Современная Европа, 2023, № 5, с. 57-71
УДК 323
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГЕРМАНИИ
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА1
© 2023 г. ХОРОЛЬСКАЯ Мария Витальевна
Кандидат политических наук
Научный сотрудник ИМЭМО им Е. М. Примакова РАН
РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Поступила в редакцию 23.05.2023
После доработки 26.06.2023
Принята к публикации 04.07.2023
Аннотация. Статья посвящена проблеме продовольственной безопасности Гер-
мании в условиях конфликта на Украине. Цель исследования - анализ устойчи-
вости немецкой системы продовольственной безопасности и влияния на нее
украинского кризиса. В статье рассмотрены немецкое понимание концепции
продовольственной безопасности и уровень самообеспечения основными про-
дуктами в Германии. Сделан вывод о влиянии украинского конфликта на различ-
ные импортируемые товары. Для того чтобы выявить, как в ФРГ понимается
продовольственная безопасность и насколько это соответствует подходам меж-
дународных организаций, проанализированы документы Продовольственной и
сельскохозяйственной организации ООН, правительства ФРГ, а также федераль-
ного министерства продовольствия и сельского хозяйства. На основании стати-
стических данных, представленных министерством продовольствия и сельского
хозяйства, федеральным агентством сельского хозяйства и продовольствия, фе-
деральным статистическим ведомством, сделан вывод об уровне самообеспечен-
ности ФРГ продуктами питания. Для выявления воздействия украинского кон-
фликта на продовольственную безопасность Германии рассмотрены открытые
данные колебания поставок масличных культур и масла. Анализ официальных
документов и статистических данных показал, что ФРГ добилась самообеспече-
ния основными продуктами питания, поэтому в национальных стратегиях акцент
1 Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и
технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего
образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлени-
ям научно-технологического развития (Соглашение No 075-15-2020-783).
58
Мария Хорольская
сделан на усилении устойчивости сельского хозяйства и повышении качества
продукции. Слабый элемент продовольственной безопасности - импорт масла и
масличных культур, поставки которых сократились в 2022 г. Одновременно серь-
езной угрозой продовольственной безопасности могут оказаться повышение цен
и спад поставок газа и удобрений.
Ключевые слова: Германия, продовольственная безопасность, импорт продо-
вольствия, экспорт продовольствия, масличные культуры, удобрения
DOI: 10.31857/S0201708323050054
EDN: xzwfeb
Продовольственная безопасность - одна из основных задач государства и важ-
нейшая глобальная проблема. Все чаще звучат заявления, что кризисы последних
лет подорвали мировую ситуацию с обеспечением продовольствия1. Цель статьи -
анализ устойчивости немецкой системы продовольственной безопасности и влия-
ния на нее украинского кризиса. Внимание к Германии обусловлено тем, что Бер-
лин выступает одним из неформальных лидеров ЕС и страна играет значимую роль
в мировой торговле продовольствием2 (3-е место по импорту и 4-е по экспорту
продукции в 2021 г.)3. В статье рассмотрены понимание ФРГ продовольственной
безопасности, уровень самообеспеченности и риски, с которыми столкнулась про-
довольственная система Германии с 2022 г.
Продовольственная безопасность рассматривалась широким кругом авторов.
Н.В. Галищева, Л.С. Ревенко, Н.С. Ревенко, О.И. Солдатенко исследовали эту про-
блему в Азии и Африке [Галищева, 2018; Ревенко, Петрова, 2021; Ревенко и др.,
2022]. М.Ю. Апанович, О.Н. Барабанов, Е.А. Маслова, А. Кауфманн, Н. И Шагайда,
В. Я. Узун анализировали проблемы продовольственной политики и безопасности в
России и странах ЕС [Шагайда, Узун, 2015; Апанович и др., 2022]. В.И. Добросоц-
кий и Л. Набойщиковас изучали этапы формирования единой аграрной политики
стран Евросоюза [Набойщиковас, 2012; Добросоцкий, 2019].
Е.Г. Мухина и В.В. Кудинов исследовали реализацию права на достаточное пи-
тание нуждающихся слоев в ЕС [Кудинов, Мухина, 2021]. Изменения в экономике
ФРГ под влиянием украинского конфликта рассматривали В.Б. Белов и А.В. Котов
[Белов, 2022; Белов, Котов, 2023]. Продовольственная безопасность Германии в
прошлом десятилетии также рассматривалась рядом исследователей [Корнекова,
1 Götz L., Rudolff B. Ukraine-Krieg und Ernährungssicherheit: Umsichtige “Food First” Strategie
für
den
Herbst
entwickeln.
SWP.
09.03.2022.
2 Высокие цифры экспорта и импорта обусловлены не только продовольственными потреб-
ностями, но и развитым сектором пищевой промышленности Германии. ФРГ закупает
сельскохозяйственную продукцию для переработки и продажи в другие страны.
3
ния: 01.04.2023).
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
59
Мусникова, 2016], однако современное состояние проблемы требует дальнейшего
изучения.
Немецкое понимание концепции продовольственной безопасности
Понятие продовольственной безопасности имеет два измерения: национальное
- необходимость гарантировать продовольствие для населения своей страны - и
международное - борьба с голодом и его причинами во всем мире.
После окончания Второй мировой войны страны делали акцент на самообес-
печении продовольствием [Добросоцкий, 2019: 16]. Однако постепенно представ-
ление о продовольственной безопасности смещалось от национальной автаркии -
способности государства самостоятельно обеспечивать население достаточным
количеством еды - к экономической доступности продовольствия1. С 1990-х гг.
новыми составляющими становятся качество продуктов питания и принципы
устойчивого развития во всей продовольственной цепочке [Апанович и др., 2022:
10-11].
Достижение продовольственной безопасности в глобальном масштабе призна-
ется общей целью. В 2000 г. государства-члены ООН одобрили 8 Целей развития
тысячелетия, одна из которых - сокращение вдвое голодающего населения к
2015 г. В 2015 г. Генеральная Ассамблея представила новый документ «Преобра-
зование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до
2030 года», содержащий 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Вторая ЦУР -
«Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение
питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства».
Единое определение продовольственной безопасности и список критериев для
ее исследования отсутствуют [Ревенко и др., 2019]. Продовольственная и сельско-
хозяйственная организация ООН (ФАО) определяет продовольственную безопас-
ность как возможность для всех людей постоянно питаться экономически доступ-
ной, безопасной, полезной пищей, которая удовлетворяет их диетические потреб-
ности и предпочтения для активной и здоровой жизни2. Важными показателями
становятся наличие продуктов, доступность продовольствия, стабильность обеспе-
чения и качество потребления [Галищева, 2018: 151-156].
В Германии также нет единого определения продовольственной безопасности,
но анализ программных документов показывает, что ФРГ понимает этот концепт в
предложенных ФАО рамках. На сайте правительства продовольственная безопас-
ность рассматривается в глобальном масштабе как реализация второй ЦУР3.
В 2021 г. вышла обновленная версия стратегии устойчивого развития Германии.
1 FAO. Trade and Food Security: Conceptualizing the Linkages. Rome.
2003. URL:
2
FAO.
Food
Security.
Policy
Brief.
Issue
2.
06.2006.
URL:
te.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
Современная Европа, 2023, № 5
60
Мария Хорольская
В ней одна из важнейших задач - обеспечение на международном, европейском и
национальном уровне всего населения в достаточной степени разнообразным, без-
опасным, доступным продовольствием и здоровым питанием: создание условий для
защиты окружающей среды и климата, улучшение условий содержания сельскохо-
зяйственных животных, уважение прав производителей и оптимизация условий их
труда и жизни, а также сохранение привлекательности сельской местности1.
Политика, направленная на сокращение голодающего населения в мире, нахо-
дится в ведении Федерального министерства экономического сотрудничества и
развития. В рамках борьбы с голодом министерство финансирует в уязвимых стра-
нах проекты, направленные на укрепление продовольственной безопасности, раз-
витие с/х регионов, переход к устойчивому сельскому хозяйству2.
Национальные стратегии разрабатываются под руководством Федерального
министерства продовольствия и сельского хозяйства. В Германии отсутствует еди-
ная стратегия продовольственной безопасности (разработка планируется к концу
2023 г.), однако на сайте министерства представлен рамочный документ «Путь к
правительственной стратегии питания»3. Кроме того, в стране разработан ряд про-
грамм, посвященных отдельным аспектам расширенного понимания концепции.
В рамочном документе внимание уделено здоровому питанию населения, осо-
бенно детей и молодежи4. Эта цель предполагает повышение качества продоволь-
ствия, в т. ч. общественного питания. Кроме того, планируется улучшить информи-
рование потребителей о том, насколько экологичным и здоровым является про-
дукт5. Важным остается социальный аспект - обеспечение доступа к здоровой пи-
ще незащищенных слоев населения.
Повысить качество питания призвана Национальная стратегия сокращения со-
держания сахара, жиров и соли в готовых продуктах, которая направлена на реше-
ние проблемы ожирения и улучшение здоровья немцев за счет снижения калорий-
ности и вредных добавок готовой пищи6. Контролю качества продукции посвящена
Стратегия безопасности продуктов питания7. Лабораторным анализом продоволь-
1 Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie Weiterentwicklung 2021. Berlin. Die Bundesregierung. 2020.
P. 58.
2
Leben ohne Hunger
- Transformation der Agrar- und Ernährungssysteme. URL:
3 Eckpunktepapier: Weg zur Ernährungsstrategie der Bundesregierung. BMEL. 21.12.2022. URL:
4 Там же. P. 2.
5 Там же. P. 5.
6 Nationale Reduktions- und Innovationsstrategie für Zucker, Fette und Salz in Fertigprodukten.
URL:
7
Strategien
der
Lebensmittelsicherheit.
BMELV.
2013.
URL:
(дата
обращения:
01.04.2023).
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
61
ствия занимается подведомственный Федеральному агентству сельского хозяйства
и продовольствия Федеральный институт оценки рисков, который с 2015 г. прово-
дит мониторинг потребляемых в ФРГ продуктов питания. В 2023 г. институт выпу-
стил отчет, подтверждающий высокий стандарт безопасности пищевых продуктов в
Германии1.
Другим направлением обеспечения продовольственной безопасности выступает
экология - снижение выбросов CO2 и переход к устойчивому сельскому хозяйству.
Для сокращения выбросов парниковых газов рамочная стратегия предлагает сни-
зить производство и потребление мяса и увеличить долю растительной пищи2. Эта
мера также должна способствовать борьбе с ожирением. Кроме того, документ вы-
ступает за увеличение доли сезонных и производимых в регионе потребления про-
дуктов. Важнейшая мера - сокращение продуктовых отходов. С этой целью в ФРГ
подготовлены стратегия и дорожная карта. К продуктовым отходам относят сель-
скохозяйственную продукцию, испортившуюся на этапе производства, транспорти-
ровки или реализации3.
ФРГ выступает за переход к экологически устойчивым сельскохозяйственным и
продовольственным системам. Продовольственная система в немецкой стратегии
устойчивого развития понимается как «взаимосвязь и взаимозависимость способов
производства, переработки и транспортировки сельскохозяйственной продукции, а
также потребления и оборота продуктов питания»4. В 2019 г. министерство продо-
вольствия и сельского хозяйства выпустило Стратегию устойчивого сельского хо-
зяйства и питания5, в рамках которой рассматриваются меры для перехода к ответ-
ственному производству и потреблению, устойчивому рыболовству и земледелию,
а также для поддержания биоразнообразия.
Для повышения устойчивости земледелия правительство ФРГ экономически
поддерживает фермеров, внедряющих более экологические и инновационные ме-
тоды производства сельскохозяйственной продукции. К 2030 г. предполагается
1 Was im Essen steckt Abschlussbericht BfR-MEAL-Studie. Bundesinstitut für Risikobewertung.
2 Eckpunktepapier: Weg zur Ernährungsstrategie der Bundesregierung. BMEL. 21.12.2022. P. 6.
URL:
3 Nationale Strategie zur Reduzierung der Lebensmittelverschwendung. Berlin. BMEL. 2019.
URL:
ionale_Strategie_Lebensmittelverschwendung_2019.pdf?__blob=publicationFile&v=3 (дата об-
ращения: 25.03.2023).
4 Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie Weiterentwicklung 2021. P. 58.
5 Strategien für eine nachhaltige Landwirtschaft und Ernährung. Bundesregierung. URL:
Современная Европа, 2023, № 5
62
Мария Хорольская
также увеличить до 30% долю с/х угодий, обрабатываемых методами органическо-
го земледелия1.
Реализуемая с 2012 г. Стратегия белковых растений направлена на увеличение
производства растительного белка, в первую очередь бобовых, площади которых
сокращались в силу меньшей рентабельности. Увеличение производства данных
культур призвано расширить не только разнообразие предлагаемых продуктов, но и
севооборот для поддержания плодородности почвы2.
Продовольственная безопасность и уровень самообеспечения
Немецкое понимание продовольственной безопасности с акцентом на междуна-
родных проблемах, устойчивом развитии и качестве продуктов обусловлено тем,
что перед страной не стоит проблема самообеспечения. Степень самообеспеченно-
сти продуктами рассчитывается как процентное соотношение собственного с/х
производства к потреблению.
По данным министерства продовольствия и сельского хозяйства, уровень само-
обеспечения продовольствием в Германии составляет 87% (без иностранных кор-
мов - 81%)3. При этом уровень самообеспечения различными продуктами серьезно
различается.
ФРГ способна обеспечить себя важнейшими видами продукции (картофелем,
сахаром, мясом, молоком и зерновыми). Более того, в 2021 г. Германия была круп-
нейшим в ЕС производителем картофеля, свинины, молока. Страна незначительно
отстает от лидера - Франции - по производству сахара, рапса, репы, мяса птицы и
яиц4. Наибольшие объемы производства дают зерновые культуры (43 268 тыс. т в
2020-2021 гг.) и картофель (11 715 тыс. т)5. При этом Германия не может самостоя-
тельно обеспечить разнообразное питание. В стране производится недостаточное
количество фруктов (20%), овощей (35%), растительных масел и жиров (26%), бо-
бовых (61%), яиц (73%), рыбы (20%) (Табл. 1).
1 Öko-Landbau stärken: Prozess zur Weiterentwicklung der Zukunftsstrategie ökologischer Land-
bau.
BMEL.
URL:
2
Eiweißpflanzenstrategie
des
BMEL.
URL:
ращения: 01.04.2023).
4 Anteile der EU-Mitgliedstaaten an der mengenmäßigen Agrarproduktion. BMEL. URL:
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
63
Таблица 1
Уровень самообеспеченности ФРГ сельскохозяйственными продуктами
2017-2021 гг. (в %)
Продукты
2016/17
2017/18
2018/19
2019/20
2020/21
Твердые и мягкие сорта пшеницы
120
117
107
124
118
Рожь
93
98
87
92
83
Другие сорта
92
97
77
87
88
Зерновые всего
105
107
91
104
101
Бобовые
77
75
51
53
61
Картофель
152
148
138
144
143
Сахар
125
168
140
147
145
Овощи
36
38
35
37
35
Фрукты
22
13
22
20
20
Продукты
2017
2018
2019
2020
2021
Говядина и телятина
98
97
98
94
98
Свинина
120
120
123
127
131
Субпродукты
1 265
884
1 851
2 052
530
Мясо птицы
105
95
97
97
97
Мясо всего
118
115
117
119
120
Рыба и рыбные продукты
25
25
21
19
20
Продукты из свежего молока
117
116
117
117
118
Сыр
125
125
124
126
127
Свежий сыр
136
142
142
142
143
Растительные масла и жиры
32
28
21
21
26
Сливочное масло
100
99
103
96
92
Яйца и яичные продукты
70
70
71
71
73
Составлено по: Selbstversorgungsgrad bei landwirtschaftlichen Erzeugnissen. BMEL. URL:
jahrbuchs (дата обращения: 01.04.2023).
Невысокое производство бобовых обусловлено относительно низкой урожайно-
стью и прибылью, сложностью выращивания и сбыта данной культуры по сравне-
нию с зерновыми, сахарной свеклой, кукурузой и рапсом. Снижение площадей бо-
бовых привело к сокращению возможностей их переработки, исследований, а также
к падению конкурентоспособности отрасли. Для того, чтобы остановить спад на
национальном и европейском уровнях, в ФРГ и ЕС действуют программы под-
держки белковых культур.
Низкий уровень производства фруктов связан с географическими условиями:
не все регионы страны пригодны для выращивания теплолюбивых сортов. Произ-
водство овощей и фруктов - трудоемкое занятие, требующее большого количе-
ства рабочей силы и вложений. Недостаток производства восполняется импортом.
Современная Европа, 2023, № 5
64
Мария Хорольская
В 2021 г. ФРГ импортировала свежие овощи на сумму в 5 384 млн евро, свежие
фрукты - 3 662,2 млн евро, а также сухофрукты и орехи - 3 662,2 млн евро1.
Другие важнейшие статьи импорта - масличные культуры, которые в 2021 г.
были импортированы на сумму в 5 148 млн евро. Германия также зависит от им-
порта рыбы (4 879 млн евро)2, которая используется как для внутреннего потребле-
ния, так и для производства продукции, идущей на экспорт. Несмотря на большие
объемы импорта зерна, свинины, хлеба и выпечки, шоколада и шоколадных изде-
лий, Германия не только обеспечена этими продуктами, но и является нетто-
экспортером.
Важный элемент продовольственной безопасности - надежность поставок. Ос-
новной объем импорта продуктов питания и с/х продукции в Германию приходится
на страны ЕС (67 342 млн евро в 2021 г.). При этом значительные объемы поставок
из Нидерландов и Бельгии частично являются вторичными. За пределами ЕС круп-
нейшие поставщики в ФРГ - Бразилия (3 098 млн евро), США (2 443 млн евро), Ки-
тай (1 752 млн евро), Турция (1 687 млн евро) и Швейцария (1 660 млн евро)3.
Основные поставки овощей в Германию идут в рамках ЕС. Преобладающая
часть приходится на Испанию (1 177 тыс. тонн) и Нидерланды (1 065 тыс. тонн).
Испания также выступает основным поставщиком фруктов4. Растительные масла
по статистике в первую очередь поставляются в ФРГ из Нидерландов, однако в
данном случае речь идет о частичном экспорте продукции из третьих стран, до-
ставленной в ЕС через нидерландские морские порты. Одним из поставщиков под-
солнечного масла в Германию является Украина.
Германия выступает также экспортером продовольствия (4-е место в мире по
стоимости экспортированных продовольственных товаров)5. Главные экспортируе-
мые продукты - свинина (6 708 млн евро в 2021 г.), сыр и творог (4 587 млн евро),
шоколад и шоколадные изделия (4 583 млн евро), зерновые (3 959 млн евро) и др.6
Основные потоки экспорта идут в страны ЕС (даже если принимать во внимание
эффект Роттердама), где основными импортерами являются Нидерланды, Франция,
1
(дата
обращения: 01.04.2023).
2 Там же.
3
ния: 01.04.2023).
4 Einfuhr von frischem Obst, Südfrüchten und Gemüse nach Ländern. URL: https://www.bmel-
ращения: 01.04.2023).
5
Stellung
Deutschlands
im
Weltagrarhandel.
URL:
ния: 01.04.2023).
6
ния: 01.04.2023).
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
65
Италия, Польша и Австрия. За пределами ЕС большие объемы немецких товаров
идут в Великобританию, Швейцарию, США и Китай.
Таким образом, Германия может обеспечить себя значительной частью основ-
ных продуктов питания. Импорт продовольствия важен для поддержания разнооб-
разия рациона (обеспечения населения овощами, фруктами, рыбой), при этом зна-
чимая доля закупок компенсируется надежностью поставщиков (высокая доля
стран-членов Евросоюза). Слабым элементом выступают поставки масличных
культур (и масла), значительная доля которых поставлялась из стран за пределами
ЕС, в т. ч. из Украины.
Влияние украинского конфликта
Вскоре после начала конфликта на Украине международные организации, ана-
литические центры и СМИ высказали беспокойство, что боевые действия негатив-
но повлияют на мировую продовольственную безопасность.
Уровень торговли продуктами продовольствия Украины и ФРГ относительно
невысок. В 2021 г. импорт украинской с/х продукции в Германию составлял 550,2
млн евро, а импорт продуктов питания и кормов - 277,4 млн евро. В 2022 г. стои-
мость поставляемых продуктов упала совсем немного (309 млн евро), а стоимость
с/х продукции даже выросла (702,3 млн евро), что в первую очередь связано с ро-
стом цен на продукты в целом1.
Тем не менее картина разнилась в зависимости от категории экспорта. Напри-
мер, сбой в поставках зерна сильно не повлиял на Германию. В 2021 г. поставки из
Украины составляли только 4,5% от всего импорта зерновых в ФРГ (к тому же
немецкий экспорт превышает импорт)2.
Как было отмечено, слабый элемент самообеспечения - растительное масло
(26%). Несмотря на то что Германия является нетто-экспортером соевого и рапсо-
вого масла, оно производится преимущественно на импортируемом сырье.
Поставки сои практически не были затронуты кризисом, т. к. основные экспор-
теры этого продукта - Бразилия (44% в 2019 г.) и США (43%)3. Большее беспокой-
ство вызвала ситуация с рапсовым маслом: только 43% продукта производится на
отечественном сырье, а остальной рапс завозится из Австралии (18%), Нидерлан-
1 Außenhandel mit der Ukraine nach Güterabteilungen des Güterverzeichnisses für Produk-
tionsstatistiken.
Statistisches
Bundesamt.
URL:
(дата
обращения: 01.04.2023).
2
Nahrung.
Statistisches
Bundesamt.
URL:
3 Bericht zur Markt- und Versorgungslage. Ölsaaten, Öle und Fette - 2022. Bonn. Bundesanstalt
für
Landwirtschaft
und
Ernährung.
2022.
P.
32.
URL:
щения: 01.04.2023).
Современная Европа, 2023, № 5
66
Мария Хорольская
дов (16%), Франции (15%) и Украины (13%)1. Начало украинского конфликта по-
ставило под угрозу поставки и, соответственно, производство масла и корма для
скота на основе жмыха.
Однако, согласно данным Федерального агентства сельского хозяйства и про-
довольствия, импорт рапса сократился только в летние месяцы (подобное сезонное
сокращение характерно для других лет), но с осени начал расти2. Таблица 2 свиде-
тельствует о том, что объемы продукта в Германии в 2022 г. снизились по сравне-
нию с прошлым годом, при этом импорт даже повысился. Сокращение объема свя-
зано с меньшим производством данной культуры в ФРГ. Данные рисунка 1 показы-
вают, что ранее снижение внутренних закупок Германия компенсировала увеличе-
нием импорта. С 2016 по 2020 гг. урожай рапса в ФРГ постепенно уменьшался, и
только в 2021 г. отмечается рост производства.
Таблица 2
Обеспеченность ФРГ рапсом, рапсовым маслом и другими масличными
культурами в 2016-2022 гг. (в 1000 т)
Продукты
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Имеющиеся в наличии в ФРГ масличные культуры
Рапс
9 434,4
9 319,5
8 796,4
9 267,8
9147,7
9431,5
8766,1
Рапс, произведенный в Германии
5 261,8
4 079,1
3 877,1
3 971,1
3368,6
4299,0
3349,3
Импортируемый рапс
4 172,6
5 240,4
4 919,3
5 296,7
5779,1
5132,5
5416,9
Другие
3 854,3
3 645,7
3 697,5
3 307,2
3351,6
3593,1
3498,3
Всего
13 288,7
12 965,2
12 493,9
12 575,1
12499,3
13024,6
12264,4
Производство растительных масел и жиров (сырое масло).
Рапсовое
4065,9
3 978,9
3 793,2
3 828,8
3771,6
4008,9
3714,5
Другие сорта
791,8
770,8
787,0
706,2
723,2
743,8
730,6
Всего
4857,7
4 749,7
4 580,2
4 535,0
4494,8
4752,7
4445,1
Имеющиеся в наличии в ФРГ объем жмыха
Рапс
5 284,7
5 227,5
4 977,9
5 169,4
5201,4
5444,1
4867,1
Другие сорта
2 977,9
2 773,8
2 887,3
2 502,2
2684,8
2780,1
2660,7
Всего
8 262,6
8 001,3
7 865,2
7 671,6
7886,2
8224,1
7527,8
Составлено по: Bericht über Öle und Fette für Deutschland 2022 - vorläufige Zahlen.
1 Versorgungsbilanz 2021: Selbstversorgungsgrade von Rapsöl und Sonnenblumenöl leicht gestie-
gen. URL:
ml (дата обращения: 01.04.2023).
2
Bericht über Öle und Fette für Deutschland
2022
- vorläufige Zahlen. URL:
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
67
Рисунок 1
Обеспеченность ФРГ рапсом в 2016-2022 гг. (в 1000 т.)
Составлено по: Bericht über Öle und Fette für Deutschland 2022 - vorläufige Zahlen.
Таким образом, в 2022 г. боевые действия на Украине существенно не повлияли
на поставки рапса в ФРГ. Кроме того, у Германии есть внутренний потенциал для
увеличения производства в случае внешних кризисов.
Сложнее обстоит ситуация с подсолнечным маслом. ФРГ является импортером
как семян подсолнечника, так и производимого из него масла. По данным Феде-
рального статистического агентства Германии, основными странами-поставщиками
подсолнечного масла были Нидерланды (35%), Венгрия (29%) и Украина (19%),
однако, предположительно, значительная часть экспорта из Нидерландов происхо-
дила из третьих стран1.
Импорт подсолнечного масла в Германию в 2022 г. сократился. В прошлом
году ФРГ импортировала 298,3 тыс. т масла2, в 2021 г. - 347,6 тыс. т, в 2019 г. -
388,7 тыс. т. Однако объем импорта по-прежнему превышает показатели 2017 г.3
1 Там же.
2 Export- und Importmenge von rohem Sonnenblumenöl in Deutschland bis 2022. Statista. URL:
(дата обращения: 02.04.2023); Statistisches Bundesamt. Genesis-online. URL: https://www-
genesis.destatis.de/genesis/online?operation=ergebnistabelleUmfang&levelindex=2&levelid=168
0383573485&downloadname=51000-0013#abreadcrumb (дата обращения: 2.04.2023).
3 Там же.
Современная Европа, 2023, № 5
68
Мария Хорольская
Несмотря на снижение закупок подсолнечного масла, немецкие потребители не
столкнулись с нехваткой продукции: широкий ассортимент масел позволил части
населения переориентироваться на другие виды продукции (рапсовое, оливковое
и др.).
Украинский кризис только частично затронул обеспеченность сельского хозяй-
ства кормами для скота. Большая часть кормов (95%)1 производится в Германии, и
только в белковых кормах страна зависит от импорта. Их значительную долю со-
ставляет жмых масличных культур (рапс и соя). Из таблицы 2 видно, что объем
рапсового жмыха в 2022 г. действительно сократился. При этом поставки сои в
2021-2022 гг. сельскохозяйственном году продолжались в прежнем масштабе2.
Серьезным вызовом для немецкой продовольственной безопасности стали не
только сокращение поставок продукции, но и повышение стоимости и сокращение
объема удобрений. По данным Федерального статистического агентства Германии
в первой половине 2022 г. импорт удобрений снизился на 11%. При этом снижение
объемов поставляемого в страну газа и повышение цены на голубое топливо приве-
ли к снижению производства удобрений.
По немецкому сельскому хозяйству и пищевой промышленности также ударило
повышение цен на энергоносители. Для поддержки национального производства и
минимизации негативного эффекта кризиса ФРГ прибегло к субсидированию и в
2022 г. выделило 120 млн евро в помощь частному сектору. Еще 60 млн евро полу-
чено из европейского фонда (не более 15 тыс. евро на одного предпринимателя).
Переданные средства призваны снизить издержки от роста цен на отопление, элек-
троэнергию, корма и удобрения3.
*
*
*
В связи с тем, что Германия добилась самообеспечения основными продуктами
питания, в продовольственных стратегиях акцент сделан на развитии устойчивого
сельского хозяйства, сокращении отходов, повышении качества продовольствия, а
также помощь нуждающимся странам.
Важная задача для ФРГ - обеспечение разнообразного питания, т. к. страна по-
крывает потребности в овощах, фруктах, масличных культурах и масле, а также рыбе
за счет импорта. Надежность поставок обеспечивается тем, что большая часть им-
1 Woher kommt das Futter für unsere Nutztiere? Bundesinformationzentrum für Landwirtschaft.
URL:
2 Расчеты по: Tabellenübersicht Futteraufkommen 2021/22 (vorläufig), Futteraufkommen im
Wirtschaftsjahr
2020/2021.
URL:
3
Hilfsprogramme
für
die
Landwirtschaft.
URL:
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
69
порта фруктов и овощей поступает из стран ЕС. Слабым элементом продовольствен-
ной безопасности выступает импорт масла и масличных культур, которые в большем
объеме поступают из третьих стран. Несмотря на беспокойства, выраженные вес-
ной 2022 г., поставки рапса в Германию не сократились, однако общие запасы
культуры упали. Это позволяет предположить, что ФРГ рассчитывала на большие
объемы импорта. Одновременно сократились поставки подсолнечного масла.
Большей проблемой для продовольственной системы ФРГ стали увеличение
цен и сокращение поставок газа и удобрений, что вынудило Германию и ЕС оказать
поддержку немецким фермерам. При этом проблемы с поставками газа сохранятся
в Германии в начинающемся сельскохозяйственном году (2023-2024).
Вызовы, с которыми столкнулась ФРГ, побуждают страну продолжать выра-
женную в стратегических документах политику. Особую актуальность приобрета-
ют стратегия увеличения посадок белковых растений и повышение доли органиче-
ского земледелия. Однако данные меры не смогут в короткий срок и в полном объ-
еме решить существующие проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Апанович М., Барабанов О., Кауфманн А., Маслова Е. (2022) Изменение климата и про-
довольственная безопасность: ждёт ли нас продовольственный тоталитаризм. Фонд раз-
вития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», Москва. 32 с.
Белов В.Б. (2022) Экономическая политика правительства Германии под влиянием
украинского кризиса, Европейский союз: факты и комментарии. № 108. С. 32-37.
Белов В.Б., Котов А.В. (2023) Экономические связи ЕС и России в условиях ограничи-
тельных мер. Общественные науки и современность. № 2. С. 72-89.
Галищева Н.В. (2018) Продовольственная безопасность в Южной Азии: основные про-
блемы и пути решения. Вестник МГИМО-Университета. № 1(58). С. 148-168.
Добросоцкий В.И. (2019) Обеспечение продовольственной безопасности в странах
Евразийского экономического Союза: мировой и региональные аспекты. Одинцовский фи-
лиал МГИМО, Москва. 128 с.
Корнекова С.Ю., Мусникова М.В. (2016) Об опыте обеспечения продовольственной
безопасности Германии. Развитие экономики в нестабильной международной политиче-
ской ситуации. Под ред. Л.П. Совершаевой. Санкт-Петербургский государственный уни-
верситет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург. С. 141-145.
Кудинов В.В., Мухина Е.Г. (2021) Продовольственная безопасность в Европе: от пра-
ва на обеспечение продовольствием до реализации права на достаточное питание (осо-
бенности экономико-правового обеспечения). Правопорядок: история, теория, практика.
№ 4(31). С. 122-131.
Набойщиковас Л. (2012) Продовольственная безопасность в рамках единой аграрной
политики стран ЕС: развитие и перспективы. Вестник Российского экономического универ-
ситета им. Г. В. Плеханова. № 3. C. 109-112.
Ревенко Л.С., Петрова А.М. (2021) Роль ФАО в решении проблемы глобальной продо-
вольственной безопасности. Современные экономические процессы. № 4. С. 18-37.
Ревенко Л.С., Пантелеева О.И., Исаченко, Т.М. (2019) Вопросы обеспечения продоволь-
ственной безопасности в Европе. Современная Европа.
№ 2. С.
129-141. DOI:
Современная Европа, 2023, № 5
70
Мария Хорольская
Ревенко Л.С., Солдатенкова О.И., Ревенко Н.С. (2022) Продовольственная безопасность
Африки: недоедание и ожирение. Азия и Африка сегодня. № 5. С. 37-45.
Шагайда Н.И, Узун В.Я. (2015) Продовольственная безопасность: проблемы оценки.
Вопросы экономики. № 5. С. 63-78.
German Food Security in Times of Crisis
The article was prepared within the project "Post-crisis world order: challenges and technolo-
gies, competition and cooperation" supported by the grant from Ministry of Science and Higher
Education of the Russian Federation program for research projects in priority areas of scien-
tific and technological development (Agreement № 075-15-2020-783).
М.V. Khorolskaya
Candidate of Sciences (Politics)
Research Associate, Primakov National Research Institute of World Economy
and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Abstract. The article deals with the German food security during the conflict in
Ukraine. The study analyses the German food system resilience and the Ukrainian cri-
sis impact on food security. The author aims to solve several scientific problems as
well. The article examines the German understanding of food security and how the na-
tional concept corresponds to the approaches of international organisations. The author
analyses the level of self-sufficiency in basic food products in Germany and the impact
of the Ukrainian conflict on various imported food products. She examines official
documents of the UN FAO, the government of Germany, and the Federal Ministry of
Agriculture and Food to identify the conception of food security in Germany. The re-
searcher scrutinises statistic data provided by the Federal Ministry of Food and Agri-
culture, the Federal Office for Food and Agriculture, the Federal Statistical Office and
concludes about the level of German self-sufficiency in food. The interpretation of data
data of fluctuations in the supply of oilseeds and oil reveals the effect of Ukrainian cri-
sis on German food security as well. Official papers and statistic data analysis shows
that Germany achieved self-sufficiency in basic food. The country focuses on strength-
ening the sustainability of agriculture and improving food quality in its national strate-
gic papers. The weak element of food security is imports of oil and oilseeds, the supply
of which declined in 2022. At the same time, raising prices and declining supplies of
gas and fertilisers can become a serious threat to food security.
Key words: Germany, food security, food import, food export, oilseeds, fertilisers
DOI: 10.31857/S0201708323050054
EDN: xzwfeb
Современная Европа, 2023, № 5
Продовольственная безопасность Германии в условиях кризиса
71
REFERENCES
Apanovich M., Barabanov O., Kaufmann A., Maslova, E. (2022) Izmenenie klimata i prodo-
vol'stvennaya bezopasnost': zhdet li nas prodovol'stvennyi totalitarizm [Climate Change and Food
Security: Should We Expect Food Totalitarianism?], Fond razvitiya i podderzhki Mezhdunarod-
nogo diskussionnogo kluba ‘Valdai’, Moscow, Russia (In Russian).
Belov V.B.
(2022) Jekonomicheskaja politika pravitel'stva Germanii pod vlijaniem
ukrainskogo krizisa [Economic Policy of German Government amid Ukrainian Crisis], Evropejskij
sojuz: fakty i kommentarii, 108, pp. 32-37. (In Russian).
Belov V.B., Kotov A.V. (2023) Jekonomicheskie svjazi ES i Rossii v uslovijah ogranichitel'n-
yh mer [Eu-Russia Economic Relations in condition of Restrictions], Obshhestvennye nauki i sov-
remennost', 2, pp. 72-89. (In Russian).
Dobrosockij V.I. (2019) Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti v stranah Evrazijskogo
jekonomicheskogo Sojuza: mirovoj i regional'nye aspekty [Ensuring food security in the countries
of the Eurasian Economic Union: global and regional aspects], Odincovskij filial MGIMO, Mos-
cow, Russia. (In Russian).
Galishcheva N.V. (2018) Prodovol'stvennaya bezopasnost' v Yuzhnoj Azii: osnovnye pro-
blemy i puti resheniya [Food security in South Asia: main problems and solutions], Vestnik
MGIMO-Universiteta, 1(58), pp. 148-168. (In Russian).
Kornekova S.Yu., Musnikova M.V. (2016) Ob opyte obespecheniya prodovol'stvennoi be-
zopasnosti Germanii [Ways of Ensuring Food Safety Germany], in Sovershaeva L.P. (ed.) Razvitie
ekonomiki v nestabil'noi mezhdunarodnoi politicheskoi situatsii, Sankt-Peterburgskii gosudar-
stvennyi universitet aerokosmicheskogo priborostroeniya, Sankt-Petersburg, Russia, pp. 141-145.
(In Russian).
Kudinov V.V., Mukhina Ye.G. (2021) Food Security in Europe: from the Right to Food Secu-
rity to the Realization of the Right to Adequate Food [Features of Economic and Legal Support],
Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika, 4, pp. 122-131. (In Russian).
Nabojshhikovas L. (2012) Prodovol'stvennaja bezopasnost' v ramkah edinoj agrarnoj politiki
stran ES: razvitie i perspektivy [Food Security in the Framework of the Common Agricultural Pol-
icy of the EU Countries], Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova,
3, pp. 109-112. (In Russian).
Revenko L.S., Petrova A.M. (2021) Rol' FAO v reshenii problemy global'noi prodovol'stven-
noi bezopasnosti. [The Role of FAO in Tackling the Global Food Security Issue], Sovremennye
jekonomicheskie processy, 4, pp. 18-37. (In Russian).
Revenko L.S., Panteleeva O.I., Isachenko T.M. (2019) Voprosy obespecheniya prodo-
vol'stvennoi bezopasnosti v Evrope [European Regional Food Security Policy Regulation], Sov-
Revenko L.S., Soldatenkova O.I., Revenko,N.S. (2022) Prodovol'stvennaya bezopasnost' Af-
riki: nedoedanie i ozhirenie [Africa's food security: Malnutrition and obesity], Azija i Afrika
segodnja, 5, pp. 37-45. (In Russian).
Shagaida N.I., Uzun V.Ya. (2015) Prodovol'stvennaya bezopasnost': problemy otsenki [Food
security: Problems of assessing], Voprosy ekonomiki, 5, pp. 63-78. (In Russian).
__________________________________________
Современная Европа, 2023, № 5