КРИТИКА, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУХНЯ КАК ФЕНОМЕН
И ОБЪЕКТ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ
(РЕЦ. НА: MONTANARI M. (A CURA DI). CUCINA POLITICA.
I
L LINGUAGGIO DEL CIBO FRA PRATICHE SOCIALI
E RAPPRESENTAZIONI IDEOLOGICHE. BARI: LATERZA, 2021. 328 P.)
О.Д. Фаис-Леутская
Оксана Давидовна Фаис-Леутская
|
https://orcid.org/0000-0002-2757-2434
|
oxana-fais@yandex.ru | к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских ис-
следований | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва,
119991, Россия)
Тот факт, что сегодня антропо-
логия питания как гигантское ме-
ждисциплинарное научное поле
наконец-то заслуженно обретает при-
знание во всей своей многомерности
и полноте, убедительно доказывается
стремительным ростом числа иссле-
дований, авторы которых “все реже
воспринимают пищу только как био-
топливо для наших организмов и…
все больше тяготеют к ее прочтению
и интерпретации в историческом,
социальном, философском, конфес-
сиональном, идеологическом и по-
литическом (курсив мой. - О.Ф.-Л.)
измерениях” (Colas et al. 2018: 2).
Однако заметим, что, невзирая на
подобные утверждения и на очевид-
ную злободневность исследований
пищи именно в политическом ключе1,
несмотря на то что она уже давно по-
лучает националистическое звучание,
становясь символом борьбы за не-
Рецензия поступила 12.11.2022 | Окончательный вариант принят к публикации 25.11.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Фаис-Леутская О.Д. Политическая кухня как феномен и объект мультидисциплинарного изу-
чения (рец. на: Montanari M. (a cura di). Cucina politica. Il linguaggio del cibo fra pratiche sociali
e rappresentazioni ideologiche. Roma; Bari, 2021) // Этнографическое обозрение. 2023. № 1.
С. 238-242. https://doi.org/10.31857/S0869541523010141 EDN PNNERU
Fais-Leutskaia, O.D. 2023. Politicheskaia kukhnia kak fenomen i ob’ekt mul’tidistsiplinarnogo
izucheniia
[Political Cuisine as a Phenomenon and Object of Interdisciplinary Study]:
A Review of Cucina politica. Il linguaggio del cibo fra pratiche sociali e rappresentazioni
ideologiche, edited by M. Montanari. Etnograficheskoe obozrenie, 2023, no. 1, pp. 238-242.
https://doi.org/10.31857/S0869541523010141 EDN PNNERU
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
Фаис-Леутская О.Д. Политическая кухня как феномен и объект
239
зависимость, а порой и обоснованием для сепаратистских настроений (еще в
20-е годы ХХ в. политик Ф. Агульо указывал, что существование “своей” кухни
дает каталанцам основание считать себя нацией [Agullò 1990: 6]), в парадигме
политики пища “читалась”, исследовалась и интерпретировалась в науке доста-
точно редко.
Именно поэтому столь актуальной и долгожданной оказалась коллектив-
ная монография “Политическая кухня. Язык пищи от социальных практик до
идеологических представлений” под редакцией и при участии М. Монтанари,
талантливого исторического антрополога, медиевиста, не чурающегося иссле-
дования современности, специалиста по проблемам алиментарной и социаль-
ной культуры. Впечатляет и коллектив авторов, представленных историками,
политологами, социологами, семиотиками, философами, ведущими европей-
скими специалистами в области антропологии питания.
Во “Вступлении” (c. V-VI) М. Монтанари отметил, что авторы, исходя из
предложенного еще К. Леви-Стросом определения пищи как средства комму-
никации, поставили целью анализ “политической природы” двух граней языка
алиментарности: пищи как знака принадлежности к определенной этнокуль-
турной общности, с одной стороны, и дискурсов и образов, которые сопрово-
ждают алиментарные акции, инициированные властями в их взаимоотношени-
ях с населением, - с другой. Новизна же “Политической кухни…” состоит в
том, что в ней обе эти ипостаси политического бытия пищи впервые предстают
тесно переплетенными, а “язык пищи” подается как тотальный политический
(по своей природе) факт, поскольку не только отражает уже существующие
реалии, но и способствует формированию новых.
Любопытен выбор названия книги. Оно отсылает к фильму Politiki kouzina
(2004 г.) греческого режиссера Т. Булметиса, обратившегося к событиям
1964-1965 гг., когда турецкие власти изгнали из Стамбула местное греческое
население. По мнению авторов и редактора “Политической кухни…”, назва-
ние предельно полисемантично и как нельзя лучше отражает смысл концепции
монографии и ее содержание. Т. Булметис обыгрывает различные значения гре-
ческого слова politiki: и непосредственно политику - действия властей, и при-
надлежность высылаемых к polis(у) как конкретной этнокультурной общности
и к Polis(у) как Городу - астиониму и синониму Стамбула, остающемуся для
греков исключительно Константинополем; одновременно здесь просматривает-
ся апелляция и к устойчивому выражению “политическая кухня”, и к локальной
системе питания турецких греков.
Книга делится на два раздела. В первом в широком хронологическом диа-
пазоне (начиная от Средних веков) на обширном геоисторическом простран-
стве освещаются разнообразные потестарные аспекты пищи. При кажущейся
пестроте сюжетов статьи этого раздела обнаруживают глубокую внутреннюю
взаимосвязь. Представленные материалы убедительно доказывают, что понятие
“политическая кухня” - концепт вневременной, отнюдь не исчерпывающийся
современностью.
Так, тема пищи как отражения политического статуса монарха, а церемони-
альной трапезы - как акта и кода публичной передачи политического посыла рас-
крывается на примерах застолий Карла Великого (с. 5-17) и “дипломатических
банкетов” XIV-XVI вв. во Франции и в Италии (с. 18-28, 29-41). Органично
продолжает тему исследование механизма превращения пищи в маркер статуса
в рамках дихотомии “господин-побежденный”. Анализируя взаимоотношения
конкистадоров и индейцев в Новой Испании, автор статьи приходит к выводу,
240
Этнографическое обозрение № 1, 2023
что пища может служить инструментом одновременно контроля и угнетения
и выражения инакомыслия, протеста и сопротивления, а затем экстраполирует
этот вывод на современность, подчеркивая его универсальность (с. 59-74). Эти
рассуждения, в свою очередь, перекликаются с заключениями антрополога
Ф. Саббан (с. 129-142), исследующей “диету маоизма” - систему питания раз-
личных категорий населения в Китае конца 1950-1970-х годов (иностранцев,
партийной элиты, рядовых жителей) с точки зрения маркировки статуса, задан-
ного господствующей идеологией и соответствующего официальной “табели о
рангах”. Обращаясь к феномену пресловутого “Большого скачка” (1956-1960 гг.)
и его ужасающим последствиям, Ф. Саббан анализирует роль пищевых
стратегий государства как двигателя политики и детерминанты истории.
Такой подход неожиданно обнаруживает и выявляет параллели китайских реа-
лий середины XX в. и явлений, отмеченных во многих других странах в разные
исторические периоды. Это и события, ставшие результатом продовольствен-
ной политики Людовика XIV, обусловленной его моральными и государствен-
ными приоритетами (с. 75-95), это и рождение после Великой французской
революции на волне становления наций и развития национализма в Европе
XIX в. концепции национальных кухонь, это и истоки современного гастронаци-
онализма (и “идущих снизу” составляющих, тесно связанных с идентитарными
настроениями масс - латентного национализма населения, и заданных сверху
векторов развития) (с. 96-112), это и судьба национальных кухонь в контексте
авторитаризма и тоталитаризма ХХ в. (Испания эпохи Франко и нацистской
Германии) и национализма наших дней (в Италии, Бельгии, Ирландии и т.д.)
(с. 113-128). Несомненная перекличка с “китайскими тезисами” прослежива-
ется и в анализе продовольственной политики государств эпохи глобализма в
рамках концепции food security с довлеющей в ней сугубо политической со-
ставляющей (с. 143-155), и в исследовании современного, связанного с поис-
ком населением своей идентичности, но подконтрольного государству процесса
патримониализации пищи2 (позиционирования ее “своей”, включения в состав
собственного культурного наследия) (с. 162-174), и, наконец, с пандемией
COVID-19, обусловившей специфические изменения пищевого поведения на-
селения планеты и алиментарных стратегий властей (с. 175-189).
Но если в первом разделе книги внимание исследователей фокусируется
преимущественно на богатстве и разнообразии исторических форм проявлений
взаимосвязи политики и пищи, то во втором, исходя из более широкого и поли-
семантичного прочтения понятия “политика”, препарируется и концептуализи-
руется в философском ключе природа использования политикой пищи.
Так, семиотик Дж. Марроне, своего рода enfant terrible итальянской науки,
яркий, серьезный, но слывущий эпатажным исследователь, интерпретирует по-
литику как совокупность векторов поведения в сфере питания, как “форму”,
в которую должно облечься абстрактное и идеальное съедобное (“материя”),
чтобы стать реальным и конкретным принимаемым или отвергаемым погло-
щаемым (“сущностью”) (с. 193-208). Конкретным воплощением этих понятий
исследователю видятся допущения и табу в сфере мясоедения, которые он объ-
ясняет исключительно степенью эмоциональной близости/удаленности челове-
ка с теми или иными животными в разных культурах. Столь же неоднозначна, а
порой и спорна аргументация Дж. Марроне в обосновании политической при-
роды института ресторации. При этом трудно не согласиться с исследователем
в том, что ресторан как явление появился во Франции XVIII в. после Великой
французской революции для удовлетворения гастро-социальных запросов на-
Фаис-Леутская О.Д. Политическая кухня как феномен и объект...
241
рождающихся буржуа, и - как следствие - в том, что ресторан может считаться
феноменом политическим. Однако достаточно натянутым представляется ка-
тегоричное утверждение Дж. Марроне, что политикой объясняется присущее
ресторану и не существовавшее ранее в системе общественного питания “со-
крытие” повара от публики и связанное с этим разделение территорий готовки
(кухни) и трапезы (обеденного зала): якобы террор в отношении аристократов
побудил их бывших поваров прятаться в кухнях. Не менее сложно усматривать
в сегодняшней контртенденции (шефы стремятся общаться с публикой, а кухня
все чаще открыта взору посетителей) абсолютное доказательство справедливо-
сти такого заявления.
Общим знаменателем многих глав второго раздела монографии является
трактовка политики как стратегии и совокупности заданных моделей обще-
ственного поведения в духе фуконианских концепций биополитики. Присут-
ствующая в рассуждениях Дж. Марроне, она звучит, например, и в исследова-
нии массовых общественных (а посему и политических) явлений - повального
увлечения диетами, перехода на bio-питание, имеющего глобальный масштаб,
и в том, что ИМТ (индекс массы тела) становится в обществе маркером соци-
ального (политически окрашенного) статуса человека в контексте истории и
нутриционизма - неоконфессии и квазирелигии наших дней, на уровне ее адеп-
тов представляющей собой сплав вульгаризированных медицинских, диетоло-
гических и навязываемых алиментарными индустриями маркетинговых идей и
представлений (с. 209-222).
Особый интерес вызывает сюжет, связанный с темой алиментарной рекла-
мы как средства продвижения идущего сверху месседжа, посыла. На примере
такого пищевого артефакта, как merendina3, семиотик Д. Мангано исследует не
только механизмы промоушна определенных продуктов питания, визуализации
и создания зрительных пищевых символов и икон (“идей о пище”), но и со-
пряженные с ними социальные мутации: смену потребительской аудитории (от
детей ко взрослым), режима приема пищи (от полуденного до вневременного -
в течение дня) и мест питания (школа/дом vs повсеместность), а также изменение
эмического видения пищи и культуры питания в масштабе нации (с. 223-241).
Не менее интересно и обращение в ракурсе политики к самым малоизу-
ченным человеческим чувствам - вкусу (с. 270-283) и обонянию (с. 284-298).
Признавая индивидуальность ольфактивных и вкусовых преференций, иссле-
дователи настаивают на том, что они суть категории коллективные, с глубокой
древности связанные с идентичностью, разграничением Своих и Чужих. Эво-
люция вкусов и запахов (модификация прежних и формирование новых) рас-
сматривается как следствие отнюдь не случайных факторов, но как результат
маркетологического и политического конструирования, умышленного внедре-
ния в сознание и подсознание населения определенных топосов (напр., запах
пищи как маркер статуса едящего). Любопытны примеры: практика раздачи
школьникам маршмэллоу в Калифорнии в конце ХХ в. в награду за прилежа-
ние, обернувшаяся годы спустя тем, что сладкий вкус, согласно исследованиям,
для взрослого населения стал коннотатом преодоления стресса и стимулирова-
ния работоспособности; выпуск в 2020 г. McDonald’s(ом) свечей с характерной
отдушкой - запахами своей пищевой продукции (фаст-фуда, пиццы и т.д.).
Разумеется, мы коснулись далеко не всех представленных в монографии
проблем, сюжетов, вариантов прочтения концепта “политика” и аспектов взаи-
мосвязи политики с пищей - жанр рецензии не допускает, да и не предполагает
тотального охвата содержания. Однако обзор даже части исследований позво-
242
Этнографическое обозрение № 1, 2023
ляет убедиться в том, что “Политическая кухня…” - важное событие в совре-
менной науке, поскольку, органично сочетая фактологическую конкретику и
теоретико-методологический (философский) ракурс ее освещения, монография
позволяет получить ответы на широкий круг вопросов, стоящих сегодня перед
населением планеты.
Примечания
1 Достаточно вспомнить недавние предельно идеологизированные, опасные
полемики по поводу природы борща, возведенного в ранг национального
символа государственности, продолжающиеся яростные дебаты об этнических/
национальных “корнях” долмы, “хумусовые войны” на Ближнем Востоке,
непрекращающееся оспаривание одними государствами патримониализации
другими пищевых символов, увековеченных в списке нематериального наследия
ЮНЕСКО, и т.д., а главное - сугубо политические подоплеку и последствия
таких споров.
2 Этот процесс осуществляется как внутри государства, способствуя его
консолидации, так и на меж- и надгосударственном уровнях (например, в ЮНЕ-
СКО), становясь в таком случае частью внешней политики страны.
3 От merenda - традиционный детский домашний полдник. Merendina -
“перекус”, изготовленный промышленным способом; сдоба длительного хра-
нения в упаковке, запущенная в производство в середине ХХ в. в Италии,
в частности, индустриальным концерном “Motta”.
Научная литература
Agullò F. Llibre de cuina catalana. Barcelona: AltaFulla, 1990.
Colas A., Edwards J., Levi J., Zubaida S. Introduction: Food, Drink, and Modern
Social Theory // Food, Politics, and Society: Social Theory and the Modern Food
System. Oakland: University of California Press, 2018. P. 1-20.
B o o k R e v i e w
Fais-Leutskaia, O.D. Political Cuisine as a Phenomenon and Object of
Interdisciplinary Study
[Politicheskaia kukhnia kak fenomen i ob’ekt
mul’tidistsiplinarnogo izucheniia]: A Review of Cucina politica. Il linguaggio
del cibo fra pratiche sociali e rappresentazioni ideologiche, edited by
M. Montanari. Etnograficheskoe obozrenie,
2023, no.
1, pp.
238-242.
https://doi.org/10.31857/S0869541523010141 EDN PNNERU ISSN 0869-5415
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Oxana Fais-Leutskaia | https://orcid.org/0000-0002-2757-2434 | oxana-fais@yandex.ru |
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
(32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia)