Современная Европа, 2022, № 2, с. 71-84
УДК 32.019.5
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ИНСТРУМЕНТОВ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ БЕЛАРУСИ
© 2022 ПИЛЬГУН Елена Витальевна
Кандидат филологических наук
УО «Минский государственный лингвистический университет».
220034, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, 21.
E-mail: elenpilgun@gmail.com
Поступила в редакцию 24.10.2021
После доработки 22.01.2022
Принята к публикации 27.01.2022
Аннотация. В статье проанализированы механизмы «мягкой силы» коллектив-
ного Запада на белорусском образовательном пространстве. Автор классифици-
рует основные маршруты «мягкой силы» на территории страны, рассматривает
процессы и выявляет программы, способствующее подготовке «агентов влияния»
как в стране, так и за рубежом. Потенциальную опасность представляет полная
интеграция национальной системы образования в европейское образовательное
пространство, помощь фондов и дипломатических представительств, междуна-
родное сотрудничество в области реализации научных и образовательных проек-
тов, финансирование которых осуществляется государственными структурами
стран-партнёров и др. Сделан вывод, что воздействие «мягкой силой» через обра-
зование имеет отложенные и слабо обратимые последствия в контексте идеоло-
гических вызовов и угроз для всех сфер национальной безопасности. Ее эффек-
тивность возрастает вкупе с применением технологий информационного влияния
в социальных сетях и глобальной сети интернет. В статье даны рекомендации по
снижению иностранного идеологического воздействия и повышению резистент-
ности молодёжи к западной «мягкой силе», что позволит не допустить «утечку
мозгов» на Запад и обеспечить устойчивое развитие страны.
Ключевые слова: «мягкая сила», политизация образовательного пространства,
Республика Беларусь, Союзное государство, идеологизация массового сознания,
информационное воздействие.
DOI: 10.31857/S0201708322020061
72
Елена Пильгун
Образовательный процесс - это широкое поле для оказания воздействия на
личность, так как процесс обучения и преподавания подразумевает не только
«сухую» подачу фундаментальных знаний и научных фактов, но и обмен мнения-
ми, осмысление и анализ полученной информации. Это своего рода информацион-
но-коммуникативное пространство, которое имеет неограниченные возможности
для влияния на идеологические, патриотические, политические взгляды индивида.
Именно от заложенных поведенческих норм, взглядов, патриотического воспита-
ния и т. д. зависит успешное сохранение и развитие исторических традиций и цен-
ностей народа, реализация стратегий устойчивого социально-экономического раз-
вития страны, благополучие и процветание нации.
Вызовы современности, наряду с развитием технологий, цифровизацией всех
сфер жизни и увеличением информационных потоков проникают в образователь-
ное пространство, превращая его в идеальную среду для применения инструментов
так называемой «мягкой силы» на таргетированную аудиторию, так как участники
подбираются по возрастным характеристикам, интересам, мотивам и другим крите-
риям. «Мягкая сила» - это «способность государств привлекать на свою сторону,
путем демонстрации культурно-нравственных ценностей, привлекательности поли-
тического курса и эффективности политических институтов» [Nye, 2005: 12]. Раз-
личные тренинги, семинары и лекции направлены на развитие человеческого по-
тенциала через просвещение на территории стран-конкурентов, партнёров и др.
Образование является неотъемлемой частью процесса просвещения наравне с лите-
ратурой, искусством и популярной культурой. В сочетании с политическими цен-
ностями и международной политикой образование используется как элемент «мяг-
кой силы» [Nye, 2005; Де Мартино, Барнашов, 2020: 42].
Мировые центры силы делают долговременные инвестиции в лояльность насе-
ления страны-реципиента к политическому курсу, культуре и нравственно-
ценностным установкам страны-донора. В этом отношении образование - лучший
способ для продвижения национальных интересов [Amirbeka, Ydyrys, 2014: 511].
Сфера белорусского образования в XXI в. также подвергается воздействию «мягкой
силы» третьих сторон. Это один из наиболее эффективных способов трансляции на
зарубежные территории и регионы своих достижений в области культуры, науки,
технологий, а также идеалов, ценностей и норм определенного общественного
устройства [Антонова, 2020: 31]. Необходимо подчеркнуть взрастающую полити-
зацию сферы образования посредством применения «мягкой силы» с целью оказа-
ния идеологического воздействия на формирующуюся личность. В этих условиях
образование становится одной из самых уязвимых сфер, одним из действенных ме-
тодов ведения гибридной войны, эффективность которого возрастает при примене-
нии социальных сетей и глобальной сети интернет.
В чем заключается опасность идеологического воздействия посредством ин-
струментов «мягкой силы»? Идеология - это «система взглядов, позволяющая че-
ловеку и обществу ориентироваться в окружающем их пространстве и времени»
[Маслова, 2011: 319]. Мировоззренческий компонент всегда является частью обра-
зовательного процесса и реализуется в ходе достижения воспитательных и идеоло-
гическо-патриотических целей каждого урока, лекции и т.д. Если «чужой» идеоло-
Современная Европа, 2022, № 2
Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» в высшем образовании Беларуси
73
гический компонент попадает в этот процесс, то это несомненно дезориентирует
формирующуюся личность. Подобные компоненты представляют серьёзную угрозу
национальной безопасности в долгосрочной перспективе. Для Республики Беларусь
это означает снижение устойчивого развития страны в политической, экономиче-
ской, социальной, демографической, научно-технической, информационной сфе-
рах.
Процесс обучения как внутри страны, так и за рубежом способствует подготов-
ке агентов иностранного влияния. США и ЕС активно используют образование для
достижения своих внешнеполитических целей [Антюхова, 2019: 86]. В связи с этим
необходимо рассмотреть пути применения коллективным Западом «мягкой силы» в
сфере образования на территории Беларуси, установить какого рода программы
способствуют подготовке агентов иностранного влияния. Например, в Беларуси как
целевой стране Восточного партнёрства образовательные структуры активно
участвовали в международных образовательных грантовых программах ЕС
(Erasmus+, Most, Horizon2020, Tempus, EU4Youth и другое [Сутырин, 2020: 104].
В основу исследования положены общенаучные и специальные методы. Ввиду
характера исследуемого вопроса особое значение имело изучение Концепции наци-
ональной безопасности Республики Беларусь и Кодекса об Образовании. В каче-
стве иллюстративного материала использованы анонсы проектов и программ,
стажировок, тренингов и т.д. для граждан Беларуси, предлагаемые иностранными
организациями на просторах интернета и в социальных сетях. Материал, ото-
бранный методом сплошной выборки, отражает деятельность коммерческих и не-
государственных организаций, дипломатических представительств, фондов оппо-
зиционных структур и др., которая несёт потенциальную угрозу национальной
безопасности страны.
Предпосылки для активизации «мягкой силы»
Даже кратковременная стажировка может стать определяющей для молодого
человека и переориентировать его на поступление за рубеж. Подобные программы
зачастую разработаны как рекламные акции для привлечения иностранных абиту-
риентов. Долгосрочное обучение за границей и полное погружение в среду позво-
ляют оказывать идеологическое воздействие на еще несформированную картину
мира молодых людей и фактически заложить в их сознание европейские и другие
ценности, взрастить агента иностранного влияния. Иностранные студенты меняют
свои политические взгляды и отождествляют себя с принимающей страной [Lomer,
2017: 581]. Глобальные политические акторы активно используют возможности
образовательной сферы в целях осуществления политических игр на мировой арене
посредством так называемого бюрократического обучения и культурной обработки
«местной» элиты [Walker 2014: 325]. Эта идея не нова. Высшее образование доста-
точно успешно использовалось в целях идеологизации и как инструмент геополи-
тики в СССР [Торкунов, 2012: 88]. Однако после его распада произошёл перелом в
восприятии обществом отечественной учебной подготовки, что позволило запад-
ному миру внедрить собственные ценности на территории Восточной Европы.
Современная Европа, 2022, № 2
74
Елена Пильгун
Идея приоритетности заграничного образования строится на исторически со-
зданной привлекательности учебных заведений Европы и Америки, формировании
позитивного имиджа стран, что выступает одним из важных компонентов форми-
рования «мягкой силы» [Володин, 2017: 68]. Эти идеи проросли после падения
«железного занавеса», когда Запад стал доступнее и возросло представление о пре-
восходстве всего западного над отечественным. Однако стоит понимать, что «при-
влекательность не существует самостоятельно, а подпитывается социально скон-
струированной формой реальности, которую вынуждена принять сторона, подвер-
гающаяся воздействию» [Володин, 2017: 69]. Это не что иное, как опыт и картина
мира определенного индивида, ретранслированная в социум. В этом случае любое
межкультурное взаимодействие может потенциально стать предпосылкой к кон-
струированию реальности в том или ином свете.
Еще одна предпосылка, создавшая возможности использования «мягкой силы»,
- ориентированность современного белорусского образования на международное
взаимодействие в целях интернационализации и увеличения объемов экспорта об-
разовательных услуг. Одним из приоритетных направлений развития белорусских
вузов является интеграция учреждений высшего образования в международное
научно-образовательное пространство и повышение конкурентоспособности. Но
взаимодействие даже на уровне межвузовских соглашений не защищает от послед-
ствий иностранного воздействия.
Механизмы воздействия «мягкой силой»
Интерес к международному взаимодействию со стороны граждан и государ-
ственных институтов Беларуси, подкреплённый пропагандой западного образа
жизни, составляет базу для воздействия «мягкой силой» Запада и воспитания аген-
тов иностранного влияния. Как правило, среди подростков и молодежи отбираются
талантливые молодые люди, обладающие лидерскими качествами и с большим по-
тенциалом для участия в социально-политической жизни страны. С ними прово-
дится активная деятельность, начиная с лекций и заканчивая, к примеру, представ-
лением собственных проектов по совершенствованию жизни белорусского обще-
ства (написание эссе, съёмка видеофильмов социально-политической тематики, ор-
ганизация мероприятий и др.). Финансирование подобных гуманитарных проектов
со стороны Запада в Беларуси возросло после украинского кризиса 2014 г. [Суты-
рин, 2020: 117; Youngs, 2020]. Для противостояния иностранному влиянию и для
его снижения через образование необходимо классифицировать основные «марш-
руты мягкой силы» на территории Республики Беларусь. Среди них есть попытки
переориентировать национальную систему образования на западную, программы
стажировок, предлагаемые различными фондами для школьников, студентов и вы-
пускников, сотрудничество образовательных организаций с дипломатическими
представительствами, участие вузов в научных мероприятиях, консорциумах и
проектах, программах академической мобильности, социальные сети, обеспечива-
ющие прямой доступ к целевой аудитории.
Современная Европа, 2022, № 2
Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» в высшем образовании Беларуси
75
Во-первых, интеграция национальной системы образования в глобальное обра-
зовательное пространство сама по себе предполагала переориентирование белорус-
ской образовательной модели на западную. Болонский процесс, имплементация до-
рожных карт и проектов направлены на развитие европейских программ, повышение
привлекательности и конкурентоспособности европейского образования [Торкунов,
2012: 86]. Принятие таких программ в других странах способствовало сужению мас-
штабов мышления студентов, а модульная система способствовала подготовке узких
специалистов, заточенных под определенную сферу производства, экономики, тор-
говли; ограничению в знаниях других наук, особенно социо-гуманитарной направ-
ленности. Это приводит к искажению фактов, формированию альтернативной карти-
ны мира и идеологизации массового сознания [Пильгун, 2020: 39].
Во-вторых, воздействие «мягкой силой» ведётся через программы стажировок,
предлагаемые различными фондами. Программы тщательно спланированы и рас-
считаны на разные слои общества. В ходе таких стажировок участники тренируют
лидерские и личностные качества, моделируют и решают глобальные проблемы
страны, общества под контролем зарубежных экспертов, приглашённых фондом.
Такие академические обмены могут предусматривать обучение на базе загранич-
ных вузов, однако не иметь отношения к конкретному вузу. Деятельность подоб-
ных структур в большинстве случаев направлена на содействие организациям, ин-
ститутам, негосударственным организациям (НГО), компаниям, инициативным
группам в разработке и реализации проектов по формированию региональной
идентичности особенно в области культуры и образования, по обеспечению без-
опасности в регионе, по созданию устойчивого и процветающего общества и мно-
гое другое. В этих целях создаются центры и информационные пункты (Информа-
ционный пункт Совета Европы, Представительство Управления Верховного комис-
сара ООН по делам беженцев в Беларуси (УВКБ ООН) и другие), призванные осу-
ществлять координирующую функцию, изучать общественные процессы, распро-
странять информацию о деятельности международных организаций и структур, при
поддержке которых они функционируют. К примеру, УВКБ ООН хотя и присут-
ствует в стране по приглашению правительства, тесно сотрудничает с органами
государственной власти по вопросам миграции, но также проводит работу с граж-
данским обществом и СМИ. Проект организации по информационно-
аналитической поддержке решения вопросов беженцев в Беларуси1 реализуется
через международное общественное объединение по научно-исследовательским и
информационно-образовательным программам «Развитие»2 при финансовой под-
держке Представительства УВКБ ООН в Беларуси.
Работа информационного пункта Совета Европы в Минске направлена на по-
вышение информированности государственных органов, общественных организа-
1 UNHCR Агентство по делам беженцев. Беларусь:
Проекты.
URL:
https://www.unhcr.org/by/ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%8b (да-
та обращения: 27.12.2021)
2 МОО «Развитие» - партнёр УВКБ ООН. UNHCR Агентство по делам беженцев. Беларусь:
URL: http://evolutio.info/ru/ (дата обращения: 27.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 2
76
Елена Пильгун
ций, СМИ и граждан Беларуси об основополагающих ценностях, правовых инстру-
ментах, достижениях, политике и деятельности Совета Европы1. План действий
Совета Европы для Беларуси на 2019-2021 гг. в области образования предусматри-
вал реализацию принципов Хартии Совета Европы о воспитании демократической
гражданственности и образовании в области прав человека для демократического
общества в Беларуси. Документ предполагал использование ресурсов организации
для повышения осведомлённости преподавателей, учителей, о демократической
гражданственности и правах человека2. Таким образом, намерения международной
организации об использовании инструментов «мягкой силы» в целях продвижения
демократии в белорусском обществе расписаны в основных документах, однако
остались без должного внимания с белорусской стороны.
В-третьих, воздействие «мягкой силой» может оказываться через сотрудниче-
ство образовательных организаций с дипломатическими представительствами. Од-
ни из основных задач дипломатов - формирование позитивного образа своей стра-
ны на международной арене, привлечение инвестиций, ведение переговоров о со-
здании совместных предприятий и т.д. Основной упор обычно делается на эконо-
мический вектор, но сфера образования также не остаётся без внимания.
На территории Беларуси в этом направлении до 2021 г. действовали Институт
Гёте, франко-белорусский центр в Минске, Кампюс Франс, различные сертифика-
ционные центры и др. Деятельность таких учреждений организуется на базе или
при поддержке дипломатических представительств и на первый взгляд достаточно
нейтральна. Подобные центры иногда также дают возможность получить диплом
европейского образца, не выезжая за границу. По результатам курсов успешные
выпускники получают возможность продолжить обучение за рубежом. Отбираются
лучшие студенты, что потенциально приводит к утечке умов. Под эгидой посольств
существуют программы на подобие «Фулбрайта», в рамках которых проводится
работа с преподавателями. В этой связи стоит отметить особую значимость процес-
са преподавания и педагога, чья личность и ценностные установки играют огром-
ную роль в процессе передачи знаний. Рассказывая учащимся об идеях, фактах и
общественных процессах, педагоги зачастую транслируют личное мнение и оце-
ночные суждения. Даже если участники коммуникации стараются соблюдать
нейтральность в вербальных выражениях, оценочность передаётся по невербаль-
ным каналам [Пильгун, 2020: 30]. Стоит отметить, что в 2021 г. Республика Бела-
русь приостановила взаимодействие с подобными центрами и программами, но это
не означает, что работа прекращена и в обратном направлении, т.е. Евросоюз про-
должает разрабатывать программы и проекты для Беларуси в рамках Восточного
партнёрства. В этом случае нельзя не отметить роль интернета и социальных сетей.
1 Информационный пункт Совета Европы в г. Минске. URL: https://coe.bsu.by/index.php/ru/
(дата обращения: 27.12.2021)
2 Council of Europe Action Plan for Belarus 2019-2021. CM(2019)68 13 June 2019. Document
approved by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 10 July
2019
(CM/Del/Dec(2019)1351bis/2.3).
URL:
https://rm.coe.int/ap-belarus-2019-2021-web-
en/168098f1bd (дата обращения: 27.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 2
Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» в высшем образовании Беларуси
77
Социальные сети, являющиеся источниками информационного воздействия,
один из самых эффективных путей для иностранной «мягкой силы» на образова-
тельном пространстве. В социальных сетях создаются группы для информирования
молодых людей о зарубежных образовательных возможностях. К примеру, группа в
«Фейсбук» Education opportunities for Belarusians1 работает как сервис для рекламы
зарубежного образования, предлагаемого зарубежными фондами, негосударствен-
ными учреждениями, университетами, посольствами и др. Пример одной из публи-
каций группы: «Посольство США в Беларуси принимает заявки на участие в иссле-
довании Института гражданской активности студентов-лидеров в 2022 г.»2. Сту-
дентам предлагается поездка в США для знакомства со страной. Финансовая под-
держка оказывается через НГО American Centre Minsk при поддержке американско-
го посольства.
Представлена и образовательная программа белорусского офиса фонда им.
К. Аденауэра. «Беларуским студентам, магистрантам и аспирантам»3 всех дисци-
плин предлагается годовое обучение. В написании слова «беларуский» необходимо
обратить внимание на агрессивную языковую политику в отношении русского язы-
ка. Согласно основным критериям отбора молодые люди должны отождествлять
себя с ценностями фонда им. К. Аденауэра, заниматься общественно-политической
деятельностью, иметь отличную успеваемость, владеть английским и/или немец-
ким, иметь белорусское гражданство.
В группе концентрируются программы, предлагаемые инициативными белору-
сами. Так, «Центр новых идей» предполагает проведение третьего кейс-клуба на
тему «Имидж Беларуси за рубежом». В ходе мероприятия проводится 10-дневный
творческий конкурс в командах «с молодыми белорусскими единомышленниками»
под наставничеством сотрудников Центра по продвижению исследовательской те-
мы «Как изменился медийный имидж Беларуси за рубежом в 2020-2021 гг.?». На
первый взгляд объявление о конкурсе кажется нейтральным, однако при переходе
на сайт Центра заметна сильная политизация новостных сообщений и исследова-
ний. Раздел «Исследования» даёт рекомендации для продвижения белорусской по-
вестки за рубежом: «Необходимо коммуницировать с послами Беларуси за рубе-
жом, предлагать уникальную информацию и устанавливать личные контакты с
журналистами, координировать сообщения СМИ, проводить медиа-мониторинг
зарубежных СМИ с помощью диаспор, поднимать проблему политзаключённых»4.
1 Facebook
Groups:
Education
Opportunities
for
Belarusians.
URL:
https://www.facebook.com/groups/belarus.eac (дата обращения: 27.12.2021)
2 U.S. Embassy: News & Events: Summer 2022 Study of the U.S. Institute on Civic Engagement
for Student Leaders URL: https://by.usembassy.gov/study-u-s-summer-institutes-susi-student-
leaders-2022/ (дата обращения: 27.12.2021)
3 Стипендия “SUR PLACE“ для беларуских студентов. Стипендиальная программа предста-
вительства фонда имени Конрада Аденауэра по Беларуси. URL: https://ru.ehu.lt/wp-
content/uploads/2017/09/KAS-SUR-PLACE-schilarship-RU.pdf (дата обращения: 27.12.2021)
4 Цэнтр новых ідэй: Леся Руднік: Як змяніўся медыйны вобраз Беларусі за мяжой у 2020-
2021 гг.? URL: https://newbelarus.vision/research-belarus-in-media/ (дата обращения:
27.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 2
78
Елена Пильгун
Стоит пояснить, что под послами Беларуси понимаются альтернативные государ-
ственным структурам «Народные Посольства», созданные белорусской оппозици-
ей. Подобной образовательной деятельностью с 2011 г. занимается так называемый
«Летучий университет»1. С 2020 г. работа ведется под руководством офиса
С. Тихановской.
Эта организация несет в себе серьезную угрозу, так как в данной ситуации воз-
действие «мягкой силой» осуществляется самими белорусами - представителями
диаспоры, однако не исключено, что указанная категория белорусских граждан ко-
ординируется сторонними структурами. Идеологизация массового мнения в этом
случае ведётся в нескольких направлениях: воздействие оказывается на молодёжь в
самой стране, на мигрантов за рубежом и на западных партнёров.
Организованы программы и для старшеклассников. Бесплатное обучение в
United World College для белорусов доступно при выполнении следующих условий:
претендент должен разделять постколониальные ценности в политическом, соци-
альном и культурном сознании, ломать стереотипы постсоветской молодёжи2.
Еще одним способом применения «мягкой силы» стало участие вузов в науч-
ных мероприятиях, консорциумах и проектах, программах академической мобиль-
ности. Многие научные проекты финансируются за счёт европейских фондов,
направлены на усовершенствование социальной сферы, демократизацию и продви-
жение европейских ценностей, а также вовлечение представителей научных, акаде-
мических кругов, власти, гражданского общества и др. В этих целях зачастую при-
влекаются НКО/НГО. К примеру, проект YoPeNet - «Сообщество молодых людей
за Балтийскую региональную идентичность» (Young People Network for Balticness)3
представляет собой консорциум, в который наряду с университетами входят:
Белорусско-Датское общество «Беладания»4, Фонд Затока (Гданьск, Польша)5,
Европейский центр солидарности (Польша)6. Проект способствует просвещению и
поддержке участия молодых людей в критическом диалоге на темы истории, куль-
турного наследия и региональной идентичности, формированию сетевого мышле-
ния, с целью вооружить молодых людей компетенциями и идеями современной
Балтии.
Интересным проектом межвузовского сотрудничества является программа
«Балтийский университет» (Baltic University Program7) - крупная сеть межунивер-
ситетского сотрудничества, в которой участвуют 86 учреждений высшего образо-
1 Лятучы Ун
i
верситэт. URL: https://fly-uni.org/ (дата обращения: 05.01.2022)
2 UWC Belarus. URL: https://www.by.uwc.org/ (дата обращения: 30.12.2021)
3 Young People Network for Balticness: Laboratory of Identity. URL: https://yopenet.ug.edu.pl/
(дата обращения: 03.01.2022)
4 Beladania: Danish-Belarusian Culture Society. URL: https://beladania.org/ (дата обращения:
27.12.2021)
5 Fundacja zatoka. URL: https://en.fundacjazatoka.org/projekty (дата обращения: 27.12.2021)
6 European Solidarity Centre. URL: https://ecs.gda.pl/title,Jezyk,pid,21,lang,2.html (дата обраще-
ния: 27.12.2021)
7 The Baltic University Programme. URL: http://www.balticuniv.uu.se (дата обращения:
15.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 2
Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» в высшем образовании Беларуси
79
вания из 12 стран. Программа даёт исследовательские возможности в области эко-
логии и устойчивого развития. Однако в то же время она пропагандирует европей-
ские ценности в регионе. В рамках проектов участники обсуждают вопросы эконо-
мики государств Балтийского региона, социально-экономические и правовые пре-
образования в новых странах-членах Европейского союза и в странах партнёрах,
транспортные коридоры, проблемы переходной экономики в странах Восточной
Европы, цветные революции на постсоветском пространстве, архитектуру безопас-
ности и государственный нейтралитет в регионе и другие. Координация программы
осуществляется на базе Уппсальского университета при финансовой поддержке
правительства Швеции, Шведского института, Агентства международного сотруд-
ничества в области развития (SIDA), Северного Совета Министров, различных
финских фондов, Совета государств Балтийского Моря (CBSS) и других. В проек-
тах сети принимают участие и белорусские НГО/НКО. Команда МОО «Экопроект»,
к примеру, включает сотрудников различных вузов Беларуси, что упрощает задачи
по внедрению результатов проектов в образовательный процесс1.
В 2021 г. Республика Беларусь приостановила участие в программе «Балтий-
ский университет» в связи с кризисом, возникшем на белорусско-польской границе,
и политическими спекуляциями со стороны стран Прибалтики и Польши.
Подобные проекты, с одной стороны, обеспечивают межвузовское взаимодей-
ствие, позволяют привлекать дополнительное финансирование и др. Однако, с дру-
гой стороны, нельзя избежать воздействия инструментами «мягкой силы» со сто-
роны иностранных партнёров. Об эффективности влияния стоит судить на основа-
нии статистики за период с 2013 по 2020 г. Число белорусских студентов, обучаю-
щихся в России, снизилось в два раза, но возросло в Польше в 2,5 раза - до 7,5 тыс.,
21% белорусской молодёжи изъявил желание учиться в США (что в два раза боль-
ше, чем в России (10%) [Громыко, 2021: 36]. По данным показателям происходит
серьезный отток белорусской молодёжи на Запад, а значит, Беларусь недополучит
высококвалифицированные кадры в будущем. Руководство страны было обеспоко-
ено таким положением дел и взяло образовательную сферу под контроль, что выра-
зилось в ограничении участия образовательных учреждений в международных про-
граммах и приостановлении деятельности последних на территории страны. Вни-
мание государства будет уделено развитию непосредственно белорусской идеоло-
гии, основанной на традиционных ценностях, что отражено в обновлённой Кон-
цепции национальной безопасности Республики Беларусь2. Упоминание о нацио-
нальной безопасности в ходе международного сотрудничества нашло отражение в
статье 118 Кодекса Республики Беларусь об Образовании 2011 г. Однако на тот
момент не были расписаны положения о возможных угрозах со стороны иностран-
1 МОО «Экопроект». URL: https://ekapraekt.by/BSRCCC/ (дата обращения: 15.12.2021)
2 Концепция
Республики Беларусь
о
Национальной безопасности.
URL:
https://mchs.gov.by/kontseptsiya-natsionalnoy-bezopasnosti-respubliki-belarus/(дата
обраще-
ния: 19.01.2022)
Современная Европа, 2022, № 2
80
Елена Пильгун
ных государств. В 2022 г. планируется обновление Кодекса, который, предположи-
тельно, будет включать подобные положения1.
Выводы
Таким образом, проанализированный материал заставляет задуматься о мерах
противостояния информационному воздействию и «мягкой силе» коллективного
Запада на территории Беларуси. Ситуацию могло бы улучшить увеличение количе-
ства учебных часов по предметам социально-гуманитарного профиля в школах, бо-
лее тщательная проработка учебных программ, разработка дополнительных проек-
тов самообразования на базе компьютерных технологий, начиная с обучающих
компьютерных программ и заканчивая компьютерными квестами с использованием
фрагментов истории, географии и других дисциплин. Это позволило бы на подсо-
знательном уровне закладывать основные вехи реальной истории, прививать цен-
ностные компоненты, которые в будущем позволят молодому человеку противо-
стоять искажению исторических фактов и информационному воздействию. Высо-
кий уровень социально-гуманитарных знаний и развитие ценностных ориентиров
являются основой для формирования устойчивого мировоззрения в контексте
идеологических вызовов и угроз во всех сферах национальной безопасности. Для
развития ценностных установок стоит развивать сотрудничество в сфере патриоти-
ческого воспитания и исторической памяти, активно привлекая молодёжь к волон-
тёрским и благотворительным инициативам, что позволит укрепить доверие, про-
двигать достоверную информацию, противостоять стереотипам и внешнему воз-
действию.
Еще одним решением для противодействия «мягкой силе» Запада могло бы
стать расширение возможностей для стажировок, проведения научных исследова-
ний в рамках Союзного государства Белоруссии и России. В целях обеспечения
устойчивости необходимо не только гармонизировать подходы в области эффек-
тивного государственного управления, но и стремиться к сотрудничеству и в дру-
гих областях, в том числе и образовании [Пильгун, Лешенюк, 2021: 39], возможно,
создавать общие координирующие структуры [Leshenyuk, 2021: 60]. На данный
момент уже созданы инструменты развития взаимодействия в сфере науки и обра-
зования (совместные коллегии профильных министерств, Межакадемический совет
России и Беларуси и программы Союзного государства) [Громыко, 2021: 38]. Целе-
сообразно расширять реальное взаимодействие между школами и университетами
России и Беларуси, создавать стипендиальные программы, финансируемые Союз-
ным государством и покрывающие полностью расходы на пребывание и обучение в
России или Беларуси. Организовывать базы для прохождения практик на предприя-
тиях двух стран, расширить перечень программ двойного диплома, разработать
программы стажировок для преподавателей, расширить перечень конкурсов, тур-
ниров, олимпиад, конференций, проводить конкурсы, касающиеся тематики Союз-
1 Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 URL: https://kodeksy-
by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/118.htm (дата обращения: 19.01.2022)
Современная Европа, 2022, № 2
Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» в высшем образовании Беларуси
81
ного государства, осуществлять совместное научное консультирование аспирантов
и докторантов - согласовать политику в вопросах культуры, науки и образования и
сформировать единое научно-образовательное пространство, обеспечить эксперт-
ное взаимодействие.
Система образования не может и не должна полностью изолироваться от меж-
дународных контактов, но необходимо совершенствовать качество, пересмотреть
приоритеты в образовании. Следует унифицировать модели образовательной дея-
тельности и финансирования научных проектов. Школы и вузы должны стать для
школьника и студента не просто базой получения дипломов, а научным хабом,
флагманом научно-технических достижений, площадкой, где можно эксперимен-
тировать и внедрять идеи. В условиях информационного общества университетам
необходимо позиционировать себя открытой и интересной площадкой для экспер-
тов академического и управленческого сообществ других государств. В этих целях
нужно изыскивать финансовые и организационные возможности для приглашения
специалистов в отечественные университеты, что позволит ознакомить в том числе
западных партнёров с культурой страны и спецификой Союзного государства Бе-
лоруссии и России.
Повышение качества образования, создание новых образовательных возможно-
стей популяризирует отечественное образование, повысит резистентность молодё-
жи к западной «мягкой силе», снизит идеологическое воздействие коллективного
Запада и позволит пополнить кадровый ресурс Беларуси, что немаловажно для
дальнейшего устойчивого развития государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. (2020) «Мягкая сила» высшего образо-
вания как фактор мирового лидерства. Образование и наука. № 22(1). С. 31-58.
DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
Антюхова Е.А. (2019) Фактор образования в «мягкой силе» США, Китая и ЕС:
сравнительный анализ. Сравнительная политика.
10(2).
С.
86-98.
DOI: https://doi.org/10.24411/2221-3279-2019-10018
Володин В.М., Рожкова Л.В., Сальникова О.В. (2017) «Мягкая сила» в мировом со-
обществе и внешней политике России. Право и управление. XXI век.
№ 3. С.
68-80. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-3-44-68-80
Громыко Ал.А., Рахманов С.К. и др. (2021) Союзное государство Беларуси и Рос-
сии: результаты для граждан и перспективы. Москва. 56 с.
Де Мартино М., Барнашов О.В. (2020) Историографический обзор некоторых кри-
тических подходов к концепции «мягкой силы» Дж. Ная. Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского. № 4. С. 41-50.
Маслова Е. А. (2011) Эволюция представлений об идеологии политической теории.
Вестн. Нижегор. ун-та. Сер.: Междунар. Отношения. Политология. Регионоведение.
№ 6. С. 315-319.
Пильгун Е.В., Лешенюк О.Н. (2021) Государственное управление в Республике Бе-
ларусь: принципы устойчивого развития. Право и управление. XXI век. № 17(3). C. 27-
40. DOI: https://doi.org/10.24833/2073-8420-2021-3-60-27-40
Современная Европа, 2022, № 2
82
Елена Пильгун
Пильгун, Е.В. (2020) Семантика и прагматика кризисного дискурса. ИВЦ Минфи-
на, Минск. 203 с.
Сутырин В.В. (2020) Гуманитарные инструменты во внешней политике ЕС (на
примере Восточного партнёрства). Современная Европа,
5.
С.
99-110.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope5202099110
Сутырин В.В. (2020) Трансформация Восточного партнёрства ЕС после 2020 года.
Современная
Европа,
2.
C.
111-122.
DOI:
http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020111122
Торкунов А.В. (2012) Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней по-
литике России. Вестник МГИМО-Университета.
4(25).
С.
85-93.
DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93
Aidarbek Amirbek, Kanat Ydyrys. (2014) Education and Soft Power: Analysis as an In-
strument of Foreign Policy. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 143, pp.
514-516. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.428.
Leshenyuk O. (2021) Coordination of the Secretariats of the Eurasian Structures in the
Process of Extending their Powers. Eurasia. Expert. (2)., pp.
57-61. DOI:
10.18254/S271332140015790-6
Lomer S. (2017) Soft power as a policy rationale for international education in the UK: a
critical analysis. High Educ, No 74, pp. 581-598. https://doi.org/10.1007/s10734-016-0060-6
Nye J. (2005) Soft Power: The means to success in world politics. Public Affairs. 191 p.
Nye J.
(2005) Soft Power and Higher Education, Harvard University. URL:
https://cdn.mashreghnews.ir/old/files/fa/news/1393/4/11/637473_515.pdf (дата обращения:
25.12.2021)
Walker P. (2014) International student policies in UK higher education from colonialism
to the coalition developments and consequences. Journal of Studies in International Educa-
tion. No 18(4). 325-344. DOI: 10.1177/1028315312467355
Youngs R. (2020) New Directions for EU Civil Society Support: Lessons from Turkey,
the Western Balkans, and Eastern Europe. Carnegie Endowment for International Peace,
Washington D.C.
Comparative Analysis of “Soft Power” Tools
in the Belarusian Higher Education
E.V. Pilgun
Candidate of Science (Philologics)
Educational institution "Minsk State Linguistic University".
21, Zakharova Street, Minsk, Republic of Belarus, 220034.
E-mail: elenpilgun@gmail.com
Abstract. The article analyses the mechanisms of “soft power” of the collective
West in the Belarusian educational space. The author classifies the main “soft
power routes” in the country, describes the processes and identifies programms that
contribute to the training of agents of foreign influence both in the country and
abroad. The potential danger is posed by the full integration of the national educa-
tion system into the European educational space, assistance from foundations and
Современная Европа, 2022, № 2
Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» в высшем образовании Беларуси
83
diplomatic missions, international cooperation in the implementation of scientific
and educational projects, which are financed by government agencies of partner
countries, etc. It is concluded that the impact of “soft power” through education has
delayed and hardly reversible consequences in the context of ideological challeng-
es and threats to all spheres of national security. Politization of the education
sphere leads to the promotion of western values, while Belarusian youth is used as
a promotion tool. This impact increases with the usage of social networks and In-
ternet channels. The author gives recommendations on confronting and reducing
foreign ideological influence, on increasing the resistance of young people to
Western “soft power”, which will prevent the “brain drain” to the West and ensure
sustainable development of the country. It is necessary to find financial and organi-
sational possibilities to implement Belarusian values and culture, worldview of the
Union State of Belarus and Russia.
Key words: soft power, politicisation of education, Republic of Belarus, Union
State, ideologisation of mass consciousness, information influence.
DOI: 10.31857/S0201708322020061
REFERENCES
Aidarbek Amirbek, Kanat Ydyrys. (2014) Education and Soft Power: Analysis as an In-
strument of Foreign Policy. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 143, pp.
514-516. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.428.
Antjuhova E.A. (2019) Faktor obrazovanija v «mjagkoj sile» SShA, Kitaja i ES:
sravnitel'nyj analiz [Education Factor in “soft powers” of USA, CHINA and EU: Comparative
Analysis]. Sravnitel'naya politika. No 10(2), pp. 86-98. DOI: https://doi.org/10.24411/2221-
3279-2019-10018 (In Russian).
Antonova N.L., Sushhenko A.D., Popova N.G. (2020) «Mjagkaja sila» vysshego obra-
zovanija kak faktor mirovogo liderstva [Soft Power of Higher Education as a Global Leader-
ship Factor]. Obrazovanie i nauka. No 22(1), pp. 31-58. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-
5639-2020-1-31-58 (In Russian).
De Martino M., Barnashov O.V. (2020) Istoriograficheskij obzor nekotoryh kriticheskih
podhodov k koncepcii «mjagkoj sily» J. Nye [Historiographical Review of some critical ap-
proaches to the “Soft Power” conception of J. NYE]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta
im. N.I. Lobachevskogo. No 4, pp. 41-50. (In Russian).
Gromyko Al.A., Rakhmanov S.K. i dr. (2021) Sojuznoe gosudarstvo Belarusi i Rossii: re-
zul'taty dlja grazhdan i perspektivy [Union State of Belarus and Russia: Results for the Citi-
zens and perspectives]. Moscow. 56 p. (In Russian).
Leshenyuk O. (2021) Coordination of the Secretariats of the Eurasian Structures in the
Process of Extending their Powers. Eurasia. Expert.
(2), pp.
57-61. DOI:
10.18254/S271332140015790-6
Lomer S. (2017) Soft power as a policy rationale for international education in the UK: a
critical analysis. High Educ, 74, pp. 581-598. https://doi.org/10.1007/s10734-016-0060-6
Современная Европа, 2022, № 2
84
Елена Пильгун
Maslova E. A. (2011) Jevoljucija predstavlenij ob ideologii politicheskoj teorii [The evo-
lution of ideas about the ideology of political theory.]. Vestn. Nizhegor. un-ta. Ser.: Mezhdu-
nar. Otnoshenija. Politologija. Regionovedenie. No 6, pp. 315-319. (In Russian).
Nye J. (2005) Soft Power: The means to success in world politics. Public Affairs. 191 p.
Nye J.
(2005) Soft Power and Higher Education, Harvard University:
https://cdn.mashreghnews.ir/old/files/fa/news/1393/4/11/637473_515.pdf
(accessed:
25.12.2021)
Pilgun E.V., Leshenyuk O.N. (2021) Gosudarstvennoe upravlenie v Respublike Belarus':
principy ustojchivogo razvitija [Public administration in the Republic of Belarus: principles
for sustainable development]. Journal of Law and Administration. No 17(3), pp. 27-40. DOI:
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2021-3-60-27-40 (In Russian).
Pilgun, E.V. (2020) Semantika i pragmatika krizisnogo diskursa [Semantics progmatics
of Crisis Discourse]. IVC Minfina, Minsk. 203 p. (In Russian).
Sutyrin V.V. (2020) Gumanitarnye instrumenty vo vneshnej politike ES (na primere Vos-
tochnogo partnjorstva) [Humanitarian Tools in EU Foreign Politics (example of Eastern Part-
nership)].
Sovremennaya
Evropa,
No
5,
pp.
99-110.
DOI:
http://dx.doi.org/10.15211/soveurope5202099110 (In Russian).
Sutyrin V.V. (2020) Transformacija Vostochnogo partnjorstva ES posle 2020 goda [EU
Eastern Partnership Transformation after 2020]. Sovremennaya Evropa, No 2, pp. 111-122.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020111122 (In Russian).
Torkunov A.V. (2012) Obrazovanie kak instrument “mjagkoj sily” vo vneshnej politike
Rossii [Education as Soft Power Tool in Russian Foreign Politics]. Vestnik MGIMO-
Universiteta. No 4(25), pp. 85-93. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-
93. (In Russian).
Volodin V.M., Rozhkova L.V., Sal'nikova O.V. (2017) “Mjagkaja sila” v mirovom soob-
shhestve i vneshnej politike Rossii [“Soft Power” in the World Community and Russia's For-
eign Policy]. Journal of Law and Administration. No
3,
pp.
68-80.
https://doi.org/10.24833/2073-8420-2017-3-44-68-80 (In Russian).
Walker P. (2014) International student policies in UK higher education from colonialism
to the coalition developments and consequences. Journal of Studies in International Educa-
tion. No 18(4), pp. 325-344. DOI: 10.1177/1028315312467355
Youngs R. (2020) New Directions for EU Civil Society Support: Lessons from Turkey, the
Western Balkans, and Eastern Europe. Carnegie Endowment for International Peace, Wash-
ington D.C.
_____________________________________
Современная Европа, 2022, № 2