ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 3. С. 128-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 3, pp. 128-136
DOI: 10.31857/S0869049922030091
EDN: EXXOLX
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
TRIBUNE OF YOUNG SCIENTIST
Оригинальная статья / Original Article
Фактор региональной политики ЕС в Испании1
© Ю.А. БЕЛОУС
Белоус Юлия Александровна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики» (Москва, Россия), ybelous@hse.ru. ORCID 0000-0002-0871-8223
Статья посвящена роли и месту фактора Европейского союза в развитии центробежных тенден-
ций в Испании. В первой части статьи рассматривается методология исследования. Во второй части
оцениваются эффекты европейской интеграции в рамках отношений между центром и регионами.
В третьей части представлены результаты серии полуструктурированных интервью, которые автор
провел совместно с испанскими и европейскими исследователями в рамках полевого исследования
в период с октября 2021 по январь 2022 г. Анализируя результаты интервью, автор приходит к вы-
воду о том, что среди представителей академического сообщества Испании устойчив дискурс об
ограниченном влиянии Европейского союза на центробежные тенденции в Испании. Несмотря на
позитивное влияние региональной политики ЕС на социально-экономическое развитие регионов
Испании, степень политического влияния на центробежные тенденции ограничена. Тем не менее,
государства, а не регионы, по-прежнему играют ключевую роль в процессе выработки и принятия
решений в рамках европейского вектора внешней политики Испании. Научная значимость работы
заключается в обобщении результатов серии интервью по теме влияния Европейского союза на цен-
тробежные тенденции в Испании. Собранный в ходе полевого исследования материал вводится в
научный оборот при изучении указанной темы впервые.
Ключевые слова: центробежные тенденции, Испания, Европейский союз, интервью
Цитирование: Белоус Ю.А. (2022) Фактор региональной политики ЕС в Испании // Общественные науки и
современность. № 3. С. 128-136. DOI: 10.31857/S0869049922030091, EDN: EXXOLX
1 Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 20-314-90001 «Региональная политика Европейского союза как фактор центробежных тенденций в Испании».
Funding. The study was funded by RFBR, project number No. 20-314-90001, “The Impact of the EU Regional
Policy on Centrifugal Tendencies in the Political System of Spain’.
128
Ю.А. Белоус. Фактор региональной политики ЕС в Испании
Y. Belous. The Impact of the European Union Regional Policy in Spain
The Impact of the European Union Regional Policy in
Spain
© Y. BELOUS
Yulia A. Belous, National Research University Higher School of Economics (Moscow,
Russia), ybelous@hse.ru. ORCID 0000-0002-0871-8223
Abstract. The article analyzes the role and place of the European Union in the development of
centrifugal tendencies in Spain. The first part of the paper presents the methodology of the research. The
second part assesses the effects of European integration on relations between the center and regions. The
third part depicts the results of a series of interviews conducted by the author as part of the field research
from October 2021 to January 2022. Based on the results of the interview, the author concludes that among
the representatives of the academic community of Spain there is a general view of a limited influence of the
European Union on the centrifugal tendencies in Spain. Despite the positive influence of the EU Regional
policy on the socio-economic development of the regions of Spain, the degree of political influence on
centrifugal tendencies is limited. At the same time, states, not regions, remain the key actors in the decision-
making process within the European vector of Spain’s foreign policy. The scientific significance of the
paper lies in the synthesis of the results of the series of interviews about the influence of the European
Union on centrifugal tendencies in Spain. The material collected in this field study is being researched in
this context for the first time.
Keywords: centrifugal tendencies, Spain, European Union, interviews
Сitation: Belous Y. (2022) The Impact of the European Union Regional Policy in Spain. Obshchestvennye nauki i
sovremennost’, no. 3, pp. 128-136. DOI: 10.31857/S0869049922030091, EDN: EXXOLX
Европейский союз в последние годы активизировал региональную политику, поме-
щая регионы в свой политический фокус и делая их подотчетными различным програм-
мам финансирования: структурные фонды, фонды помощи. Европейские фонды - Фонд
сплочения (Cohesion Fund), Европейский фонд регионального развития (European Regional
Development Fund), Европейский социальный фонд + (European Social Fund +) - дотации
по которым поступают в регионы государств-членов ЕС, побуждают региональные и/или
местные правительства планировать свою политику с оглядкой на европейскую и прини-
мать меры, которые будут проведены на средства, поступающие из Брюсселя. После созда-
ния Комитета регионов в начале 1990-х гг. в европейских регионах росли надежды на то,
что права национальных государств будут уравновешены, так как с созданием Европейско-
го союза в 1992 г. произойдет передача части суверенитета наднациональным органам. За
ним последует формирование контекста, при котором полномочия региональных структур
власти расширятся, а вместе с ними повысится и запрос на большую самостоятельность
от центра при выработке и принятии решений [Bache, Jones 2000]. Основным принципом
деятельности Комитета регионов станет принцип субсидиарности, согласно которому вы-
работка и принятие решений должны осуществляться на максимально низком уровне. По
мнению российского исследователя И.Л. Прохоренко, Комитет регионов стремился играть
влиятельную роль в законодательном процессе Европейского союза [Прохоренко 2011].
На практике Европейский союз всегда придерживается концепции союза государств,
и территориальная целостность государств-членов Союза следует поддерживать. Для Ев-
ропейского союза принцип территориального единства играет основополагающую роль,
129
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 3. С. 128-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 3, pp. 128-136
так как члены организации - это прежде всего государства, состоящие из регионов, что не-
однократно подтверждали органы ЕС. Одним из ярких примеров данного принципа может
служить реакция органов союза на референдум о независимости Каталонии в 2017 г. Более
того, некоторые испанские авторы приводят аргумент о том, что европейская интеграция
«слабо связана с умеренным увеличением избирательной поддержки сепаратистских пар-
тий, особенно в экономически развитых регионах» [Brancati 2013]. Д. Бранкати утвержда-
ет, что децентрализация сокращает стремление к отделению от государства, в том числе
благодаря предоставлению автономии в решении образовательных и культурных вопросов.
Подобный аргумент вступает в противоречие с основным тезисом сторонников С. Джолли
о том, что языковая и культурная однородность ведет к вероятному отделению [Jolly 2007].
В современном мире ряд государств-членов ЕС и бывших участников Союза находятся в
процессе децентрализации и передачи полномочий на более низкие уровни: Испания с ее ав-
тономиями, Франция, Италия, а также Соединенное Королевство. Особенностью Испании
в данном случае выступает ее территориально-политическое устройство, а именно модель
«государства автономий» [Хенкин 2018]. «Государство автономий» - это модель, похожая на
федерацию, но ей не являющееся. Данное утверждение похоже на противоречие. Не желая
создания федерации, Испания выдвинула похожую модель - автономные сообщества. Раз-
ница с федеральной моделью заключается в стремлении остановить возможность развития
в направлении независимого государства с самого начала. «Государство автономий» отвеча-
ет идее о том, что государство в итоге унитарно, национальный суверенитет принадлежит
всей нации и что не может быть внутренней фрагментации, которая нарушала бы единство
страны. Данный лейтмотив повторяется и в Конституции Испании 1978 г.
Испанское «государство автономий» отличается от федеративных государств по ряду
причин. Во-первых, в кортесах Испании нет палаты территориального представительства.
В федеративных странах, таких как Германия и США, данную роль играет Сенат, однако
Сенат Испании имеет другой характер. Соответственно, региональные партии стремятся
быть представленными не в нем, а скорее в Конгрессе, где присутствуют партии федераль-
ного уровня и партии регионального уровня. Политическое влияние, которое регионы не
могут иметь в Сенате, они получают в нижней палате - Конгрессе. Во-вторых, некото-
рые испанские автономные сообщества - например, Страна Басков - обладают большим
объемом полномочий, чем другие региональные партии в федеративных государствах.
В-третьих, согласно ст. 145 Конституции 1978 г., в Испании запрещено создавать федера-
ции автономных сообществ. Несмотря на то, что в статутах автономии зафиксировано, что
«власть в них исходит от народа, что может рассматриваться как признак федеративной мо-
дели», Конституция закрепляет связь унитарного государства и автономий [Аникеева 2007].
Однако децентрализацию нельзя считать синонимом центробежных тенденций. Под де-
централизацией автор подразумевает смещение «локуса принятия решений» от центрально-
го правительства к региональным, муниципальным или местным правительствам. В случае
центробежных тенденций происходит обратная динамика - полномочия не просто переда-
ются по направлению от центра к регионам, а выявляется запрос к большим полномочиям
на региональном уровне. Центробежные тенденции - это направление развития от центра
государства в интересах региональных политиков, которое не приводит к признанию их в
качестве акторов, независимых от государства [López Basaguren, Escajedo San Epifanio 2019].
При анализе поставленных вопросов автор статьи обращается к серии полуструкту-
рированных интервью, которые он провел в рамках полевого исследования на базе Ма-
дридского автономного университета в период с октября 2021 по январь 2022 гг. Также в
рамках исследования автор опирается на официальный портал Европейской Комисссии и
испанскую базу данных Datos Macro.
130
Ю.А. Белоус. Фактор региональной политики ЕС в Испании
Y. Belous. The Impact of the European Union Regional Policy in Spain
Методология исследования
В мировой и отечественной науке существует множество исследований, которые объ-
ясняют динамику центробежных тенденций в Испании. Несколько менее изучено влия-
ние фактора Европейского союза на эту динамику. Однако количество научных работ, в
которых эти теории проверяли бы с помощью серии полуструктурированных интервью с
испанскими и европейскими исследователями, в современном мире ограничено, или тако-
вых вовсе не существует.
Основным методом данного исследования стало полуструктурированное интервью,
которое, в отличие от структурированного интервью, не содержит строго ограниченно-
го количества вопросов и позволяет в ходе беседы развивать новые идеи, одновременно
сохраняя набор тем, важных для изучения. Подобный подход представляется особо про-
дуктивным для изучения темы центробежных тенденций в Испании, так как он позволяет
учесть широкий спектр мнений и отразить их многообразие.
В рамках настоящего исследования было проведено более 30 полуструктурированных
интервью с учеными, исследователями Испании и некоторых других государств-членов
ЕС. Серия интервью по теме статьи была проведена с учеными из 16 испанских универси-
тетов и исследовательских центров из 10 испанских городов, а также из двух государств-
членов ЕС. К ним относятся: Мадридский автономный университет (UAM), Универси-
тет Помпеу Фабра, Университет Страны Басков, Автономный университет Барселоны,
Мадридский университет Комплутенсе, Мадридский университет имени Короля Хуана
Карлоса, Университет Гранады, Университет Мурсии, Университет Вальядолида, Уни-
верситет Саламанки, Национальный университет дистанционного образования (UNED),
Папский университет Комильяс, Школа перспективных исследований в области социаль-
ных наук (École des hautes études en sciences sociales (EHESS), исследовательский центр),
Королевский институт международных и стратегических исследований Элькано (Real
Instituto Elcano), Королевская академия испанского языка (Real Academia Española), Ате-
ней Вальядолида (Ateneo de Valladolid). Также проводилось интервью с исследователем из
Копенгагенского университета (University of Copenhagen).
Интервью состояло из трех тематических блоков: исторический контекст, внутренняя
политика и внешний контур, международный контекст. Для данной статьи особой значи-
мостью обладают ответы на вопросы интервью, посвященные внешнему контуру и меж-
дународному контексту, на которых будет сосредоточено основное внимание автора. В
частности, особое внимание уделяется вопросу о влиянии Европейского союза, его инсти-
туциональной структуры и его программ - например, региональной политики Европей-
ского союза или политики сплочения - на динамику центробежных тенденций в Испании.
Региональная политика ЕС в Испании
Сегодня в Испании существует запрос на изменение метода «совместного управле-
ния» с автономиями - основного механизма региональной политики ЕС. Центральные
власти в 2022 г. намерены пересмотреть управление фондами ЕС, чтобы удовлетворить за-
прос автономных сообществ на большую децентрализацию2. Данный вопрос планируется
обсудить на региональном форуме на острове Ла-Пальма, а цель переговоров - достичь
2 El Confidencial (2022). Moncloa revisará la gestión de los fondos UE para tratar de sofocar la revuelta de
las
CCAA (https://www.elconfidencial.com/espana/2022-01-20/moncloa-tratara-sofocar-revuelta-ccaa-fondos-ue-
revisando-gestion_3361128/).
131
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 3. С. 128-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 3, pp. 128-136
большей децентрализации за пределами уровня нынешнего распределения по регионам,
которое было определено в 55% от общей доли. Ранее подобное распределение - напри-
мер, в 2021 г. - не достигало 50%, заложенных в бюджете.
Благодаря дотационной поддержке от структурных фондов, таких как Европейский
фонд регионального развития (таб. 2), ВВП на душу населения в ряде автономных со-
обществ Испании значительно возрос (таб. 1), о чем свидетельствуют зарубежные иссле-
дования [Medeiros 2016]. Тем не менее, в стране все еще высок уровень межрегиональных
диспропорций - разрыв между развитыми регионами и развивающимися, «догоняющи-
ми» [Tirado, Díez-Minguela 2016]. В частности, несмотря на высокий уровень финансо-
вой поддержки из структурных фондов ЕС таких регионов юга Испании как Андалусия,
их ВВП на душу населения все еще значительно отстает от экономических локомотивов
страны, в частности от Каталонии, Страны Басков и Мадрида. Одновременно ВВП на
душу населения южных регионов, например, Андалусии и Эстремадуры, приблизился к
показателям регионов со средним уровнем ВВП на душу населения - Валенсии и Гали-
сии (таб. 1). Такому нивелированию уровня различий безусловно способствовали дотации
структурных фондов ЕС в рамках региональной политики ЕС.
Таблица 1
ВВП на душу населения в автономных сообществах Испании, 2014-2020 гг. (в евро)
Table 1
GDP per capita by Autonomous Communities of Spain, 2014-2020 (in euro)
Автономное сообщество
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Андалусия
16 413
17 235
17 659
18 490
19 103
19 530
17 747
Арагон
24 308
24 874
25 985
27 087
28 021
28 759
26 512
Астурия
19 594
20 471
20 920
21 936
22 676
23 240
21 149
Балеарские острова
23 892
25 002
26 093
27 102
27 847
28 522
22 048
Валенсия
19 469
20 301
20 948
21 864
22 581
23 083
20 792
Галисия
19 782
20 794
21 482
22 340
23 130
23 842
21 903
Канарские острова
18 536
19 065
19 612
20 436
20 943
21 387
17 448
Кантабрия
20 568
21 122
21 905
22 767
23 656
24 350
22 096
Кастилия и Леон
20 737
21 603
22 408
23 130
24 289
24 910
23 167
Кастилия-Ла-Манча
17 099
18 907
18 752
19 621
20 431
20 841
19 369
Каталония
26 403
27 630
28 680
29 727
30 481
31 209
27 812
Ла-Риоха
24 471
25 453
25 636
26 554
27 511
28 128
25 714
Мадрид
30 574
31 907
32 840
34 133
35 042
36 049
32 048
Мелилья
16 684
17 257
17 783
17 921
18 644
19 224
17 900
Мурсия
18 260
19 462
19 997
20 724
21 024
21 596
19 838
Наварра
27 524
28 520
29 375
30 468
31 053
32 030
29 314
Сеута
18 236
19 065
19 316
19 529
20 251
20 960
19 559
Страна Басков
28 946
30 046
31 004
32 136
33 111
33 938
30 401
Эстремадура
15 564
16 460
17 117
18 203
18 828
19 304
18 301
Источник: PIB de las Comunidades Autónomas. Datosmacro.com. (https://datosmacro.expansion.com/
pib/espana-comunidades-autonomas).
Source: PIB de las Comunidades Autónomas. Datosmacro.com. (https://datosmacro.expansion.com/pib/
espana-comunidades-autonomas).
132
Ю.А. Белоус. Фактор региональной политики ЕС в Испании
Y. Belous. The Impact of the European Union Regional Policy in Spain
Таблица 2
Дотации автономным сообществам Испании из Европейского фонда
регионального развития в рамках региональной политики ЕС,
бюджетные распределения на 2007-2013 гг., 2014-2020 гг. и 2021-2027 гг. (в есро)
Table 2
Subsidies to the Autonomous Communities of Spain from the European Regional Development Fund
within the EU regional policy, budget allocations for 2007-2013, 2014-2020 and 2021-2027 (in euro)
Европейский фонд регионального развития
2007-2013
2014-2020
2021-2027
Андалусии
6 531 308 334
4 731 532 152
7 733 500 000
Валенсия
1 326 340 547
1 280 726 561
1 639 329 998
Галисия
2 191 544 341
1 264 516 998
1 719 743 117
Каталония
679 074 228
1 859 088 239
2 287 346 320
Мадрид
336 953 127
935 084 067
1 728 456 890
Страна Басков
240 582 157
498 277 476
697 588 466
Источник: European Commission. (https://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/spain).
Source: European Commission. (https://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/spain).
Диспропорции и неравномерность социально-экономического развития автономных
сообществ подпитывают центробежные тенденции. Тем временем участие Испании в ин-
теграционных процессах приводит к тому, что у регионов помимо основного «центра при-
тяжения» в лице Мадрида появляется дополнительный - Брюссель. «Локус ответственно-
сти» перемещается между двумя центрами притяжении и стимулирует желание регионов
играть более активную роль в диалоге между центром государства и Брюсселем. Более
того, согласно исследованиям, интеграция позволяет регионам получить доступ к вну-
треннему рынку без необходимости принадлежать к государству [Alesina, Spolaore 2003].
Соответственно, экономическая интеграция снижает потребность регионов оставаться в
составе государства, ведь именно интеграция гарантирует их доступ ко внутреннему рын-
ку. Следовательно, само по себе пребывание в составе ЕС приводит к запросам регионов на
большую самостоятельность. Региональные правительства активно участвуют в формиро-
вании европейской политики как внутри страны, так и посредством лоббирования в Брюс-
селе. Тем не менее, это не означает, что они могут как-либо влиять на позиции государств-
членов на переговорах - или на возможные результаты политики ЕС [Cole, Pasquier 2012].
Результаты серии интервью
В результате проведенной серии интервью исследователи разделились во мнениях
относительно роли Европейского союза и его институциональной структуры в развитии
центробежных тенденций в Испании. С одной стороны, меньшая часть исследователей
высказала аргументы в пользу того, что ЕС стимулирует центробежные тенденции, прида-
вая более важную роль субнациональному уровню. Согласно их аргументации, Европей-
ский союз подпитывает центробежные тенденции, предоставляя регионам площадку для
их большего участия и вовлеченности в процесс выработки и принятия решений. В ре-
зультате регионы могут использовать данные каналы для продвижения интересов своего
региона на наднациональном уровне, а также мобилизовать настроения населения для
укрепления позиций региона на площадках ЕС в обход государства.
133
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 3. С. 128-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 3, pp. 128-136
С другой стороны, большинство исследователей сходятся во мнении, что Европей-
ский союз «тормозит» центробежные тенденции, выступая за территориальную целост-
ность государств-членов и признавая Союз как объединение государств. Например, по-
сле референдума о независимости Каталонии в 2017 г. Европейский союз, во-первых, не
поддержал Каталонию. Во-вторых, в заявлении о событиях в Каталонии 2017 г. А. Та-
яни, президент Европейского Парламента, подчеркнул, что в случае выхода Катало-
нии из состава Испании первой будет необходимо снова пройти процедуру вступления
в ЕС в соответствии с правилами Союза3, что не гарантировало бы вступление региона
в принципе. Членство в Союзе критически важно для социально-экономического разви-
тия Каталонии, поэтому поддержка ЕС считается одним из ключевых факторов успеха
националистического движения. В результате часть предприятий Каталонии перевели
свое производство в другие регионы Испании, преимущественно ближе к центру, чтобы
хеджировать риски в случае наиболее радикального исхода событий - выхода Катало-
нии из состава Испании и, как следствие, ее автоматического выхода из состава госу-
дарств-членов Союза.
Третья точка зрения заключается в том, что ЕС помог разработать программу сосу-
ществования регионов с разной социально-экономической и культурно-лингвистической
базой и нивелировать различия, диспропорции в развитии между ними. Например, сель-
скохозяйственный сектор южной части Испании развивался быстрее благодаря структур-
ным фондам ЕС, то есть развивающиеся регионы стали догонять развитые, такие как Ка-
талония, Страна Басков и - в меньшей степени - Галисия и Валенсия. Сокращение уровня
социально-экономических дисбалансов привело к сближению регионов, «затормозив»
центробежные тенденции.
Наконец, важным стало суждение о том, что ЕС снижает уровень националистических
настроений, потому что позволяет гражданам идентифицировать себя не только со своим
регионом и страной, но также с Союзом в целом. Будучи каталонцем или баском, можно
быть одновременно и европейцем. Если человек не желает идентифицировать себя с Ис-
панией, он может идентифицировать себя с ЕС.
Выводы
Испанский кейс продемонстрировал, что региональная политика ЕС позитивно влияет
на уровень социально-экономического развития ряда регионов Испании, особенно на юге
страны. Тем не менее, существенного сокращения диспропорций в социально-экономиче-
ском развитии развитых и менее развитых регионов не наблюдается. Испания представ-
ляет собой страну-еврооптимиста, она стремится соответствовать европейским нормам,
учитывая внутренний контекст развития и предпочтения регионов. Благодаря ЕС социаль-
но-экономическая ситуация в Испании улучшилась, а сами испанцы выступают сторонни-
ками европейской интеграции [Испания в меняющемся… 2017].
В случае Испании Европейский союз влияет на региональное развитие государства,
однако влияние зависит от степени противоречий между европейскими и внутренними
нормами, что соотносится с видением Т. Берцель [Borzel 2002]. Институциональная рамка
Европейского союза позволяет регионам таких государств-членов, как Испания, наращи-
вать свой потенциал и аккумулировать дополнительные ресурсы для действия и продви-
жения своих интересов. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается некоторое
3 El Confidencial (2017). Lo que Europa opina sobre el referéndum independentista de Cataluña. (https://www.
elconfidencial.com/espana/cataluna/2017-09-25/europa-referendum-independencia-cataluna-posiciones_1449488/).
134
Ю.А. Белоус. Фактор региональной политики ЕС в Испании
Y. Belous. The Impact of the European Union Regional Policy in Spain
изменение дискурса националистических партий автономных сообществ Испании, его
радикальной трансформации как результата региональной политики ЕС не произошло.
Серия интервью продемонстрировала, что на данный момент в Испании среди пред-
ставителей академического сообщества преимущественно устойчив дискурс о «единстве
страны», «территориальной целостности» и ограниченной роли Европейского союза в
ней. В будущих исследованиях целесообразно более детально изучить данный вопрос с
применением метода дискурс-анализа. Соответствующее исследование можно провести,
опираясь на стенограммы выступлений политических деятелей на заседаниях как Парла-
мента Испании, так и Европейского парламента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н.Е. (2007) Испания - государство автономий в объединенной Европе // Современная
Европа. № 2. С. 91-102.
Испания в меняющемся мире: к 40-летию дипломатических отношений между Россией и Испани-
ей (2017) Доклады Института Европы № 339. Отв. ред.: В.Л. Верников. М.: Ин-т Европы РАН. С. 1-76.
Прохоренко И.Л. (2011) Регионы Испании в политическом пространстве Европейского союза //
Вестник Московского университета. Международные отношения и мировая политика. Т. 25. № 1.
С. 32-48.
Хенкин С.М. (2018) Сепаратизм по-каталонски // Мировая экономика и международные отно-
шения. Т. 62. № 5. С. 29-40.
Alesina A., Spolaore E. (2003) The Size of Nations. Cambridge: MIT Press. Pp. 1-272.
Bache I., Jones R. (2000) Has EU Regional Policy Empowered the Regions? A Study of Spain and the
United Kingdom // Regional & Federal Studies. Vol. 10. No. 3. Pp. 1-20.
Borzel T. (2002) States and Regions in the European Union: Institutional Adaptation in Germany and
Spain. Cambridge University Press. P. 270.
Brancati D. (2014) The Other Great Illusion: The Advancement of Separatism through Economic Inte-
gration // Political Science Research and Methods. Vol. 2. No. 1. Pp. 69-95.
Cole A., Pasquier R. (2012) The Impact of European Integration on Centre/Periphery Relations // Poli-
tique Européenne. Vol. 36. No. 1. Pp. 160-182.
Jolly S. (2007) The Europhile Fringe? Regionalist Party Support for European Integration // European
Union Politics. Vol. 8. No. 1. Pp. 109-130.
López Basaguren A., Escajedo San Epifanio L. (2019) Claims for Secession and Federalism. A Com-
parative Study with a Special Focus on Spain. Switzerland: Springer. Pp. 1-1029.
Medeiros E. (2016) European Union Cohesion Policy and Spain: A Territorial Impact Assessment //
Regional Studies. No. 8. Pp. 1259-1269.
Tirado D., Diez-Minguela A. (2016) Regional Inequality and Economic Development in Spain, 1860-
2010 // Journal of Historical Geography. Vol. 54. Pp. 87-98.
REFERENCES
Alesina A., Spolaore E. (2003) The Size of Nations. Cambridge: MIT Press. Pp. 1-272.
Anikeeva N.E. (2007) Ispaniya - gosudarstvo avtonomij v ob»edinennoj Evrope [Spain - the State of
Autonomies in United Europe]. Sovremennaya Evropa. no. 2, pp. 91-102.
Bache I., Jones R. (2000) Has EU Regional Policy Empowered the Regions? A Study of Spain and the
United Kingdom. Regional & Federal Studies. vol. 10, no. 3, pp. 1-20.
135
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 3. С. 128-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 3, pp. 128-136
Borzel T. (2002) States and Regions in the European Union: Institutional Adaptation in Germany and
Spain. Cambridge: Cambridge University Press. 270 p.
Brancati D. (2014) The Other Great Illusion: The Advancement of Separatism through Economic Inte-
gration. Political Science Research and Methods. vol. 2, no. 1, pp. 69-95.
Cole A., Pasquier R. (2012) The Impact of European Integration on Centre/Periphery Relations. Poli-
tique Européenne. vol. 36, no. 1, pp. 160-182.
Henkin S.M. (2018) Separatizm po-katalonski [Catalan Separatism]. Mirovaya ekonomika i mezhdun-
arodnye otnosheniya. vol. 62, no. 5, pp. 29-40.
Ispaniya v menyayushchemsya mire: k 40-letiyu diplomat. otnoshenij mezhdu Rossiej i Ispaniej [Spain
in a Changing World: On the 40th Anniversary of Diplomatic Relations between Russia and Spain] (2017)
Doklady Instituta Evropy. No. 339. Ed(s).: V.L. Vernikov. Moscow: In-t Evropy RAN. Pp. 1-76.
Jolly S. (2007) The Europhile Fringe? Regionalist Party Support for European Integration. European
Union Politics. vol. 8, no. 1, pp. 109-130.
López Basaguren A., Escajedo San Epifanio L. (2019) Claims for Secession and Federalism. A Com-
parative Study with a Special Focus on Spain. Switzerland: Springer. Pp. 1-1029.
Medeiros E. (2016) European Union Cohesion Policy and Spain: A Territorial Impact Assessment.
Regional Studies. no. 8, pp. 1259-1269.
Prohorenko I. L. (2011) Regiony Ispanii v politicheskom prostranstve Evropejskogo soyuza [Regions
of Spain in the Political Space of the European Union]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Mezhdunarod-
nye otnosheniya i mirovaya politika. vol. 25, no. 1, pp. 32-48.
Tirado D., Diez-Minguela A. (2016) Regional Inequality and Economic Development in Spain, 1860-
2010. Journal of Historical Geography. vol. 54, pp. 87-98.
Информация об авторе
Белоус Юлия Александровна, аналитик, Центр комплексных европейских и международных
исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ
ВШЭ), аспирант, Аспирантская школа по международным отношениям и зарубежным региональным
исследованиям НИУ ВШЭ. Адрес: ул. Малая Ордынка, д. 17, Москва, 119017. E-mail: ybelous@hse.ru
About the author
Yulia A. Belous, Analyst, Centre for Comprehensive European and International Studies, National
Research University “Higher School of Economics”, Postgraduate Student, Doctoral School of International
Relations and Regional Studies, National Research University “Higher School of Economics”. Address:
127005, Moscow, Malaya Ordynka Street, 17. E-mail: ybelous@hse.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 18.03.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 12.05.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 19.05.2022
136