, 2022
цей другого народа, что позволяло сохранять принадлежность будущих детей к
казахскому роду, следование казахским традициям. К бракам с европейцами каза-
хи относились настороженно, имела место практика исключения из родственных
связей лиц, брачующихся с ними. Подобные тенденции описаны в работах доре-
волюционного этнографа Г.Н. Потанина (Потанин 2006: 307).
В советском Казахстане национально-смешанные браки стали весьма рас-
пространенным явлением. В 60-70-е годы прошлого века советские этнографы
высказали заинтересованность в изучении межнациональных браков и семей.
Одна из первых работ, посвященных бракам между представителями разных
национальностей в КазССР, была написана Ю.А. Евстигнеевым (Евстигнеев
1973). Интерес представляют труды Н.П. Борзых, О.Б. Наумовой, В.В. Гри-
ценко, А.Б. Калыша (Калышева) (Борзых 1970; Наумова 1987; Гриценко 1989;
Калыш 2013). Советские ученые смешанными считали браки, которые опре-
делялись по национальному признаку. В трактовке подобных браков и семей
акцент делался на проявлении межнациональной интеграции. Проблемати-
ка исследований охватывала широкий круг тем: национальное самосознание,
языковые вопросы, взаимоотношение в межнациональных семьях, изменения
в бытовой культуре и обрядности и проч. Казахстан рассматривался как реги-
он с одним из самых высоких показателей по количеству межэтнических бра-
ков во всей Средней Азии; отмечалась распространенность подобных браков
в казахстанских городах; имели место разные варианты такого рода браков;
фиксировалось увеличение числа браков между представителями титульного
населения (казахов) и представителями других национальностей, а также раз-
ные брачные установки мужчин и женщин одной национальности, например
казахов. Серьезный вклад советских ученых обусловлен и введением в науч-
ный оборот материалов отделов ЗАГС и переписей населения, хронологически
охватывающих целые десятилетия. Также стали активно применяться социо-
логические методы исследования, были организованы полевые экспедиции, в
том числе Казахстанский отряд Среднеазиатской этнографической экспедиции
(отряд работал в 1986 и 1987 гг.). В целом работы советских ученых заложили
традицию изучения межнациональных браков в Казахстане, продолженную их
казахстанскими коллегами.
В рамках настоящей статьи проанализируем и обобщим имеющиеся иссле-
дования по проблеме межнациональных браков в Казахстане, опубликованные
с 1991 г. по настоящее время.
В казахстанской науке прослеживаются несколько направлений, объектом
изучения которых прямо или косвенно выступают браки, объединившие лю-
дей разных национальностей. Представляется, что основанием для их выделе-
ния является теоретическое и практическое видение самой проблемы, а также
интерес исследователей к отдельным аспектам межнациональных семей. Ос-
мысление смешанных браков сквозь призму проблемы идентичности и ее со-
ставляющих нами было отнесено к работам первого направления. Второе же
объединяет ученых, изучающих межэтнические браки среди отдельных наци-
ональных групп казахстанского населения. Представителей третьей научной
традиции отличает междисциплинарный характер исследований. Ученые, ко-
торых можно отнести к междисциплинарному направлению, специализируясь
в сферах, далеких от этнографии, в рамках профессиональных интересов выхо-
дят на проблему межнациональных браков.
К первому направлению нами отнесены работы, в которых исследование
смешанных браков тесно связано с проявлением национального самоопределе-
ния личности на разных уровнях.
В данном ключе представляют интерес работы ученого из Восточно-Казах-
Могунова М.В. Межнациональные браки в Казахстане: обзор историографии
213
станского государственного университета им. Д. Серикбаева С.К. Уалиевой.
В исследовании “Имена людей смешанного происхождения в Казахстане” автор
раскрывает связь между именем человека и его самоидентификацией. Внимание
С.К. Уалиевой было приковано к людям, родившимся в смешанных семьях, от
браков между представителями европейских (русские, украинцы) и тюркских
(казахи, татары, азербайджанцы, корейцы) народов. Источником исследования
выступили материалы глубинных интервью 2010-2011 гг. с респондентами из
городов Шымкент, Усть-Каменогорск и Алматы.
С.К. Уалиева придерживается мнения, что выбор детских имен в межнацио-
нальных семьях обусловлен различными причинами. Выявленные автором тен-
денции в подборе имен для детей напрямую связаны с отношениями родителей
с родственниками и характеризуют степень самостоятельности решений роди-
телей. Она подчеркивает, что дети, рожденные в смешанных семьях, по-разно-
му воспринимают свои имена, по-разному относятся к ним и реагируют на них.
С.К. Уалиева резюмирует, что “более комфортно себя ощущают люди, у которых
интернациональные имена в смешанном происхождении… имена... которые об-
щеприняты для разных этносов” (Уалиева 2013: 125). Материалы интервью с
людьми, родившимися в межнациональных семьях, приводят исследователя к
выводу, что созвучность имени человека с его фамилией и отчеством, и особен-
но “соответствие” с его внешним обликом, во многом гарантируют комфортное
развитие личности, отсутствие серьезных трудностей, противоречий в процес-
се социализации. С.К. Уалиева отмечает большое значение имени человека для
понимания его личностной идентичности.
Взаимообусловленность межнациональных браков и этничности получила
развитие в работе Т.А. Резвушкиной, которая поднимает проблему гендерных
стратегий женщин в казахско-русских браках в современном Казахстане (на
примере г. Караганда). Объектом ее исследования выступили русские женщи-
ны, заключившие брак с казахскими мужчинами. Изучение гендерных укладов,
под которыми понимаются “нормативные правила и практики, регулирую-
щие межпоколенные и половые отношения данного этнического сообщества”
(Резвушкина 2019: 84), во многом определило исследовательский инструмента-
рий. Автор прибегла к помощи полуструктурированного интервью, методоло-
гические возможности которого и позволяют охарактеризовать опыт семейной
жизни, известный своей субъективностью и сложностью.
На материалах социологического исследования Т.А. Резвушкина раскрывает
идею о влиянии казахско-русских браков (через поведение женщин) на форми-
рование национальной идентичности новых поколений - другими словами, на
идентичность детей, родившихся в таких семьях. Выводы автора перекликают-
ся с известной в этнографической науке теорией ассимиляции. Т.А. Резвушкина
определила общие и отличительные черты гендерного порядка, установленного
в семьях женщин, принявших участие в опросе, на основании чего сконструи-
ровала типологию укладов в межнациональных браках. Автором выделено две
стратегии поведения женщин в казахско-русских браках. В первом случае речь
идет об ассимиляции, в результате которой происходит полное усвоение цен-
ностей иной национальной культуры. В этом случае «существует вероятность
формирования “традиционной идентичности”, которой свойственно соблюде-
ние традиционных представлений о роли мужчины и женщины» (Резвушкина
2019: 90). По мнению исследователя, в рамках такой стратегии воспроизводит-
ся уклад, характерный для традиционной казахской семьи с ее подчинением
старшим, властью мужа, гостеприимством, взаимовыручкой, тесной связью с
родственниками и проч. Вторая стратегия предполагает частичную ассимиля-
цию, в ходе которой считающиеся незыблемыми семейные нормы становятся
214
Этнографическое обозрение № 5, 2022
более гибкими, подвергаются изменениям их роль и значение (меняются поло-
жение мужчины в семье и распределение обязанностей, принципы воспитания
детей, значимость мнения окружающих для членов межнациональных семей и
проч.). Т.А. Резвушкина отмечает, что в этом случае в межнациональных браках
сохраняются определенные культурные барьеры, оказывающие влияние на вза-
имоотношения, нормы, самосознание членов семьи.
Экскурс в историю изучения проблемы национальной идентичности и са-
моидентификации в межнациональных браках в западной науке, также пред-
ставленный на страницах статьи Т.А. Резвушкиной, вполне уместен и служит
хорошим теоретическим обоснованием практической части исследования.
А.Б. Валиева и М.П. Кабакова продолжают традицию изучения межнацио-
нальных браков в Казахстане. Подчеркивая, что смешанный брак объединяет
людей разных культур, ученые акцентируют внимание на важности религиозной
идентичности супругов, тесно перекликающейся с этническим самосознанием
личности. Целью своего исследования они определили “изучение психологи-
ческих особенностей и проблем супружеских отношений в межнациональных
браках, где супруги - представители разных типов религиозной ориентации”
(Валиева, Кабакова 2018: 26). В фокус внимания ученых попали смешанные
семьи, объединившие казахов, чеченцев, татар, узбеков, русских и украинцев
г. Астаны (Нур-Султан). В ходе исследования супружеские пары были разбиты
на группы, различавшиеся между собой типами религиозной ориентации и ве-
роисповедания партнеров. Авторы использовали ряд психологических методик
и анкет, предназначенных для изучения отношений супругов, шкалы семейных
ценностей, религиозности супругов, мотивации обращения к религии и проч.,
материалы которых и позволили ученым сформулировать собственное пред-
ставление о специфике межнациональной брачности в Казахстане.
А.Б. Валиева и М.П. Кабакова трактуют межнациональный брак партнеров
с разной религиозной ориентацией как новую социальную реальность и свя-
зывают ее развитие с “распространенными предпочтениями смешанных бра-
ков внутри европейских и азиатских этносов” (Валиева, Кабакова 2018: 31).
Исследователи опытным путем выявили существование спорных моментов в
смешанных браках, где супруги имеют разную религиозную принадлежность,
что оборачивается потенциальными конфликтами и проблемам в совместной
жизни. Авторы резюмируют, что взаимоотношения между супругами, придер-
живающихся разной веры, имеют неоднозначные последствия. В одних случаях
наблюдается утрата одним из партнеров собственных культурных ценностей, в
других речь идет о формировании новой субкультуры и проч.
Таким образом, в работах, отнесенных нами к первому направлению, про-
блема межнациональных браков перекликается с проблемой идентичности.
Учеными представлены разные аспекты: национальное самоопределение лич-
ности, гендерные уклады, религиозная принадлежность и др. Значимость иден-
тичности в межнациональных браках в казахстанском обществе подкрепляется
материалами исследований, которые выполнены преимущественно качествен-
ными методами.
Второе направление исследований в сфере межнациональных браков объе-
диняет научные работы, в поле зрения которых находятся межэтнические семьи
отдельных национальных групп Казахстана.
В рамках обзора работ, принадлежащих ко второму направлению, можно
назвать исследование Г. Ким и Н. Ем, известных в казахстанской науке уче-
ных, изучающих корейскую культуру и межнациональные отношения, которое
посвящено особенностям межнациональных браков среди корейцев г. Алма-
ты1. Они подчеркивают, что модернизация советского общества в конце 1990-
Могунова М.В. Межнациональные браки в Казахстане: обзор историографии
215
х годов внесла существенные коррективы в жизнь всех национальных групп
некогда единого государства. Корейцы, превратившиеся, по мнению Г. Ким и
Н. Ем, в “корейскую диаспору” в Казахстане, столкнулись с проблемами, которые
затрагивали их национальное самосознание, в том числе в сфере семейно-брачных
отношений. В своей статье авторы изучают современное состояние брачности ал-
матинских корейцев. Основным источником авторского исследования, позволяю-
щим сделать релевантные выводы, выступили данные отделов ЗАГС по брачности
корейцев бывшей казахстанской столицы в 70-80-е годы XX в.
Г. Ким и Н. Ем придерживаются мнения, что во многом распространение
корейско-смешанных браков - это результат “значительных социальных сдви-
гов в сторону всеобщей стандартизации общественной жизни” (Ким, Ем б.г.).
Кропотливая работа с актовыми записями позволила исследователям просле-
дить и сформулировать особенности браков, объединивших корейцев и пред-
ставителей других национальностей в последней трети XX в. Ученые отмеча-
ют ежегодный рост межнациональных браков, в которые вступают корейские
мужчины (при этом мужчины-корейцы отдают предпочтение русским и казах-
ским женщинам в качестве брачных партнеров), увеличение брачного возраста
корейцев и их партнерш (некореянок), преобладание супружеских пар с боль-
шой разницей в возрасте. Также в ходе исследования был сделан вывод, что
уровень образования корейца/кореянки в межнациональной паре, как правило,
выше уровня образования партнера, и зафиксирован высокий уровень разводов
в случаях, когда корейцы вступали в брак с представителями другой националь-
ности.
Глубину авторским выводам и наблюдениям придает и сопоставительный
анализ корейско-корейских (традиционный корейский брак) и корейско-сме-
шанных браков в казахстанском обществе. Становится четким представление о
“межэтническом сближении” современных корейцев с представителями других
национальностей Казахстана.
Следующая работа вносит свой вклад в осмысление проблемы межнацио-
нальных браков в казахстанском обществе. В статье С.Ш. Казиева, М.В. Могу-
новой и С.В. Могунова объектом научного исследования выступили брачные
пары казахских мужчин и русских женщин г. Петропавловска (Северный Казах-
стан), интерес к которым авторы объясняют сложившейся в городе русско-ка-
захской этнической средой, определяющей развитие края в течение длительно-
го времени (Казиев и др. 2020: 137).
В своем анализе межнациональных браков ученые опираются на разноо-
бразные источники информации - материалы текущего учета населения (акто-
вые записи о заключении брака), данные авторских исследований, выполненных
с использованием количественных и качественных методов. Такое сочетание
может дать объемное представление о затронутой проблеме. Попытка прове-
дения ретроспективного анализа (обращение к советской действительности)
выглядит вполне оправданной. Безусловно, сильной стороной настоящего ис-
следования выступает введение в научный оборот широкого круга материалов
актовых книг 1996 г., 2006 г., 2016 г. из архива ЗАГС г. Петропавловска с запися-
ми данных о вступающих в смешанные браки (об их возрасте, национальности,
месте работы, образовании, семейном положении, об общих детях, о растор-
жении брака и др.), что позволило пролить свет на особенности браков между
казахскими мужчинами и русскими женщинами.
В научной литературе и раньше предпринимались попытки анализа браков
между казахами и русскими. Современное исследование С.Ш. Казиева и его
коллег отличает глубокий анализ одного из вариантов брака между казахами и
русскими - казахско-русского брака (браки между казахами и русскими име-
216
Этнографическое обозрение № 5, 2022
ют два варианта: “казахско-русский” - мужчина-казах и русская женщина - и
“русско-казахский” - русский мужчина и женщина-казашка), свойственных ему
тенденций; также проводится сравнение с брачно-семейными отношениями
населения других регионов страны. Авторы статьи придерживаются мнения,
что казахско-русские браки связаны с глубокой модернизацией современного
казахстанского общества. Они обращают внимание на то, что в период с 1996
по 2016 г. в Северном Казахстане начинает расти число таких семей, увеличи-
вается возраст брачующихся (при этом среди казахов и русских преобладают
разновозрастные пары), наблюдается рост образовательного уровня партнеров;
также отмечается, что супруги, как правило, принадлежат к разным социаль-
но-профессиональным группам. В целом браки между казахскими мужчинами
и русскими женщинами в Северном Казахстане, по мнению ученых, не ведут к
складыванию новых национальных групп и рассматриваются в русле межнаци-
ональной интеграции.
Статья Т.Е. Свахиной о браках между евреями и представителями дру-
гих национальностей в Восточном Казахстане органично вписывается в рам-
ки данного направления. Проблема смешанных браков в еврейской культуре
в советский и постсоветский периоды казахстанской истории рассматривается
автором с привлечением широкого круга источников. Среди них - материалы
официальной статистики, генеалогическая информация, данные авторского
социологического опроса и интервью. Особое значение Т.Е. Свахина прида-
ет жизненным историям партнеров, которые состоят в разноэтническом браке
(в данном случае имеется в виду брак между евреями и неевреями) или роди-
лись в подобных семьях. По мнению автора, осмысление жизненного опыта
раскрывает отношение доминирующего населения (казахов и русских) к меж-
национальным бракам, к детям из смешанных семей.
Браки, заключенные между евреями и представителями других националь-
ностей в советский период, автор статьи трактует как результат аккультурных
и ассимиляционных процессов, широко распространенных в обществе тех лет.
Не стала исключением ситуация в советском Казахстане. Т.Е. Свахина подчер-
кивает, что отказ евреев от собственной национальной принадлежности был вы-
нужденной мерой, повлекшей за собой изменение их самосознания, традиций,
культуры. Иначе автор статьи оценивает браки евреев с партнерами-нееврея-
ми в суверенном Казахстане: “Одной из особенностей современного общества
является то, что межнациональные семьи создаются в настоящее время людь-
ми, имеющими родителей разных национальностей и сам уровень смешанных
браков по-прежнему высок, причем в них вступают не только еврейские юно-
ши, но и девушки, дети которых, по религиозному закону, остаются евреями”
(Свахина 2015: 331; пунктуация оригинала). Она проводит мысль о том, что в
целом межнациональный брак (как форма) воспринимается современниками,
в том числе евреями, как возможность восстановить некогда утерянную наци-
ональную идентичность. Авторская позиция находит подтверждение в резуль-
татах социологических исследований, в ходе которых выяснилось, что “само
еврейское население современного Усть-Каменогорска, хоть не является про-
тивником межнационального брака, но, тем не менее, стремиться заключать
брачный союз с представителями своего этноса” (Там же: 330; орфография и
пунктуация оригинала). Аналогичные параллели проводятся автором в отноше-
нии детей, рожденных в межнациональных браках. Исследователь придержи-
вается мнения, что в советский период люди, рожденные в смешанных семьях
(в данном случае речь идет о браке между еврейской женщиной и представи-
телем другой национальности, например русским, белорусом или украинцем),
чаще выбирали национальность по отцу. В настоящее время очевидно, что
Могунова М.В. Межнациональные браки в Казахстане: обзор историографии
217
современная молодежь демонстрирует выбор в пользу еврейской, по выраже-
нию автора, “элитной”, принадлежности. В целом, в понимании исследователя,
межнациональный брак выступает важнейшим демографическим показателем,
определяющим структуру еврейского населения и его будущее.
Таким образом, в работах второго направления проблема разноэтнических
браков рассматривается сквозь призму малых народностей и крупных нацио-
нальных групп; особое внимание уделяется межнациональных бракам, в кото-
рые вступают представители титульного (казахского) этноса. В современных
исследованиях освещаются возрастные, образовательные, профессиональные и
прочие особенности супругов, состоящих в национально-смешанных браках.
Ученые используют разнообразные методологические подходы и инструмен-
тарий. В работах, как правило, преобладают концепции межэтнической инте-
грации, межэтнического сближения, межэтнической ассимиляции, а ведущим
источником исследований выступают материалы текущего учета населения (за-
писи о заключении брака актовых книг из отелов ЗАГС).
Работы третьего направления продолжают традицию изучения брачных
стратегий казахстанцев. Научный интерес их авторов связан с широким кругом
обществоведческих проблем, в рамках которых они выходят на исследование
браков, объединяющих людей разных национальностей.
М.С. Кирикбаева, А.Г. Байысбекова, Г.М. Березина и Г.И. Ельчинова, пред-
ставляя медицинские науки, сосредоточили внимание на проблеме брачной ас-
сортативности и метисации2. В коллективной статье учеными была предприня-
та попытка выявить этническую ассортативность и интенсивность метисации
казахстанских уйгуров, компактно проживающих в двух районах Алматинской
области, в национальной структуре которых представлены, помимо уйгуров,
казахи и русские. В своих расчетах ученые использовали коэффициент этни-
ческой брачной ассортативности, связанный с данными по однонациональным
бракам. Анализ брачных записей областных отделов ЗАГС позволил авторам
определить число моноэтнических и межэтнических браков в среде сельского
населения в обоих районах. Таким образом ученые выявили большое количе-
ство мононациональных и небольшое число межнациональных браков. Иссле-
дователи также фиксируют невысокую интенсивность метисации указанных
выше групп: “…доля казахско-уйгурских браков в Уйгурском районе 6,3%, в
Жамбылском - 1,9%…”; “…смешение казахов и уйгуров с русскими еще не-
значительнее - от 0,1% уйгурско-русских браков в Жамбылском районе до
1,5% казахско-русских браков в уйгурском районе” (Кирикбаева и др. 2011: 86).
Они делают вывод, что уйгуры, казахи и русские данного региона стремятся
заключать браки с представителями своей национальности, что соответствует
положительной брачной ассортативности по национальному признаку. Выбор
брачного партнера среди уйгуров, казахов и русских учеными обосновывается
идеей влияния этнической среды, которая распространена в этнографической
науке. М.С. Кирикбаева и ее коллеги также подтверждают выводы этнографов,
согласно которым чем малочисленнее народ, тем выше стремление его предста-
вителей заключать однонациональные браки. Авторы статьи уточняют, что их
выводы об уровне метисации соответствуют ситуации, сложившейся в данной
области исключительно на начало XXI в. В целом ученые подчеркивают значи-
мость исследований, связанных с брачными предпочтениями народов, в разных
сферах (медицинское консультирование, изучение генетических процессов, на-
следственных патологий и проч.).
В другом ключе рассматривают межнациональные браки Г.Ж. Асылханова,
Л.А. Гаппасова и Б.К. Айтимова. Рассуждения ученых покоятся на идее о со-
циальной природе семьи, представляющей собой “своеобразное сосредоточе-
218
Этнографическое обозрение № 5, 2022
ние всей совокупности общественных отношений” (Асылханова и др. 2014: 52).
В их понимании разноэтнические браки - составная часть семьи как социаль-
ного института, которая предполагает отношения между представителями раз-
личных национальностей на межличностном и межгрупповом уровнях. Для
любого сложного в национальном отношении общества, каким является казах-
станское, браки, объединяющие разные народы, религии и культуры, - истори-
чески закономерное явление.
В формате научной статьи исследователи, рассуждая о существенных ха-
рактеристиках межнациональных браков, предлагают собственное понимание
их особенностей. Говоря об основных чертах подобных “сложных” браков, ав-
торы акцентируют внимание на ценностных ориентациях членов разноэтниче-
ских семей, их взаимодействии с окружающими, национальной культуре и ее
проявлениях, национальной психике и проч. Они приходят к выводу, что на-
ционально-смешанные браки оказывают влияние на процессы, происходящие
в обществе, определяют многие социальные тенденции, “ключевые проблемы
общества в целом” (Там же: 53). По мнению Г.Ж. Асылхановой и ее коллег, гете-
рогенные браки и семьи “обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между
представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к нацио-
нальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к
их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют
личность как взрослых членов семьи, так и детей” (Там же: 54). Опираясь на
подобное представление о межнациональных браках, авторы статьи резюми-
руют: межнациональные браки - это фактор стабильности общества (данный
тезис был отражен и в названии самого исследования). Безусловно, настоящая
статья несет глубокий гуманистический посыл. Вместе с тем представление о
смешанных браках как индикаторе национальных отношений далеко не ново в
научном мире, оно зародилось в недрах советской этнографии и в настоящее
время активно транслируется российскими учеными.
Другой авторский коллектив (Е.В. Гаркава, А.Б. Алиакпарова, Ф.В. Валов
и Д.Б. Шуренов) обосновывает свой интерес к проблеме межнациональных
браков парадоксальной ситуацией, сложившейся в обществе: доля смешанных
браков в Казахстане растет, однако при этом данное явление не подвергается
глубокому анализу. С целью восполнения отдельных пробелов в изучении меж-
национальных браков ученые организовали и провели социологическое иссле-
дование в Павлодарской области, результаты которого и описали в своей коллек-
тивной работе. Разработанная ими анкета охватывала широкий круг вопросов,
таких как: отношение респондентов к межэтническим бракам, оказывают ли
влияние окружающие на их создание, как дети определяют свою идентичность
в таких семьях и проч. Опросив городских и сельских жителей области и срав-
нив их ответы, исследователи проследили некоторые особенности межнацио-
нальных браков в регионе. Они выяснили, что количество смешанных семей
в Павлодарской области держится на уровне республиканских показателей
(Гаркава и др. 2014: 23). Ученые также зафиксировали положительное отноше-
ние большей части респондентов к бракам между людьми разных националь-
ностей. При этом они обратили внимание на следующую деталь: население
средних по размеру городов региона (таких, как Екибастуз и Аксу) настроено
к межэтническим бракам более положительно, чем жители областного центра
(г. Павлодар) и села (с. Павлодарское). Вопрос анкеты “Согласились бы Вы
вступить в межнациональный брак?” выявил другую тенденцию среди опро-
шенных. Ученые отмечают большую долю потенциально желающих заключить
гетерогенный брак среди тех респондентов, которые в свое время были менее
настроены к положительной оценке такого союза (речь идет о жителях сельской
Могунова М.В. Межнациональные браки в Казахстане: обзор историографии
219
местности). Формирование положительного отношения к смешанным бракам
в отдельных городах научный коллектив связывает с наличием подобных пар
в близком окружении людей, принявших участие в анкетном опросе. Наконец,
проведенное исследование показало, что для жителей Павлодарской области
при выборе будущего супруга национальность не имеет определяющего значе-
ния. Выявленные тенденции в сфере разноэтнических браков позволили уче-
ным прогнозировать “увеличение числа таких семей, а следовательно и укре-
пление межнационального единства в Республике Казахстан” (Гаркава и др.
2014: 24). Иначе говоря, задействовав в изучении смешанных браков ставший
уже традиционным для этнографии социологический инструментарий, авторы
получили “моментальный снимок” общественного мнения, способный внести
коррективы в развитие общества. Важно подчеркнуть, что высокая степень до-
стоверности социологического метода позволяет изучать межнациональные
браки объективно и глубоко.
Таким образом, работы третьего направления рассматривают проблемы
межнационального брака в рамках социологии, медицины, философии, гене-
тики и проч. Междисциплинарный характер исследований привносит новые
аспекты в изучение смешанных браков и позволяет по-новому взглянуть на
союз, объединяющий людей разных национальностей. Авторами научных ра-
бот разноэтнические браки трактуются в русле разных концепций (межэтни-
ческая ассимиляции, межэтническая интеграция). Ученые активно используют
современные методы исследования и их материалы в качестве доказательства
состоятельности научных предположений.
*
*
*
В данной работе представлен обзор казахстанской историографии по про-
блеме межнациональных браков в республике. Несмотря на то, что данная тема
важна и актуальна, особенно для понимания специфики казахстанского обще-
ства, исследований в этой области проводится довольно немного. В отдельных
случаях нам приходилось сталкиваться с трудностями при получении доступа
к научным материалам. Возможно, объяснением этому служит закрытость ин-
формации о межнациональных браках, которая сужает возможности казахстан-
ских ученых (в то время как западные исследователи имеют свободный доступ
к широкой источниковой базе). К сожалению, ограничительные меры сохраня-
ются, в результате чего современным исследователям требуется проделывать
большой объем механической работы в отделах ЗАГС. Данные обстоятельства
в некоторой степени отразились на структуре настоящего обзора.
Представляется, что традиция изучения межнациональных браков осве-
щается в рамках теоретических подходов, перекликающихся с методологией
советской этнографии. Среди особенностей казахстанской историографии сле-
дует отметить трактовку смешанных браков исключительно по национальному
признаку. Представленные в обзоре работы в целом охватывают разные аспек-
ты проблемы таких браков. В настоящее время изучаются этнический состав
межнациональных браков, отношение общества к национально-смешанным
бракам, изменения числа самих разноэтнических браков, национальная иден-
тификация подростков в национально-смешанных семьях. Казахстанские уче-
ные оперируют понятиями “межнациональные браки”, “смешанные браки”,
“межэтнические браки” и прибегают к помощи разнообразных эмпирических
методов исследования, в числе которых анкетирование, наблюдение, глубин-
ные интервью. В целом выделение научных направлений и их представителей
в рамках историографического обзора весьма условное и отражает исключи-
220
Этнографическое обозрение № 5, 2022
тельно авторскую позицию. На наш взгляд, многие аспекты проблемы межна-
циональных браков в Казахстане недостаточно проработаны исследователями
и требуют дальнейшего изучения.
Примечания
1 Ким, Ем б.г. - Ким Г.Н., Ем Н. Межнациональные браки среди корейцев
г. Алматы // Lib.Ru: Сервер “Заграница”. http://world.lib.ru/k/kim_o_i/gk1rtf.
shtml (дата обращения: 14.01.2021).
2 Под брачной ассортативностью понимается предпочтительность в выборе
брачного партнера, в основе которой лежат демографически и антропологиче-
ски фиксируемые признаки (возраст, уровень образования, благосостояние и
прежде всего этническая принадлежность партнера).
Научная литература
Асылханова Г.Ж., Гаппасова Л.А., Айтимова Б.К. Межэтнические браки как
фактор стабильности общества // Вестник Инновационного Евразийского
университета. 2014. № 1. С. 51-54.
Борзых Н.П. Распространенность межнациональных браков в республиках
Средней Азии и Казахстане в 1930-х годах // Советская этнография. 1970.
№ 4. С. 87-96.
Валиева А.Б., Кабакова М.П. Религиозная ориентация супругов как фактор от-
ношений в межнациональном браке: психологический аспект // Вестник.
Серия психологии и социологии. 2018. № 2 (65). С. 22-33.
Гаркава Е.В., Алиакпарова А.Б., Валов Ф.В., Шуренов Д.Б. Межнациональные
браки в Павлодарской области: тенденции, сложности. Павлодар: Кереку,
2014.
Гриценко В.В. Факторы устойчивости национально-смешанных и однонаци-
ональных браков: (по материалам этносоциологического исследования в
г. Аркалыке КазССР). Дис
канд. ист. наук. Институт этнографии им. Ми-
клухо-Маклая АН СССР, Москва, 1989.
Евстигнеев Ю.А. Динамика межэтнических браков в среде населения Северно-
го Казахстана (1940-1969 гг.). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Московский
государственный университет, Москва, 1973.
Казиев С.Ш., Могунова М.В., Могунов С.В. Межэтнические браки в среде го-
родских русских и казахов Северного Казахстана // Вестник антропологии.
2020. № 3. С. 136-152. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2020-51-3/136-152
Калыш А.Б. Семья и брак в современном Казахстане. Алматы: Арыс, 2013.
Кирикбаева М.С., Байысбекова А.Г., Березина Г.М., Ельчинова Г.И. Этниче-
ская ассортативность и интенсивность метисации казахстанских уйгуров //
Вестник Московского университета. Серия XXIII, Антропология. 2011. № 1.
С. 84-87.
Наумова О.Б. Национально-смешанные семьи у немцев Казахстана (по матери-
алам экспедиции 1986 г.) // Советская этнография. 1987. № 6. С. 91-99.
Потанин Г.Н. Заметки о Сибирском казачьем войске // История Казахстана в
русских источниках ХVI-ХХ веков. Т. VII, Потанин Г.Н. Исследования и ма-
териалы // Науч. ред. И.В. Ерофеева. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. С. 303-330.
Резвушкина Т.А. Гендерные стратегии женщин в казахско-русских браках в со-
временном Казахстане // Гендерные режимы современного общества: моза-
ика сценариев маскулинности и феминности / Под общ. ред. И.В. Фроловой.
Уфа: Диалог, 2019. С. 81-91.
Могунова М.В. Межнациональные браки в Казахстане: обзор историографии
221
Свахина Т.Е. Межнациональные браки в Восточном Казахстане: еврейский
аспект // История. Память. Люди: материалы VII Международной науч-
но-практической конференции, 19 сентября 2014 г. Алматы, 2015. С. 323-331.
Стасевич И.В. Брак и семья у казахов в конце XIX-XXI в. Время и традиция //
Центральная Азия: традиция в условиях перемен. 2009. № 2. С. 93-111.
Уалиева С.К. Имена людей смешанного происхождения в Казахстане // Вестник
КазНУ. Серия историческая. 2013. № 3 (70). С. 119-125.
R e s e a r c h A r t i c l e
Mogunova, M.V. Interethnic Marriages in Kazakhstan:A Review of Historiography
[Mezhnatsional’nye braki v Kazakhstane: obzor istoriografii]. Etnograficheskoe
obozrenie, 2022, no. 5, pp. 211-222. https://doi.org/10.31857/S0869541522050116
EDN: IBJFSZ ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of
Ethnology and Anthropology RAS
Marina Mogunova | https://orcid.org/0000-0001-9341-0102 | M_mogunova@mail.ru |
Manash Kozybayev North Kazakhstan University
(114 Zhumabayev St.,
Petropavlovsk, 150000, Kazakhstan)
Keywords
Kazakhstan, interethnic marriage, ethnic integration, national identity, qualitative
research methods
Abstract
The article presents a review of academic research on the issue of interethnic marriage
in Kazakhstan, conducted since 1991. There have been several distinct directions
of studying interethnic marriages in Kazakhstan, differing in both the perspective
that scholars have taken on the issue itself and the focus on this or that individual
aspect thereof. Thus, one group of scholars views interethnic marriages as part of
the larger issue of identity, while scholars of another group share a specific interest
in studying mixed families, and still another group prefers to take an altogether
different interdisciplinary approach to the whole set of problems. One can argue
that, by and large, the study of this issue in Kazakhstan has traditionally gravitated
towards theoretical frameworks reminiscent of methodologies of Soviet ethnography.
Particular to Kazakhstan’s tradition has been, however, analyzing interethnic
marriages through the prism of nationality. This review attempts to cover all major
facets of this important academic matter.
References
Asylkhanova, G.Zh., L.A. Gappasova, and B.K. Aitimova. 2014. Mezhetnicheskie
braki kak faktor stabil’nosti obshchestva [Interethnic Marriages as a Factor of
Stability of Society]. Vestnik Innovatsionnogo Evraziiskogo universiteta 1: 51-54.
Borzykh, N.P. 1970. Rasprostranennost’ mezhnatsional’nykh brakov v respublikakh
Srednei Azii i Kazakhstane v 1930 godakh [The Prevalence of Interethnic
Marriages in the Republics of Central Asia and Kazakhstan in the 1930s].
Sovetskaia etnografiia 4: 87-96.
Evstigneev, Yu.A. 1973. Dinamika mezhetnicheskikh brakov v srede naseleniia
Severnogo Kazakhstana (1940-1969 gg.) [Dynamics of Interethnic Marriages
among the Population of Northern Kazakhstan (1940-1969)]. PhD diss. abstract,
Moscow State University.
Garkava, E.V., A.B. Aliakparova, F.V. Valov, and D.B. Shurenov.
2014.
222
Этнографическое обозрение № 5, 2022
Mezhnatsional’nye braki v Pavlodarskoi oblasti: tendentsii, slozhnosti
[Interethnic Marriages in the Pavlodar Region: Trends, Difficulties]. Pavlodar:
Kereku.
Gritsenko, V.V.
1989. Faktory ustoichivosti natsional’no-smeshannykh i
odnonatsional’nykh brakov: (po materialam etnosotsiologicheskogo issledovaniia
v g. Arkalyke KazSSR). [Factors of Stability of National-Mixed and One-National
Marriages (Based on the Materials of an Ethnosociological Study in the City of
Arkalyk of the Kazakh SSR)]. PhD diss., Institute of Ethnography, Academy of
Sciences of the USSR.
Kalysh, A.B. 2013. Sem’ia i brak v sovremennom Kazakhstane [Family and Marriage
in Modern Kazakhstan]. Almaty: Arys.
Kaziev, S.Sh., M.V. Mogunova, and S.V. Mogunov. 2020. Mezhetnicheskie braki v srede
gorodskikh russkikh i kazakhov Severnogo Kazakhstana [Inter-Ethnic Marriages
among Russians and Kazakhs in the Cities of Northern Kazakhstan]. Vestnik
antropologii 3: 136-152. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2020-51-3/136-152
Kirikbaeva, M., A.G. Baiysbekova, G.M. Berezina, and G.I. Elchinova.
2011.
Etnicheskaia assortativnost’ i intensivnost’ metisatsii kazakhstanskikh uigurov
[Ethnic Assortativity and Intensity of Mestization of Kazakh Uighurs]. Vestnik
Moskovskogo universiteta. Seriia XXIII, Antropologiia 1: 84-87.
Naumova, O.B. 1987. Natsional’no-smeshannye sem’i u nemtsev Kazakhstana (po
materialam ekspeditsii 1986 g.) [National-Mixed Families among the Germans
of Kazakhstan (Based on the Materials of the 1986 Expedition)]. Sovetskaia
etnografiia 6: 91-99.
Potanin, G.N. 2006. Zametki o Sibirskom kazach’em voiske [Notes about the Siberian
Cossack Army]. In Istoriia Kazakhstana v russkikh istochnikakh ХVI-ХХ vv. [The
History of Kazakhstan in Russian Sources of the XVI-XX Centuries]. Vol. VII,
Potanin G.N. Issledovaniia i materialy [Potanin G.N. Research and Materials],
edited by I.V. Erofeeva, 303-330. Almaty: Daik-Press.
Rezvushkina, T.A. 2019. Gendernye strategii zhenshchin v kazakhsko-russkikh
brakakh v sovremennom Kazakhstane [Gender Strategies of Women in Kazakh-
Russian Marriages in Modern Kazakhstan]. In Gendernye rezhimy sovremennogo
obshchestva: mozaika stsenariev maskulinnosti i feminnosti [Gender Regimes
of Contemporary Society: A Mosaic of Masculinity and Femininity Scenarios],
edited by I.V. Frolova, 81-91. Ufa: Dialog.
Stasevich, I.V. 2009. Brak i sem’ia u kazakhov v kontse XIX-XXI v. Vremia i traditsiia
[Marriage and Family among Kazakhs at the End of the XIX-XXI Century: Time
and Tradition]. Tsentral’naia Aziia: traditsiia v usloviiakh peremen 2: 93-111.
Svakhina, T.E. 2015. Mezhnatsional’nye braki v Vostochnom Kazakhstane: evreiskii
aspect [Interethnic Marriages in East Kazakhstan: The Jewish Aspect]. In
Istoriia. Pamiat’. Liudi: materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi
konferentsii, 19 sentiabria [Story, Memory, People: Materials of the VII
International Scientific and Practical Conference], 323-331. Almaty.
Ualieva, S.K. 2013. Imena liudei smeshannogo proiskhozhdeniia v Kazakhstane
[Names of People of Mixed Origin in Kazakhstan]. Vestnik KazNU. Seriia
istoricheskaia 3 (70): 119-125.
Valieva, A., and M. Kabakova. 2018. Religioznaia orientatsiia suprugov kak faktor
otnoshenii v mezhnatsional’nom brake: psikhologicheskii aspect [Religious
Orientation of Spouses as a Factor of Relations in Interethnic Marriage:
Psychological Aspect]. Vestnik. Seriia psikhologii i sotsiologii 2 (65): 22-33.