СОВРЕМЕННОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
КАК ЖИВАЯ ПАМЯТЬ (РЕЦ. НА: ДУШАКОВА Н.С.
П
РОЖИВАЕМАЯ ИСТОРИЯ: КАК СТАРООБРЯДЦЫ
ВСПОМИНАЮТ О СВОЕМ ПРОШЛОМ. М.: РГГУ, 2022. 180 С.)
О.К. Шиманская
Ольга Константиновна Шиманская | http://orcid.org/0000-0002-4185-5553 |
shimansk@mail.ru | к. филос. н., старший научный сотрудник отдела социальных и по-
литических исследований Центр по изучению проблем религии и общества | Институт
Европы РАН (ул. Моховая 11-3, Москва, 125009, Россия)
Монография Н.С. Душаковой
“Проживаемая история: как старооб-
рядцы вспоминают о своем прошлом”
заставляет задуматься о нелинейной
взаимосвязи истории (как прошло-
го и всего зафиксированного в нем) и
исторической памяти (т.е. значимых
событий запечатленных в памяти лю-
дей). Автор изучает влияние истори-
ческих коллизий на выбор жизненной
стратегии человеком и этноконфессио-
нальным сообществом русских старо-
обрядцев в Северо-Западном Причер-
номорье - регионе, входящем в разные
периоды в состав разных государств,
ныне относящемся к Молдове, непри-
знанному Приднестровью и Румынии.
Старообрядчество
- благодатная
тема для историков, филологов, фи-
лософов, этнографов, антропологов
и др. Об интересе к ее комплексному
изучению свидетельствует изданный
Рецензия поступила 05.02.2023 | Окончательный вариант принят к публикации 08.02.2023
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Шиманская О.К. Современное старообрядчество как живая память (рец. на: Душакова Н.С.
Проживаемая история: как старообрядцы вспоминают о своeм прошлом. M.: Алетейя, 2022) //
Этнографическое обозрение. 2023. № 3. С. 237-242. https://doi.org/10.31857/S0869541523030144
EDN: CQRDAJ
Shimanskaya, O.K. 2023. Sovremennoe staroobriadchestvo kak zhivaia pamiat’ [The Old-Believing of
Nowadays as a Live Memory]: A Review of Prozhivaemaia istoriia: kak staroobriadtsy vspominaiut o
svoem proshlom [The Lived History: How Old-Believers Remember Their Own Past], by N.S. Dushakova.
Etnograficheskoe obozrenie, 2023, no. 3, pp. 237-242. https://doi.org/10.31857/S0869541523030144
EDN: CQRDAJ
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
238
Этнографическое обозрение № 3, 2023
С.В. Таранцом в 2018 г тиражом 100 экземпляров первый том энциклопеди-
ческого словаря “Исследователи истории и культуры старообрядчества второй
половины ХХ - начала ХХІ вв.” (Таранец 2018). Часто староверие рассматри-
вается через оптику историко-культурной традиции, истоки которой восходят к
средневековой Руси. При таком позитивистском историко-антропологическом
подходе, позволяющем обратиться к исчезающему под натиском глобализации
прошлому, зачастую ускользает подлинная сущность старообрядчества: оно
перестает быть духовным бунтарством за чистоту веры и традиции (чем оно
и являлось начиная с 1653 г. - с реформ патриарха Никона и раскола русской
церкви), а превращается в реконструкцию Средневековья, в этнографическую
диковинку. Такой укор бросает исследователям К.М. Товбин в своей статье
“Современное старообрядчество: между деконструктивизмом и традициона-
лизмом” (Товбин 2014: 56).
Монография Н.С. Душаковой, основанная на многолетних полевых экспе-
дициях, наблюдениях, массиве глубинных и полуструктурированных интервью,
анализе источников, убедительно доказывает, что старообрядчество - явление
живое и развивающееся. Автор поясняет, что эта книга о том, как сегодняшние
старообрядцы вспоминают и рассказывают о своем прошлом и, самое главное,
“как представления об общем прошлом влияют на современные процессы са-
моидентификации. Иными словами, в центре внимания - проживаемая исто-
рия” (с. 9). Некоторые интервью, предваряющие или подтверждающие выводы
исследователя, приведены в тексте в качестве иллюстраций. Сильная сторона
монографии не в событийно-повествовательной описательности (что и как
помнят, в какой манере рассказывают о событиях прошлого), а в анализе влия-
ния исторической памяти на сегодняшнее самосознание этноконфессионально-
го сообщества.
Систематизация массива источников определила и структуру исследования;
оно состоит из трех частей. Первая часть посвящена теоретическим вопросам:
закономерностям функционирования памяти о прошлом, многослойности и
вариативности исторического знания и исторической памяти. Вторая и третья
части монографии строятся на анализе устных нарративов старообрядцев о
прошлом, рефлексии сообщества о самобытной картине мира и перспективах
самосохранения этноконфессиональной и культурной традиции. Н.С. Душакова
хорошо знакома с историографией вопроса, пользуется апробированным поня-
тийным аппаратом и инструментарием исследователя в области исторической
антропологии. Она пишет: “Отталкиваясь от идеи о непрошедшем прошлом,
в этой книге я рассматриваю и то, в какую картину складываются отдельные эле-
менты прошлого и как они переосмысляются при столкновении с настоящим,
как корректируется историческая память под влиянием актуальных событий”
(с. 25). Автор обращается к двум основным видам воспоминаний: автобиографи-
ческим - к памяти-опыту и поколенческим (о событиях отдаленного прошлого) -
к постпамяти, в терминологии М. Хирш. При этом Н.С. Душакова указывает
на активный характер любого вида памятования, а также на переосмысление
человеком произошедшего в процессе рассказывания и взаимодействия с интер-
вьюером. В устных повествованиях ценны и подлинные исторические факты, и
их оценки, и стереотипы, и эмоциональное отношение к событиям, и предметы,
пробуждающие воспоминания. Автор монографии артикулирует связанность
исторической памяти и идентичности, полагая, что их “продуктивнее рассма-
тривать не как явления и свойства, а как текущие процессы” (с. 33). Именно
поэтому “мнемоническая социализация играет важную роль во включении в
Шиманская О.К. Современное старообрядчество как живая память
239
сообщество новых членов” (с. 34), она не позволяет утрачивать специфическую
идентичность в пределах устоявшихся старообрядческих институтов.
История старообрядчества представляет собой совокупность историй воз-
никновения и развития всех его направлений. Н.С. Душакова справедливо отме-
чает, что “наряду с еще распространенными и известными в селе так называемы-
ми народными, или вернакулярными, версиями выделяется авторитетная версия
истории” (с. 48), когда, рассказывая о событиях, респонденты ссылаются на
работы известных историков. Обращение к академическим и публицистическим
практикам при структурировании устной истории - общее место в нарративах
староверов. Так, в Нижегородской области старообрядцы чаще всего ссылаются
на авторитетный для них источник - газету “Старообрядец”, издаваемую жур-
налистом и краеведом С.В. Рудаковым, реже - на работы историков-краеведов
А.В. Морохина и Ф.А. Селезнёва (ПМА 2019). Для выявления оригинального
пласта воспоминаний необходим опыт работы с информантами, который, несо-
мненно, есть у автора рецензируемой книги. Подлинность памятования допол-
няется сохраненными предметами обихода: печью, баней, самоваром, сарафа-
ном, рубахой - их показывают исследователям.
Во второй части книги «“Чего нам нельзя забыть”: события прошлого в уст-
ных нарративах старообрядцев» Н.С. Душакова выявляет значимые для всех
опрошенных моменты истории и то, как они переосмысляются ныне живущими
людьми, анализирует их влияние на повседневность, на религиозные искания и
практики. К таким событиям-вехам, переломным и травматичным для группо-
вого сознания, относятся: “(а) события, связанные с началом старообрядческой
истории, своего рода значимая точка отсчета, (б) миграции (как добровольные,
так и вынужденные), (в) антирелигиозные кампании” (с. 62). Все респонденты
одинаково уверены в том, что Никон исказил веру, что именно он был ини-
циатором гонений, которым подверглись их предки, он вынудил раскольников
бежать на новые, неосвоенные места - так локальная история интегрируется в
общую историю старообрядчества. Такие же мотивы зарождения старообрядче-
ства фиксировала на материалах Урало-Поволжья Е.С. Данилко (Данилко 2002).
Звучащие рассказы - “это история на языке традиции” (с. 68); с расколом на-
чинается новый миропорядок, уходит гармоничное прошлое, искажается вера.
Поэтому в каноническую историософию зачастую врывается современность:
так, “старообрядцы Молдовы проводят параллели между церковным расколом
середины ХVII в. и современными событиями, в частности с распадом СССР”
(с. 67); крушение огромной страны и болезненное становление новой карты
Евразии - это тоже результат своего рода раскола.
Иные представления о начале старообрядческой истории у староверов-
липован Румынии. Здесь под влиянием странового культурного контекста во
всемирной истории появляются сюжеты о расколе в 1054 г. христианской церк-
ви на западную и восточную, о Флорентийской унии 1439 г. У старообрядцев
Добруджи расколом именуется эпизод, относящийся к образованию белокри-
ницкой иерархии и личности митрополита Амвросия, останавливавшегося по
пути в Белую Криницу в с. Сарикёй. С визитом Амвросия связывают разделе-
ние села на две общины - белокриницкое согласие и согласие “раздорников”
(ныне новозыбковцев).
Анализируя миграции, автор выделяет два их подвида в Новейшее время:
добровольное переселение староверов на историческую родину из Румынии во
время голода 1947 г. и переселение, связанное с раскулачиванием в Молдове.
Сегодня еще живы свидетели и участники тех трагических событий, в то время
240
Этнографическое обозрение № 3, 2023
бывшие детьми. В случае с переселенцами из Румынии - люди были намеренно
введены в заблуждение. Им обещали богатые наделы и устроенный быт, но на
новом месте они оказались на бросовых землях, им не предоставили ни домов,
ни материалов для строительства. Приехавшие из Румынии остро переживали
отрыв от родного места, образа и уклада жизни, невозможность участия в при-
вычной культовой практике. Попавшие же под каток раскулачивания говорили
не только о лишениях, но и о людях, которые помогли им выжить. В условиях
отсутствия предметов культа, церкви, священников и религиозной литературы
на первый план выходили молитва и личная стойкость. Общие гонения, кото-
рым подвергались люди, независимо от их вероисповедания, размывали рамки,
изолирующие сообщество, вели к нарушению табу на общение с иноверцами,
разрушали установку на чистоту веры. Н.С. Душакова отмечает:
В повествованиях о миграции важную роль играет память о взаимодействии с инокон-
фессиональным окружением как на бытовом уровне (совместное проживание и/или эко-
номическая взаимопомощь), так и на уровне религиозных практик (например, коллек-
тивное чтение религиозных текстов в ссылке в Курганской области) (с. 100).
То есть воинственный секуляризм сплачивал мозаичные части христианско-
го сообщества, приводил к осознанию общности их ценностного ядра как осно-
вы возможного межконфессионального диалога.
Разбираются в монографии и способы преодоления травматического опыта
с помощью религиозных ресурсов: памятование о пережитом старших родичей,
выразившееся, например, в обетных праздниках (с. 97-98); покаяние и хри-
стианское прощение тех, кто инициировал гонения или был к ним причастен
(с. 100). Мне довелось присутствовать на интервью, проводившихся Натальей
Душаковой, и меня поразил акцент на христианском прощении в рассказах
депортированных.
Антирелигиозные кампании в Молдове в 1958-1964 гг. не были особенно
жесткими. Несмотря на партийную установку на закрытие церквей, все зави-
село от авторитета священников на местах и личной позиции местных властей,
о чем говорят материалы интервью. Автор монографии подчеркивает, что для
середины XX в. было характерно сочетание народной религиозной традиции
и приватизации веры - ухода религии из публичной сферы в частную (с. 124).
Среди старообрядцев Молдовы “распространено мнение о том, что в советское
время, несмотря ни на какие действия властей, вера была крепче, люди боль-
ше молились” (с. 123), это подтверждается и Pew Research Center (Исследова-
тельский центр Пью) (Религия… 2017), отметившим, что верующих людей в
Молдавии в 70-80-е годы ХХ в. было на 10% больше, чем сейчас. Румынские
же старообрядцы, по словам Н.С. Душаковой, советский период своей истории
именуют не иначе как “фальшивая коммунизма” (с. 124). Надо сказать, что при-
ход к власти в Румынии после Второй мировой войны коммунистов не сопрово-
ждался массовой секуляризацией, сравнимой с той, что была в СССР (Биткова
2006), и староверы жили традиционным укладом.
В третьей главе “Мнемонические сообщества: память о принадлежности и
выстраивании групповых границ” автор анализирует влияние исторической па-
мяти на процессы самоидентификации, технологию включения и исключения
из сообществ - «как происходит разделение на “своих”, “других”, “чужих”»
(с. 125). Признаками идентичности выступают традиционная одежда и само-
названия. Наиболее распространены в регионе наименования “кацапы” и “ли-
поване”, хотя используются также “кержаки” и “макогоне” - все они не имеют
Шиманская О.К. Современное старообрядчество как живая память
241
негативного оттенка. Применение самоназвания “кацапы”, по составленной
автором карте, больше характерно для востока и северо-востока Молдавии,
“липоване” - для юга и юго-запада.
Выстраивание отношений с иноконфессиональным окружением у старооб-
рядцев всегда жестко регламентировалось: определялись четкие границы вза-
имодействия с “иноверцами”, немирщение с ними в быту и т.д. Современные
процессы (глобализация, урбанизация и переезд в города и т.д.) не обходят сто-
роной и старообрядцев. Так, если до 80-х годов ХХ в. у них почти не было
смешанных браков, то сейчас они встречаются все чаще. Полевые материалы
автора показывают, что в настоящее время запретительные предписания пере-
даются молодому поколению как рекомендации, следование им желательно,
при возможности. Тем не менее люди, соблюдающие запреты, уважаются од-
новерцами. Н.С. Душакова делает важный вывод: “Внутри традиции постоян-
но вырабатываются способы смягчения правил… ликвидации последствий их
нарушения - вплоть до изменения самих правил, их адаптации к меняющемуся
социокультурному контексту” (с. 163). Традиция из нормы становится идеалом,
а выстраивание отношений с “другими” допускается при условии проведения
очистительных, умилостивительных обрядов, восстанавливающих ритуальную
чистоту.
Изученная Н.С. Душаковой стратегия адаптации староверов Северо-Запад-
ного Причерноморья через функционирование исторической памяти свидетель-
ствует о том, что старообрядчество оформляется сегодня в особую религиоз-
ную субкультуру, ищущую свое место в современном мире, но стремящуюся
сохранить свои самобытные идентичность и веру.
Источники и материалы
ПМА 2019 - Полевые материалы автора. Экспедиция в Семёновский р-н
Нижегородской обл., июль 2019 г. (информанты: А.С. Лебедев, 1937 г.р.;
А.И. Ильин, 1954 г.р.; отец Игорь, 1965 г.р.; М.В. Алмазова, 1980 г.р.).
Религия 2017 - Религия и национальная принадлежность в Центральной и
Восточной Европе // Pew Research Center: Мировая динамика: цифры,
факты, тенденции. 2017 г. https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/
sites/7/2017/05/CEUP-Overview-Russian-FOR-WEB.pdf
Научная литература
Биткова Т.Г. Церковь в Румынии // Религия и церковь в Центрально-Восточной
Европе в начале XXI в. / Отв. ред. Шаншиева Л.Н. М.: ИНИОН РАН, 2006.
С. 42-72.
Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традици-
онной культуры. Уфа: Гилем, 2002.
Таранец С.В. (науч. ред. и сост.) Старообрядоведение: энциклопедический и
биобиблиографический словарь: исследователи истории и культуры старо-
обрядчества второй половины ХХ - начала ХХІ вв: к XVI Международному
съезду славистов в г. Белграде: В 3 т. Т. 1. Киев: Лiра-К, 2018.
Товбин К.М. Современное старообрядчество: между деконструктивизмом и
традиционализмом // Вестник Северного (Арктического) федерального
университета. Серия, Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 52-59.
242
Этнографическое обозрение № 3, 2023
B o o k R e v i e w
Shimanskaya, O.K. The Old-Believing of Nowadays as a Live Memory
[Sovremennoe staroobriadchestvo kak zhivaia pamiat’]: A Review of
Prozhivaemaia istoriia: kak staroobriadtsy vspominaiut o svoem proshlom
[The Lived History: How Old-Believers Remember Their Own Past], by
N.S. Dushakova. Etnograficheskoe obozrenie, 2023, no. 3, pp. 237-242.
https://doi.org/10.31857/S0869541523030144 EDN: CQRDAJ ISSN 0869-5415
© Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Olga Shimanskaya | http://orcid.org/0000-0002-4185-5553 | shimansk@mail.ru |
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences (11-3 Mokhovaya St., Moscow,
125009, Russia)