Процесс исследования распространения волн вдоль поверхности жидкости имеет давнюю историю и берет свое начало еще с работ Эйлера, Лагранжа, Даламбера, Стокса и других. Обобщение этих исследований можно найти в большом количестве обзорных работ и монографий [1–3]. Волны могут оказывать влияние на перераспределение поверхностно-активных веществ вдоль поверхности жидкости [4, 5], меняют морфологию дна в море, реках и каналах [6]. Короткие капиллярные волны на склонах гравитационных волн [7], меняют шероховатость контактной поверхности, определяющую взаимодействие океана и атмосферы, (расчеты распространения капиллярных волн по сферической поверхности проведены в [8]) а также могут служить причиной усиления гравитационных волн в присутствии поверхностно-активных веществ [9]. В экспериментальных исследованиях капельных течений можно заметить сложность картины волнового переноса вещества, включающего образование вихрей, и тонких волокон [10].
Настоящая работа посвящена анализу и исследованию волновой компоненты решения дисперсионного уравнения, возникающего при распространении волн по свободной поверхности вязкой однородной жидкости.
Рассмотрим задачу о распространении поверхностных волн в вязкой однородной жидкости с кинематической вязкостью $\nu ,$ плотностью ${{\rho }_{0}},$ коэффициентом поверхностного натяжения $\sigma $, находящуюся в поле сил тяжести $\vec {g}.$ В декартовой системе координат $Oxyz{\text{,}}$ в которой ось $Oz$ направлена вертикально вверх, а плоскость $Oxy$ совпадает с равновесным положением свободной поверхности жидкости. Будем считать, что жидкость неограничена и занимает нижнее полупространство $z < 0,$ а вдоль свободной поверхности распространяется бегущая волна, задающая отклонение свободной поверхности от равновесного значения, которое описывается функцией $z = \zeta \left( {x,y,t} \right).$ Также будем рассматривать задачу в плоской постановке, т.е. будем полагать, что движение жидкости не зависит от горизонтальной координаты $y.$ Математическая формулировка задачи базируется на упрощенной системе фундаментальных уравнений [11], в которой пренебрегается эффектами, связанными с переносом вещества, тепла и стратификацией:
Здесь символом P обозначено гидродинамическое давление, а поле скоростей в двумерном случае представляется в виде $\vec {u} = u\overrightarrow {{{e}_{x}}} + \nu \overrightarrow {{{e}_{z}}} .$ Задача (1) должна быть дополнена граничными условиями на свободной поверхности жидкости $z = \zeta {\text{:}}$
Будем искать решение задачи первого порядка малости по амплитуде волны (5)–(8) в виде бегущей волны:
Подстановка (9) в (5) приводит к дисперсионным соотношениям между компонентами волнового числа ${{k}_{x}}$ и ${{k}_{z}}{\text{:}}$
Которое естественным образом распадается на два решения:
В выражении (11) введено переобозначение компоненты волнового вектора ${{k}_{z}}$ на ${{k}_{l}}$ для одного из решений для отличия корней друг от друга. С учетом выражений (11) решение задачи необходимо искать в виде:
Подстановка (12) в граничные условия (6), (8) приводит к соотношениям:
Подстановка (12) в динамическое граничное условие (7) приводит к дисперсионному уравнению, связывающему компоненты волнового вектора с частотой волнового движения и другими параметрами задачи:
С учетом (11) дисперсионные уравнения (15) принимают вид:
Традиционно дисперсионное уравнение представляют в виде зависимости частоты от волнового числа и верхнее дисперсионное уравнение выглядит следующим образом:
В предельном переходе к идеальной жидкости $\nu \to 0$ верхнее дисперсионное уравнение в (16) перейдет в дисперсионное уравнение для идеальной жидкости, а нижнее – исчезнет:
или в более привычном виде:Это позволяет говорить о том, что корень ${{k}_{z}}$ дисперсионного уравнения (16) отвечает за обобщение волнового движения идеальной жидкости на случай конечной вязкости, а корень ${{k}_{l}}$ – принципиально новая структура, возникающая из-за учета конечной вязкости. В настоящем исследовании подробно будет рассмотрен только корень, отвечающий за волновое движение вдоль поверхности жидкости.
Для простоты анализа корней обезразмерим дисперсионное уравнение. В качестве масштаба длины выберем $\sqrt[3]{{{{{{\nu }^{2}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\nu }^{2}}} g}} \right. \kern-0em} g}}},$ а в качестве масштаба времени – ${\gamma \mathord{\left/ {\vphantom {\gamma {\nu g}}} \right. \kern-0em} {\nu g}}.$ Тогда размерные компоненты волнового вектора и частоты запишутся через безразмерные в виде:
Для физически реализуемых корней должно выполняться условие затухания движения с глубиной. Следовательно, решения дисперсионных уравнений (21) должны удовлетворять критериям отбора корней:
В явном виде решения (21) здесь не приводятся из-за громоздкости выражений. Решение ${{k}_{l}}$ отвечает за сопутствующее высокоградиентное течение. Решение ${{k}_{z}}$ отвечает за волновую компоненту движения. Далее подробно будет рассмотрено только волновое решение ${{k}_{z}}.$
Традиционно дисперсионные соотношения представляют в виде зависимости частоты от волнового числа. Но частота волнового движения несет в себе энергетический смысл, следовательно, должна определяться действительной положительной величиной. Волновое число, учитывающее пространственное затухание можно определять как комплексную величину. Действительная часть ${{k}_{x}}$ и мнимая часть ${{k}_{z}}$ отвечают за волновое движение, а мнимая часть kx и действительная часть ${{k}_{z}}$ характеризуют затухание движения с удалением волн от источника. Выбор описания и набора базовых параметров бегущих волн наиболее адекватно описывающего физически реализуемую ситуацию нуждается в экспериментальном обосновании.
Поскольку волновой вектор – это градиент фазы волны, то кажется логичным при построении выражения использовать только те компоненты, которые отвечают за волновое движение и не учитывают затухание:
Длина волны в таком случае задается соотношением:
Подставляя решение дисперсионного уравнения (16) в (24) с учетом (11) можно получить зависимость длины волны от частоты волнового движения. На рис. 1а представлены соответствующие зависимости для жидкостей с параметрами воды (кривые 1 и 3) ${{\rho }_{0}} = 1\,\,{{\text{г}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\text{г}} {{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{3}}}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{3}}}}}},$ $g = 981\,\,{{{\text{см}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{см}}} {{{{\text{с}}}^{{\text{2}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{{\text{с}}}^{{\text{2}}}}}},$ $\sigma = 72\,\,{{{\text{дин}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{дин}}} {{\text{см}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{см}}}},$ $\nu = 0.01\,\,{{{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{2}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{2}}}}} {\text{с}}}} \right. \kern-0em} {\text{с}}}$ и жидкости с параметрами глицерина (кривые 2 и 4) ${{\rho }_{0}} = 1.26\,\,{{\text{г}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\text{г}} {{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{3}}}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{3}}}}}},$ $g = 981\,\,{{{\text{см}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{см}}} {{{{\text{с}}}^{{\text{2}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{{\text{с}}}^{{\text{2}}}}}},$ $\sigma = 64.7\,\,{{{\text{дин}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{дин}}} {{\text{см}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{см}}}},$ $\nu = 11.746\,\,{{{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{2}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{с}}{{{\text{м}}}^{{\text{2}}}}} {\text{с}}}} \right. \kern-0em} {\text{с}}}.$ Пунктирными линиями (кривые 1 и 2) на рисунке изображены зависимости, полученные в модели с пренебрежением вязкостью. Сплошными линиями изображены линии в модели, учитывающей конечную вязкость. Из рисунка видно, что для жидкости с параметрами воды зависимости совпадают друг с другом с точностью до толщины линии. Для глицерина отличия заметны в области капиллярных волн. На рис. 1б показана невязка между длиной волны, рассчитанной в модели вязкой жидкости ${{\lambda }_{V}}$ и невязкой жидкости ${{\lambda }_{I}}$ в отношении к длине волны в идеальной жидкости ${{\left( {{{\lambda }_{V}} - {{\lambda }_{I}}} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{\left( {{{\lambda }_{V}} - {{\lambda }_{I}}} \right)} {{{\lambda }_{I}}}}} \right. \kern-0em} {{{\lambda }_{I}}}}$ в зависимости от частоты. Литерой (1) обозначена зависимость для жидкости с параметрами воды, а литерой (2) – для жидкости с параметрами глицерина. Для гравитационных волн отличие в моделях несущественно как для слабовязких, так и для сильновязких жидкостей (порядка долей процентов), однако, с увеличением частоты отличие растет и для жидкости с большой вязкостью достигает 100% при частоте около 10 Гц и при дальнейшем увеличении частоты растет и становится заметной даже для слабовязких жидкостей.
Зависимость длины волны от частоты волнового движения (а). 1 – Кривая в модели идеальной жидкости с параметрами воды, 2 – в модели идеальной жидкости с параметрами глицерина, 3 – в модели вязкой жидкости с параметрами воды, 4 – в модели вязкой жидкости с параметрами глицерина. Разность между моделями вязкой и невязкой жидкости от частоты (б). 1 – Кривая для жидкости с параметрами воды, 2 – для жидкости с параметрами глицерина.
Скорость распространения фазового фронта и скорость распространения энергии также являются интересным предметом исследования и анализа. Для сравнения с экспериментом может быть удобно представление в виде зависимости от частоты или от длины волны. На рис. 2 и 3 изображены зависимости фазовой и групповой скорости волнового движения от частоты и длины волны соответственно. Зависимости, обозначенные литерой (1) и (2) построены в модели, учитывающей конечность вязкости, а зависимости с литерой (3) и (4) – в модели невязкой жидкости. Сплошными линиями обозначены зависимости групповой скорости (отвечающей за перенос энергии группой волн), а пунктирными – фазовой скорости. Из рисунков видно, что у гравитационных волн $\left( {\lambda \gg \delta _{g}^{\gamma } = \sqrt {\frac{\gamma }{g}} } \right)$ фазовая скорость опережает групповую, тогда как у капиллярных волн $\left( {\lambda \ll \delta _{g}^{\gamma }} \right)$ – наоборот. Расчеты показывают, что групповая и фазовая скорости сравниваются тогда, когда фазовая скорость принимает свое минимальное значение $C_{{ph}}^{{min}}.$ Для жидкости с параметрами воды это значение $C_{{ph}}^{{min}} = 23.05\,\,{{{\text{см}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{см}}} {\text{с}}}} \right. \kern-0em} {\text{с}}}$ достигается при частоте $f_{{ph}}^{{min}} = 13.5\,\,{\text{Гц}}$ и длине волны $\lambda _{{ph}}^{{min}} = 1.71\,\,{\text{см}}.$ Для жидкости с параметрами глицерина это значение $C_{{ph}}^{{min}} = 40.85\,\,{{{\text{см}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{см}}} {\text{с}}}} \right. \kern-0em} {\text{с}}}$ достигается при частоте $f_{{ph}}^{{min}} = 6.2\,\,{\text{Гц}}$ и длине волны $\lambda _{{ph}}^{{min}} = 6.59\,\,{\text{см}}.$
Зависимость групповой (1 и 3) и фазовой (2 и 4) скорости от частоты волнового движения в моделях вязкой (1 и 2) и невязкой (2 и 4) жидкости.
Зависимость групповой (1 и 3) и фазовой (2 и 4) скорости от длины волны в моделях вязкой (1 и 2) и невязкой (2 и 4) жидкости.
Также стоит отметить, что учет в модели конечной вязкости, во-первых, приводит к смещению характерных скоростей (минимальной групповой и минимальной фазовой скорости) в область больших длин волн (и меньших частот), а во-вторых, увеличиваются значения характерных скоростей.
Проведен анализ распространения поверхностных капиллярно-гравитационных волн в вязкой однородной жидкости в плоской постановке в физически наблюдаемых переменных.
Показано, что учет вязкости приводит к увеличению минимальных скоростей распространения фазового фронта волны и скорости распространения энергии.
Установлено, что с учетом вязкости характерные значения скорости смещаются в область больших по сравнению с моделью идеальной жидкости длин волн и меньших частот.
Показано, что в вязкой жидкости помимо поверхностных волн существует еще один режим течения, не наблюдающийся в модели идеальной жидкости.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 19-19-00598).