Современная Европа, 2022, № 3, с. 49-61
УДК 327
АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ПОЛИТИКИ ЕС
© 2022 ЖИЛЬЦОВ Сергей Сергеевич
Доктор политических наук
Дипломатическая академия МИД России.
119021, Россия, Москва, Остоженка ул., 53/2-1;
Российский университет дружбы народов.
117198, Россия, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6.
E-mail: serg.serg56@mail.ru
Поступила в редакцию 16.01.2022
После доработки 11.03.2022
Принята к публикации 15.03.2022
Аннотация. В статье дана оценка политики ЕС в Арктике в условиях глобальной
конкуренции в регионе. Проанализированы новые подходы ЕС в отношении ре-
гиона, который играет все большую роль во внешнеполитическом курсе европей-
ского объединения. Сделан вывод, что политика Евросоюза в Арктике носит
двойственный характер. Заявляя о приверженности многостороннему сотрудни-
честву, готовности взаимодействовать по широкому кругу проблем региона, ЕС в
то же время стал занимать более жесткие позиции. Союз стремится выступать в
качестве одного из ключевых участников при принятии решений в отношении
Арктики. Попытки доминирования в решении региональных проблем прослежи-
ваются в экологической проблематике. Основным подходом в политике ЕС в Ар-
тике стало использование проблемы экологии для продвижения своих интересов
и оказания влияния на политику других государств. В этом контексте в статье ис-
следовано влияние политики декарбонизации, которую реализует Евросоюз, а
также возможные последствия такой политики для многостороннего взаимодей-
ствия в Арктике.
Ключевые слова: ЕС, Арктика, экология, углеводородные ресурсы, европейские
государства.
DOI: 10.31857/S0201708322030044
EDN: GEZAON
В 2021 г. ЕС усилил свою политику в Арктике. Основные аргументы Евросоюза
в пользу активного участия в Арктике сводятся к следующим доводам: загрязнение
окружающей среды в этом регионе имеет негативное влияние на жизнь европейцев
и автохтонных народов, проживающих на территории Союза; необходимо брать на
50
Сергей Жильцов
себя ответственность за свои загрязнения в регионе (ЕС является одним из загряз-
нителей региона по количеству парниковых выбросов и черного углерода); Евро-
союз обладает технологиями, в т.ч. для безопасной и устойчивой работы в подоб-
ных климатических условиях, и поэтому способен смягчить негативные послед-
ствия загрязнения окружающей среды; за Полярным кругом живут народы, кото-
рые имеют культурные связи с финскими и шведскими коренными народами [Мас-
лова, 2021: 52].
Интерес Европейского союза к Арктике определяют долгосрочные интересы,
которые формировались на протяжении длительного времени. В то же время ре-
альные возможности ЕС в регионе пока ограничены. Это связано со слабой коор-
динацией арктической политики европейских государств со стратегией ЕС. Кроме
того, ЕС не входит в Арктический совет, хотя отдельные европейские государства
являются его членами (в ЕС входят приарктические государства Дания, Швеция и
Финляндия). Кроме того, в качестве наблюдателей в Арктический совет входят
Германия, Нидерланды, Франция, Италия, Испания и Польша. Большинство из этих
стран разработали и приняли собственные документы об Арктике [Zhiltsov, 2021:
275].
Политика ЕС формировалась в несколько этапов, каждый из которых подкреп-
лен соответствующими документами. На подходы ЕС к реализации политики в
Арктике оказало влияние геополитическое соперничество. Установка Россией в
2007 г. флага на дне Северного Ледовитого океана (на Северном полюсе) открыла
новый этап борьбы за Арктику [Зонн, 2017: 31]. В результате в 2008 г. был опубли-
кован документ «Европейский союз и Арктический регион»1, в котором отражены
цели политики ЕС. Они сводились к защите и сохранению региона и его коренного
населения, содействию устойчивому использованию ресурсов и усилению много-
стороннего управления2. В тот период закладывались основы новой сырьевой ди-
пломатии ЕС в Арктике [Biedermann, 2021: 473].
Изменения климата и связанные с ним глобальные вызовы, вопросы безопасно-
сти стали основой и одновременно аргументом для старта арктической политики
Брюсселя [Данилов, 2017: 20]. Усиление внимания к Арктике ЕС обосновывал из-
менениями климата. За период 1975-2005 гг. площадь морских льдов сократилась
на 10-15% [Кондратов, 2016: 19], что усилило внимание к проведению научных
исследований в регионе.
В последующие годы европейская политика была конкретизирована в ряде до-
кументов, например, «Развитие политики ЕС в отношении Арктического региона»
(2012 г.)3. В нем отмечалась необходимость внедрения на морском транспорте и в
1 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. The Europe-
an
Union
and
the
Arctic
Region.
Brussels,
20.11.2008.
URL:
https://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/com_08_763_en.pdf (дата обращения:
17.12.2021)
2 Там же.
3 Joint Communication to the European Parliament and the Council. Developing a European Union
Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and next steps. 2012. 26 June. URL:
Современная Европа, 2022, № 3
Арктический вектор политики ЕС
51
горной промышленности технологий, направленная на сохранение окружающей
среды1. В 2013 г. выпущена директива ЕС, посвященная безопасности морских
нефтегазовых операций [Langlet, 2018: 370], в которой подчеркивалось, что риски,
связанные с морскими нефтяными или газовыми авариями, могут иметь разруши-
тельные и необратимые последствия2.
Затем была принята «Стратегия ЕС для Арктики»3 (12 марта 2014 г.), а также
«Развитие политики ЕС в отношении Арктического региона»4 (12 мая 2014 г.). Со-
юз последовательно разрабатывал арктическую повестку, позиционируя себя в ка-
честве потенциального участника решения проблем региона. В то же время целост-
ной политики в Арктике в тот период выработано не было. Представленные с 2008
г. документы в большей мере напоминали набор приоритетов. При этом ЕС
настойчиво добивался статуса наблюдателя в Арктическом совете. Однако эти уси-
лия заблокировали Канада и Россия [Тулупов, Царенко, 2019: 84].
ЕС усиливает внимание к Арктике
Новый этап арктической политики ЕС начался в 2016 г., когда вышел документ
«Комплексная арктическая политика ЕС»5. Как и раньше акцент был сделан на за-
щите окружающей среды и контроле за климатическими изменениями. Документ
обращал внимание на реализацию научных исследований в Арктике и расширение
сотрудничества с другими государствами. Также ЕС продолжил курс на реализа-
цию научных исследований6, накопление научной информации и обеспечение прав
малых народов [Chuffart, Raspotnik, 2019: 158].
https://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/join_2012_19.pdf
(дата обращения:
17.12.2021)
1 ЕС представил ориентиры более активного внедрения в дела Арктики. 2012. 3 июля. URL:
https://vz.ru/news/2012/7/3/586729.html (дата обращения: 23.12.2021).
2 Directive 2013/30/EU of the European Parliament and of the Council of 12 June 2013 on safety
of offshore oil and gas operations and amending Directive 2004/35/EC. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013L0030&from=EN (дата обраще-
ния: 23.12.2021)
3
European Parliament Resolution on the EU strategy for the Arctic. URL:
https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-7-2014-0236_EN.pdf?redirect (дата об-
ращения: 14.12.2021)
4 Council conclusions on developing a European Union Policy towards the Arctic Region. 2014.
12 May. URL:
https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/142554.pdf. (дата
обращения: 10.11.2021).
5 Joint Communication to the European Parliament and the Council. An integrated European Un-
ion
policy
for
the
Arctic.
Brussels,
27.4.2016.
URL:
https://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/160427_joint-communication-an-
integrated-european-union-policy-for-the-arctic_en.pdf (дата обращения: 21.12.2021)
6 Там же.
Современная Европа, 2022, № 3
52
Сергей Жильцов
Разработка арктического курса ЕС осуществлялась одновременно с принятием
документов отдельными европейскими странами - наблюдателями в Арктическом
совете [Дорошенко, 2020: 439]. Однако «Комплексная арктическая политика ЕС»
не определила взаимодействие европейских стран и ЕС в целом и не дала ответа
относительно деятельности на различных форумах, включая Арктический совет
[Langlet, 2018: 370], хотя в нем и действуют группы, деятельность которых направ-
лена на сохранение экологии и создания условий для устойчивого развития [Жура-
вель, 2021: 91].
Помимо «Комплексной арктической политики ЕС» приняты: совместное ком-
мюнике Европейской комиссии «Интегрированная политика ЕС в Арктике» (26
июня 2016 г.)1 и резолюция Европарламента (16 марта 2017 г.)2. Документы кон-
кретизировали ключевые положения политики Евросоюза, который стал первым
внерегиональным актором, выработавшим концептуальные основы своей политики
в регионе [Тулупов, 2019: 83].
ЕС намерен сделать Арктику «зеленой»
Несмотря на принятия различных документов политике ЕС в Арктике не хвата-
ло конкретики. Кроме того, она была слабо связана со стратегией развития Союза,
который активно продвигал идею создания «зеленой экономики». В условиях уси-
ления экономической и геополитической конкуренции в Арктике и исходя из
стремления играть большую роль в регионе, Совет ЕС по общим вопросам на засе-
дании 9 декабря 2019 г. предложил запустить процесс обновления политики в этом
регионе, обосновывая это, в частности, необходимостью реагировать на климатиче-
ские изменения (в 2018 г. из-за глобального потепления практически исчез много-
летний арктический ледяной покров)3. В итоге ЕС усилил внимание к Арктике
[Biedermann, 2020: 178].
Обновление арктической политики ЕС по времени совпало с разработкой «Ев-
ропейской зеленой сделки»4, обнародованной 11 декабря 2019 г. Документ предпо-
лагал реализацию комплекса мер, которые должны к 2050 г. сделать Евросоюз уг-
леродно-нейтральным регионом. К 2030 г. выбросы парниковых газов планируется
1 Joint Communication to the European Parliament and the Council. An integrated European Un-
ion
policy
for
the
Arctic.
Brussels,
27.4.2016.
URL:
https://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/160427_joint-communication-an-
integrated-european-union-policy-for-the-arctic_en.pdf (дата обращения: 24.12.2021)
2 An integrated EU policy for the Arctic. European Parliament resolution of 16 March 2017 on an
integrated
European Union policy for the Arctic
(2016/2228(INI)) URL:
https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2017-0093_EN.pdf?redirect (дата об-
ращения: 18.12.2021)
3 Осталось
12 лет. Катастрофическое таяние полюсов.
2018.
18 октября. URL:
https://korrespondent.net/tech/science/4023543-ostalos-12-let-katastrofycheskoe-taianye-
poluisov (дата обращения: 12.12.2021)
4 A European Green Deal. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-
green-deal_en (дата обращения: 23.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
Арктический вектор политики ЕС
53
снизить на 50% по сравнению с 1990 г., а страны ЕС ежегодно должны выделять
1-2% своего ВВП на развитие «зеленой экономики»1.
«Зеленая сделка» представляла собой не только набор мер, направленных на
улучшение климата. Речь идет о внедрении мощного инструмента политического и
экономического влияния в долгосрочной перспективе, в том числе в Арктике. В
целом ЕС стремится сформулировать задачи, рассчитанные на длительный период
времени2. Тем самым «Европейский союз все больше концентрирует внимание на
геополитическую динамику региона»3.
В 2021 г. ЕС продолжил курс на формирование климатически нейтральной эко-
номики. В феврале появился документ «Создание климатоустойчивой Европы -
новая стратегия ЕС по адаптации к изменению климата»4. Поставлена задача сни-
зить выбросы парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г.5 Данные усилия рас-
сматривались в контексте климатических изменений в Арктике. Тем более что
«Союз все большее внимание уделял вопросам реализации инфраструктурных про-
ектов, которые должны осуществляться с учетом изменений климата»6.
В мае Евросоюз представил документ «Путь к здоровой планете для всех: к ну-
левому загрязнению воздуха, воды и почвы»7, призвав все арктические государства
обеспечить переход к возобновляемым источникам энергии, сократить использова-
ние дизельного топлива и выбросы черного углерода (сажи) с целью уменьшения
негативного воздействия на климат8.
В рамках курса на достижение климатической нейтральности летом 2021 г. ЕС
принял очередной документ9, который подтвердил задачу стать климатически
1 Хайнацкая Т. «Европейская зеленая сделка: первая годовщина». 17 декабря 2020. URL:
https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/evropeyskaya-zelenaya-sdelka-
pervaya-godovshtina (дата обращения: 23.12.2021)
2 The EU’s Arctic Policy: Between Vision and Reality. Adam Stępień and Andreas Raspotnik.
2019.
August.
URL:
https://www.coleurope.eu/sites/default/files/research-
paper/stepien_raspotnik_cepob_5-19_0_0.pdf (дата обращения: 18.12.2021)
3 Raspotnik A. A Quantum of Possibilities: The Strategic Spectrum of the EU’s Arctic Policy.
Centre for European Policy Studies, December 17, 2020. URL: https://www.ceps.eu/a-quantum-
of-possibilities/ (дата обращения: 10.12.2021)
4 Communication from the Communication to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee of the Regions. Forging a climate-resilient Europe - the new EU
Strategy on Adaptation to Climate Change. Brussels, 24.2.2021 https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52021DC0082&from=EN (дата обращения: 17.12.2021)
5 Там же.
6 Там же.
7 Communication from the Communication to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee of the Regions. Pathway to a Healthy Planet for All EU Action
Plan: «Towards Zero Pollution for Air, Water and Soil». Brussels, 12.5.2021. URL: https://eur-
lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:a1c34a56-b314-11eb-8aca-
01aa75ed71a1.0001.02/DOC_1&format=PDF (дата обращения: 16.12.2021)
8 Там же.
9 Regulation (EU) 2021/1119 of the European Parliament and of the Council of 30 June 2021. es-
tablishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulations (EC). URL:
Современная Европа, 2022, № 3
54
Сергей Жильцов
нейтральным регионом к 2050 г. Предложения по снижению выбросов увязывались
с политикой в Арктике, к которой ЕС продолжал усиливать свое внимание. Для до-
стижения согласованных экологических целей в странах ЕС потребуется дополни-
тельно инвестировать 100-150 млрд евро ежегодно до 2030 г.1
Политика ЕС опиралась на выводы различных международных организаций и
экспертов. В августе 2021 г. был опубликован доклад, в котором отмечалось, что
еще есть шанс избежать неблагоприятного варианта изменения климата2. Хотя
остановить глобальное потепление, как признавали авторы, в ближайшие 30 лет не
получится, тем не менее есть шанс избежать наихудший сценарий.
Наряду с ЕС, научные исследования расширяют научные центры отдельных
стран. Так, исследователи Гамбургского университета и института Макса Планка
установили, что сохранение сложившихся темпов выбросов парниковых газов при-
ведет к высвобождению миллионов тонн углерода3.
Исходя из задач по кардинальному изменению европейской экономики, «зеле-
ная сделка» окажет сильное влияние на политику ЕС, в том числе в Арктике. В то
же время на ЕС приходится менее 10% глобальных выбросов парниковых газов.
Соответственно, в масштабах планеты их снижение большого эффекта не прине-
сет. Поэтому ЕС намерен продвигать многосторонние соглашения, в которых
должна найти отражение европейская политика в сфере парниковых газов.
В частности, требование соблюдать строгие экологические нормы в качестве
условия доступа на рынок ЕС станет стимулом для стран-экспортеров для эколо-
гизации своих производственных процессов [Leonard, Pisani-Ferry, Shapiro, Tagli-
apietra, Wolf, 2021: 229].
Глобальные цели ЕС в Арктике
Новая стратегия ЕС была представлена 13 октября 2021 г.4 Документ определил
приоритетные задачи Союза в регионе. Его отличает четкая экологическая направ-
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32021R1119&from=EN
(дата обращения: 15.12.2021)
1 Communication from the Communication to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee of the Regions. Pathway to a Healthy Planet for All EU Action
Plan: «Towards Zero Pollution for Air, Water and Soil». Brussels, 12.5.2021. URL: https://eur-
lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:a1c34a56-b314-11eb-8aca-
01aa75ed71a1.0001.02/DOC_1&format=PDF (дата обращения: 16.12.2021)
2 Climate Change 2021. The Physical Science Basis. 2021. URL:
https://www.ipcc.ch/report/ar6/wg1/downloads/report/IPCC_AR6_WGI_Full_Report.pdf (дата
обращения: 25.12.2021)
3 Reis A. Erosion due to climate change is destroying the Arctic coastline. 15 February, 2022.
URL:
https://www.europeanscientist.com/en/environment/erosion-due-to-climate-change-is-
destroying-the-arctic-coastline/ (дата обращения: 19.02.2022)
4 Joint communication to the European parliament, the council, the European economic and social
committee and the committee of the regions. Brussels,
13.10.2021. URL:
https://eeas.europa.eu/sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (дата обращения: 11.11.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
Арктический вектор политики ЕС
55
ленность. «Борьба за экологию - это основание, на котором ЕС объявил себя пол-
ноправным игроком в регионе» [Тимошенко, 2021: 36]. К приоритетам отнесены
проблема изменения биоразнообразия и климата, предотвращение нерегулируемого
рыболовства в Северном Ледовитом океане.
ЕС стремился увязать арктическую проблематику с глобальной политикой, рас-
считывая укрепить свои политические и экономические позиции. В стратегии под-
черкивается, что «ЕС является значимым арктическим игроком» и хочет активно
участвовать в выработке правил для региона. Ее отличает безапелляционность и
ряд новых аспектов. Большое внимание уделяется проблеме пластика, загрязнению
акватории мусором. Заявлено о планах активно проводить политику по сокраще-
нию выбросов черного углерода в Арктике, снизить выбросы на 33% к 2025 г., как
и углеродный и экологический след морского транспорта1, совершенствовать
управление Северным Ледовитым океаном. Подчеркивается, что законодательные
предложения в рамках европейской «зеленой сделки» составят основу участия ЕС в
Арктике2.
Евросоюз выступил за частичный мораторий на добычу углеводородных ресур-
сов в Арктике, несмотря на тот факт, что он является импортером нефти и газа, до-
бываемых в регионе. Предложение о запрете разработки новых углеводородных
арктических проектов стало наиболее обсуждаемым аспектом новой политики ЕС в
Арктике3. Как утверждают в ЕС, нефть, газ и уголь не должны добываться в Аркти-
ке, поскольку это повышает риск загрязнения окружающей среды4.
Провозглашенные ЕС задачи были призваны кардинально изменить сложивши-
еся подходы к освоению Арктики и использованию морских путей для транспорти-
ровки грузов, в том числе добываемых углеводородных ресурсов. Подобная пози-
ция, сформулированная без обсуждения с другими государствами, изначально но-
сит конфронтационный характер и противоречит устремлениям тех, для кого Арк-
тика является кладовой минералов, имеющих критически важное значение для но-
вых технологий. В контексте развернувшейся в последнее десятилетие борьбы за
доступ к редкоземельным металлам политика ЕС может спровоцировать конфлик-
ты. Для обеспечения углеродной нейтральности «требуются многие природные
элементы, которые присутствуют в возобновляемых источниках энергии, батареях,
энергоэффективной инфраструктуре»5. Речь идет о редкоземельных металлах, ко-
бальте, титане, никеле. Часть их уже обнаружена и извлекается на приполярном
1 Joint communication to the European parliament, the council, the European economic and social
committee and the committee of the regions. Brussels,
13.10.2021. URL:
https://eeas.europa.eu/sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (дата обращения: 19.12.2021)
2 Там же.
3 Jonassen T. The AEC on the EU Arctic Policy: Leave Arctic Business to the People Who Live
Here. October 15, 2021. URL: https://www.highnorthnews.com/en/aec-eu-arctic-policy-leave-
arctic-business-people-who-live-here (дата обращения: 19.12.2021)
4 Там же.
5 International Resource Panel, «Global Resources Outlook 2019: Natural Resources for the Future
We Want». (Nairobi: United Nations Environment Programme,
2019).
URL:
https://www.resourcepanel.org/reports/global-resources-outlook (дата обращения: 23.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
56
Сергей Жильцов
Севере1. Уже в ближайшее десятилетие ожидается многократное увеличение спроса
на большинство из них2. При этом ЕС рассматривает доступ к таким ресурсам в
качестве ключевого элемента своей экономической стратегии, нацеленной на полу-
чение конкурентных преимуществ [Кондратьев, 2020: 89]. Решение данной задачи
определяется геополитическими интересами ЕС, служит инструментом противо-
действия Китаю как крупнейшему в мире производителю редкоземельных элемен-
тов3.
Документ не делает различий между добычей углеводородного сырья на шель-
фе и на суше. Это открывает поле для неоднозначного толкования данного положе-
ния. В первое десятилетие XXI в. многие страны активно обсуждали вопросы, свя-
занные с добычей нефти и газа на шельфе арктических морей. Однако высокая се-
бестоимость, отсутствие инфраструктуры, неустойчивая ситуация на энергетиче-
ских рынках привела к тому, что планы по добыче на шельфе были свернуты, хотя
интерес к ресурсам Арктики сохранился.
Примечательно, что спустя неделю после представления стратегии, глава Евро-
комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о возможности рассматривать природный
газ в качестве переходного топлива на пути к углеводной нейтральности4. В целом
же арктическая политика ЕС заключается в том, чтобы выполнить климатическую
повестку и одновременно обеспечить доступ к природным ресурсам региона. До
настоящего времени ЕС не представил конкретного плана, который дал бы четкое
представление о путях и сроках освоения природных ресурсов Арктики при выпол-
нении одного из ключевых требований европейской политики - снижении нагрузки
на окружающую среду посредством уменьшения выбросов парниковых газов.
Заключение
В Стратегии 2021 г. отмечается, что ЕС заинтересован в поддержке многосто-
роннего сотрудничества в Арктике и готов работать над тем, чтобы регион был
безопасным, стабильным и мирным. Однако энергетическая составляющая и под-
1 Koivurova et al., Overview of EU Actions in the Arctic and Their Impact (Final Report - June
2021); Pasi Eilu et al., The Nordic Supply Potential of Critical Metals and Minerals for a Green
Energy
Transition
(Nordic
Council
of
Ministers,
2021).
URL:
https://www.nordicinnovation.org/2021/nordic-supply-potential-critical-metals-and-
mineralsgreen-%0Aenergy-transition (дата обращения: 23.12.2021)
2 European Commission, «Report on Critical Raw Materials and the Circular Economy», 2018.
URL:
https://publications.europa.eu/resource/cellar/d1be1b43-e18f-11e8-b690-
01aa75ed71a1.0001.01/DOC_1 (дата обращения: 23.12.2021)
3 European Commission, «Critical Raw Materials Resilience: Charting a Path towards Greater Se-
curity and Sustainability (COM (2020) 474 Final)». 2020. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0474&from=EN (дата обращения: 25.12.2021)
4 Speech by President von der Leyen at the European Parliament Plenary on the preparation of the
European Council meeting of
21-22 October
2021.
20 October
2021. URL:
https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/speech_21_5381
(дата
обращения:
23.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
Арктический вектор политики ЕС
57
ходы к решению климатических вопросов в Арктике ставят вопросы относительно
того, к каким результатам приведет эта политика.
На пути к ее реализации ЕС сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего,
отсутствуют правовые инструменты, позволяющие активно участвовать в делах
Арктики. В частности, Евросоюз не является членом Арктического совета, который
играет ключевую роль в определении ситуации в регионе, реализации многосто-
роннего сотрудничества. В последние годы страны-члены ЕС фактически поддер-
живали его усилия. Например, в период председательства в Арктическом совете
Финляндии (2017-2019) «был сделан серьезный акцент на снижении выбросов
черного углерода» [Журавель, 2019: 99].
Провозглашая амбициозные цели в этом регионе, в частности, в вопросах мо-
ратория на добычу нефти и газа, Союз исходит из долгосрочных целей, претендуя
на лидирующие позиции [McCauley, Pettigrew, Bennett, Todd, Wood-Donnelly,
2022]. Однако текущая ситуация на европейском рынке газа, сложившаяся во вто-
рой половине 2021 г., изменила позицию ЕС. Еврокомиссия заявила, что природ-
ный газ и ядерная энергия, которые изначально «не вписывались в «зеленую
сделку», играют «важную роль как средство облегчения перехода к будущему,
основанному преимущественно на возобновляемых источниках энергии»1. Таким
образом, для природного газа, в том числе добываемого в Арктике, ЕС открыл
«окно возможностей», хотя и обратил внимание на ряд условий. Прежде всего,
газовые электростанции будут считаться допустимыми в случае соответствия
определенным критериям.
Изменение климата стало ключевым фактором в выработке внутренней и внеш-
ней политики ЕС в последнее десятилетие. Глобальный «зеленый курс» задуман
как инструмент формирования экономики возобновляемых источников энергии и
материалов для предотвращения климатического кризиса [Baiman, 2021: 619]. Гло-
бальное потепление на 1,50С, по мнению ряда ученых, означало бы, что в Арктике
потеплело примерно на 4,50С [Bodansky, Pomerance, 2021: 2].
В 2020-2021 гг. проявилось несовпадение подходов ЕС в сфере защиты климата
и улучшения экологии с интересами других государств, которые разрабатывают
планы по использованию ресурсов региона и его коммуникационных возможно-
стей. Эти и другие факторы в перспективе могут поставить под сомнение эффек-
тивность арктической политики ЕС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данилов Д.А. (2017) Арктическая политика Европейского союза: основы и эволю-
ция. Обозреватель-Observer. № 11(334). C. 16-32.
1 Bryce R. The EU Finally Admits Natural Gas and Nuclear Key to Decarbonization. 5 Jan. 2022.
URL: https://www.forbes.com/sites/robertbryce/2022/01/05/eu-finally-admits-natural-gas-and-
nuclear-are-key-to-decarbonization/?sh=174e813c7663 (дата обращения: 12.02.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
58
Сергей Жильцов
Дорошенко И.С. (2020) Стратегические документы арктических государств. Про-
блемы постсоветского пространства. Т.
7.
4.
С.
429-444
https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-4-429-444
Ершова И.В., Чертова Н.А., Богданова Е. Н., Жура С. Е., Савельев И.В., Тетерин
А.В. (2020) Некоторые вопросы правового регулирования международного научно-
технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики на примере
стран Европейского союза. Вопросы экономики и права. № 145. С. 37-43.
Журавель В.П. (2021) Председательство России в Арктическом совете. Современ-
ная Европа. № 5. С. 90-99. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520219099
Журавель В.П. (2019). Председательство в Арктическом совете: от Финляндии к
Исландии.
Современная
Европа.
4.
С.
97-107.
DOI:
http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107
Зонн И.С. (2017) Арктический «апгрейд» президента Российской Федерации В.В.
Путина. Проблемы постсоветского пространства.
4.
С.
20-40.
https://doi.org/10.24975/2313-8920-2017-4-1-20-40
Кондратов Н.А. (2016) Климат Российской Арктики и его изменения. Экология Рос-
сии: на пути к инновациям. № 13. С. 17-20.
Кондратьев В.Б. (2020) Минеральные ресурсы и будущее Арктики. Горная про-
мышленность. № 1. С. 87-96. DOI 10.30686/1609-9192-2020-1-87-96
Маслова Е.А. (2021) Сотрудничество России и ЕС в условиях санкционного режима
(на примере программы «Коларктик 2014-2020»). Вестник Пермского университета.
Политология. Т. 15. № 2. С. 49-58.
Тимошенко Д.С. (2021) Арктическая стратегия Еврокомиссии: вызовы для России
или мера вынужденной интеграции? Аналитические записки Института Европы РАН.
№ 32(262). С. 32-39. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics43220213239
Тулупов Д.С., Царенко Е.В. (2019) Подход Европейского союза к политике в аркти-
ческом направлении и его соотношение с региональными интересами РФ. Арктика и
Север. № 37. С. 82-93. DOI:10.17238/issn2221-2698.2019.37.82
Baiman R. (2021) In Support of a Renewable Energy and Materials Economy: A Global
Green New Deal That Includes Arctic Sea Ice Triage and Carbon Cycle Restoration. Review
of
Radical
Political
Economics.
Vol.
53.
No
4,
pp.
611-622.
DOI:10.1177/04866134211032396 (дата обращения: 12.12.2021)
Biedermann R. (2020) Adapting to the changing Arctic? The European Union, the Nor-
dics, and the Barents Governance Mosaic. Journal of Contemporary European Studies. Vol.
28. No 2, pp. 167-181. DOI: 10.1080/14782804.2019.1693352
Biedermann R. (2021) China’s impact on the European Union’s Arctic policy: critical
junctures, crossovers, and geographic shifts. Asia Europe Journal. No 19, pp. 467-487.
https://doi.org/10.1007/s10308-021-00605-7
Bodansky, D.; Pomerance, R. (2021) Sustaining the Arctic in Order to Sustain the Global
Climate System. Sustainability. No 13, 10622. https://doi.org/10.3390/su131910622 (дата
обращения 12.12.2021)
Chuffart R., Raspotnik A. (2019) The EU and its Arctic spirit: Solving Arctic climate
change from home? European View. Vol. 18. Issue 2, pp. 156-162.
Современная Европа, 2022, № 3
Арктический вектор политики ЕС
59
Langlet D. (2018) Planning from the Margin—The European Union’s Potential Role in
Spatial Planning for Managing Activities in the Marine Arctic. The International Journal of
Marine and Coastal Law. No 33, pp. 361-379.
Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro J., Tagliapietra S., Wolf G. (2021) The geopolitics of
the European Green Deal. International Organisations Research Journal. Vol. 16. No 2, pp.
204-235. DOI: 10.17323/1996-7845-2021-02-10
McCauley D., Pettigrew K.A., Bennett M.M., Todd I., Wood-Donnelly C. (2022) Which
states will lead a just transition for the Arctic? A DeePeR analysis of global data on Arctic
states and formal observer states. Global Environmental Change. Vol.
73. March.
https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2022.102480
Zhiltsov S.S. (2021) The Arctic. A Drifting Future. New York. Nova Science Publishers,
pp. 275-283.
The Arctic Vector of the Foreign Policy of the European Union
S.S. Zhiltsov
Doctor of Science (Politics)
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
53/2-1, Ostozhenka Street, Moscow, Russia, 119021;
People’s Friendship University of Russia.
6, Miklukho-Maklaya Street, Moscow, Russia, 117198.
E-mail: serg.serg56@mail.ru
Abstract. The paper examines the EU policy in the Arctic in the context of the
global competition in the region. The author analyzes the new role of the EU in the
Arctic region, which gains more importance in the foreign policy of the European
Union. He also describes the stages of European policy in the Arctic, towards
which the EU has increased its interest over the past decade. The EU policy in the
region is based on a significant number of documents containing the main objec-
tives and key directions of European policy. The EU policy in the Arctic has a dual
nature. Despite the fact that the European Union declares its commitment to multi-
lateral cooperation and readiness to interact on a wide range of issues, its foreign
policy de facto is different. First of all, it concerns the extraction of hydrocarbon
resources in the Arctic, which is in the focus of many countries’ attention. The EU
aspires to be a key player in decision-making process in the Arctic. The environ-
mental challenges in the region have become an instrument of the EU to promote
its interests, to influence the policies of other states. In this context, the paper ex-
plores both the impact of the EU decarbonization policy, and possible implications
for multilateral interaction in the Arctic. The climate agenda has become a new
component of EU policy in the region. It is aimed at reducing greenhouse gases in
the atmosphere. The EU plans to extend the implementation of climate protection
objectives to the Arctic. By declaring decarbonization as a long-term development
goal, the EU intends to apply this approach to the Arctic. In this context, the EU
Современная Европа, 2022, № 3
60
Сергей Жильцов
decarburization policy has serious implications for multilateral interaction in the
Arctic.
Key words: EU, Arctic, ecology, hydrocarbon resources, European states.
DOI: 10.31857/S0201708322030044
EDN: GEZAON
REFERENCES
Baiman R. (2021) In Support of a Renewable Energy and Materials Economy: A Global
Green New Deal That Includes Arctic Sea Ice Triage and Carbon Cycle Restoration. Review
of
Radical
Political
Economics.
Vol.
53.
No
4,
pp.
611-622
DOI:10.1177/04866134211032396 (accessed: 12.12.2021)
Biedermann R. (2020) Adapting to the changing Arctic? The European Union, the Nor-
dics, and the Barents Governance Mosaic. Journal of Contemporary European Studies. Vol.
28. No2, pp. 167-181. DOI: 10.1080/14782804.2019.1693352
Biedermann R. (2021) China’s impact on the European Union’s Arctic policy: critical
junctures, crossovers, and geographic shifts. Asia Europe Journal. No 19, pp. 467-487.
https://doi.org/10.1007/s10308-021-00605-7
Bodansky D., Pomerance R. (2021) Sustaining the Arctic in Order to Sustain the Global
Climate System. Sustainability. No 13, 10622. https://doi.org/10.3390/su131910622 (ac-
cessed: 12.12.2021)
Chuffart R., Raspotnik A. (2019) The EU and its Arctic spirit: Solving Arctic climate
change from home? European View. Vol. 18. Issue 2, pp. 156-162.
Danilov D.A. (2017) Arkticheskaya politika Evropejskogo soyuza: osnovy i evolyuciya
[Arctic Policy of the European Union: Foundations and Evolution]. Observer. No 11(334),
pp. 16-32. (In Russian).
Doroshenko I.S. (2020) Strategicheskie dokumenty arkticheskih gosudarstv [The Strate-
gic documents of the Arctic states]. Post-Soviet Issues. Vol. 7. No 4, pp. 429-444. (In
Russ.) https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-4-429-444 (In Russian).
Ershova I.V., Chertova N.A., Bogdanova E.N., Zhura S.E., Savelyev I.V., Teterin A.V.
(2020) Nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya mezhdunarodnogo nauchno-
tekhnicheskogo sotrudnichestva v sfere kompleksnogo izucheniya Arktiki na primere stran
Evropejskogo soyuza [Some issues of legal regulation of international scientific and technical
cooperation in the field of integrated study of the Arctic on the example of the countries of the
European Union]. Questions of economics and law. No 145, pp. 37-43. (In Russian).
Kondratov N. A. (2016) Klimat Rossijskoj Arktiki i ego izmeneniya [The Russian Arctic
Climate and Its Change]. Ecology of Russia: on the way to innovation. No 13, pp. 17-20. (In
Russian).
Kondratiev V. B. (2020) Mineral'nye resursy i budushchee Arktiki [Mineral resources and
future of the Arctic]. Mining Industry. No 1, pp. 87-96. DOI 10.30686/1609-9192-2020-1-87-
96 (In Russian).
Langlet D. (2018) Planning from the Margin - The European Union’s Potential Role in
Spatial Planning for Managing Activities in the Marine Arctic. The International Journal of
Marine and Coastal Law. No 33, pp. 361-379.
Современная Европа, 2022, № 3
Арктический вектор политики ЕС
61
Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro J., Tagliapietra S., Wolf G. (2021) The geopolitics of
the European Green Deal. International Organisations Research Journal. Vol. 16. No 2, pp.
204-235. DOI: 10.17323/1996-7845-2021-02-10
Maslova E.A. (2021) Sotrudnichestvo Rossii i ES v usloviyah sankcionnogo re-zhima (na
primere programmy «Kolarktik 2014-2020») [Russia-EU Cooperation in the Context of the
Sanctions Regime (on the Example of the Kolarctic 2014-2020 Program]. Bulletin of Perm
University. Political Science. Vol. 15. No 2, pp. 49-58. (In Russian).
McCauley D., Pettigrew K.A., Bennett M.M., Todd I., Wood-Donnelly C. (2022) Which
states will lead a just transition for the Arctic? A DeePeR analysis of global data on Arctic
states and formal observer states. Global Environmental Change. Vol.
73. March.
https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2022.102480
Timoshenko D.S. (2021) Arkticheskaya strategiya Evrokomissii: vyzovy dlya Rossii ili
mera vynuzhdennoj integracii? [The Arctic Strategy of the European Commission: a challenge
for Russia or a measure of forced integration?]. Analytical Papers Institute of Europe RAS. No
32(262), pp. 32-39. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics43220213239 (In Russian).
Tulupov D.S., Tsarenko E.V. (2019) Podhod Evropejskogo soyuza k politike v ark-
ticheskom napravlenii i ego sootnoshenie s regional'nymi interesami RF [European Union’s
approach to the Arctic policy development through the lens of the Russian regional interests].
Arctic and North. No 37, pp. 82-93. DOI: 10.17238/issn2221- 2698.2019.37.82 (In Russian).
Zhiltsov S.S. (2021) The Arctic. A Drifting Future. New York. Nova Science Publishers,
pp. 275-283.
Zhuravel V.P. (2021) Predsedatel'stvo Rossii v Arkticheskom sovete [Тhe Russian Feder-
ation's Chairmanship at the Arctic Council]. Sovremennaya Yevropa. No 5, pp. 90-99. (In
Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520219099
Zhuravel V.P. (2019) Predsedatel'stvo v Arkticheskom sovete: ot Finlyandii k Islandii
[The Chairmanship in the Arctic Council: from Finland to Iceland]. Sovremennaya Yevropa.
No 4, pp. 97-107. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107
Zonn I.S. (2017) Arkticheskij «apgrejd» prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina [Arc-
tic «Upgrade» of V.V. Putin, President of the Russian Federation]. Post-Soviet Issues. Vol. 4.
No 1, pp. 20-40. URL: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2017-4-1-20-40 (In Russian).
_____________________________________
Современная Европа, 2022, № 3