Современная Европа, 2022, № 1, с. 196-207
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
______________________________________________________________________
УДК 323-053.66/81-052 (075)
КАРЬЕРА МОЛОДОГО УЧЕНОГО В ЕВРОПЕ:
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
© 2022 Е.В. Водопьянова
Доктор философских наук
Институт Европы РАН, 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3.
E-mail: veritas-41@yandex.ru
Поступила в редакцию 02.10.2021
После доработки 19.11.2021
Принята к публикации 23.12.2021
Аннотация. В статье в парадигме постиндустриального общества и на базе
социокультурной методологии проанализирована роль и влияние информаци-
онного общества Старого Света на становление карьеры молодых европейских
ученых. Основная цель исследования состоит в том, чтобы показать, что евро-
пейский цифровой социум сегодня - это не только безусловный вызов, но и
необходимое условие для развития исследовательской карьеры, которое фор-
мирует запрос на новые виды молодежного участия. Автор рассматривает со-
общества молодых европейских ученых как «поколения открытой науки», что
коррелирует с активно развиваемой в ЕС концепцией открытой науки. С ак-
центом на изучение карьеры молодых исследователей в статье проанализиро-
ваны текущие различия в возрастной структуре науки ряда европейских стран
и сделан прогноз их эволюции, связанный со снижением значимости верти-
кальной иерархии для ранних стадий академической карьеры в Европе. Пока-
зано, что, хотя открытость науки объясняет её всё большую эгалитарность, до
достижения равных возможностей в исследовательском процессе всё ещё
очень далеко.
Ключевые слова: молодые ученые, европейская наука, цифровое общество,
равенство в науке, «поколение открытой науки».
DOI: 10.31857/S0201708322010156
Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива
197
Для академической карьеры характерны
очень трудная работа, скромная оплата
и существенно отложенное вознаграждение.
Поэтому жизненно важно, чтобы
начинающий исследователь был уверен,
что это именно тот путь, которым
она (или он) хочет идти.
Бет Хольмгрен1
Информационное общество меняет не только социум в целом, но и науку, уси-
ливая в ней глобальную состязательность за привлечение лучших исследователь-
ских кадров. При этом по-прежнему актуально поддерживать конкурентоспособ-
ность европейской науки, в том числе и в контексте замедления темпов эмиграции
талантливых молодых исследователей в США.
Возможно, даже более чем прежде Европе сегодня необходима мощная и кон-
курентоспособная наука. Кроме того, нельзя не учитывать, что процент молодежи в
государствах Европейского союза неуклонно снижается, при этом «замедляются
характерные этапы перехода от очного обучения к занятости: молодые люди доль-
ше остаются в учебе, им требуется больше времени, чтобы перейти от обучения к
работе, и дольше ждать, прежде чем создавать собственные семьи» [European Re-
search on Youth, 2009]. В этом контексте нельзя игнорировать и другую тенденцию,
связанную с тем, что «студенты в большом количестве бросают университет, мно-
гие переходят на работу, не требующую ученой степени. Количество исследова-
тельских достижений снижается, а администрации университетов значительно
расширяются» [Murphy, 2020]. Все эти факторы негативно влияют на формирова-
ние «критической массы» начинающих исследователей в ЕС.
Предметом анализа данной статьи является динамика начальных стадий академи-
ческой карьеры европейского ученого. При этом «возрастные рамки молодого учено-
го в большинстве стран законодательно не определены» [Ростовская, Скоробогатова,
Краснова, 2020:7]. Науковеды утверждают, что первые этапы научной карьеры явля-
ются одновременно не только самыми трудными, но и самыми важными, поскольку
определяют как становление в профессии, так и грядущие целевые установки начи-
нающего исследователя. Последние в настоящее время также оказываются противо-
речивыми: «почти повсеместно существуют параллельные мотивации: с одной сто-
роны, мотивация учреждения, касающаяся повышения репутации своих исследова-
телей и публикации статей в высокорейтинговых журналах, с другой стороны,
стремление отдельного человека сделать успешную карьеру, в т.ч. и с учетом этапов
работы вне академических структур» [Boulton, 2011: 17]. Эти внеакадемические виды
деятельности оказываются внутри карьерного цикла начинающего исследователя и
также требуют изучения. Сама же объяснительная схема социокультурной методоло-
1 Бет Хольмгрен (Beth Holmgren) - современный американский историк культуры, специа-
лист в области славистики и феминизма, литературный критик и театровед. Она является
профессором университета Дьюка (США, Северная Каролина), где руководит департамен-
том славянских и евразийских исследований.
Современная Европа, 2022, № 1
198
Елена Водопьянова
гии нацелена на выявление роли и места отдельных социальных подсистем в эволю-
ции карьеры молодых европейских ученых как культурного явления.
Многогранные аспекты данной проблемы подробно рассматриваются в литера-
туре в контекстах академической мобильности [Ростовская, Скоробогатова, Крас-
нова, 2020; Pylvas, Nokelainen, 2021; Janger, Nowotny, 2016], реалий университет-
ской жизни [Murphy, 2020], движения к гендерному равенству в ходе построения
типичной академической карьеры [Salinas, Bagni, 2017; «Равные возможности» в
науке, 2014], а также текущих приоритетов открытой науки в целом [Vicente-Saez,
Gustafsson, Van den Brande, 2020] и сетевого измерения исследовательского процес-
са, в частности [Bradley, 2010; Scellato, Franzoni, Stephan, 2015]. Именно в границах
подобных теоретических наработок в статье проанализирована специфика совре-
менного участия молодежи в исследовательском процессе в европейских странах.
Молодые таланты в европейской науке: демографические
реалии и институциональные ограничения
Изменения в европейской науке, диктуемые временем, базируются на объек-
тивных демографических и институциональных особенностях, которые следует
рассмотреть детально. Текущая возрастная структура науки Старого Света пред-
ставлена диаграммой.
Диаграмма. Возрастная структура европейской науки, 2020
Источник: Eurostat (online data code: hrst_st_ncat).
Современная Европа, 2022, № 1
Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива
199
В среднем по ЕС преобладают ученые старшего возраста; определенную роль в
формировании такой демографической ситуации играет и сокращение численности
молодежи в европейских странах.
По сравнению со средней и старшей возрастными группами минимально коли-
чество молодых исследователей в итальянской и греческой науке. Этот феномен
нельзя объяснить однозначно, например, традициями научных школ, поскольку, в
отличие от Италии, наука в современной Греции зародилась лишь в 30-х гг. XX в.
Напротив, значительно превышает среднеевропейские показатели количество
молодых ученых в Турции, на Мальте, Кипре, в Люксембурге, Латвии, Литве и Ни-
дерландах. Видимо, и здесь причины сложившихся диспропорций являются раз-
личными, но в ряде случаев они представляются достаточно очевидными. Так,
наука трех первых из упомянутых стран совсем недавно начала интенсивно разви-
ваться, появился запрос на молодых ученых. Новые кадры, прежде всего, в силу
политических причин пришли за последние десятилетия и в науку посткоммуни-
стических стран Балтии.
Заметим, что Европейская квалификационная рамка исследователей1 от R1 до
R4 не использована в качестве основной в терминологии статьи потому, что моло-
дые ученые в Старом Свете работают на различных R-стадиях, хотя наибольшее их
число, разумеется, сосредоточено на начальном этапе карьеры R1.
Несмотря на то что между этапами исследовательской карьеры в различных ев-
ропейских странах существуют значительные различия, (причем, не только в их
названиях), можно представить ее некий инвариант [Boulton, 2011] и выделить че-
тыре основных типа научной активности, которой заняты молодые ученые:
- стадия получения степени PhD (или ее эквивалента). Соискатель этой степени
работает под руководством/под наблюдением и часто участвует в какой-либо ис-
следовательской программе. Он может иметь ранг учащегося и/или на срок обуче-
ния быть в штате университета и иметь ограниченные преподавательские и/или ис-
следовательские обязанности, выходящие за рамки работы над диссертацией;
- стадия после докторантуры. На этом этапе ранней научной карьеры существу-
ет два вида занятости. Первый - это должность «постдока» как деятельности по
краткосрочному невозобновляемому контракту на срок от 1 года до 3 лет. «Пост-
док», как правило, работает в проекте, который ведет более опытный ученый.
Второй вид занятости - это академическая должность первого после PhD уровня,
связанная либо с преподаванием, либо с исследованиями. Она также может быть
ограничена во времени сроком от 2 до 6 лет и на эти позиции практически всегда
очень велик конкурс. Промежуточных постоянных должностей очень мало, посколь-
ку финансовые возможности университетов крайне ограничены. В ряде случаев эта
занятость является ступенью к постоянной позиции более высокого уровня.
Следующий этап в профессии исследователя связан со средней стадией академи-
ческой карьеры. Последняя весьма вариативна с точки зрения широкого выбора
1
Towards
a
European
Framework
for
Research
Careers
URL:
https://cdn5.euraxess.org/sites/default/files/policy_library/towards_a_european_framework_for_r
esearch_careers_final.pdf (дата обращения: 07.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
200
Елена Водопьянова
должностей - от жесткого регулирования академической занятости до независимых
ученых-стипендиатов, которые могут быть связаны/или не связаны с постоянной
университетской позицией, но уже иметь при этом высокий уровень академического
признания. В ряде случаев данные научные позиции могут иметь строгие возрастные
и/или временные ограничения. На этом среднем уровне карьеры также могут дли-
тельно находиться сотрудники, имеющие очень слабые перспективы дальнейшего
карьерного роста. Еще более высокая профессорская позиция, как правило, не впи-
сывается в границы научной карьеры собственно молодого ученого.
Все стадии европейской академической карьеры используют четыре типа фи-
нансирования ученых/молодых ученых:
- преимущественно за счет стипендии, ориентированной на конкретные этапы
научной карьеры;
- за счет срочного гранта или «промежуточного гранта» для перехода от одной
ступени карьеры на другую (доля промежуточных грантов в общей структуре фи-
нансирования науки очень мала, однако она имеет тенденцию к росту);
- университетское финансирование;
- финансирование исследований в рамках университетов, но за счет внешнего
спонсора (от исследовательских советов, либо промышленности).
Наряду с финансированием и устойчивой позицией в академической иерархии,
для успешной исследовательской карьеры все более важными становятся глобаль-
ные сети и открытость европейской науки. Видимо, сегодня данные параметры
максимально значимы именно на ее ранней стадии.
Молодые европейские ученые как «поколение открытой науки»
Первой инициативой Еврокомиссии в отношении информационного общества
стала «Белая книга» Делора «Рост, конкурентоспособность и занятость» [Growth,
competitiveness, employment, 1993]1. Речь в значительной мере шла о стремлении
понять новую эпоху и занять в ней значимое место. В этом аспекте, в частности,
утверждалось, что Евросоюз должен эффективнее использовать такие ресурсы, как
традиции, образование, навыки, способность к инновациям и т.д.
Одновременно в преамбуле «Белой книги» было подчеркнуто, что европейская
молодежь должна иметь возможность реализовать в информационном социуме не
только свои надежды, но и быть четко мотивированной на участие в экономической
жизни и быть социально защищенной. Молодежь рассматривалась как важнейшая
движущая сила постиндустриальных перемен в обществе.
Позже, в 2000-е гг. в ЕС начали использовать такие термины, как «онлайновый
мир», «электронная Европа», «экономика знаний и инноваций». В теоретическом
плане, в отличие от базовых версий постиндустриальной парадигмы, впервые в
1 Bulletin of the European Union. Supplement 6/93. Growth, competitiveness, employment. The
challenges and ways forward into the
21st century (White Paper) URL:
https://op.europa.eu/mt/publication-detail/-/publication/506ecd7a-d51d-40cc-82f2-с8403ab57150
(дата обращения: 14.10.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива
201
концепции «информационального капитализма», датируемой работой 1996 г. [Ка-
стельс, 2000], акцент был сделан на феномене интернета, а также на сетевых гори-
зонтальных структурах коммуникации и управления.
Примечательно, что после издания работ М. Кастельса четверть века постинду-
стриальная парадигма, не оспаривая своих основ, концентрировалась на анализе
негативных черт постиндустриализма и его первой информацион-
ной/информациональной стадии [Горц, 2010; Стэндинг, 2014], которые прежде об-
суждались значительно менее масштабно. Эволюцию постиндустриальных теорий
на сегодняшний день можно выразить триадой, относящейся к постепенному изме-
нению приоритетной проблематики в границах данной парадигмы: от производства
знаний - к их использованию - и далее к использованию собственно человеческого
капитала. Последнее направление подразумевает в том числе и анализ проблем мо-
лодежи в условиях, когда ее представители оказываются между сильнейшей само-
эксплуатацией и свободой, частичной занятостью и слишком большой занятостью
[Cтэндинг, 2014]. В полной мере это относится и к европейской науке.
Активно разрабатываемая в ЕС концепция открытой науки является экстрапо-
ляцией парадигмы сетевого социума на европейское исследовательское простран-
ство. Речь идёт о содействии созданию основ для формирования глобальной иссле-
довательской инфраструктуры, предпосылкой для которой выступит инфраструк-
турное взаимодействие науки на общеевропейском уровне1. Предполагается, что
это будет способствовать:
- неограниченному и одновременно безопасному открытому доступу европей-
ских исследователей к современным средствам использования данных из различ-
ных источников;
- лучшим результатам за счёт открытого доступа к публикациям и эмпириче-
ским данным, относящимся к проводимым исследованиям, а также снижению ор-
ганизационной нагрузки на учёных;
- поддержке международного доступа к исследовательской инфраструктуре;
- развитию собственно электронных инфраструктур на основе новых технологий.
Предполагается, что первоначально данная система должна заработать на
уровне науки, финансируемой государством, а только потом распространиться на
другие уровни научно-исследовательского процесса. Сами ее участники первона-
чально должны пройти обучение навыкам работы в данной системе.
В наибольшей степени к европейской матрице открытой науки адаптированы
начинающие ученые, в том числе и потому, что они являются наиболее активными
потребителями информационно-коммуникационных технологий.
Именно на ранних стадиях карьеры открытая наука во всё большей степени
определяет публикации, наукометрический исследовательский рейтинг, професси-
ональные контакты (в том числе посредством различных сетей, не исключая соцсе-
ти), а также поиск работы по окончании срочного контракта.
1
The EU's open science policy URL: https://ec.europa.eu/info/research-and-
innovation/strategy/strategy-2020-2024/our-digital-future/open-science_en (дата обращения:
04.11.2021)
Современная Европа, 2022, № 1
202
Елена Водопьянова
Сегодня сети проникли во все сферы научной коммуникации: так, в частности,
вполне правомерно говорить о «сетях диаспоры», когда ученые-мигранты сотруд-
ничают с исследователями из своей родной страны, которые работают в третьей
стране, «всемирной сети мобильности ученых» и т.д. Все это дает основания рас-
сматривать сетевую открытую науку как базовое условие становления науч-
ной/европейской исследовательской карьеры и характеризовать самих молодых
ученых как «поколение открытой науки».
Несмотря на то что открытость науки нацеливает последнюю на все большую
эгалитарность, до достижения равных возможностей в исследовательском процессе
все еще очень далеко.
Европейское научное сообщество на пути к равным возможностям
Проблема равенства возможностей в европейской науке не является надуман-
ной. Об этом, в частности, говорит следующее:
- принципы отбора в аспирантуру не всегда прозрачны, а карьерный рост не
всегда напрямую связан с исследовательскими достижениями;
- «условия работы исследователей, обучающихся в аспирантуре, часто полно-
стью определяют руководители их проектов, в результате чего условия для докто-
рантов часто гораздо лучше, чем для «постдоков». С иностранными исследовате-
лями-контрактниками часто заключают специальные соглашения о найме, при этом
юридические и финансовые механизмы, которые должны их регулировать, не все-
гда ясны. Такой опыт недостаточно готовит исследователей к их последующей ка-
рьере, будь то академическая или внеуниверситетская» [Boulton, 2011: 12];
- число представителей этнических меньшинств в научном сообществе невели-
ко. Оно же (речь идет о самых разных типах меньшинств) ныне находится под при-
стальным патронажем администраций. Проблема значима еще и потому, что ее ре-
шение потенциально может помочь привлечь в науку молодых талантливых иссле-
дователей не только из Европы, но и со всего мира;
- весьма низок шанс получить постоянную преподавательскую или исследова-
тельскую позицию в возрасте до 40 лет. Европейские молодые ученые готовы обме-
нять значительную часть зарплаты на раннюю профессиональную независимость и
перспективу постоянного пребывания в должности; ученые более поздних стадий
карьеры предпочитают работу, которая позволяет легко заняться новыми направле-
ниями исследований. Должности, связанные только с исследованиями, считаются
менее привлекательными, чем научные позиции с небольшой нагрузкой преподава-
ния [Janger, Nowotny, 2016];
- пока процент женщин-ученых оказывается ниже с каждой более высокой сту-
пенью в исследовательской иерархии. Так, женщины-научные сотрудники в Европе
преимущественно сосредоточены в младших возрастных группах (до 35 лет и
35-44 года). Примерно в половине европейских стран в этом возрасте женщин в
науке больше, тогда как в группах 45-54 года и старше 55 лет мужчины-
исследователи преобладают;
Современная Европа, 2022, № 1
Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива
203
- распространён эффект карьерного отставания вполне конкурентоспособных
молодых ученых, обусловленный нерешенностью индивидуальных/бытовых про-
блем, хотя следует заметить, что ситуация постепенно изменяется. Так, уже многие
научные фонды вычитают время ухода за ребенком из академического стажа, что
может быть особенно важным, если подача заявки на грант ограничена определен-
ным сроком после получения PhD. В настоящее время некоторые фонды уже могут
предоставлять дополнительное финансирование для детей;
- социальная защищенность молодого ученого также зависит от типа контракта,
когда временная занятость не подразумевает оплату страховки, командировок, не
дает возможности получить одобрение ипотеки и т.п.
В свою очередь, само университетское сообщество пытается снизить масштаб
неравенства и неопределенностей, с которыми сталкиваются молодые европейские
ученые. Показателен в этом плане кейс LERU (Лиги европейских исследователь-
ских университетов). Она была основана в 2002 г. и началась с сотрудничества 12
ведущих европейских вузов, сегодня в её состав входят 27 университетов. Оптими-
зация подготовки и социализации исследователей со степенью PhD является одной
из важнейших сторон деятельности LERU. Её прогрессивные установки носят лишь
рекомендательный характер для других европейских субъектов высшего образова-
ния. Кроме того, участников данной ассоциации по сравнению с общим числом ев-
ропейских вузов очень немного, и их усилиям противостоят как традиционный
университетский консерватизм обучения, так и новая реальность цифрового соци-
ума, которая создаёт неопределенности, в том числе в сфере занятости.
Европейские структуры тоже участвуют в расширении спектра возможностей
для молодых исследователей. В частности, Европейский совет создает независимые
должности для молодых ученых, которые предоставляют возможность самостоя-
тельно выбирать исследовательскую структуру в качестве места работы, а значит,
способствуют повышению научной квалификации на ранней стадии карьеры. По-
добные инициативы и расширение их масштабов чрезвычайно важны, поскольку
творческая свобода и личностная гармония - это одни из основных параметров мо-
тивации для поколения Z, родившихся начиная с 1997 г. [Dimock, 2018].
*
*
*
Завершая рассмотрение основных параметров функционирования современной
модели первоначальных стадий европейской исследовательской карьеры, следует
отметить, что становление информационной эпохи влияет на научную карьеру про-
тиворечиво.
Во-первых, нынешний путь в постиндустриальное общество - это движение
Европы в значительной степени в сторону неопределенности, параметры которой
ныне еще невозможно четко определить даже качественно. При этом сетевое обще-
ство создаёт для молодого ученого множество неопределенностей, которые усили-
вают друг друга. Речь идет о том, что на условиях множества непредсказуемостей
строится новый социум. Одновременно вариативность ожидаемой профессиональ-
ной занятости по окончании периода обучения изначально встроена в карьерную
Современная Европа, 2022, № 1
204
Елена Водопьянова
траекторию начинающего европейского исследователя: поддержка дальнейшей ка-
рьеры не входит в круг университетских функций.
Многие выпускники, получившие степень PhD, очень часто не находят работу
по специальности и делают выбор в пользу срочного контракта, который не всегда
подразумевает полную занятость. Другим распространённым выбором для ученого,
получившего степень, оказывается статус «постдока», однако количество таких
промежуточных исследовательских позиций в Европе весьма невелико. Видимо,
склонность поколения Z часто менять сферы профессиональной деятельности бу-
дет в ближайшей перспективе влиять на молодых европейских исследователей еще
сильнее, тем более что этому способствуют и отмеченные выше специфические
внутренние параметры организации научного сообщества.
Во-вторых, до сих пор главной целью для исследовательской молодежи все же
остается постоянная позиция в университете, все остальное по-прежнему рассмат-
ривают как профессиональную неудачу. Эти установки входят в противоречие с
такой нарастающей тенденцией в эволюции информационной эпохи, как «новая
академическая культура», подразумевающая предпринимательство в науке в его
различных вариантах.
В-третьих, исходя из постулатов психологии, необходимо подчеркнуть, что мо-
тивация сотрудника увеличивается, когда он четко видит перспективы. В этом ас-
пекте информационный социум может быть оценен как влияющий негативно на
раннюю стадию исследовательской карьеры. С другой стороны, сама наука в каче-
стве сферы деятельности как раз и подразумевает неопределенные, нечеткие фор-
мальные критерии эффективности и когнитивности: непрерывное обновление зна-
ний и расширение общей научной эрудиции, самостоятельную организацию дея-
тельности и выбор тематики научного поиска, умение работать с большими масси-
вами информации.
В-четвертых, цифровой социум генерирует ускоряющийся темп изменений, а
исследовательская карьера, даже на ее ранней стадии, не может быть быстрой по
своей природе.
В-пятых, в условиях нарастающей неопределенности в развитии карьеры сте-
пень PhD для молодых граждан ЕС перестает быть «ключом к престижу и безопас-
ности».
В-шестых, различия информационного периода по-разному влияют на карьер-
ные пути европейских и американских ученых [Youtie, Rogers, Heinze, Shapira,
Tang, 2013]:
- институциональные факторы, лежащие в основе научного признания, разли-
чаются в моделях ранней и средней карьеры;
- академическая мобильность, независимость и гранты влияют на научное при-
знание в США значительно сильнее, чем в Европе;
- пространственная мобильность и дисциплинарная стабильность влияют на ев-
ропейское научное признание;
- ценности заслуг и результатов исследований более институционализированы
в США, чем в Европе.
Современная Европа, 2022, № 1
Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива
205
В-седьмых, видимо, опыт старших поколений ученых в связи с быстрым ростом
технологий, прежде всего цифровых, уже в ближайшие десятилетия окажется менее
востребованным и это девальвирует феномен научных школ. Нельзя не отметить, что
в традиционном понимании последние в Европе отсутствуют: здесь поколения моло-
дых ученых «не задерживаются» рядом с научным руководителем. Это обстоятель-
ство вынуждает прогнозировать и снижение значимости вертикальной иерархии для
построения ранних стадий академической карьеры в Старом Свете.
Таким образом, противоречивая эволюция европейского информационного об-
щества оказывается необходимой предпосылкой становления современной иссле-
довательской карьеры в регионе. При этом ученые на ее ранних стадиях подготов-
лены к этим изменениям несколько лучше, нежели представители большинства
других профессий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горц А. (2010) Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. ИД ВШЭ, Москва,
Россия. 208 с.
Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. ИД
ВШЭ, Москва, Россия. 608 с.
Полякова Н.Л. (2016) Новые горизонты теории общества начала XXI в.: от постин-
дустриализма к неокапитализму, Вестник МГУ: Социология и политология, № 2. С.
83-115.
«Равные возможности» в науке? (2014) Антропологический форум, № 22. С. 1-95.
Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Краснова Г. А. (2020) Вопросы совершен-
ствования государственной политики, проводимой в интересах молодых ученых, их
академической мобильности в России и странах мира, ИТД Переспектива, Москва,
Россия. 192 с.
Стэндинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. Ад Маргинем Пресс, Москва,
Россия. 328 с.
Bogle D., Dron M., Eggermont J., Van Henten J. (2011) Doctoral Degrees Beyond 2010:
Training Talented Researchers for Society, Procedia Social and Behavioral Sciences, Vol. 13,
pp. 35-49.
Boulton G. (2011) Harvesting Talent: Strengthening Research Careers in Europe, Proce-
dia Social and Behavioral Sciences, Vol. 13, pp. 3-34.
BradleyMaterialisttoday, Vol. 13, Issues 1-2, pp. 54-55.
Dimock M. (2018) Defining generations: Where Millennials end and post-Millennials
begin, Pew Research Center, Washington, DC, USA.
European Research on Youth: Supporting Young People to Participate Fully in Society:
the Contribution of European Research (2009), Office for Official Publications of the Euro-
pean Communities, Luxembourg, Luxembourg.
MurphyUniversities and Innovation Economies. Milton Park, Abingdon-on-
Thames, Oxfordshire, England, UK.
Picatoste J., Pérez-Ortiz Santos L., Ruesga-Benito M. (2018) A new educational pattern
in response to new technologies and sustainable development. Enlightening ICT skills for
youth employability in the European Union, Telematics and Informatics, Vol. 35, Issue 4, pp.
1031-1038.
Современная Европа, 2022, № 1
206
Елена Водопьянова
Pylvas L., Nokelainen P. (2021) Academics’ perceptions of intercultural competence and
professional development after international mobility, International Journal of Intercultural
Relations, Vol. 80, Jan., pp. 336-348.
Salinas P.C., Bagni C. (2017) Gender Equality from a European Perspective: Myth and
Reality, Neuron, Vol. 96, Issue 4, pp.721-729.
Scellato G., Franzoni C, Stephan P. (2015) Migrant scientists and international networks,
Research Policy, Vol. 44, Issue 1, February 2015, pp. 108-120.
Vicente-Saez R., Gustafsson R., Van den Brande L. (2020) The dawn of an open exploration
era: Emergent principles and practices of open science and innovation of university research teams
in a digital world, Technological Forecasting and Social Change, Vol. 156, Jul., pp. 1-10.
Youtie J., Rogers J. Heinze T., Shapira P., Tang Li (2013) Career-based influences on
scientific recognition in the United States and Europe: Longitudinal evidence from curriculum
vitae data, Research Policy, Vol. 42, Issue 8, pp. 1341-1355.
Career of a Young Scientist in Europe: Post-Industrial Perspective
E.V. Vodopianova
Doctor of Science (Philosophy)
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, 11-3, Mokhovaya street,
125009, Moscow, Russia.
E-mail: veritas-41@yandex.ru
Abstract. The article analyzes the role and influence of the information society in
Europe on the dynamics of the early stage of the career of young European re-
searchers in the paradigm of a post-industrial society and on the basis of socio-
cultural methodology. The main purpose of the study is to show that the European
digital society does not pose only an unconditional challenge, but also a necessary
background for the development of a research career, forming a request for new
types of youth participation. The author suggests a vision of young European scien-
tists as the “open science generation”, correlating with the concept of open science
widespread in the EU. Focusing on the study of the career of young scientists, the
article addresses the current differences in the age structure of science in various Eu-
ropean countries and makes a forecast of their evolution associated with a decrease in
the importance of the vertical hierarchy of early stages of an academic career in the
Old World. It is shown that while the openness of science aims at increasing egalitar-
ianism, it is still far from achieving equal opportunities in the research process.
Key words: young scientists, European science, digital society, equality in science,
generation of open science
DOI: 10.31857/S0201708322010156
REFERENCES
Bogle D., Dron M., Eggermont J., Van Henten J. (2011) Doctoral Degrees Beyond 2010:
Training Talented Researchers for Society, Procedia Social and Behavioral Sciences, Vol. 13,
pp. 35-49.
Boulton G. (2011) Harvesting Talent: Strengthening Research Careers in Europe, Proce-
dia Social and Behavioral Sciences, Vol. 13, pp. 3-34.
Современная Европа, 2022, № 1
Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива
207
BradleyMaterialisttoday, Vol. 13, Issues 1-2, pp. 54-55.
Dimock M. (2018) Defining generations: Where Millennials end and post-Millennials
begin, Pew Research Center, Washington, DC, USA.
European Research on Youth: Supporting Young People to Participate Fully in Society:
the Contribution of European Research (2009), Office for Official Publications of the Euro-
pean Communities, Luxembourg, Luxembourg.
Gorc A. (2010) Nematerial'noe. Znanie, stoimost' i capital [Intangible. Knowledge, сost
and capital]. ID VSHE, Moscow, 208 р. (in Russian).
Janger J., Nowotny K. (2016) Job choice in academia, Research Policy, Vol. 45, Issue 8,
pp. 1672-1683.
Kastel's M. (2000) Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The In-
formation Age: Economy, Society and Culture]. ID VSHE, Moscow, 608 р. (in Russian).
MurphyUniversities and Innovation Economies. Milton Park, Abingdon-on-
Thames, Oxfordshire, England, UK.
Picatoste J., Pérez-Ortiz Santos L., Ruesga-Benito M. (2018) A new educational pattern in re-
sponse to new technologies and sustainable development. Enlightening ICT skills for youth em-
ployability in the European Union, Telematics and Informatics, Vol. 35, Issue 4, pp. 1031-1038.
Polyakova N.L. (2016) Novye gorizonty teorii obshchestva nachala XXI v.: ot postindus-
trializma k neokapitalizmu [New horizons of the theory of society at the beginning of the XXI
century: from post-industrialism to neo-capitalism], Vestnik MGU: Sociologiya i politologiya,
No 2, pp. 83-115. (in Russian).
Pylvas L., Nokelainen P. (2021) Academics’ perceptions of intercultural competence and
professional development after international mobility, International Journal of Intercultural
Relations, Vol. 80, Jan., pp. 336-348.
“Ravnye vozmozhnosti” v nauke? [“Equal Opportunity” in Science?] (2014) Antropolo-
gicheskij forum, No 22, pp. 1-95. (in Russian).
Salinas P.C., Bagni C. (2017) Gender Equality from a European Perspective: Myth and
Reality, Neuron, Vol. 96, Issue 4, pp.721-729.
Rostovskaya T. K., Skorobogatova V. I., Krasnova G. A. (2020) Voprosy sovershenstvo-
vaniya gosudarstvennoj politiki, provodimoj v interesah molodyh uchenyh, ih akad-
emicheskoj mobil'nosti v Rossii i stranah mira [Issues of improving state policy pursued in the
interests of young scientists, their academic mobility in Russia and the countries of the
world], ITD Perespektiva, Moscow, 192 р. (in Russian).
Scellato G., Franzoni C, Stephan P. (2015) Migrant scientists and international networks,
Research Policy, Vol. 44, Issue 1, February 2015, pp. 108-120.
Stending G. (2014) Prekariat: novyj opasnyj klass [The Precarious: The New Dangerous
Class]. Ad Marginem Press, Moscow, 328 р. (in Russian).
Vicente-Saez R., Gustafsson R., Van den Brande L. (2020) The dawn of an open exploration
era: Emergent principles and practices of open science and innovation of university research teams
in a digital world, Technological Forecasting and Social Change, Vol. 156, Jul., pp. 1-10.
Youtie J., Rogers J. Heinze T., Shapira P., Tang Li (2013) Career-based influences on
scientific recognition in the United States and Europe: Longitudinal evidence from curriculum
vitae data, Research Policy, Vol. 42, Issue 8, pp. 1341-1355.
_____________________________________
Современная Европа, 2022, № 1