Современная Европа, 2022, № 3, с. 171-184
УДК 322.261.7
МАРИЯ 2.0. ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ГЕРМАНИИ:
НОВЫЙ ВЫЗОВ?
© 2022 ШИМАНСКАЯ Ольга Константиновна
Кандидат философских наук
Отдел социальных и политических исследований
Центр по изучению проблем религии и общества
Институт Европы РАН, 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3.
E-mail: shimansk@mail.ru
Поступила в редакцию 18.12.2021
После доработки 22.02.2022
Принята к публикации 15.03.2022
Аннотация. Статья посвящена современному состоянию Католической церкви
Германии, её взаимодействию с обществом и вопросам гендерного равенства в
католицизме через анализ деятельности радикального феминистского движения
Мария 2.0. Установлено, что активистки в Церкви создают богословские концеп-
ции, объясняющие возможность женского священства. Их задача - осовременить
каноническое право Церкви в связи с открытыми фактами сексуального насилия
некоторых клириков в отношении женщин и детей в прошлом. Папа Франциск
проявляет гибкость в отношении проблем гендерного равенства и женского во-
проса, называя всех крещённых или принявших крещение детьми Божьими, как
бы они себя не позиционировали в вопросах пола. В последних документах он
расширил полномочия женщин в Церкви, допустив их до выполнения обязанно-
стей чтецов и аколитов. Однако понтифик настаивает на принципе взаимодопол-
нительности в Церкви мужчин и женщин, объясняя невозможность женского
священства. Католическая церковь Германии, теряя прихожан, инициировала в
2019-2022 гг. дискуссионную площадку для клириков и мирян «Синодальный
путь» для обсуждения возникших проблем. В этих условиях заявило о себе ради-
кальное феминистское движение Мария 2.0, требующее женского священства и
ультралиберального решения вопросов гендерного равноправия в Церкви, харак-
терного для западного общества сегодня.
Ключевые слова: Католическая церковь, Германия, общество, католический
феминизм, гендер, Мария 2.0, священство, христианство.
DOI: 10.31857/S0201708322030135
EDN: GGVIEL
172
Ольга Шиманская
Исторически Германия - христианская страна, культура которой утверждалась
с раннего средневековья, пройдя в Новое время через горнило ожесточённых дис-
куссий и столкновений сторонников католицизма и протестантизма. В Новейшее
время Германия, как и вся Европа, прошла через секуляризацию массового созна-
ния граждан и уход религии из публичной сферы. Для современной кооперацион-
ной модели ФРГ, по мнению исследователя Е.М. Мирошниковой, «характерно
стремление найти баланс между индифферентностью и идентификацией» [Мирош-
никова, 2007: 27] в отношении к мировоззренческим религиозным или светским
установкам личности и сообществ людей. Необходимость баланса очевидна, учи-
тывая разнообразный и изменчивый мировоззренческий выбор граждан.
Согласно официальным католическим источникам, в 2020 г. в Германии было
свыше 22,1 тыс. католиков, что составляет 26,7% от численности населения страны
в 83 млн человек1. Эта значительная часть граждан влияет на политический про-
цесс, выборы и политический курс в различных землях Германии и в целом по
стране. Среди немецких католических прихожан активными верующими выступа-
ют женщины, которые с начала ХХ столетия создавали католические обществен-
ные объединения, такие как Ассоциация католических немецких женщин (KDFB)
(независимая ассоциация, насчитывающая 180 тыс. членов). С основания в 1903 г.
ассоциация выступала за равное участие женщин в политике, общественной и цер-
ковной жизни. Последним по времени возникновения и самым радикальным по
требованиям увеличения роли женщин в Католической церкви стало движение Ма-
рия 2.0, зародившееся в феврале 2019 г. и привлекающее в свои ряды сторонниц в
Германии и других немецкоязычных странах.
Цель статьи - проследить зарождение движения Мария 2.0 внутри Католиче-
ской церкви Германии, дать характеристику его деятельности, обозначить его ме-
сто среди разнообразных инициатив, связанных с миром Католической церкви на
основании анализа массива новостей, исходящих от движения Мария 2.0, и их оце-
нок в СМИ. Теоретической базой для анализа движения Мария 2.0 стали работы
классиков зарубежного религиоведения П. Бергера, Г. Дэви, Э. Фокас [Berger,
Davie, Focas, 2008], Х. Казановы [Casanova,1994], Д. Эрвье-Леже [Эрвье-Леже,
2015], отечественных исследователей Д.В. Журавлёва [Журавлёв, 2018], Р.Н. Лун-
кина [Лункин, 2020], Е.М. Мирошниковой [Мирошникова, 2007], Б.А. Филиппова
[Филиппов, 2016], В.Е. Язьковой [Язькова, 2021]. Исследователи показали, что ре-
лигия играет важную роль в обществе и политических процессах, её трансформа-
ция порождает новые социокультурные явления, такие как религиозный феминизм,
а применительно к нашей теме - католический феминизм.
Тема христианства и феминизма приобрела популярность среди зарубежных
исследователей со второй половины ХХ в. Ей посвящён значительный перечень
работ, в том числе исследования А. Шарма и К. Кэтрин «Феминизм и мировые ре-
лигии» [Sharma, Katherine, 1999], С. Диннан и Д. Мейерс [Dinan, Meyers, 2001], Э.
1 More than 220,000 people left the Catholic Church in Germany in 2020. URL:
https://www.catholicnewsagency.com/news/248368/more-than-220000-people-left-the-catholic-
church-in-germany-in-2020 (дата обращения: 10.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
Мария 2.0. Феминистское движение в Католической церкви Германии: новый вызов?
173
Бер-Сижель [Бер-Сижель, 2002] и др. Среди отечественных исследователей можно
отметить раскрытие сюжета о христианстве и феминизме у Т.Б. Коваль [Коваль,
2006], В.А. Суковатой [Суковатая, 2002], Е.В. Беляковой, Н.В. Беляковой и Е.Б.
Емченко [Белякова, Белякова, Емченко, 2011], в сборнике статей «Гендер и рели-
гия» [Гендер, 2008]. Как отмечала Рут А. Уоллес [Wallace, 1988], благодаря жен-
ской борьбе за свои права в отношении религии значительно изменилась роль
женщины за последние десятилетия в Католической церкви, и эти изменения про-
должают происходить по сей день. Женщины стремятся не только к усилению сво-
ей роли в религиозной общине, но и к созданию богословских концепций, объяс-
няющих возможности женского религиозного учительства и священства. По мне-
нию итальянских исследователей А. Джорджи и С. Палмизано [Giorgi, Palmisano,
2020], активизация дискуссий в Европе о месте и роли женщин в Католической
церкви в последнее время связана с успехом движения Мария 2.0.
Мария 2.0 и позиция Католической церкви
Исследователи полагают: «Сегодня католицизм демонстрирует готовность к
внутренним институциональным изменениям» [Кондратенко, 2014]. Но так ли это и
каковы границы допустимых изменений? Можно отметить, что из новаций видное
место в Католической церкви заняло харизматическое движение, что стало воз-
можным благодаря гибкости конструкции современного католицизма, позволяю-
щего сочетать иерархическую вертикаль во главе с Папой Римским с разнообраз-
ным и, в известной мере, автономным горизонтальным уровнем. Подобная гиб-
кость позволила папе Франциску пообещать изменить положение женщин в Церк-
ви, однако речь не шла о возможности рукоположения женщин в сан.
Второй Ватиканский собор (1962-1965) принял декрет «Об апостольстве ми-
рян» (Apostolicam Actuositatem), им была дана установка на активизацию роли ми-
рян в Церкви, в том числе и женщин. С этого момента вопрос о роли женщин в
Церкви стоит в повестке дня богословских размышлений римских понтификов и
документах Ватикана. В 1976 г. Конгрегация доктрины веры с одобрения папы
Павла VI приняла документ «Среди заслуживающих внимания» (Inter Insigniores) о
допущении женщин к священству. В нём были собраны аргументы на основе Свя-
щенного Писания и Предания о невозможности рукоположения женщин в сан свя-
щенников и епископов. Одним из знаковых документов следующего понтификата
было Апостольское письмо папы Иоанна Павла II «О достоинстве и призвании
женщин - 1988 г.» (Mulieris dignitatem), в котором он рассуждает о взаимодополне-
нии в акте творения «по образу и подобию Божию». Он, в частности, указал: «Лич-
ностные ресурсы женственности, безусловно, не меньше, чем ресурсы мужествен-
ности, они просто другие»1. В этом их ценность, если говорить о призвании и до-
1 Apostolic letter Mulieris Dignitatem of the Supreme Pontiff John Paul II on the Dignity and Vo-
cation of Women on the Occasion of the Marian Year. URL:
https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/apost_letters/1988/documents/hf_jp-
ii_apl_19880815_mulieris-dignitatem.html (дата обращения: 20.01.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
174
Ольга Шиманская
стоинстве женщин на фоне значительных перемен современности. По словам
Иоанна Павла II, их «высшее призвание» в сохранении чувствительности к челове-
ку. В пастырском «Письме к женщинам» 1995 г. понтифик вновь подчёркивает до-
полнительность общественной и духовной ролей мужчин и женщин: «Предстают
два существенных измерения Церкви:
“марианское“ начало и апостольско-
петровское начало», а мужское священство, установленное Христом, не умаляет
роли женщин, приобщённых к церкви таинством крещения: «Эти ролевые различия
не следует рассматривать в соответствии с критериями функциональности, типич-
ными для человеческих обществ»1. Их следует понимать как символизм боже-
ственного присутствия в мире. Папа отвечает на запрос либерального общества с
его идеологией гендерного равенства и взглядам нового феминизма, говорящего с
позиций рационализма и прагматизма о равенстве полов в Церкви. В приведённых
документах Римско-Католическая церковь очертила границы своего понимания
гендерной проблематики в широком контексте, на этой основе развивается католи-
ческий феминизм как антитеза светскому либеральному феминизму.
Гендерная проблематика остаётся в фокусе внимания современного общества и
Церкви. Она затронута в постсинодальном апостольском увещевании Папы Фран-
циска «Querida Amazonia» (Возлюбленная Амазония) в феврале 2020 г. Цель уве-
щевания, по словам Папы, состоит в том, чтобы «направить к гармоничному, твор-
ческому и плодотворному восприятию всего синодального пути»2. В увещевании
затронуты четыре модели взаимодействия католической церкви с регионом: иде-
альное воплощение социальных и культурных вопросов, решение экологических
проблем и призвание Церкви «сопровождать народы Амазонии». В разделе «Сила и
дар женщины», оценена их выдающаяся роль в сохранении католических общин в
условиях нехватки священнослужителей в Амазонии. Однако понтифик высказыва-
ется против функционального подхода к роли женщин в Церкви, напоминая о соте-
риологической миссии христианства, воплощаемой через дуальное единство Сына
Божьего и его Матери Марии. В общинах Амазонии женщины имеют центральную
роль и «должны иметь доступ к задачам, а также к церковным службам, которые не
требуют священнических хиротоний и позволяют им лучше выражать свое соб-
ственное место. Следует помнить, что такое служение предполагает постоянство,
общественное признание и назначение епископом. Это также означает, что женщи-
ны могут иметь реальное и эффективное влияние в организации, в принятии клю-
чевых решений и в управлении сообществами, не отказываясь, однако, от своего
собственного женского стиля»3. Папа высказался против женского священства, но
допустил возможность занятия женщинами других должностей в Церкви.
1 Letter of Pope John Paul II to Women. URL: https://www.vatican.va/content/john-paul-
ii/en/letters/1995/documents/hf_jp-ii_let_29061995_women.html (дата обращения: 21.01.2022)
2 Esortazione Apostolica Postsinodale Querida Amazonia del Santo Padre Francesco al popolo di dio e a
tutte le persone di buona volontà. URL:
https://www.vatican.va/content/francesco/it/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-
ap_20200202_querida-amazonia.html (дата обращения: 16.11.2021)
3 Esortazione Apostolica Postsinodale Querida Amazonia del Santo Padre Francesco al popolo di dio e a
tutte le persone di buona volontà. URL:
Современная Европа, 2022, № 3
Мария 2.0. Феминистское движение в Католической церкви Германии: новый вызов?
175
В январе 2021 г. Франциск изменил Кодекс канонического права, придав закон-
ный статус тому, что происходит на практике: доступу мирянок к служению чтеца-
ми и у алтаря (аколитами)1. Папа объяснил эти изменения динамизмом церковного
учения, прислушивающегося к веяниям времени и актуальным нуждам. Понтифик
подчеркнул: «Предоставление мирянам обоих полов возможности доступа к слу-
жению аколита и чтеца в силу их участия в священстве крещеных будет способ-
ствовать признанию, также посредством литургического акта (назначения), того
драгоценного вклада, который в течение долгого времени многие миряне, в том
числе женщины, вносят в жизнь и миссию Церкви. ‹…› Решение предоставить так-
же и женщинам эти обязанности, что влечёт за собой стабильность, общественное
признание и мандат со стороны епископа, делает более эффективным в Церкви все-
общее участие в трудах благовестия»2. Полномочия женщин в Церкви расширены,
что уже существовало в практике католических приходов.
1 января 2022 г. в праздник Богородицы и 55-ый Всемирный день мира Фран-
циск возглавил литургию в храме Св. Петра и произнёс проповедь во славу Матери
Божией. Он говорил о значении Марии для всего мира, Церкви и спасения, которая
стоит на пути каждого при переходе от идеального видения происходящего к ре-
альному, связывая хорошее и плохое, поэтому её можно назвать матерью католиче-
ства: она объединяет, а не разделяет. Папа призвал трудиться над продвижением
женского достоинства и защищать женщин от насилия, подчеркнув: «Обидеть
женщину - значит оскорбить Бога, Который принял человеческое естество от жен-
щины»3. Выступление понтифика стало напоминанием о сакральном значении Ма-
рии, нуждающейся не в революционном обновлении, а осмыслении её роли для
христианства. Речь Папы представляет основополагающий взгляд на женский во-
прос в его всеобщности и ответ Церкви на вопросы, которые ставит перед ней за-
родившееся в Германии движение Мария 2.0.
Католическая церковь Германии перед актуальными
вызовами времени
Сегодня Католическая церковь в Германии переживает непростые времена, по
официальным данным, опубликованным в июле 2021 г. в 2020 г. её покинули более
https://www.vatican.va/content/francesco/it/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-
ap_20200202_querida-amazonia.html (дата обращения: 16.11.2021)
1 Папа: женщины могут быть чтецами и аколитами. URL:
https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-01/papa-zhenshiny-mogut-byt-chtecami-i-
akolitami.html (дата обращения: 26.01.2022)
2 Lettera del Santo Padre Francesco al Prefetto Della Congregazione per la Dottrina Della Fede
circa L’accesso Delle Donne ai Ministeri del Lettorato E Dell’accolitato. URL:
https://www.vatican.va/content/francesco/it/letters/2021/documents/papa-
francesco_20210110_lettera-donne-lettorato-accolitato.html (дата обращения: 26.01.2022)
3 Папа «Обидеть женщину - значит оскорбить Бога». URL:
https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2022-01/papa-obidet-zhenshinu-znachit-oskorbit-
boga.html (дата обращения: 26.01.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
176
Ольга Шиманская
220 тыс. человек, в 2019 г. эта цифра была на 19% больше и составляла почти
273 тыс. человек, в 2018 г. - 216 тыс. человек. С утратой части верующих уменьша-
ется и количество приходов - в 2018 г. насчитывалось 10 тыс. приходов, в 2019 г.
их было 9,9 тыс., в 2020 г. - 9,8 тыс. За 2020 г., на который пришлись самые жёст-
кие ограничения в деятельности религиозных организаций в условиях пандемии,
уменьшился и списочный состав духовенства на 418 человек с 12,9 тыс. до 12,5
тыс. священников. Падение количественных показателей касается совершения
большинства христианских таинств: крещения, первого причастия, конфирмаций
(таинств миропомазания), венчаний. Немного увеличилось лишь число отпеваний в
условиях пандемии коронавируса. «Статистику оттока из Церкви я считаю весьма
болезненной для нашего сообщества, - признал епископ Георг Бетцинг, президент
Конференции немецких епископов в заявлении от 14 июля 2021 г. - Многие утра-
тили уверенность в будущем и своим уходом из Церкви сообщают ей об этом. Мы
воспринимаем этот отток очень серьезно, стремимся открыто и честно смотреть
фактам в лицо, чтобы найти ответы на возникающие вопросы. Это вопрос беспри-
страстного и тщательного расследования случаев сексуальных преступлений; во-
прос о церковной власти и разделении властных полномочий. Я очень надеюсь, что
“Синодальный путь” поможет нам выстроить новую основу доверия»1. «Синодаль-
ный путь» (Synodaler Weg) сформировался на фоне скандала, связанного с сексу-
альными злоупотреблениями католического духовенства, о которых стало известно
в 2010 г. Это дискуссионная площадка, запущенная в Католической церкви Герма-
нии с 2019 г. по февраль 2022 г. с участием духовенства и мирян, для обсуждения
злободневных тем: организация власти в Церкви; сексуальная мораль и случаи сек-
суального насилия; священническая жизнь; роль женщин в Церкви. Его цель - вос-
становить доверие между духовенством и паствой, активизировать неформальную
приходскую жизнь. Вместе с тем, согласно опросу католической еженедельной га-
зеты «Die Tagespost», в сентябре 2020 г. о заинтересованности в реформировании
заявили 11% немецких католиков, а 53% не увидели в этом необходимости2. Заин-
тересованные католики активны в исповедании веры и социальных начинаниях в
приходах. Они выступают локомотивами перемен и обновления церковных прак-
тик, к ним прислушивается духовенство и видит в них опору для Церкви.
«Синодальный путь» был предметом дискуссий иерархов и богословов в Гер-
мании и за её пределами. Одним из его инициаторов стал предшественник еп.
Бетцинга на посту главы католического епископата Германии и ключевая фигура,
стоящая за «Синодальным путем», кардинал Рейнхард Маркс (архиепископ Мюн-
хенский), а ведущим критиком - кардинал Кёльна Райнер Мария Вёльки. Свои
опасения по поводу обсуждаемых реформ высказали авторитетные прелаты -
1 More than 220,000 people left the Catholic Church in Germany in 2020. URL:
https://www.catholicnewsagency.com/news/248368/more-than-220000-people-left-the-catholic-
church-in-germany-in-2020 (дата обращения: 10.12.2021)
2 Кардинал Вёльки предупреждает, что «Синодальный путь» может вызвать раскол в Като-
лической Церкви Германии. 20.09.20. URL: https://sedmitza.ru/text/9925668.html (дата об-
ращения: 13.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
Мария 2.0. Феминистское движение в Католической церкви Германии: новый вызов?
177
немецкий кардинал Вальтер Каспер1, занимавший пост президента Папского со-
вета по содействию христианскому единству в 2001-2010 гг., итальянский карди-
нал Камилло Руини2, генеральный викарий Рима с 1991 по 2008 гг. и президент
Конференции итальянских католических епископов. Скептики напоминают, что
Церковь не только общественный институт, она мистическое тело Христово, её
духовная трансцендентная основа непреходяща и в полноте сохраняется во Все-
ленской церкви. Многие усматривают в итогах «Синодального пути» возмож-
ность раскола в Католической церкви, не отказываясь при этом от необходимости
обсуждать насущные социальные и богословские вопросы перед лицом кризиса,
переживаемого в Германии.
Актуальность этой проблемы для Германии подтверждается данными Инсти-
тута исследования общественного мнения INSA Consulere (г. Эрфурт). Так, 33%
опрошенных, принадлежащих к Католической церкви, рассматривают возмож-
ность ухода из неё из-за скандалов, связанных с сексуальным насилием со сторо-
ны священнослужителей. Молодые люди могут отказаться от регистрации в каче-
стве католиков, чтобы избежать уплаты обязательного церковного налога3. Каждый
католик, зарегистрированный церковью Германии, перечисляет, в зависимости от
федеральной земли, до 9% своего подоходного налога Церкви. Средства из церков-
ного налога идут на финансирование Церкви и её социальное служение: больницы,
дома для престарелых, хосписы, детсады, школы, помощь малоимущим и мигран-
там. Отказаться от церковного налога можно, заявив о выходе из церкви, после чего
человек утрачивает право на причащение и таинства. Использование средств от по-
ступления церковного налога один из вопросов, в котором прихожане хотели бы
большей прозрачности.
Наряду с этими вопросами уже два года общественное внимание граждан Гер-
мании шумными и яркими акциями привлекает связанное с католической церковью
женское движение Мария 2.0, требующее равноправия для женщин во всех церков-
ных структурах, их допущения к рукоположению и обретению сана священников.
Движение Мария 2.0 радикальный активизм
католических женщин Германии
Движение Мария 2.0. зародилось в феврале 2019 г. по инициативе Лизы Кёттер
и Андреа Фосс-Фрик из прихода Св. Креста Римско-Католической церкви в Мюн-
стере, изучавших в группе первое апостольское послание папы Франциска 2013 г.
«О провозглашении Евангелия в современном мире» (Evangelii Gaudium). Название
выбрано по имени матери Иисуса Св. Марии, традиционно воспринимаемой как
покорная и молчаливая. 2.0 означает обнуление подобного образа женщин в Церк-
1 Кардинал Каспер «очень обеспокоен» «Синодальным путем» Католической Церкви в Гер-
мании 11.06.2021. URL: https://sedmitza.ru/text/10008108.html (дата обращения: 13.12.2021)
2 Кардинал Руини видит «риск раскола» в Католической Церкви Германии. 6 мая 2021.
URL: https://sedmitza.ru/text/9997762.html (дата обращения: 13.12.2021)
3 Каждый третий католик в Германии задумывается о том, чтобы покинуть Церковь. URL:
https://sedmitza.ru/text/9977766.html (дата обращения: 13.12.2021)
Современная Европа, 2022, № 3
178
Ольга Шиманская
ви в силу их активности. Группа составила онлайн петицию папе Франциску, вы-
ступив за расширение доступа женщин в церковные учреждения, отмену безбра-
чия приходского духовенства и расследование случаев злоупотреблений в церкви,
связанного с сексуальным насилием и жестоким обращением. Согласно официаль-
ному сайту движения, открытое письмо собрало 42,3 тыс. подписей и 25 октября
2019 г. было передано активисткой Лизой Кёттер Апостольскому нунцию в Бер-
лине, архиепископу доктору Никола Этерович. По состоянию на ноябрь 2020 г. от-
вета на него не поступило. Богослов Мария Месриан подчеркнула: «У нас нет кри-
зиса веры. Это церковный кризис»1. Возникающие в Германии реформистские
группы в церкви утверждают необходимость перемен на всех уровнях: «канониче-
ский закон создан людьми и, следовательно, может быть изменён»2. Эти требова-
ния, кроме Марии 2.0, подписали Экуменическая рабочая группа гомосексуалистов
в церкви, Группа действий из 160 пасторов и диаконов в епархии Роттенбург-
Штутгарт (AGR), Инициатива пасторов в Германии, Ассоциация католических
священников и их жён и еще более десяти групп, занимающихся поддержкой жертв
сексуального насилия, вопросами гендерного равноправия.
С 2019 г. движение Мария 2.0 организует недели протестов в мае и октябре,
именуемые «церковными забастовками», которые представляют собой демонстра-
ции и молитвы перед храмами. Символом акций служит изображение Девы Марии
с заклеенным ртом, что означает долгое молчание женщин в Католической церкви
и пробуждение их активности за реформирование Церкви. Участники акций обла-
чаются в одежду белого цвета, что связано в христианском искусстве с Девой Ма-
рией. На промоакциях они требуют демократизации церковных структур, увеличе-
ния роли женщин в церковном управлении, начиная с приходов, и ожидают ответа
от Церкви на свои требования. Так, в 2021 г. специальные недели действий прошли
с 8 по 16 мая и с 11 по 18 сентября. В ходе акций была показана выставка скульп-
тур «Я достойна - женщины занимают позицию», проведены дискуссии с едино-
мышленниками из Цюриха, митинг «Делаю всё новое». В разных городах прослу-
шаны и обсуждены лекции: «Церковь и демократия - как это сочетается?», «Ока-
завшись в водовороте насилия - сексуальное насилие в церкви: преступники, жерт-
вы и структуры», «Духовное насилие - что можно изменить!» и др. 16 сентября в
Кёльне прошла ночная политическая молитва - Мария 2.0 «Правосудие поколений
- ключ к демократии». 23 сентября была организована демонстрации с тезисами
Мария 2.0 в г. Фульде, где проходило пленарное заседание немецких епископов.
Движение Мария 2.0. существует как сетевое сообщество, информация о кото-
ром распространяется через официальный сайт и через группу в Facebook, где раз-
мещены программные документы, сведения о проведённых и планируемых меро-
1 Newsletter Maria 2.0 22.09.2019. URL:
http://newsletter.mariazweipunktnull.de/newsletter_view.php?id=28 (дата обращения:
16.03.2022)
2 Newsletter Maria 2.0 03.12.2019. URL:
http://newsletter.mariazweipunktnull.de/newsletter_view.php?id=45 (дата обращения:
16.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
Мария 2.0. Феминистское движение в Католической церкви Германии: новый вызов?
179
приятиях. В выпущенных с сентября 2019 г. более сорока Информационных бюл-
летенях Мария 2.0 обозначены цели движения: гендерное равенство, благотвори-
тельность, верность и готовность к реформированию Церкви. Лозунги движения:
«2.0 означает новое начало. Сбросить все до нуля. Мы больше не такие», «Вставай-
те! Не молчите больше!», «Менять можно только вместе!». Бюллетени информи-
руют об активности Марии 2.0 по епархиям, публикуют заявления, молитвы, во-
просы и ответы о вере. С декабря 2019 г. Мария 2.0 выпускает электронный и пе-
чатный журнал объёмом 6-8 страниц, освящая деятельность организации, полеми-
зируя с консерваторами в Католической церкви1.
Начавшись в Мюнстере, группы Мария 2.0 охватывают всё больше католиче-
ских епархий в Германии и за её пределами в Австрии и Швейцарии. С января
2020 г. после конференции, организованной в Риме Советом католических женщин
(основан в ноябре 2019 г. в Штутгарте), к феминистскому движению католичек
присоединяются участницы из Австралии, Новой Зеландии, Перу, Италии, Ирлан-
дии и других стран. По мнению богослова Марии Месриан: «Мария 2.0. становится
глобальной»2. Формы участия в этом движении разнообразны: передвижные вы-
ставки, дискуссионные группы «Женщины говорят СЕЙЧАС!», лекции «Женский
бунт - почему женщинам в Католической церкви нужно больше власти», симпози-
ум в Федерации католической молодёжи «Женщины и священство», женские де-
монстрации по окончании совещаний католических епископов, молитвенные бде-
ния за перемены и др. Как борцы за права женщин феминистки Марии 2.0 отмеча-
ют Международный женский день 8 Марта. Так, в 2020 г. прошли акции протеста в
Мюнхене, в которых приняли участие 300 человек, в Мюнстере - 600, в Кёльне -
700. «Без допуска к церковным должностям женщины - католики второго сорта»3,
- заявила представитель мэрии Кёльна Эльфи Шо-Антверпес (СДПГ) в своем при-
ветственном обращении. Пандемия коронавируса внесла коррективы в развитие
движения за равноправие в Католической церкви, но не остановила его. Участницы
перешли к онлайн встречам и совместным молитвам, первой стала «Глобальная
молитва за равенство» из монастыря Фарр.
Женская инициатива Мария 2.0 всколыхнула католиков Германии, которые
начали открыто высказываться о проблемах в церкви и идеальном её видении.
Инициативу Мария 2.0. поддержала Ассоциация католических женщин Германии,
запустив 22 июля 2019 г. в день праздника Св. Марии Магдалины кампанию «Ма-
рия, не молчи!». По словам Марии Флахсбарт, президента Католического союза
немецких женщин (KDFB), Мария 2.0 стало ответом на «глубокий кризис католи-
ческой церкви, абсолютную утрату доверия».
1 Maria 2.0. URL: http://newsletter.mariazweipunktnull.de/#page-top (дата обращения: 16.03.2022)
2 Newsletter Maria 2.0 30.01.2020. URL:
http://newsletter.mariazweipunktnull.de/newsletter_view.php?id=49 (дата обращения:
16.03.2022)
3 Newsletter Maria 2.0 15.03.2020. URL:
http://newsletter.mariazweipunktnull.de/newsletter_view.php?id=54 (дата обращения:
16.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
180
Ольга Шиманская
Встречу с участницами Марии 2.0. 14 августа 2019 г. провёл епископ Майнца
Кольграф, заявивший о необходимости продолжать диалог и обсуждать их про-
грамму с Центральным комитетом немецких католиков. Камнем преткновения стал
протест борцов за права женщин против отказа кардинала Райнера Марии Вёльки
из Кёльна в ноябре 2020 г. опубликовать отчет о злоупотреблениях в Кёльнской
архиепископии.
Во время акций в феврале 2021 г., подобно Мартину Лютеру, на дверях более
тысячи соборов в Германии участницы движения Мария 2.0 разместили семь раз-
работанных ими тезисов1. Их положения:
1. Равные права в церкви для женщин и мужчин и доступность для них церков-
ных должностей;
2. Общая ответственность за миссию церкви и противостояние клерикализму;
3. Гласность в вопросах касающихся злоупотреблений в Церкви, привлечение
виновных к ответственности;
4. Реабилитация нетрадиционных брачных отношений для членов церкви;
5. Отказ от безбрачия при занятии церковных должностей;
6. Большая прозрачность финансовой деятельности церкви;
7. Действовать в интересах человека, общества и окружающей среды, проявлять
милосердие, выполнять миссию послания Иисуса в соответствии с социальным
дискурсом2.
В марте 2021 г. последовали акции в поддержку жертв сексуального насилия в
одежде чёрного цвета перед дверями храмов в разных городах. Ответа от Кёльн-
ской архиепископии не последовало. После чего инициатор Марии 2.0 Лиза Кёттер
заявила о выходе из церкви, поскольку пребывание в ней означает соучастие во
всем негативном, что в ней происходит.
По сообщениям Deutsche Welle от 24 января 2022 г., в Германии 125 католиче-
ских священника и церковных сотрудника заявили о своей гомосексуальной ориен-
тации и потребовали прекратить дискриминацию представителей ЛГБТ в церкви3.
По их мнению, Церковь должна продвигать культуру многообразия. Ещё в 2013 г.
папа Франциск пообещал не осуждать священников за нетрадиционную ориента-
цию, но он выступил против признания однополых браков и, тем более, их благо-
словления. Дискуссия вокруг гендерной проблематики продолжается.
В ответ на деятельность Марии 2.0 в мае 2019 г. было создано объединение ка-
толиков Мария 1.0, выступающее за единство и верность Церкви. Его инициатор
учитель из Шонгау Йоханна Штер4. Сторонники Марии 1.0 считают теологиче-
1 Initiative "Maria 2.0" fordert Kirchenreformen. 21.02.2021. URL:
https://www.tagesschau.de/multimedia/video/video-826967.html (дата обращения: 12.12.2021)
2 Thesenanschlag 2.0 Maria 2.0. URL: https://www.mariazweipunktnull.de/thesenanschlag-2-0/
(дата обращения: 07.11.2021)
3 German Catholic priests come out as queer, demand reform. URL:
https://www.dw.com/en/german-catholic-priests-come-out-as-queer-demand-reform/a-60531857
(дата обращения: 24.02.2022)
4 Initiative Maria 1.0. URL: https://mariaeinspunktnull.de/about (дата обращения: 24.02.2022)
Современная Европа, 2022, № 3
Мария 2.0. Феминистское движение в Католической церкви Германии: новый вызов?
181
ски некорректной общенациональную волну протестов, в том числе «церков-
ную забастовку» против «мужской католической церкви», видят в термине
Мария 2.0 недопустимую инструментализацию Девы Марии, которая прояв-
ляет себя в смирении и непорочности, подчиненной божественной воле. Ини-
циатива Мария 1.0 полагает, что обновление возможно только через евангели-
зацию и выступает оппонентом Марии 2.0. Таким образом, дискуссия о со-
временном состоянии Католической церкви в Германии продолжается.
Заключение
Католическая церковь Германии - мощная часть вселенского католицизма, но
сегодня она переживает непростые времена, связанные с обнародованными в 2010
г. свидетельствами о случаях сексуальных преступлений, оттоком верующих и, в
целом, секуляризацией сознания европейцев. Национальные сложности этой части
Католической церкви привели её руководство к необходимости обсуждения цер-
ковно-общественной жизни в «Синодальном пути», для увеличения роли мирян в
приходах и церковном управлении. На фоне дискуссий в католическом мире Гер-
мании и возникло в феврале 2019 г. женское движение Мария 2.0, требующее до-
пущения женщин к занятию должностей в церковных офисах и женского священ-
ства, как у многих протестантов. Наряду с этим активистки Марии 2.0 выступили за
широкое гендерное равноправие в церкви не только женское, но и признание гомо-
сексуального партнёрства и браков, поскольку это реальность, в которой живёт со-
временный мир.
Подобная позиция противоречит учению Католической церкви, однако Цер-
ковь не обрушила на протестующих активисток запрещения или отлучения она не
может. Это противоречит и духу современного европейского общества с принци-
пами толерантности, и позиции самой церкви, нацеленной на увещевание и кате-
хизацию. Волею судеб этот диалог выпал на долю, прежде всего, немецкой церк-
ви, пытающейся сохранить лицо, находясь между признанием вины за сексуаль-
ные скандалы, настроениями традиционного католического большинства и уль-
тралиберальным радикализмом активисток из Марии 2.0.
Появление и развитие движения Мария 2.0 в Германии с его радикальными
гендерными требованиями свидетельствует о глубоком проникновении в идейный
арсенал верующих Католической церкви либеральной модели феминистских тео-
рий. Можно также говорить и о бикультурной модели поведения современных ве-
рующих, соединяющих в своих взглядах и требованиях светские принципы антро-
поцентризма с теоцентризмом церкви. В этом смысле позиция Ватикана, папы
Франциска представляется взвешенной, напоминающей о сотериологической,
трансцендентной миссии христианства, где возможные и необходимые институци-
ональные изменения не должны противоречить его вневременной сущности. Церк-
ви Германии придётся вести диалог с любыми группами и движениями внутри неё
или исходящими из неё, поскольку Церковь постоянно сталкивается с диалектиче-
ски присутствующими тенденциями обмирщения церкви и своей постоянной борь-
бой за воцерковление окружающего мира.
Современная Европа, 2022, № 3
182
Ольга Шиманская
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белякова Е.В., Белякова Н.В., Емченко Е.Б. (2011) Женщина в православии: церков-
ное право и российская практика. Кучково поле, Москва, Россия. 704 с.
Бер-Сижель Э. (2002) Служение женщины в церкви. Библейско-Богословский Ин-
ститут св. апостола Андрея, Москва, Россия. 215 с.
Гендер и религия. Сборник статей. (2008) РАН, Институт этнологии и антрополо-
гии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ответственный редактор И.М. Семашко. Москва, Рос-
сия. 327 с.
Журавлёв Д.В. (2018) Трансформация гендерного дискурса в современном католи-
цизме Государство, религия, церковь в России и за рубежом, № 2. С. 77-104. DOI:
http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-2-77-104
Коваль Т.Б. (2006) Гендер. Культура. Религия. (Традиция и современность). ИИЦ
МГУДТ, Москва, Россия. 219 с.
Кондратенко С.Е. (2014) К истокам политической аргументации современного ка-
толицизма. Вестник СПбГУ. Сер. 6, Вып. 2. С. 120-127.
Лункин Р.Н. (2020) Церкви в политике и политика в церквях. Как современное хри-
стианство меняет европейское общество. ИЕ РАН: Изд-во
«Нестор-История»,
Москва, Санкт-Петербург, Россия. 504 с. DOI 10.15211/9785981631559
Мирошникова Е.М. (2007) Кооперационная модель государственно-церковных от-
ношений: опыт и проблемы. Институт Европы РАН; Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им.
Л.Н. Толстого, Москва, Тула, Россия. 181 с.
Суковатая В. А. (2002) Феминистская теология и гендерные исследования в религии:
перспективы новой духовности. Общественные науки и современность, № 4. С. 183-192.
Филиппов Б.А. (2016) Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Като-
лической
Церкви.
Вестник ПСТГУ, Вып.
1
(63).
С.
102-119.
DOI: 10.15382/sturII201668.102-119
Эрвье-Леже Д. (2015) В поисках определённости: парадоксы религиозности в обще-
ствах развитого модерна. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1
(33). С. 254-268.
Язькова В.Е. (2021) Католическая церковь в Италии перед вызовами современно-
сти: эволюция подходов и интерпретаций. Доклады Института Европы № 385, ИЕ
РАН, Москва, Россия, 182 с. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report72021_385
Berger P., Davie G., Focas E. (2008) Religious America, Secular Europe? USA: Ashgatt
Publishing Company, 168 p.
Casanova J. (1994) Public Religion in the Modern World. Chicago: University of Chicago
Press, 320 р.
Dinan S., Meyers D. (2001) Women and religion in old and new worlds. NY&L, 248 p.
Giorgi A., Palmisano S. (2020) Women and gender in contemporary European Catholic
discourse: Voices of faith. Religions. 11(10). URL: https://www.mdpi.com/2077-
1444/11/10/508/htm
(дата
обращения:
27.02.
2022)
DOI:
https://doi.org/10.3390/rel11100508
Sharma A. Y. Katherine K. (1999) Feminism and world religions. NY., 1999, 333 p.
Ruth A Wallace. (1988) Catholic women and the creation of a new social reality Gender
and Society. Vol. 2., No 1, pp. 24-38.
Современная Европа, 2022, № 3
Мария 2.0. Феминистское движение в Католической церкви Германии: новый вызов?
183
Maria 2.0. feminist movement in the Catholic Church in Germany:
a new challenge?
O.K. Shimanskaya
Candidate of Science (Philosophy)
Department of Social and Political Studies
Center for Religion and Society Studies
Institute of Europe RAS. 11-3, Mokhovaya st., Moscow, Russia, 125009.
E-mail: shimansk@mail.ru
Abstract. The article sheds the light on the modern state of the Catholic Church in
Germany, it's interaction with the society and emergence of the radical feminist
movement Maria 2.0 inside of it. The author analyses gender equality in contempo-
rary Catholicism. The aim of the article is to trace back the birth of Maria 2.0 move-
ment inside the Catholic Church in Germany, define its activities and relation to the
other initiatives connected to the Catholic world, based on the newsreel of the move-
ment itself and assessments of the mass-media. Active group of women in the Church
seeks empowerment of their role in the religious society, creation of theological con-
cepts that would explain the opportunities of the female priesthood. They argue that
canonical laws of the Church require modernization especially with respect to the un-
covered facts of sexual harassment of women and children by several clericks. Papa
Francisk maintains a flexible position on this matter insisting on equality of all bap-
tized people regardless of their gender. His last documents expand the rights of wom-
en in Church to being able to act as readers and acolytes. However, he emphasizes the
principle of intercomplementarity of men and women in Church, which rules out the
female priesthood. The article reveals that the Catholic Church in Germany has been
losing the congregation and that is why in 2019-2020 a new discussion platform was
established for clerics and laymen to speak about arising problems. It is highlighted
that during church-wide discussions in Germany radical feminist movement Maria 2.0
turned out to be one of the most vocal proponents of female priesthood and ultraliber-
al approach to the gender equality matters in Catholic Church. They conduct public
actions, demanding significant liberalization of the religious teachings and practices.
The movement also acts as a network community constantly attracting new followers.
It is concluded that throughout history the Catholic Church encountered several at-
tempts of secularization, but firmly defended teocentrism.
Keywords: Catholic Church, Germany, society, Catholic feminism, gender, Maria
2.0, priesthood, Christianity.
DOI: 10.31857/S0201708322030135
EDN: GGVIEL
REFERENCES
Belyakova E.V. Belyakova N.V. Emchenko E.B. (2011) Zhenshchina v pravoslavii:
cerkovnoe pravo i rossijskaya praktika [Woman in Orthodoxy: church law and Russian prac-
tice]. Kuchkovo pole, Moscow, Russia, 704 p. (in Russian).
Berger P., Davie G., Focas E. (2008) Religious America, Secular Europe? USA: Ashgatt
Publishing Company, 168 p.
Современная Европа, 2022, № 3
184
Ольга Шиманская
Ber-Sizhel' E. (2002) Sluzhenie zhenshchiny v cerkvi [Women's ministry in the church].
Biblejsko-Bogoslovskij Institut sv. apostola Andreya, Moscow, Russia, 215 p. (in Russian).
Casanova J. (1994) Public Religion in the Modern World. Chicago: University of Chicago
Press, 320 р.
Dinan S., Meyers D. (2001) Women and religion in old and new worlds. NY&L, 248 p.
Erv'e-Lezhe D. (2015) V poiskah opredelyonnosti: paradoksy religioznosti v obshchest-
vah razvitogo moderna [In Search of Certainties: The Paradoxes of Religiosity in Societies of
High Modernity]. Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. No 1 (33), pp.
254-268. (in Russian).
Filippov B.A. (2016) Papa Francisk, II Vatikanskij sobor i novaya model' Katolicheskoj
Cerkvi [Pope Francis, Vatican II and the New Model of the Catholic Church]. Vestnik
PSTGU, Vol. 1 (63), pp. 102-119. (in Russian).
Gender i religiya. (2008) Sbornik statej [Gender and Religion. Digest of articles]. RAN,
Institut etnologii i antropologii im. N.N. Mikluho-Maklaya; Otvetstvennyj redaktor I.M. Se-
mashko. Moscow, Russia, 327 p. (in Russian).
Giorgi A., Palmisano S. (2020) Women and gender in contemporary European Catholic
discourse: Voices of faith. Religions. 11(10). URL: https://www.mdpi.com/2077-
1444/11/10/508/htm (accessed: 27.02.2022) DOI: https://doi.org/10.3390/rel11100508
Koval' T.B. Gender. Kul'tura. Religiya. (Tradiciya i sovremennost') [Gender. Culture. Re-
ligion. (Tradition and modernity)]. (2006) IIC MGUDT, Moscow, Russia, 219 p. (in Russian).
Kondratenko S.E. (2014) K istokam politicheskoj argumentacii sovremennogo katoliciz-
ma [To the origins of the political argumentation of modern Catholicism.]. Vestnik SPbGU.
Ser. 6, Vol. 2, pp. 120-127. (in Russian).
Lunkin R.N. (2020) Cerkvi v politike i politika v cerkvyah. Kak sovremennoe hristianstvo
menyaet evropejskoe obshchestvo [Churches in politics and politics in churches. How modern
Christianity is changing European society]. IE RAN: Izd-vo «Nestor-Istoriya», Moscow,
Sankt-Peterburg, Russia, 504 p. DOI 10.15211/9785981631559 (in Russian).
Miroshnikova E.M.
(2007) Kooperacionnaya model' gosudarstvenno-cerkovnyh
otnoshenij: opyt i problemy [Cooperative model of state-church relations: experience and
problems.]. Institut Evropy RAN; Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, Moscow,
Tula, Russia, 181 p. (in Russian).
Sharma A. Y. Katherine K. (1999) Feminism and world religions. NY., 1999, 333 p.
Sukovataya V. A. (2002) Feministskaya teologiya i gendernye issledovaniya v religii: per-
spektivy novoj duhovnosti [Feminist Theology and Gender Studies in Religion: New Spirituali-
ty Perspectives]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', No 4, pp. 183-192. (in Russian).
Wallace R. A. (1988) Catholic women and the creation of a new social reality. Gender
and Society. Vol. 2., No 1, pp. 24-38.
Yaz'kova V.E. (2021) Katolicheskaya cerkov' v Italii pered vyzovami sovremennosti:
evolyuciya podhodov i interpretacij [The Catholic Church in Italy facing modern challenges: the
evolution of approaches and interpretations.]. Doklady Instituta Evropy, No 385, IE RAN, Mos-
cow, Russia, 182 p. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report72021_385 (in Russian).
Zhuravlyov D.V. (2018) Transformaciya gendernogo diskursa v sovremennom katoliciz-
me [Transformation of gender discourse in contemporary Catholicism]. Gosudarstvo, religi-
ya, cerkov' v Rossii i za rubezhom, No 2, pp. 77-104. DOI: http://doi.org/10.22394/2073-
7203-2018-36-2-77-104 (in Russian).
_____________________________________
Современная Европа, 2022, № 3