Лёд и Снег · 2022 · Т. 62 · № 4
УДК 551.32
DOI: 10.31857/S2076673422040156, EDN: MIOLRA
Состояние взлётно-посадочной полосы
станции Новолазаревская (Восточная Антарктида)
и оценка безопасности её эксплуатации по данным исследований 2021 г.
© 2022 г. С.В. Попов1,2*, М.П. Кашкевич2, А.С. Боронина3,2
1Полярная морская геологоразведочная экспедиция, Санкт-Петербург, Россия;
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия;
3Государственный гидрологический институт, Санкт-Петербург, Россия
*spopov67@yandex.ru
The condition of the runway at Novolazarevskaya Station (East Antarctica) and the safety
assessment of its use based on the 2021 research data
S.V. Popov1,2*, M.P. Kashkevich2, A.S. Boronina2,3
1Polar Marine Geosurvey Expedition, St. Petersburg, Russia;
2Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia;
3State Hydrological Institute, St. Petersburg, Russia
*spopov67@yandex.ru
Received April 21, 2022 / Revised June 16, 2022 / Accepted October 7, 2022
Keywords: ice crevasses, hazardous glaciological processes, airfield, flight safety, GPR profiling, Novo Runway, East Antarctica.
Summary
Airbase Novo Runway has the status of the largest transport hub in the northern part of Antarctica, which
can land large airlifter on wheeled chassis. However, the unsteady flow of the glacier leads both to the forma-
tion of hazardous glacial crevasses and changes the configuration of the runway. The purpose of this study
was to investigation the state of the Novo Runway and to identify the degree of uneven flow of the glacier in
this area. The article shows the results of research carried out from late October to mid-December 2021. Field
work included GPR profiling, tacheometric survey, mechanical drilling, and downhole thermometry. The
tacheometric survey was carried out at the beginning and at the end of the field work (in 42 days) to deter-
mine the displacements of pickets fixed on the glacier and then to calculate the glacier deformation rates.
The results of the studies showed that there are no open crevasses in this area, which pose a danger to air-
craft. There are non-hazardous healed crevasses at the beginning and end of the runway. At the same time,
GPR data indicate that in the central part of the runway (at the distances from 1720 meters to 2240 meters
from its beginning), there is a zone of junction of glacial flows. This zone is traced on parallel profiles for
more than one kilometer. Calculation results indicate that the strain rates in this area in the transverse direc-
tion (across the runway) reaches -0.183 year-1. This corresponds to deformations (compressions) of more
than 1.4 meters over 42 days of observations in absolute terms. Although these values significantly exceed
the threshold values, there were no open crevasses in the glacier. It can be assumed that relatively recently the
glacier flowed more slowly than now. This research should be continued to draw broader conclusions about
the dynamics of the glacier in the area of the Novo Runway.
Citation: Popov S.V., Kashkevich M.P., Boronina A.S. The condition of the runway at Novolazarevskaya Station (East Antarctica) and the safety assessment
of its use based on the 2021 research data. Led i Sneg. Ice and Snow. 2022, 62 (4): 621-636 [In Russian].
doi: 10.31857/S2076673422040156, edn: miolra
Поступила 21 апреля 2022 г. / После доработки 16 июня 2022 г. / Принята к печати 7 октября 2022 г.
Ключевые слова: трещины, опасные гляциологические явления, взлётно-посадочная полоса, безопасность полётов, георадарное
профилирование, Новолазаревская, Восточная Антарктида.
Рассмотрены результаты комплексных инженерных изысканий, выполненных на посадочной пло-
щадке станции Новолазаревская в сезон 2021/22 г. Установлено, что в центральной части взлётно-
посадочной полосы наблюдается сочленение двух ледовых потоков. Абсолютные скорости дефор-
маций ледника на этом участке достигают -0,183 год-1, что существенно превышает пороговые
значения, однако открытых трещин в леднике не наблюдалось.
 621 
Прикладные проблемы
Введение
ской Федерации в Антарктике до 2030 года»,
утверждённой распоряжением Правительства
Авиационное сообщение играет важную, а
РФ № 2143-р от 21.08.2020 г., в скором времени
иногда и определяющую роль в обеспечении по
должна перейти в разряд зимовочных станций.
лярных станций, полевых баз и выносных гео
Все перечисленные объекты Российской антарк-
логических лагерей не только для нашей страны,
тической экспедиции (РАЭ), за исключением
но и всего международного антарктического со
Русской и Ленинградской, имеют ВПП.
общества. В настоящее время в Антарктиде на
Наряду с этим, посадочная площадка стан
считывается более 50 посадочных площадок, ко
ции Новолазаревская (Novo Runway) имеет осо
торые принадлежат более чем 20 государствам
бое значение. Её строительство организовано в
(Поляков и др., 2015). Здесь следует обратиться
соответствии с приказами Министерства граж
к формальной авиационной терминологии. Ста
данской авиации и Госкомгидромета для обе
тьей 40 Воздушного кодекса Российской Феде
спечения перелёта тяжёлых самолётов на колёс
рации № 60-ФЗ от 19.03.1997 г., принятого Го
ном шасси непосредственно с территории нашей
сударственной Думой и одобренного Советом
страны в Антарктиду. При поиске места для рас
Федераций с последующими изменениями и до
положения ВПП применялся опыт многолетних
полнениями, а также Федеральными авиаци
исследований и экспериментальных работ сотруд
онными правилами «Требования, предъявляе
ников НИИ «Ленаэропроект» по созданию ВПП
мые к аэродромам, предназначенным для взлета,
на станции Молодёжная (Саватюгин, Преобра
посадки, руления и стоянки гражданских воз
женская, 2000). Ледовая ВПП в районе станции
душных судов», утверждёнными приказом Мин
Новолазаревская была введена в эксплуатацию
транса России от 25.08. 2015 г. № 262, введена
и занесена в реестр российских аэродромов в де
следующая терминология: взлётно-посадочная
кабре 1981 г. (Ice runway…, 2001). Она интенсив
полоса (ВПП) - определённый прямоугольный
но эксплуатировалась вплоть до ноября 1991 г.,
участок сухопутного аэродрома, подготовлен
но в дальнейшем полёты пришлось вынужденно
ный для посадки и взлёта воздушных судов; по-
приостановить из-за недостатка финансирования.
садочная площадка - участок земли, льда, по
С 2001 г. посадочная площадка станции Ново
верхности сооружения, в том числе поверхности
лазаревская обеспечивает межконтинентальную
плавучего сооружения, либо акватория, предна
воздушную связь между г. Кейптаун и пунктами
значенные для взлёта, посадки или для взлёта,
назначений в пределах Земли Королевы Мод и
посадки, руления и стоянки воздушных судов;
носит статус крупнейшего транспортного узла в
аэродром - участок земли или акватория с рас
северной части материка (Лукин, 2015). В индо-
положенными на нём зданиями, сооружениями
атлантическом секторе Антарктики это - одна
и оборудованием, предназначенный для взлёта,
из немногих ВПП, способных принимать круп
посадки, руления и стоянки воздушных судов;
ные транспортные самолёты на колёсном шасси
перрон - определённая площадь сухопутного
(рис. 1, а). За всё время существования посадоч
аэродрома, предназначенная для размещения
ная площадка принимала самолёты разных типов:
воздушных судов в целях посадки или высад
Boeing 727-200, Ил-76ТД (регулярно), Basler
ки пассажиров, погрузки или выгрузки почты
BT-67 и АН-2 (регулярно), а также Twin Otter и
или грузов, заправки, стоянки или техническо
Gulfstream III. Число полётов в год зависит от ло
го обслуживания ВПП. У Российской Федера
гистических и научных задач национальных про
ции есть десять зимовочных станций и полевых
грамм, входящих в систему DROMLAN (Dronning
баз, которые активно действуют или периоди
Maud Land Air Network) (Inagaki, 2020).
чески посещаются. Среди них - круглогодич
Посадочная площадка станции Новолазарев
ные зимовочные станции Мирный, Восток,
ская ввиду своего местоположения подвержена
Новолазаревская, Беллинсгаузен и Прогресс, а
различным потенциально опасным гляциологи
также действующие полевые базы - Ленинград
ческим процессам. Естественное неравномерное
ская, Русская, Молодёжная и Оазис Бангера.
движение ледника приводит не только к фор
При этом сезонная база Русская в соответствии
мированию трещин в его приповерхностной
со «Стратегией развития деятельности Россий
части, но и изменяет конфигурацию взлётно-
 622 
С.В. Попов и др.
Рис. 1. Ледовая посадочная площадка станции Новолазаревская:
а - общий вид (из открытых источников); б - искривлённая взлётно-посадочная полоса. Фото В.В. Першина, октябрь 2020 г.
Fig. 1. Ice airfield of Novolazarevskaya Station:
а - common view (from open source); б - curved runway (рhoto by V.V. Pershin, October 2020)
посадочной полосы. Так, к 2021 г. ВПП искри
В начале каждого тёплого сезона техническая
вилась настолько существенно, что потребова
аэродромная группа из сотрудников станции
лась её корректировка (см. рис. 1, б). В сезон
Новолазаревская и Международного антаркти
66-й РАЭ (2020/21 г.) сотрудники АО «Аэрогео
ческого логистического центра ALCI (Antarctic
дезия» выполнили необходимую коррекцию ис
Logistics Center International) начинает подго
кривления линии осевых знаков (Мартьянов,
товку взлётно-посадочной полосы для приёма
2021). Согласно информации, предоставлен
среднемагистральных самолётов (дальность от
ной Д.В. Федоровым (АО «Аэрогеодезия»), ось
2,5 до 6 тыс. км) и тяжёлых транспортных само
ВПП искривлена с максимальным значением в
лётов на колёсном шасси. Длина ВПП состав
центре (отклонение до 6 м) и с уменьшением к
ляет 3000 м при ширине 60 м. Координаты её
краям (отклонение до 1-2 м). Выявление сте
центра: 70°49'28,1'' ю.ш., 11°37'51,9'' в.д. (Федо
пени неравномерности течения ледника, вли
ров, АО «Аэрогеодезия», 2021). Уникальная осо
яющего на безопасность дальнейшего исполь
бенность этой части ледника состоит в том, что
зования ВПП из-за возможного формирования
она представляет собой зону «голубого льда»,
трещин не только в её краевых частях, но и по
для которой характерно отсутствие постоянно
всему периметру, - важная задача обеспечения
го снежного покрова (Поляков, 2015). Это при
безопасности транспортных операций. В каче
водит к тому, что поверхность ледника состоит
стве первого рекогносцировочного этапа в ходе
из твёрдого ледяного покрытия, поэтому на неё
весенне-летнего полевого сезона 67-й РАЭ в ок
после проведения относительно небольших под
тябре - декабре 2021 г. на посадочной площадке
готовительных работ могут приземляться само
станции Новолазаревская выполнен комплекс
лёты на колёсном шасси. Зоны «голубого льда»
инженерных изысканий, направленный на ре
крайне малочисленны и вызывают большой ин
шение задач обеспечения безопасности авиаци
терес для логистического обеспечения антарк-
онных сообщений РАЭ (Попов и др., 2022).
тических исследований (Поляков, 2015; Markov
et al., 2019). Взлётно-посадочная полоса стан
ции Новолазаревская функционирует исключи
Район работ
тельно в тёплый сезон (как правило, с середи
ны октября до конца февраля) - в период более
Посадочная площадка станции Новолаза
благоприятных погодных условий для авиации.
ревская расположена на периферийной части
С одной стороны, антарктическим летом сни
Восточно-Антарктического ледникового покро
жается количество осадков и скорость ветра, а
ва Земли Королевы Мод (Dronning Maud Land)
следовательно, уменьшается вероятность фор
в 7 км от оазиса Ширмахера (Schirmacher Oasis)
мирования явлений, ухудшающих видимость, в
на высоте около 550 м над ур. моря (рис. 2).
основном сильных снегопадов и метелей. С дру
 623 
Прикладные проблемы
Рис. 2. Схема расположения работ в районе посадочной площадки:
1 - георадарные маршруты; 2 - пункты первой серии тахеометрической съёмки; 3 - пункты второй серии тахеометриче
ской съёмки; 4 - скважина, в которой выполнялась термометрия; 5 - район бурения трещин
Fig. 2. Location map of the engineering research in the airfield area:
1 - GPR routes; 2 - points of the first series of tacheometric survey; 3 - points of the second series of tacheometric survey; 4 -
temperature borehole; 5 - ice crevasses drilling area
гой стороны, из-за повышения температуры воз
а также на перроне. На протяжении полувека,
духа и высоких значений солнечной радиации
с начала планомерного изучения этой террито
летом (как правило в январе) начинается интен
рии гляциологическими и геофизическими ме
сивное таяние, ввиду чего на ВПП образуются
тодами, покровный ледник в этом районе счи
снежницы и водотоки талой воды. Одновремен
тался достаточно стабильным. Однако сейчас
но с этим преимущественно в начале ВПП фор
возникают некоторые опасения по поводу изме
мируются трещины. Эти факторы на некоторое
нения характера течения ледника ввиду наблю
время делают полосу не пригодной для эксплу
даемых климатических изменений. Совершен
атации, а в особенно аномально тёплые и ма
но понятно, что одно лишь описание строения
лоснежные годы в январе объявляют перерывы
приповерхностной части ледника на момент вы
в полётах. В осенне-зимний сезон талая вода в
полнения работ представляет достаточно огра
трещинах замерзает, тем самым «залечивая» их.
ниченный интерес. В прикладном аспекте го
раздо важнее выяснить, как может изменяться
характер его движения с течением времени и как
Постановка задачи
это скажется на состоянии ВПП и посадочной
площадки в целом. Поэтому исследования не
В задачи инженерных изысканий входило
ограничивались лишь территорией ВПП, а за
выяснение особенностей строения приповерх
хватывали чуть бóльший район.
ностной части ледника, на котором организо
вана посадочная площадка. Особый интерес
представляет выявление трещин, поскольку их
Методика выполнения полевых работ
наличие способно привести к лётному происше
и обработки данных
ствию при взлёте и посадке самолёта. Помимо
этого, к задачам исследования относилось выяс
Полевые изыскания выполнены в период
нение возможности возникновения трещин на
с 30 октября по 5 ноября и с 14 по 15 декабря
ВПП, боковых и торцевых зонах безопасности,
2021 г. Комплекс работ включал в себя георадар
 624 
С.В. Попов и др.
Рис. 3. Процесс выполнения полевых исследований:
а - георадарное зондирование на частоте 150 МГц; б - знаки разметки ВПП, используемые как пикеты; в - установка
вешки с отражателем рядом с опорой разметки; г - тахеометрическая съёмка; д - шнековое бурение; е, ж - состояние
трещин в начале взлётно-посадочной полосы
Fig. 3. Performing of the field work:
а - GPR sounding at a frequency of 150 MHz; б - runway markings used as pickets; в - geodetic pole next to the marking support;
г - tacheometric survey; д - auger drilling; е, ж - crevasses at the start of the runway
ное профилирование, тахеометрические изме
методику выполнения каждого из видов работ
рения, бурение и термометрию в скважине (см.
более подробно.
рис. 2). Изучение приповерхностной части лед
Георадарное профилирование выполнялось с
ника выполнялось методом георадиолокации,
применением георадаров ОКО-2 (ООО «Логи
который, в частности, хорошо зарекомендовал
стические системы», Россия) и антенны с ча
себя при выборе места для строительства аэро
стотой зондирующих импульсов 150 и 400 МГц.
дрома на станции Мирный, а также при выяв
Съёмка осуществлялась пешим порядком
лении трещин на участках трассы следования
(рис. 3, а). Для повышения точности в рабо
санно-гусеничного похода «Прогресс - Вос
тах применялся одометр, который обеспечивал
ток» (Попов, Поляков, 2016; Попов и др., 2017).
равномерность регистрации данных по марш
Для оценки деформаций ледника в районе ВПП
руту через каждые 10 см. Плановая привязка
и последующего выявления областей, подвер
выполнялась по навигационным спутникам си
женных образованию трещин в начале и в конце
стем GPS и GLONASS с применением приёмо
полевого сезона проведены две серии тахеоме
индикатора Garmin GPSMap 64 (Garmin Ltd.,
трических измерений. Детальный обзор подоб
Taiwan). Её точность составляет первые метры.
ных моделей представлен в работе (Colgan et al.,
Общая протяжённость маршрутов состави
2016). Однако для их применения требуется зна
ла 17,2 км. Схема их расположения представле
ние о мощности ледника (точно она неизвестна,
на на на рис. 2. Георадарные данные обрабаты
и по оценкам может составлять несколько сотен
вались по стандартной методике в программе
метров), а также температуры его толщи. Для
Geoscan32, детально изложенной в работах (Вла
этого в приповерхностной части ледника пробу
дов, Золотарев, 1997; Владов, Старовойтов, 2004).
рена двухметровая скважина. Её положение см.
Основная сложность при обработке и по
на рис. 2. Для составления общего представле
следующей интерпретации георадарных дан
ния о состоянии визуально обнаруженных тре
ных связана с выбором кинематической модели
щин некоторые из них разбурены. Рассмотрим
среды, от которой зависит корректность пере
 625 
Прикладные проблемы
счёта временных разрезов в глубинные. В рабо
Необходимости точного координирования
те эта ситуация упрощается, поскольку посадоч
пунктов на местности не было, поскольку для
ная площадка расположена на «голубом льду»,
расчётов деформаций требуется только измере
для которого характерно либо полное отсутствие
ние расстояний между жёстко закреплёнными
снежного покрова, либо его мощность весь
пикетами. Плановое положение в абсолютной
ма незначительна. Это подтверждалось как ви
системе координат рассчитано исключительно
зуально, так и в процессе шнекового бурения.
для визуализации данных и нанесения пунктов
Таким образом, пересчёт временнóго георадар
съёмки на схему. Пересчёт данных локальной
ного разреза в глубинный выполнялся в рамках
системы координат тахеометрической съёмки
модели однородной среды с диэлектрической
на картографическую проекцию проводился по
проницаемостью ε равной 3,17, что соответству
33 точкам с применением ранее разработанно
ет скорости распространения электромагнитных
го программного обеспечения (Попов, Борони
волн 168,5 м/мкс (Мачерет, 2006).
на, 2019).
Тахеометрическая съёмка проводилась для
Шнековое бурение для установки термокосы
инструментальных измерений деформаций в
и разбуривания трещин проводили при помо
теле ледника в районе ВПП по аналогии с рабо
щи дрели-шуруповерта Makita DDF451RFE 18 В
тами Джона Ная (Nye, 1959). Для этого с интер
(Makita Inc., Japan), к которой присоединялись
валом 42 дня (31 октября и 14 декабря 2021 г.)
шнеки Kovacs (Kovacs Enterprises, USA) длиной
выполнены две съёмки жёстко закреплённых
1 м и диаметром 50 мм (см. рис. 3, д). Макси
на местности пунктов, расположенных в райо
мальная глубина пробуренных скважин соста
не ВПП. В качестве пикетов учитывались знаки
вила 6 м. Пункты для выполнения бурения и по
аэродромной разметки (см. рис. 3, б), установ
следующей термометрии выбирались исходя из
ленные примерно через каждые 100 м по обе
результатов геофизической съёмки. Трещины
стороны от оси ВПП. Их положение не плани
разбурены преимущественно на глубину одного
руется корректировать на протяжении после
шнека, а для термометрии пробурена скважина
дующих пяти лет. Вешку с отражателем уста
глубиной 1,9 м.
навливали однообразно, вплотную к столбу
Термометрия выполнена в одной скважи
разметки, ближайшему со стороны перрона (см.
не, расположенной к югу от центральной части
рис. 3, в). Работы велись с помощью тахеометра
ВПП (см. рис. 2). Коса представляла собой та
Trimble M3 DR 5ʺ (Trimble Navigation Ltd, USA).
рированные датчики NTC-10k, собранные
Прибор установлен на возвышенном откры
на основе термисторов с применением логге
том месте с наилучшим обзором территории.
ров IBS-TH1 (Inkbird Tech. C.L., China). В косе
Это 800-й метр от начала полосы (см. рис. 2; см.
применялись восемь датчиков. Первый, самый
рис. 3, г). Съёмка выполнялась с одного места
верхний, располагался на поверхности ледни
стояния в течение одного дня, чтобы исключить
ка и присыпался снегом, чтобы защитить его от
влияние смещения ледника на результат. Для
прямых солнечных лучей. Следующий установ
увеличения дальности и точности измерений в
лен на глубине 40 см, а остальные фиксирова
качестве отражателя применялась призма 1P,
лись на косе с интервалом 25 см. Чтобы избе
позволяющая вести съёмку на расстоянии до
жать конвекции воздуха - скважину закрыли.
5 км от прибора. В работах максимальное уда
Временнóй интервал регистрации температур
ление вешки с отражателем достигало 2,2 км.
составлял 10 минут. Данные регистрировались
Всего выполнено 70 измерений в первом случае
на протяжении четырёх суток.
и 69 - во втором. В итоге для последующих рас
Расчёт деформаций в теле ледника выполнялся
чётов учитывалось 68 пунктов (см. рис. 2). По
в соответствии с методикой, изложенной в рабо
грешность измерений оценена в 0,01 м. Съёмка
те (Nye, 1959). Неравномерное движение ледни
выполнялась в локальной системе координат,
ка вызывает в нём напряжения, которые в свою
выбор которой обусловлен отсутствием побли
очередь приводят к деформациям и могут быть
зости пунктов Государственной геодезической
инструментально измерены. Подобного рода ис
опорной сети с известными планово-высотны
следования начали выполнять на заре планомер
ми координатами.
ного изучения Антарктиды и связаны с имена
 626 
С.В. Попов и др.
ми Джона Глена и Джона Ная. В конечном итоге
представляют собой линейные дайкообразные
они привели к созданию современных математи
структуры голубого цвета, контрастно выделя
ческих моделей динамики ледника. Достаточно
ющиеся на фоне более светлого массива льда
детальный обзор вопросов, связанных с форми
(см. рис. 3, е). Их ширина составляла 10-15 см
рованием трещин, приводится в обширных ра
и только в отдельных случаях превышала 20 см.
ботах (Colgan et al., 2016; Pook, 2000; González-
Наиболее крупные из трещин разбурены на глу
Velázquez, 2021; Jennings, Hambrey, 2021).
бину одного шнека - 1 м. Основываясь на ха
Величина скорости деформации определя
рактере его заглубления, пустоты внутри трещи
ется как относительное изменение расстояния
ны отсутствовали. Предположено, что в период
между некоторыми пунктами за единицу време
интенсивного приповерхностного таяния в тё
ни Δt, т.е.
плый сезон года трещины заполнялись талой
водой, которая в дальнейшим замерзала. Такой
= (1/Δt)((l2 - l1)/l1),
вывод позволил выяснить внешний вид трещин:
где l1 и l2 - начальные и конечные расстояния
их прозрачность, выраженное отличие от окру
между пунктами.
жающего ледника, особенности конфигурации
Таким образом, её можно инструменталь
(см. рис. 3, е, ж). Аналогичная ситуация наблю
но измерить, что и сделано в процессе полевых
далась на голубом льду в районе Сопки Ветров
работ путём выполнения двух серий тахеоме
(станция Мирный, Земля Королевы Мэри, Вос
трических съёмок. Следуя работе (Nye, 1959),
точная Антарктида), где трещины, образовав
скорости деформаций отдельно рассчитаны для
шиеся в результате неравномерного движения
продольного и поперечного по отношению к
ледника, в тёплые летние месяцы заполнялись
направлению оси ВПП. Затем и усреднены
талой водой, затем замерзали и таким образом
по соседним сторонам, которые образуют четы
залечивались. Процесс залечивания трещин на
рёхугольник, и приведены к его середине в виде
ВПП станции Новолазаревская - аналогичен.
значений и соответственно.
В качестве примера на рис. 4, а приведён
временнóй георадарный разрез по маршру
ту NRW, расположенному вдоль ВПП по его
Результаты работ
средней части. Он достаточно типичен для
этого района. Положение маршрута в плане см.
Строение приповерхностной части ледни-
на рис. 2. Для более чёткого выявления внутрен
ка - определяющий фактор принятия решения
них отражающих границ и повышения качества
о функционировании посадочной площадки
представляемого материала при обработке вы
в штатном режиме. При этом основная зада
полнена горизонтальная фильтрация. Однако
ча заключается в выявлении трещин, которые
эта процедура привела к ослаблению прямой
могут стать причиной возникновения лётного
волны 1, от положения которой проводится от
происшествия. Как международный опыт, так
счёт глубин, поэтому визуально она практиче
и результаты многолетних работ авторов пока
ски не выявляется.
зывают, что наиболее эффективный метод выяс
По характеру волнового поля район ВПП
нения строения ледника - георадиолокация (Jol,
подразделяется на три области. Первая область
2009; Попов, Эберляйн, 2014; Попов и др., 2017).
простирается от начала полосы до 1720 м., вто
При этом визуальные наблюдения также необ
рая - от конца первой до 2240 м, третья - от
ходимы, особенно в областях «голубого льда», на
предыдущей до конца ВПП (см. рис. 4, а). Для
которых отсутствует снежно-фирновая толща,
первой области характерна волнообразная не
маскирующая приповерхностные трещины.
нарушенная структура слоистости ледника 2,
Визуальные наблюдения, выполненные на
осложнённая залеченными трещинами 3. Вол
ВПП, а также на прилегающих к ней боковых
нообразная структура слоистости обусловлена
и торцевых зонах безопасности и перроне, по
характером подлёдного рельефа, который, судя
казали, что видимые открытые трещины отсут
по наличию расположенных поблизости гор
ствуют. В начале ВПП (примерно первые 600 м)
ных выходов, залегает на относительно неболь
существуют залеченные трещины, которые
ших глубинах. Однако зарегистрировать отраже
 627 
Прикладные проблемы
Рис. 4. Временные георадарные разрезы:
а - георадарный разрез по маршруту NRW (положение маршрута показано на рис. 2); б - фрагмент временнóго разреза,
демонстрирующий ненарушенное залегание слоёв; в - трещины в начале ВПП; г - фрагмент, демонстрирующий сочле
нение потоков; д - складки слоёв в конце взлётно-посадочной полосы; 1 - прямая волна; 2 - ненарушенные, субгори
зонтальные или волнообразные внутренние слои в теле ледника; 3 - зоны «залеченных» трещин; 4 - сильно деформиро
ванные или смятые слои внутри ледника; 5 - зоны выраженных наклонных нарушений слоёв. Положение фрагментов
временнóго разреза показано красным пунктиром. Зелёным цветом показана область I, красным - область II, синим -
область III. Описание областей дано в тексте
Fig. 4. GPR time-sections:
а - time-section along NRW profile (see location in fig. 2); б - a fragment of the time section showing the undisturbed occurrence
of layers; в - crevasses at the start of the runway; г - a fragment with the conjunction of flows; д - folds of layers at the end of the
runway; 1 - direct wave; 2 - undisturbed, subhorizontal or undulating inner layers into the glacier; 3 - zones of compressed cre
vasses; 4 - badly deformed or crumpled layers inside the glacier; 5 - zones of pronounced oblique faults in the layers. The location
of the fragments of the time-section is shown by the red dotted rectangles. Zone I is depicted by green; zone II is depicted by red,
and zone III is depicted by blue. See description of the zones in the text
 628 
С.В. Попов и др.
ние от подлёдной поверхности не удалось из-за
также NRW500, NRW700 и NRW400, ориенти
малой длины записи (максимальная развёрт
рованные в соответствии с их истинным поло
ка составила 800 нс, что соответствует мощно
жением на местности.
сти ледника примерно 75 м). Закономерность и
На рис. 5 видно, что обсуждаемая вторая
плавность слоёв указывают на равномерность
область уверенно регистрируется на всех трёх
течения ледника в этой области. Для наглядно
маршрутах с азимутом простирания 34°40'. Веро
сти волнообразная и трещиноватая структуры
ятно, она без видимых изменений простирается
ледника показаны в более укрупнённом масшта
на значительные расстояния, определяя харак
бе (см. рис. 4, б, в).
тер течения ледника в центральной части ВПП.
Для второй области характерны деформа
Отмечено, что здесь располагаются перрон и
ции и смятие слоёв внутри ледника 4 в отличие
балки аэродромного комплекса. Они находятся
от предыдущего участка. Границы с соседними
в относительной безопасности (трещины здесь
областями чётко выражены наклонными нару
не формируются) до тех пор, пока характер тече
шениями 5 (см. рис. 4, а, г), что, вероятно, свя
ния потоков остаётся неизменным. Полученные
зано с контактом двух ледяных потоков. Их вза
данные показывают, что ширина второй области
имодействие в краевых частях второй области
постепенно уменьшается с 595 м на NRW700 до
деформирует, а в центральной разрушает вну
550 м на NRW500 и 520 м на NRW.
треннюю структуру каждого из них. Поскольку
Последняя, третья область по своему стро
открытых трещин на поверхности ледника как
ению сходна с первой. Здесь наблюдаются вол
по результатам визуальных наблюдений, так и
нообразные слои 2 и отсутствие каких-либо на
по геофизическим данным не обнаружено, пред
рушений общего структурного плана. Лишь на
положено, что скорость течения потоков в этом
участке последних 450 м ВПП рельефная сло
месте незначительна. Вероятно, степень нерав
истость осложняется дифрагированными вол
номерности скорости такова, что не создаются
нами, которые сформированы залеченными
условия для возникновения напряжений выше
трещинами. В её пределах присутствуют вол
предельных, которые приводили бы к образова
нистые высокоамплитудные структуры, наблю
нию трещин. Иными словами: характер взаимо
даемые на соседних маршрутах. Это позволя
действия указанных потоков приводит лишь к
ет определить направление движения ледника.
пластическим деформациям.
Оно в целом совпадает с тем значением, которое
Для изучения второй области выполнено два
получено на соседнем участке. Укрупнённый
георадарных маршрута, расположенных парал
фрагмент одного из участков этой области пока
лельно друг другу к югу от ВПП, на расстоя
зан на рис. 4, д.
нии 500 (NRW500) и 700 м (NRW700) от неё, а
Явно выраженный наклон волнистых струк-
также один профиль (NRW400) к северу. Их по
тур и западной границы области II (см. рис. 4 а, г)
ложение представлено на рис. 2. Возникающие
однозначно указывает, что направление вектора
снежные надувы вблизи балков, последующая
скорости течения ледника в горизонтальной пло
их расчистка и укатка со временем привели к
скости меняется не только с расстоянием, но и с
образованию довольно мощного слоя снега, до
глубиной. Подобный эффект инструментально
стигающего местами 4 м. Граница, возникшая
зафиксирован по данным инклинометрии глу
на контакте снежной толщи и ледника, оказа
боких скважин, расположенных во внутренних
лась интенсивным рефлектором, что привело к
районах Антарктиды (Марков, Котляков, 2006;
отражению большей части энергии электромаг
Марков и др., 2016). Результаты математического
нитной волны. Лишь малая доля энергии про
моделирования для трёхмерного случая с приме
ходит в нижележащие слои. Это делает разрез
нением приближения тонкого льда (SIA - Shal
менее пригодным для комплексного анализа
low Ice Approximation) также подтверждают это
по сравнению с остальными, так как наиболее
(Huybrechts, 1992; Рыбак, 2007; Greve, Blatter,
интересные участки, в частности центральная
2009). Однако для приповерхностной части лед
часть, оказались практически полностью маски
ника до глубин в первые десятки метров при от
рованными. На рис. 5 представлены временные
сутствии явно выраженного физического препят
разрезы по маршруту вдоль оси ВПП (NRW), а
ствия подобные эффекты ранее не наблюдались.
 629 
Прикладные проблемы
Рис. 5. Накидной монтаж, демонстрирующий простирание зоны сочленения потоков.
1 - линии тока ледника; 2 - оси смещения слоёв в складках, демонстрирующие изменение направления течения ледни
ка с глубиной
Fig. 5. Block montage demonstrating the extent of the flow junction zone.
1 - ice flow lines; 2 - displacement axes of the layers in the folds, demonstrating the change in the direction of the glacier flow with depth
Деформации в теле ледника происходят при
нальна модулю деформации. На рис. 6, б эта же
его неравномерном движении. Если они доста
схема представлена в укрупнённом виде и со
точно значительны, то могут быть инструмен
вмещена с фрагментом временнóго разреза. Из
тально измерены. Для большей наглядности на
меренные значения деформаций и скоростей де
рис. 6, а представлена схема абсолютных дефор
формаций и приведены в таблице.
маций за период между съёмками (42 сут.). Рас
Как следует из расчётов, скорости деформа
чётные значения получены путём осреднения
ций в продольном направлении (по отношению
деформаций, измеренных на противоположных
к оси ВПП) изменяются в пределах от -0,008
сторонах четырёхугольников, построенных по
до 0,020 год-¹. Положительные значения соот
углам разметки ВПП. Длина знака пропорцио
ветствуют зонам растяжения, отрицательные -
 630 
С.В. Попов и др.
Рис. 6. Схема деформаций ледника в районе ВПП:
а - вдоль всей взлётно-посадочной полосы; б - укрупнённо на её центральном участке; 1 - величины деформаций лед
ника в различных направлениях; длина линий пропорциональна абсолютной величине деформаций в соответствующем
направлении; линии красного цвета соответствуют положительным значениям (растяжение), синего - отрицательные
(сжатию); 2 - полигоны, по которым рассчитывались деформации и их идентификатор. Цифрами на секции б показаны
значения деформаций; L соответствует направлению вдоль оси ВПП, T - поперёк оси ВПП
Fig. 6. Deformation scheme of the glacier in the area of runway:
а - deformations along the runway; б - deformations are enlarged in the central section; 1 - the values of deformations of the gla
cier in different directions; the length of the lines is proportional to the absolute value of deformations in the corresponding direc
tion; positive values (stretching) are red, negative values (compression) are blue; 2 - polygons for calculation of the deformations
and their identifier. The numbers on section b are the values of deformations; L corresponds to the direction along the runway axis,
T corresponds to the direction across the runway axis
 631 
Прикладные проблемы
Величины деформаций и скоростей деформаций полигонов вдоль ВПП
Деформация
Скорость деформаций
Идентификатор
поперечная ΔL
T
, м
продольная ΔLL, м
поперечная
, год-¹
продольная
, год-¹
1
P01
0,023
0,016
0,0032
0,0014
2
P02
-0,008
0,026
-0,0011
0,0023
3
P03
0,004
0,021
0,0005
0,0018
4
P04
0,004
-0,001
0,0006
-0,0002
5
P05
0,007
-0,011
0,0009
-0,0020
6
P06
0,022
-0,090
0,0030
-0,0078
7
P07
0,024
0,116
0,0032
0,0201
8
P08
0,007
0,020
0,0009
0,0036
9
P09
-0,006
-0,034
-0,0008
-0,0029
10
P10
-0,007
0,084
-0,0009
0,0073
11
P11
0,015
-0,014
0,0021
-0,0012
12
P12
0,012
0,040
0,0016
0,0034
13
P13
-0,025
-0,055
-0,0034
-0,0047
14
P14
-0,012
-0,045
-0,0016
-0,0039
15
P15
0,058
0,128
0,0078
0,0111
16
P16
0,066
-0,004
0,0090
-0,0003
17
P17
0,038
-0,073
0,0052
-0,0063
18
P18
0,029
0,096
0,0041
0,0084
19
P19
0,019
-0,065
0,0026
-0,0056
20
P20
0,003
-0,052
0,0005
-0,0045
21
P21
-0,516
0,057
-0,0521
0,0096
22
P22
-1,148
-0,008
-0,1260
-0,0006
23
P23
-1,443
-0,009
-0,1831
-0,0007
24
P24
-0,841
-0,061
-0,1134
-0,0053
25
P25
0,012
-0,035
0,0017
-0,0031
26
P26
0,069
0,057
0,0051
0,0012
27
P27
-0,032
-0,038
-0,0044
-0,0033
28
P28
0,041
-0,008
0,0056
-0,0007
29
P29
0,116
0,029
0,0160
0,0025
30
P30
0,033
-0,036
0,0046
-0,0031
31
P31
-0,037
0,005
-0,0052
0,0005
32
P32
-0,012
-0,010
-0,0015
-0,0008
зонам сжатия. Наибольшие абсолютные значе
линий тока ледника весьма малочисленны и огра
ния наблюдаются в интервале расстояний от 400
ничиваются лишь взлётно-посадочной полосой.
до 800 м и от 1200 до 1900 м от начала ВПП. При
На момент выполнения полевых работ из-за ор
этом участки, на которых происходит растяже
ганизационных причин и особенностей функ
ние, естественным образом сменяются зонами, на
ционирования посадочной площадки иной воз
которых наблюдается сжатие. Скорости дефор
можности не было. Между тем ледник двигается
маций в поперечном направлении изменяются в
неравномерно, и зоны растяжения сменяются зо
более широких пределах: от -0,183 до 0,016 год-¹,
нами сжатия. Таким образом, в сотне метров от
что существенно больше, чем в продольном. Это
ВПП, ниже или выше по течению ледника, зоны
вполне объяснимо, поскольку направление гене
сжатия логичным образом сменятся зонами рас
рального движения ледника субортогонально оси
тяжения по аналогии с тем, что наблюдается по
ВПП. На это указывают как геодезические дан
профилю, расположенному вдоль оси ВПП су
ные инструментальных наблюдений, в частности
бортогонально линиям тока.
сотрудников АО «Аэрогеодезия», так и материалы
Зона максимальных по модулю скоростей де
георадарного профилирования. Измерения вдоль формаций в поперечном направлении распола
 632 
С.В. Попов и др.
гается в интервале расстояний 1800-2200 м, что
цы - около -10 °C. Это подтверждается данными
полностью соответствует области II, определяе
термометрии: температура на глубине более 1,5 м
мой по георадарным данным как участок слия
в конце весны (первые числа ноября) стабильно
ния двух ледниковых потоков. Такой взгляд на
регистрировалась в интервале от -15 до -17 °C.
характер течения ледника вполне согласуется со
Таким образом, согласно работе (Colgan et al.,
схемой скоростей деформаций.
2016), минимальные предельные скорости дефор
Оценены полученные результаты с позиций
мации для зимнего периода составляют примерно
прогноза формирования зон трещин. Напряже
0,05 год-¹, а для тёплого - около 0,02 год-¹.
ние в леднике σ связано со скоростью деформа
В результате полученные значения в продоль
ций законом Глена (Glen, 1952),
ном направлении весьма близки к пороговым
(см. рис. 6 и таблицу), а в поперечном направле
= Anσ n,
нии значительно их превосходят. Тот факт, что
где n - некоторый параметр равный трём
бόльшие величины скорости деформаций в попе
(Huybrechts, 1992; Рыбак, 2007; Greve and Blatter,
речном направлении отрицательны, указывает на
2009); An - параметр растекания.
процессы сжатия и не должен вводить в заблуж
Однако сам Джон Глен в своей работе (Glen,
дение. Зоны сжатия должны сменятся зонами
1952) применял n = 4. Параметр растекания An,
растяжения сходной интенсивности, а их отсут
который, считается величиной обратной ди
ствие указывает лишь на то, что район недоста
намической вязкости, зависит от температуры
точно изучен и не охвачен в должной мере тахео
(Huybrechts, 1992; Рыбак, 2007; Greve, Blatter,
метрической съёмкой. В области II, скоро вполне
2009). Таким образом, определение величины на
могут начать формироваться трещины. Наибо
пряжения в реальном леднике - сложная задача.
лее вероятный участок располагается в интервале
Между тем именно она - первопричина возник
расстояний от 1800 до 2200 м от начала ВПП.
новения деформаций и в конечном итоге форми
Открытым остаётся вопрос о том, почему тре
рования трещин (Партон, Морозов, 1985; Карка
щины ни визуально, ни инструментально (на
шадзе, 2004). В научных публикациях по данной
временнóм георадарном разрезе) не наблюдают
тематике приводятся предельные напряжения
ся в центральной части ВПП, где регистрируют
и скорости деформаций, но при этом отмечает
ся наибольшие скорости деформаций. Наоборот,
ся, что для разных ледников они различны. Это
они присутствуют в начале и в конце ВПП, где на
понятно, поскольку данные величины, будучи
пряжения существенно меньше. На момент под
зависимы от вязкости, зависят и от температу
готовки статьи у авторов нет окончательного от
ры, и от особенностей строения ледника. В ра
вета на этот вопрос. Предположено, что характер
боте (Hambrey, Müller, 1978) трещины наблюда
течения ледника относительно недавно был дру
лись в районах со скоростью деформаций всего
гим, несколько медленнее, чем в настоящее время.
0,004 год-¹. Однако в областях со значениями,
Такое возможно, если среднегодовая температура
бóльшими на порядки (0,163 год-¹), они не заре
его толщи возросла бы и превысила -10 °C. Авто
гистрированы, что кажется странным и показы
ры не застали периода антарктического лета, а их
вает, насколько непроста задача выявления обла
температурные измерения выполнялись в конце
стей потенциального формирования трещин.
весны, т.е. в ещё холодное время года. Темпера
В обзорной работе (Colgan et al., 2016) на
тура -10 °C считается пороговой. Начиная с неё,
рис. 6, b приводится зависимость пороговой ско
механические свойства ледника существенно ме
рости деформации от температуры в приповерх
няются. В частности, резко возрастает параметр
ностной 10-метровой толще ледника. Моделиро
растекания An. Он пропорционален масштабно
вание процесса распространения тепла в толще
му множителю A0, который при температуре ниже
ледника показывает, что температура в этом слое
-10 °C принимает значение 1,14·10-5 Па-3 год-1,
полностью контролируется приповерхностны
а выше неё - 5,4·1010 Па-3 год-1, т.е. его рост
ми температурными изменениями. Согласно ме
превышает 15 порядков! С ростом температуры
теорологическим данным на сайте ААНИИ, для
возрастают и другие параметры, входящие в An
холодного зимнего периода они составляют в
(Huybrechts, 1992; Рыбак, 2007; Greve and Blatter,
среднем от -20 до -15 °C, а в тёплые летние меся
2009). Это не приведёт к увеличению скорости де
 633 
Прикладные проблемы
формаций ледника на 15 порядков, просто ледник
крупных, до 15 см в поперечнике, залеченных
будет растекаться быстрее. Данный механизм хо
трещин. Они чётко фиксируются на времен
рошо описывается моделью тепломассопереноса,
ных георадарных разрезах в виде обилия диф
изложенной в работах (Huybrechts, 1992; Рыбак,
рагированных волн, а также прослеживаются
2007; Greve and Blatter, 2009).
визуально на открытых участках ледника. Бу
Результаты полевых работ стали несколько
дучи залеченными, что подтверждено бурением
неожиданными, поскольку они полагали, что
и визуальными наблюдениями, такие трещины
участок ледника, на котором организована ВПП
не представляют опасности, исключая периоды
станции Новолазаревская, достаточно стабилен.
обильного таяния.
Возможно, так оно и было раньше, но получен
3. Наиболее неоднозначна центральная часть
ные данные указывают, что характер движения
посадочной площадки, демонстрирующая мак
ледника мог измениться. Проведённые инже
симальные скорости деформаций и выделяюща
нерные изыскания были достаточно масштаб
яся крупными вертикальными структурами на
ны, они всё-таки охватывают весьма короткий
временных георадарных разрезах, полученных по
период наблюдений - примерно полтора меся
профилям как вдоль ВПП, так и к югу, и к се
ца, причём межсезонья. Поэтому эти работы не
веру от неё. Однако трещины в приповерхност
обходимо продолжить, по крайней мере, ещё на
ной части в этой области на момент выполнения
один полевой сезон, чтобы не только получить
работ не зафиксированы. Тем не менее, именно
более точные данные, но и попробовать устано
эта часть посадочной площадки наиболее важна с
вить тенденции изменения динамики ледника.
позиции безопасности, а также интересна с точки
зрения динамики ледника, что указывает на необ
ходимость мониторинга её состояния в будущем.
Заключение
Благодарности. Авторы выражают благодарность
Комплексные инженерные изыскания на по
С.В. Межонову (РАЭ) за логистическую помощь
садочной площадке станции Новолазаревская по
в проведении полевых изысканий, а также
зволили выявить особенности строения ледника,
Д.В. Фёдорову (АО «Аэрогеодезия») за консуль
а также инструментально с высокой точностью
тации и предоставление данных о плановом по
измерить скорости его деформаций. На основе
ложении ВПП. Исследование выполнено при
полученных данных можно сделать ряд выводов.
финансовой поддержке Российского научного
1. Большая часть взлётно-посадочной полосы
фонда № 22-27-00266.
располагается в области малых значений дефор
Acknowledgments. The authors are grateful to S.V. Me-
маций. Ледник здесь с чётко выраженной сло
zhonov (RAE) for logistical assistance of the fieldwork,
истой ненарушенной структурой. Трещины и
as well as D.V. Fedorov (JSC «Aerogeodeziya») for
любые другие неоднородности отсутствуют.
consultations and providing data on the location of the
2. Краевые части ВПП, примерно первые и
runway. The study was financially supported by the
последние 300 м, характеризуются наличием не
Russian Science Foundation № 22-27-00266.
Литература
References
Владов М.Л., Золотарев В.П., Старовойтов А.В. Методи
Vladov M.L., Zolotarev V.P., Starovoytov A.V. Metodiches-
ческое руководство по проведению георадиолокаци
koe rukovodstvo po provedeniyu georadiolokatsionnyh
онных исследований. М.: ГСД Продакшен, 1997. 66 с.
issledovaniy. Methodological guide for carrying out
Владов М.Л., Старовойтов А.В. Введение в георадио
georadar research. M.: GDS Production, 1997: 66 p.
локацию. М.: Изд-во МГУ, 2004. 153 с.
[In Russian].
Каркашадзе Г.Г. Механическое разрушение горных
Vladov M.L., Starovoytov A.V. Vvedenie v georadiolokatsiyu. In
пород. М.: Изд-во МГУ, 2004. 222 с.
troduction to GPR. M.: MSU, 2004: 153 p. [In Russian].
Лукин В.В. Современные проблемы и перспективы
Karkashadze G.G. Mehanicheskoe razrushenie gornyh
деятельности России в Антарктике // Тр. ВНИРО.
porod. Mechanical destruction of rocks. M.: MSU,
2015. Вып. 156. С. 178-196.
2004: 222 p. [In Russian].
 634 
С.В. Попов и др.
Марков А.Н., Dahl-Jensen D., Котляков В.М., Голу-
Lukin V.V. Current Problems and Perspectives of Activity
бев В.Н., Леонов М.Г., Лукин В.В. Динамика по
of the Russia in the Antarctic. Trudy VNIRO. Trudy
кровных ледников Антарктиды и Гренландии по
VNIRO. 2015, 156: 178-196. [In Russian].
результатам скважинных, радиолокационных и
Markov A.N., Dahl-Jensen D., Kotlyakov V.M., Golubev
космических наблюдений // Лёд и Снег. 2016.
V.N., Leonov M.G., Lukin V.V. Dynamics of Antarc
Т. 56. № 3. С. 309-332.
tic and Greenland ice sheets using the borehole, radio
Марков А.Н., Котляков В.М. Особенности динамики
sounding and space observations. Led i Sneg. Ice and
ледникового покрова Восточной Антарктиды //
Snow. 2016, 56 (3): 309-322. [In Russian].
ДАН. 2006. Т. 411. № 3. С. 410-413.
Markov A.N., Kotlyakov V.M. Specific features of the ice
Мартьянов В.Л. Работы 66-й сезонной Российской
sheet dynamics in Eastern Antarctica. Doklady Ak-
антарктической экспедиции // Российские поляр
ademii Nauk. Reports of the Academy of Sciences.
ные исследования. 2021. Т. 45. № 3. С. 7-8.
2006, 411 (3): 410-413. [In Russian].
Мачерет Ю.Я. Радиозондирование ледников. М.: На
Mart'yanov V.L. Works of the 66th seasonal Russian Antarc
учный мир, 2006. 392 с.
tic Expedition. Rossiyskie polyarnye issledovaniya. Rus
Партон В.З., Морозов Е.М. Механика упругопласти
sian polar research. 2021, 45 (3): 7-8. [In Russian].
ческого разрушения. М.: Наука, 1985. 504 с.
Macheret Y.Y. Radiozondirovanie lednikov. Radio echo-sound
Поляков С.П., Мартьянов В.Л., Лукин В.В. Снежно-
ing of glaciers. M.: Nauchny Mir, 2006: 392 p. [In Russian].
ледовые взлетно-посадочные полосы Российской
Parton V.Z., Morozov E.M. Mehanika uprugoplasticheskogo
антарктической экспедиции - особенности под
razrusheniya. Mechanics of elastoplastic fracture. M.:
готовки и перспективы развития // Российские по
Nauka, 1985: 504 p. [In Russian].
лярные исследования. 2015. Т. 20. № 2. С. 31-35.
Polyakov S.P., Mart'yanov V.L., Lukin V.V. Snow-ice run
Попов С.В., Боронина А.С. Программное обеспечение
ways of the Russian Antarctic Expedition, features of
для обработки данных тахеометрической съём
preparation and development prospects. Rossiyskie
ки // Геодезия, картография, геоинформатика и
polyarnye issledovaniya. Russian polar research. 2015,
кадастры. Наука и образование. Сб. материалов
20 (2): 31-35. [In Russian].
III Всерос. науч.-практ. конф. 6-8 ноября 2019 г.
Popov S.V., Boronina A.S. Software for processing tacheo
СПб., 2019. С. 258-263.
metric survey data. Geodeziya, kartografiya, geoinforma-
Попов С.В., Кашкевич М.П., Боронина А.С. Комплекс
tika i kadastry. Nauka i obrazovanie. Sb. materialov III
ные инженерные изыскания в оазисе Ширмахера
Vseros. nauch.-prakt. konf. 6-8 noyabrya 2019 g. Mate
(Земля Королевы Мод, Восточная Антарктида) в
rials of the III Russian Conference on Applied Science
сезон 67-й РАЭ // Российские полярные исследо
«Geodesy, cartography, geoinformatics and cadastre.
вания. 2022. Т. 47. № 1. С. 12-16.
From idea to application». 2019: 258-263. [In Russian].
Попов С.В., Поляков С.П. Георадарное лоцирова
Popov S.V., Kashkevich M.P., Boronina A.S. Engineering
ние трещин в районе российских антарктических
surveys in the Schirmacher Oasis (Dronning Maud
станций Прогресс и Мирный (Восточная Антарк-
Land, East Antarctica) in the 67th RAE. Rossiyskie
тида) в сезон 2014/15 года // Криосфера Земли.
polyarnye issledovaniya. Russian polar research. 2022,
2016. Т. XX. № 1. С. 90-98.
47 (1): 12-16. [In Russian].
Попов С.В., Поляков С.П., Пряхин С.С., Мартья-
Popov S.V., Polyakov S.P. Ground-penetrating radar
нов В.Л., Лукин В.В. Строение верхней части лед
sounding of the ice crevasses in the area of the Russian
ника в районе планируемой взлётно-посадочной
Stations Progress and Mirny (East Antarctica) during
полосы станции Мирный, Восточная Антарктида
the field season of 2014/15. Kriosfera Zemli. Earth’s
(по материалам работ 2014/15 года) // Криосфера
Cryosphere. 2016, XX (1): 90-98. [In Russian].
Земли. 2017. Т. XXI. № 1. С. 73-84.
Popov S.V., Polyakov S.P., Pryakhin S.S., Mart'yanov V.L.,
Попов С.В., Эберляйн Л. Опыт применения георадара
Lukin V.V. The structure of the upper part of the glacier
для изучения строения снежно-фирновой толщи
in the area of a snow-runway of Mirny Station, East
и грунта Восточной Антарктиды // Лёд и Снег.
Antarctica (based on the data collected in 2014/15 field
2014. Т. 54. № 4. С. 95-106. doi: 10.15356/2076-
season). Kriosfera Zemli. Earth’s Cryosphere. 2017,
6734-2014-4-95-106.
XXI (1): 73-84. [In Russian].
Рыбак О.О. Математическое моделирование ледни
Popov S.V., Eberlein L. Investigation of snow-firn thickness
кового щита Антарктиды: теория, эксперименты
and ground in the east antarctica by means of geophysical
и приложения в палеореконструкциях. М.: Физ
radar. Led i Sneg. Ice and Snow. 2014, 54 (4): 95-106. [In
матлит, 2007. 223 с.
Russian]. doi: 10.15356/2076-6734-2014-4-95-106.
Саватюгин Л.М., Преображенская М.А. Российские
Rybak O.O. Matematicheskoe modelirovanie lednikovogo shchi-
исследования в Антарктике. Т. 2. СПб.: Гидроме
ta Antarktidy: teoriya, eksperimenty i prilozheniya v paleo-
теоиздат, 2000. 288 c.
rekonstruktsiyah. Mathematical modeling of the ice sheet of
 635 
Прикладные проблемы
Colgan W., Rajaram H., Abdalati W., McCutchan C., Mot-
Antarctica: theory, experiments and applications in paleo
tram R., Moussavi M.S., Grigsby S. Glacier crevass
reconstructions. M.: Fizmatlit, 2007: 223 p. [In Russian].
es: Observations, models, and mass balance implica
Savatyugin L.M., Preobrazhenskaya M.A. Rossiyskie issledo-
tions // Review Geophys. 2016. V. 54. № 1. P. 119-161.
vaniya v Antarktike. Russian research in Antarctica. St.
doi: 10.1002/2015RG000504.
Petersburg: Hydrometeoizdat, 2000: 288 p. [In Russian].
Glen J. Experiments on the deformation of ice // Journ. of
Colgan W., Rajaram H., Abdalati W., McCutchan C., Mot-
Glaciology. 1952. V. 2. № 12. P. 111-114. doi: 10.3189/
tram R., Moussavi M.S., Grigsby S. Glacier crevasses: Obser
S0022143000034067.
vations, models, and mass balance implications. Rev. Geo
González-Velázquez J.L. A Practical Approach to Fracture
phys. 2016, 54 (1): 119-161. doi: 10.1002/2015RG000504.
Mechanics. Elsevier, 2021. 274 p.
Glen J. Experiments on the deformation of ice. Journ.
Greve R., Blatter H. Dynamics of ice sheets and glaciers.
of Glaciology. 1952, 2 (12): 111-114. doi: 10.3189/
Springer Science & Business Media, 2009. 300 p.
S0022143000034067.
Hambrey M.J., Müller F. Structures and ice deforma
González-Velázquez J.L. A Practical Approach to Fracture
tion in the White Glacier, Axel Heiberg Island,
Mechanics. Elsevier. 2021: 274.
North West Territories, Canada // Journ. of Gla
Greve R., Blatter H. Dynamics of ice sheets and glaciers.
ciology. 1978. V. 20. № 82. P. 41-66. doi: 10.3189/
Springer Science & Business Media, 2009: 300 р.
S0022143000021213.
Hambrey M.J., Müller F. Structures and ice deformation
Huybrechts P. The Antarctic ice sheet and environmental
in the White Glacier, Axel Heiberg Island, North West
change: a three-dimensional modelling study. Ber. Po
Territories, Canada. Journ. of Glaciology. 1978, 20
larforsch. 1992. № 99. 244 p.
(82): 41-66. doi: 10.3189/S0022143000021213.
Ice runway in the area of Novolazarevskaya Station. Ini
Huybrechts P. The Antarctic ice sheet and environmental
tial environmental evaluation. XXV ATCM. Working
change: a three-dimensional modelling study. Ber. Po
Paper WP-015. 2001. 40 p.
larforsch. 1992, 99: 244 р.
Inagaki O. Legal Issues concerning DROMLAN
Ice runway in the area of Novolazarevskaya Station. Initial
under the Antarctic Treaty System // Yearb. Polar
environmental evaluation. XXV ATCM, 2001. Working
Law Online. 2020. V. 12. № 1. P. 61-74. doi:
Paper WP-015. 2001: 40 p.
10.1163/22116427_012010006.
Inagaki O. Legal Issues concerning DROMLAN under
Jennings S.J.A., Hambrey M.J. Structures and defor
the Antarctic Treaty System. Yearb. Polar Law Online.
mation in glaciers and ice sheets // Rev. of Geo
2020, 12 (1): 61-74. doi: 10.1163/22116427_012010006.
phys. 2021. V. 59. № 3. e2021RG000743. doi:
Jennings S.J.A., Hambrey M.J. Structures and deforma
10.1029/2021RG000743.
tion in glaciers and ice sheets. Rev. of Geophys. 2021,
Jol H.M. Ground penetrating radar: Theory and applica
59 (3): e2021RG000743. doi: 10.1029/2021RG000743.
tions. Elsevier, 2009. 543 p.
Jol H.M. Ground penetrating radar: Theory and applica
Markov A., Polyakov S., Sun B., Lukin V., Popov S.,
tions. Elsevier, 2009: 543 р.
Yang H., Zhang T., Cui X., Guo J., Cui P., Zhang L.,
Markov A., Polyakov S., Sun B., Lukin V., Popov S., Yang H.,
Greenbaum J., Mirakin A., Voyevodin A., Boronina A.,
Zhang T., Cui X., Guo J., Cui P., Zhang L., Greenbaum J.,
Sukhanova A., Deshovykh G., Krekhov A., Zarin S.,
Mirakin A., Voyevodin A., Boronina A., Sukhanova A.,
Semyonov A., Soshchenko V., Mel’nik A. The conditions
Deshovykh G., Krekhov A., Zarin S., Semyonov A., Sosh-
of the formation and existence of «Blue Ice Areas» in
chenko V., Mel’nik A. The conditions of the formation
the ice flow transition region from the Antarctic ice
and existence of «Blue Ice Areas» in the ice flow tran
sheet to the Amery Ice Shelf in the Larsemann Hills
sition region from the Antarctic ice sheet to the Amery
area // Polar Sci. 2019. V. 22. P. 100478. doi: 10.1016/j.
Ice Shelf in the Larsemann Hills area. Polar Sci. 2019,
polar.2019.08.004.
22: 100478. doi: 10.1016/j.polar.2019.08.004.
Nye J.F. A method of determining the strain-rate tensor at
Nye J.F. A method of determining the strain-rate tensor at
the surface of a glacier // Journ. of Glaciology. 1959.
the surface of a glacier. Journ. of Glaciology. 1959, 3 (25):
V. 3. № 25. P. 409-419.
409-419.
Pook L.P. Linear elastic fracture mechanics for engineers:
Pook L.P. Linear elastic fracture mechanics for engineers:
theory and applications. WIT Press, Southampton,
theory and applications. WIT Press, Southampton,
Boston, UK, 2000. 161 p.
Boston, UK. 2000: 161.
 636 