Современная Европа, 2023, № 4, с. 119-131
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
_______________________________________________________________________
УДК 327
ЕС - США: НОВЫЕ БАРЬЕРЫ В ТОРГОВЛЕ1
© 2023 г. ПОРТАНСКИЙ Алексей Павлович
Кандидат экономических наук
Профессор факультета мировой экономики и мировой политики
НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
119017, Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 17
E-mail: portanskiy@gmail.com
Поступила в редакцию 12.04.2023
После доработки 26.05.2023
Принята к публикации 13.06.2023
Аннотация. В статье сделан анализ причин осложнения торгово-экономических
отношений Евросоюза и США в последние годы. Первый раздел посвящен несо-
стоявшемуся двустороннему партнерству ТТИП, которому при администрации Б.
Обамы придавалось стратегическое значение. Отмечена деструктивная роль по-
литики администрации Д. Трампа в отношении ЕС. Надежды на оздоровление
двусторонних отношений после прихода администрации Дж. Байдена оправда-
лись в ограниченной степени. Наряду с урегулированием существовавших торго-
вых споров возникли новые зоны конфликтов. Наиболее острым поводом для
разногласий стал принятый в США в 2022 г. Закон о сокращении инфляции. ЕС
пока не удается договориться о сглаживании негативных последствий этого за-
кона. Евросоюз вынужден принимать ответные меры для защиты своих интере-
сов среди прочего путем усиления технологического суверенитета, защиты от
экономического принуждения со стороны третьих стран и др. Анализ возникаю-
щих между США и Европой в XXI в. противоречий в торгово-экономической
сфере приводит к выводу, что их важнейшей причиной является усиление в мире
геополитического соперничества, вследствие которого на торговлю все больше
1 Предлагаемая статья является логическим продолжением предыдущей, опубликованной в
№ 6 журнала «Современная Европа» за 2019 г под заголовком «США - Европа: союзниче-
ские отношения под угрозой» [Портанский, 2019], а также ряда других статей автора, за-
трагивающих торгово-экономические отношения ЕС и США. При работе над темой были
использованы труды В. Супяна [Супян, 2013], В. Мальцевой и Д. Чупиной [Мальцева, Чу-
пина, 2018].
120
Алексей Портанский
воздействуют геополитические причины. При этом проблема противостояния
Китаю усиливает разногласия США и ЕС.
Ключевые слова: ЕС, США, ТТИП, Закон о сокращении инфляции, технологи-
ческий суверенитет
DOI: 10.31857/S020170832304006X
EDN: bwhuzr
Всю вторую половину ХХ в. вплоть до начала подъема Китая картину глобаль-
ной экономики и торговли в основном определяли США и ЕС. Они создали необ-
ходимые институциональные рамки, что не исключало разногласий. Дело доходило
до серьезных торгово-политических столкновений, например, в 1996 г. США при-
няли два экстерриториальных закона: закон Хелмса - Бертона в отношении Кубы и
закон д’Амато - Кеннеди в отношении Ирана и Ливии, которые несли реальную
угрозу торговым интересам европейских компаний. Вашингтону и Брюсселю с
трудом удалось найти решение. Два важнейших игрока глобальной экономики раз-
деляли базовые нормы и правила международной торговли, точнее «системы, осно-
ванной на правилах» (Rules-based-System) в виде ГАТТ/ВТО, которую создавали
совместно после окончания Второй мировой войны. Разногласия в торгово-
экономической сфере серьезно обострились во времена президентства Дональда
Трампа. От администрации Джо Байдена ожидали урегулирование двусторонних
проблем, однако наряду с рядом подвижек возникали новые противоречия.
Несостоявшееся партнерство
С 1940-х гг. до конца ХХ в. США выступали лидером либерализации междуна-
родной торговли. Начало нового столетия ознаменовалось значительными измене-
ниями на мировой арене: появились новые крупные игроки, прежде всего Китай и
Индия, чьи представления о глобальном экономическом порядке существенно от-
личаются от США и Европы. В торговых переговорах в рамках Всемирной торго-
вой организации доминирование Соединенных Штатов и развитых стран ушло в
прошлое, т. к. почти три четверти членов ВТО - развивающиеся страны. Вера Ва-
шингтона в эффективность дальнейшей либерализации на многостороннем уровне,
в рамках ВТО, начала ослабевать. В новых условиях США пошли на отказ от ли-
дерства в многосторонних торговых переговорах. Эта тенденция проявилась во
время президентства Барака Обамы, когда внимание Вашингтона стало смещаться
в сторону региональных форматов.
Крупнейшим проектом стало Трансатлантическое торговое и инвестиционное
партнерство (ТТИП), переговоры по которому стартовали в 2013 г. Одна из пред-
посылок заключалась в высоких объемах двусторонней торговли. Последние деся-
тилетия США и ЕС остаются важнейшими торговыми партнерами. В 2022 г. самая
большая доля экспорта товаров из ЕС пришлась на США, составив 527 млрд долл.,
или 21% всего объема экспорта Евросоюза. В импорте ЕС за тот же период США
Современная Европа, 2023, № 4
ЕС - США: новые барьеры в торговле
121
заняли 2-е место после Китая с объемом 327 млрд долл., или 12,3% всего импорта
Союза1. На рисунке 1 отображено количественное изменение торговли товарами
ЕС с США в 2012-2022 гг.
Рисунок 1
Торговля товарами ЕС с США в период 2012-2022 гг., млрд евро.
Составлено по: Eurostat (online data code: ext_st_eu27_2020sitc and DS-018995)
При президенте Б. Обаме проекту ТТИП придавали стратегическое значение.
Достаточно вспомнить известное высказывание Виктории Нуланд, сделанное в но-
ябрь 2013 в статусе помощника госсекретаря США: «Америке нужна сильная Ев-
ропа, а Европе - сильная Америка. Чем серьезнее трансатлантические и глобальные
вызовы, тем важнее, чтобы Соединенные Штаты и Европа отвечали на них вместе».
Она подчеркивала, что «ТТИП - это гораздо больше, чем торговое соглашение. Это
политическая и стратегическая ставка, которую мы делаем друг на друга и на наше
общее будущее»2. Было мало сомнений в дальнейшем поступательном развитии
партнерства, и ряд стран поспешили заявить о желании присоединиться к нему. Со-
гласно проведенным в Европе и в США исследованиям, реализация ТТИП могла
обеспечить ежегодный рост экономики ЕС на 120 млрд евро, экономики США - на
90 млрд евро; остального мира - на 100 млрд евро. Доля ТТИП в глобальном ВВП
оценивалась в 50%, а в мировой торговле - не менее 40% [Capaldo, 2014].
С начала 2016 г. ряд европейских политиков высказали озабоченность послед-
ствиями ТТИП и отмечали, что положения партнерства нуждаются в серьезных
1
Годовая
статистика
международной торговли товарами (HS).
URL:
https://trendeconomy.ru/data/h2/EuropeanUnion/TOTAL (дата обращения: 22.05.2023).
2 Toward a Transatlantic Renaissance
- Enshuring our Shared Future. Atlantic Council.
14.11.2013. URL: https://www.atlanticcouncil.org/commentary/transcript/transcript-toward-a-
transatlantic-renaissance-ensuring-our-shared-future/ (дата обращения: 22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
122
Алексей Портанский
корректировках. Однако это не нашло должного отклика по другую сторону Атлан-
тики. Ситуация накалилась в августе 2016 г., когда вице-канцлер и министр эконо-
мики ФРГ Зигмар Габриэль заявил в интервью радиостанции «ЦДФ» (ZDF), что
переговоры между США и ЕС о ТТИП, по существу, провалились, но никто в этом
не признается [Портанский, 2021]. Прогнозы относительно подписания документа в
2016 г. рухнули, что не означало пересмотр курса на продолжение переговоров.
С началом президентства Дональда Трампа вопрос о продолжении проекта ТТИП
потерял актуальность, т. к. 45-й президент США был сторонником идеи строить с
государствами Европы двусторонние отношения и пытался склонить к этому некото-
рых европейских лидеров, хотя и безуспешно1. Д. Трамп сделал ряд оскорбительных
выпадов в отношении ЕС, например: «Евросоюз, возможно, так же вреден, как и Ки-
тай, разве что меньше»2. Самое серьезное осложнение в торговле ЕС и США про-
изошло после введения Вашингтоном 1 июня 2018 г. повышенных пошлин на сталь и
алюминий, что привело к иску против США со стороны группы стран в ВТО.
Появление «антиевропейца» на посту президента США имело свои предпосыл-
ки. Традиционным объяснением ослабления трансатлантических связей на рубеже
XX - XXI вв. долгие годы считалось исчезновение советской угрозы. В XXI в. ей на
смену пришел фактор Китая, который, как полагают в Вашингтоне, необходимо
сдерживать общими усилиями Запада. Президентство Д. Трампа создало в Европе
ощущение, что, с одной стороны, США настаивают на сотрудничестве, с другой -
отталкивают от себя союзников. В результате, как писал Ал.А. Громыко, отноше-
ния США и Евросоюза все больше приобретают транзакционный, точечный, сугубо
прагматичный характер, атрибутами которого стали взаимные упреки, угрозы и
реальные экономические санкции [Громыко Ал., 2018]. Эта тенденция подтверди-
лась после окончания президентского мандата Д. Трампа.
С приходом администрации президента Дж. Байдена возродились надежды на
изменение курса США в торговых отношениях с Европой. Наиболее явные антаго-
низмы были постепенно устранены или смягчены. Однако бывший главный эконо-
мист Всемирного банка Эн Крюгер отмечала: «Хотя Байден вновь подтвердил при-
верженность Америки интернационализму и многостороннему подходу, он медленно
продвигается в направлении исправления ущерба, нанесенного Трампом таким важ-
нейшим институтам, как ВТО» [Krueger, 2021]. Имелись в виду допущенные адми-
нистрацией Трампа грубые нарушения правил международной торговли, отразивши-
еся на взаимоотношениях с главными партнерами.
При администрации Байдена был сделан шаг в пользу укрепления институцио-
нальной базы трансатлантического сотрудничества. Стороны пошли по пути созда-
ния не столь амбициозного формата, как ТТИП. В июне 2021 г. учрежден Совет ЕС
1
Pourquoi Donald Trump n’aime pas l’Europe? Réforme.
06.09.2018. URL:
https://web.archive.org/web/20230331214147/https://www.reforme.net/monde/2018/09/06/donal
d-trump-contre-leurope/ (дата обращения: 22.05.2023).
2 Stevenson C. Trump claims EU ‘as bad as China’over US trade amid fight over tariff. Independ-
ent. 01.07.2018. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/trump-
trade-war-tariffs-latest-eu-china-cars-germany-scotland-a8425721.html
(дата
обращения:
22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
ЕС - США: новые барьеры в торговле
123
и США по торговле и технологиям (СТТ). На его заседании в декабре 2022 г. за-
тронуты такие важные вопросы, как развитие надежных технологий искусственного
интеллекта (ИИ) и их влияние на рынок рабочей силы; сотрудничество по раннему
предупреждению проблем, способных нарушить цепи поставок для производства
полупроводников; возможность упрощения правил трансатлантической торговли в
отношении экспорта и реэкспорта товаров двойного назначения и технологий; со-
трудничество в области противодействия изменению климата. Особое внимание уде-
лено повышению транспарентности субсидий. Обсуждался также вопрос сокращения
инфляции [Шариков, 2023]. Однако созданный механизм трансатлантического со-
трудничества не смог воспрепятствовать возникновению новых конфликтов.
Закон США о сокращении инфляции
Подписанный президентом Дж. Байденом 16 августа 2022 г. и вступивший в силу
1 января 2023 г. Закон о сокращении инфляции (The Inflation Reduction Act - IRA)
формально призван содействовать выполнению Соединенными Штатами обяза-
тельств в рамках Парижского соглашения по климату 2015 г. путем снижения выбро-
сов углекислого газа на 40% к 2030 г. и реализации нулевых выбросов к 2050 г.
Как подчеркнуто в документе Белого дома, главная цель IRA заключается в
обеспечении лидерства США в технологиях, производстве и инновациях в сфере
чистой энергии. Инвестиции в размере 370 млрд долл., предусмотренные Законом,
позволят снизить стоимость энергии для семей и малого бизнеса, ускорить частные
инвестиции и решения в области чистой энергии в каждом секторе экономики по
всей стране, укрепить цепочки поставок от важнейших минералов до эффективных
электроприборов, а также создать хорошо оплачиваемые рабочие места и новые
экономические возможности для работников. Для достижения поставленной цели
вводятся налоговые льготы в отношении инвестиций в экологически чистые техно-
логии, налоговые льготы для потребителей, приобретающих электромобиль или
другой экологически чистый продукт, произведенный в США, а также в Канаде и
Мексике1.
IRA вызвал недовольство ЕС, т. к. его реализация ставит под угрозу европей-
скую экономику и может привести к бегству промышленных компаний через Атлан-
тику ради лучших налоговых условий. Объясняя позицию в отношении закона, глава
Еврокомиссии отметила, что в Европе также ставят во главу угла глобальную борьбу
с изменением климата и в этом смысле приветствуют намерение США. Однако Ур-
сула фон дер Ляйен подчеркнула: «Должна быть конкуренция, мы также обязаны
обеспечить равные условия игры на международном уровне и внутри ЕС»2.
1 Inflation Reduction Act Guidebook. URL: https://www.whitehouse.gov/cleanenergy/inflation-
reduction-act-guidebook/ (дата обращения: 22.05.2023).
2 Georis V. La Commission dévoile son plan industriel “Green Deal” en riposte à l'IRA américain.
L’Echo.
01.02.2023.
URL: https://www.lecho.be/economie-politique/europe/general/la-
commission-devoile-son-plan-industriel-green-deal-en-riposte-a-l-ira-americain/10444250.html
(дата обращения: 22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
124
Алексей Портанский
В Евросоюзе сочли, что IRA носит дискриминационный характер по отноше-
нию к аналогичной продукции, импортируемой из других стран, и нарушает пра-
вила торговли. В наибольшей степени это коснулось автомобильной промышлен-
ности. ЕС субсидирует покупку электромобилей независимо от места их произ-
водства, в то время как США дискриминируют автомобили, произведенные в Ев-
росоюзе. Как полагают в Брюсселе, массовые субсидии Соединенных Штатов зе-
леной промышленности могут привести к деиндустриализации ЕС, т. к. побуж-
дают европейские компании мигрировать за океан. В частности, французское ру-
ководство полагает, что последствия применения американского закона чреваты
для Франции потерей 10 млрд евро инвестиций в экономику страны и 10 тыс. по-
тенциальных рабочих мест1.
Опасения европейцев подтвердились в начале марта 2023 г., когда концерн
«Фольксваген» объявил, что откладывает строительство запланированного завода
по производству автомобильных аккумуляторов в Восточной Европе и отдает
предпочтение аналогичному предприятию в Северной Америке. Представители
компании открыто признались чиновникам ЕС, что рассчитывают получить от 9 до
10 млрд евро в виде субсидий и кредитов в рамках IRA и других американских про-
грамм в течение срока эксплуатации завода2. Закон о сокращении инфляции поста-
вил европейскую экономику в сложное положение: на развитие таких высокотех-
нологичных отраслей, как производство автомобильных аккумуляторов, в странах
ЕС потрачены годы, однако сегодня некоторые европейские предприятия намерены
перебазироваться в США.
В Европе пытаются скорректировать ситуацию: в начале февраля 2023 г. У. фон
дер Ляйен представила Промышленный план «Зелёной сделки» по развитию евро-
пейской индустрии чистых технологий в качестве ответа на пакет субсидий США в
рамках Закона о снижении инфляции3. Он включает дальнейшее смягчение правил
государственной помощи до конца 2025 г., реорганизацию существующих бюдже-
тов ЕС в пользу развития зеленой экономики, ускорение процедур авторизации
проектов в области чистых технологий, поддержку развития критически важного
горнодобывающего сектора, развитие навыков и ускорение заключения торговых
соглашений для обеспечения безопасности цепочки поставок. Конкретизировать
данный план призван подготовленный Еврокомиссией в конце февраля 2023 г. За-
кон о промышленности (Net Zero Industry Act), который должен ослабить правила
1 Normand G. Emmanuel Macron à Washington pour tenter de preserver l'industrie eu-
ropéenne. La Tribune. 30.11.2022. URL: https://www.latribune.fr/economie/france/macron-a-
washington-pour-tenter-de-preserver-l-industrie-europeenne-942597.html (дата обращения:
22.05.2023).
2 VW puts European battery plant on hold as it seeks €10bn from US. Financial Times.
08.03.2023. URL: https://www.ft.com/content/6ac390f5-df35-4e39-a572-2c01a12f666a (дата
обращения: 22.05.2023).
3 Green Deal Industrial Plan: putting Europe’s net-zero industry in the lead. Brussels. 01.02.2023.
URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_510 (дата обращения:
22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
ЕС - США: новые барьеры в торговле
125
государственной поддержки и пересмотреть возможность введения субсидий на
уровне ЕС1.
Однако законопроект подвергли критике руководители европейского авто-
прома. Они полагают, что условия, которые предлагают США, гораздо интерес-
нее обещанных ЕС. Производитель батарей «Нортвольт» (Northvolt) предполо-
жил, что он может предпочесть США, а не Германию при выборе места для ново-
го предприятия, если Брюссель не окажет более конкретную поддержку. Мене-
джеры подсчитали, что смогут получить более 8 млрд евро субсидий из США на
один завод. Пример «Нортвольт» характерен: более двух третей европейских про-
ектов по производству аккумуляторов находятся под угрозой отмены, задержки
или сокращения2.
Об озабоченности Евросоюза последствиями IRA говорил президент Франции
Эммануэль Макрон в ходе визита в США в декабре 2022 г. Дж. Байден попытался
заверить французского коллегу, что закон не направлен против европейских
партнеров, и имеющиеся проблемы должны быть устранены. Однако заявление
американского президента не успокоило европейцев. К тому моменту ЕС обозна-
чил свою позицию: исключения из IRA, сделанные для Канады и Мексики, долж-
ны распространяться на европейские компании. Если переговоры о последствиях
IRA не дадут результата, то Брюссель готов рассмотреть возможность подачи жа-
лобы в ВТО3.
Риски утраты прежних правил игры
Попытка решения спорных вопросов в связи с IRA была предпринята в ходе ви-
зита У. фон дер Ляйен в Вашингтон в начале марта 2023 г. В совместном заявлении
по итогам встречи сказано: «Обе стороны предпримут шаги, чтобы избежать лю-
бых сбоев в трансатлантической торговле и инвестиционных потоках, которые мо-
гут возникнуть в результате их соответствующих инициатив». Американская сто-
рона согласилась с тем, что для европейских производителей, стремящихся экспор-
тировать критически важные минералы для батарей электромобилей, должны быть
предоставлены исключения. Другими словами, определенным видам материалов,
которые созданы или переработаны в Евросоюзе, обещан такой же доступ на аме-
риканский рынок, как если бы они были произведены на территории США. Соот-
ветственно, должны быть учтены налоговые льготы на экологически чистые авто-
1 Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on establishing a
framework of measures for strengthening Europe's clean energy technologies manufacturing eco-
system (Net Zero Industry Act).
23.02.2023. URL: https://www.euractiv.com/wp-
content/uploads/sites/2/2023/03/DRAFT_Net_Zero_Industry_Act_clean.pdf (дата обращения:
22.05.2023).
2 VW puts European battery plant on hold as it seeks €10bn from US.
3 США против Европы: как Вашингтон поставил под удар экономику Старого Света. HSE
Daily. 27.12.2022. URL: https://daily.hse.ru/post/733 (дата обращения: 22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
126
Алексей Портанский
мобили, предусмотренные IRA1. Однако возникают сомнения, что достигнутые до-
говоренности удастся реализовать в полной мере, т. к. в 2023-2024 гг. сложно про-
вести поправки к закону IRA через Конгресс, который после промежуточных выбо-
ров больше не находится под полным контролем демократов.
Разногласия ЕС и США выходят за рамки IRA. В период президентства Д.
Трампа в Европе сложилось мнение, что трансатлантические отношения дали тре-
щину, которая не исчезнет в ближайшее время. Следствием стала постановка в по-
вестку новых вопросов, которые прежде не считались актуальными.
В последние годы Брюссель все чаще обращает внимание на проблему техноло-
гического суверенитета Европы. В 2019 г. У. фон дер Ляйен заявила: «Мы должны
владеть ключевыми технологиями в Европе. К ним относятся квантовые вычисле-
ния, искусственный интеллект, блокчейн и технологии чипов»2. Европейцы исходят
из того, что между США и Китаем растет конкуренция за технологическое и про-
мышленное лидерство не только в конфигурации глобальных цепочек создания
стоимости, но и в геостратегических вопросах. ЕС структурно зависит от США и
Китая в разных областях - от цифровых платформ до телекоммуникационной ин-
фраструктуры. В Брюсселе считают, что такая зависимость требует повышения
уровня технологического суверенитета за счет централизации усилий по укрепле-
нию технологического и цифрового потенциала в ключевых областях производства
и усиления координации деятельности по принятию решений и действий на уровне
Евросоюза [Renda, 2021].
Недавнее подтверждение твердых намерений Брюсселя в области укрепления
технологического суверенитета - Закон о чипах, который разработан по аналогии с
американским законом и готов к принятию весной 2023 г.3 Закон призван снизить
зависимость Евросоюза от американских и азиатских производителей полупроводни-
ковых компонентов. Как полагают авторитетные европейские эксперты, технологи-
ческий суверенитет представляет новую сферу, с помощью которой можно возродить
интерес к европейской промышленной политике [Crespi et al., 2021].
Другой характерный пример - принятие положения о защите ЕС и его госу-
дарств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран (Anti-
Coercion Instrument - ACI), о чем объявлено 28 марта 2023 г. Инструмент направлен
на удержание третьих стран от экономического принуждения Евросоюза и его госу-
дарств-членов посредством мер, затрагивающих торговлю или инвестиции. Совет ЕС
1 Biden and von der Leyen signal thaw on EU-US trade tensions.
11.03.2023. URL:
https://www.france24.com/en/americas/20230311-biden-and-von-der-leyen-signal-thaw-on-eu-
us-trade-tensions (дата обращения: 22.05.2023).
2 Speech by President-elect von der Leyen in the European Parliament Plenary on the occasion of
the presentation of her College of Commissioners and their programme. 27.11.2019. URL:
https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_19_6408 (дата обращения:
22.05.2023).
3 Chee F.Y. Exclusive: EU Chips Act likely to get green light on April 18. Reuters. 05.04.2023.
URL: https://www.reuters.com/technology/eu-countries-lawmakers-likely-clinch-deal-chips-act-
april-18-sources-2023-04-05/ (дата обращения: 22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
ЕС - США: новые барьеры в торговле
127
станет определять случаи экономического принуждения. Еврокомиссия, в свою оче-
редь, будет наделена исполнительными полномочиями при принятии решений об от-
ветных мерах. Среди ответных мер, которые могут применяться к третьей стране, -
введение разного рода торговых ограничений1.
Принятие ACI и укрепление технологического суверенитета обусловлены преж-
де всего сложным этапом взаимоотношений Евросоюза с США. Актуальным оста-
ется предостережение бывшего председателя ЕС Д. Туска, что европейцы должны
быть готовы к худшим сценариям в связи с быстрой деградацией отношений с
США при президенте Д. Трампе2.
При администрации Дж. Байдена произошли позитивные перемены: Вашингтон
более не допускает оскорбительных заявлений в адрес Брюсселя и не вводит в
нарушение правил международной торговли повышенные импортные пошлины,
которые вредят торговле с Европой. Однако другие меры США, такие как Закон о
сокращении инфляции, могут грозить гораздо более серьезными долговременными
негативными последствиями, чем повышение импортных пошлин. Другими слова-
ми, прежней неприкрытой деградации отношений ЕС с США больше нет, но уро-
вень озабоченности в Брюсселе их состоянием остается весьма заметным.
Объективно США и ЕС нуждаются в стратегической согласованности и поли-
тическом сотрудничестве по целому ряду торговых вопросов; в то же время сохра-
няется напряженность из-за нерешенных споров и различий в стратегических оцен-
ках. Однако проблема заключается не только в нюансах торговых отношений меж-
ду партнерами. Наблюдаемое в первой четверти XXI в. усиление в мире геополити-
ческого соперничества означает, что торговля испытывает все большее воздействие
геополитики. Главенствующая роль технологий в экономической и военной сферах
создают предпосылки для расширения оснований введения торговых и инвестици-
онных ограничений. В этом смысле на торговую политику США все больше воз-
действует промышленная политика американской администрации. Принятые при
президенте Байдене такие законодательные акты, как закон «О чипах и науке», за-
кон «О сокращении инфляции», закон «Об инфраструктурных инвестициях и рабо-
чих местах», нацелены на то, чтобы принимать инвестиционные и производствен-
ные решения не в интересах партнеров.
В условиях кризиса многосторонней торговой системы, США и ЕС все активнее
заявляют о способности предпринимать односторонние действия в тех случаях, ко-
гда глобальная система не справляется. Например, по словам Торгового представи-
теля США Кэтрин Тай, многосторонние правила ВТО оказались недостаточными
для адекватного решения проблемы «нечестной торговой практики Китая и несо-
блюдения им правил». В связи с этим она призвала к использованию новых одно-
1 Trade: political agreement on the anti-coercion instrument. Press release. 28.03.2023. URL:
https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2023/03/28/trade-political-agreement-
on-the-anti-coercion-instrument/ (дата обращения: 22.05.2023).
2 President Trump’s war on western world order. The Sunday Times. 30.06.2018. URL:
https://www.thetimes.co.uk/article/president-trumps-war-on-western-world-order-h6pshskjs (да-
та обращения: 22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
128
Алексей Портанский
сторонних торговых инструментов Соединенных Штатов, чтобы добиться желае-
мого результата1. В этих словах можно увидеть оправдание некоторых шагов адми-
нистрации Д. Трампа, противоречивших правилам международной торговли и рас-
критикованных основными торговыми партнерами Америки.
Таким образом, вопрос выходит за рамки собственно торговых отношений
США - ЕС. Весьма показательны высказывания министра финансов США Джанет
Йеллен в пользу френдшоринга, предполагающего акцент на ведение торговли с
теми странами, которые разделяют ценности развитого мира2. Однако такой подход
в перспективе приведет к прямому ущербу универсальным правилам международ-
ной торговли.
В ЕС признают, что существующие механизмы ВТО не могут эффективно реа-
гировать на участившиеся случаи экономического принуждения, поэтому Брюссель
принял ACI. Тем не менее Евросоюз надеется, что ВТО сохранит центральную роль
в восстановлении стабильности торговли, в то время как США, продолжая на сло-
вах выступать в поддержку организации, на деле игнорируют неблагоприятные для
себя решения Органа по разрешению споров ВТО (проигрыш спора о введенных в
2018 г. пошлинах на сталь и алюминий и отказ следовать предписанным рекомен-
дациям).
Фактор Китая также усиливает разногласия США и ЕС. В Вашингтоне полага-
ют, что Брюссель в полной мере не признает масштаб угрозы, исходящей от КНР, и
необходимость более активно и слаженно противостоять политике Пекина. Евро-
союз, в свою очередь, упорно заявляет о желании проложить собственный курс в
отношении КНР3.
Способность США и ЕС преодолеть разногласия и сформировать единый фронт
по ключевым вопросам станет важным фактором, определяющим глобальный тор-
говый ландшафт не только в 2023 г., но и в последующие годы.
Выводы
При администрации Д. Трампа во взаимоотношениях ЕС и США возникли се-
рьезные разногласия ввиду отступления 45-го президента от традиций торговой
политики предшественников в сторону протекционизма. Прямое нарушение адми-
нистрацией Трампа правил международной торговли вызвало крайне негативную
реакцию со стороны ЕС.
1 Olson S. Are the US and EU losing their faith in global trade rules? Hinrich Foundation.
08.03.2022. URL: https://www.hinrichfoundation.com/research/article/wto/us-eu-losing-faith-in-
global-trade-rules/ (дата обращения: 22.05.2023).
2 Yellen calls out China's trade practices during South Korea visit.
18.07.2022. URL:
https://www.business-standard.com/article/international/yellen-calls-out-china-s-trade-practices-
during-south-korea-visit-122071801525_1.html (дата обращения: 22.05.2023).
3 Visite d’Emmanuel Macron et Ursula von der Leyen en Chine: que peut-on retenir? EURRADIO.
13.04.2023. URL: https://euradio.fr/emission/4zOK-loeil-sur-leurope-josephine-staron/NEE5-visite-
demmanuel-macron-et-ursula-von-der-leyen-en-chine-que-peut-on-retenir
(дата
обращения:
22.05.2023).
Современная Европа, 2023, № 4
ЕС - США: новые барьеры в торговле
129
С приходом администрации Дж. Байдена в двусторонних отношениях произошло
определенное улучшение. Были устранены наиболее явные барьеры в торговле, но
появились новые, возможно, более серьезные, такие как Закон США о сокращении
инфляции, действие которого, по мнению европейцев, может нанести серьезный
ущерб экономике стран Евросоюза. Несмотря на достигнутые в 2022-2023 гг. рамоч-
ные договоренности, в ЕС не видят надежных оснований для устранения негативных
последствий IRA.
В настоящее время важнейшая причина противоречий США и ЕС в торгово-
экономической сфере - усиление в мире геополитического соперничества. Главен-
ствующая роль технологий как в экономической, так и в военной сфере создает
предпосылки расширения поводов для введения торговых и инвестиционных огра-
ничений. К такого рода односторонним ограничениям во взаимной торговле и кон-
тактах с третьими странами уже неоднократно прибегали в последние годы США и
Евросоюз. Вероятно, такая тенденция сохранится в ближайшем будущем. На уси-
ление разногласий влияет фактор Китая. В Вашингтоне исходят из того, что Запад
должен единым фронтом противостоять КНР под руководством Соединенных
Штатов. В Евросоюзе не согласны с подобным подходом и намереваются прово-
дить собственную линию в отношении Пекина.
Приведенные в статье примеры односторонних мер центральных игроков миро-
вой торговли свидетельствуют о рисках злоупотреблений, которые, скорее всего, со-
хранятся в ближайшие годы. Сомнительно, что ВТО сможет должным образом
удерживать этих игроков в рамках правил многосторонней системы. Очевидно, что
подобная практика, особенно френдшоринг, будет оказывать деструктивное воздей-
ствие на сложившуюся во второй половине ХХ в. систему, основанную на правилах
(Rules-based-System), что может привести к фрагментации глобальной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Громыко Ал.А. (2018) Расколотый Запад: последствия для Евроатлантики. Современная
Европа. № 4. С. 5-16.
Мальцева В., Чупина Д. (2018) Торговый агропротекционизма между США и ЕС: оцен-
ка чувствительных позиций аграрной повестки ТТИП. Экономическая теория и хозяй-
ственная практика: глобальные вызовы. Материалы международной конференции «Эво-
люция международной торговой системы: проблемы и перспективы —2018». 25-27 ок-
тября 2018 года, Санкт-Петербург. Под ред. С.Ф. Сутырина, И.В. Воробьевой, Н.А.
Навроцкой, Л.В. Поповой, О.Ю. Трофименко. Изд-во С.-Петерб. ун-та, Санкт-Петербург. С.
133-141.
Портанский А. (2019) США - Европа: союзнические отношения под угрозой. Совре-
менная Европа. № 6. С. 30-39.
Портанский А. (2019) Дональд Трамп: отход от принципов своих предшественников.
Международная экономика. № 2. C. 21-32.
Портанский А. (2021) ЕС и США: преодоление тяжелого наследия Д. Трампа. РСМД.
22.10.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/es-i-ssha-
preodolenie-tyazhelogo-naslediya-d-trampa/ (дата обращения: 22.05.2023).
Супян В. (2013) США в мировой экономике: перспективы сохранения лидерства. США
и Канада: экономика, политика, культура. № 7. С. 3-16.
Современная Европа, 2023, № 4
130
Алексей Портанский
Шариков П. (2023) Отношения ЕС и США в конце 2022 - начале 2023 гг. Европейский
союз: факты и комментарии. Вып. 111. Декабрь 2022 - февраль 2023. С. 105-108. URL:
http://aevis.ru/upload/ckeditor/files/номер111_merged.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
Capaldo J. (2014) The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disintegra-
tion, Unemployment and Instability. GDAE Working Paper 14-03. October. Global Development
And
Environment
Institute,
Somerville,
USA.
27
p.
URL:
https://sites.tufts.edu/gdae/files/2019/10/14-03CapaldoTTIP.pdf (accessed: 22.05.2023).
Crespi F., Caravella S., Menghini M., Salvatori C. (2021) European Technological Sover-
eignty: An Emerging Framework for Policy Strategy. Intereconomics: Review of European Eco-
nomic Policy. Vol. 56. No. 6. P. 348-354.
Krueger A. (2021) Biden's Trumpy Start on Trade. Project Syndicate. 24.05.2021. URL:
https://www.project-syndicate.org/commentary/bidens-trade-policy-is-a-lot-like-trumps-by-anne-
o-krueger-2021-05?utm_source=Project+Syndicate+Newsletter&utm_campaign=88d95de03c-
sunday_newsletter_05_30_2021&utm_medium=email&utm_term=0_73bad5b7d8-88d95de03c-
107242922&mc_cid=88d95de03c&mc_eid=3ec6bd5598 (accessed: 22.05.2023).
Renda A. (2021) The EU Industrial Strategy: Towards a Post-Growth Agenda? Intereconomics.
Vol. 56(3). P. 133-138.
EU - US: New Barriers to Trade
A.P. Portanskiy
Candidate of Sciences (Economics)
Professor of the HSE University, Leading researcher at the IMEMO RAS
17, Malaya Ordynka Street, Moscow, Russia, 101000
E-mail: portanskiy@gmail.com
Abstract. The article analyses the reasons for the complication of trade and economic
relations between the European Union and the United States in recent years. The first
section is devoted to the failed bilateral TTIP project, which was given strategic im-
portance under the Obama administration. The destructive role of the Trump admin-
istration's policy toward the EU is noted. The hopes of improving bilateral relations af-
ter the arrival of the Biden administration were justified to a limited extent. New areas
of conflict have emerged alongside the resolution of existing trade disputes. The Infla-
tion Reduction Act adopted in the U.S. in 2022 became the most acute cause for dis-
cord. It has not yet been possible to reach a full agreement on how to mitigate negative
consequences of this law for the EU. The EU, for its part, is forced to take retaliatory
measures to protect its interests, including by strengthening its technological sovereignty,
protection from economic coercion by third countries, etc. The analysis of emerging
contradictions between the U.S. and Europe in the 21st century in trade and economic
sphere leads to the conclusion that their most important cause is the increase in geopo-
litical rivalry throughout the world, due to which trade is progressively affected by geo-
political reasons. At the same time, the problem of confrontation with China intensifies
the differences between the U.S. and the EU.
Key words: EU, US, TTIP, Inflation Reduction Act, technological sovereignty
DOI: 10.31857/S020170832304006X
EDN: bwhuzr
Современная Европа, 2023, № 4
ЕС - США: новые барьеры в торговле
131
REFERENCES
Capaldo J. (2014) The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disinte-
gration, Unemployment and Instability, GDAE Working Paper 14-03, October, Global Develop-
ment
And
Environment
Institute,
Somerville,
USA.
URL:
https://sites.tufts.edu/gdae/files/2019/10/14-03CapaldoTTIP.pdf (accessed: 22.05.2023).
Crespi F., Caravella S., Menghini M., Salvatori C. (2021) European Technological Sover-
eignty: An Emerging Framework for Policy Strategy, Intereconomics: Review of European Eco-
nomic Policy, 56(6),· pp. 348-354.
Gromyko А.А. (2018) Raskoloty Zapad: posledstviya dlya Yevroatlantiki [A Fractured West:
Implications for the Euro-Atlantic], Sovremennaya Evropa, 4, pp. 5-16. (In Russian).
Krueger A. (2021) Biden's Trumpy Start on Trade, Project Syndicate, 24.05.2021. URL:
https://www.project-syndicate.org/commentary/bidens-trade-policy-is-a-lot-like-trumps-by-anne-
o-krueger-2021-05?utm_source=Project+Syndicate+Newsletter&utm_campaign=88d95de03c-
sunday_newsletter_05_30_2021&utm_medium=email&utm_term=0_73bad5b7d8-88d95de03c-
107242922&mc_cid=88d95de03c&mc_eid=3ec6bd5598 (accessed: 22.05.2023).
Maltseva V., Chupina D. (2018) Torgovy agroprotektsionism mezhdu SSHA I YES: otsenka
chuvstvitelnykh pozitsy agrarnoy povestki TTIP [U.S.-EU trade agroprotectionism: assessing the
sensitivities of the TTIP agrarian agenda. Global Challenges], in Sutyrina S.F., I.V. Vorob'eva I.V.,
Navrotskaya N.A., Popova L.V., Trofimenko O.Yu. (ed.) Materialy mezhdunarodnoi konferentsii
“Evolyutsiya mezhdunarodnoi torgovoi sistemy: problemy i perspektivy —2018”. 25-27 oktyabrya
2018 goda, Sankt-Peterburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta, Sankt-Peterburg, Russia, pp. 133-141.
Portanskiy A. (2019) SCHA I Yevropa. Soyuznicheskiye otnosheniya pod ugrozoy [U.S.-
Europe: Allied relations under threat], Sovremennaya Evropa, 6, pp. 30-39. (In Russian).
Portanskiy A. (2019). Donald Trump: otkhod ot printsypov svoikh predshestvennikov. [Don-
ald Trump: a departure from the principles of his predecessors], Mezhdunarodnaya ekonomika, 2,
pp. 21-32. (In Russian).
Portanskiy A. (2021) YES I SSHA: preodoleniye tyazhologo naslediya Trampa [The EU and
the
U.S.:
overcoming Trump's difficult
legacy],
RIAC,
22.10.2021.
URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/es-i-ssha-preodolenie-tyazhelogo-
naslediya-d-trampa/ (дата обращения: 22.05.2023). (In Russian).
Renda A. (2021) The EU Industrial Strategy: Towards a Post-Growth Agenda? Intereconomics,
56(3), pp.133-138.
Sharikov P. (2023) Otnosheniya YES I SSHA v kontse 2022 - nachale 2023 гг. [EU-US rela-
tions in late 2022 and early 2023. European Union: Facts and Comments], Evropeyskiy soyuz: fak-
ty
I
kommentarii,
111, Dekabr
2022
- fevral
2023, pp.
105-108. URL:
http://aevis.ru/upload/ckeditor/files/номер111_merged.pdf (accessed: 22.05.2023). (In Russian).
Supyan V. (2013) Ekonomicheskaya teoriya I khozyastvennaya praktika: Globalnye vyzovy.
[Economic Theory and Economic Practice: Global Challenges], SSHA I Kanada: ekonomika, poli-
tika, kultura, 7, pp. 3- 16. (In Russian).
__________________________________
Современная Европа, 2023, № 4