КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДЫ И ОПЫТ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ (РЕЦ. НА:
Г
ОЛОВНЁВ А.В., БЕЛОРУССОВА С.Ю., КИССЕР Т.С.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧНОСТЬ И КИБЕРЭТНОГРАФИЯ.
С
АНКТ-ПЕТЕРБУРГ: МАЭ РАН, 2021. 280 С.)
стажер-исследователь | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва,
119991, Россия)
Информация о финансовой поддержке
ассматриваемое издание весьма
своевременно и актуально. Под
Р
обложкой сборника представ-
лены тексты, по большей части ра-
нее не публиковавшиеся, которыми
А.В. Головнёв, С.Ю. Белоруссова и
Т.С. Киссер концептуализируют в те-
оретическом поле нашей науки важ-
нейшие тренды современной этно-
логии и социальной антропологии,
связанные с феноменом виртуальной
этничности и новыми эвристически-
ми возможностями киберэтногра-
фии. Структурно материал сборника
распределен следующим образом:
теоретико-методологические
раз-
мышления представлены в главах
“По ту сторону” и “Сетевые опыты”,
а полевые материалы - в главе “Вир-
туальная этничность”.
В предисловии конкретными
примерами иллюстрируется, на-
Рецензия поступила 10.02.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 14.02.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Сысоева М.Э. Концепции, методы и опыт этнографических исследований в онлайн-простран-
стве (рец. на: Головнёв А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Виртуальная этничность и ки-
берэтнография. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2021) // Этнографическое обозрение. 2022. № 5.
Sysoeva, M.E.
2022. Kontseptsii, metody i opyt etnograficheskikh issledovanii v onlain-
prostranstve [Concepts, Methods, and Experience of Ethnographic Research in the Online Space]:
A Review of Virtual’naia etnichnost’ i kiberetnografiia [Virtual Ethnicity and Cyberethnography],
by A.V. Golovnev, S.Y. Belorussova, T.S. Kisser. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 5,
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
Сысоева М.Э. Концепции, методы и опыт этнографических исследований...
239
сколько реально киберпространство. Размышлениями о массовой панике и ее
последствиях, вызванных вышедшей из строя социальной сетью Facebook*
в октябре 2021 г., авторы пытаются обратить внимание читателей на пути и
механизмы воздействия кибермира на общество. Для измерения масштабов
описываемого явления используются такие речевые формулы, как «ломка от
“киберудушья”», “окутавшая мир киберпаутина”, “растущий киберинтеллект”,
“замещение физического пространства виртуальным”, одновременно демон-
стрируется неразрывная связь киберпространства с физическим миром и его
вполне реальное влияние на человека. Авторы задаются методологически важ-
ными вопросами: с какой исследовательской оптикой подойти к феномену ки-
берпространства? применимы ли методы классической этнографии при иссле-
довании онлайн-миров? - и последовательно пытаются ответить на них.
Интересен взгляд авторов на историю становления киберэтнографиче-
ской науки и расстановку методологических акцентов: обсуждаются концепт
поля и его границы, методы полевой работы, проблемы взаимодействия “ис-
следователь-информант”, соотношение физического и интернет-пространств.
Пошагово отвечая на ряд дискуссионных вопросов, авторы приходят к выво-
ду, что “веб-этнография не замыкается на работе с компьютером и гаджетом, а
включает физическое наблюдение за тем, как виртуальная жизнь встраивается
в повседневную реальность” (с. 22). То есть для успеха полевой киберработы
необходимо совмещение “классических” этнографических методов и приемов
digital anthropology. Подчеркивается, что исследователи сталкиваются и с не-
малыми сложностями: феноменальная скорость обновления информации и пу-
бликуемого контента предполагает быстрое реагирование на эти вызовы и как
следствие “требует не меньшей (иногда значительно большей) подготовки, чем
исследование в физическом пространстве” (с. 18).
Стоит отметить, что в русскоязычной научной литературе эти вопросы ра-
нее осмыслялись в работах П.В. Колозариди (Колозариди 2014а, 2014б, 2018;
Колозариди, Макушева 2018), в коллективных трудах “Новое время, новое поле:
меняющийся мир качественных исследований и новые технологии” (Звонарева
и др. 2021) и “Как изучать историю интернета” (Юлдашев и др. 2020), а так-
же на заседаниях “Клуба любителей интернета и общества” - неформального
объединения исследователей (Бельская и др. 2018). Принципиальное новатор-
ство авторов обсуждаемого издания видится в их опоре на антропологиче-
ский подход и собственный полевой опыт. А.В. Головнёв, С.Ю. Белоруссова и
Т.С. Киссер рассматривают и анализируют интернет-практики через специфику
социальных и культурных особенностей конкретной этнической группы (кря-
шены, нагайбаки, российские немцы) или региона (киберскорость на Таймыре,
кружение в кочевом и виртуальном времяпространстве в Кольской тундре).
В то же время материалы книги свидетельствуют о том, что универсальной
техники проведения онлайн-исследования не существует. Авторы подробно ана-
лизируют три методологические стратегии изучения сущности виртуальности:
поиски взаимосвязи онлайн- и офлайн-сред (К. Хайн); исследование онлайн-ми-
ра Second Life в отрыве от физического контакта (Т. Беллсторф); и, напротив, ис-
следование онлайн-среды в качестве дополнения к “исследованию на реальной
территории” (Д. Миллер). Не выделяя ни одну из стратегий как приоритетную,
А.В. Головнёв, С.Ю. Белоруссова и Т.С. Киссер обосновывают интегративный
подход и оставляют за исследователем право ситуативно выстраивать/выбирать
(под свое поле) поведенческие принципы. В этом отношении показательным ви-
дится опыт методологического поиска Дж. Постилла: в результате неудач при
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
240
Этнографическое обозрение № 5, 2022
сборе материала непосредственно в поле (массовые беспорядки в конце 1990-х
годов в индонезийском Борнео) исследователь приходит к заключению о необхо-
димости восприятия виртуального исследования как самодостаточной практики,
но без отрыва от офлайн-контекста (Postill 2010, 2017).
Спорным видится тезис, вернее, вторая его часть, что “в кибермире все
подчинено воображению и конструированию, здесь заново организуется ре-
альность” (с. 54), где словно констатируется разрыв связей между онлайн- и
офлайн-пространствами. Авторы анализируют, каким образом вызовы физи-
ческой среды находят отражение в онлайн-коммуникации и действиях отдель-
ных активистов. Эти коллизии рассмотрены на примерах интернет-реакции
на поджоги кряшенских церквей (с. 143-147), практики поисков российскими
немцами родственников через социальные сети (с. 188-191), проведения он-
лайн-проповедей (с. 195-199) и пасхальных марафонов (с. 199-203) в период
самоизоляции, развития сетевых технологий на Таймыре, компенсирующе-
го недостатки инфраструктуры (с. 203), онлайн-ревитализации языка долган
(с. 226-227), онлайн-дискуссии о причинах кружения оленей (с. 244-251).
Кибермир, безусловно, порождает новые (порой ранее неприемлемые) яв-
ления (цифровая религия, виртуальный музей, цифровой банк диалектов и др.),
но также адаптирует уже устоявшиеся в физическом мире (онлайн-диалог по-
литиков и населения). Интересен вывод о том, что “сегодня виртуальный сце-
нарий предшествует реальному” (с. 71). Так, кряшенская группа в социальной
сети “Вконтакте” способствовала привлечению молодежи к кряшенскому дви-
жению: участники виртуального сообщества собираются на реальные встречи,
обсуждают планы по реализации культурных проектов, тем самым пополняя
ряды кряшенских активистов (с. 141-142). Через блоги, рассказывающие о лич-
ных практиках адаптации немцев - поздних переселенцев в Германию, устанав-
ливаются дружеские связи в среде эмигрантов (с. 179-186).
В ряду интереснейших материалов сборника отмечу весьма плодотворный
анализ концептов “кибердиаспора”, “киберрасизм”, “киберрелигия”, “кибер-
ритуал”, чему посвящена глава “Сетевые опыты”. По большей части разделы
наполнены авторским осмыслением дискуссий и подходов, возникших вокруг
этих явлений. Исключение представляет раздел об онлайн-религиозности, ос-
нованный в том числе и на полевых материалах авторов. Анализируя опыт пе-
реживания виртуального мира миром религиозным, исследователи приходят к
справедливому заключению о неизбежности трансформации церкви и измене-
ния понятий допустимого и недопустимого в церковной среде.
Наконец, особую ценность для этнологов/антропологов представляют ма-
териалы, размещенные в главе “Виртуальная этничность”. Они основаны на
анализе этнографических данных, собранных “классическим” методом (поле-
вые экспедиции авторов в Омскую и Свердловскую области, Пермский край,
Республики Коми и Татарстан, на Таймыр и в Магнитогорск), и материалов
тематических сообществ социальных сетей (“Вконтакте”, “Одноклассники” и
др.), групповых чатов в мессенджере WhatsApp и других персонализированных
онлайн-аккаунтов.
Каждое исследование киберпространства требует индивидуального набора
инструментов. В связи с этим авторы обращают отдельное внимание на то, ка-
кую роль играют такие объекты, как хештеги и никнеймы, анализируют фото- и
видеоконтент, посты с картинками и мемами, комментарии интернет-пользова-
телей и др. Виртуальная этничность, детально разобранная на примере кряшен,
нагайбаков, российских немцев, долган и др., иллюстрирует авторскую гипоте-
зу о проявлении большей киберактивности представителями малых сообществ.
Появление в социальных сетях “этнических” групп формирует собственные
Сысоева М.Э. Концепции, методы и опыт этнографических исследований...
241
стратегии презентации сообщества (через категории “свой” и “чужой”, рели-
гиозные или языковые факторы, символы “традиционной” культуры и др.) и
создает пространство постоянного общения, позволяющее членам групп оста-
ваться вовлеченными в жизнь сообщества вне зависимости от физического ме-
стонахождения и особенностей инфраструктуры. Так, родовые группы являют-
ся одним из способов мобилизации российских немцев на совершенно новом
уровне, а артикуляция в киберпространстве необходимости сохранения языка
долган делает маленький шаг в сторону разрешения сложившийся языковой си-
туации и поиска стратегий ревитализации идентичности.
На мой взгляд, важно обсуждать и этические вопросы подобного рода ис-
следований, поскольку “вхождение в поле”, понимание тела и присутствия в
кибер- и “классической” этнографии значительно отличаются, а доступность
интернет-данных создает ложное ощущение “коллективной собственности”.
В этом контексте интересна была бы авторская рефлексия в отношении возник-
ших в ходе исследований этических проблем и способов их преодоления.
Книга А.В. Головнёва, С.Ю. Белоруссовой и Т.С. Киссер “Виртуальная эт-
ничность и киберэтнография” совершенного не похожа на сухую монографию,
она наполнена богатым эмпирическим материалом, критическими и порой
даже ироничными заметками. Проделана колоссальная работа по осмыслению
внушительного массива литературы Internet studies, сбору и анализу полевых
данных. В то же время авторы скромно отмечают: “…мы не делаем сногсшиба-
тельных открытий и не подводим впечатляющих итогов, а лишь наблюдаем за
происходящим с нами и вокруг нас” (с. 257). Вероятно, данный труд лишь на-
чало исследовательского пути, и стоит ждать продолжения научных изысканий
и ответов на пока еще неосвещенные вопросы. Тем не менее уверена, работа
вызовет заинтересованный полемичный отклик в этнолого-антропологическом
сообществе и привлечет внимание широкого круга читателей, интересующихся
вопросами взаимодействия киберпространства и физической среды.
Научная литература
Бельская Е. и др. Интернет по ту сторону цифр. Сборник статей конференции.
[б.м.]: Издательские решения, 2018.
Звонарева O., Попова O., Контарева A. (ред.) Новое время, новое поле: меняющий-
ся мир качественных исследований и новые технологии. СПб.: Алетейя, 2021.
Колозариди П.В. Чем онлайн отличается от оффлайна и какой теоретический
смысл есть в этом различии // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация.
2014а. № 7. С. 117-123.
Колозариди П.В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методиче-
ский опыт // Социология: методология, методы, математическое моделиро-
вание. 2014б. № 38. С. 96-127.
Колозариди П.В. Интернет-исследования: исторический обзор и анализ произ-
водства знания // Социология власти. 2018. Т. 30. № 3. С. 69-92.
Колозариди П.В., Макушева М.О. Интернет как проблемное поле социальных
наук // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные
перемены. 2018. № 1. С. 1-11.
Юлдашев Л. и др. (ред.) Как изучать историю интернета?: методы, подходы,
идеи. [б.м.]: Издательские решения, 2020.
Postill J. Localizing the Internet. Oxford: Berghahn, 2010.
Postill J. Remote Ethnography: Studying Culture from Afar // The Routledge
Companion to Digital Ethnography / Eds. L. Hjorth, H. Horst, A. Galloway,
G. Bell. N.Y.: Routledge, 2017. P. 61-69.
242
Этнографическое обозрение № 5, 2022
B o o k R e v i e w
Sysoeva, M.E.
2022. Concepts, Methods, and Experience of Ethnographic
Research in the Online Space [Kontseptsii, metody i opyt etnograficheskikh
issledovanii v onlain prostranstve]: A Review of Virtual’naia etnichnost’ i
kiberetnografiia [Virtual Ethnicity and Cyberethnography], by A.V. Golovnev,
S.Y. Belorussova, T.S. Kisser. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 5, pp. 238-242.
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
(32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia)
Funding Information
This research was supported by the following institutions and grants: