КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДЫ И ОПЫТ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ (РЕЦ. НА:
Г
ОЛОВНЁВ А.В., БЕЛОРУССОВА С.Ю., КИССЕР Т.С.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧНОСТЬ И КИБЕРЭТНОГРАФИЯ.
С
АНКТ-ПЕТЕРБУРГ: МАЭ РАН, 2021. 280 С.)
Мария Эдуардовна Сысоева | http://orcid.org/0000-0002-0553-4998 | m.sysoeva@iea.ras.ru |
стажер-исследователь | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва,
119991, Россия)
Информация о финансовой поддержке
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 22-18-00241]
ассматриваемое издание весьма
своевременно и актуально. Под
Р
обложкой сборника представ-
лены тексты, по большей части ра-
нее не публиковавшиеся, которыми
А.В. Головнёв, С.Ю. Белоруссова и
Т.С. Киссер концептуализируют в те-
оретическом поле нашей науки важ-
нейшие тренды современной этно-
логии и социальной антропологии,
связанные с феноменом виртуальной
этничности и новыми эвристически-
ми возможностями киберэтногра-
фии. Структурно материал сборника
распределен следующим образом:
теоретико-методологические
раз-
мышления представлены в главах
“По ту сторону” и “Сетевые опыты”,
а полевые материалы - в главе “Вир-
туальная этничность”.
В предисловии конкретными
примерами иллюстрируется, на-
Рецензия поступила 10.02.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 14.02.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Сысоева М.Э. Концепции, методы и опыт этнографических исследований в онлайн-простран-
стве (рец. на: Головнёв А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Виртуальная этничность и ки-
берэтнография. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2021) // Этнографическое обозрение. 2022. № 5.
С. 238-242. https://doi.org/10.31857/S0869541522050141 EDN: ICQPWG
Sysoeva, M.E.
2022. Kontseptsii, metody i opyt etnograficheskikh issledovanii v onlain-
prostranstve [Concepts, Methods, and Experience of Ethnographic Research in the Online Space]:
A Review of Virtual’naia etnichnost’ i kiberetnografiia [Virtual Ethnicity and Cyberethnography],
by A.V. Golovnev, S.Y. Belorussova, T.S. Kisser. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 5,
pp. 238-242. https://doi.org/10.31857/S0869541522050141 EDN: ICQPWG
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
Сысоева М.Э. Концепции, методы и опыт этнографических исследований...
239
сколько реально киберпространство. Размышлениями о массовой панике и ее
последствиях, вызванных вышедшей из строя социальной сетью Facebook*
в октябре 2021 г., авторы пытаются обратить внимание читателей на пути и
механизмы воздействия кибермира на общество. Для измерения масштабов
описываемого явления используются такие речевые формулы, как «ломка от
“киберудушья”», “окутавшая мир киберпаутина”, “растущий киберинтеллект”,
“замещение физического пространства виртуальным”, одновременно демон-
стрируется неразрывная связь киберпространства с физическим миром и его
вполне реальное влияние на человека. Авторы задаются методологически важ-
ными вопросами: с какой исследовательской оптикой подойти к феномену ки-
берпространства? применимы ли методы классической этнографии при иссле-
довании онлайн-миров? - и последовательно пытаются ответить на них.
Интересен взгляд авторов на историю становления киберэтнографиче-
ской науки и расстановку методологических акцентов: обсуждаются концепт
поля и его границы, методы полевой работы, проблемы взаимодействия “ис-
следователь-информант”, соотношение физического и интернет-пространств.
Пошагово отвечая на ряд дискуссионных вопросов, авторы приходят к выво-
ду, что “веб-этнография не замыкается на работе с компьютером и гаджетом, а
включает физическое наблюдение за тем, как виртуальная жизнь встраивается
в повседневную реальность” (с. 22). То есть для успеха полевой киберработы
необходимо совмещение “классических” этнографических методов и приемов
digital anthropology. Подчеркивается, что исследователи сталкиваются и с не-
малыми сложностями: феноменальная скорость обновления информации и пу-
бликуемого контента предполагает быстрое реагирование на эти вызовы и как
следствие “требует не меньшей (иногда значительно большей) подготовки, чем
исследование в физическом пространстве” (с. 18).
Стоит отметить, что в русскоязычной научной литературе эти вопросы ра-
нее осмыслялись в работах П.В. Колозариди (Колозариди 2014а, 2014б, 2018;
Колозариди, Макушева 2018), в коллективных трудах “Новое время, новое поле:
меняющийся мир качественных исследований и новые технологии” (Звонарева
и др. 2021) и “Как изучать историю интернета” (Юлдашев и др. 2020), а так-
же на заседаниях “Клуба любителей интернета и общества” - неформального
объединения исследователей (Бельская и др. 2018). Принципиальное новатор-
ство авторов обсуждаемого издания видится в их опоре на антропологиче-
ский подход и собственный полевой опыт. А.В. Головнёв, С.Ю. Белоруссова и
Т.С. Киссер рассматривают и анализируют интернет-практики через специфику
социальных и культурных особенностей конкретной этнической группы (кря-
шены, нагайбаки, российские немцы) или региона (киберскорость на Таймыре,
кружение в кочевом и виртуальном времяпространстве в Кольской тундре).
В то же время материалы книги свидетельствуют о том, что универсальной
техники проведения онлайн-исследования не существует. Авторы подробно ана-
лизируют три методологические стратегии изучения сущности виртуальности:
поиски взаимосвязи онлайн- и офлайн-сред (К. Хайн); исследование онлайн-ми-
ра Second Life в отрыве от физического контакта (Т. Беллсторф); и, напротив, ис-
следование онлайн-среды в качестве дополнения к “исследованию на реальной
территории” (Д. Миллер). Не выделяя ни одну из стратегий как приоритетную,
А.В. Головнёв, С.Ю. Белоруссова и Т.С. Киссер обосновывают интегративный
подход и оставляют за исследователем право ситуативно выстраивать/выбирать
(под свое поле) поведенческие принципы. В этом отношении показательным ви-
дится опыт методологического поиска Дж. Постилла: в результате неудач при
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
240
Этнографическое обозрение № 5, 2022
сборе материала непосредственно в поле (массовые беспорядки в конце 1990-х
годов в индонезийском Борнео) исследователь приходит к заключению о необхо-
димости восприятия виртуального исследования как самодостаточной практики,
но без отрыва от офлайн-контекста (Postill 2010, 2017).
Спорным видится тезис, вернее, вторая его часть, что “в кибермире все
подчинено воображению и конструированию, здесь заново организуется ре-
альность” (с. 54), где словно констатируется разрыв связей между онлайн- и
офлайн-пространствами. Авторы анализируют, каким образом вызовы физи-
ческой среды находят отражение в онлайн-коммуникации и действиях отдель-
ных активистов. Эти коллизии рассмотрены на примерах интернет-реакции
на поджоги кряшенских церквей (с. 143-147), практики поисков российскими
немцами родственников через социальные сети (с. 188-191), проведения он-
лайн-проповедей (с. 195-199) и пасхальных марафонов (с. 199-203) в период
самоизоляции, развития сетевых технологий на Таймыре, компенсирующе-
го недостатки инфраструктуры (с. 203), онлайн-ревитализации языка долган
(с. 226-227), онлайн-дискуссии о причинах кружения оленей (с. 244-251).
Кибермир, безусловно, порождает новые (порой ранее неприемлемые) яв-
ления (цифровая религия, виртуальный музей, цифровой банк диалектов и др.),
но также адаптирует уже устоявшиеся в физическом мире (онлайн-диалог по-
литиков и населения). Интересен вывод о том, что “сегодня виртуальный сце-
нарий предшествует реальному” (с. 71). Так, кряшенская группа в социальной
сети “Вконтакте” способствовала привлечению молодежи к кряшенскому дви-
жению: участники виртуального сообщества собираются на реальные встречи,
обсуждают планы по реализации культурных проектов, тем самым пополняя
ряды кряшенских активистов (с. 141-142). Через блоги, рассказывающие о лич-
ных практиках адаптации немцев - поздних переселенцев в Германию, устанав-
ливаются дружеские связи в среде эмигрантов (с. 179-186).
В ряду интереснейших материалов сборника отмечу весьма плодотворный
анализ концептов “кибердиаспора”, “киберрасизм”, “киберрелигия”, “кибер-
ритуал”, чему посвящена глава “Сетевые опыты”. По большей части разделы
наполнены авторским осмыслением дискуссий и подходов, возникших вокруг
этих явлений. Исключение представляет раздел об онлайн-религиозности, ос-
нованный в том числе и на полевых материалах авторов. Анализируя опыт пе-
реживания виртуального мира миром религиозным, исследователи приходят к
справедливому заключению о неизбежности трансформации церкви и измене-
ния понятий допустимого и недопустимого в церковной среде.
Наконец, особую ценность для этнологов/антропологов представляют ма-
териалы, размещенные в главе “Виртуальная этничность”. Они основаны на
анализе этнографических данных, собранных “классическим” методом (поле-
вые экспедиции авторов в Омскую и Свердловскую области, Пермский край,
Республики Коми и Татарстан, на Таймыр и в Магнитогорск), и материалов
тематических сообществ социальных сетей (“Вконтакте”, “Одноклассники” и
др.), групповых чатов в мессенджере WhatsApp и других персонализированных
онлайн-аккаунтов.
Каждое исследование киберпространства требует индивидуального набора
инструментов. В связи с этим авторы обращают отдельное внимание на то, ка-
кую роль играют такие объекты, как хештеги и никнеймы, анализируют фото- и
видеоконтент, посты с картинками и мемами, комментарии интернет-пользова-
телей и др. Виртуальная этничность, детально разобранная на примере кряшен,
нагайбаков, российских немцев, долган и др., иллюстрирует авторскую гипоте-
зу о проявлении большей киберактивности представителями малых сообществ.
Появление в социальных сетях “этнических” групп формирует собственные
Сысоева М.Э. Концепции, методы и опыт этнографических исследований...
241
стратегии презентации сообщества (через категории “свой” и “чужой”, рели-
гиозные или языковые факторы, символы “традиционной” культуры и др.) и
создает пространство постоянного общения, позволяющее членам групп оста-
ваться вовлеченными в жизнь сообщества вне зависимости от физического ме-
стонахождения и особенностей инфраструктуры. Так, родовые группы являют-
ся одним из способов мобилизации российских немцев на совершенно новом
уровне, а артикуляция в киберпространстве необходимости сохранения языка
долган делает маленький шаг в сторону разрешения сложившийся языковой си-
туации и поиска стратегий ревитализации идентичности.
На мой взгляд, важно обсуждать и этические вопросы подобного рода ис-
следований, поскольку “вхождение в поле”, понимание тела и присутствия в
кибер- и “классической” этнографии значительно отличаются, а доступность
интернет-данных создает ложное ощущение “коллективной собственности”.
В этом контексте интересна была бы авторская рефлексия в отношении возник-
ших в ходе исследований этических проблем и способов их преодоления.
Книга А.В. Головнёва, С.Ю. Белоруссовой и Т.С. Киссер “Виртуальная эт-
ничность и киберэтнография” совершенного не похожа на сухую монографию,
она наполнена богатым эмпирическим материалом, критическими и порой
даже ироничными заметками. Проделана колоссальная работа по осмыслению
внушительного массива литературы Internet studies, сбору и анализу полевых
данных. В то же время авторы скромно отмечают: “…мы не делаем сногсшиба-
тельных открытий и не подводим впечатляющих итогов, а лишь наблюдаем за
происходящим с нами и вокруг нас” (с. 257). Вероятно, данный труд лишь на-
чало исследовательского пути, и стоит ждать продолжения научных изысканий
и ответов на пока еще неосвещенные вопросы. Тем не менее уверена, работа
вызовет заинтересованный полемичный отклик в этнолого-антропологическом
сообществе и привлечет внимание широкого круга читателей, интересующихся
вопросами взаимодействия киберпространства и физической среды.
Научная литература
Бельская Е. и др. Интернет по ту сторону цифр. Сборник статей конференции.
[б.м.]: Издательские решения, 2018.
Звонарева O., Попова O., Контарева A. (ред.) Новое время, новое поле: меняющий-
ся мир качественных исследований и новые технологии. СПб.: Алетейя, 2021.
Колозариди П.В. Чем онлайн отличается от оффлайна и какой теоретический
смысл есть в этом различии // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация.
2014а. № 7. С. 117-123.
Колозариди П.В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методиче-
ский опыт // Социология: методология, методы, математическое моделиро-
вание. 2014б. № 38. С. 96-127.
Колозариди П.В. Интернет-исследования: исторический обзор и анализ произ-
водства знания // Социология власти. 2018. Т. 30. № 3. С. 69-92.
Колозариди П.В., Макушева М.О. Интернет как проблемное поле социальных
наук // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные
перемены. 2018. № 1. С. 1-11.
Юлдашев Л. и др. (ред.) Как изучать историю интернета?: методы, подходы,
идеи. [б.м.]: Издательские решения, 2020.
Postill J. Localizing the Internet. Oxford: Berghahn, 2010.
Postill J. Remote Ethnography: Studying Culture from Afar // The Routledge
Companion to Digital Ethnography / Eds. L. Hjorth, H. Horst, A. Galloway,
G. Bell. N.Y.: Routledge, 2017. P. 61-69.
242
Этнографическое обозрение № 5, 2022
B o o k R e v i e w
Sysoeva, M.E.
2022. Concepts, Methods, and Experience of Ethnographic
Research in the Online Space [Kontseptsii, metody i opyt etnograficheskikh
issledovanii v onlain prostranstve]: A Review of Virtual’naia etnichnost’ i
kiberetnografiia [Virtual Ethnicity and Cyberethnography], by A.V. Golovnev,
S.Y. Belorussova, T.S. Kisser. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 5, pp. 238-242.
https://doi.org/10.31857/S0869541522050141 EDN: ICQPWG ISSN 0869-5415
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Maria Sysoeva | http://orcid.org/0000-0002-0553-4998 | m.sysoeva@iea.ras.ru |
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
(32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia)
Funding Information
This research was supported by the following institutions and grants:
Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 22-18-00241]