Современная Европа, 2022, № 7, с. 57-69
УДК 325.14
ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ОТНОШЕНИИ
УКРАИНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ
© 2022 ХОРОЛЬСКАЯ Мария Витальевна
Кандидат политических наук
Научный сотрудник ИМЭМО им Е.М. Примакова РАН
РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
E-mail: khorolskaja.marya@yandex.ru
Поступила в редакцию 12.08.2022
После доработки 29.10.2022
Принята к публикации 01.11.2022
Аннотация. В 2022 г. ЕС столкнулся с притоком беженцев из Украины. В статье
проанализированы изменения в наднациональной миграционной политике, а
также в немецком подходе к приему пострадавших. Дана оценка тому, какое вли-
яние прием большого количества беженцев может оказать на экономическую и
политическую сферу ФРГ. Выводы о воздействии можно будет сделать только
после появления количественных данных спустя значительный отрезок времени.
В статье сделан прогноз, что влияние на политическую жизнь Германии будет
незначительным, но проблема беженцев будет способствовать сохранению кри-
тического по отношению к России дискурса. Немецкие меры по интеграции
украинцев свидетельствуют о том, что ФРГ стремится объединить гуманитарную
политику с решением собственной проблемы - нехватки рабочей силы.
Ключевые слова: Германия, ЕС, Украина, беженцы, миграционная политика.
DOI: 10.31857/S0201708322070051
EDN: kvzbxq
Миграционная политика ЕС и отдельных стран-членов является объектом науч-
ных исследований. Анализ изменений европейских подходов представлен в статьях
Л.С. Биссон [Биссон, 2019], О.Ю. Потемкиной [Потемкина, 2022], Т.В. Зверевой,
О.Г. Карповича [Зверева, Карпович, 2021]. Проблема миграционного кризиса в Ев-
ропейском союзе раскрывалась в работах Н.К. Арбатовой [Арбатова, 2022], коллек-
тивов институтов РАН [ЕС перед…, 2016]. Изменение миграционного законода-
тельства Германии анализируется в исследованиях В.Б. Белова [Белов, 2020] и В.С.
Малахова [Малахов, 2018].
58
Мария Хорольская
Однако в 2022 г. страны - члены ЕС столкнулись с новым вызовом, притоком
беженцев из Украины. Среди отечественных исследований европейскую политику
в данном вопросе осветила О.Ю. Потемкина [Потемкина, 2022]. В Германии про-
блему приема беженцев рассмотрели ведущие аналитические центры1. Исследовате-
ли из фонда «Наука и политика» поддержали прием нуждающихся, а также меры,
направленные на скорейшее вовлечение украинцев в трудовые отношения [An-
genendt, Biehler, Bossong, Kipp, Koch, 2022]. Предварительный прогноз интеграции
мигрантов в экономические отношения в ФРГ представил Институт исследования
рынка труда и карьеры [Brücker, 2022]. Более глубокое понимание проблемы обеспе-
чивает анализ украинских общин в Германии [Kosyakova, 2022]. Однако в условиях
относительной новизны проблемы данная тема еще требует своего исследования.
В связи с особенностями политического устройства Европейского союза вопрос
беженцев регулируется на двух уровнях - наднациональном и национальном. С од-
ной стороны, в ЕС де-юре действует Дублинский регламент. С другой стороны, ми-
грационный кризис 2015 г. показал, что жесткая позиция государств может подо-
рвать европейские соглашения. Учитывая это, политика приема беженцев форми-
руется на наднациональном уровне при согласии с ней стран - членов ЕС, формы
же миграционного регулирования, условия предоставления убежища и оформления
соответствующих разрешений на пребывание определяются в рамках государств.
Соответственно, научная проблема статьи - немецкая политика в отношении бе-
женцев из Украины и ее последствия - будет вписана в европейские рамки. Целью
исследования является выявление возможного влияния на Германию приема бе-
женцев. Для этого предполагается проанализировать изменение миграционного за-
конодательства ЕС и Германии, настроения в обществе и меры поддержки украин-
цев, возможное влияние мигрантов на экономику и политическую сферу ФРГ.
Изменения миграционной политики ЕС и Германии
Миграционная волна 2015-2016 гг. имела далеко идущие последствия для Ев-
ропейского союза. Приток беженцев с Ближнего Востока повлек за собой усиление
правого популизма, стал еще одним фактором, ухудшившим отношения ядра ЕС со
странами Центральной и Восточной Европы, а также привел к кризису Дублинской
системы, в соответствии с которой первое государство, в котором подано заявление о
предоставлении убежища (страна въезда) несет ответственность за его принятие или
отклонение [Зверева, Карпович, 2021: 96]. При этом никакой новой системы к началу
2022 г. выработано так и не было. Предложенное в 2015 г. введение квот было от-
вергнуто Вишеградской группой [Зверева, Карпович, 2021: 96], а разработанный Ев-
ропейской комиссией в 2020 г. Пакт об убежище и миграции находился в стадии дол-
гого и безуспешного обсуждения.
1 Bläsius J., Figenwald I. Die sozialen Auswirkungen des Ukraine-Kriegs in Deutschland, Fridrich
Современная Европа, 2022, № 7
Политика Германии в отношении украинских беженцев
59
Германия столкнулась с массовым притоком беженцев в 2015-2016 гг., когда
канцлер А. Меркель объявила, о готовности страны принять нуждающихся. Осе-
нью 2015 г. в ФРГ въехало около 890 тыс. человек, к которым на следующих год
прибавилось еще порядка четверти миллиона1. Данное решение Берлина имело
двойственную мотивацию: с одной стороны, оно было обусловлено искренней
приверженностью т.н. культуре гостеприимства (помощи бегущим от войны осо-
бенно важны для немцев по-прежнему осмысляющих преступления НСДАП), а с
другой - объяснялось стремлением получить потенциальные рабочие руки [Ма-
лахов, 2018: 42].
Прием большого числа беженцев вызвал в ФРГ как поддержку части граждан-
ского общества, всплеск волонтерского движения, так и усиление правого попу-
лизма и партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). В связи с этим Меркель не
отказалась от основных идей, которые она вложила в фразу «Wir schaffen das»
(«Мы справимся»), но поддержала ряд мер, ограничивающих приток миграции и
предоставляющих беженцам возможность в короткие сроки приступить к трудовой
деятельности. Было увеличено число безопасных стран2, облегчена процедура де-
портации, ограниченно право воссоединения семей. Министерство труда иниции-
ровало для занятости беженцев «Ein-Euro-Job-Programm», отменило ограничение
на работу в течение первых 9 месяцев пребывания [Малахова, 2018: 42-43].
В наибольшей мере изменение отношения к проблеме беженцев проявилась в
отношении граждан Афганистана. Вывод американских войск из страны в августе
2021 г. завершился менее чем за месяц до выборов в Бундестаг. Главным опасением
центристских партий было то, что угроза потока беженцев приведет к росту под-
держки АдГ. Беспокойства подкрепляли данные опросов, мнения граждан раздели-
лись - 47% поддержали прием большего числа афганцев, а 47% выступили против3.
В связи этим ФРГ, игнорируя реальное положение дел, оставила Афганистан спис-
ке безопасных (для проживания) стран.
Одновременно Свободная демократическая партия (СвДП) и Союз 90/Зеленые,
входящие в правящую коалицию, разрабатывали программы вовлечения мигрантов
в рынок труда. Свободные демократы поддерживают отбор претендентов на пере-
езд в Германию по канадской модели и введение «голубой карты» для работников
без высшего образования. Зеленые официально осуждают разделение мигрантов на
категории по экономическому признаку, однако именно эта партия предложила си-
стему баллов для оценки востребованности иностранного специалиста, согласно
которой спустя пять лет можно получить немецкое гражданство. В июле 2022 г.
коалиция представила поправки в закон о «Об условиях пребывания, трудовой дея-
1
280.000 Asylsuchende im Jahr 2016. Bundesministeriums des Innern und für Heimat. URL:
(дата обращения: 6.09.2022)
2 Косово, Черногория, Албания, Марокко, Алжир, Тунис, Афганистан.
3 Deutsche sehen Aufnahme afghanischer Flüchtlinge gespalten. RND. URL:
Современная Европа, 2022, № 7
60
Мария Хорольская
тельности и интеграции иностранных граждан на территории ФРГ», согласно кото-
рым лица, находящиеся в Германии по разрешениям на временное проживание
(РВП) или по т.н. отсрочке на депортацию от 3 до 6 лет, получают право на прожи-
вание на территории ФРГ в течение года, чтобы выполнить требования на получе-
ние РВП. Условиями для получения разрешения являются возможность себя обес-
печить, знание немецкого, удостоверение личности, отсутствие преступлений1.
Приток беженцев из Украины и европейское законодательство
В настоящий момент ЕС столкнулся с масштабным притоком беженцев из
Украины. По данным Управления верховного комиссара Организации Объединён-
ных Наций по делам беженцев (UNHCR) на 4 марта 2022 г., спустя неделю с начала
боевых действий, Украину покинуло 1 369 тыс. человек. Из них в ЕС оказались
около 1 212 тыс2. По данным на начало ноября 2022 г. из Украины выехало 15 млн
(въехало 7,5 млн), из них в страны ЕС - 7,8 млн, а зарегистрировались 4,7 млн.
Большинство беженцев приходится на Польшу (7,4 млн пересекли границу и 1,5
млн зарегистрировались для получения временной защиты)3. 24 февраля председа-
тель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен отметила, что Евросоюз вместе с пригра-
ничными государствами подготовился к приему беженцев4.
В отличие от миграционного кризиса 2015 г. приток беженцев не вызывает
протестов в странах-членах. Во многом это связано с тем, что украинцы не явля-
ются для европейцев пугающими «другими». Премьер-министр Болгарии К. Пет-
ков выступил по этому поводу на американском шоу с более чем спорным с эти-
ческой точки зрения замечанием: «Это не те беженцы, к которым мы привыкли…
эти люди - европейцы. Эти люди интеллигентны, они образованы… Это не при-
вычная нам волна беженцев, людей, в личности которых мы не уверены, людей с
неясным прошлым, людей, которые могли быть даже террористами…»5. После
введения безвизового режима много украинцев посетили европейские страны.
В 2018-2020 гг. самое большое число первичных разрешений на проживание по-
лучили именно граждане Украины (601 000 в 2020 г.), причем основанием для
1 Gesetzentwurf der Bundesregierung. Entwurf eines Gesetzes zur Einführung eines Chancen-
Aufenthaltsrechts.
BMI.
URL:
2 Operational
Data
Portal
Ukraine
Refugee
Situation.
UNHCR. URL:
3 Operational
Data
Portal
Ukraine
Refugee
Situation.
UNHCR. URL:
4 by NATO Secretary General Jens Stoltenberg with the President of the European Commission,
Ursula von der Leyen and the President of the European Council, Charles Michel. URL:
5
Американско шоу се шокира от Кирил Петков. Flashnews. URL:
1.07.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
Политика Германии в отношении украинских беженцев
61
проживания у 86% разрешений была трудовая деятельность (из них 84,8% нашли
работу в Польше)1.
Солидарность стран-членов ЕС в поддержке беженцев позволила им в беспре-
цедентно короткий срок разработать политику помощи. Уже 2 марта 2022 г. Евро-
пейская Комиссия представила проект Директивы о временной защите и методиче-
ские рекомендации для пограничных служб приграничных государств. 4 марта по-
сле единогласной поддержки Советом ЕС документ вступил в силу. Методические
рекомендации для приграничных служб позволили принимать нуждающихся по
облегченной процедуре: открывать дополнительные пограничные пункты, не пре-
пятствовать въезду людей без биометрического паспорта, разрешить провоз до-
машних животных, собственности и наличных без пошлин2.
Директива о временной защите была разработана еще в период югославских
войн, но так и не вступила в силу. Решение о запуске было обусловлено отсутстви-
ем в ЕС успешно действующей системы приема нуждающихся, в связи с чем суще-
ствовал риск, что приграничные страны столкнутся со слишком сильной миграци-
онной волной. Согласно Директиве украинцы и члены их семей, а также люди,
проживающие на территории Украины на дату 24 февраля (т.е. тем, кому угрожает
опасность), пересекая границу ЕС, автоматически получают статус перемещенных
лиц. Изначально они юридически не наделяются статусом беженцев, хотя нефор-
мально так именуются. Они могут свободно проживать и путешествовать по стра-
нам Евросоюза, получать право на образование, социальную и медицинскую по-
мощь, доступ к рынку труда и жилья. Данный статус первоначально предоставляет-
ся на 1 год, но может продлеваться до 3 лет, если ситуация не стабилизируется.
Указанные права должно гарантировать одно из государств-членов ЕС, в котором
просители зарегистрируются (90 дней в ЕС можно проживать без регистрации).
Пострадавшие также могут подать заявку на убежище для получения статуса бе-
женца3.
Немецкая политика в отношении беженцев
Немецкое общество и политики с самого начала выступили в поддержку по-
страдавших от военных действий. 91% немцев одобряли прием беженцев из Укра-
1 Residence permits - statistics on first permits issued during the year. Eurostat. URL:
_reason (дата обращения: 16.07.2022)
2 Communication providing operational guidelines on external border management EU-Ukraine
ращения: 11.07.2022)
3 Proposal for a Council Implementation Decision establishing the existence of a mass influx of
displaced persons from Ukraine within the meaning of Article 5 of Council Directive
2001/55/EC of 20 July 2001, and having the effect of introducing temporary protection. Europe-
an
Commission.
URL:
Современная Европа, 2022, № 7
62
Мария Хорольская
ины; это касается даже избирателей АдГ (68%)1.
Поддержка приема беженцев обусловлена рядом факторов. Во-первых, населе-
ние Германии с сочувствием относится к покинувшим свою страну украинцам. Во-
вторых, для ряда немецких граждан украинские беженцы отличаются от упоми-
навшихся выше категорий. Вспомним, что одно из заметных протестных объедине-
ний PEGIDA расшифровывается как «Патриотические европейцы против ислами-
зации Запада»: иными словами, для сторонников движения основная проблема бе-
женцев из Ближнего Востока заключалась в их конфессиональной принадлежности.
В-третьих, ФРГ надеется на приток рабочих рук.
При этом ожидалось, что в 2022 г. Германия не столкнется с такими же пробле-
мами размещения беженцев, как встали перед ней в 2015 г. В ФРГ уже создана ин-
фраструктура, волонтерские объединения, отработаны практики работы с большим
количеством прибывающих. К тому же часть граждан Украины отправились не в
государственные убежища, а к проживающим в стране родственникам.
Беженцев постарались обеспечить памятками и переводчиками на украинский
или русский. Украинцам назначаются пособия и предоставляется жилье. Если в
начале конфликта Германия не была среди лидеров по приему беженцев, то, по дан-
ным на 8 ноября, ФРГ находилась на втором месте в ЕС после Польши, в стране за-
регистрировался 1 млн чел.2
Несмотря на это, в первые дни новой фазы вооруженного конфликта на Украине,
Германия не могла справиться с регистрацией и распределением всех нуждающихся.
Частично сложности были вызваны тем, что преобладающая масса украинцев прибыла
в Берлин, не готовый к такому объему. Беженцы размещались на вокзале, началась пе-
рестройка старого аэропорта Тегель в пункт приема.
Для решения проблемы Федеральное министерство по миграции и беженцам
разместило информацию о том, что помощь можно получить в любом городе, а так-
же призыв ехать в столицу только если в ней проживают родственники. Для более
равномерного распространения людей были организованы трансферы, которые раз-
возили беженцев в пункты первичного приема. Кроме этого, бегущие от войны полу-
чили право бесплатно пользоваться всеми видами транспорта ближнего и дальнего
следования в ЕС.
В менее крупных городах беженцев вначале расселяли в общем месте приема (вы-
ставочный павильон, вокзал, спортзал), а потом отправляли в подготовленные обще-
жития. Некоторые коммуны предоставляют субсидии на аренду жилья3 (что может
1 Finden Sie die Aufnahme von Flüchtlingen aus der Ukraine infolge der russischen Invasion
richtig
oder
falsch?
Statista.
2 Operational
Data
Portal
Ukraine
Refugee
Situation.
UNHCR. URL:
3 Коммуны могут получить у Банка реконструкции (KfW) кредит на прием беженцев под
отрицательный процент (-0,5%).
Современная Европа, 2022, № 7
Политика Германии в отношении украинских беженцев
63
предотвратить геттоизацию). Существует также общественная инициатива - европей-
цы предоставляют беженцам жилье на время поиска постоянного местопребывания.
Изначально беженцы регистрировались в землях по своему выбору (предпочи-
тая отправляться к родственникам и знакомым), что привело к излишней нагрузке
на отдельные города и регионы. В настоящее время для распределения использует-
ся система FREE, которая принимает во внимание личные предпочтения ищущих
убежище, но и учитывает принцип «Königsteiner Schlüssel» - квоту на беженцев в
каждой земле в соответствии с налоговыми сборами и численностью населения.
Данная программа призвана снизить перегруженность ряда регионов, однако коли-
чество беженцев в некоторых землях - Берлин, Бавария - все равно превышает кво-
ты1. Прием мигрантов финансируется как из федерального центра, так и из бюдже-
тов земель. Соответственно, траты на интеграцию могут быть серьезным бременем
для небогатых субъектов.
Экономические последствия
Значительный приток людей оказывает влияние на социальную систему и на ры-
нок рабочей силы. С одной стороны, Германия сталкивается с дополнительной
нагрузкой на социальную сферу (выплата пособий, а в перспективе и пенсий для по-
жилых). С другой стороны, приезд в ФРГ большого количества украинцев может по-
ложительно повлиять на экономическую ситуацию в стране. В связи со старением
населения в Германии растет потребность в рабочей силе. В вызвавшем резонанс ин-
тервью председателя федерального агентства по труду Д. Шеле говорится, что ФРГ
нуждается в ежегодном притоке 400 тыс. квалифицированных кадров2. В другой ста-
тье Шеле упомянул, что в настоящее время страна испытывает потребность в 1,2 млн
работников, две третьих из которых должны быть квалифицированными.
Если посмотреть на список дефицитных профессий, то часть вакансий может
быть заполнена украинцами. Институт немецкой экономики сообщил, что в
наибольшей степени Германия нуждается в социальных педагогах (18 300), сидел-
ках по уходу за пожилыми (17 900) и больными (16 700), электриках (15 500), тех-
никах по обслуживанию сантехники, отопления и систем кондиционирования воз-
духа (13 200), водителей грузовиков и большегрузов (6700)3. В докладе Федерально-
го ведомства по труду отмечено, что в 2020 г. в ФРГ не хватало квалифицированных
строителей (специалистов по подземной инфраструктуре, монтажу линий), сиделок,
механиков и техников, медассистентов. Среди высококвалифицированных профес-
1 Mehr als 830.000 Ukraine-Flüchtlinge in Deutschland. Der Tagesspiegel. 13.05.2022. URL:
2 Arbeitsagentur-Chef: Brauchen 400.000 Zuwanderer pro Jahr. Süddeutsche Zeitung. 24.08.2021.
19.06.2022)
3
Bundesweit
werden
1,2
Millionen
Arbeitskräfte
gesucht.
Welt.
URL:
Современная Европа, 2022, № 7
64
Мария Хорольская
сий особо востребованы врачи, разработчики программного обеспечения, адвокаты,
фармацевты [Fachkräfteengpassanalyse, 2021: 15, 17].
По данным на июль 2022 г., в центрах занятости зарегистрировались 353 424
беженца из Украины, из них 265 152 человека трудоспособного возраста1. Однако
нет данных об их квалификации, и вопрос, смогут ли они в ближайшее время найти
работу или окажутся получателями социальной помощи Harz-IV.
Немецкие исследователи высказывают предположения о перспективах украинцев
интегрироваться в рынок труда. Уровень знания немецкого у беженцев из Украины
невысок, однако ранее выходцы из этой страны демонстрировали быстрое овладение
языком. К преимуществам украинцев относится высокий уровень охвата высшим
образованием (83% против 74% в ФРГ). Однако напрямую эти цифры несопостави-
мы, так как ряд профессий, которые на Украине получают в институтах, в Германии
преподаются на производстве. Доля лиц, получивших высшее образование, среди
украинцев, переселившихся в ФРГ ранее, также достаточно высока (50%), хотя это не
является гарантией успешной интеграции в рынок (доля выходцев из Украины, осу-
ществляющих высококвалифицированную деятельность, значительно ниже доли вы-
пускников вузов; доля людей, выполняющих низкоквалифицированную работу, со-
ставляет около 30%) [Brücker, 2022: 5]. При этом анализ переселенцев из Украины
прошлых волн показал, что им требуется больший срок для вхождения в рынок тру-
да, чем среднему мигранту [Brücker, 2022: 17]. Это позволяет предположить, что ин-
теграция беженцев в экономические отношения потребует времени.
Особенностью этой миграционной волны (в том числе по сравнению с кризисом
2015 г., в котором большинство соискателей убежища составляли молодые мужчины)
является преобладание детей (около половины) и женщин (около 80% взрослого насе-
ления). Соответственно, вовлеченность в трудовые отношения будет напрямую зави-
сеть от доступности детских садов и школ полного дня. При этом немецкие эксперты
не отрицают возможности в будущем переезда в Германию супругов и спутников2.
Выводы об интеграции украинских беженцев в рынок рабочей силы можно бу-
дет сделать только спустя некоторое время. Однако уже сейчас обоснован ряд
наблюдений. Во-первых, изменилась риторика. Если раньше считалось некоррект-
ным смешивать помощь бежавшим от войны и получение экономических выгод, то
теперь эксперты открыто рассуждают о возможном положительном воздействии
притока квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, немцы рассматривают раз-
мещение украинцев в Германии как долгосрочный процесс, организуют меры,
направленные на интеграцию приезжих (языковые курсы, образовательные про-
граммы), поддерживают воссоединение семей.
1
144.000
Integrationskurse für Ukrainer genehmigt. Zeit.
11.07.2022. URL:
2
„Wir sehen gute Integrationsperspektiven für die ukrainischen Geflüchteten“. IAB-Forum.
Современная Европа, 2022, № 7
Политика Германии в отношении украинских беженцев
65
Влияние на политическую сферу
Прямое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Германии может осу-
ществляться тремя путями: активной деятельностью сообществ, воздействием че-
рез элиты, участием в выборах. В ХХ-ХХI в. выделяется несколько волн переселе-
ний украинцев в Германию. Центром распределения стал юг современной ФРГ, что
обусловлено историческими условиями - небольшая часть украинцев, угнанных в
Рейх или ушедших вместе с немецкими войсками, осталась в этих землях после
войны (на конец 1951 г. 22 тыс.) [Melnyk, Patalong, Steiberg, 2017]. В дальнейшем
число выходцев из Украины на территории Западной Германии сократилось, а ка-
кие-то объединения, представляющие украинцев как диаспору (за исключением
Украинского свободного университета в Мюнхене), исчезли.
После распада СССР начался переезд в Германию т.н. поздних переселенцев -
бывших советских граждан с немецкими корнями, среди которых были и украин-
цы. Другими причинами для переезда могли стать учеба, работа, брак. В 1995 г. в
ФРГ проживало 30 тыс. человек с украинским гражданством, а к 2014 г. их число
увеличилось до 128 тыс. [Melnyk, Patalong, Steiberg, 2017]. При этом, по свидетель-
ствам исследователей, сложно было говорить о существовании украинской диаспо-
ры с идентичностью, системой связей, площадками для представительства. В этот
период появляется ряд украинских НКО, однако они в большей мере связаны с
культурой и образованием.
После событий на Майдане в 2013-2014 гг. в ФРГ увеличивается число и ак-
тивность украинских организаций. Частично это было вызвано усилением украин-
ского самосознания и интереса к политике. Другой причиной стал рост немецкого
внимания. Германия столкнулась с тем, что ее элиты и общество недостаточно по-
нимают Украину. Соответственно, возросло число совместных немецко-
украинских мероприятий, проектов. Однако в данном случае можно говорить о
расширении возможности украинцев донести до граждан ФРГ свою риторику, а не
об украинском влиянии на немцев или процесс принятия решений. Исследователи
отмечали характерный для гражданского общества Германии патернализм (или да-
же высокомерие) - немецкие партнеры «забывали» советоваться со своими украин-
скими коллегами и разрабатывали концепции, которые лишь затем предлагали
украинцам для обсуждения [Bienert, 2015: 18].
После 2014 г. число граждан Украины, проживающих в Германии, увеличилось.
На это повлияло введение безвизового режима, программы для студентов, расши-
рение контактов. По данным 2020 г. в ФРГ проживало 331 тыс. человек украинско-
го происхождения (около 10% от всех переселенцев с постсоветского пространства)
[Bevölkerung und, 2021: 113]. 135 тыс. человек с украинскими паспортами получили
право на жительство (1,3% от всех иностранцев)1.
Большинство украинцев проживает в крупных городах, в первую очередь в
Берлине и Мюнхене. Значимые группы также находятся в землях Северный Рейн-
1 Fokus Russland und Ukraine: Ausländische Bevölkerung in Deutschland. Destatis.de. URL:
ращения: 19.06.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
66
Мария Хорольская
Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Мекленбург-Передняя Померания
[Melnyk,
Patalong, Steiberg, 2017; Kosyakova, 2022: 2]. В связи с этим встает вопрос, повлияет
ли это на расселение беженцев. Пока действительно, многие беженцы располагают-
ся в Берлине, Мюнхене, земле Северный Рейн - Вестфалия.
Прибытие в Германию большого количества переселенцев может подтолкнуть
украинскую диаспору к двум различным путям развития. Первый - в связи с увели-
чением числа украинцев и под влиянием происходящих событий будет формиро-
ваться политически активная диаспора. Второй - произойдет разделение на старых
и новых переселенцев, имеющих разный жизненный опыт, иногда говорящих на
разных языках (украинский и русский).
Присутствие граждан украинского происхождения в элитах ФРГ требует от-
дельного исследования, однако в настоящий момент они отсутствуют в Бундестаге,
правительстве, верхушке судебной власти1.
На вопрос электоральных предпочтений украинских беженцев возможно будет
ответить с помощью статистических методов спустя годы. В настоящий момент
можно ограничиться лишь предположениями. Во-первых, нельзя говорить о суще-
ственном воздействии, так как участвовать в избирательном процессе смогут лишь
украинцы, получившие немецкое гражданство. Во-вторых, можно предположить,
что их электоральные предпочтения будут близки проживающим в настоящий мо-
мент в стране немцам с украинскими корнями или происхождением. Однако слож-
ность заключается в том, что немецкие статистические исследования не обраща-
лись к украинцам как к отдельной группе, а изучали выходцев из СССР (обычно
называя их русскоязычными или русскими немцами), а также поздних переселен-
цев. По данным исследования Фонда Конрада Аденауэра, в 2015 г. как среди русско-
язычных2, так и среди поздних переселенцев наибольшей поддержкой пользовались
ХДС/ХСС (56 и 55%), затем следовали СДПГ и Левая партия. В 2019 г. большинство
поздних переселенцев также голосовало за блок ХДС/ХСС (47%), за ним следовала
СДПГ (21%), на третьем месте располагалась АдГ (16%). Русскоязычные отдавали
равное предпочтение ХДС/ХСС, СДПГ и АдГ (29%) [Demokratische, 2011: 14-16].
Исследование специалистов из Университетов Дуйсбурга-Эссена и Кёльна частично
подтвердило эти предпочтения. По их опросам, в 2017 г. на выборах в Бундестаг вы-
ходцы из СССР голосовали в первую очередь за ХДС/ХСС (27%), Левую партию
(21%) и АдГ (15%). Причем АдГ пользуется популярностью именно у выходцев из
России и малопопулярна у остальных [Goerres, Mayer, Spies, 2018)]. Представленные
данные, а также активные выступления председателя христианских демократов Ф.
Мерца в поддержку Киева позволяют осторожно предположить, что в будущем среди
украинских беженцев могут быть сильны симпатии к ХДС/ХСС.
Таким образом, выводы о степени влиянии украинских беженцев на политику
Германии можно будет сделать только спустя время. Однако можно предположить,
1 На
основании
данных
Abgeordnete
-
Deutscher
Bundestag.
URL:
2 В документе написано «лица, русского происхождения», но, вероятно, имеются в виду
русскоязычные.
Современная Европа, 2022, № 7
Политика Германии в отношении украинских беженцев
67
что оно не будет значительным. При этом, став частью немецкого общества, они бу-
дут способствовать сохранению критичного по отношению к России дискурса в ФРГ.
*
*
*
В Германии продолжается тенденция сближения политики в отношении бежен-
цев и трудовых мигрантов. Новая коалиция СДПГ-Союз 90/Зеленые-СвДП стре-
мится привлечь в страну квалифицированную рабочую силу и облегчить получение
гражданства для интегрированных мигрантов. С начала боевых действий на Укра-
ине в феврале 2022 г. на европейском и национальном уровне было принято реше-
ние не только разрешить въезд беженцев в страну, но и дать им возможность
встроиться в рынок труда, что позволяет Берлину объединить мораль и выгоду.
При этом политические элиты ЕС и Германии демонстрируют иное отношение к
беженцам из Украины по сравнению с выходцами из Ближнего Востока и Африки,
полагая, что украинцы смогут быстрее интегрироваться в политическую и эконо-
мическую систему принимающих стран. В настоящий момент рано делать выводы
о влиянии на экономику Германию приема большого количества украинцев. Одна-
ко немецкие эксперты полагают, что высокий уровень образования может стать
преимуществом для успешной интеграции в экономическую систему.
Влияние приема большого количества украинцев на внутреннюю и внешнюю
политику Германии потребует количественного исследования в будущем. Однако в
настоящий момент можно предположить, что оно не будет существенным. При
этом риторика и умонастроения беженцев будут способствовать расширению кри-
тического по отношению к России дискурса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арбатова Н.К. (2022) Миграционная угроза безопасности ЕС: предрассудки и реаль-
ность, Мировая экономика и международные отношения. № 2. С. 61-70.
Белов В.Б. (2020) Миграционные аспекты председательства Германии в ЕС, Научно-
аналитический
вестник
ИЕ
РАН,
№
4.
С.
7-14.
DOI:
Биссон Л.С. (2019) Реализация концепции «цивильного гражданства» в миграционной
политике ЕС, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 6. С. 86-92.
ЕС перед вызовом миграционного кризиса. Позиции европейских стран. (2016) Под ред.
Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. ИМЭМО РАН, Москва, Россия. 52 с.
Зверева Т., Карпович О. (2021) Общая миграционная политика ЕС: новый старт? Меж-
дународная жизнь. № 7. С. 94-103.
Малахов В.С. (2018) Германия после «миграционного кризиса»: политика, экономика,
общество, Мировая экономика и международные отношения. Т. 62. № 5. С. 41-51.
Потемкина О.Ю. (2022) Украинские беженцы в Евросоюзе: новый миграционный кри-
зис? Научно-аналитический вестник ИЕ РАН.
№
2.
С.
7-15. DOI:
10.15211/vestnikieran22022715
Angenendt S., Biehler N., Bossong R., Kipp D., Koch A. (2022) Flucht aus der Ukraine: Mo-
bilität erhalten und langfristig denken! SWP-Aktuell. A 24. 8 p.
Bienert O. (2015) Die deutsch-ukrainischen Beziehungen auf zivilgesellschaftlicher Ebene:
Stand und Verbesserungsvorschläge, Ukraine-analysen, no. 148, pp. 16-19.
Современная Европа, 2022, № 7
68
Мария Хорольская
Bevölkerung und Erwerbstätigkeit. Ausländische Bevölkerung. Ergebnisse des
Ausländerzentralregisters 2020. (2021) Statistisches Bundesamt (Destatis). 602 p.
Brücker H. (2022) Geflüchtete aus der Ukraine: Eine Einschätzung der Integrationschancen.
IAB-Forschungbericht, no. 4, 26 p.
Demokratische Einstellungen und Wahlverhalten (2011) Analysen & Argumente, no. 422. 20 p.
Fachkräfteengpassanalyse
2020
(2021).
Bundesagentur
für
Arbeit,
Statis-
tik/Arbeitsmarktberichterstattung, Berichte: Blickpunkt Arbeitsmarkt. Fachkräfteengpassanalyse
2020, Nürnberg. 26 p.
Goerres A., Mayer S., Spies D. (2018) Deutsche mit Migrationshintergrund bei der Bundes-
tagswahl 2017: Erste Auswertungen der Immigrant German Election Study zu Deutschtürken und
Russlanddeutschen.
URL:
er_Bundestagswahl_2017_Erste_Auswertungen_der_Immigrant_German_Election_Study_zu_De
utschturken_und_Russlanddeutschen (accessed: 20.09.2022)
Kosyakova Y. (2022) Regional struktur ukrainischer Communities in Deutschland. 4. März
2022. 9 p.
Melnyk L., Patalong M., Steiberg R. Analyse: Die ukrainische "diasporic community" in
Deutschland: Charakteristika und Engagement fürs Heimatland. BPB.
13.03.2017. URL:
German Policy Towards Ukrainian Refugees
M.V. Khorolskaya
Candidate of Sciences (Politics)
Research Associate, Primakov National Research Institute of World Economy
and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, Russia, 117997
E-mail: khorolskaja.marya@yandex.ru
Abstract. The article deals with German policy toward Uranian refugees. In 2022, Eu-
ropean Union encounter a flow of refugees from Ukraine. The author analyses how Eu-
ropean and German immigration policies have changed in comparison with refugee cri-
sis in 2015-2016. According to public opinion polls, political speeches, and legislative
measures the majority of population and elites of EU und Germany support reception
of refugees from Ukraine. The solidarity of the EU member states in support of Ukrain-
ian refugees allowed them to develop a policy toward refugees - Temporary Protection
Directives and Guidelines for border checks - in unprecedentedly short time. With
Germany combining humanitarian policy and economic goals, Berlin seeks to alleviate
the shortage of qualified labor force. In order to reveal impact of the reception of
Ukrainian refugees on German political field the author explores Ukrainian diaspora,
their representation in political elites, and electoral preferences. The analysis of Bun-
destag and Government data identifies that Ukrainian diaspora is not represented in
these branches of power. Ukrainian NGO and associations do not influence German
society and decision-making process. Thus, the influence of Ukrainian refugees on
German politics could be insignificant. However, the problem of refugees will encour-
age a critical discourse towards Russia.
Key words: Germany, EU, Ukraine, refugees, migration policy.
DOI: 10.31857/S0201708322070051
EDN: kvzbxq
Современная Европа, 2022, № 7
Политика Германии в отношении украинских беженцев
69
REFERENCES
Angenendt S., Biehler N., Bossong R., Kipp D., Koch A. (2022) Flucht aus der Ukraine: Mo-
bilität erhalten und langfristig denken! SWP-Aktuell. A 24. 8 p.
Arbatova N.K. (2022) Migratsionnaya ugroza bezopasnosti ES: predrassudki i real'nost' [Mi-
grattion threat to EU security: prejudices and realities], Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye
otnosheniya, no. 2, pp. 61-70. (in Russian).
Belov V.B. (2020) Migratsionnye aspekty predsedatel'stva Germanii v ES [Migration Aspects
of the German Presidency of the EU Council], Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, no. 4, pp.
Bienert O. (2015) Die deutsch-ukrainischen Beziehungen auf zivilgesellschaftlicher Ebene:
Stand und Verbesserungsvorschläge, Ukraine-analysen, no. 148, pp. 16-19.
Bisson L.S. (2019) Realizatsiya kontseptsii "tsivil'nogo grazhdanstva" v migratsionnoi politike
ES [Implementation of «Civil Citizenship Concept» in European Union Migration Policy], Nauch-
no-analiticheskii
vestnik
Instituta
Evropy RAN, no.
6,
pp.
86-92. DOI:
Bevölkerung und Erwerbstätigkeit. Ausländische Bevölkerung. Ergebnisse des
Ausländerzentralregisters 2020. (2021) Statistisches Bundesamt (Destatis). 602 p.
Brücker H. (2022) Geflüchtete aus der Ukraine: Eine Einschätzung der Integrationschancen.
IAB-Forschungbericht, no. 4, 26 p.
Demokratische Einstellungen und Wahlverhalten (2011) Analysen & Argumente, no. 422. 20 p.
ES pered vyzovom migratsionnogo krizisa. Pozitsii evropeiskikh stran. [The EU in the face of
migration crisis. Positions of european countries]. (2016) Ed. N.K. Arbatovoi, A.M. Kokeeva.
IMEMO RAN, Moscow, Russia. 52 p. (in Russian).
Fachkräfteengpassanalyse
2020
(2021).
Bundesagentur
für
Arbeit,
Statis-
tik/Arbeitsmarktberichterstattung, Berichte: Blickpunkt Arbeitsmarkt. Fachkräfteengpassanalyse
2020, Nürnberg. 26 p.
Goerres A., Mayer S., Spies D. (2018) Deutsche mit Migrationshintergrund bei der Bundes-
tagswahl 2017: Erste Auswertungen der Immigrant German Election Study zu Deutschtürken und
Russlanddeutschen.
URL:
er_Bundestagswahl_2017_Erste_Auswertungen_der_Immigrant_German_Election_Study_zu_De
utschturken_und_Russlanddeutschen (accessed: 20.09.2022)
Kosyakova Y. (2022) Regional struktur ukrainischer Communities in Deutschland. 4. März
2022. 9 p.
Malakhov V.S. (2018) Germaniya posle “migratsionnogo krizisa”: politika, ekonomika, ob-
shchestvo [Germany after “Migration crisis”: economy, politics, and society], Mirovaya ekonomi-
ka i mezhdunarodnye otnosheniya, t. 62, no. 5, pp. 41-51. (in Russian).
Melnyk L., Patalong M., Steiberg R. Analyse: Die ukrainische "diasporic community" in
Deutschland: Charakteristika und Engagement fürs Heimatland. BPB.
13.03.2017. URL:
Potemkina O.Yu. (2022) Ukrainskie bezhentsy v Evrosoyuze: novyi migratsionnyi krizis?
[Ukrainian refugees in the EU: a new migration crisis?] Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN,
no. 2, pp. 7-15. DOI: 10.15211/vestnikieran22022715 (in Russian).
Zvereva T., Karpovich O. (2021) Obshchaya migratsionnaya politika ES: novyi start? [EU Com-
mon Migration Policy: A New Start?], Mezhdunarodnaya zhizn', no. 7, pp. 94-103. (in Russian).
__________________________________________
Современная Европа, 2022, № 7