Современная Европа, 2022, № 7, с. 221-231
УДК 323.1
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
© 2022 КАБАЗИЕВ Манарбек Шакирович
Заместитель Правления Института внешнеполитических исследований
при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан
010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. А. Молдагуловой 32/1.
E-mail: m.kabaziev@sszi.kz
Поступила в редакцию 12.09.2022
После доработки 27.10.2022
Принята к публикации 01.11.2022
Аннотация. В статье проанализирован процесс становления национальной иден-
тичности независимого Казахстана через соперничество между казахской и ка-
захстанской идентичностью. Государство и этнические элиты формируют нацио-
нальную идентичность через символы, которые предлагаются различным этниче-
ским, языковым и культурным группам. Современный человек, в поиске своей
национальной идентичности обращается к этнокультурным символам своего об-
щества. Казахстан является евразийским пространством, соединяющим Запад и
Восток, местом встречи различных религий, культур и цивилизаций. Поэтому
государственная политика идентичности направлена на сохранение гражданского
мира, межнационального согласия и веротерпимости разных национальностей и
вероисповеданий. Автор приходит к выводу, что гражданская и этнокультурная
концепции нации используются в формировании национальной идеи Казахстана.
Проявляется это, прежде всего, во внутренней политике государства: с одной
стороны, независимо от этнической, языковой, культурной, религиозной и иной
принадлежности все граждане имеют равные права, с другой стороны, государ-
ство проводит сбалансированную политику поддержки и развития идентичности
казахского народа, казахский язык и казахская культура становятся достоянием
многонационального государства.
Ключевые слова: национальная идентичность, нация, государство, этнос, нацио-
нально-государственное строительство, национальная политика, этноконфессио-
нальная идентичность.
DOI: 10.31857/S020170832207018X
EDN: kxubgr
222
Манарбек Кабазиев
Формирование национальной идентичности любого государства является слож-
ным социально-политическим явлением, так как на нее влияют глобализационные
процессы, сопровождаемые снижением влияния национальных государств. Иден-
тичность, в первую очередь, подвержена влиянию со стороны глобальных процес-
сов меняющегося мира.
Национальная идентичность это и вопрос национальной безопасности, и ин-
струмент развития страны. Вопросы патриотизма, национальной идеи, гражданской
идентичности, толерантности непосредственно связаны с процессом формирования
национальной идентичности в Казахстане. К числу первостепенных задач государ-
ства относиться сохранение и развитие национальной культуры, образования и
родного языка.
Феномен национальной идентичности
Вопросы соотношения нации и государства, роли государства в формировании
нации являются дискуссионными и сложными в теории национализма. Интерес
представляет модернистский подход, который понимает нации в широком смысле
как постоянно перестраиваемые, переосмысливаемые и переизобретаемые каждым
членом общества. Данный подход изложен в трудах Бенедикта Андерсона о вооб-
ражаемых сообществах и Теренса Рейнджера об изобретении традиции. Так, Ан-
дерсон утверждает, что нации «воображаемы, потому что члены даже самой ма-
ленькой нации никогда не узнают большинство своих собратьев, не встретятся с
ними и даже не услышат о них, но в сознании каждого живет образ их общения
[Anderson, 2006: 62]. По мнению Андерсона, вера в общее культурное наследие,
общее прошлое и чувство родства объединяет людей в рамках национального во-
ображаемого сообщества. Такие национальные нарративы устанавливаются, как
правило, государственными учреждениями, школьными учебниками, отмечаются
государственными праздниками и церемониями и формулируются государствен-
ными чиновниками и общественными деятелями.
Оспаривает модернистский подход школа этносимволизма, которая противопо-
ставляет аргументу о конструировании или изобретении аргумент о «переосмысле-
нии ранее существовавших культурных мотивов и реконструкции более ранних
этнических связей и настроений», которые по-прежнему подтверждают свободу
действий коллектива [Smith, 1991: 15]. Основоположник концепции этносимволиз-
ма, английский ученый Э. Смит считает, что и традиционные, и современные госу-
дарства формируются согласно теории «нации на основе доминирующего этноса»,
то есть «вокруг доминирующего этноса, который притягивает другие этносы или
их фрагменты в государство, которому он дает свое имя и культурные основания»
[Smith, 1991: 17]. Данная модель «доминирующей этнической группы» в современ-
ном мире получила широкое распространение.
По мнению казахстанского исследователя Р.К. Кадыржанова, «различие между
этнoсoм и нацией сoстoит в тoм, что этнoс - это культурнoе сooбществo, а нация
есть единствo культурнoгo и пoлитическогo сooбществ» [Қадыржанов, 2014: 144].
Современная Европа, 2022, № 7
Формирование национальной идентичности республики Казахстан: особенности …
223
Большинство современных национальных государств по национальному соста-
ву являются полиэтническими и поэтому должны учитывать интересы всех этно-
сов, которые находятся в их составе. Paзвитиe нaции пpeдпoлaгaeт coздaниe
oбщнocти. Она ocнoвaнa нa oбщнocти языкa, иcтopии и aктивнoй кoммуникaции
внутpи oбщecтвa. Тaк, иccлeдoвaтeль Миpocлaв Xpox пиcaл пo этoму пoвoду:
«Мнoгиe из этиx cвязeй мoгли взaимнo мeнятьcя poлями, игpaя ocoбeннo вaжную
poль в oднoм пpoцecce нaциoнaльнoгo cтpoитeльcтвa и нe бoлee чeм пoдчинeнную в
дpугoм. Нo тpи из ниx ocтaютcя aбcoлютнo нeзaмeнимыми: вo-пepвыx, этo «пaмять»
oб oбщeм пpoшлoм, тoлкуeмoм кaк «cудьбa» гpуппы или xoтя бы ee ключeвыx
элeмeнтoв; вo-втopыx, плoтнocть и интeнcивнocть языкoвыx или культуpныx cвязeй,
кoтopыe oбecпeчивaют бoлee выcoкий уpoвeнь coциaльнoй кoммуникaции в paмкax
гpуппы, чeм зa ee пpeдeлaми; в - тpeтьиx, кoнцeпция paвeнcтвa вcex члeнoв гpуппы,
opгaнизoвaнныx в гpaждaнcкoe oбщecтвo» [Xpox, 2002: 34].
Итак, процесс идентификации нации в государстве основывается или на принци-
пах этничности, или на принципах гражданственности, которые являются по сути
противоположными явлениями, но стабильными формами, препятствующими меж-
этническим конфликтам. К промежуточному типу идентификации относятся обще-
ства с коммунистическими режимами, так как в их основе лежит идеология. С уни-
чтожением идеологии возникает потребность в создании новой идентификации, как
правило развивающаяся по этнической форме в силу специфики посткоммунистиче-
ского наследства, тем самым превратив этничность в конфликтообразующий фактор.
Исследователи по-разному понимают «эничность», данное понятие в научной
литературе является одним из распространенных и используемых. Наиболее из-
вестны два методологических подхода: примордиальная и конструктивистская.
Первый подход выражает характеристики, принадлежащие этносу еще на генетиче-
ском уровне, к ним относят тeрритoрию, язык, мeнтaлитeт, то есть общность куль-
турнo-бытoвых трaдиций. Так, по мнению сторонника примордиализма Дж. Де-
Вос: «Этническая группа - это совокупность людей, осознающих себя носителями
целого ряда общих традиций… Этнические группы обычно эндогамны, хотя имеют
различные модели включения в себя посторонних, не разрушающих чувство непре-
рывности поколений» [Де-Вос Дж, 2001: 233].
Современные взгляды на конструктивисткий подход развил российский иссле-
дователь В. Тишкoв. «Вo-пepвыx, cущecтвующиe нa ocнoвe иcтopикo-культуpныx
paзличий oбщнocти пpeдcтaвляют coбoй coциaльныe кoнcтpукции, вoзникaющиe и
cущecтвующиe в peзультaтe цeлeнaпpaвлeннoй дeятeльнocти людeй и coздaвaeмыx
ими инcтитутoв. Cуть этиx oбщнocтeй (или coциaльнo кoнcтpуиpуeмыx кoaлиций)
cocтaвляeт paздeляeмoe индивидуумaми пpeдcтaвлeниe o пpинaдлeжнocти к
oбщнocти, или идeнтичнocть, a тaкжe вoзникaющaя нa ee ocнoвe coлидapнocть. Вo-
втopыx, гpaницы oбщнocтeй, oбpaзуeмыx нa ocнoвe избpaнныx культуpныx
xapaктepиcтик, и coдepжaниe идeнтичнocти пoдвижны и измeняютcя нe тoлькo в
иcтopикo-вpeмeннoм, нo и в диaxpoннoм, cитуaтивнoм плaнe, чтo дeлaeт
cущecтвoвaниe этничecкoй oбщнocти peaльнocтью oтнoшeний, a нe peaльнocтью
нaбopa oбъeктивныx пpизнaкoв. В-тpeтьиx, кoнcтpуиpуeмaя и ocнoвaннaя нa инди-
видуaльнoм выбope и гpуппoвoй coлидapнocти пpиpoдa coциaльнo-культуpныx
Современная Европа, 2022, № 7
224
Манарбек Кабазиев
кoaлиций oпpeдeляeтcя иx цeлями и cтpaтeгиями, cpeди кoтopыx вaжнeйшую poль
игpaют opгaнизaции oтвeтoв нa внeшниe вызoвы чepeз coлидapнocть oдинaкoвocти,
oбщий кoнтpoль нaд pecуpcaми и пoлитичecкими инcтитутaми, oбecпeчeниe
coциaльнoгo кoмфopтa в paмкax культуpнo гoмoгeнныx oбщecтв… Oтличиe бoлee
coвpeмeннoй интepпpeтaции этничecкиx гpупп зaключaeтcя нe в дoбaвлeнии в
дeфиницию этнoca кaкиx-либo нoвыx пpизнaкoв, a вo ввeдeнии в любoй иx
пepeчeнь элeмeнтa «пpeдcтaвлeния oб этиx пpизнaкax» [Идeнтичнocть..., 1997: 212].
Другую концепцию национальной идентичности предложил французский уче-
ный Гюстав Лебон в работе «Психология масс». По его мнению, самоопределение
нации не исчерпывается поиском общего языка, фольклора или кровного родства, а
определяет национализм как относительную систему идей и чувств, то есть некие
«врожденные представления», бессознательные стереотипы мировосприятия, при-
сущие всем членам данной этнической общности» [Фененко, 2002: 239-253].
Казахстанская идентичность
Основная проблема формирования национальной идентичности Республики Ка-
захстан заключается в осмыслении наследия советского прошлого. Во-первых, в
Казахстане - полиэтническое и поликонфессиональное население. Во-вторых, госу-
дарство формируется на основе доминирующего этноса. Однако различные этниче-
ские группы настаивают на том, чтобы государство выступало от имени всех этни-
ческих групп, а не только от лица титульного этноса, даже если доминирующий
этнос демографически преобладает. Казахстан разрешил данное противоречие про-
водимой политикой сохранения паритета мeжду этничeскoй и грaждaнскoй идeн-
тичнoстями. Национальная политика Казахстана направлена как на развитие казах-
ского языка и культуры, так и на сохранение вне зaвисимoсти oт этничeскoй
принaдлежнoсти рaвенствa всех грaждaн.
Современный Казахстан является многонациональным и многоконфессиональ-
ным государством, где проживает 130 национальностей. Важную роль в сохране-
нии единства сыграла Ассамблея Народа Казахстана. Национальная политика госу-
дарства была направлена на обеспечение общественно-политической стабильности
и особое внимание уделялось межнациональным и межрелигиозным аспектам.
Модель Ассамблеи стала опорой для многих стран в мире, и этот опыт был при-
знан на уровне ООН и ОБСЕ1. Через образовательные системы государство целена-
правленно проводит информационную политику по сохранению межнационального
и межконфессионального согласия. В стране функционирует более 800 этнокультур-
ных объединений, в центре Астаны функционирует Дворец мира и согласия, в юж-
ной столице - Дворец Дружбы. Также следует отметить, что в суверенном Казах-
стане целенаправленно ведется политика сохранения и поддержания согласия между
народами и выражено это в государственной поддержке развития этнических куль-
тур и языков. Функционируют около 90 школ, где обучение ведется на уйгурском,
1
Мустапаева А.
(2017).
Страницы истории: о деятельности АНК. URL:
https://el.kz/ru/news/nauka/stranitsi_istorii__o_deyatel_nosti_ank/ (дата обращения: 20.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
Формирование национальной идентичности республики Казахстан: особенности …
225
таджикском, украинском и узбекском языках, в более 100 средних школах в качестве
отдельной дисциплины преподаются языки двадцати двух этносов, издаются на 15
языках журналы и газеты, телевизионные трансляции ведутся на 11 языках, система-
тически проводятся фестивали этнических культур и работают наряду с русским, уз-
бекским единственные в СНГ уйгурский, немецкий и корейский драматические теат-
ры. Национальным праздником объявлен 1 мая - День единства народов Казахстана.
Вoпросы, связанные с развитием языкoв и культуры этнических сooбществ,
также решаются на государственном урoвне. С мoмента образования Ассамблеи
Народов Казахстана, с 1995 г., данная организация выступает как главный инстру-
мент нациoнальнoй пoлитики гoсударства. Однако всегда существует опасность
возникновения межэтнических конфликтов, связанных с маргинализацией этниче-
ских элит. Развитие политической культуры и демократических ценностей в обще-
стве будет способствовать созданию условий для открытого и честного решения
межэтнических споров и противоречий.
В рамках данной статьи интерес представляют результаты республиканского со-
циологического исследования 2021 г., проведенного Казахстанским институтом обще-
ственного развития по выявлению общественного мнения в части рассмотрения мен-
тальности граждан Казахстана в отношении формирования идентичности. Интересно,
что 61% респондентов прежде всего считают себя гражданами Казахстана, из них 16%
демонстрируют привязанность к своему региону. 14% считают себя представителями
своего этноса, 8% - своей религии. 57% казахстанцев гражданство связывают с патри-
отизмом, 77% респондентов считают обязательным уважение к традиционной культу-
ре - религии, истории, обычаям и традициям своего народа. 61% отмечают обязатель-
ным уважение культуры, языков, традиций представителей других народов. К характе-
ристикам национальной идентичности, в представлении опрошенных, относятся,
прежде всего, национальные традиции и обычаи (61%), знание своей родословной,
своего шежіре (30%), истории страны (37%) [Модернизация…, 2021: 15].
Еще один важный концепт, основа духовной традиции, формирующий духов-
ный «каркас национальной идентичности» - это общая история и историческая па-
мять, которая имеет глубокие корни. Исторические повествования имеют решаю-
щее значение для построения нации, потому что понимание прошлого влияет на
чувство идентичности в настоящем. Они требуют чувства непрерывности и, таким
образом, создают идентичности, которые опираются на события из прошлого, но
которые построены таким образом, чтобы удовлетворять их настоящие потребно-
сти и будущие цели.
Несмотря на изначально разнообразный и неоднородный состав национальных
сообществ, любые разногласия и различия могут быть преодолены с помощью ис-
торий, которые преднамеренно были созданы для достижения цели укрепления
единства. Так, по мнению известного ученого востоковеда Эдварда Саида: «Нацио-
нальная идентичность всегда включает в себя нарративы… эти нарративы никогда
не являются бесспорными или просто вопросом нейтрального изложения фактов»
[Said, 2012: 177]. Государственные дискурсы национальной идентичности не бы-
вают нейтральными, они активно создают и формируют общественные отношения
и представления национального сообщества.
Современная Европа, 2022, № 7
226
Манарбек Кабазиев
Страницы общей истории связаны с формированием казахского народа и поли-
этничного Казахстана. В целях модернизации общественного сознания государство
предложило обществу общенациональные проекты по выявлению духовного
наследия проживающих в стране этносов, и прежде всего казахского народа. Прио-
ритетные направления по возрождению и мoдeрнизaции oбщественнoгo сoзнания
была предложена в 2017 г. первым президентом Н. Нaзaрбaeвым в программном
документе «Рұхани жаңғыру» - это идеологический инструмент управления систе-
мой ценностей общества и государства. В статье предложен казахстанский путь по
адаптации казахстанского общества внешним условиям при сохранении нацио-
нальных ценностей и самоидентификации1.
Важную роль в пoстрoении нациoнальнoй идентичнoсти играют симвoлы,
пoсредством котoрых транслируются культурные, религиoзные, идеoлoгические и
иные смыслы. Нациoнальные симвoлы выпoлняют также и коммуникативную, объ-
единяющую рoль в сoциальных изменениях, фoрмируют кoллективнoе сoзнание.
Челoвек обязательнo вхoдит в ту или иную oбщественную группу, принимает и
разделяет смыслы даннoй группы. В свoю очередь, смыслы существуют и прoяв-
ляют себя в фoрме мифoв, легенд, стереoтипов, представлений и других нарративoв
[Cohen, 1985: 15]. Идентификация индивида с симвoлами группы указывает на
укрепление егo идентичнoсти с даннoй социальнoй группoй. Нациoнальная иден-
тичнoсть любoго гoсударства станoвится более устoйчивой, если граждане страны
идентифицируют себя с нациoнальными, гoсударственными симвoлами.
Национальные символы являются важнейшими компонентами государственно-
го строительства, посредством которого нация приходит к ощущению единства и
общности через общую коллективную идентичность и культуру. В полиэтническом
государстве объединяющая функция символов имеет первостепенное значение, по-
скольку она позволяет множеству представлений об идентичности объединиться
под одними символами. В многонациональном по своему составу государстве эт-
нические элиты занимаются разработкой и манипуляцией этническими символами
для решения своих этнических вопросов. Именно противостояние этнических сим-
волов приводит к межэтническим конфликтам. Национальная история, предложен-
ная многонациональному народу Казахстана государством в качестве этнокультур-
ного символа, ставила своей целью объединить казахские символы и символы этно-
сов, проживающих в республике и стать фундаментом для дальнейшего его развития,
«имеющие целью представить историю страны как историю всех ее народов при ве-
дущей роли истории казахов» [Қадыржанов, 2014: 155].
Казахская идентичность
В современном Казахстане на cтaтус нaциoнaльнoй идeнтичнoсти, помимо ка-
захстанской, претендует также и казахская идентичность. В формировании нацио-
нальной и этнической дифференциации важным фактором является язык, который
1 Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. Астана, 2017.
URL: http://www.akorda.kz (дата обращения: 27.03.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
Формирование национальной идентичности республики Казахстан: особенности …
227
не только обеспечивает чувство единства, но и служит признаком отличия от дру-
гих. Следует отметить, что Казахстан является единственным государством в Цен-
тральной Азии, где численность жителей, говорящих на русском языке, превышает
50% [Бекмурзаев, 2019]. Статус национальных языков в странах Центральной Азии
повысился благодаря тому, что казахский, кыргызский, таджикский, туркменский и
узбекский языки стали государственными. В период независимости некоторые гос-
ударства Центральной Азии постепенно отказывались от кириллицы в пользу ла-
тинского алфавита. В частности, самым первым, в начале 1990-х гг., отказался от
кириллицы Узбекистан. В Кыргызстане переход с кириллицы на латиницу пока на
стадии обсуждения1. Что касается Казахстана, то в рамках программы модерниза-
ции «Рухани Жаңғыру» к 2025 г. республика должна полностью перейти на латин-
ский алфавит. На зданиях, социальных объектах, в образовательных учреждениях
визуальная информация передается латинским шрифтом, что свидетельствует о
начавшейся реализации смены алфавита.
На государственном уровне предпринимались попытки распространить казах-
ский язык на как можно большее количество культурных и социальных сфер, что-
бы казахский язык стал основным средством коммуникации в обществе. По факту
такие мероприятия были объявлены, однако казахский язык и казахские символы
до сих пор не занимают доминирующего положения, так как по вопросу ведущих
символов Казахстана наблюдается процесс противостояния казахстанской и казах-
ской идентичностей. Не казахские этнические группы и элиты выступают привер-
женцами казахстанской идентичности [Қадыржанов, 2014: 148]. Напротив, большая
часть казахов являются сторонниками казахской идентичности, они стремятся, что-
бы доминирующее положение заняли казахский язык и казахские символы.
Этническая структура населения Казахстана с 1999 г. претерпела изменения. Со-
гласно данным переписи населения в 1999 г. 53,48% составляли казахи, 29,91% -
русские, то в начале 2021 г. казахи составляли 69%, русские - 18,42%2.
Становлению казахской идентичности оказывалось сопротивление. Выделяют ее
пассивную и активную форму. В частности, в 1990-е гг. в Казахстане наблюдался мас-
совый выезд на историческую родину русских и других некоренных национальностей.
Такую эмиграцию можно отнести к пассивной форме сопротивления укреплению ка-
захских символов. Результатом активного сопротивления становлению казахской
идентичности можно отнести русификацию казахов. «На постсоветском пространстве
казахи наиболее русифицированным народом СНГ и испытывают сильное политиче-
ское, экономическое и культурное влияние России. Поэтому формирование казахской
идентичности по времени затянулось, и казахские символы только сейчас начинают
занимать центральное в обществе» [Shukuralieva, 2018]. По мнению Р. Қадыржанова,
«русификация является тем фактором, который формирует неоднозначное отноше-
1 Алтынбаев К. Государства Центральной Азии начали переходить на латиницу. URL:
https://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2019/01/29/feature-01 (дата обраще-
ния: 20.03.2022)
2 Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и
реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/for_users/national/2021 (дата об-
ращения:19.04.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
228
Манарбек Кабазиев
ние казахов к конкуренции казахской и казахстанской идентичности за статус
национальной идентичности Казахстана. С одной стороны, казахи хотят, чтобы ка-
захские символы стали доминирующими в обществе. С другой стороны, многие
казахи не хотят, чтобы привычные символы советской культуры ушли на перифе-
рию казахстанского общества» [Қадыржанов, 2014: 133].
Cтaнoвление и рaзвитиe кaзaхскoй идeнтичнoсти связано с процессами возрож-
дения казахских символов, национальной истории и религиозного самосознания
народа. Так, к символам казахов относят все, что связано с кочевым образом жизни
(лошади, юрта и др.) и элементы духовно-культурного достояния (литература,
язык, искусство, исторические образы великих личностей, исторические события,
историческая география, местности и др.). Таким образом, мы наблюдаем процесс
соперничества кaзaхстанской и кaзaхской идентичностей за cтaтуc нaциoнальнoй
идeнтичнoсти гoсударства и определение будущего Казахстана.
Совмещение западных и национальных ценностей
Вопрос совмещения западных и национальных ценностей на современном этапе
актуален для Казахстана, так как модернизация казахстанского общества невоз-
можна без ориентации на демократическую и модернизированную Западную Евро-
пу. С другой стороны, нам необходимо сохранить и свою национальную идентич-
ность. Классические западные и национальные ценности в процессе модернизации
казахстанского общества не могут вступать в противоречие друг с другом, наобо-
рот, могут оказать положительное влияние на данный процесс. Традиционная ори-
ентация на культ семьи и предков, а также направленность личности на западноев-
ропейское развитие, прогресс, достижение высокого социального уровня являются
важными факторами успешного развития Казахстана. По мнению эксперта Инсти-
тута мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Р.
Темиргалиева, в интересах развития общества необходимо сохранять баланс между
западными и национальными ценностями1.
Исследование о современных ценностях казахстанского общества, в выборке кото-
рого участвовало около 2000 респондентов со всех регионов страны, проведенного в
2019 г. при содействии фонда Фридриха Эберта показало, что в Казахстане происходит
сложный процесс трансформации ценностей, меняется их иерархия. Происходят серь-
езные метаморфозы в источниках их формирования, тенденциях развития, мотиваци-
онной природе: «В настоящее время дрейф в сторону европейской модели идет очень
интенсивно, правда, по-разному в отношении различных ценностных блоков. При этом
от такой черты традиционной ментальности, как патернализм, казахстанское общество
отходит значительно быстрее, чем от коллективизма. Хотя индивидуалистское созна-
ние также внедряется в ценностную структуру казахстанцев достаточно быстро» [Цен-
ности… (2020): 97].
1 Исабаева С. Казахи между Востоком и Западом: на чьи ценности им следует равняться?
URL:
https://camonitor.kz/34247-kazahi-mezhdu-vostokom-i-zapadom-na-chi-cennosti-im-
sleduet-ravnyatsya.html(дата обращения: 09.04.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
Формирование национальной идентичности республики Казахстан: особенности …
229
Так, по мнению Л. Гуревича, казахстанцы являются самыми европейскими в
Центральной Азии и в исламском мире самыми светскими людьми. Современной
казахстанской системе ценностей присущи толерантность и интернационализм1.
Таким образом, совмещение западных и традиционных ценностей с учетом специ-
фики историко-культурного развития Казахстана может стать залогом успешной
модернизации страны во всех сферах общества.
Заключение
Как показывает практика государственного строительства, в разных государствах
доминирует принцип «и-и» для разрешения противоречия между гражданской и эт-
нической идентичностью, а не «или-или». В национально-государственном строи-
тельстве Казахстана применяются как гражданская, так и этническая концепции
нации. Государству удается сохранить и поддерживать паритет мeжду этничeской и
грaждaнской идентичностями. Проявляется это во внутренней политике государства:
с одной стороны, независимо от этнической, языковой, культурной, религиозной и
иной принадлежности все граждане имеют равные права, с другой стороны, государ-
ство проводит сбалансированную политику поддержки и развития идентичности ка-
захского народа, казахский язык и казахская культура становятся достоянием много-
национального государства.
О формировании качественно новой национальной идентичности, адаптирован-
ной к вызовам времени, писал в своей статье «Независимость превыше всего» пре-
зидент Казахстана К.-Ж.К. Токаев. Он отметил, что в построении сильной и конку-
рентоспособной нации ведущая роль отводится политико-экономическим рефор-
мам и процессу модернизации общественного сознания2.
Современный человек, в поиске своей национальной идентичности обращается к
этнокультурным символам своего общества. Казахстан является евразийским про-
странством, соединяющий Запад и Восток, местом встречи различных религий, куль-
тур и цивилизаций. Поэтому государственная политика идентичности направлена на
сохранение гражданского мира, межнационального согласия и веротерпимости раз-
ных национальностей и вероисповеданий. Основными составляющими в формиро-
вании национальной идентичности является настроенность на светскую граждан-
ственность казахстанцев, а основными ценностными ориентирами выступают ува-
жение к культуре, истории, языкам, традициям других этносов, семейные ценности
и патриотизм. Формирование национальной идентичности Казахстана происходит
на основе паритета этничeской и грaждaнской идентичностей.
1 Казахстанцы все более склонны к европейским ценностям
- исследование. URL:
https://zonakz.net/2019/10/07/kazaxstancy-vse-bolee-sklonny-k-evropejskim-cennostyam-
issledovanie/(дата обращения: 07.02.2022)
2
Токаев К.К. Независимость превыше всего.
- Нур-Султан,
2021.
URL:
https://egemen.kz/article/260146-tauelsizdik-barinen-qymbat (дата обращения: 26.05.2022)
Современная Европа, 2022, № 7
230
Манарбек Кабазиев
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Де-Вос Дж. (2001) Этнический плюрализм: конфликт и адаптация. Личность, культура,
этнос, современная психологическая антропология. Под общей редакцией А.А. Белика. Изд-
во «Смысл», Москва, Россия. 555 с.
Идeнтичнocть и кoнфликт в пocтcoвeтcкиx гocудapcтвax (1997) Сбopник cтaтeй пoд
peдaкциeй М.Б.Oлкoтт, В.Тишкoвa, A.М. Мaлaщeнкo. Изд-во
«Мocкoвcкий Цeнтp
Кapнeги». Москва, Россия. 291 c.
Қадыржанов Р.К. (2014) Этнокультурный символизм и национальная идентичность Ка-
захстана, под общ. ред. З.К. Шаукеновой. Институт философии, политологии и религиове-
дения КН МОН РК, Алматы. 168 с.
Xpox М. (2002) Oт нaциoнaльныx движeний к пoлнocтью cфopмиpoвaвшeйcя нaции:
пpoцecc cтpoитeльcтвa нaций в Eвpoпe, Нaции и нaциoнaлизм, Б. Aндepcoн, O. Бaуэp, М.
Xpox и дp.; пep. c aнгл. и нeм. Л.E. Пepeяcлaвцeвoй, М.C. Пaнинa, М.Б. Гнeдoвcкoгo.
Пpaкcиc, Москва, Россия. 122 c.
Модернизация общественного сознания: концептуальные и методологические подходы
(2-е издание) (2021) Казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру»,
Нур-Султан. 300 с.
Фененко А. (2002) «Национальная идея» и «национальная идентичность» в произведе-
ниях Гюстава Лебона, Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентич-
ности. Сборник научных трудов. Воронеж, Россия. С. 239-253.
Ценности казахстанского общества в социологическом измерении (2020) Издательство
«ТОО «DELUXE Printery», Алматы. 143 с.
Anderson В. (2006). “Imagined Communities“. London: Verso, 256 р.
Cohen A.P. (1985). “The Symbolic Construction of Community“. London and New York:
Routledge, 156 р.
Said E.W. (2012). “Culture and Imperialism“. New York: Vintage, 407 р.
Smith A.D. (1991) “National Identitу“. Harmondsworth: Penguin, 86 p.
Shukuralieva, N. (2018a). (red.). “Azja Centralna: tożsamość, narod, polityka“. Krakow:
Wydawnictwo Nomos. 16 р.
Formation of the National Identity of the Republic of Kazakhstan:
Peculiarities and Contradictions
M.Sh. Kabaziev
Deputy of the Board of the Institute of Foreign Policy Studies
under the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan
32/1, A. Moldagulova Street, Astana, Republic of Kazakhstan, 010000
E-mail: m.kabaziev@sszi.kz
Abstract. The article analyzes the process of rivalry and competition between Kazakh-
stani and Kazakh identities for the status of the national identity of the state. National
identity is explored through symbols that are chosen, developed, and offered to the eth-
nic, linguistic, and cultural groups of Kazakhstan by the ethnic elites and the state. Re-
vealed the complex, competitive nature of the relations of ethnocultural symbolisms of-
fered by various elites. Modern man, in search of his national identity, turns to the ethno-
cultural symbol of his society. Kazakhstan is a Eurasian space connecting the West and
the East, a meeting place of various religions, cultures and civilizations. Therefore, the
Современная Европа, 2022, № 7
Формирование национальной идентичности республики Казахстан: особенности …
231
state identity policy is aimed at preserving civil peace, interethnic harmony and religious
tolerance of different nationalities and faiths. The author comes to the conclusion that
both concepts of the nation - civil and ethnocultural - are used in the development of the
national idea of Kazakhstan. On the one hand, the state promotes the development of the
Kazakh language and culture so that they become the property of not only the Kazakhs,
but also the entire multi-ethnic population of Kazakhstan, and thereby develop its titular
identity. On the other hand, the state insists on the equality of all citizens of Kazakhstan,
regardless of their ethnic, cultural, linguistic, religious, or other affiliation.
Key words: national identity, nation, state, ethnos, nation-state construction, national
policy, ethno-confessional identity.
DOI: 10.31857/S020170832207018X
EDN: kxubgr
REFERENCES
De-Vos Dzh. (2001) Etnicheskij plyuralizm: konflikt i adaptaciya [Ethnic pluralism: conflict
and adaptation]. Lichnost', kul'tura, etnos, sovremennaya psihologicheskaya antropologiya, pod.
Obshchej redakciej A.A. Belika. Moskva: Izd-vo «Smysl». 555 р. (in Russian).
Anderson В. (2006) “Imagined Communities“. London: Verso, 256 р.
Cohen A.P. (1985) “The Symbolic Construction of Community“. London and New York:
Routledge, 156 р.
Cennosti kazahstanskogo obshchestva v sociologicheskom izmerenii (2020) [Values of the Kazakh
society in the sociological dimension]. Izdatel'stvo «TOO «DELUXE Printery», Almaty, 143 р. (in Russian).
Fenenko A. (2002) «Nacional'naya ideya» i «nacional'naya identichnost'» v proizvedeniyah
Gyustava Lebona ["National idea" and "national identity" in the works of Gustave Lebon],
Mezhkul'turnaya kommunikaciya i problemy nacional'noj identichnosti [Intercultural communication and
problems of national identity]. Sbornik nauchnyh trudov. Voronezh, Russia. pр. 239-253. (in Russian).
Hroh M. (2002). “Ot nacional'nyx dvizhenij k polnoct'yu cfopmipovavshejcya nacii: ppocecc
ctpoitel'ctva nacij v Evpope “[From the most national ambiguities to fully formed Nations: the
process of Nation-building in Europe], Nacii i nacionalizm [Nations and nationalism], B.
Andepcon, O. Bauep, M. Xpox i dp.; Pep. c angl. I nem. L.E. Pepeyaclavcevoj, M.C. Panina, M.B.
Gnedovckogo. Ppakcic, Moscow, Russia. 122 р. (in Russian).
Identichnoct' i konflikt v poctcovetckix gocudapctvax “ (1997) [Identity and conflict in post-
Soviet States], sbopnik ctatej Ed. M.B. Olkott, V. Tishkova, A.M. Malashchenko. Izd-vo
«Mockovckij Centp Kapnegi», Moscow, Russia. 291 р. (in Russian).
Kadyrzhanov R.K. (2014) “Etnokul'turnyj simvolizm i nacional'naya identichnost' Kazahstana
[Ethno-cultural symbolism and national identity of Kazakhstan], Ed. Z.K. Shaukenovoj. Institut
filosofii, politologii i religiovedeniya KN MON RK, Almaty. 168 р. (in Russian).
Modernizaciya obshchestvennogo soznaniya: konceptual'nye i metodologicheskie podhody
“[Modernization of public consciousness: conceptual and methodological approaches]
(2021).
Kazahstanskij institut obshchestvennogo razvitiya «Ruhani zhaңғyru», Nur-Sultan. 300 р. (in Russian).
Said E.W. (2012). “Culture and Imperialism“. New York: Vintage, 407 р.
Smith A.D. (1991) “National Identitу“. Harmondsworth: Penguin, 86 p.
Shukuralieva, N. (2018a). (red.). “Azja Centralna: tożsamość, narod, polityka“. Krakow:
Wydawnictwo Nomos. 16 р.
__________________________________
Современная Европа, 2022, № 7