Современная Европа, 2022, № 5, с. 78-91
УДК 339
ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ЕВРОПЕЙСКИХ ТНК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2022 КОНИНА Наталия Юрьевна
Доктор экономических наук, профессор
Заведующая кафедрой менеджмента, маркетинга
и внешнеэкономической деятельности им. И.Н. Герчиковой
МГИМО МИД РФ
119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76
E-mail: nkonina777@gmail.com
ORCID 0000-0002-1186-7596 SCOPUS ID 57202468228
Поступила в редакцию 19.04.2022
После доработки 26.06.2022
Принята к публикации 08.07.2022
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей рыночного положения
совокупности европейских транснациональных корпораций (ТНК) континен-
тальной Европы в современных условиях. Определены место и специфика дея-
тельности европейских ТНК на международных рынках в страновом и отрасле-
вом разрезах. Методологически исследование базируется на существующих под-
ходах к транснационализации крупных компаний в рамках международного биз-
неса. Исследование основано на базах данных UNCTAD, а также ведущих меж-
дународных рейтингов по деятельности ТНК. Выявлены значительные изменения
в характере операций и показателях развития европейских ТНК, что связано как с
внутренними факторами, так и с влиянием внешней среды. Отмечено частичное
ухудшение рыночных позиций французских и итальянских ТНК в процессе гло-
бализации и обострившейся конкурентной борьбы среди крупнейших мировых
компаний. Проанализированы характерные черты европейских ТНК в условиях
дальнейшей цифровизации экономики. На основе оценки деятельности европей-
ских ТНК сделан вывод, что создание единого рынка ЕС не привело к укрепле-
нию рыночного положения ведущих ТНК Франции и Германии, потому что
наибольшее влияние оказали развитие глобализации и цифровая революция.
Ключевые слова: Транснациональные корпорации (ТНК), глобализация, евро-
пейские ТНК, цифровая трансформация, глобальная внешняя среда, стратегиче-
ское развитие.
DOI: 10.31857/S0201708322050060
EDN: gluhny
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
79
Европейский союз является одним из ключевых субъектов мировой экономики
с населением более 447 млн чел. и совокупным ВВП около 14,45 трлн евро по со-
стоянию на 2021 г. В континентальной Европе базируются многочисленные меж-
дународные компании, которых привлекает большой размер рынка, высокоразвитая
рабочая сила, значительный интеллектуальный потенциал и высокая международ-
ная конкурентоспособность стран региона [Harzing, Sorge, 2003; Ascani et al, 2016].
Развитие европейской интеграции, последовательное расширение ЕС, введение
единой валюты, формирование единого рынка товаров, услуг, людей и капитала,
унификация правил ведения бизнеса и законодательства, улучшение инфраструк-
туры и снижение транспортных издержек, увеличение доступного интеллектуаль-
ного капитала создали предпосылки для совершенствования операций европейских
ТНК [Буторина, Борко, 2022].
В континентальной Европе действует много ведущих международных компа-
ний, которые зарекомендовали себя как глобальные лидеры своих отраслей и подо-
траслей в мире, например Bayer и BASF - химической, Novartis, Roche, Merck, Novo
Nordisk - фармацевтической; Volkswagen, Daimler и BMW, Porsche, Stellantis, Re-
nault
- автомобилестроение, Siemens
- электротехники, ASML Holding
‒микроэлектроники, ABB - робототехники, Nestle - пищевой промышленности,
Unilever - бытовых изделий, LVMH - предметов роскоши, Inditex - одежды.
Европейские ТНК вносят большой вклад в экономику ЕС: они представляют
небольшое количество всех европейских фирм (менее 1%), но на их долю прихо-
дится большая доля ВВП, экспорта, импорта и расходов на НИОКР. Хотя послед-
ние годы ознаменовались уменьшением значения связи ТНК со страной базирова-
ния материнской компании, европейские ТНК сохраняют сильную связь со страна-
ми происхождения и базирования штаб-квартир [Кузнецов, 2006; Pereira et al, 2018;
Casson, 2020].
Европейские ТНК очень разнообразны, включают как сверхкрупные, так и от-
носительно небольшие компании, имеют разную историю создания, отраслевую и
национальную специфику [Demeter, K., Szász, L., 2016; Morgan, 2017]. Существуют
различные подходы к осмыслению деятельности европейских ТНК [Linares-Navarro
et al, 2014; Dörrenbächer et al, 2021; Baumgartner, Tippmann, 2019]. Как правило, дея-
тельность ТНК рассматривается с позиций международных экономических отно-
шений и, в частности, с точки зрения прямых иностранных инвестиций. При этом
эклектическая парадигма, разработанная Дж. Даннингом, признается основой в
большинстве работ этого научного направления. Деятельность европейских, в
частности, германских ТНК в течение длительного времени объяснялась теорией
интернационализации фирмы Уппсальской школы.
В своем исследовании ТНК автор опирается на взгляды научной школы между-
народного бизнеса, получившей развитие в трудах И.Н. Герчиковой и теории Д.
Тиса, о динамических способностях как источнике конкурентных преимуществ
международных компаний [Teece, 2014].
Актуальность данного исследования определяется тем, что традиционно как в
российской, так и зарубежной литературе изучаются узкие вопросы деятельности
международных компаний либо какой-то одной отрасли, либо какой-то страны. Ав-
Современная Европа, 2022, № 5
80
Наталия Конина
тор, воспринимая экономику Европы как сформировавшееся в ходе интеграции
единое динамичное целое, впервые рассматривает ТНК стран континентальной Ев-
ропы как совокупность крупных международных фирм, оперирующих во всех от-
раслях нефинансового сектора всех стран, входящих в континентальную Европу.
ТНК выступают ядром экономической системы, и оценка состояния и направлений
развития всей совокупности европейских ТНК позволяют взглянуть на состояние и
направления развития нефинансового сектора ЕС.
Целью статьи является эмпирическая и фактологическая попытка определения
характерных черт текущего положения европейских ТНК в страновом и отраслевом
разрезе относительно их глобальных конкурентов, факторов сложившейся динами-
ки развития в условиях быстро меняющейся внешней среды. Объект настоящего
исследования - ведущие европейские ТНК. Предмет исследования - изменение ры-
ночного положения ТНК стран континентальной Европы в современных условиях.
Рассмотрение операций британских ТНК не входит в наши задачи из-за особенно-
сти модели развития ТНК, институциональной среды и правовой системы Брита-
нии.
Для целей исследования автор сфокусировал свое внимание на деятельности
примерно 200 крупнейших ТНК европейских континентальных стран, не считая
Британию, входящих в группу 2000 крупнейших мировых ТНК. Это представляется
оправданным: несмотря на то что в мире насчитывается около79 тыс. нефинансо-
вых ТНК, контролирующих 790 тыс. зарубежных дочерних компаний и филиалов,
ядро всей мирохозяйственной системы формируют лишь около 2 000 крупнейших
ТНК. В частности, на 16 апреля 2021 г. общая капитализация 2000 ТНК составила
79,8 трлн долл., объем продаж - 39,8 трлн долл., прибыль - 2,5 трлн долл. и активы
- 223 трлн долл.1
Результаты исследования
В 2021 г. в ЕС зарегистрировано примерно 22,65 миллионов компаний, опери-
рующих вне финансового сектора. Компании с числом занятых менее 250 чел. со-
ставляют около 2/3 общей занятости ЕС. При этом число компаний с численностью
персонала более 250 человек в ЕС составило в 2017 г. более 262 тыс. Страны юж-
ной части ЕС в целом имеют более высокую долю микропредприятий, а также бо-
лее высокую долю лиц, занятых в них, по сравнению с другими странами ЕС. По
данным на 2019 г., статистика ЕС говорит о 112161 компании, классифицируемых
как ТНК (МНП), со штаб-квартирой в ЕС, 10 502 компаний в Швейцарии и 2 383
компании в Норвегии [Pârjoleanu, 2020].
Деятельность европейских ТНК характеризуется рядом моментов:
- с точки зрения жизненного цикла большинство европейских ТНК находятся
на стадии зрелости, при этом реализуют глобальные стратегии. Все большее значе-
ние для таких компаний имеет сеть подконтрольных дочерних компаний и филиа-
1 Fortune Global
500
(дата обращения: 10.04.2022)
Современная Европа, 2022, № 5
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
81
лов в других странах, активно реализующих глобальную стратегию развития, раз-
работанную материнской компанией;
- определяющее значение имеет накопленный интеллектуальный капитал и
другие нематериальные активы для обеспечения доминирующего положения на
рынке;
- для европейских ТНК характерна высокая степень зависимости от зарубеж-
ных рынков и операций, а не от рынков и операций в рамках ЕС;
- под воздействием глобализации и цифровизации все активнее используется
распределенная глобальная производственная система в рамках глобальных цепо-
чек создания стоимости (ГЦСС), при этом НИОКР, планирование, контроль и ко-
ординация осуществляются из корпоративного центра [Конина, 2018].
Традиционно при исследовании ТНК значительное внимание уделяется ино-
странным инвестициям и размеру зарубежных активов, хотя в условиях ускорения
цифровизации значение показателей величины иностранных активов и занятости
уже не столь однозначно. По данным ЮНКТАД (2020 г.), среди 100 ведущих нефи-
нансовых корпораций мира, ранжированных по объемам зарубежных активов,
насчитывалось 44 европейских ТНК, в том числе 16 из Германии, 18 - из Франции,
10 - из Нидерландов1. За 15 лет количество европейских ТНК среди 100 ведущих
нефинансовых корпораций мира по объемам зарубежных активов уменьшилось на
4, а их позиции внутри этого рейтинга в целом ухудшились.
Наибольшими зарубежными активами в 2020 г. среди европейских ТНК обла-
дают голландская Royal Dutch Shell - 323,6 млрд долл., индекс транснационализации
65,0%; немецкая ТНК Deutsche Telekom AG - 259,6 млрд долл., индекс транснациона-
лизации 78,8%; немецкая ТНК Volkswagen Group - 258,1 млрд долл., индекс трансна-
ционализации 59,6%; французская ТНК Total SA 239,9 млрд долл., индекс транснаци-
онализации 77,5%; бельгийская ТНК Anheuser-Busch InBev NV - 187,1 млрд долл.,
индекс транснационализации 84,7%. Среди 100 ведущих нефинансовых корпораций
мира по объемам зарубежных активов эти европейские ТНК соответственно занима-
ли 2, 3, 4, 5 и 7 места. В 2005 г. эти ТНК занимали по данному показателю соответ-
ственно 7, 13, 11, 9 и 77 места2. Европейские ТНК продолжали расти в основном за
счет слияний и поглощений с привлечением внешнего финансирования. Размер зару-
бежных активов 5 ведущих европейских ТНК увеличился на 863,4 млрд долл. (на
113,44%) при среднегодовом темпе роста 7,56%, что значительно превысило темпы
роста всех зарубежных активов ТНК, учитываемых ЮНКТАД, ежегодный темп при-
роста которых за период 2005-2018 гг. составил лишь 4,31%3.
1 Annex table 19: The world’s top 100 non-financial MNEs, ranked by foreign assets, 2020. URL:
2 World Investment Report 2006. FDI from Developing and Transition Economies: Implications
for Development. New York and Geneva United Nations, 2006. Print.; World Investment Report
2021.Investing in Sustainable Recovery New York: United Nations,
2021. Print.
3 Рассчитано по: World Investment Report 2021. Investing in Sustainable Recovery New York:
Современная Европа, 2022, № 5
82
Наталия Конина
О значительном изменении рыночного положения крупнейших европейских
компаний, лидировавших в 2005 г. с точки зрения объема продаж, свидетельствует
сопоставление данных рейтинга Fortune Global 500 за 2005 и 2021 гг. (Табл. 1).
Некоторые из крупнейших в мире компаний базируются в Германии, Франции,
Швейцарии, Нидерландах и Ирландии. Из 500 крупнейших в мире публичных ком-
паний, ранжируемых по доходам в списке Fortune Global 500 за 2021 г., более 110
транснациональные корпорации находятся в большом числе континентальных ев-
ропейских стран, в том числе 27 - со штаб-квартирой в Германии, 28 - во Франции,
13 - в Швейцарии, 11 - в Нидерландах, 7 - в Испании, 6 - в Италии, 3 - в Ирлан-
дии, 2 - в Швеции, по 1 - в Австрии, Дании, Бельгии, Люксембурге и Финляндии.
Для сравнения в список 500 крупнейших публичных компаний Fortune Global 500
за 2021 г. были включены 126 компаний из США, 135 из Китая, 53 из Японии, 22 из
Великобритании,15 из Южной Кореи и 12 из Канады. При этом, с точки зрения со-
поставления оборота компаний за период с 2006 по 2021 гг., количество континен-
тальных европейских ТНК в рейтинге Fortune Global 500 сократилось со 160 в 2006
г. до 143 в 2011 г. и до 110 в 2021 г.1
Представление об отраслевом распределении крупнейших европейских ТНК
дает анализ 110 компаний, включенных в список Fortune Global 500 за 2021 г., из
которых 28 организаций относятся к банковскому и финансовому сектору, 11 фирм
- это инфраструктурные фирмы, прежде всего, по выработке и распределению
электроэнергии, 10 фирм - телекоммуникации и почтовые услуги, 12 фирм -
нефтегазовые, 9 фирм - автомобилестроение, 9 фирм - розничная торговля, 6 фирм
- конгломераты, 7 - фармацевтика, 4 фирмы - химия, 3 - электроника, 3 - масс-
медиа, 3 - промышленность стройматериалов и значительное число фирм пред-
ставляет разные подотрасли промышленного производства2.
Крупнейшей европейской компанией с самым большим оборотом в 2021 г., по
данным Fortune Global 500, является немецкий автопроизводитель Volkswagen с
доходом более 291,3 млрд долл., при этом по объему продаж в 2021 г. Volkswagen
занимал лишь 10-ое место в мире. Для сравнения оборот крупнейшей в мире ком-
пании по объему продаж Walmart в 2021 г. составил более 571,96 млрд долл.3
Европейские транснациональные компании принадлежат к ключевым отраслям
четвертого технологического уклада - Bayer и BASF, Henkel, Beirsdorf, LyondellBa-
sell - к химической, Siemens AG, ABB, Schneider Electric - к электротехнике,
ThyssenKrupp и ArcelorMittal - к специальной черной металлургии.
В отраслевом разрезе европейские ТНК особенно сильны в автомобилестрое-
нии, где представлены такие крупнейшие автопроизводители, как германские
Volkswagen, Daimler и BMW Group, базирующийся в Нидерландах Stellanis, образо-
1 Fortune Global
500
(дата обращения: 10.04.2022)
2 Fortune Global
500
10.04.2022)
10.04.2022)
Современная Европа, 2022, № 5
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
83
ванный после трансатлантического слияния FCA и французской ТНК PSA, фран-
цузская Renault. Volvo Trucks (Швеция) является вторым крупнейшим в мире про-
изводителем тяжелых грузовиков.
Таблица 1
Динамика оборота крупнейших нефинансовых европейских ТНК согласно Fortune
Global 500 за период 2005-2021 гг. (в млрд долл.)
Место
Место в
Компания
Отрасль
Объем
Объем
Располо-
в рей-
рейтинге
продаж в
продаж в
жение
тинге
2021
2005 г.
2020 г.
штаб -
2005
квартиры
1
19
Royal
Нефтегазовая
268,7
183,2
Нидер-
Dutch Shell
ланды
2
24
Daimler
Автомобиле-
176,7
175,8
Германия
строение
3
52
Total
Нефтегазовая
152,6
119,7
Франция
4
10
Volkswagen
Автомобиле-
110,6
291,3
Германия
строение
5
150
Siemens
Конгломерат
91,5
63,9
Германия
6
96
Carrefour
Розничная
90,4
82,2
Франция
торговля
7
216
Eni
Нефтегазовая
74,2
50,1
Италия
8
53
Deutsche
Телекомму-
72,0
115,1
Германия
Telekom
никации
9
Peugeot
Автомобиле-
70,6
Слияние
Франция
Group
строение
10
329
Metro
Розничная
70,2
36,5
Германия
торговля
11
79
Nestlé
Пищевые
69,8
89,9
Швейца-
товары
рия
12
87
Royal
Розничная
64,7
85,2
Нидер-
Ahold
торговля
ланды
Источник: составлено автором по Fortune Global 500 2005 list, Fortune Global 500 2021
list.
обращения:
10.04.2022),
URL:
10.04.2022)
Важную роль в мировой и европейской экономике играют крупнейшие евро-
пейские энергетические компании, в число которых входят Royal Dutch Shell, Vitol
Group, Total, ENI, Equinor, Repsol, OMV, GasTerra, Naturgy, MOL Group.
Сильные позиции на мировом рынке занимают европейские ТНК фармацевти-
ческой отрасли, чему способствуют как сложившиеся кластеры, так и успешная
инновационная деятельность этих ТНК. Важное место среди глобальных фарма-
цевтических компаний занимают такие европейские ТНК, как Bayer, Merck Group,
Sanofi, Novo Nordisc AS, Alliance Boots, Phoenix Pharmahandel, Novartis AG, Roche
Современная Европа, 2022, № 5
84
Наталия Конина
Holding. Компания Roche Holding со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария) являет-
ся мировым лидером в области биотехнологий, предлагая на рынке 17 биофарма-
цевтических препаратов.
К международным европейским компаниям, занимающим важные позиции в
глобальных инновационно-технологических отраслях, можно отнести компании
Siemens, Robert Bosch - в электронике, ASML Holding, Infineon, ST Microelectronics,
NXP - в полупроводниковой промышленности, SAP - в разработке программного
обеспечения, производители медицинского оборудования из Ирландии Medtronic и
Philips Healthcare (Нидерланды). Конгломераты, когда-то контролировавшие зна-
чительную часть европейской крупной обрабатывающей промышленности, или
уже трансформировались, или находятся в стадии трансформации и преобразова-
ний. Единственным большим конгломератом среди европейских ТНК остается
немецкий Siemens, но и эта ТНК последние два года переживает процесс серьезных
организационных изменений и дивестирования, когда из единой корпоративной
структуры на базе сложившихся стратегических центров хозяйствования выделено
Достаточно сложно обстоит конкурентная ситуация у ТНК общего машино-
строения, электротехники, химической промышленности и энергетики. Высокой
конкурентоспособностью обладают европейские ТНК потребительского сектора.
За прошедшие 15 лет произошло развитие и укрепление позиций европейских
ТНК в секторах услуг, до этого закрытых для интернационализации, прежде всего в
электроэнергетике и розничной торговле. ENGIE (Франция), E.ON (Германия), EDF
(Франция), и RWE (Германия), Iberdrola (Испания), Vattenfall (Швеция), EnBW
(Германия), EDP Group (Португалия) - являются крупнейшими европейскими ин-
фраструктурными фирмами, производителями электричества.
Представление о динамике рыночного положения крупнейших европейских
ТНК в страновом разрезе в сопоставлении с конкурентами дает рейтинг Forbes
Global 2000, который отражает объем продаж, прибыль, активы и рыночную капита-
лизацию фирм. Из 2000 крупнейших фирм, оцениваемых по обороту, прибыли, капи-
тализации и активам, согласно этому рейтингу, по состоянию на 21 мая 2021 г., 57
компаний базируются во Франции, 51 компания - в Германии, 20 - в Нидерландах,
13 - в Бельгии, 12 - в Италии, 21 - в Испании, 6 - в Люксембурге и 18 - в Ирландии.
Говоря о конкурентах европейских компаний необходимо отметить, что число круп-
нейших фирм США в рейтинге 2021 составило 588, Китая - 324, Японии - 112, Ка-
нады - 61, Великобритании - 77, Индии - 50. Об ослаблении рыночных позиций ев-
ропейских крупнейших ТНК свидетельствует факт, что за период с 2006 по 2021 гг.
по совокупности показателей объема продаж, прибыли, активов и рыночной капита-
лизации число европейских компаний, входящих в группу мировых ведущих ТНК,
существенно уменьшилось - с 393 до 337. В количественном отношении это сокра-
щение составило по Франции - 5 ТНК, по Германии - 12, по Бельгии - на 3, по Ни-
дерландам - на 13, по Испании - 9, по Италии -22, по Греции -7, по Финляндии - 61.
(дата обращения: 16.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 5
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
85
Отдельным важным вопросом является проблема незначительной капитализа-
ции ведущих европейских ТНК, особенно в сравнении с американскими, что суще-
ственно ограничивает финансовые возможности европейских ТНК. Проблема недо-
статочной капитализации европейских компаний существенно ограничивает инве-
стиционный потенциал европейских ТНК, в частности их возможности при осу-
ществлении сделок по слияниям и поглощениям. В континентальной Европе мало
компаний, имеющих рыночную капитализацию свыше 100 млрд долл., в частности
во Франции - только 2 ТНК - LVMH с капитализацией соответственно 337 млрд
долл. и L’Oreal - 215 млрд долл., в Нидерландах - 3 фирмы, в том числе ASML
Holding - 255 млрд долл., PROSUS NV - 181 млрд долл., Shell - 148 млрд долл., в
Швейцарии - 3 компании, в том числе Nestle с капитализацией 322 млрд долл.,
Roche Holding - 283 млрд долл., Novartis - 212 млрд долл., в Бельгии - только 1
фирма - Anheusur Busch, капитализация которой составляет 128 млрд долл., в Да-
нии 1 фирма - Novo Nordisk - 160 млрд долл., в Германии - 3 ТНК: Volkswagen, SAP
SE и Siemens AG с капитализацией 160 млрд долл., 151 млрд долл. и 140 млрд долл.
соответственно. Для сопоставления следует отметить, что размер фондового рынка
в США в 2021 г. составил 20,549 трлн долл., совокупная капитализация 59 амери-
канских компаний - более 130 млрд долл., а всего на три крупнейшие американские
ТНК (Apple, Microsoft и Amazon) приходилась более 5,5 трлн долл. суммарной ка-
питализации1. Недостаточная рыночная капитализация ведущих европейских ТНК
обусловлена как институциональными особенностями европейского фондового
рынка, так и характеристиками стратегического положения европейских междуна-
родных компаний на рынках, принадлежностью их к старым, традиционным отрас-
лям, не столь интересным для инвесторов.
Дискуссия
Анализ статистических данных свидетельствует, что, поскольку европейские
ТНК сконцентрированы в традиционных отраслях, последние 15 лет ознаменова-
лись продолжением роста активов и зарубежных активов в рамках глобализации
операций и оптимизации позиции компаний на региональных рынках, прежде всего
за счет осуществления слияний и поглощений. Для ряда ведущих европейских ТНК
рост зарубежных активов за 15 лет превысил 100%, при этом серьезных изменений
в индексе транснационализации операций ведущих европейских ТНК выявлено.
Переход европейских ТНК к модели распределенного производства в рамках
ГЦСС привел к минимизации занятости и росту международных операций, связан-
ных с движением нематериальных активов и информации (включая лицензирование,
оффшоринг и контрактное производство). Развитие новой технологической базы при-
водит к росту значения капитала и знаний среди факторов производства. Переход от
щения: 07.04.2022), Ty Haqqi. 20 Largest European Companies By Market Cap in 2020.Yahoo
Finance.
URL:
(дата
обращения:
07.04.2022),
URL:
Современная Европа, 2022, № 5
86
Наталия Конина
модели «рейнского капитализма» к финансированию зарубежной экспансии за счет
фондового рынка позволил германским ТНК ускорить свою транснационализацию.
Изучение данных ЮНКТАД по 100 крупнейшим нефинансовым ТНК не позво-
ляет сделать однозначных выводов об изменении индекса транснационализации
европейских ТНК. Общее число ТНК из континентальной Европы в списке
ЮНКТАД по 100 крупнейшим нефинансовым ТНК за период с 2005 по 2020 гг.
изменилось с 48 до 44. При этом сам индекс транснационализации менялся нерав-
номерно, у каких-то фирм он немного вырос, у каких-то, наоборот, немного
уменьшился. В целом у европейских ТНК сектора услуг уровень транснационали-
зации ниже, чем у промышленных ТНК. Конкретная динамика индекса транснаци-
онализации зависела от реализуемой ТНК стратегии развития с учетом слияний,
поглощений и дивестиций [Владимирова и др., 2020].
Создание Единого рынка не привело за последние 20 лет к кардинальному росту
показателей ТНК крупнейших стран ЕС, в частности Франции и Германии. Сохраняет-
ся тенденция, что крупнейшие ТНК в континентальной Европе базируются во Фран-
ции, Германии, Швейцарии, Нидерландах и Ирландии, при этом за прошедшие 15 лет
резко упало количество крупных ТНК Италии. Благодаря формированию Единого
рынка ЕС, развились и сохранились ТНК в малых странах Европы, которые все более
уверенно за это время глобализировали свою деятельность. Европейские промышлен-
ные ТНК, имеющие большие активы и высокую капиталоемкость, перемещаются в рей-
тингах Fortune Global 500 и Forbes Global 2000 на более низкие позиции.
ТНК европейских стран все больше уступают по объему продаж, прибыли и
рыночной капитализации в конкурентной борьбе ТНК стран с быстрорастущей
экономикой, прежде всего ТНК Ю. Кореи и Китая. С точки зрения количества ком-
паний, представленных в рейтингах Fortune Global 500, за 15 лет число ТНК Гер-
мании уменьшилось с 37 в 2005 г. до 27 в 2021 г., а количество ТНК Франции сни-
зилось с 39 в 2005 г. до 28 в 2021 г.1 Наряду с уменьшением общего числа европей-
ских ТНК в рейтинге Fortune Global 500 и Forbes Global 2000 как кумулятивных
показателях положения европейских фирм, произошло перемещение европейских
ТНК на более низкие позиции внутри рейтингов из-за относительно невысокого по
сравнению с конкурентами из Китая роста оборота и прибыли. Важным инструмен-
том реализации планов стратегического развития европейских ТНК выступают
слияния и поглощения фирм, имеющих отношение к инновациям для достижения
синергии, а также дивестиции непрофильных направлений деятельности ТНК.
Большинство европейских ТНК принадлежат к 4-му технологическому укладу,
связанному с массовым и серийным производством и доминированием ресурсоем-
ких и традиционных отраслей обрабатывающей промышленности. Эти ТНК зани-
мают устойчивые и стабильные позиции в соответствующих отраслях, но конку-
ренция со стороны ТНК стран с быстрорастущей экономикой нарастает, одновре-
менно в ряде отраслей, например, в энергетике и автомобилестроении, формируют-
ся прорывные инновации и начинает радикально изменяться модель потребления,
что несет в себе угрозу конкурентным позициям европейских фирм.
Современная Европа, 2022, № 5
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
87
Особенности положения европейских ТНК определяются не только обострением
конкуренции с американскими, японскими ТНК, равно как и с растущими ТНК из Ки-
тая, Ю. Кореи, и других бурно растущих стран. Важнейшие изменения в рыночном
положении европейских ТНК связаны с процессами глобализации и цифровизации и
переменами на мировых рынках, когда происходит как обострение конкуренции на
традиционных рынках, так и существенное перераспределение капитала и прибавоч-
ной стоимости в пользу компаний - цифровых лидеров. Четвертая промышленная ре-
волюция меняет экономический ландшафт и границы отраслей, трансформирует тради-
ционную бизнес-среду и создает новые рынки, разрушает существующий бизнес. Циф-
ровая трансформация позволяет уточнить, как компании создают стоимость, управляют
изменениями и базовыми принципами создания и реализации стратегии, меняет тради-
ционные подходы к фундаментальным вопросам - как достичь клиентов, как конкури-
ровать и гарантировать рост и продажи. После 2015 г. скорость технологических изме-
нений и нововведений существенно возрастает.
В отраслях информационно-коммуникационных технологий среди европейских
ТНК мощные позиции имеют телекоммуникационные компании и производители те-
лекоммуникационного оборудования. Позиции европейских ТНК в других группах
ИКТ-бизнеса значительно слабее, особенно среди компаний, деятельность которых
напрямую связана с созданием программного продукта и Интернетом. Это создает пред-
посылки для усиления зависимости Европы от американских цифровых ТНК, прежде
всего, платформ. Вопрос влияния цифровой трансформации на текущее рыночное поло-
жение ТНК являются не столь простым, прямое воздействие цифровых прорывных ре-
шений испытывают, прежде всего, цифровые и технологические ТНК или ТНК, имею-
щие прочные связи с цифровой экономикой, будь то поставщики или исполнители.
Традиционные бизнес-модели ТНК других отраслей пока устойчивы. Однако
проникновение ведущих цифровых ТНК в реальную экономику за пределами ти-
пичных цифровых рынков дает значительный толчок усилению конкуренции и бо-
лее активной цифровой трансформации ТНК традиционных отраслей. Быстрый
рост онлайн-каналов продаж ТНК таких отраслей как одежда (Inditex, H&M), хими-
ческой (BASF, Covesto, Henkel, Bayer) потребительских товаров (Unilever, Nestle) по-
казывает, что европейские компании активно движутся в сторону цифровизации
коммерческой деятельности. Глобальные перемены начинаются под влиянием про-
рывных технологий и перехода к устойчивому развитию в стратегическом положе-
нии европейских ТНК в автомобилестроении и энергетическом секторе, которые
очень важны для Европы. Цифровизация производства оказывается более сложной,
но также продвигается вперед. Интеграция цифровых и других новых технологий
порождает быстрые перемены для компаний многих отраслей и секторов, зачастую
меняя модели потребления, как это произошло в секторе услуг из-за платформ Uber,
AirBnB, розничной торговле под влиянием Amazon, в автомобилестроении под влия-
нием Tesla, в мобильной связи и предоставлении доступа к интернету из-за Starlink.
Недостаточно динамичная по сравнению с США и Китаем цифровизация евро-
пейских стран и недостаток государственной поддержки развития полупроводнико-
вых кластеров и в целом информационных технологий привели к тому, что цифро-
вых европейских ТНК мало. Попытки европейских ТНК занять ведущие позиции на
Современная Европа, 2022, № 5
88
Наталия Конина
информационно-коммуникационном рынке предпринимались еще в конце 80-х -
начале 90-х гг. Успехи телекоммуникационных фирм Vodafone, Orange, Deutsche Tel-
ekom, значительное продвижение Siemens и ST Microelectronics в сфере полупровод-
ников и микроэлектроники, успех фирм Nokia, Ericcson в сфере телекоммуникацион-
ных технологий вселяли надежду на то, что европейские фирмы займут важное место
в мировой ИКТ-отрасли. Но рыночные ошибки, недостаточный внутренний спрос,
отсутствие в конце 90-х - начале 2000-х гг. долгосрочной поддержки и финансиро-
вания на уровне ЕС, а также недостаточная эффективность инновационной дея-
тельности привели к замедлению развития европейских информационных компа-
ний. По состоянию на 28 февраля 2022 г. 122 из 130 крупнейших фирм, представ-
ляющих 95,4% рыночной капитализации индекса S&P Global 1200 информацион-
ных технологий, были зарегистрированы прежде всего в США, Японии и Ю. Корее.
Доля фирм Германии, Франции и Швеции в капитализации крупнейших мировых
фирм ИКТ сектора составила соответственно лишь 1,3, 1,1 и 0,5%.
В число ведущих мировых высокотехнологичных компаний, включающих про-
изводителей устройств информационных технологий и компонентов, ИТ-услуги и
сервисные фирмы, входят такие ТНК, как Infineon (ФРГ), Ericcson, Hexagon (Шве-
ция), Nokia (Финляндия), STMicroelectronics, TEConnectivity (Швейцария). Важное
место среди глобальных телекоммуникационных компаний занимают европейские
ТНК Deutsche Telekom, Vodafone, Telefonica, Orange. Особое место среди цифровых
menos. Уникальной европейской ТНК в секторе ИКТ является нидерландская ком-
пания ASML, мировой лидер производства специальных литографических машин
для индустрии полупроводников с рыночной капитализацией более 350 млрд долл.
Успех ирландской ТНК Accenture во многом связан с государственными инвести-
циями в систему образования и подготовки кадров, а также в целом промышленной
политикой правительства Ирландии. Для всех европейских информационно-
коммуникационных ТНК характерны такие тенденции, как ограниченный объем
зарубежных инвестиций, высокая капитализация, быстрая смена приоритетов тех-
нологического развития и концентрация производственных инвестиций прежде
всего в США [Березной, 2018]. Среди ТНК, занимающихся электронной торговлей,
особенно выделяются европейские Zalando, Asos.
Характерной особенностью рыночного положения европейских ТНК является
все более активное участие в проблематике устойчивого развития. Подавляющее
большинство европейских ТНК активизировали усилия по обезуглероживанию
своей деятельности и повышению устойчивости. Примером является активность
крупнейшего немецкого конгломерата Siemens по вопросам экологической и соци-
альной ответственности, планы сократить выбросы CO2 в своей цепочке поставок
на 20% к 2030 г. и стать климатически нейтральной к 2050 г., воздействуя на своих
поставщиков в управляемых ТНК глобальных цепочках создания стоимости. Суще-
ственная переориентация на устойчивое развитие европейских ТНК обусловлена
влиянием со стороны национальных и европейских органов власти, а также пози-
цией топ-менеджмента материнских компаний, определяемой инвесторами.
Современная Европа, 2022, № 5
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
89
Заключение
Относительное ухудшения рыночного положения ряда европейских ТНК связано
с переходом к постиндустриальной экономике и постепенным ростом прибыли и ка-
питализации у компаний, глубоко интегрированных в цифровую экономику, а также
с ростом могущества ТНК из стран с быстрорастущей экономикой, прежде всего Ки-
тая. За последние годы ведущие европейские ТНК, столкнувшись со значительным
ростом конкуренции на международных рынках, прежде всего со стороны ТНК
быстро растущих стран, предпринимали с разной степенью успешности комплекс
мероприятий по своему стратегическому развитию на основе оптимизации операций,
использования ГЦСС, наращивания зарубежных активов за счет слияний и поглоще-
ний, активизации инноваций и осуществления цифровой трансформации.
Необходимы дальнейшие исследования развития европейских ТНК, в частности
цифровой трансформации европейских ТНК, а также изменений в стратегическом
положении европейских энергетических и автомобилестроительных ТНК в связи с
бурным технологическим прогрессом в этих и смежных отраслях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Березной А. В. (2018) Транснациональный бизнес в эпоху глобальной цифровой рево-
люции. Мировая экономика и международные отношения.
№ 9, т. 62. С.
5-17.
Буторина О.В., Борко Ю.А. (2022) Выгоды региональной интеграции: пересмотр кон-
цепции. Современная Европа. № 1 (108). С. 5-20. DOI: 10.31857/S0201708322010016
Владимирова И.Г., Конина Н.Ю., Ефремов В.С. (2020) Транснационализация междуна-
родных компаний: особенности и тенденции. Управленец. Т. 11. № 4. С. 70-81. DOI:
10.29141/2218-5003-2020-11-4-6.
Конина Н.Ю. (2018) Эволюция крупнейших германских ТНК. Современная Европа. № 2
Кузнецов А.В. (2006) Некоторые аспекты развития европейских ТНК и трансформация
немецких компаний в начале XXI века. Актуальные проблемы Европы. № 2. С. 32-54.
Ascani, A., Crescenzi, R., Iammarino, S. (2016) Economic Institutions and the Location Strat-
egies of European Multinationals in their Geographic Neighborhood. Economic Geography. No
92(4), pр. 401-429.
Baumgartner, M.A., Tippmann, E. (2019) A delicate balance: how multinationals can harmo-
nize local and global strategies. Journal of Business Strategy. No 40(3), pp. 3-9.
Casson, M. (2020) International rivalry and global business leadership: an historical perspec-
tive. Multinational Business Review. No 28(4), pp. 429-446.
Demeter, K., Szász, L. (2016) The diversity of European manufacturing plant roles in international
manufacturing networks. Journal of East European Management Studies. No 21(2), pр. 184-208.
Dörrenbächer, C., Geppert, M., Hoffmann, M. (2021) Contemporary Restructuring Trends in
European Multinational Corporations: Rationale and Impact on Labour and Workers` Participa-
tion. Critical perspectives on international business, Vol. 17-4, pp. 637-654.
Harzing, A.-W., Sorge, A. (2003) The relative impact of country of origin and universal con-
tingencies on internationalization strategies and corporate control in multinational enterprises:
Worldwide and European perspectives. Organization Studies. No 24(2), pр. 187-214.
Современная Европа, 2022, № 5
90
Наталия Конина
Linares-Navarro, E., Pedersen, T., Pla-Barber, J. (2014) Fine slicing of the value chain and
offshoring of essential activities: Empirical evidence from European multinationals. Journal of
Business Economics and Management. No 15 (1), рp. 111-134.
Morgan, G. (2017) “The Multinational as a Corporate Form: A Critical Contribution from Or-
ganization Studies.” in G. Baars & A. Spicer (Eds.), The Corporation: A Critical, Multi-
Disciplinary Handbook, pp.
248-256. Cambridge: Cambridge University Press.
doi:10.1017/9781139681025.014
Pârjoleanu, R. (2020) The Role of Multinational Corporations in the European Union. Post-
modern Openings, No 11(4), pp. 109-126. doi: 10.18662/po/11.4/225
Pereira, V. Munjal, S., Budhwar, P. (2018) A perspective on multinational enterprise’s nation-
al identity dilemma. Social Identities. No 24(5), pp. 548-563.
Teece, D.J. (2014) A dynamic capabilities-based entrepreneurial theory of the multinational
enterprise. Journal of International Business Studies. No 45 (1), рp. 8-37.
World Investment Report (2006) FDI from Developing and Transition Economies: Implica-
tions for Development. New York and Geneva United Nations, 2006. Print.
World Investment Report (2021) Investing in Sustainable Recovery New York: United Na-
Contemporary European Multinationals: Changes in the Balance of Market Power
N.Yu. Konina
Doctor of Science (Economics), Professor
Head of Management, Marketing and Foreign Economic Activities Department, Moscow State
University of International Relations (MGIMO University)
76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454
E-mail: nkonina777@gmail.com
ORCID 0000-0002-1186-7596 SCOPUS ID 57202468228
Abstract. The article is dedicated to identification of features of market position of a
number of European transnational corporations (TNCs) in continental Europe. The place
and specificity of the activities of European TNCs in international markets in the country
and sectoral context are determined. Methodologically, the study is based on existing ap-
proaches to the transnationalization of large companies within the framework of interna-
tional business. The study uses UNCTAD databases, as well as the leading international
ratings of the activities of TNCs. Significant changes in the nature of operations and de-
velopment indicators of European TNCs are revealed, which is associated with both in-
ternal factors and the influence of the external environment. A partial deterioration in the
market positions of French and Italian TNCs under the influence of globalization and in-
tensified competition among the world's largest companies is demonstrated. The charac-
teristic features of European TNCs in the context of further digitalization of the economy
are analyzed. Based on the assessment of the activities of European TNCs, it is concluded
that the creation of the EU single market did not lead to the strengthening of the market
power of the leading TNCs in France and Germany since the development of globaliza-
tion and the digital revolution had a greater impact.
Key words: Transnational corporations (TNCs), globalization, multinationals, Europe-
an TNCs, digital transformation, global environment, strategic development.
DOI: 10.31857/S0201708322050060
EDN: gluhny
Современная Европа, 2022, № 5
Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях
91
REFERENCES
Bereznoi A. (2018). Transnacional'nyj biznes v epohu global'noj cifrovoj revo-lyucii [Multina-
tional Business in the Era of Global Digital Revolution]. World Eсonomy and International Rela-
Butorina O.V., Borko Ju.A. (2022) Vygody regional'noj integracii: peresmotr koncepcii.
[Benefits of Regional Integration: towards Redefining the Concept]. Sovremennaya Evropa, No 1,
pp. 5-20. DOI: 10.31857/S0201708322010016 (in Russian).
Vladimirova I.G., Konina N.Yu., Efremov V.S. (2020) Transnacionalizaciya mezhduna-rodnyh
kompanij: osobennosti i tendencii [Transnationalization of multinational corporations: Peculiarities
and trends]. Upravlenets, 2020, 11. 70-81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-6. (in Russian).
Konina, N. (2018). Evolyuciya krupnejshih germanskih TNK [Evolution of the Largest Mul-
tinational German Companies]. Sovremennaya Evropa,
2(81), р.
49-59. DOI:
Kuznetsov A.V. (2006). Nekotoryye aspekty razvitiya yevropeyskikh TNK i transformatsiya
nemetskikh kompaniy v nachale XXI veka [Some aspects of development of European TNCs and
transformation of German companies at the beginning of the XXI century]. Aktual'nyye problemy
Yevropy. No 2, pp. 32-54, (in Russian).
Ascani, A., Crescenzi, R., Iammarino, S. (2016) Economic Institutions and the Location Strat-
egies of European Multinationals in their Geographic Neighborhood. Economic Geography. No
92(4), pр. 401-429.
Baumgartner, M.A., Tippmann, E. (2019) A delicate balance: how multinationals can harmo-
nize local and global strategies. Journal of Business Strategy. No 40(3), pp. 3-9.
Casson, M. (2020) International rivalry and global business leadership: an historical perspec-
tive. Multinational Business Review. No 28(4), pp. 429-446.
Demeter, K., Szász, L. (2016) The diversity of European manufacturing plant roles in international
manufacturing networks. Journal of East European Management Studies. No 21(2), pр. 184-208.
Dörrenbächer, C., Geppert, M., Hoffmann, M. (2021) Contemporary Restructuring Trends in
European Multinational Corporations: Rationale and Impact on Labour and Workers` Participa-
tion. Critical perspectives on international business, Vol. 17-4, pp. 637-654.
Harzing, A.-W., Sorge, A. (2003) The relative impact of country of origin and universal con-
tingencies on internationalization strategies and corporate control in multinational enterprises:
Worldwide and European perspectives. Organization Studies. No 24(2), pр. 187-214.
Linares-Navarro, E., Pedersen, T., Pla-Barber, J. (2014) Fine slicing of the value chain and
offshoring of essential activities: Empirical evidence from European multinationals. Journal of
Business Economics and Management. No 15 (1), рp. 111-134.
Morgan, G. (2017) “The Multinational as a Corporate Form: A Critical Contribution from Or-
ganization Studies.” in G. Baars & A. Spicer (Eds.), The Corporation: A Critical, Multi-
Disciplinary Handbook, pp.
248-256. Cambridge: Cambridge University Press.
doi:10.1017/9781139681025.014
Pârjoleanu, R. (2020) The Role of Multinational Corporations in the European Union. Post-
modern Openings, No 11(4), pp. 109-126. doi: 10.18662/po/11.4/225
Pereira, V. Munjal, S., Budhwar, P. (2018) A perspective on multinational enterprise’s nation-
al identity dilemma. Social Identities. No 24(5), pp. 548-563.
Teece, D.J. (2014) A dynamic capabilities-based entrepreneurial theory of the multinational
enterprise. Journal of International Business Studies. No 45 (1), рp. 8-37.
World Investment Report (2006) FDI from Developing and Transition Economies: Implica-
tions for Development. New York and Geneva United Nations, 2006. Print.
World Investment Report (2021) Investing in Sustainable Recovery New York: United Na-
________________________________________________________
Современная Европа, 2022, № 5