ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
DOI: 10.31857/S0869049922010038
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
INNOVATIVE DEVELOPMENT MODELS
Оригинальная статья / Original Article
Коалиции за устойчивые финансы
и устойчивое развитие1
© Ю.А. ДАНИЛОВ
Данилов Юрий Алексеевич, Российская академия народного хозяйства и государственной
службы (РАНХиГС) при Президенте РФ (Москва, Россия), ydanilov@rambler.ru
В статье рассматриваются вопросы формирования коалиций за устойчивое развитие и устой-
чивые финансы в развитых странах и в России. В развитых странах широкие общенациональные
коалиции за устойчивое развитие формировались на основе изначально сложившихся отраслевых
коалиций инвесторов и финансовых институтов за устойчивые финансы. Идеологическим ядром та-
ких коалиций стало представление о новых моделях капитализма, основанных на принципах устой-
чивого развития как идеальном общественном устройстве. Примерами таких моделей выступают
концепции стейкхолдерского капитализма и «преобразующей» или «заботливой» экономики. В Рос-
сии аналогичные коалиции намного уже из-за имитации следования ESG-принципам и массового
гринвошинга. Вместе с тем существуют объективные факторы, которые могут привести к расши-
рению ESG-коалиций и усилению стимулов для внедрения модели устойчивого развития в России.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивые финансы, ESG-коалиции, ответственное
инвестирование, ESG-принципы, преобразующая экономика, гринвошинг
Цитирование: Данилов Ю.А. (2022) Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие // Обще-
ственные науки и современность. № 1. С. 7-21. DOI: 10.31857/S0869049922010038
1 Благодарность. Статья написана по материалам научно-исследовательских работ, выполненных в Россий-
ской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в рамках государственного задания.
Автор благодарит научных сотрудников РАНХиГС Д.А.Пивоварова и И.С.Давыдова за подбор материалов и про-
ведение расчетов. Отдельная благодарность неизвестному рецензенту за ценные профессиональные рекомендации.
Acknowledgements.The article is based on the materials of scientific research carried out at the Russian P residential
Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) within the framework of the state assignment.
The author thanks RANEPA researchers D.A. Pivovarov and I.S. Davydov for the selection of materials and calculations.
Special thanks to the unknown reviewer for valuable professional recommendations.
7
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
Coalitions for Sustainable Finance
and Sustainable Development
© Yu. DANILOV
Yuri A. Danilov, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Moscow, Russia), ydanilov@rambler.ru
Abstract. The article studies the formation of coalitions for sustainable development and sustainable
finance in developed countries and Russia. In developed countries, the initially formed sectoral coalitions
of investors and financial institutions for sustainable finance became the basis for the formation of broad
national coalitions for sustainable development. The ideological core of such coalitions was the idea of
new models of capitalism based on the sustainable development principles as an ideal social structure.
Examples of such models are the concepts of stakeholder capitalism and impact (or caring) economy. In
Russia, similar coalitions are much narrower, which is the reason for imitating adherence to ESG principles
and mass greenwashing. At the same time, there are objective factors that can lead to the expansion of ESG
coalitions and increased incentives for the implementation of a sustainable development model in Russia.
Keywords: sustainable development, sustainable finance, ESG coalitions, responsible investment,
ESG principles, impact economy, greenwashing
Сitation: Danilov Yu. (2022) Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development. Obshchestvennye
nauki i sovremennost’, no.1, pp. 7-21. DOI: 10.31857/S0869049922010038 (In Russ.)
Введение
Последние 10-15 лет развитые страны стремительно переходят к новой идеологии
экономического развития, которая ставит во главу угла экологические и социальные цен-
ности и цели. В названии данного типа развития - «устойчивое развитие» (sustainable
development) - подчеркивается, что экономические агенты в его рамках вынуждены ба-
лансировать разные - и в значительной мере противоположные - цели. Поскольку тра-
диционная парадигма экономических наук признает иррациональным одновременное
следование разным целям, в рамках новой идеологии требуется и кардинально трансфор-
мировать теоретические представления о деятельности экономических агентов - в том
числе модифицировать понятие стоимости и опровергнуть ряд основополагающих кон-
цепций традиционной парадигмы. Возможно, в дополнение к жестким, математически
строгим моделям будут активно использовать более гибкие методы эволюционной пси-
хологии, биотехнологий и кибернетики. Подробнее о попытке теоретической революции,
связанной с ростом ответственного инвестирования - одного из важнейших элементов
устойчивого развития - см. [Данилов 2021b].
Переход к модели устойчивого развития не ограничивается изменениями в экономике
и экономической науке. Трансформации подвергаются представления значительной части
человечества о целях и ценностях, в результате чего изменения происходят во всем спектре
гуманитарных наук и в господствующих идеологических императивах.
Цели устойчивого развития зафиксированы в документе Организации Объединенных
Наций [United Nations 2015]. Многие международные организации и государства, ориен-
тируясь на указанные цели, разрабатывают планы по переходу к новой модели. Однако в
последние годы к устойчивому развитию динамичнее стремится частный сектор - в зна-
8
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
чительной мере под воздействием активности частных инвесторов, которые добровольно
налагают на себя ограничения по размещению инвестиций. Такой тип инвестирования
получил название «ответственные инвестиции».
По данным Инициативы «Принципы ответственного инвестирования» (Principles for
Responsible Investment, PRI), поддерживаемой ООН, совокупная стоимость активов под
управлением институциональных ответственных инвесторов, которые подписали PRI, за
период с 2006 г. по 2020 г. возросла с 6,5 трлн долл. до 103,4 трлн долл.2 - почти в 16 раз.
Стремительный рост ответственных инвестиций и последовавшее внедрение стан-
дартов ESG (environmental, social and governance) в функционирование финансовых рын-
ков предопределили особую роль устойчивых финансов в модели устойчивого развития.
Именно через финансовые рынки частные капиталы повлияли на закрепление новой мо-
дели устойчивого развития в качестве консенсусного видения «прекрасного будущего»
человечества. Следует отметить, что именно через данный канал крупнейшие предпри-
ниматели развитых стран воздействовали на общественное мнение своим примером, ин-
вестируя собственные капиталы в соответствии с принципами ESG. Автор не обнаружил
работы, которые эмпирически подтверждают значимость ответственного инвестирования
отдельных частных (семейных) капиталов или капиталов общественно-значимых частных
лиц. Однако предположение о том, что публичное участие крупнейших предпринимателей
в ответственных инвестициях сыграло роль побудительного мотива в стремительном на-
ращивании их объема, представляется достаточно обоснованным [Данилов 2021a].
Выделяются два основных блока причин, которые вызвали интенсивное движение в
сторону устойчивого развития.
Во-первых, усилилось внимание к проблемам устойчивого развития со стороны обще-
ства как ответ на нарастание экологических проблем. Они все более отчетливо прояв-
ляются в ограниченности ресурсов, обострении проблем социального характера и росте
глобальной взаимозависимости человечества (наступление «века интернализации»).
Во-вторых, возникли дополнительные факторы в финансовом секторе. Появились от-
ветственные инвесторы, которые хотят внести вклад в решение глобальных проблем, а
также возник спрос на долгосрочное доверие как реакция на сверхнизкие процентные
ставки, риски цикличности и финансовой нестабильности [Данилов 2021a].
Наиболее высока обеспокоенность экологическими рисками, из-за чего на протяже-
нии долгого времени (вплоть до 2020 г.) «зеленые» финансовые инструменты развивались
быстрее социальных. Эмиссия «зеленых» облигаций составляла, как правило, более 80%
суммарной эмиссии облигаций, соответствующих стандартам ESG.
Эксперты Всемирного экономического форума среди 5 рисков глобального характера
с наибольшей вероятностью реализации в 2021 г. указали 4 экологических: экстремальная
погода, потери от климатических событий, разрушение среды обитания человека и сокра-
щение биологического разнообразия. В 2020 г. все 5 рисков в списке были экологически-
ми; в 2019 г. - 3 из 5. Среди 5 наиболее влияющих на социально-экономическую систему
рисков в 2021 г. назвали 3 экологических (в 2020 г. - также 3, в 2019 г. - 2) [WEF 2021].
Пандемия коронавируса и порожденные ей новые социальные риски привели к более
активному выпуску социальных облигаций. По итогам 2020 г. сумма эмиссий социальных
облигаций и облигаций устойчивого развития (выпускаемых для финансирования одно-
временно экологических и социальных программ) впервые сравнялась с объемом эмиссий
«зеленых» облигаций [S&P Global Ratings 2021].
2 About The PRI. Principles for Responsible Investment. (https://www.unpri.org/pri/about-the-pri).
9
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
В отличие от развитых стран и все более активно встающих на путь устойчивого разви-
тия крупнейших развивающихся экономик, Россия до сих пор остается крайне пассивной
в этом движении. По мнению автора, такая ситуация сложилась из-за разницы в широте
коалиций за устойчивое развитие и устойчивые финансы в мире и в России.
Коалиции за устойчивое развитие и устойчивые финансы
в развитых странах
Важнейшим фактором, который предопределил ускоренное развитие устойчивых фи-
нансов и идеи устойчивого развития в развитых странах, стали широкие коалиции за вне-
дрение принципов устойчивого развития и устойчивых финансов в экономическую жизнь.
Классическая проблема в экономике окружающей среды - «трагедия общего достояния».
Она описывает ситуацию в системе общих ресурсов, когда отдельные пользователи, дей-
ствуя независимо в соответствии со своими собственными интересами, ведут себя вопреки
общему благу всех пользователей, истощая этот ресурс посредством своих коллективных
действий. В разряд общих ресурсов входят не только природные ресурсы, которые могут
быть истощены, но и, например, воздух или вода, которые могут чрезмерно употребляться
поглотителями. Общее благо обычно сохраняется за счет государственного налогообложе-
ния/регулирования или передачи прав частной собственности [Schoenmaker 2017, 60].
Э. Острем [Ostrom 1990] предложила принципы устойчивого и справедливого исполь-
зования общих ресурсов. Основная идея заключается в создании коалиций, которые раз-
рабатывают правила использования общего блага, следят за поведением членов, приме-
няют поэтапные санкции в отношении нарушителей правил и предоставляют доступные
средства для разрешения споров. Для создания эффективной коалиции необходимо четко
определять ее границы, чтобы максимально охватить наиболее влиятельных заинтересован-
ных лиц и обеспечить возможность участия затронутых правилами лиц в их изменении.
Следуя принципам проектирования коалиций, разработанным Острем [Ostrom 1990],
Д. Схунмакер рассматривает следующие особенности коалиций за устойчивые финансы
[Schoenmaker 2017]:
1) четко определенные границы того, какой процент соответствующей группы охва-
чен коалицией;
2) правила членства, которые ограничивают использование общего блага местными
условиями. В дальнейшем это может быть переведено в типологию устойчивого финанси-
рования, которой придерживается коалиция;
3) механизмы коллективного выбора: лица, затронутые правилами и принципами, мо-
гут участвовать в их изменении;
4) мониторинг: отчетность о соблюдении правил и принципов, а также независимая
оценка степени их соблюдения;
5) санкции и вознаграждения: система наказаний за нарушения участниками правил и
вознаграждений за их соблюдение;
6) механизм разрешения конфликтов: быстрый доступ к недорогим механизмам раз-
решения конфликтов между членами или между членами и должностными лицами.
Схунмакер предполагает, что правила, регулирующие использование общего блага, тако-
го как доступный углеродный бюджет, должны следовать системному подходу. Он приводит
примеры наиболее мощных отраслевых коалиций (в отрасли управления активами, в банков-
ском секторе и в корпоративном секторе) за устойчивые финансы [Schoenmaker 2017, 62-63]:
- управляющие активами, которые разделяют принципы ответственного инвестирова-
ния (подписавшие PRI);
10
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
- управляющие активами, которые в своих инвестиционных стратегиях фокусируют-
ся на создании глобальной долгосрочной стоимости (Focusing Capital on the Long Term
Global, FCLT Global);
- банки, разделяющие «Принципы экватора» (Equator Principles3);
- банки, входящие в Глобальный альянс за банкинг на основе ценностей (Global
Alliance for Banking on Values, GABV);
- корпорации, развивающие принципы устойчивых финансов в рамках мероприятий и
программ Всемирного экономического форума (ВЭФ)4;
- корпорации, входящие во Всемирный деловой совет за устойчивое развитие (World
Business Council for Sustainable Development, WBCSD).
Что стимулирует долгосрочных инвесторов присоединяться к новым коалициям устой-
чивого финансирования? Один из основных стимулов - доступ к возможностям перехода
к устойчивой экономике. Члены PRI, FCLT Global, GABV и WBCSD по своей природе мо-
тивированы работать над созданием долгосрочной стоимости. Других инвесторов может
привлечь аргументация альянсов финансовых организаций, выступающих за устойчивые
финансы, либо их вынуждает следовать данным принципам сотрудничество с корпораци-
ями, которые разделяют их и ограничивают свои бизнес-контакты по данному признаку.
Инвесторы могут быть заинтересованы в присоединении, чтобы избежать риска потери
активов. Коллективная защита инвесторов со стороны коалиции с целью побудить прави-
тельства уточнить свои повестки дня, например, в отношении смягчения последствий из-
менения климата (включая сроки регулирования и налоги), может снизить политическую
неопределенность относительно будущей стоимости активов.
Коалиции за устойчивое развитие намного шире коалиций за устойчивые финансы. Как
правило, они формируются не по отраслевому принципу, так как у предпринимателей из
«коричневых» отраслей до появления обширной группы ответственных инвесторов не было
экономических стимулов для перехода к «зеленым» технологиям. Рост доли ответственных
инвестиций, деятельность коалиций за устойчивые финансы, а также инициативы отдельных
предпринимателей, инвесторов, политиков и ученых создали такие стимулы и предопредели-
ли формирование широких - в масштабах всего общества - коалиций за устойчивое развитие.
Такие коалиции формируются после того, как идея устойчивого развития захватывает
все общество. Строятся они в значительной мере на тех же принципах, что и возникшие
ранее отраслевые («цеховые», «индустриальные») объединения за устойчивые финансы.
На уровне публичной политики в развитых странах в настоящее время за устойчивое раз-
витие выступают как ведущие политические силы, так и более слабые партии и общественные
движения. В ряде стран данную идею активно продвигают национальные правительства.
Национальные банки демонстрируют в целом нейтральное отношение. Как правило,
они не слишком активно участвуют в повестке, но испытывают значительное давление
со стороны политических организаций и независимых экспертов, которые требуют учи-
тывать по крайней мере «зеленый» фактор в проводимой денежно-кредитной политике.
3
«Принципы экватора» - система управления рисками, принятая финансовыми учреждениями для опре-
деления, оценки и управления экологическими и социальными рисками в проектах, в первую очередь предна-
значенная для обеспечения минимального стандарта должной осмотрительности и мониторинга для поддержки
принятия ответственных решений о рисках. (https://equator-principles.com/about/).
4 К настоящему времени (2022 г.) в рамках ВЭФ сформировано достаточно много таких мероприятий и про-
грамм. В качестве примера можно привести инициативы «Коалиция за переход к нулевым выбросам» (Getting to
Zero Coalition), «Мобилизация инвестиций в экологически чистую энергию в странах с развивающейся экономи-
кой» (Mobilizing Investment for Clean Energy in Emerging Economies) и др.
11
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
Среди нефинансовых корпораций значительная часть компаний, которые получают эффект
от устойчивых финансов, следует принципам устойчивого развития. Финансовые посредни-
ки, консультанты и аудиторы активно участвуют в формировании повестки дня по теме.
Роль ответственных инвесторов продолжает расти, их доля в общем объеме инвести-
ций весьма заметна, в отдельных странах - преобладает. Доли активов, инвестируемых с
учетом принципов ответственного инвестирования (PRI) и ESG-принципов, в совокупном
объеме профессионально управляемых активов в 2020 г. составили: в Канаде 62%, в Ев-
ропейском союзе (ЕС) 42%5, в Австралии 38%, в США 33%, в Японии 24% [The Global
Sustainable Investment Alliance 2021].
Модели капитализма на принципах устойчивого развития
как идеологическое ядро коалиций
Максимально широкие коалиции формируются на основе общих представлений об
идеальном общественном устройстве. В случае коалиций, выступающих за переход к
устойчивому развитию, данные представления исходят из того, что преобразование целей
социально-экономического развития в соответствии с целями устойчивого развития ведет
к появлению концептуально новой модели капитализма.
Вместе с тем ее формирование воспринимают как защиту самого капитализма, понимае-
мого в качестве исключительной ценности, которая сделала людей богатыми и свободными.
Развитие в соответствии с «Вашингтонским консенсусом» - системой взглядов, в центре
которой стоит свободный рынок как важнейший фактор роста - теперь объявляют ошибкой,
так как эффективность капиталистической системы зависит от гораздо большего количества
институтов [Хендерсон 2021, 228]. В более ранних работах ставилась цель защитить капита-
лизм от капиталистов [Зингалес, Раджан 2004]. В отличие от них, сторонники устойчивого
развития предлагают новые версии капитализма, используя как модели, сформулированные
Л. Зингалесом и Р. Раджаном (открытая экономика, противопоставляемая модели кумовско-
го капитализма), так и разделение институтов на инклюзивные и экстрактивные, которое
описали Д. Аджемоглу и Д. Робинсон [Аджемоглу, Робинсон 2015].
Очевидно, что представление о модели устойчивого развития в большей мере учиты-
вает позиции левых идеологий, чем модель открытой (конкурентной, либеральной) эко-
номики, которая способствует финансовому развитию в целом [Данилов 2020]. Вместе с
тем сторонники устойчивого развития, во-первых, предельно жестко выступают за «про-
зрачное демократическое правительство, а также другие институты открытого инклюзив-
ного общества, включая верховенство закона, всеобщее уважение к правде и независимые
СМИ» [Хендерсон 2021, 221], и, во-вторых, четко отделяют модели устойчивого развития
от модели «государственной экономики» [Schoenmaker 2020].
На взгляд автора, наиболее популярными концепциями (моделями) устойчивого раз-
вития, которые находятся в центре общественных дискуссий, стали две:
- концепция стейкхолдерского капитализма (stakeholder capitalism);
- концепция «преобразующей» (impact) или «заботливой» (caring) экономики.
Концепцию стейкхолдерского капитализма активно продвигает руководитель Всемир-
ного экономического форума К. Шваб. Он определяет ее как модель организации обще-
5 Следует отметить, что в ЕС доля ответственных инвесторов достигала максимума в 2014 г. (59%), но за-
тем ее оценка снижалась в результате ужесточения критериев отнесения инвесторов к ответственным (что свой-
ственно и для некоторых других стран), а также из-за внедрения регулирования с элементами обязательности
(например, требования раскрытия нефинансовой отчетности для всех компаний установленного размера).
12
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
ства, в котором частные корпорации пекутся об общественных интересах, что, по его
мнению, наилучшим образом отвечает на социальные и экологические вызовы современ-
ности [Schwab 2019]. Соответственно, возглавляемая им организация разрабатывает кон-
цептуальные рамки новой модели капитализма и метрики соответствия.
Концепцию «заботливой» (caring) экономики разрабатывал Д. Схунмакер. Она представ-
ляет собой экономику, в которой правительства и корпорации балансируют прибыль, с одной
стороны и достижение целей устойчивого развития - с другой. Данную концептуальную мо-
дель автор впоследствии переименовал в «преобразующую» (или «воздействующую») эко-
номику (impact economy) [Schoenmaker 2020]. Переименование устранило двойственность
терминологии при описании как концепции импакт-инвестиций, так и соответствующей ей
концептуальной модели экономики. Данная концепция в наибольшей степени опирается на
теоретические основы - в том числе на компаративистский анализ Д. Копштейна и М. Лих-
баха [Kopstein, Lichbach 2005]. Она значительно шире концепции стейкхолдерского капита-
лизма и использует последнюю в качестве одного из составных элементов.
Схунмакер сформулировал следующие основные отличия парадигмы преобразующей
экономики от текущей парадигмы экономической системы капитализма (таб. 1).
Таблица 1
Отличие импакт-экономики от нынешней экономики6
Table 1
The difference between the impact economy and the current economy
Параметр
Нынешняя парадигма
Импакт-экономика
Цели
на уровне экономики
стимулирование роста ВВП
благосостояние в широком смысле
на уровне корпорации
максимизация прибыли
управляемые цели
Критерии принятия решений
на уровне экономики
общественная польза,
общественная польза, основанная
основанная на фискальных и
на фискальных, экономических,
экономических индикаторах
социальных и экологических
индикаторах
на уровне корпорации
чистая приведенная стоимость,
чистая приведенная стоимость,
основанная на финансовых
основанная на интегральной
факторах (максимизация
стоимости6 (максимизация
финансовой стоимости)
интегральной стоимости)
Контроль
на уровне экономики
парламент
парламент
на уровне корпорации
акционеры
стейкхолдеры
Отчетность
на уровне экономики
бюджет
бюджет благосостояния
на уровне корпорации
финансовая отчетность
интегрированная отчетность
Источник: [Schoenmaker 2020, 2].
Source: [Schoenmaker 2020, 2].
Модель импакт-экономики позиционируется как «золотая середина» между рыночной
и государственной экономиками.
6 Понятие «интегральной стоимости» (integrated value) предполагает учет не только финансовых, но также
социальных и экологических аспектов. В литературе именуется также «общей (совокупной) стоимостью» (total
value), «истинной стоимостью» (true value) и т. д.
13
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
В рыночной экономике правительство отвечает за общественные блага (неисключи-
тельные и неконкурентные товары) и создает условия для экономического роста. Частные
компании производят и продают товары на рынке без учета социальных или экологиче-
ских последствий. Компании работают в интересах своих акционеров. Общее благо - ис-
ключительная сфера деятельности правительства.
В государственной экономике правительство («государство») обладает мощью и от-
вечает за производство как общественных, так и в значительной части частных товаров.
Компании могут производить частные товары, однако они в значительной части принад-
лежат государству.
В своей работе Д. Схунмакер [Schoenmaker 2020] сравнивает количественные характе-
ристики и измерители качественных параметров трех стран, которые представляют собой
наиболее выраженные примеры трех типов современных экономических систем: США
(рыночная экономическая система), ЕС (преобразующая (заботливая) система), и Китай
(государственная система).
Европа на самом деле представляет собой промежуточное звено между рыночной и го-
сударственной экономическими системами - по размеру ВВП на душу населения, уровню
конкуренции, динамике бизнеса и восприимчивости к инновациям. Вместе с тем по по-
казателям социального и экологического благополучия Европа опережает как США, так и
Китай. В Европе (по сравнению с США и Китаем) самый низкий уровень неравенства (по
коэффициенту Джини), самый высокий уровень соблюдения прав человека, наивысший
уровень гендерного равенства, самый низкий уровень выбросов углекислого газа и наи-
высший уровень лесистости. Как следствие, у Европы наивысший уровень Индекса ЦУР
и самая большая доля налогов в ВВП. Европейский союз одним из первых в мире взял
курс на устойчивое развитие [Понеделко 2021], что предопределяет его лидерство, наряду
с Новой Зеландией и Канадой, в движении к модели устойчивого развития.
В таблице 2 приводятся значения двух основных интегральных индексов (SDG и CSR),
которые учитывают продвижение стран по различным направлениям устойчивого разви-
тия для трех выделенных типов экономических систем и России.
Таблица 2
Значения интегральных индексов устойчивого развития
для трех типов экономических систем и для России
Table 2
The values of integral indices of sustainable development
for three types of economic systems and for Russia
Экономическая система
Рейтинг
Рыночная
Преобразующая
Государственная
Россия
(США)
(ЕС)
(Китай)
SDG
73,0
78,1
70,1
68,9
CSR
Общий
69,0
78,8
53,0
31,0
Социальный
65,2
83,5
52,0
28,0
Экологический
70,8
88,2
59,5
23,0
Источник: [Schoenmaker 2020]; по России - расчеты сотрудников РАНХиГС Д.А. Пивоварова и
И.С. Давыдова.
Source: [Schoenmaker 2020]; for Russia - calculations by RANEPA employees D. Pivovarov and
I. Davydov.
14
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
Добавление в анализ рейтингов CSR показывает, насколько велико отставание России
в области устойчивого развития - по крайней мере в части тех метрик, которые принима-
ют во внимание ответственные инвесторы.
Коалиции за устойчивое развитие и устойчивые финансы в России
в сравнении с коалициями в развитых странах
Очевидно, что без широкой коалиции групп интересов, ориентированных на развитие
устойчивых финансов в России, внедрить принципы устойчивых финансов в российский
финансовый сектор в ближайшее время не представляется возможным.
Вместе с тем внедрение целей защиты окружающей среды в практику деятельности
российских корпораций в Российской Федерации может получить достаточно сильную
поддержку на политическом уровне. Современная российская политическая элита в своей
деятельности анализирует и учитывает запросы, которые поддерживает (или может под-
держать в перспективе) значительная часть общества. Однако в практической политике
запросы учитывают при условии, что они не угрожают политическим элитам.
Как представляется, запросы общества на защиту окружающей среды и на активиза-
цию социально-ориентированных мер соответствуют данным условиям. Нельзя исклю-
чать, что данные запросы поддержат и реализуют в политических решениях.
Вместе с тем следует учитывать, что «зеленая» повестка не включена в программы
парламентских партий, а лозунги устойчивого развития в части социальных проблем
сформулированы в значительной мере «несистемной» оппозицией. Данные факторы су-
щественно снижают силу коалиции в ее политической части.
Тем не менее, можно предположить следующий состав коалиции за устойчивые фи-
нансы в современной России:
- «зеленые» политические движения, которые оказывают мягкое политическое дав-
ление;
- представители государственной власти, которые стремятся перехватить у оппозиции
«социальную повестку»;
- госкопорации, ищущие возможность применить свои ресурсы в различных аспек-
тах - в том числе с точки зрения экономического и публичного эффекта7;
- «коричневые» нефинансовые корпорации, которые опасаются понести существен-
ные потери в связи со вступлением в силу пограничного корректирующего углеродного
механизма («углеродного налога») ЕС;
- прочие нефинансовые корпорации, которые усматривают дополнительный ресурс в
привлечении инвестиций на глобальных рынках через интерес ответственных инвесторов,
а также в виде использования инвестиционных ресурсов государственных корпораций;
- консультанты и эксперты, стремящиеся получить дополнительный заработок на
«модной» теме;
- Московская биржа, активно вовлеченная в повестку дня устойчивых финансов бла-
годаря участию в международных организациях (в первую очередь во Всемирной федера-
ции бирж) и «дискуссионных клубах»;
7 Следует выделить активные действия ВЭБ.РФ по созданию основ для функционирования рынков инстру-
ментов устойчивых финансов в России. ВЭБ.РФ разработал и утвердил Методические рекомендации по раз-
витию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации и - в качестве
приложения к данным рекомендациям - таксономию «зеленых» инвестиций в Российской Федерации, т. е. два
основополагающих документа, без которых функционирование рынка частных ответственных инвестиций в
сфере зеленой экономики невозможно.
15
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
- Банк России (при условии активизации усилий по продвижению идей устойчивых
финансов в России и их реализации в денежно-кредитной политике).
Состав потенциальной коалиции значительно отличается от аналогичных объедине-
ний в развитых странах. Однако даже приведенный выше перечень - лишь потенциаль-
ный состав коалиции за устойчивые финансы в России, а реально сложившаяся коали-
ция значительно уже. В таблице 3 автор представляет свое видение отличий коалиций за
устойчивые финансы в России и в мире.
Финансовые посредники сами по себе, как правило, не выступают проводниками кон-
цепции устойчивых финансов. Они активно включаются во внедрение концепции, когда
видят заметный спрос со стороны инвесторов и других категорий потребителей финансо-
вых услуг. Следовательно, можно предположить, что финансовые посредники в России
также могут активно включиться во внедрение концепции устойчивых финансов, когда
увидят спрос на ее элементы со стороны инвесторов.
Таблица 3
Сравнение состава коалиций за устойчивые финансы
в развитых странах и в России
Table 3
Comparison of the composition of coalitions for sustainable finance
in developed countries and in Russia
В развитых странах
В России
Публичная
Ведущие политические силы,
Преимущественно политики за пределами
политика
представленные в парламенте
парламента, в т.ч. «несистемные»
Правительство и
Национальные правительства,
Активная роль ВЭБ.РФ, а также более или
квазиправительство
в ряде стран - очень активно
менее активная роль других госкорпораций
принимающие участие в
и единичных ФОИВ
процессе
Национальные
В целом нейтральное
Банк России все более активно участвует
банки
отношение; отсутствие
в повестке, в целом положительное
активного участия
отношение
Нефинансовые
Значительная часть
Единичные случаи формального
корпорации
корпораций, имеющая эффект
следования принципам ESG (все они
от устойчивых финансов,
предполагают листинг на глобальной
следует принципам ESG
бирже); деятельность многих крупных
корпораций разрушает окружающую среду,
что делает их их противниками ESG
Финансовые
Исключительно активное
В целом нейтральное отношение;
посредники
участие в повестке дня
отсутствие активного участия
Консультанты и
Исключительно активное
Исключительно активное участие в
аудиторы
участие в повестке дня
повестке дня
Инвесторы
Роль ответственных
Ответственные инвесторы отсутствуют
инвесторов стремительно
как самостоятельная группа (внутренних
растет, они - главная
нет; внешние рассматривают Россию
движущая сила ESG-
как негативный пример в дополнение к
коалиций
санкциям)
Источник: составлено автором.
Source: compiled by author.
16
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
Часть российских корпораций, чьи акции торгуются на иностранных биржах, оказа-
лись вовлечены в продвижение стандартов устойчивого развития в 2020 г., когда пандемия
коронавируса заставила глобальные корпорации усилить внимание к проблемам устой-
чивого развития, что нашло отражение и в действиях глобальных фондовых бирж. Так,
например, МТС только в октябре 2020 г. заявила о том, что «приступила к подготовке
обновленной Стратегии в области устойчивого развития и корпоративной социальной от-
ветственности до 2025 г.»8.
Другая часть российских корпораций - экспортеры углеродоемкой продукции в ЕС -
занялась проблемой только в 2021 г., когда стало понятно, что углеродный налог будет вне-
дрен в самом ближайшем будущем. Их реакция оказалась неоднородной: лишь небольшая
часть таких корпораций реально занялась проблемой сокращения углеродного следа, в то
время как большинство намерены лишь имитировать подобную деятельность, фактически
занимаясь гринвошингом (greenwashing) - созданием обманчивого образа экологичной
компании - вводя в заблуждение инвесторов.
В отличие от других стран, в России государство пока еще крайне слабо вовлечено в
тематику устойчивого развития и устойчивых финансов. На федеральном уровне толь-
ко начинается разработка стимулов для развития инструментов устойчивых финансов в
России, однако пока данный процесс касается только инструментов «зеленого» финан-
сирования.
В апреле 2019 г. Правительство РФ утвердило постановление9, в соответствии с кото-
рым предприятия имеют право возмещать затраты на выплату купонного дохода по об-
лигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению
наилучших доступных технологий.
Распоряжением Правительства России от 14 июля 2021 г. №1912-р были утверждены
«Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской
Федерации». Документ очень точно характеризует отношение Правительства к пробле-
мам устойчивого развития. Он занимает всего 3 страницы, на которых уместились и цели,
и основные направления. Безусловно, появление такого распоряжения - даже предельно
лаконичного - это маленький шажок в сторону цивилизованности. Однако из всех направ-
лений устойчивого развития Правительство ограничилось только «зелеными» вопросами,
проигнорировав вопросы социальные.
В 2019 г. началась разработка законопроекта «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с введением зеленых сертификатов», но в 2021 г. по неуказанным причинам она
была прекращена.
8 В обращении к акционерам, распространенном через Национальный депозитарный центр, МТС следу-
ющим образом объяснила свое решение: «Сложившаяся в мире ситуация с пандемией внесла коррективы в от-
ношение многих компаний к корпоративной социальной ответственности, поставив последнюю во главу угла
стратегического развития бизнеса. Сегодня корпорации вынуждены искать новые подходы в решении проблем,
действовать сообща, чтобы придать борьбе с кризисом требуемый импульс в реализации целей устойчивого раз-
вития. В этой ситуации ESG-факторы стали еще более актуальными, поскольку именно они позволяют оценить
важность происходящих изменений для будущего развития бизнеса». (https://cadocs.nsd.ru/20201030%20MTS.
pdf).
9 Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 N 541 «Об утверждении Правил предоставления субси-
дий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по
облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных
технологий».
17
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
Последствия отсутствия широкой коалиции за устойчивое развитие
и возможности внедрения модели устойчивого развития в России
В течение 2020-2021 гг. в России активизировалась повестка устойчивого развития.
Тем не менее, пока данный процесс не привел к формированию широкой коалиции за
устойчивое развитие. Главное следствие отсутствия в России широкой коалиции за устой-
чивое развитие - имитация деятельности в данном направлении. Имитация деятельности
правительством не влечет прямых убытков для инвесторов, однако имитация корпорация-
ми деятельности по переходу к устойчивому развитию может привести к ним, так как она
вводит инвесторов в заблуждение.
Большой проблемой российских корпораций всегда была определенная имитацион-
ность корпоративного управления, мимикрия корпоративного поведения российских
корпораций под классические образцы корпоративного поведения. И. Беликов называет
«катастрофическим» разрыв между формально-юридической ролью советов директоров
российских публичных компаний и практикой корпоративного управления в них [Бели-
ков 2019, 486]. Привычка к имитации сохранилась и в сфере устойчивых финансов, вне-
дряемых в практику корпоративного управления, раскрытие информации о следовании
которым требуют мировые биржи, на которых торгуются акции российских корпораций.
Имитируя следование стандартам устойчивого развития, корпорации занимаются гринво-
шингом.
Гринвошинг - достаточно распространенное явление в мире, так как существуют объ-
ективные причины его существования, связанные с трудностями при оценке соответствия
корпоративного поведения принципам ESG (смещение в выборках рейтингов ESG по раз-
меру корпораций и отраслевой структуре; отсутствие целостной методики и единых стан-
дартов оценки ESG-факторов и т. д. Подробнее см. [Данилов, Пивоваров, Давыдов 2021]).
По мере роста эмиссии социальных облигаций и других устойчивых инструментов растет
и распространение практик «отмывания устойчивости» («sustainability-washing») [S&P
Global Ratings 2021].
Однако в России почти все, что маркируется как устойчивые финансы, при ближайшем
рассмотрении оказывается гринвошингом10.
В условиях слабости коалиций за устойчивое развитие эффективное внедрение ESG-
принципов в России затруднительно. Вместе с тем очевидно, что существуют как мини-
мум три фактора, которые могут серьезно изменить ситуацию к лучшему.
Во-первых, это позиция ЕС по фактическому принуждению внешнеторговых партне-
ров к выполнению данных стандартов. Анализ показал, что наиболее сильно данные меры
ЕС будут воздействовать на Россию (60% импорта которой в ЕС составляют энергоноси-
тели), особенно после 2030 г. [Leonard et al. 2021]. В дополнение к уже действующим пра-
вилам листинга мировых бирж данный факт формирует исключительно мощный стимул
для корпораций реально следовать ESG-принципам.
Во-вторых, в России может быть создан достаточно широкий слой ответственных
частных инвесторов, которые могут существенно усилить коалицию за устойчивое раз-
витие. В данном плане гигантским ресурсом обладает Банк России, который может вне-
дрить показатель углеродной нейтральности в денежно-кредитную политику. Переход от
10 В работе [Данилов, Пивоваров, Давыдов 2021] авторы приводят ряд вопиющих примеров, здесь укажем
только один. Даже составители индексов устойчивого развития (Московская Биржа и Российский союз про-
мышленников и предпринимателей) в России отдают приоритет компаниям из «коричневых» отраслей, которые
составляют 62% списков этих индексов.
18
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
рыночно-нейтрального формирования ломбардного списка к углеродо-нейтральному даст
существенное преимущество инвесторам в «зеленые» облигации, создав, наконец, стимулы
для ответственных инвестиций.
В-третьих, финансовые регуляторы имеют все возможности для подавления гринво-
шинга11, что повысит надежность ответственных инвестиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аджемоглу Д., Робинсон Д. (2015) Почему одни страны богатые, а другие бедные. М.: АСТ. 695 с.
Беликов И.В. (2019) Совет директоров компании: новый подход. М.: Де’ Либри. 506 с.
Данилов Ю.А. (2021a) Концепция устойчивых финансов и перспективы ее внедрения в России
// Вопросы экономики. № 5. С. 5-25.
Данилов Ю.А. (2021b) Устойчивые финансы: новая теоретическая парадигма // Мировая эконо-
мика и международные отношения. Том 65. № 9. С. 5-13.
Данилов Ю.А., Пивоваров Д.А., Давыдов И.С. (2021) Рейтинговые оценки устойчивых финан-
сов // Экономическое развитие России. Т. 28. № 4. С. 25-33.
Данилов Ю.А. (2020) Политическая система как фактор финансового развития // Общественные
науки и современность. № 6. C. 5-18.
Зингалес Л., Раджан Р. (2004) Спасение капитализма от капиталистов. Скрытые силы финансо-
вых рынков - создание богатства и расширение возможностей. М.: Институт комплексных исследо-
ваний; ТЕИС.
Понеделко Г. (2021) Устойчивое развитие как фактор взаимодействия природы и общества (на
примере стран ЕС) // Общественные науки и современность. № 1. С. 85-93.
Хендерсон Р. (2021) Капитализм в огне. Как сделать эффективную экономическую систему че-
ловечной. Пер. с англ. В. Горохова. М.: БФ «Нужна помощь».
The Global Sustainable Investment Alliance (2021) Global Sustainable Investment Review 2020.
(http://www.gsi-alliance.org/wp-content/uploads/2021/08/GSIR-20201.pdf).
Kopstein J. and Lichbach M. (2005) Comparative Politics: Institutions, Identities, and Interests in To-
day’s Small World. Cambridge: Cambridge University Press.
Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro J., Tagliapietra S., Wolff G. (2021) The Geopolitics of the
European Green Deal // Bruegel Policy Contribution. No. 04/2021.
Ostrom E. (1990) Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action.
Cambridge: Cambridge University Press.
S&P Global Ratings (2021) To Mitigate Greenwashing Concerns, Transparency And Consistency Are
Key. (https://www.spglobal.com/ratings/en/research/articles/210823-the-fear-of-greenwashing-may-be-
greater-than-the-reality-across-the-global-financial-markets-12074863).
Schoenmaker D. (2017) Investing for the Common Good: A Sustainable Finance Framework. Brussels:
Bruegel.
Schoenmaker D. (2020) The Impact Economy: Balancing Profit and Impact // Bruegel Working Paper.
№ 2020/04.
Schwab K. (2019) What Kind of Capitalism Do We Want? // Project Syndicate. December 2.
WEF (2021) The Global Risks Report 2021. Geneva: WEF.
11 Автор не разделяет мнение рецензента о том, что главным инструментом борьбы с гринвошингом вы-
ступает национальная «зеленая» таксономия и наличие процедур верификации. Однако наличие таксономии и
верификации безусловно обязательно для эффективного подавления гринвошинга инструментами финансового
регулирования и надзора.
19
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 1. С. 7-21
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 1, pp. 7-21
United Nations (2015) Transforming our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development.
Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. (https://www.un.org/ga/search/view_
doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E).
REFERENCES
Acemoglu D., James A. Robinson (2012) Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and
Poverty. Moscow: AST. 695 p.
Belikov I.V. (2019) Sovet direktorov kompanii: novyj podhod [The Company’s Board of Directors:
a New Approach]. Moscow: De’ Libri. 506 p.
Danilov Yu. (2021a) Koncepcija ustojchivyh finansov i perspektivy ee vnedrenija v Rossii [The
Concept of Sustainable Finance and the Prospects for its Implementation in Russia]. Voprosy ekonomiki.
no. 5, pp. 5-25.
Danilov Yu. (2021b) Ustojchivye finansy: novaja teoreticheskaja paradigm [Sustainable Finance:
A New Theoretical Paradigm]. World Economy and International Relations. vol. 65, no. 9, pp. 5-13.
Danilov Yu., Pivovarov D., Davydov I. (2021) Rejtingovye ocenki ustojchivyh finansov [Rating
Assessments of Sustainable Finance]. Ekonomicheskoe razvitie Rossii. vol. 28, no. 4. pp. 25-33.
Danilov Yu. (2020) Politicheskaja sistema kak faktor finansovogo razvitija [Political System as a Factor
of Financial Development]. Obshhestvennye nauki i sovremennost’. no 6, pp. 5-18.
The Global Sustainable Investment Alliance (2021) Global Sustainable Investment Review 2020.
(http://www.gsi-alliance.org/wp-content/uploads/2021/08/GSIR-20201.pdf).
Henderson R. (2020) Reimagining Capitalism in a World on Fire. New York: Public Affairs.
Kopstein J. and Lichbach M. (2005) Comparative Politics: Institutions, Identities, and Interests in
Today’s Small World. Cambridge: Cambridge University Press.
Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro J., Tagliapietra S., Wolff G. (2021) The Geopolitics of the
European Green Deal. Bruegel Policy Contribution. no. 04/2021.
Ostrom E. (1990) Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action.
Cambridge: Cambridge University Press.
Ponedelko G. (2021) Ustojchivoe razvitie kak faktor vzaimodejstvija prirody i obshhestva (na primere
stran ES) [Sustainable Development as a Factor of Interaction between Nature and Society (on the Example
of the EU Countries)] Obshhestvennye nauki i sovremennost’. no. 1, pp. 85-93.
Rajan R., Zingales L. (2004). Saving Capitalism from the Capitalists. Princeton: Princeton University
Press.
S&P Global Ratings (2021) To Mitigate Greenwashing Concerns, Transparency And Consistency Are
Key. (https://www.spglobal.com/ratings/en/research/articles/210823-the-fear-of-greenwashing-may-be-
greater-than-the-reality-across-the-global-financial-markets-12074863).
Schoenmaker D. (2017) Investing for the Common Good: A Sustainable Finance Framework. Brussels:
Bruegel.
Schoenmaker D. (2020) The Impact Economy: Balancing Profit and Impact. Bruegel Working Paper.
no. 2020/04.
Schwab K. (2019) What Kind of Capitalism Do We Want? Project Syndicate. December 2.
WEF (2021) The Global Risks Report 2021. Geneva: WEF.
United Nations (2015) Transforming our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development.
Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. (https://www.un.org/ga/search/view_
doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E).
20
Ю.А. Данилов. Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие
Yu. Danilov. Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development
Информация об авторе
Данилов Юрий Алексеевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Ин-
ститута прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской академии народного хозяй-
ства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. Адрес: Проспект Вернадского,
д. 82, Москва, 119571. E-mail: ydanilov@rambler.ru
About the author
Yuri A. Danilov, Candidate of Sciences (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Applied
Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(RANEPA). Address: 119571, Moscow, Prosp. Vernadskogo, 82. E-mail: ydanilov@rambler.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 15.10.2021
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 25.11.2021
Статья принята к публикации / Accepted: 02.12.2021
21