Современная Европа, 2022, № 3, с. 18-32
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
_______________________________________________________________________
УДК: 321.8; 327.7
СЕВЕРОИРЛАНДСКИЙ КОНФЛИКТ
В КОНТЕКСТЕ БРЕКЗИТА:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
© 2022 БАБЫНИНА Людмила Олеговна
Кандидат политических наук
Отдел исследований европейской интеграции
Институт Европы РАН, 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3.
E-mail: lbabynina@yandex.ru
© 2022 ОСКОЛКОВ Петр Викторович
Кандидат политических наук
Отдел исследований европейской интеграции
Центр этнополитических исследований
Институт Европы РАН, 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3.
E-mail: petroskolkov@yandex.ru
Поступила в редакцию 09.02.2022
После доработки 11.03.2022
Принята к публикации 15.03.2022
Аннотация. В статье рассматриваются последствия выхода Соединённого Коро-
левства из Евросоюза в отношении статуса Северной Ирландии и межобщинных
отношений в регионе. Проведя анализ природы конфликта, авторы пришли к вы-
воду, что в нём доминируют не этнические или конфессиональные, а политиче-
ские аспекты. Значительную роль в сложном процессе мирного урегулирования
сыграл Евросоюз, при этом на практике были реализованы правила европеиза-
ции, поскольку Соединенное Королевство и Республика Ирландия находились в
ЕС, его Едином рынке и Таможенном союзе, и принципы многоуровневого
управления, фактически предусмотренные в Белфастском соглашении. В итоге
брекзит привёл к нарушению сформировавшегося после Соглашения Страстной
пятницы хрупкого консенсуса и вновь поставил на повестку дня вопрос объеди-
нения острова под республиканским знаменем. Достигнутое соглашение между
ЕС и Соединенным Королевством обеспечивает отсутствие видимой границы на
острове Ирландия, что работает в пользу ирландской/республиканской общины,
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
19
но отделяет в регуляторном плане регион от остальной части страны. Такое по-
ложение дел вызывает недовольство у юнионистов. Исходя из политической
природы конфликта, авторы анализируют актуальную динамику межобщинных
противоречий в Северной Ирландии и возможности разрешения вызванных
брекзитом управленческих противоречий. Учитывая, что отношение как к
брекзиту в целом, так и к политическому будущему Ирландии определяется во
многом общинной принадлежностью, велики риски дальнейшей дестабилизации
обстановки в регионе и увеличения конфликтного потенциала.
Ключевые слова: Северная Ирландия, брекзит, Протокол по Ирлан-
дии/Северной Ирландии, Европейский союз, этничность, конфликт в Северной
Ирландии, политическая идентичность.
DOI: 10.31857/S0201708322030020
EDN: GERQGA
Проблема «разделённых обществ» традиционно находится в центре внимания
политической науки; ещё более она актуализируется в контексте значимых соци-
ально-политических и административных перемен. В классической работе, посвя-
щённой определяющим факторам социально-политического развития, С.М. Липсет
и С. Роккан выделяют четыре основных разлома (кливажа), структурирующих по-
литическое пространство европейских стран: центр vs. периферия, государство vs.
церковь, рабочие vs. собственники, городские vs. сельские территории [Lipset &
Rokkan, 1967]. Модель справедливо считается практически универсальной для ев-
ропейских партийно-политических систем [см.: Мелешкина, 2004]. Тем не менее к
указанным линиям разлома в ряде государств и регионов добавляются дополни-
тельные, прежде всего этнические и конфессиональные; какие именно размежева-
ния окажутся наиболее актуальными, зачастую зависит от политической конъюнк-
туры и управленческого ресурса [Posner, 2016]. Одним из наиболее ярких примеров
подобных регионов является Северная Ирландия (СИ), или шесть северных графств
Ольстера. После длительной и кровопролитной Смуты проблема мирного урегули-
рования в СИ казалась решенной после вступления в силу Белфастского соглаше-
ния (Соглашение Страстной пятницы). Однако выход Соединенного Королевства
из ЕС и предоставление региону особого статуса в рамках страны привели межоб-
щинные противоречия к обострению.
К пониманию природы конфликта в Северной Ирландии
Изучая североирландское общество, исследователь неизбежно сталкивается c
тем, что конфликт, уже не одно столетие определяющий социально-политическое
развитие Ольстера, чаще всего классифицируется как (меж)этнический [см., к при-
меру: Coakley, 2003; Byrne & Carter, 1996; Ruane & Todd, 2017]. Однако доминиру-
ющие линии раскола в указанном социуме - не этнические sensu stricto, в понима-
нии общности происхождения, языка и культуры, а конфессиональные. Основной
разлом проходит не между условными ирландцами и англичанами, а между католи-
ками и протестантами (последние, впрочем, тоже неоднородны и включают в себя,
Современная Европа, 2022, № 3
20
Людмила Бабынина, Петр Осколков
как минимум, англикан и пресвитериан). Этот конфессиональный разлом определяет
и линии политического противостояния: основная масса католиков относит себя к
«националистам», условно выступающим за политическое воссоединение Северной
Ирландии с остальной частью острова (хотя на практике ирредентизм поддерживают
не все представители этой группы), и голосует за Социал-демократическую и лейбо-
ристскую партию (СДЛП) и Шинн Фейн (ШФ). Напротив, большинство протестан-
тов - «юнионисты» (или «лоялисты»), выступающие за верность британской короне
и голосующие за Демократическую юнионистскую партию (ДЮП) и Ольстерскую
юнионистскую партию (ОЮП). Именно этническая принадлежность не играет здесь
определяющей роли: согласно результатам исследования К. Бирна и И. О’Мэлли,
среди сторонников «националистических» партий 17% имеет неирландское (то есть
не-гэльское) происхождение. В то же время, примерно 10% сторонников юнионистов
как раз относятся к этническим ирландцам [Byrne & O’Malley, 2013: 135]. Согласно
переписи населения Северной Ирландии от 2001 г., из 648 103 человек, владеющих
ирландским гэльским в регионе, 48 509 не были католиками1.
Таким образом, этнические (в узком смысле), политические и конфессиональ-
ные разломы в Северной Ирландии не создают кластеров, идентичных по своему
охвату. Условная североирландская идентичность подразделяется на множество
других (суб)идентитарных категорий, формирующих многоуровневую структуру и
своеобразные «кластеры статусов». Примечательно, что категория «этничность» в
последних переписях населения (2001 и 2011) трактовалась, скорее, как раса: среди
предложенных вариантов ответа были «белый», «азиат», «чёрный», но не было ва-
риантов «ирландец» или «англичанин». В то же время, таким категориям, как вла-
дение языком, вероисповедание и гражданство, уделялось должное внимание. Из
этих наблюдений можно сделать вывод, что этническая принадлежность для Се-
верной Ирландии значения не имеет. Здесь мы сталкиваемся с этнизацией конфесси-
ональной принадлежности, воспринимаемой большинством исследователей северо-
ирландской проблематики как что-то само собой разумеющееся. Так, П. Догерти и
М. Пул пишут: «Несомненно, что две основные группы в Северной Ирландии - это
католики и протестанты, этнические по своей сути, но определяемые конфессио-
нально» [Doherty & Pool, 2002: 80]. Подобная этнизация религии началась ещё с XVII
в. во время «Плантации Ольстера», то есть организованного заселения ольстерских
графств выходцами из Англии и Шотландии. Именно тогда конфессиональная при-
надлежность стала определять род занятий, доступ к образованию, социальное поло-
жение и, в конечном счёте, ассоциироваться с определённой этничностью2.
1
См.:
Northern
Ireland
Statistics
and
Research
Agency.
URL:
https://www.nisra.gov.uk/publications/2001-census-key-statistics (дата обращения: 04.03.2022).
К сожалению, подобных данных, сочетающих конфессиональную принадлежность и вла-
дение языком, в более поздних переписях авторам обнаружить не удалось.
2 Сходные ситуации наблюдаются в Руанде (где этническая принадлежность тутси и хуту
была косвенно увязана с социальным положением) и в ряде государств бывшей Югосла-
вии (где этнизировалась конфессиональная принадлежность); как мы видим, в Ольстере
этнизационные тенденции затронули и то, и другое. Примечательно, что во всех упомяну-
тых случаях этнизация послужила одним из факторов эскалации вооружённого насилия.
Современная Европа, 2022, № 3
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
21
Может показаться, что мы отождествляем этничность сугубо с языковой и
культурной принадлежностью. Действительно, Ф. Барт писал об этничности как о
«социальной организации культурных различий», но она всё же несводима к куль-
туре. Как отмечал британский социолог Р. Дженкинс, «этничность подразумевает
отличия и сходства, которые членами группы определяются как значимые», и в та-
ком контексте религия (католицизм/протестантизм в случае Северной Ирландии)
может и должна стать «важным измерением этнической идентичности» [Jenkins,
2008: 114]. Стать измерением - может, но может ли она подменить саму этнич-
ность?
Если мы примем максимально расширенное понимание этнической группы как
«группы, члены которой разделяют чувство общности, (…) определяемой расой,
религией или национальным происхождением» [Boal et al., 1976: 79], то конфесси-
ональные группы можно считать этническими. Так мы отбираем исключительное
право считаться этническими у групп, объединённых языком, культурой и пред-
ставлением об общем происхождении. Столь щедро расширяя границы, мы риску-
ем столкнуться с концептной натяжкой или же вернуться к древнегреческому по-
ниманию этноса как любой группы людей (и даже животных), отличной от более
крупной группы. Чтобы ввести «этнотворческий» процесс в определённые рамки,
ряд исследователей (Дж. Ротшильд, К. Чандра, А. Вебер и др.) предложили считать
этническими те группы, которые обладают представлением о возможности есте-
ственного самовоспроизводства, т.е. статус члена группы мыслится как передавае-
мый по наследству. Если мы принимаем этот критерий, то процесс этнизации мо-
жет привести к формированию представления о свойствах и составе группы как о
непреложных и неизменяемых. Однако конфессиональная и политическая иден-
тичности намного более подвижны, чем «собственно этническая» (которая, впро-
чем, тоже поддаётся изменениям, зачастую вопреки базовым установкам самой
группы) - и отчасти именно на их подвижности и возможностях деактуализации
основываются надежды на разрешение конфликтной ситуации.
Выход из терминологической ловушки нам подсказывает оговорка, сделанная
упомянутым Р. Дженкинсом: «Большинство участников рассматривает [североир-
ландский] конфликт, прежде всего, не как религиозный, а как политический и
националистический. (…) Католики и протестанты - этнические идентичности,
лишь частично подразумевающие религиозную принадлежность» [Jenkins, 2008:
124]. Таким образом, говоря, что в Северной Ирландии протестанты противостоят
католикам, мы имеем в виду не только и не столько их конфессиональные разли-
чия, но политические цели.
Суммируя, мы считаем нецелесообразным называть конфликт сугубо этниче-
ским из-за размывания таким образом самого понятия «этничность», подразумеваю-
щего наследование группового членства; столь же нерелевантным представляется
обозначение конфликта как конфессионального, в силу неконфессиональной напол-
ненности групповых обозначений. Поэтому единственное обозначение, в полной ме-
ре соответствующее сути конфликта в Северной Ирландии, - политический.
Современная Европа, 2022, № 3
22
Людмила Бабынина, Петр Осколков
Мирный процесс в Северной Ирландии
По мнению А. Брюса, Белфастское соглашение1 ставило своей первоочередной
целью внедрить в Северной Ирландии консоциативную модель А. Лейпхарта
[Bruce, 2013: 14], подразумевающую, прежде всего, широкую автономию обще-
ственных сегментов. Однако консоциация на деле служит не цели преодоления
расколов, а, скорее, их консервации и обеспечению мирного сосуществования сег-
ментов, застывших в институционализированном формате. Несмотря на очевидные
плюсы в виде (временного) урегулирования противоречий, консоциативная модель
препятствует формированию групп и политических сил, не относящихся ни к од-
ному из сегментов [Максимова, 2021], а значит, не способствует полному разреше-
нию конфликта. Таким образом, конфликт замораживается и оказывается уязвим
перед внешними и внутренними шоками. Подобным шоком, активизировавшим
межсегментные (межобщинные) противоречия, и стал брекзит.
Белфастское соглашение предполагало также определенную степень разделения
суверенитета в Северной Ирландии, основываясь на интегративной модели, суще-
ствующей в ЕС и предполагающей разделение и перераспределение полномочий и
суверенитета между различными уровнями власти и функциональными областями
[Agnew, 2019: 6; Hayward, 2020: 273]. К. Хейворд отмечает, что в Северной Ирлан-
дии суверенитет имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, он может
быть разделенным, во-вторых, может быть изменен, в-третьих, в рамках одного су-
веренитета возможно признание различных идентичностей [Hayward, 2020: 275].
Действительно, в Белфастском соглашении предусмотрена возможность изменения
статуса Северной Ирландии, а именно возможность объединения региона с Респуб-
ликой Ирландия, если состоится референдум по данному вопросу, результат кото-
рого будет положительным. Таким образом, суверенитет региона может быть изме-
нен законным мирным образом. Еще одним вызовом для суверенитета британского
государства в отношении Северной Ирландии стала также предусмотренная Со-
глашением Страстной пятницы возможность для жителей региона выбирать не
только гражданство (британское, ирландское или оба сразу), но и, в определенной
степени, идентичность - маркером которой является выбранное гражданство. Со-
гласно результатам переписи 2011 г.2, около 20% жителей СИ имели гражданство
только Республики Ирландия3. Наличие значительной части населения с ирланд-
ским гражданством в регионе также можно рассматривать как вызов британскому
суверенитету.
С другой стороны, процессы деволюции в Соединенном Королевстве и учре-
ждение институтов, предусмотренных Белфастским соглашением, создали в Север-
ной Ирландии реально функционирующую систему многоуровневого управления
1
The Belfast agreement. URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-belfast-
agreement (дата обращения: 04.03.2022)
2 Публикация данных переписи 2021 ожидается в июле 2022 г.
3 Census
2011 Key Statistics for Northern Ireland. December
2012. p.
16. URL:
https://www.nisra.gov.uk/sites/nisra.gov.uk/files/publications/2011-census-results-key-statistics-
northern-ireland-report-11-december-2012.pdf (дата обращения: 04.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
23
регионом, которая, совместно с процессами европеизации, позволила максимально
снизить существовавшую до 1990-х гг. напряженность. Сложившаяся в Северной
Ирландии система многоуровневого управления отражала классическое разделение
на вертикальный и горизонтальный компоненты [Hooghe, Marks, 2010]. Первый
был обеспечен членством Соединенного Королевства в ЕС, а второй - реализацией
положений Соглашения Страстной пятницы. Вертикальное разделение полномочий
существовало между наднациональным, национальным и региональным уровнями.
При этом присутствовало и непосредственное взаимодействие между региональ-
ным и наднациональным уровнями через представительство Северной Ирландии в
Брюсселе, которое, впрочем, по мнению Мерфи, не способствовало ослаблению
влиянию британского государства в регионе [Murphy, 2011]. Горизонтальные связи
были обеспечены созданием и эффективной работой министерского совета Се-
вер-Юг и его исполнительных органов, кросс-региональным сотрудничеством и
взаимодействием на уровне государств (Соединенное Королевство - Республика
Ирландия), а также работой парламентских ассамблей. Кроме того, вся структура
институтов СИ и их взаимодействие на разных уровнях очевидно подвергалось
воздействию процессов европеизации, что задавало общую рамку и во многом ни-
велировало существующие в регионе противоречия. Мерфи полагает также, что
европеизация двусторонних отношений между Великобританией и Ирландией сыг-
рала свою роль в развитии мирного процесса в Северной Ирландии через институ-
ционализацию норм и практики ЕС [Murphy, 2019].
Постепенно сложилась сложная система тесных хозяйственных и политических
связей между двумя частями острова Ирландия. Общая рамка членства в ЕС и в
Едином внутреннем рынке, а также функционирование Общей зоны передвижения
между Соединенным Королевством и Республикой Ирландия позволили не только
убрать физическую границу на острове, но создать эффективно функционирующий
хозяйственный механизм. Возможности политического взаимодействия на различ-
ных уровнях, заложенные в Белфастском соглашении, возможно, не были реализо-
ваны в полной мере, особенно в отношении взаимодействия политических структур
двух общин в Северной Ирландии; тем не менее они были использованы для нала-
живания многоуровневого диалога. Показательно, что даже лидеры ДЮП сотруд-
ничали с чиновниками и политиками Республики Ирландия на регулярной основе.
В первую очередь такие связи были сосредоточены на областях, представляющих
взаимный интерес, в том числе на сфере сельского хозяйства [Murphy & Evershed,
2019].
Европейский союз занимал активную позицию в регионе. Во-первых, были реа-
лизованы специальные программы - PEACE, ориентированная на поддержание
мирного процесса в Северной Ирландии, и INTERREG, поощрявшая развитие
внутри- и межрегиональных связей. Обе программы были направлены на развитие
трансграничного сотрудничества, устранение препятствий для создания реального
единого рынка, изменение статуса ирландской границы от заградительного барьера
к объединяющему мосту за счет продвижения мобильности, контактов, общения и
сотрудничества через нее [McCall, 2018]. В рамках Общей сельскохозяйственной
политики ЕС СИ получала значительные дотации для фермеров и средства на раз-
Современная Европа, 2022, № 3
24
Людмила Бабынина, Петр Осколков
витие отрасли. Значимость данных программ подтверждает, что даже евроскепти-
чески настроенная ДЮП признавала их пользу и готова была к прагматическому
сотрудничеству с институтами ЕС [Murphy & Evershed, 2019].
Влияние брекзита на положение дел в Северной Ирландии
Брекзит - одно из важнейших политических событий, если не важнейшее, в Со-
единённом Королевстве за последние десятилетия. К уже существующим в северо-
ирландском обществе устойчивым линиям разлома он добавил новые. Напомним,
55,8% жителей региона проголосовали против выхода Королевства из Европейско-
го союза1. Причем, за выход из ЕС большинство голосовало в тех избирательных
округах (за исключением Восточного Лондондерри), в которых на общенациональ-
ных выборах 2017 и 2019 гг. одерживали победы представители Демократической
юнионистской партии2. Результаты референдума 2016 г. показывают, что не все
голосующие за юнионистов поддерживали выход страны из ЕС, и не все сторонни-
ки националистов голосовали за сохранение членства в ЕС. Однако, опираясь на
данные исследования политических предпочтений различных групп и общин в Се-
верной Ирландии, проведенного Дж. Гарри3, можно сделать вывод, что национали-
сты/католики - сторонники Шинн Фейн и СДЛП демонстрировали большую заин-
тересованность в сохранении членства Соединённого Королевства в ЕС, чем юнио-
нисты/протестанты - сторонники ДЮП и ОЮП в выходе страны из Союза (см.
Табл. 1). По мнению Мерфи и Ивершед, жестко негативная позиция ДЮП в отно-
шении членства в ЕС в период подготовки референдума 2016 г. и после него во
многом обусловлена тем, что «ирландский национализм в последние годы был аб-
солютно проевропейским» (это относится и к СДЛП, и ШФ) [Murphy & Evershed,
2019]. Данные Дж. Гарри подтверждают этот тезис. Таким образом, новое противо-
речие - между сторонниками и противниками членства Соединенного Королевства
в ЕС - добавилось к уже имевшимся.
Еще более острым стал для общин вопрос об ирландской границе, который тес-
но связан с институциональным и политическим статусом региона. По мнению К.
Хейворд, принадлежность к одной из общин (протестанты/британцы/юнионисты и
католики/ирландцы/националисты) определяет отношение к проблеме ирландской
границы [Hayward, 2020]. Националисты рассматривали брекзит как угрозу функ-
ционированию Соглашения Страстной пятницы и возможность восстановления
границы на острове. После решения правительства Терезы Мэй в 2017 г. реализо-
1 BBC.com UE Referendum Results. URL:
https://www.bbc.co.uk/news/politics/eu_referendum/results (дата обращения: 04.03.2022)
2
Сравнить
результаты
можно
по
данными
BBC.com.
URL:
https://www.bbc.co.uk/news/politics/eu_referendum/results;
https://www.bbc.com/news/election/2019/results/northern_ireland (дата обращения: 04.03.2022)
3 Garry J. The EU referendum Vote in Northern Ireland: Implications for our understanding of
citizens’
political
views
and
behaviour.
URL:
https://www.qub.ac.uk/brexit/Brexitfilestore/Filetoupload,728121,en.pdf
(дата обращения:
04.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
25
вать «жесткий»1 выход из Европейского союза опасения, связанные с поддержани-
ем мирного процесса в Северной Ирландии, стали весьма актуальными.
Таблица 1
Голосование «за» и «против» выхода Соединенного Королевства из ЕС
в соответствии с конфессиональной принадлежностью и политическими
предпочтениями избирателей (%)
Остаться в ЕС
Покинуть ЕС
Партийная аффилиация
ДЮП
25
75
ОЮП
42
58
Альянс
83
17
Шинн Фейн
84
16
СДЛП
95
5
Представление о политическом будущем Северной Ирландии
юнионисты
34
66
националисты
88
12
неопределившиеся
70
30
Конфессиональная принадлежность
Католики
85
15
Протестанты
40
60
Источник: Garry J. The EU referendum Vote in Northern Ireland: Implications for our under-
standing of citizens’ political views and behaviour.
В 2018-2019 гг. наблюдался всплеск террористической активности со стороны ир-
ландских диссидентов2, не поддержанный, впрочем, ни подавляющим большин-
ством ирландской общины, ни ирландскими политиками, включая представителей
Шинн Фейн и бывших лидеров ИРА, по обе стороны границы.
Со своей стороны ЕС одним из главных требований для реализации «развода»
назвал сохранение прозрачной границы на острове. Проблема ирландской границы
стала центральной на переговорах о выходе Британии из ЕС [Полякова, 2021], по-
скольку невозможно одновременно сделать три вещи: выйти из структур Единого
внутреннего рынка, покинуть Таможенный союз и сохранить физическое отсут-
ствие сухопутной границы между Соединенным Королевством и ЕС, поскольку
необходимо осуществлять таможенный, фитосанитарный и другие виды контроля.
Оба варианта Протокола об Ирландии/Северной Ирландии, включаемого в Согла-
шения о выходе 2018 и 2019 гг., пытались решить данную проблему. Соглашение,
подписанное Т. Мэй, предусматривало нахождение региона в правовом регулиро-
вании Единого внутреннего рынка ЕС до того момента, пока стороны не найдут
1 Таким образом характеризуют выход из всех структур ЕС, в том числе из Единого внут-
реннего рынка и Таможенного союза.
2 См., например, Europol. EU Terrorism Situation and Trend Report 2018. P. 45. URL:
https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/european-union-terrorism-
situation-and-trend-report-2018-tesat-2018 (дата обращения: 04.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
26
Людмила Бабынина, Петр Осколков
решения, позволяющего не вводить реальные пограничные проверки на территории
острова Ирландия (механизм бэкстоп), а также сохранение Таможенного союза с
ЕС, чтобы избежать фактического разделения страны1. ДЮП выступала категори-
чески против бэкстоп и не считала проблему сохранения прозрачности ирландской
границы приоритетной. В итоге Б. Джонсон, сменивший Т. Мэй на посту премьер-
министра, пообещал добиться пересмотра соглашения. Новый вариант Протокола2
отменял Таможенный союз с ЕС и механизм бэкстопа, но сохранял для производи-
телей из Северной Ирландии тарифы и правила ЕС, а также некоторые другие ре-
гуляторные нормы Евросоюза, а неизбежную таможенную границу переносил в
североирландские порты.
Оба варианта Протокола в большей степени учитывали интересы ирландской
общины и - шире - противников выхода из ЕС, чем позицию сторонников ДЮП и
брекзитеров. Северная Ирландия получила особое правовое регулирование, отлич-
ное от остальных регионов страны. Отсутствие реальной границы на острове Ир-
ландия позволило сохранить трансграничное и кросс-региональное сотрудниче-
ство, функционирование институтов, предусмотренных Соглашением Страстной
пятницы. Более того, в Протоколе была закреплена особая роль Североирландской
ассамблеи для определения статуса региона в будущем, что повышает значимость
данного института. В то же время юнионисты рассматривают реализацию положе-
ний Протокола как катастрофу, поскольку происходит правовое и хозяйственное
обособление региона от других частей Королевства. Кроме того, в определенной
степени в регионе сохраняется юрисдикция Суда ЕС, что вызывает дополнительное
раздражение у юнионистов-евроскептиков. Нестабильности добавили и техниче-
ские проблемы, так как после окончания переходного периода с 1 января 2021 г.
товары, поступающие в Северную Ирландию из Великобритании, стали подлежать
таможенному декларированию, а в региональных портах начались их проверки, что
привело к перебоям в поставках. Закономерным итогом стало возрастание кон-
фликтности в регионе [Британия после брекзита, 2021: 97-107], которая достигла
пика весной 2021 г., когда юнионисты, недовольные условиями реализации Прото-
кола, громили «националистические» кварталы Белфаста3. Таким образом, пере-
смотренный Протокол по Ирландии/Северной Ирландии не только не добавил со-
гласия в межобщинное противостояние, но привел к его обострению.
Процессы де-европеизации, которые уже идут и будут продолжаться в Соеди-
ненном Королевстве, затронут Северную Ирландию в меньшей степени. В первую
очередь это относится к так называемой жесткой де-европеизации, которая предпо-
1 Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from
the European Union and the European Atomic Energy Community. URL:
https://www.consilium.europa.eu/media/37099/draft_withdrawal_agreement_incl_art132.pdf
(дата обращения: 04.03.2022)
2 Revised Withdrawal Agreement Including Protocol on Ireland and Northern Ireland. URL:
https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/revised_withdrawal_agreement_including_protocol_o
n_ireland_and_nothern_ireland.pdf (дата обращения: 04.03.2022)
3 См.: Hirst M. (2021). NI riots: What is behind the violence in Northern Ireland? BBC News NI.
URL: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-56664378 (дата обращения: 04.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
27
лагает отмену или изменение правовых норм ЕС на территории страны, поскольку
Северная Ирландия де-факто остается в рамках регулирования Единого внутренне-
го рынка ЕС. Однако мягкие формы де-европеизации будут набирать обороты, в
том числе, в виде ярко выраженной антиинтеграционной риторики у юнионистской
части населения. Требование отмены Протокола также можно рассматривать как
одно из таких проявлений. Предложения со стороны ЕС смягчить правила тамо-
женного контроля за счет усиления контроля за тем, чтобы товары из Великобри-
тании не попали на пространство Единого внутреннего рынка ЕС также можно рас-
сматривать как мягкие формы де-европеизации.
Помимо наиболее очевидных проблем с выполнением ряда положений Согла-
шения Страстной пятницы, брекзит неизбежно оказал влияние на параметры име-
ющегося конфликта. Возвращаясь к изначальной посылке о многосоставности се-
вероирландской идентичности, можно сказать, что брекзит практически не затро-
нул её этнический компонент (в силу его малой актуальности), но обострил кон-
фессиональные и вытекающие из него политические идентитарные аспекты.
Идентитарные аспекты представляют для нас особый интерес в силу аргумен-
тированного ранее определения североирландского конфликта как, прежде всего,
политического. Первоочередным является именно политическое противостояние:
именно оно актуализируется в первую очередь в ответ на политический вызов; к
тому же, именно оно является на данный момент наиболее наглядным воплощени-
ем межобщинных противоречий. Это ярко проявилось в отмеченных ранее столк-
новениях в североирландских городах весной 2021 г., а также в результатах опро-
сов Northern Ireland Life and Times Survey, согласно которым поддержка идеи объ-
единения острова под республиканским знаменем выросла почти в два раза в 2019
г. по сравнению с 2015 г. [см.: O’Connel & Medeiros, 2020: 391-392]. Уже в 2017 г.
число тех, кто изменил свое мнение в пользу объединения острова, составило 28 %,
что в сочетании с пребывавшими ранее в этом убеждении 26,9 % превышало поло-
вину населения региона1. Кроме того, на данном вопросе по обе стороны границы
заостряла внимание Шинн Фейн [Охошин, 2020].
Еще одним следствием брекзита стал резкий рост запросов на получение пас-
портов Республики Ирландия после референдума 2016 г., хотя постепенный рост
заявок наблюдался с 2012 г. В 2017 г. число запросов на гражданство РИ от жите-
лей Северной Ирландии вырос на 20%2. Всего за период с 2010 по 2019 гг. было
подано более 830 тысяч заявлений на получение ирландского гражданства от лю-
дей, родившихся в Северной Ирландии, что составило 44,7% от всех жителей СИ3.
1 Northern Ireland Peace Monitoring Report. Number Five. October 2018. P.
53. URL:
https://www.community-relations.org.uk/sites/crc/files/media-files/NIPMR-5.pdf (дата обраще-
ния: 04.03.2022)
2 Northern Ireland Peace Monitoring Report. Number Five. October 2018. P.
50. URL:
https://www.community-relations.org.uk/sites/crc/files/media-files/NIPMR-5.pdf (дата обраще-
ния: 04.03.2022)
3 Do more than 700,000 born in Northern Ireland have an Irish passport? 5 March 2020. URL:
https://factcheckni.org/articles/do-more-than-700000-born-in-northern-ireland-have-an-irish-
passport/ (дата обращения: 04.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
28
Людмила Бабынина, Петр Осколков
Далее процесс замедлился из-за ковидных ограничений, но за два месяца 2022 г., по
данным Irish Times, ирландские паспорта получили уже 25 тыс. жителей СИ, что по
темпам превышает доковидный период1. Безусловно, рост популярности ирланд-
ских паспортов в Северной Ирландии обусловлен не только вопросами идентично-
сти, но и прагматическими соображениями, так как они дают право их обладателям
пользоваться преимуществами свободы передвижения в ЕС. Но возможность легко
получить паспорт государства-члена ЕС только подчеркивает особый статус регио-
на в составе Соединенного Королевства.
*
*
*
Из множества модальностей североирландского конфликта наиболее актуаль-
ной, вокруг которой структурируются межобщинные противоречия, является поли-
тическая - спор относительно политического будущего самой Северной Ирландии.
Именно этот аспект конфликта, а не этничность или религиозная принадлежность,
представляется наиболее существенным - и именно он подвергся наибольшему
воздействию брекзита.
До референдума 2016 г. казалось, что вопрос о статусе региона снят с повестки
дня. Националисты/католики были удовлетворены реализацией соглашения
Страстной пятницы, развитием межирландского взаимодействия и отсутствием фи-
зической границы на острове. Это подтверждалось снижением поддержки идеи
объединения двух Ирландий, несмотря на общий рост численности ирландско-
го/католического населения в Северной Ирландии, которое впервые стало превы-
шать половину. Брекзит привел к изменению в настроениях населения СИ и росту
поддержки идеи единой Ирландии. Тем не менее проведение референдума об объ-
единении двух Ирландий кажется отдаленной перспективой. Во многом остроту
проблемы снял принятый Протокол по Ирландии/Северной Ирландии, который
обеспечил прозрачность границы на острове, хотя сложности его реализации уси-
лили межобщинные противоречия в самой Сверной Ирландии. Из данных опросов
очевидно, что отношение к брекзиту и судьбе Ольстера во многом определяется
именно принадлежностью к тому или иному общинному сегменту. В случае объ-
единения двух Ирландий позиции общин вряд ли сблизятся. Таким образом, воз-
можное объединение несет потенциальную угрозу для Республики Ирландия, кото-
рая получит нестабильный регион с частью нелояльного населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Британия после брекзита. (2021) Отв. ред. К.А. Годованюк. ДИЕ № 386. Москва,
Институт Европы РАН. 184 c. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report82021_386
1
Hutton B. Over one-third of North’s population hold Irish passport. URL:
https://www.irishtimes.com/news/ireland/irish-news/over-one-third-of-north-s-population-hold-
irish-passport-1.4814375 (дата обращения: 04.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
29
Максимова П.В. (2021) Преодолевая кризис идентичностей: лимиты консоциатив-
ной системы и стагнация урегулирования североирландского конфликта. Полития, №
2. С. 144-162. DOI: 10.30570/2076-5089-2021-101-2-144-162.
Мелешкина Е.Ю. (2004) Концепция социально-политических размежеваний: про-
блема универсальности. Политическая наука, № 4. С. 11-29.
Охошин О.В. (2020) Объединенная Ирландия: Шинн Фейн на пути к подготовке
референдума. Аналитические записки ИЕ РАН.
5
(№
188).
DOI:
http://doi.org/10.15211/analytics52020
Полякова Е.Ю. (2021) Ирландский фактор в переговорах по брекзиту. Электронный
научно-образовательный журнал
«История». Том
12, выпуск
1
(99). DOI:
10.18254/S207987840013555-9
Agnew J. (2020) Taking back control? The myth of territorial sovereignty and the Brexit
fiasco. Territory, Politics, Governance, vol.
8, issue
2, pp.
259-272. DOI:
https://doi.org/10.1080/21622671.2019.1687327
Boal F., Murray R., Poole M. (1976) Belfast: The Urban Encapsulation of a National
Conflict, in: Urban Ethnic Conflict: A Comparative Perspective. Ed. by S. Clark & J. Obler.
University of North Carolina, Chapel Hill, pp. 77-131.
Bruce A. (2013) The Fractured Island: Divided Sovereignty, Identity and Politics in Ire-
land.
Journal of
Conflictology,
vol.
4,
No.
2,
pp.
13-22. DOI:
http://dx.doi.org/10.7238/joc.v4i2.1913
Byrne K., O’Malley E. (2013) The Two Types of Ulster Unionism: Testing an Ethnic Ex-
planation for the Unionist/Loyalist Divide. Irish Political Studies, vol. 28, No. 1, pp.
130-139. DOI: https://doi.org/10.1080/07907184.2012.732573
Byrne S., Carter N. (2002) Social Cubism: Six Social Forces of Ethnopolitical Conflict in
Northern Ireland and Québec. LSA Journal of International & Comparative Law, vol. 8, No.
3, pp. 741-769.
Coakley J. (2003) Ethnic Conflict and Its Resolution: The Northern Ireland Model. Na-
tionalism
and Ethnic Politics,
vol.
9,
No.
3,
pp.
25-53. DOI:
10.1080/13537110412331301465
Doherty P., Poole M. (2002) Religion as an Indicator of Ethnicity in Northern Ireland -
An Alternative Perspective. Irish Geography, vol.
35, No.
1, pp.
75-89. DOI:
https://doi.org/10.1080/00750770209555795
Hayward K. (2020) Why it is impossible for Brexit Britain to ‘take back control’ in
Northern Ireland. Territory, Politics, Governance, vol. 8, issue 2, pp. 273-278. DOI:
10.1080/21622671.2019.1687328
Hooghe L., Marks G. (2010) Types of multi-level governance, in: Handbook on Multi-
level Governance. Ed.by Enderlein H., Wälti S., Zürn M. Edward Elgar Publishing, USA, pp.
17-31.
Jenkins R. (2008) Rethinking Ethnicity. SAGE, London, 207 p.
Lipset S.M., Rokkan S. (1967) Cleavage Structures, Party Systems and Voter Alignments:
An Introduction, in: Party Systems and Voter Alignments: Cross-National Perspective. Ed. by
S.M. Lipset & S.Rokkan. Free Press, NYC, pp. 1-64.
McCall С. (2018) Brexit, Bordering and Bodies on the Island of Ireland. Ethnopolitics,
vol. 17, issue 3, pp. 292-305. DOI: 10.1080/17449057.2018.1472425
Современная Европа, 2022, № 3
30
Людмила Бабынина, Петр Осколков
Murphy M. C. (2011) Regional Representation in Brussels and Multi-Level Governance:
Evidence from Northern Ireland. British Journal of Politics and International Relations, vol.
13, pp. 551-566. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-856X.2010.00446.x
Murphy M. C. (2019): The Brexit crisis, Ireland and British-Irish relations: Europeanisa-
tion and/or de-Europeanisation? Irish Political Studies, vol. 34, issue 4, pp. 530-550. DOI:
10.1080/07907184.2019.1669564
Murphy M.C., Evershed J. (2020) Between the devil and the DUP: the Democratic Un-
ionist Party and the politics of Brexit. British Politics, vol.
15, pp.
456-477. DOI:
https://doi.org/10.1057/s41293-019-00126-3
O’Connell B., Medeiros M. (2020) The Brexit Effect? Ethno-National Divisions on the
Island of Ireland among Political Elites and the Youth. Nationalism and Ethnic Politics, vol.
26, No. 4, pp. 389-404. DOI: https://doi.org/10.1080/13537113.2020.1827724
Posner D. (2017) When and why do some social cleavages become politically salient ra-
ther than others? Ethnic and Racial Studies, vol. 40, No. 12, pp. 2001-2019. DOI:
10.1080/01419870.2017.1277033
Ruane J., Todd J. (2017) Social Movements, Long-Term Processes, and Ethnic Division
in Northern Ireland, in: The Troubles in Northern Ireland and Theories of Social Movements.
Ed. by L. Bosi & G. Fazio. Amsterdam University Press, Amsterdam, pp. 223-238.
Northern Ireland Conflict in the Brexit Context:
Political Challenges of Identity
L.O. Babynina
Candidate of Science (Politics)
Department of European Integration Studies
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences.
11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009.
E-mail: lbabynina@yandex.ru
P.V. Oskolkov
Candidate of Science (Politics)
Department of European Integration Studies
Center for Ethnopolitical Studies
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences.
11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009.
E-mail: petroskolkov@yandex.ru
Abstract. In the paper, the consequences of the United Kingdom’s exit from the
European Union are addressed in connection to the status of Northern Ireland and
intercommunity relations in the region. Having analyzed the conflict’s nature, the
authors conclude that neither ethnic nor religious but rather political aspects are
dominant. The EU has played an important role in the complex process of peace-
building; the Europeanization rules were practically implemented, since both the
United Kingdom and the Republic of Ireland were the EU members, as well as the
Современная Европа, 2022, № 3
Североирландский конфликт в контексте брекзита: политический вызовы …
31
members of the European Single Market and the EU Customs Union. Also, the
principles of multilevel governance were applied, provided in the Good Friday
Agreement. Eventually, Brexit led to the disturbance of a fragile consensus formed
after the GFA and brought back to agenda the issue of the island unification under
the republican banner. The agreement reached between the EU and the UK means
that a visible border on the island is absent, which is profitable for the
Irish/Republican community but separates the region regulatorily from the rest of
the country. This state of affairs causes natural dissatisfaction within the Unionist
community. Taking into account the predominantly political nature of the conflict,
the authors analyze the actual dynamics of the intersegmental discrepancies in the
Northern Ireland and the possibilities to settle the managerial contradictions caused
by Brexit. Since the attitude toward Brexit and Ireland’s political future is defined
largely by the community affiliation, the risks of further destabilization in the re-
gion are high, as well as of re-actualization of the conflict potential.
Keywords: Northern Ireland, Brexit, Protocol on Ireland/Northern Ireland, Euro-
pean Union, ethnicity, Northern Ireland conflict, political identity.
DOI: 10.31857/S0201708322030020
EDN: GERQGA
REFERENCES
Agnew J. (2020) Taking back control? The myth of territorial sovereignty and the Brexit
fiasco. Territory, Politics, Governance, vol.
8, issue
2, pp.
259-272. DOI:
https://doi.org/10.1080/21622671.2019.1687327
Boal F., Murray R., Poole M. (1976) Belfast: The Urban Encapsulation of a National
Conflict, in: Urban Ethnic Conflict: A Comparative Perspective. Ed. by S. Clark & J. Obler.
University of North Carolina, Chapel Hill, pp. 77-131.
Britanija posle brekzita [Britain After Brexit]. (2021) Ed. By K.A. Godovanjuk. Moscow,
Institute of Europe Publ., 184 p. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report82021_386 (in Russian).
Bruce A. (2013) The Fractured Island: Divided Sovereignty, Identity and Politics in Ire-
land.
Journal of
Conflictology,
vol.
4,
No.
2,
pp.
13-22. DOI:
http://dx.doi.org/10.7238/joc.v4i2.1913
Byrne K., O’Malley E. (2013) The Two Types of Ulster Unionism: Testing an Ethnic Ex-
planation for the Unionist/Loyalist Divide. Irish Political Studies, vol. 28, No. 1, pp.
130-139. DOI: https://doi.org/10.1080/07907184.2012.732573
Byrne S., Carter N. (2002) Social Cubism: Six Social Forces of Ethnopolitical Conflict in
Northern Ireland and Québec. LSA Journal of International & Comparative Law, vol. 8, No.
3, pp. 741-769.
Coakley J. (2003) Ethnic Conflict and Its Resolution: The Northern Ireland Model. Na-
tionalism
and Ethnic Politics,
vol.
9,
No.
3,
pp.
25-53. DOI:
10.1080/13537110412331301465
Doherty P., Poole M. (2002) Religion as an Indicator of Ethnicity in Northern Ireland -
An Alternative Perspective. Irish Geography, vol.
35, No.
1, pp.
75-89. DOI:
https://doi.org/10.1080/00750770209555795
Современная Европа, 2022, № 3
32
Людмила Бабынина, Петр Осколков
Hayward K. (2020) Why it is impossible for Brexit Britain to ‘take back control’ in
Northern Ireland. Territory, Politics, Governance, vol. 8, issue 2, pp. 273-278. DOI:
10.1080/21622671.2019.1687328
Hooghe L., Marks G. (2010) Types of multi-level governance, in: Handbook on Multi-
level Governance. Ed.by Enderlein H., Wälti S., Zürn M. Edward Elgar Publishing, USA, pp.
17-31.
Jenkins R. (2008) Rethinking Ethnicity. SAGE, London, 207 p.
Lipset S.M., Rokkan S. (1967) Cleavage Structures, Party Systems and Voter Alignments:
An Introduction, in: Party Systems and Voter Alignments: Cross-National Perspective. Ed. by
S.M. Lipset & S.Rokkan. Free Press, NYC, pp. 1-64.
Maksimova P.V. (2021) Preodolevaja krizis identichnostej: limity konsociativnoj sistemy
i stagnacija uregulirovanija severoirlandskogo konflikta [Overcoming the Identity Crisis: The
Limits of Consociation System and Stagnation of Northern Ireland Conflict Settlement].
Politeia, No 2, pp. 144-162. DOI: 10.30570/2076-5089-2021-101-2-144-162. (in Russian).
McCall С. (2018) Brexit, Bordering and Bodies on the Island of Ireland. Ethnopolitics,
vol. 17, issue 3, pp. 292-305. DOI: 10.1080/17449057.2018.1472425
Meleshkina E.Ju. (2004) Koncepcija social'no-politicheskih razmezhevanij: problema
universal'nosti [The Concept of Social and Political Cleavages: Universality Problem].
Politicheskaja nauka, No 4, pp. 11-29. (in Russian).
Murphy M. C. (2011) Regional Representation in Brussels and Multi-Level Governance:
Evidence from Northern Ireland. British Journal of Politics and International Relations, vol.
13, pp. 551-566. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-856X.2010.00446.x
Murphy M. C. (2019) The Brexit crisis, Ireland and British-Irish relations: Europeanisa-
tion and/or de-Europeanisation? Irish Political Studies, vol. 34, issue 4, pp. 530-550. DOI:
10.1080/07907184.2019.1669564
Murphy M.C., Evershed J. (2020) Between the devil and the DUP: the Democratic Un-
ionist Party and the politics of Brexit. British Politics, vol.
15, pp.
456-477. DOI:
https://doi.org/10.1057/s41293-019-00126-3
O’Connell B., Medeiros M. (2020) The Brexit Effect? Ethno-National Divisions on the
Island of Ireland among Political Elites and the Youth. Nationalism and Ethnic Politics, vol.
26, No. 4, pp. 389-404. DOI: https://doi.org/10.1080/13537113.2020.1827724
Okhoshin O.V. Ob”edinennaya Irlandiya: SHinn Fejn na puti k podgotovke referenduma
[United Ireland: Sinn Féin on track to prepare referendum]. Analiticheskie zapiski IE RAN.
DOI: http://doi.org/10.15211/analytics52020 (in Russian).
Poljakova E.Ju. (2021) Irlandskij faktor v peregovorah po brekzitu. [The Irish factor in
the Brexit negotiations]. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya». The Vol.
12, Issue 1 (99). DOI: 10.18254/S207987840013555-9 (in Russian).
Posner D. (2017) When and why do some social cleavages become politically salient ra-
ther than others? Ethnic and Racial Studies, vol. 40, No. 12, pp. 2001-2019. DOI:
10.1080/01419870.2017.1277033
Ruane J., Todd J. (2017) Social Movements, Long-Term Processes, and Ethnic Division
in Northern Ireland, in: The Troubles in Northern Ireland and Theories of Social Movements.
Ed. by L. Bosi & G. Fazio. Amsterdam University Press, Amsterdam, pp. 223-238.
_____________________________________
Современная Европа, 2022, № 3