Современная Европа, 2022, № 1, с. 125-138
УДК 341.96
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00805
«Развитие права интеллектуальной собственности ЕАЭС и ЕС в рамках региональных
моделей цифровой трансформации экономики: сравнительно-правовой анализ».
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ЗАЩИТА ПРАВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В ТРЕТЬИХ СТРАНАХ
© 2022 М.В. Шугуров
Доктор философских наук
Саратовская государственная юридическая академия.
410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1.
E-mail: shugurovs@mail.ru
Поступила в редакцию 17.07.2021
После доработки 05.12.2021
Принята к публикации 21.12.2021
Аннотация. Цель статьи состоит в концептуальной систематизации приоритетов
и основных направлений внешнеполитических действий Европейского союза в
сфере защиты прав интеллектуальной собственности в третьих странах. В ходе
исследования были поставлены следующие задачи: выявить стратегические ос-
новы данной политики и установить используемые механизмы. Автор определил
организационную структуру политики, направленной на повышение глобальной
конкурентоспособности ЕС. В результате исследования был подтверждён тезис о
стратегической приверженности Евросоюза стандартам «ТРИП-плюс» на фоне
соблюдения универсальных стандартов защиты прав интеллектуальной соб-
ственности на рынках третьих стран. Продемонстрировано стремление ЕС к ба-
лансу между защитой европейских правообладателей в третьих странах и соблю-
дением права интеллектуальной собственности в странах-партнёрах с тем, чтобы
наилучшим образом поддерживать инклюзивный экономический рост и социаль-
ное развитие. Дальнейшие перспективы и результативность данной политики
связаны с консолидацией позиций государств-членов ЕС на основе активной ре-
ализации новых положений наднационального права интеллектуальной соб-
ственности, а также с дальнейшей ратификацией универсальных договоров в об-
ласти её охраны.
Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, Европейский союз,
внешнеэкономическая политика, техническая помощь, контрафакт, страны-
партнёры.
DOI: 10.31857/S0201708322010107
126
Марк Шугуров
В современном мире все большее число стран используют активы интеллекту-
альной собственности для поддержки своего социально-экономического развития и
усиления конкурентоспособности. Всё это имеет чрезвычайно важное значение не
только для отдельных государств, но и для международных организаций регио-
нальной экономической интеграции, в частности, для Европейского союза (далее -
ЕС). Интеллектуальная собственность расценивается последним в качестве ключе-
вого фактора устойчивого экономического роста и повышения глобальной конку-
рентоспособности на основе инновационной парадигмы. Активная внутренняя по-
литика ЕС в сфере развития наднационального права интеллектуальной собствен-
ности acquis communautaire, которое является средством гармонизации и унифика-
ции национального права государств-членов, находит свое продолжение в полити-
ке защиты прав интеллектуальной собственности в третьих странах.
Некоторые аспекты политики ЕС, применительно к товарным знакам, патентам
или географическим указаниям, находят свое осмысление в научной литературе и
экспертных кругах. В частности, отмечается, что политика ЕС по защите и соблю-
дению прав интеллектуальной собственности в третьих странах в рамках междуна-
родной торгово-экономической политики направлена на решение задачи повыше-
ния конкурентоспособности европейской промышленности [European Free Trade
System… 2017: 162]. Р. Бендини и С. Мендонца подчёркивают, что ключевой ха-
рактеристикой политики ЕС является не только опора на конструктивные консуль-
тации с различными заинтересованными сторонами в самом Союзе, но и стремле-
ние к отказу от односторонности в отношении с зарубежными странами-
партнёрами1.
С точки зрения ассоциации BusinessEurope, предприятия ЕС сталкиваются с
острой конкуренцией в третьих странах и поэтому нуждаются в равных условиях
игры. Из этого следует вывод о том, что ЕС должен стремиться восстановить свои
позиции в качестве «законодателя стандартов» на мировой арене2. В продолжение
этой мысли Х. Сеуб указывает на то, что в двусторонних торгово-экономических
соглашениях с развивающимися странами Брюссель продвигает механизмы осу-
ществления прав интеллектуальной собственности, основанные на европейской
модели [Seuba 2017: 174]. В научной литературе также сделан вывод, что ключевая
роль торговой политики ЕС состоит в том, чтобы добиваться от третьих стран вы-
полнения высоких стандартов защиты и соблюдения прав интеллектуальной соб-
ственности как таковых, в том числе предусмотренных Соглашением по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС)
1 Bendini R., Mendonça S. Re-communicating the EU’s IPR strategy for third countries (April
2015). Р. 12. URL:
https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2015/549030/EXPO_IDAN(2015)54903
0_EN.pdf (дата обращения: 07.05.2021)
2 BusinessEurope. Intellectual property priorities for the next institutional cycle. Brussels: Busi-
nessEurope, 2019. Р. 12. URL:
https://www.businesseurope.eu/sites/buseur/files/media/reports_and_studies/september_2019_-
_intellectual_property_priorities.pdf (дата обращения: 05.05.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Европейский союз и защита прав интеллектуальной собственности…
127
[Baldwin, Wyplosz 2019: 281]. Таким образом, речь о безусловном доминировании
билатерализма в отношениях со странами-партнёрами не идет.
Наконец, высказывается точка зрения, что Брюссель якобы черпает вдохнове-
ние у Вашингтона в процессе усиления своей внешней политики в области интел-
лектуальной собственности. «Что же касается сравнения ЕС и США, то взгляд на
институциональные траектории предполагает, что ЕС может стать успешным и по-
тенциальным учеником США в разработке своей внешней политики в области ин-
теллектуальной собственности» [Krizic, Serrano 2017: 60]. Однако отметим, что для
Евросоюза, в отличие от США, которые также проводят структурированную внеш-
нюю политику в сфере защиты интеллектуальной собственности1, всё же характерен
гибкий баланс между защитой интересов европейских правообладателей и стимули-
рованием прогресса в сфере права и системы интеллектуальной собственности в
странах-партнёрах в интересах развития последних.
Несмотря на внимание, уделяемое в научной литературе данному вектору
внешней политики ЕС, вполне заметно отсутствие комплексных исследований, в
том числе в отечественной науке. Российские авторы исследовали меры ЕС по про-
тиводействию экспорту контрафакта с рынков третьих стран [Интеллектуальная
собственность в современном мире… 2019; Ломсадзе, Дедюрина 2019]. Целью ста-
тьи является анализ и концептуальная систематизация приоритетов и основных
направлений внешнеполитических действий Евросоюза в сфере защиты прав ин-
теллектуальной собственности в третьих странах. Предполагается выявить страте-
гические основы данной политики, установить перечень используемых механизмов
и оценить их эффективность.
Приоритеты внешней политики ЕС по защите
интеллектуальной собственности
В настоящее время в ЕС сложился правовой режим, обеспечивающий функцио-
нирование и развитие экономики интеллектуальной собственности в рамках Едино-
го внутреннего рынка. Вклад отраслей, интенсивно использующих права интеллек-
туальной собственности, в ВВП составляет 42%2. Значимость интеллектуальной
собственности не ограничена только экономической, социальной или культурной
сферой. Предмет особой озабоченности составляет также практика нарушений прав
интеллектуальной собственности, например, контрафакт и интеллектуальное пи-
ратство, которые лишают правообладателей доходов от их инвестиций в НИОКР,
сокращают объемы продаж и количество рабочих мест, приводят к перемещению
бизнеса в государства с более строгим режимом охраны интеллектуальной соб-
ственности и отсутствием масштабных нарушений.
1 Congressional Research Service Report “Intellectual Property Rights and International Trade” (Up-
dated May 12, 2020). URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL34292.pdf (дата обращения: 03.05.2021)
2 Status Report on IPR infringement. Why IP rights are important, and fight against counterfeiting
and piracy. Alicante: EUIPO, 2020. Р. 9.
Современная Европа, 2022, № 1
128
Марк Шугуров
В течение последних десятилетий ЕС адаптировал право и систему интеллекту-
альной собственности к перманентно развивающейся экономической среде и но-
вым технологическим условиям совершенствования защиты. В частности, были
выдвинуты и реализованы важные инициативы юридически обязательного и доб-
ровольного характера по противодействию распространения контрафактной про-
дукции. Для реализации мероприятий, предусмотренных в специальном Плане дей-
ствий 2001 г. в сфере борьбы с контрафактом и интеллектуальным пиратством на
внутреннем рынке была принята Директива 2004/48/EC, которая гармонизировала
защиту прав интеллектуальной собственности в ЕС. Кроме того, начал действовать
Регламент 1383/2003, нацеленный на повышение эффективности таможенных дей-
ствий для пресечения проникновения контрафактной продукции на внутренний
рынок ЕС.
В стратегических документах ЕС, посвященных борьбе с нарушениями прав
интеллектуальной собственности, например, в Плане действий ЕС, направленном
на борьбу с нарушениями прав интеллектуальной собственности 2014 г.1, присталь-
ное внимание уделяется борьбе с контрафактом из третьих стран (Китай и страны
Юго-Восточной Азии). В свою очередь, европейские компании и правообладатели
становятся жертвами нарушений прав интеллектуальной собственности в третьих
странах, главным образом в развивающихся государствах. В условиях глобализации
цепочек создания добавленной стоимости отсутствие надлежащей защиты интеллек-
туальной собственности в зарубежных юрисдикциях оказывает негативное воздей-
ствие на международное торгово-экономическое, инвестиционное и научно-
технологическое сотрудничество ЕС с третьими странами и их объединениями.
Рассматриваемую политику не следует воспринимать в качестве односторонне-
го продвижения европейских экономических интересов. Она сопряжена с междуна-
родным сотрудничеством в сфере содействия развитию. Её концептуальная основа
- понимание ценности прав интеллектуальной собственности для обеспечения эко-
номического, социального и культурного роста и развития [Correa, Seuba 2019:
ХX]. Развитым странам, как и странам с формирующейся рыночной экономикой и
странам со средним уровнем дохода, эффективное соблюдение и защита прав ин-
теллектуальной собственности позволяет улучшить инвестиционный и деловой
климат [Branstetter et al, 2007: 21-23], использовать торговый потенциал2, развивать
международное сотрудничество в сфере передачи технологий [Fink, 2013: 750].
Как показывают аналитические исследования, усиление защиты прав интеллек-
туальной собственности имеет дискуссионный характер [Fink, Correa 2009]. По-
прежнему распространено мнение, что защита прав интеллектуальной собственно-
1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the European
Economic and Social Committee “Towards a renewed consensus on the enforcement of IPRs: An
EU Action Plan”
// COM(2014)
0392 final (Brussels,
1.07.2014). URL: http://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52014DC0392
(дата
обращения
:
14.08.2021)
2 Creative economy report 2010: A feasible development option, partnership between UNCTAD
and the UNDP Special Unit for South-South Cooperation,
2010.
URL:
http://unctad.org/en/Docs/ditctab20103_en.pdf (дата обращения: 15.05.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Европейский союз и защита прав интеллектуальной собственности…
129
сти менее актуальна или даже контрпродуктивна для развивающихся стран. Тем не
менее большинство таких стран в последнее время осознают важность соблюдения
прав интеллектуальной собственности для социально-экономического развития и
достижения прогресса в международном торгово-экономическом и научно-
технологическом сотрудничестве, а также для встраивания в глобальные цепочки
создания добавленной стоимости. В итоге страны с развивающейся экономикой все
чаще становятся производителями и экспортёрами высокотехнологичной продукции
и таким образом получают выгоду от более строгих режимов интеллектуальной соб-
ственности. В этих условиях Европейская комиссия ставит две задачи. Во-первых,
использовать права интеллектуальной собственности в целях развития, т.е. для со-
действия инвестициям и инновациям в странах-партнёрах, относящимся к странам с
формирующейся рыночной экономикой и к странам со средним уровнем развития.
Во-вторых, повысить уровень защиты прав интеллектуальной собственности на рын-
ках третьих стран.
Поскольку внутренние инструменты, доступные правообладателям внутри ЕС,
в случае нарушения их прав в третьих странах уже не могут быть использованы, то
актуальной становится выработка стратегий европейских компаний в сфере защиты
прав интеллектуальной собственности на рынках третьих стран. Одних лишь кор-
поративных стратегий здесь явно недостаточно. Поэтому важным аспектом инте-
грационных процессов ЕС стала единая политика в сфере соблюдения и защиты
прав интеллектуальной собственности в других странах в целях создания правовых
рамок, позволяющих европейским компаниям и отдельным правообладателям эф-
фективно защищать свои права.
О том, что политика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в
третьих странах представляет собой важное самостоятельное направление отрасле-
вой, т.е. международной торгово-экономической как, впрочем, и научно-
технической политики ЕС, свидетельствуют её стратегические основы. Они содер-
жатся в документах, посвященных стратегическому планированию защиты прав
интеллектуальной собственности и противодействию контрафакту и интеллекту-
альному пиратству1. Важным достижением современной политики ЕС стало приня-
тие и последующая реализация специальной Стратегии 2004 г.2, которая определи-
ла долгосрочные направления работы по соблюдению авторских прав, товарных
знаков, географических указаний, патентов и промышленных образцов в третьих
странах. Оценка Стратегии, проведенная в 2010 г., подтвердила ее результатив-
1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the European
Economic and Social Committee “A Contribution to the EU's Growth and Jobs Strategy” //
COM(2006)
567
final
(Brussels,
4.10.2006).
URL:
https://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2006:0567:FIN:EN:PDF (дата обращения
:
09.07.2021)
2 Strategy for the enforcement of intellectual property rights in third countries (2005/C29/03) //
Official Journal of the European Union C 129, 26.5.2005, pp. 3-16.
Современная Европа, 2022, № 1
130
Марк Шугуров
ность1. Следует выделить рекомендацию об оказании более активной помощи право-
обладателям ЕС в ключевых странах-партнерах, таких как Турция, Индия, Китай,
Индонезия, Аргентина, Эквадор и др., посредством службы поддержки защиты прав
интеллектуальной собственности. Обращает на себя внимание также рекомендация
по улучшению взаимодействия и координации между представительствами ЕС и
представительствами государств-членов в третьих странах, что должно быть скоор-
динировано на уровне Европейского союза.
Принятая в 2014 г. обновленная Стратегия2 была призвана обеспечить преем-
ственность политики, проводимой ЕС с 2004 г. с учетом значительных технологи-
ческих и социальных изменений последних десяти лет, а также новых проблем,
связанных с обеспечением прав интеллектуальной собственности. В Стратегии
2004 г. были предложены дополнительные направления, такие как обеспечение по-
следовательной роли ЕС на международных форумах по правам интеллектуальной
собственности; продолжение многосторонних усилий по совершенствованию меж-
дународной системы прав интеллектуальной собственности, в том числе путём по-
ощрения дальнейшей ратификации действующих многосторонних договоров; до-
стижение большей согласованности между защитой прав интеллектуальной соб-
ственности и другими направлениями внешнеэкономической политики.
Положения новейших стратегических документов, содержащие специальные
разделы о внешней политике в сфере интеллектуальной собственности, свидетель-
ствуют о том, что ЕС будет углублять её направления. Сообщение о сбалансиро-
ванной защите интеллектуальной собственности 2017 г. включило в себя раздел
«Борьба с нарушениями интеллектуальной собственности по всему миру»3. Плани-
руется продолжить работу и придать новый импульс подготовке такого механизма,
как двухгодичные отчеты о защите и соблюдении прав интеллектуальной соб-
ственности в третьих странах, в том числе в зонах свободной торговли. Кроме это-
го, была подтверждена решимость выявлять не только «физические», но и онлай-
новые рынки, которые вовлечены в существенные нарушения прав интеллектуаль-
ной собственности.
1 Evaluation of the Intellectual Property Rights Enforcement Strategy in Third Countries. Final
report,
Vol. I
- Main Report. Louvain-la-Neuve,
2010.
87
p.
URL:
https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2011/october/tradoc_148284.pdf
(дата
обращения
:
16.07.2021)
2 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the European
Economic and Social Committee “Trade, growth and intellectual property - Strategy for the pro-
tection and enforcement of intellectual property rights in third countries” // COM/2014/0389 final
(Brussels,
1.7.2014)
URL:
https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX:52014DC0389 (дата обращения: 17.07.2021)
3 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the Euro-
pean Economic and Social Committee “A balanced IP enforcement system responding to to-
day’s societal challenges” // COM/2017/0707 final (Brussels, 29.11.2017). URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=COM:2017:707:FIN (дата обращения: 22.05.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Европейский союз и защита прав интеллектуальной собственности…
131
В Плане действий в области прав интеллектуальной собственности 2020 г.1
закреплён переход к новой фазе правовой политики ЕС в сфере интеллектуальной
собственности в соответствии с задачей экономического развития в условиях Четвер-
той промышленной революции на основе стимулирования экономических
преобразований с использованием цифровых технологий и декарбонизации
производственных процессов. План содержит специальный раздел 6 «Честная игра
на глобальном уровне», в котором подтверждена дальнейшая совместная работа Ев-
ропейской комиссии, государств-членов, других заинтересованных сторон в деле
развития глобальных стандартов защиты прав интеллектуальной собственности.
Защита интеллектуальной собственности в двусторонних
торгово-экономических соглашениях ЕС
Важнейшим достижением в сфере защиты прав интеллектуальной собственно-
сти в глобальных масштабах стало заключение в 1994 г. Соглашения ТРИПС. Оно
устанавливает минимальные стандарты защиты практически всех категорий прав
интеллектуальной собственности, которые должны быть приняты всеми членами
ВТО. В многочисленных двусторонних соглашениях Евросоюза в сфере экономи-
ческого, научно-технологического, таможенного и инвестиционного сотрудниче-
ства с третьими странами и их объединениями2 традиционно присутствует раздел,
посвящённый вопросам соблюдения и защиты интеллектуальной собственности.
Особенность данных разделов заключается в установлении более высокого уровня
защиты прав интеллектуальной собственности по сравнению с Соглашением
ТРИПС3. Считается, что это поможет решить проблему защиты прав интеллектуаль-
ной собственности в конкретных странах и обеспечит равные условия для бизнеса
ЕС, а также будет стимулировать экономический рост в странах-партнёрах. Послед-
ним из заключённых торговых соглашений, в которых содержится раздел о правах
1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Making the most of the
EU’s innovative potential. An intellectual property action plan to support the EU’s recovery and
resilience”
//
COM(2020)
760
final
(Brussels,
25.11.2020).
URL:
https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-13354-2020-INIT/en/pdf (дата обращения:
22.05.2021)
2 EU trade policy, types of trade agreement, status of trade negotiations, search for international
trade
policies.
URL:
https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/trade-non-eu-
countries/trade-agreements_en (дата обращения: 24.05.2021)
3 See: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee and the Committee of the Region “A Single Market for Intellectual
Property Rights. Boosting creativity and innovation to provide economic growth, high quality jobs and
first class products and services in Europe” // COM(2011) 287 final (Brussels, 24.5.2011) para. 6.3.2.
URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0287:FIN:en:PDF (дата
обращения: 24.06.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
132
Марк Шугуров
интеллектуальной собственности и их защите, стало Соглашение о зоне свободной
торговли с Вьетнамом1.
В связи с тем, что право интеллектуальной собственности призвано своевре-
менно отвечать на новые проблемы, которые стали результатом широкого исполь-
зования новейших технологий, в национальные законодательства были включены
положения, которые предусматривают более строгой режим защиты прав интел-
лектуальной собственности по сравнению с минимальными стандартами Соглаше-
ния ТРИПС. Особенно отчётливо это проявляется при адаптации авторского права
к цифровой среде. Тем не менее новые решения на национальном уровне зачастую
не гармонизированы между странами. В свою очередь, новые «интернет-договоры»
(Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и
фонограммам 1996 г.) не содержат механизмов решения возникающих проблем. В
целях стимулирования двусторонней торговли между ЕС и странами-партнёрами
предполагается сделать акцент на новых стандартах, которые воспроизводят поло-
жения наднационального права интеллектуальной собственности ЕС. Обычно их
называют стандартами «ТРИПС-плюс», которые детально изучены в научной лите-
ратуре [Abbot, 2019: 53-60, Drexl, 2016: 53-84]. Под воздействием ЕС в последнее
время страны Восточного партнерства (например, Грузия, Республика Молдова,
Украина), а также ряд латиноамериканских государств законодательно закрепили
нормативные стандарты, близкие к стандартам законодательства ЕС.
Политику Брюсселя вряд ли стоит рассматривать как навязывание своих норм в
качестве универсального стандарта защиты. Так, согласно позиции Европейской
комиссии, при заключении торгово-экономических соглашений с третьими страна-
ми требуется гибкий подход, учитывающий различные потребности зарубежных
стран-партнеров, уровень их развития, факт членства в ВТО. Помимо этого, необ-
ходимо принимать во внимание основные проблемы, например, степень защищен-
ности прав интеллектуальной собственности. ЕС предлагает своим торговым парт-
нёрам следовать стандартам «ТРИПС-плюс» и одновременно стимулировать их
присоединение к многосторонним международным договорам, таким как Договор о
патентной кооперации, Мадридский протокол о регистрации товарных знаков и др.
Всё это способно снизить затраты и уменьшить сложности для тех правообладате-
лей ЕС, которые намерены защищать свои права в третьих странах. Другой страте-
гический подход - стимулирование стран-партнёров к дальнейшей реализации
стандартов Соглашения ТРИПС, под воздействием которого в законодательстве
таких стран-партнёров, как Канада, Республика Корея, Сингапур и др., произошли
изменения. Во многом это содействовало новому витку развития торгово-
экономических отношений ЕС с данными странами.
1 Free Trade Agreement between the European Union and the Socialist Republic of Viet Nam (30
March 2020). Section B “Standards concerning intellectual property rights”. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2020:186:FULL&from=EN (дата обраще-
ния: 04.08.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Европейский союз и защита прав интеллектуальной собственности…
133
Политика ЕС по усилению защиты интеллектуальной
собственности в третьих странах
После принятия Соглашения ТРИПС началась поэтапная реализация его поло-
жений, которые предусматривают минимальные стандарты защиты прав интеллек-
туальной собственности на национальном уровне. Однако это не решило всех про-
блем, о чём свидетельствует, в частности, рост пиратства и контрафакции в гло-
бальных масштабах. Для развивающихся стран характерен невысокий уровень ис-
полнения законов и недостатки в правоприменительной практике (несвоевремен-
ность регистрации прав, отсутствие у должностных лиц достаточных знаний и
должного уровня подготовки в сфере права интеллектуальной собственности, него-
товность судов применять сдерживающие меры и т.д.). Это осложняет доступ евро-
пейских правообладателей к эффективным средствам правовой защиты в целом
ряде стран-партнёров. Следовательно, ЕС стремится сделать положения о право-
применении в сфере интеллектуальной собственности в двусторонних и многосто-
ронних соглашениях более функциональными. С этим связано включение право-
применительной практики в повестку встреч на высшем уровне, а также их рас-
смотрение в рамках советов и комитетов, созданных в рамках двусторонних торго-
во-экономических и инвестиционных соглашений.
Политика ЕС исходит из того, что организационные усилия и информационные
ресурсы должны быть сосредоточены на наиболее важных торговых партнерах, име-
нуемых «приоритетными странами», которых определяют на основе фактического
или потенциального объема торговли с ЕС. Информация о соблюдении в них прав
интеллектуальной собственности отражается в специальных обзорах1. Действия по
устранению выявленных недостатков тщательно отслеживаются через контрольные
списки2, в которых содержится перечень зарубежных компаний-нарушителей прав
интеллектуальной собственности, включая онлайновые платформы электронной тор-
говли.
Собранная информация позволяет воссоздать общую картину, необходимую
для запуска механизма урегулирования споров или же других средств правовой за-
щиты в случае нарушения прав европейских правообладателей. Европейская ко-
миссия в определенных случаях использует механизм разрешения споров в ВТО, а
также задействует инструменты урегулирования споров, предусмотренные в дву-
сторонних соглашениях в случае несоблюдения взаимосогласованных стандартов
защиты интеллектуальной собственности. В настоящее время большую значимость
1 Commission staff working document. Report on the protection and enforcement of intellectual
property rights in third countries
// SWD(2021)
97 final (Brussels,
27.4.2021). URL:
https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2021/april/tradoc_159553.pdf (дата обращения: 30.07.2021)
2 Commission staff working document. Counterfeit and Piracy Watch List // SWD(2018) 492 final
(Brussels, 7.12.2018). URL:
https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2018/december/tradoc_157564.pdf (дата обращения
:
01.08.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
134
Марк Шугуров
приобрел комплекс инструментов по защите справедливой торговли (TDIs)1, кото-
рый расширяет возможности по соблюдению прав интеллектуальной собственно-
сти согласно международным торговым отношениям.
В случае, когда сотрудничество дает ограниченные результаты, или когда вла-
сти стран-партнёров не желают сотрудничать, вполне возможно ограничение уча-
стия данных стран в программах, финансируемых ЕС. Такое средство защиты
Брюссель рассматривает в качестве санкций, направленных на то, чтобы третьи
страны вводили и применяли эффективные меры для борьбы с нарушениями прав
интеллектуальной собственности. Однако введение подобных санкций ограничива-
ется принципом ВТО о недискриминации в торговых отношениях. В свою очередь,
ЕС полагает, что использование данного средства чревато ростом напряженности в
партнёрских отношениях.
К эффективным инструментам обеспечения соблюдения прав интеллектуальной
собственности, согласно двусторонним и многосторонним международным согла-
шениям, относится политический диалог. Смежной инициативой выступает создание
рабочих групп по интеллектуальной собственности, которые предполагают регуляр-
ное взаимодействие между ЕС и соответствующими органами в третьих странах. Ос-
новными акторами диалогов и рабочих групп со стороны ЕС являются службы Евро-
пейской комиссии (Ведомство по товарным знакам и образцам, Европейское патент-
ное ведомство, Управление гармонизации внутреннего рынка). Они проводят диало-
ги и организуют рабочие группы со странами Андского сообщества, государствами
Центральной Америки, Канадой, Китаем, Турцией и др.2 Задача диалогов и рабочих
групп - выдвижение и обсуждение новых инициатив, прояснение позиций, а также
своевременное обнаружение проблем, что в ряде случаев позволяет избежать споров
и введения строгих мер, например, санкций.
Изъяны в праве и системе интеллектуальной собственности в странах-
партнерах ЕС, создавая трудности для европейских правообладателей, одновре-
менно затрудняют развитие международных торгово-экономических отношений и,
как следствие, создают проблемы в социально-экономическом развитии стран-
партнёров. Так, во многих странах качество патентной экспертизы значительно
ниже, чем в ЕС. Это не только приводит к предоставлению сомнительных патент-
ных прав, что создаёт препятствия для экономической деятельности в определён-
ных производственных секторах, а также к длительным судебным разбиратель-
ствам. Поэтому техническая помощь направлена на решение указанных проблем-
ных вопросов. Она охватывает такие мероприятия, как обучение должностных лиц,
повышение осведомленности общественности, помощь в совершенствовании зако-
нодательной техники и т.д. ЕС реализует гибкий курс, который учитывает уровень
развития и институционального потенциала стран-партнёров, факт их членства в
1 EU trade defence policy. URL: http://ec.europa.eu/trade/tackling-unfair-trade/trade-barriers (дата
обращения: 20.06.2021)
2
European
commission.
Intellectual
property.
URL:
https://trade.ec.europa.eu/doclib/cfm/doclib_section.cfm?sec=180&langId=en (дата обращения
:
21.07.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Европейский союз и защита прав интеллектуальной собственности…
135
ВТО, их принадлежность к той или иной категории (страна производства, страна
транзита или потребления поддельных товаров)1. Учитывается также характер про-
блем с точки зрения прав интеллектуальной собственности.
В настоящее время Европейская комиссия реализует три ключевые программы
сотрудничества в области интеллектуальной собственности со странами Юго-
Восточной Азии и Латинской Америки, а также с Китаем. Они рассчитаны на пе-
риод 2017-2021 гг.2 Согласно решению Европейской комиссии, финансирование
данных программ будет продлено на последующие годы3. Данные меры помогут
компаниям из указанных стран выйти на европейские рынки с учётом требований в
области защиты и соблюдения прав интеллектуальной собственности. На этом
фоне новшеством стал запуск в сентябре 2020 г. четырёхлетней программы сотруд-
ничества для Африки (AfrIPI)4 с целью улучшения стандартов защиты и обеспече-
ния прав интеллектуальной собственности на африканском континенте и поддерж-
ки панафриканских переговоров о свободной торговле. Программа также нацелена
на укрепление потенциала малых и средних предприятий (далее - МСП) в сфере
защиты прав интеллектуальной собственности в африканских странах.
Наконец, Комиссия осуществляет своего рода адресную помощь европейским
правообладателям по защите их прав. Наличие опыта на местах очень полезно как
для помощи правообладателям ЕС, главным образом, МСП, так и для облегчения
взаимодействия органов Евросоюза с местными властями. Несколько государств-
членов (Германия, Франция, Нидерланды и др.) имеют атташе по интеллектуальной
собственности. В дополнение к этому Комиссия учредила службы поддержки для
оказания помощи компаниям ЕС, особенно МСП. Службы работают в Китае, Юго-
Восточной Азии, Индии и Южной Америке5. Они нацелены на то, чтобы европей-
ские МСП могли принимать оптимальные решения о защите прав интеллектуаль-
ной собственности для своего бизнеса и гарантировать эффективную защиту их
нематериальных активов. В качестве важного инструмента поддержки выступают
рекомендации, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности в
1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Trade, growth and devel-
opment. Tailoring trade and investment policy for those countries most in need” // COM(2012)22
final
(Brussels,
27.1.2012).
URL:
https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=celex%3A52012DC0022 (дата обращения: 21.07.2021)
2 IP Key China. URL: http://www.ipkey.org/en (дата обращения: 13.07.2021)
3 Commission Implementing Decision of 5.5.2020 on the financing of the 2020 Partnership In-
strument Annual Action Programme for cooperation with third countries to be financed from the
general budget of the European Union // C(2020) 2779 final // Annexes no. 24-26. URL:
https://ec.europa.eu/fpi/system/files/2021-05/27_Partnership%20Instrument%202020.pdf (дата
обращения: 19.06.2021)
4
Intellectual
property rights and innovation in the Africa (AfrIPI). URL:
https://internationalipcooperation.eu/en/afripi (дата обращения: 17.05.2021)
5
International
IP
SME Helpdesk.
URL:
https://intellectual-property-
helpdesk.ec.europa.eu/index_en (дата обращения: 18.05.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
136
Марк Шугуров
целевых странах (Китай, Россия, Бразилия и др.)1, что одновременно способствует
распространению опыта в области интеллектуальной собственности в рамках ини-
циатив ЕС, поддерживающих международную экспансию европейских МСП.
Заключение
Проведённое исследование приоритетов, направлений и инструментов полити-
ки ЕС по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности в третьих
странах как составная часть внешнеэкономической стратегии позволяет сделать
выводы, что Брюссель выполняет свои обязательства в сфере содействия развитию.
На это указывает стремление к балансу между защитой прав европейских правооб-
ладателей в третьих странах и обеспечением того, чтобы право и система интеллек-
туальной собственности в странах-партнёрах наилучшим образом содействовали
инклюзивному и устойчивому экономическому росту. Именно в таком ключе сле-
дует рассматривать проекты технической помощи, направленные на гармонизацию
процедур и стандартов в области интеллектуальной собственности. Всё это допол-
няют программы содействия правовому просвещению в сфере интеллектуальной
собственности.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, например, включение
тематики защиты прав интеллектуальной собственности в повестку международно-
го сотрудничества и совершенствование механизмов защиты прав интеллектуаль-
ной собственности в третьих странах, увеличивается поток контрафактной продук-
ции на внутренний рынок ЕС. Причина этого - в достаточно мягкой внешней поли-
тике Евросоюза в сфере защиты интеллектуальной собственности и нежелании
принимать жесткие меры, например, санкции. ЕС будет и далее следовать,
во-первых, выбранному курсу по сочетанию двустороннего сотрудничества со
странами-партнёрами и политикой в рамках ВТО и ВОИС, направленной на разви-
тие глобальных стандартов защиты прав интеллектуальной собственности. Во-
вторых, Европейский союз будет совершенствовать стратегические направления
сотрудничества и одновременно разрабатывать новые его механизмы. Это потребу-
ет наращивания усилий ЕС по консолидации позиций государств-членов, активной
реализации новых положений наднационального права интеллектуальной соб-
ственности, а также ускоренной ратификации универсальных договоров в области
охраны интеллектуальной собственности всеми государствами-членами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интеллектуальная собственность в современном мире (2019). Под ред. И.А. Близ-
неца. Проспект, Москва, Россия. 672 с.
1
European
commission.
Protecting
IP
in
third
countries.
URL:
https://euipo.europa.eu/ohimportal/web/observatory/protecting-ip-in-third-countries (дата обра-
щения: 01.07.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Европейский союз и защита прав интеллектуальной собственности…
137
Ломсадзе Д.Г., Дедюрина Е.О. (2019) Актуальные проблемы теневой экономики:
опыт ЕС по борьбе с контрафактной продукцией и возможности его адаптации в Рос-
сии. ООО «РИТМ», Воронеж, Россия. 136 с.
Abbot F. et al (eds.) (2019) International Intellectual Property in an Integrated World
Economy. 4th edition. Wolters Kluwer, New York. 1056 p
Baldwin R. E., Wyplosz Ch. (2019) The Economics of European Integration. 6th ed.
McGraw-Hill Education, London.
Branstetter L. et al (2007) Intellectual Property Rights, Imitation, and Foreign Direct In-
vestment: Theory and Evidence. Working Paper no 13033. Cambridge, National Bureau of
Economic Research.
Correa C., Seuba X. (eds.) (2019) Intellectual Property and Development: Understanding
the Interfaces. Springer Nature, Singapore.
Drexl J. The Concept of Trade-Relatedness of IPrs in Times of Post-TRIPS Bilateralism
(2016) In: Ullrich H., Hilty R., Lamping M. (eds.) TRIPS plus 20: From Trade Rules to Mar-
ket Principles. Springer, Heidelberg, pp. 53-84.
European Free Trade System and Policy Handbook. (2017) Vol. 1: Integration, Policy,
Regulation. International Business Publications. Washington, DC.
Fink C., Correa C. M. (2009) The Global Debate on the Enforcement of Intellectual Prop-
erty Rights and Developing Countries. ICTSD, Geneva.
Fink С. (2013) Intellectual Property Rights: Economic Principles and Trade Rules. In:
Lukauskas А. et al Handbook of Trade Policy for Development. Oxford, Oxford University
Press, pp. 740-767.
Krizic I., Serrano, O. (2017) Exporting Intellectual Property Rights to Emerging Coun-
tries: EU and US Approaches Compared, European Foreign Affairs Review, 2017, vol. 22,
special issue, pp. 57-75.
Seuba X. (2017) The Global Regime for the Enforcement of Intellectual Property Rights.
Cambridge University Press, Cambridge, New York.
European Union’s Policy in the Area of Protection of Intellectual Property Rights
in a Third Countries: Priorities and Main Directions
M.V. Shugurov
Doctor of Science (Philosophy)
Saratov State Law Academy. 1, Volskaya Street, Saratov, Russia, 410056.
E-mail: shugurovs@mail.ru
Abstract. The article conceptually systematizes priorities and main directions of
the EU foreign policy in the area of intellectual property rights protection in third
countries. In order to achieve this goal, the author explores the strategic founda-
tions of this policy, its mechanisms, the organizational structure and its focus on
increasing global competitiveness of the EU. The research highlightes the EU's
strategic adherence to the TRIP-plus standards, while promoting universal stand-
ards for the protection of intellectual property rights of third countries markets. It is
outlined that the EU’s commitment to keep balance between protecting the Euro-
pean rights holders in third countries and to ensure that the law and the intellectual
property system in its partner countries support an inclusive economic growth and
Современная Европа, 2022, № 1
138
Марк Шугуров
social development. It is concluded that the EU will stick to chosen course of com-
bining bilateral cooperation with partner countries and the policy pursued by the
EU within the framework of the WTO and WIPO aiming at developing global
standards of intellectual property rights protection. The EU will improve the strate-
gic directions of cooperation and, at the same time, will develop new mechanisms.
Additional aspects of EU interests in third countries are largely associated with the
further consolidation of the member states positions.
Key words: intellectual property law, European Union, foreign economic policy,
technical assistance, counterfeiting, partner countries.
DOI: 10.31857/S0201708322010107
REFERENCES
Abbot F. et al (eds.) (2019) International Intellectual Property in an Integrated World
Economy. 4th edition. Wolters Kluwer, New York. 1056 p
Baldwin R. E., Wyplosz Ch. (2019) The Economics of European Integration. 6th ed.
McGraw-Hill Education, London.
Branstetter L. et al (2007) Intellectual Property Rights, Imitation, and Foreign Direct In-
vestment: Theory and Evidence. Working Paper no 13033. Cambridge, National Bureau of
Economic Research.
Correa C., Seuba X. (eds.) (2019) Intellectual Property and Development: Understanding
the Interfaces. Springer Nature, Singapore.
Drexl J. The Concept of Trade-Relatedness of IPrs in Times of Post-TRIPS Bilateralism
(2016) In: Ullrich H., Hilty R., Lamping M. (eds.) TRIPS plus 20: From Trade Rules to Mar-
ket Principles. Springer, Heidelberg, pp. 53-84.
European Free Trade System and Policy Handbook. (2017) Vol. 1: Integration, Policy,
Regulation. International Business Publications. Washington, DC.
Fink C., Correa C. M. (2009) The Global Debate on the Enforcement of Intellectual Prop-
erty Rights and Developing Countries. ICTSD, Geneva.
Fink С. (2013) Intellectual Property Rights: Economic Principles and Trade Rules. In:
Lukauskas А. et al Handbook of Trade Policy for Development. Oxford, Oxford University
Press, pp. 740-767.
Intellektual'naya sobstvennost' v sovremennom mire [Intellectual property in the modern
world]. (2019) Pod red. I.A. Blizneca. Prospekt, Moscow, Russia. 672 р. (in Russian).
Krizic I., Serrano, O. (2017) Exporting Intellectual Property Rights to Emerging Coun-
tries: EU and US Approaches Compared, European Foreign Affairs Review, 2017, vol. 22,
special issue, pp. 57-75.
Lomsadze D.G., Dedyurina E.O. (2019) Aktual'nye problemy tenevoj ekonomiki: opyt ES
po bor'be s kontrafaktnoj produkciej i vozmozhnosti ego adaptacii v Rossii [Actual problems of
the shadow economy: the EU's experience in combating counterfeit products and the possibili-
ties of its adaptation in Russia]. (2019): OOO «RITM», Voronezh, Russia, 136 p. (in Russian).
Seuba X. (2017) The Global Regime for the Enforcement of Intellectual Property Rights.
Cambridge University Press, Cambridge, New York.
_____________________________________
Современная Европа, 2022, № 1