ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
DOI: 10.31857/S0869049922040049
EDN: EYEOVX
Оригинальная статья / Original Article
Посткапитализм: от индивидуализма потребительского
к индивидуализму экспрессивному?
© Д.А. ДАВЫДОВ
Давыдов Дмитрий Александрович, Институт философии и права УрО РАН (Екатеринбург,
Россия), davydovdmitriy90@gmail.com. ORCID: 0000-0001-7978-9240
В статье автор предлагает рассматривать переход к посткапитализму не как борьбу угнетенных
за более справедливое и равное общество без классовых антагонизмов, а как процесс постепенного
вытеснения потребительского индивидуализма индивидуализмом экспрессивным. В рамках дан-
ной перспективы посткапитализм - не столько принципиально новая общественно-экономическая
система, выстроенная на руинах капитализма, сколько совокупность общественных отношений,
которые развиваются по мере того, как для населения постепенно утрачивают значимость мате-
риалистические ценности (материальные богатства, деньги и т. д.) и растет значимость ценностей
постматериалистических (самореализация, поиск подлинного «я» и т. п.). В данном смысле многие
феномены, связанные с современной политикой идентичности, можно отнести к посткапитализму.
Тем не менее, в статье подвергаются критике представления о политике идентичности как совокуп-
ности стратегий и способов борьбы за равенство и справедливость, которые преподносят как при-
ближение к идеалам социализма или коммунизма (т.н. преодоление «системного угнетения»). Се-
годня борьба за разнообразие идентичностей свидетельствует о торжестве индивидуализма, а также
о новом витке борьбы «всех против всех» и разрушении общего жизненного мира.
Ключевые слова: посткапитализм, политика идентичности, индивидуализм, марксизм, пост-
марксизм, социальная справедливость, коммунизм
Цитирование: Давыдов Д.А. (2022) Посткапитализм: от индивидуализма потребительского к индивидуализ-
му экспрессивному? // Общественные науки и современность. № 4. С. 47-61. DOI: 10.31857/S0869049922040049,
EDN: EYEOVX
47
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
Post-Capitalism: From Consumer Individualism to
Expressive Individualism?
© D. DAVYDOV
Dmitriy A. Davydov, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of RAS (Ekaterinburg, Russia),
davydovdmitriy90@gmail.com. ORCID: 0000-0001-7978-9240
Abstract. The author proposes to consider the transition to post-capitalism not as the struggle of
the oppressed classes for a more just and equal society without class antagonisms, but as a process of
gradual displacement of consumer individualism by expressive individualism. Within the framework of
this perspective, post-capitalism is not a fundamentally new socio-economic system built on the ruins
of capitalism, but a set of social relations developing with the gradual deactualization of materialistic
values for a significant part of the population (material wealth, money, etc.) and the growing importance
of post-materialistic values (self-realization, search for the true self, etc.). In this sense, many phenomena
associated with modern identity politics can be attributed to post-capitalism. Nevertheless, the article
criticizes the perception of identity politics as a set of strategies and ways of fighting for equality and
justice, presented as an approximation to the ideals of socialism or communism (the so-called overcoming
of “systemic oppression”). Today, the struggle for the adoption of diverse identities testifies to the triumph
of individualism, as well as a new round of the struggle of “all against all” and the destruction of the
common life world.
Keywords: post-capitalism, identity politics, individualism, Marxism, post-Marxism, social justice,
communism
Сitation: Davydov D. (2022) Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 47-61. DOI: 10.31857/S0869049922040049, EDN: EYEOVX
Введение
Сегодня наблюдается примечательное явление. С одной стороны, давно капитализм
(и как мировая экономическая система, и как идея) не был так близок к своему краху. Мы
видим большое количество системных проблем: от растущего социально-экономического
неравенства в развитых странах (если говорить о богатстве - то во всем мире) [Милано-
вич 2017; Пикетти 2016] и неприятных социальных последствий прекаризации [Стэн-
динг 2014] (в т.ч. эпидемия «смертей от отчаяния» [Case, Deaton 2020]), цифрового труда
[Jones 2021] и т.н. «надзорного капитализма» [Зубофф 2022] до возросших рисков эко-
логической, техногенной и/или военной катастрофы (учитывая обстоятельства, перспек-
тива ядерной войны теперь уже не выглядит нереалистичной). Однако, словно по заветам
Маркса, на фоне тормозящей прогресс «надстройки» активно развиваются новые произ-
водительные силы и производственные отношения. Мир высоких технологий и цифровых
коммуникаций порождает множество дискурсов о грядущем техносоциализме [King, Petty
2021], коммунизме знаний [Gorz 2010], креативной революции [Бузгалин 2021], посткапи-
тализме [Srnicek, Williams 2016; Mason 2017], платформенном социализме [Muldoon 2022]
и пр. Утопии множатся, что сопровождается популяризацией смелых идей вроде введения
системы «освобождающего» базового дохода [Ван Парайс, Вандерборхт 2020].
С другой стороны, вместо дружного и смелого движения к лучшему будущему наблю-
дается «предательство» левых [Кагарлицкий 2017]. Кажется, что они окончательно пере-
48
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
стали думать о проблемах рабочего класса и все больше фокусируются на политике иден-
тичности, в рамках которой вопрос о необходимом количестве признаваемых гендеров
более значим, чем упадок рабочего класса - не говоря уже о полноценной социальной
революции, меняющей правила игры. Люди, которые мечтают о возрождении профсою-
зов и сильной национальной промышленности, называют себя левыми. Люди, для кото-
рых одна из наиболее актуальных потребностей - выбор предпочтительных местоимений,
тоже называют себя левыми. Левые - это те, кто борется за права рабочих, но также и
те, благодаря кому массово закрываются предприятия и растут цены, ведь такова необ-
ходимая жертва для «перехода к возобновляемой энергетике». Левые - это социал-демо-
краты, поддерживающие таких политиков, как Б. Сандерс, ведь социально-экономическое
неравенство растет. Вместе с тем к ним относят и тех, кто голосовал за Х. Клинтон или
Дж. Байдена, для которых дружба с движениями вроде Black Lives Matter и всевозмож-
ными «угнетенными» намного важнее.
Очевидно противоречие. Причина, по которой мы все еще используем слово «левые» как
родовое понятие, поскольку оно вбирает в себя нечто общее между разнородными группами
«оппонирующих капитализму», заключается в наборе абстрактных ценностей. Как считает
М.О. Райт, все они борются за равенство/справедливость, демократию/свободу и общность/
солидарность [Wright 2019, 132]. В конце концов, в этом и был главный смысл идеи интер-
секциональности [Crenshaw, 1991]: в условиях капитализма существует не только экономи-
ческое угнетение, но также расовое, гендерное и пр. Разные формы угнетения могут пере-
секаться и налагаться друг на друга, а потому общее дело - бороться со всеми ними. Однако
что-то пошло не так: сегодня правые, то есть консерваторы, националисты или популисты,
зачастую «левее» левых, а о какой-либо единой борьбе по подрыву всех пересекающихся
«способов дискриминации» не может быть и речи. Все чаще одни левые преследуют инте-
ресы, прямо противоположные интересам других левых, а правые притягивают к себе вни-
мание тех, кого еще относительно недавно называли революционным классом.
Такие обстоятельства представляют собой серьезный вызов для всей левой политиче-
ской мысли, а в особенности - для марксизма. Аномалии, о которых пойдет речь далее,
можно объяснить предательством элит, незрелостью настоящего революционного субъекта
или концептуальными искажениями изначально правильных идей (например, идея расо-
вого равенства, пропущенная через спекулятивные постмодернистские жернова). Однако,
как будет показано далее, в разладе левых стоит искать не временные разногласия в рамках
общего проекта борьбы за равенство, справедливость, демократию и свободу, а признаки
того, что искомый посткапитализм не таков, каким его представляли. Буржуазная «война
всех против всех», подогреваемая корыстью homo oeconomicus, постепенно сменяется пост-
буржуазной «войной всех против всех», в которой наряду с размером кошелька все большее
значение приобретает само «я», требующее максимального спектра доступных способов
признания и самореализации (не только «денежных» или «деловых»). Иными словами,
движение к посткапитализму можно осмыслить не как процесс искреннего стремления к
равенству и справедливости, а как эволюцию индивидуализма на новых, постматериалисти-
ческих ценностных основаниях, что заметно по реалиям политики идентичности.
Индивидуализм вместо индивидуализма
Для того, чтобы разобраться во всех хитросплетениях и аномалиях левых дискурсов,
необходимо сменить линзу, через которую следует рассматривать перспективу посткапи-
тализма. Цель данной статьи не заключается в доказательстве технологических или эко-
номических предпосылок формирования посткапиталистических общественных отноше-
49
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
ний. Автор отчасти опирается на совокупность уже разработанных концепций [см.: Gorz
2010; Бузгалин 2021; Mason 2017; Srnicek, Williams 2016; Давыдов 2021].
Прежде всего стоит обратить внимание на то, что посткапитализм не обязательно сле-
дует ассоциировать с идеями равенства, справедливости, бесклассовости. Он может быть
не столько радикально новой общественно-экономической формацией, «скачкообразно»
возникающей на руинах буржуазного строя после политической революции (чего в исто-
рии смен общественных формаций никогда не происходило), сколько совокупностью
общественных отношений, которые появляются в тех местах (или «пробелах», «разры-
вах»), где уже не действует капиталистическая логика материального накопления. Данные
общественные отношения, а также ценности, которые они порождают, могут расширяться
и становиться актуальнее для все большего количества людей по причине насыщения -
или просто «нематериальных» интересов и приоритетов. Стоит отметить, что огромные
массы людей по-прежнему будут жить в условиях капиталистического универсума, под-
вергаясь жестокой эксплуатации или ощущая последствия растущего экономического
неравенства. Историческая аналогия: в эпоху становления капитализма массы людей про-
должали оставаться нищими крестьянами, чье положение стремительно ухудшалось.
В социальных науках уже давно отмечают вытеснение «материалистических» социаль-
ных ценностей (материальные блага, безопасность и пр.) ценностями постматериалистиче-
скими (секуляризация, терпимость к иностранцам, гендерное равенство, терпимость к раз-
водам и т. п.), и такие наблюдения имеют твердую эмпирическую основу [Inglehart 1997].
Что именно остается актуальным для некоторой части населения (особенно обита-
телей университетских городков, селебрити, журналистов и политических активистов),
не сильно озабоченной «материальным» аспектом бытия? Освобождение от «материаль-
ного», от рутины и от заботы о «хлебе насущном» оставляет больше места для практик
самореализации и самопрезентации, причем не только через потребление, но и - все
больше - через личностное самоутверждение (в западных странах стремление к «нема-
териальному» актуально и для не самых богатых слоев населения, т.к. качество жизни
постоянно растет по причине научно-технического прогресса, даже если реальные зар-
платы «стагнируют» [Pinker 2018]). Иными словами, «я» (то есть сама личность) стано-
вится важнейшим «благом», приносящим удовольствие, которое при этом необходимо
«добыть» или произвести (сконструировав желаемый и привлекательный образ или убрав
весь окружающий его социальный негатив). Немалую роль в данном процессе играет
борьба за дестигматизацию, максимальное разнообразие и принятие сексуальных, гендер-
ных, расовых, этнических и иных идентичностей (политика идентичности).
Важно отметить, что политика идентичности не исключает вполне материальной коры-
сти или борьбы за ренту (привилегии). Однако со временем такие «материалистические»
мотивы теряют значимость. Экономическую проблематику («каков мой доход, если моя
идентичность А?») постепенно вытесняет социальная и культурная (приемлемо ли счи-
тать морбидное ожирение болезнью или это повод для гордости? [Лаптон 2021]). Кроме
того, без расцвета постматериалистических ценностей политика идентичности была бы
попросту немыслима. Прогресс данного направления был обусловлен не столько силой
«угнетенных» и прочих борцов за идентичность, сколько эволюцией ценностей в сторону
принятия максимального социального и культурного разнообразия (терпимость к иной
сексуальности, вере и пр.).
Ф. Фукуяма в своей книге «Идентичность» отмечает, что современные люди все боль-
шее значение придают вопросу «кто я?». По мере того, как скука повседневного выжива-
ния, монотонность, предсказуемость наследуемых профессий и однообразие традицион-
ного общества сменялись комфортом, относительной безопасностью и множественностью
50
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
жизненных перспектив, сама персональная идентичность переставала быть данностью и
становилась трудноразрешимой проблемой, которая требует постоянных поисков в эпоху
ускоряющегося прогресса и утраты твердой почвы под ногами. Наблюдение Фукуямы
можно было бы дополнить тем, что актуализацию проблематики идентичности в послед-
ние десятилетия можно связать и с посткапиталистическими тенденциями. Он и сам отме-
чает нечто подобное: «экономисты полагают, что человека побуждают к тем или иным
поступкам так называемые утилитарные “предпочтения” или погоня за “выгодой” - жела-
ние обладать материальными ресурсами и товарами. Но они забывают о тимосе - той
части души, которая стремится к общественному признанию либо в форме изотимии,
потребности равноправного с окружающими признания, либо в форме мегалотимии -
жажде публичного первенства» [Фукуяма 2019, 111]. Поиск ответа на вопрос «кто я?» не
сводится исключительно к позиционированию себя через подчеркивание экономического
статуса в системе буржуазных общественных отношений (в рамках соответствующей
«надстройки» с ее модой, брендами и пр.). Напротив, освобождение от бремени добычи
пропитания, трудовой рутины, мыслей о заработке ведет к смене приоритетов: я не только
то, что я ем, потребляю и пр., есть и должно быть нечто большее - то внутреннее (глубин-
ное), индивидуальное и неповторимое, требующее признания, уважения или восхищения
со стороны других.
Здесь и кроется корень многих проблем, связанных с ожиданиями левых. По мнению
Ф. Фукуямы, политика идентичности есть, в основном, следствие ресентимента. Взгляд
Фукуямы (занявшего в данном контексте «левую» позицию) на политику идентичности
как на борьбу групп, утративших достоинство или ощущающих пренебрежение со сто-
роны других, вряд ли полностью соответствует сложной действительности. Он подраз-
умевает, что гипотетически возможно примирить разные группы и создать ситуацию,
когда достоинство каждого будут уважать (к примеру, если будут разработаны «потен-
циально затратные планы, которые позволят заметно сократить неравенство» [Фукуяма
2019, 221]). По-видимому, на нечто подобное надеются левые сторонники идеи интерсек-
циональности: да, «притесненные» группы очень разные, однако все они борются за нечто
общее - признание, уважение, справедливость, равенство.
Однако за псевдоэгалитаристским фасадом политики идентичности скрывается
никуда не пропавший индивидуализм. В последнее время ее все труднее рассматривать
как пространство борьбы за равенство и справедливость. Если выбор состоит из десятков
конфигураций гендерных идентичностей или, скажем, предпочтительных местоимений,
то речь должна идти о расширяющемся наборе инструментов самопозиционирования с
целью привлечь внимание (М. Ректенвальд: «когда Мичиганский университет ввел поли-
тику, которая давала студентам карт-бланш в выборе предпочтительных местоимений,
умный студент предложил “Его Величество” в качестве такого местоимения» [Rectenwald
2020, 49]). В таком смысле «обретение», к примеру, модной гендерной конфигурации
очень похоже на «приобретение» модного дорогого автомобиля. Единственное отличие -
нематериальность, «нетоварность» процесса построения персональной идентичности.
Сексуальность или гендер не покупают, а «находят», а затем различными путями дости-
гают признания и даже восхищения (т.н. «жертвы» легко становятся привилегированными
[Scarry 2020]).
Не первичен здесь и трайбализм (хотя определенные элементы «межплеменной розни»
присутствуют), о котором говорят некоторые теоретики, обвиняющие политику идентич-
ности в отходе от принципов либерализма (например, отказ от «расового дальтонизма»
[Hicks 2011]). Крупные группы постепенно теряют значимость, а главное - исчезает при-
мордиальность. Если еще несколько десятков лет назад женщины, чернокожие, геи или
51
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
лесбиянки имели «врожденные» идентичности и боролись за равные права и возможно-
сти, то сегодня любая идентичность становится независимой от биологической реально-
сти конструкцией, похожей на товар в магазине. Такой «товар» выбирают, примеряют,
конфигурируют по своему вкусу и представляют в качестве чего-то особого, что выделяет
его носителя на фоне остальных. В таких обстоятельствах быть бигендерным полисек-
суал-трансвеститом гораздо выразительнее, нежели заурядным маскулинным гетеросек-
суальным мужчиной. Повсеместная борьба за «инклюзивность» означает крах любых
нормативных структур, если они касаются того, каким принимать человека. Каждый дол-
жен иметь абсолютное право на выбор образа жизни, гендера, сексуальной ориентации,
веса своего тела, внешности, даже расы и национальности, а также всевозможных внеш-
них социальных проявлений и атрибутов социальной идентичности вроде предпочтитель-
ных местоимений (например, they/them для людей с «небинарным» гендером). По сути,
множащиеся групповые идентичности становятся своеобразным конструктором Lego, из
которого складываются порой причудливые индивидуальные идентичности, цель кото-
рых - максимально удовлетворять потребность в принятии и самовыражении (например:
«я трансженщина, интерсекс женщина, мои местоимения он/она/оно/они и обращение
“ваша милость”, мои глаза татуированы, в носу пирсинг, идентифицирую себя как угрозу,
кошмар и богиню»1 и т. п.).
Указанные процессы свидетельствуют о расширении свободы индивидуального
выбора. Разумеется, цвет кожи или, скажем, биологический пол не выбирают, но идентич-
ность - это не только набор «встроенных» характеристик. Как верно заметили Дж. Акер-
лоф и Р. Крэнтон, она может быть полезна для конкретных индивидов, которые соотносят
свои действия с нормами и идеалами, ассоциируемыми с теми или иными референтными
группами [Akerlof, Kranton 2010]. Даже если «отказаться» от некоторых признаков невоз-
можно, конкретный индивид волен выбирать между различными стратегиями, условно
говоря, выстраивания отношений со своими групповыми принадлежностями: от полного
отрицания идентичности (подавление «нетрадиционной» сексуальности) до выбора кон-
кретных ролевых моделей поведения (от сокрытия сексуальности до гордости принад-
лежностью к ЛГБТК+ сообществу). Ситуация, которая наблюдалась в западных странах в
последние десятилетия, - стремительное расширение как различных вариантов и конфи-
гураций построения персональной идентичности, так и свободы индивидуального выбора
ролевых практик, позволяющих максимизировать полезность принадлежности к тем или
иным группам (легализация однополых браков, разрушение гендерных стереотипов о
«женских» и «мужских» профессиях и пр.).
Как раз такое расширение свободы индивидуального выбора привело к многочис-
ленным противоречиям, которые превратили изначальную «левую» борьбу за инклюзив-
ность, равенство и справедливость в привычную индивидуалистическую «войну всех
против всех».
Не является ли данное представление о посткапиталистических общественных отно-
шениях упрощением - без учета разницы между культурой и экономикой? Нет, если исхо-
дить из тезиса о том, что эти сферы тесно взаимосвязаны. Более того, еще классики марк-
сизма выражали мысль о том, что капитализм - это, собственно, последняя экономическая
общественная формация (если видеть четкую разницу между двумя значениями понятия
«экономический» - как собственно хозяйственной деятельности и как господства товар-
ного производства и накопления капитала [Кондрашов 2016, 241]). Правда, те или иные
1 Реакция на Тиктокеров | Бен Шапиро. YouTube. 16 дек. 2021 г. (https://www.youtube.com/watch?v=T-
kZgRs3pIM).
52
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
идентичности тоже можно помыслить как своеобразные блага. Если идентичность явля-
ется источником страданий (притеснений, эксплуатации, насмешек и т. п.), то ее полез-
ность отрицательна. Если же идентичность - основа для гордости или источник удоволь-
ствия от личностного образа, то ее полезность положительна. Процессы автоматизации
материального производства и возможное обеспечение всех минимальным набором мате-
риальных благ (базовый доход и пр.) означают, что все больше людей будут озабочены,
в основном, качеством личностных идентичностей, сочетающих в себе множества иден-
тичностей групповых. Следовательно, не стоит отбрасывать идею рационального выбора
идентичности как один из возможных подходов в соответствующей области исследований
[Давыдов 2012].
Всем остальным вопреки
Потребительский индивидуализм - одна из причин краха социалистических утопий
XX в. Среди мифологем, поддерживающих жизнеспособность капитализма, имело место
представление о среднем классе, состоящем из независимых трудолюбивых индивидов
[Вайс 2021]. По сути, средний класс уничтожил антагонистическую напряженность между
буржуазией и рабочими, обещав последним достаточный для относительно неплохой
жизни набор материальных благ в обмен на политическую лояльность. Блага способство-
вали концентрации внимания людей на личном и семейном благополучии, что не только
делало невозможным успех в борьбе за эгалитарное посткапиталистическое будущее, но
и вело ко всем тем негативным последствиям общества потребления, о которых написано
уже много: отчуждение, капиталистическая «война всех против всех», погоня за стату-
сом, подчеркивающими его материальными благами и т. д. («что бы ни потреблялось, оно
потребляется индивидуально, даже если это происходит в переполненном зале» [Бауман
2008, 178]).
В эпоху зарождающегося посткапитализма на смену потребительскому индивидуа-
лизму приходит индивидуализм экспрессивный. Имущественный фактор в практиках
«презентации себя другим» уступает место (хотя бы по причине отхода от владения и
перехода к экономике совместного использования [Мангер 2021]) максимизации чувства
удовлетворенности самой личностью, в каких бы ипостасях она ни была бы представ-
лена (внешность, сексуальность, раса, гендер и т. д.). Как и прежде, индивидуализм по
своей сущности мешает установлению настоящего общественного единства. Разумеется,
и классики марксизма не утверждали, что коммунизм в одночасье решит все социальные
противоречия. Однако идея коммунизма все же предполагала примат единства над разоб-
щенностью, коллектива над изолированным существованием, общих целей над узкогруп-
повыми. Считалось, если убрать животную нужду в материальном, накормить людей, дать
им жилье, образование и должное воспитание, то единство, дружба, любовь и стремле-
ние к общим целям станут главными ценностями, определяющими жизни подавляющего
большинства населения.
По всей видимости, в этом отношении марксизм допустил одну из наиболее суще-
ственных своих ошибок. Постматериалистические ценности ведут лишь к углублению
индивидуализма. В сущности, «материальное» не столько препятствовало общечелове-
ческому единству, сколько выступало последним бастионом, сдерживающим культурные
тенденции к еще большему индивидуализму и отчуждению. Так, сохранялась потребность
в семье как едином организме, от которого напрямую зависит общественное воспроизвод-
ство, а то и выживаемость отдельных индивидов. Сильная нация ассоциировалась с рабо-
тоспособными институтами социального государства. Бедняки и трудящиеся ощущали
53
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
классовое единство и верили в свою мировую освободительную миссию. Сегодня данные
тенденции приходят в упадок, из-за чего исчезают последние надежды на коммунизм -
хотя бы как на жизнеспособный проект совместного стремления к подлинному равенству
и братству в общечеловеческих масштабах.
Несмотря на то, что современные левые борцы за «социальную справедливость»
декларируют стремление к равенству, реальная политика идентичности перерастает в
столкновение интересов множащихся групп и подгрупп. Столкновению способствует
унаследованная от постструктурализма языковая картина мира (т.н. «прикладной постмо-
дернизм» [Pluckrose, Lindsay 2020]), позволяющая предполагаемым «жертвам» и «угне-
тенным» везде усматривать «структурные» барьеры, а потому - обвинять других в личных
неудачах. Отсюда повсеместно возникают маскирующиеся под науку теории заговора, а
также различные «критические» концепции, плохо подкрепленные конкретными фактами
или аргументами из естественных наук [Shapiro 2019].
Столкновение интересов - неизбежное следствие индивидуализма. Причем хорошо
известно, что своекорыстные интересы легко встраиваются в мифологию «общего дела»
или оправданной общим благом необходимости (например, вырубка леса под застройку,
которую оправдывают необходимостью инвестиций в тот или иной муниципалитет или
потребностью в новых рабочих местах). В то же время, если в реалиях капитализма
столкновения интересов носят прежде всего имущественный характер, то выходящая
за пределы условного «буржуазного универсума» политика идентичности способствует
столкновению различных способов интерпретации мира, которые прямо влияют на спо-
собность других людей извлекать из своих идентичностей соответствующую «полез-
ность». Да, люди становятся более терпимыми и склонными к принятию разнообразия.
Однако благие намерения не всегда приводят к ожидаемым результатам. Разумеется,
чисто внешне та или иная гражданская активность мимикрирует под «левую» борьбу за
социальную справедливость, но, чем дальше, тем больше возрастают количество и мас-
штаб накапливаемых противоречий.
Уже достаточно много написано о том, что борьба за социальную справедливость
превратилась, по сути, в борьбу за привилегии, антирасизм обернулся чуть ли не боль-
шим расизмом, а феминизм очень легко перетекает в мужененавистничество (например,
[Pluckrose, Lindsay 2020]). Грань между борьбой за справедливость и мегалотимией т.н.
«пробужденных» (woke ideology) размыта. Благие намерения «справедливости» оборачи-
ваются «культурой отмены» [Dershowitz 2020], цензурой по отношению к консервативно
настроенным СМИ и социальным медиа [Knowles 2021], «иерархией жертв» [Мюррей
2021] и своеобразным культурным диктатом [Shapiro 2021]. Отсюда вытекают различные
явления - от навязывания определенных «требований» к фильмам, выдвигаемых на пре-
мию «Оскар» (обязательная поддержка ЛГБТК+, женщин и меньшинств) до публичной
травли тех, кто пытается оспорить новомодные дискурсы «левых». Сложившаяся ситуа-
ция не может не разрушать общий «жизненный мир», особенно если учесть, что в «систем-
ном насилии», расизме и т. п. обвиняют преимущественно белых мужчин. Так, согласно
популярной концепции «хрупкости белых» [DiAngelo 2018], всякие попытки белых отри-
цать свою причастность к расизму нужно рассматривать как защитный механизм, уход от
ответственности за «привилегии». В результате, белого американца итальянского проис-
хождения, который утверждает, что белые люди тоже испытывают расизм, поскольку его
собственные предки страдали от дискриминации, обвиняют в расизме. Вспышки насилия,
как продемонстрировали бунты движения Black Lives Matter в мае-июне 2020 г., порож-
дены не реальной дискриминацией (в конце концов, в мире никогда еще не было столько
расового равенства, сколько сегодня), а взаимным отчуждением.
54
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
Противоречия нарастают не только между условно «левыми» и условно «правыми»
группами. В принципе, и ранее среди «новых» сообществ не было особого единства.
«Прозвучит довольно примитивно, - пишет Д. Мюррей, - но геи и лесбиянки не всегда
состоят в теплых отношениях друг с другом. Геи часто характеризуют лесбиянок как не
обладающих вкусом и занудных. Лесбиянки часто называют геев глупыми и инфантиль-
ными. Эти группы не представляют интереса одна для другой и нечасто пересекаются
в местах проведения досуга… Геи и лесбиянки в то же время известны большой долей
подозрения к тем, кто называет себя бисексуалами… бисексуалы продолжают воспри-
ниматься не столько как часть того же “сообщества”, сколько как предатели в его рядах.
Геи склонны верить, что мужчины, называющие себя “би”, на самом деле - геи, отрица-
ющие свою природу (“Сейчас - би, потом - гей”)» [Мюррей 2021, 64-65]. Кроме того,
и в отдельных сообществах есть существенные культурные разногласия. К примеру, в
гей-комьюнити имеет место взаимная неприязнь между эпатажными «квирами» (которые
считают, что они принципиально отличаются от остальных) и сторонниками принятия
через нормализацию («ничто не отличает их от их гетеросексуальных друзей и соседей»
[Мюррей 2021, 66]).
Сама потребность в расширении свободы выбора провоцирует появление все новых
и новых противоречий. Социальный конструктивизм, который был необходим для обо-
снования непрерывно множащихся идентичностей, в итоге столкнулся с аргументами,
отсылающими к человеческой природе. Как отмечает Д. Со, в последние годы «возникла
причудливая форма мышления. Из-за тенденций трактовать гендер и пол в качестве спек-
тров концепция “сексуальной текучести” утверждает, что каждый может быть геем и что
человеческая сексуальность в действительности находится в свободном плавании: что бы
вы ни захотели, все возможно. Восприятие сексуальной ориентации как врожденной счи-
тается устаревшим и угнетающим образом мышления, ограничивающим наше самовы-
ражение и свободу… И не похоже, чтобы небинарные активисты продумали последствия
отрицания биологических доказательств сексуальной ориентации. Если быть геем - это
выбор, становится труднее выступать против попыток изменить его» [Soh 2020, 126].
Иными словами, если принадлежность определяется свободным выбором, то чем плоха
репаративная терапия, если ее проводят по желанию самого «исправляющегося»? Более
того, при таком раскладе картина мира, транслируемая активистами-трансгендерами, дис-
сонирует с картиной мира гей-сообщества. Для первых многие геи - это не признающие
себя транс-женщины. Вторые нередко утверждают, что «транс-женственность» есть след-
ствие аутигинефилии2 или других перверсий [Мюррей 2021, 356].
Наверное, одной из самых напряженных точек в политике идентичности сегодня стал
конфликт, порожденный вытеснением концепции пола (как чего-то врожденного и био-
логически обусловленного) концепцией гендера (как результата выбора в рамках поиска
подлинного «я»). Под серьезным ударом оказались женщины, которых теперь юридиче-
ски приравнивают к транс-женщинам (биологическим мужчинам, которым сегодня даже
не обязательно проходить весь набор хирургических процедур, чтобы стать признанными
женщинами). В результате буквально уничтожается женский спорт, так как биологические
женщины вынуждены соревноваться с биологическими мужчинами и - в подавляющем
большинстве случаев - проигрывать, а то и получать серьезные травмы (как в случае с
женским регби или боксом). Дело порой доходит до абсурда. Так, в 2015 г. МОК допу-
стил к участию в Олимпийских играх трансгендеров. Данная организация допускает к
соревнованиям людей с очевидными биологическими преимуществами, однако дисквали-
2 Сексуальное возбуждение мужчины при представлении самого себя в качестве женщины.
55
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
фицирует спортсменов хотя бы за небольшой след допинга. Как замечает Л. Блейд, «уро-
вень тестостерона, предписанный для транс-женщин в 10 наномолей на литр, намного
выше, чем диапазон женского тестостерона от 0,52 до 2,4 наномолей на литр. А тестосте-
рон - всего лишь одна из тысяч переменных, отличающих мужчин от женщин. Снижение
уровня тестостерона оказывает незначительное влияние на уменьшение многих струк-
турных преимуществ, которыми обладают взрослые мужчины, таких как: более высокая
мышечная масса, большие легкие и сердце, большая способность переносить кислород в
крови, более длинные и крепкие кости и нейронные сети, которые предлагают ускоренное
время реакции» [Blade, Kay 2021, 101].
Данные проявления - следствия тупика и самоотрицания, к которому пришел феми-
низм. Различные течения в феминизме и раньше противоречили друг другу. К примеру,
существует противоречие между подчеркиванием «женскости» и стремлением эту «жен-
скость» превратить в совокупность предрассудков, которые якобы стоит отбросить, апел-
лируя к идее отсутствия существенных биологических различий между мужчинами и жен-
щинами. В ситуации, когда первичен гендер, входной билет для транс-женщин в женский
спорт вполне оправдан. Отсюда закономерный раскол в самом феминизме между сторон-
никами гендерных концепций и т.н. TERF (trans-exclusionary radical feminist) - исключаю-
щих транс-людей радикальных феминисток. Для последних проблемы не исчерпываются
спортом. Например, они обеспокоены доступом транс-женщин (биологически - мужчин)
в женские раздевалки или женские тюрьмы (уже имеются кейсы сексуального насилия со
стороны тех, кто «ощущает» себя женщиной [см.: Stock 2021]). Другой вопрос, актуаль-
ный для феминизма, - «стереотипное» поведение транс-женщин. Та «женскость», которую
многие радикальные феминистки отвергали как некий негативный опыт (физическая уяз-
вимость, объективация женского тела и т. д.) вновь обретает перформативную значимость,
причем биологические мужчины используют ее в своих «интересах». Как пишет Д. Со,
«многие феминистки не согласны с трансгендерными женщинами, особенно с аутогине-
фильным подтипом, утверждая, что они увековечивают сексистские стереотипы о том, что
значит быть женщиной - самообъективными, легкомысленными и хорошими только для
секса. Транс-женщины считаются воплощением клише о том, как должны выглядеть жен-
щины, включая длинные волосы и ногти, густой макияж и высокие каблуки - “костюм”,
который мало говорит о том, что значит быть женщиной, особенно в глазах феминисток,
которые долго и упорно боролись с этим» [Soh 2020, 155].
Вышеприведенные примеры - лишь одни из множества подобных. По мере того, как
множатся различные идентичности (только Facebook3 насчитал 70 вариантов гендера),
расширяется и спектр противоречий. Из последнего - травля тех, кто отказывается заво-
дить романтические отношения и вступать в сексуальные связи с трансгендерами, что
вызывает закономерное отторжение со стороны ряда групп (например, некоторые лесби-
янки не особо приветствуют отношения с транс-женщинами, не прошедшими хирурги-
ческий переход). В сущности, современная политика идентичности превратилась в иде-
ологию принятия, согласно которой любая «нестандартная» идентичность священна, как
и выбор (даже если это выбор гендера четырехлетним ребенком), определяемый неким
«глубинным я» независимо от любых биологических и прочих объективных обстоя-
тельств. Однако там, где на первом месте стоит «я», неизбежно возникают постоянные
противоречия и столкновения интересов, в какую бы «левую» обертку соответствующие
дискурсы ни заворачивали.
3 Входит в Meta Platforms, признанную экстремистской и запрещенную в России - прим. ред.
56
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
Большой вопрос, считать ли универсальными процессы, происходящие преимуще-
ственно на Западе. По мнению автора, актуализацию экспрессивного индивидуализма
можно рассматривать как неизбежное следствие улучшения качества жизни в материальном
отношении. Всякий традиционализм, скорее всего, будет только временным препятствием
на пути к реализации желания людей выражать себя максимально широким набором спо-
собов. В конце концов, даже в России, несмотря на всю антизападную риторику, молодежь
более терпима к тем же представителям сексуальных меньшинств4. Тем не менее, не факт,
что западная политика идентичности - исторический пример для подражания. Как было
показано, игнорирование научных фактов (например, о биологических особенностях пола)
и (псевдо-)постмодернистская риторика ведут к неоднозначным социальным последствиям.
Заключение
История левых движений - это история разочарований в революционных субъектах.
Причина, по которой современные левые такое пристальное внимание уделяют концепту
интерсекциональности и политике идентичности, проста: XX в. показал, что идея рево-
люции, осуществляемой рабочим классом, нежизнеспособна. Для того, чтобы заполнить
образовавшийся вакуум, нужны были какие-то заменители. «Новой надеждой» стали
всевозможные «жертвы» и угнетаемые группы. Причем многие левые продолжали при-
держиваться идеи эгалитаризма, вдохновляясь отдаленной перспективой коммунизма как
бесклассового общества. Скорее всего, данная концепция была крупным заблуждением.
В реальности наблюдается, по сути, дальнейшая эволюция индивидуализма - но преиму-
щественно на постматериалистических основаниях. Можно опять обвинить капитализм,
который якобы направил политику идентичности по неправильному пути. Однако подоб-
ные рассуждения неизбежно ведут к теориям заговора о некоем всемогущем капитализме,
что мало дает для анализа конкретных социальных процессов, к капиталистической эко-
номике имеющих весьма опосредованное отношение. Посткапитализм попросту не нуж-
дается в больших политических переворотах, чтобы постепенно расчищать себе дорогу
(как, собственно, было и с его предшественником).
Когда материальное производство постепенно сменяется производством «нематери-
ального», а на горизонте маячит перспектива вроде «полностью автоматизированного
роскошного коммунизма» [Bastani 2019], люди переопределяют иерархии и представле-
ния о престиже, учитывая новые дефицитные блага и ресурсы. Если в условиях капита-
лизма эти иерархии и представления формируются в соответствии с неравным доступом
к «материальному», то сегодня борьба все чаще разворачивается за внимание, которого
не может хватить на всех в равной степени. Люди никогда не перестанут бороться за то,
чтобы быть лучше, ярче, заметнее и популярнее остальных. Развитие посткапиталисти-
ческих общественных отношений следует мыслить как переход к преобладанию новых
форм конкуренции: если не капитал, то внимание; если не материальные блага, то удо-
вольствие от самовыражения. Политика идентичности в данном контексте отвечает за рас-
ширение свободы выбора, ведь мы живем в обществе, представители которого все больше
времени уделяют поиску и утверждению («производству») своего «я». Как было проде-
монстрировано в статье, не стоит здесь искать подлинного эгалитаризма или стремления
к нему. И уж тем более не стоит придумывать такие странные понятия, как «трансгендер-
ный марксизм» [Gleeson, O’Rourke 2021], искусственно ассоциируя групповую логику с
4 Отношение россиян к ЛГБТ-людям. 15.10.2021. Левада-центр (признан НКО-иноагентом в России - прим.
ред.). (https://www.levada.ru/2021/10/15/otnoshenie-rossiyan-k-lgbt-lyudyam/).
57
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
идеей коммунизма. Напротив, все говорит о том, что в центре рассматриваемых процес-
сов продолжают находиться отдельные индивиды, которые преследуют свои узкие инте-
ресы. В связи с чем можно сказать, что в будущем следует ожидать дальнейшего усиления
«вражды всех против всех» и разрушения жизненного мира, так как большинство людей
будут требовать от других «признания» все новых и новых идентичностей, даже если для
этого потребуется заставить замолчать неугодную публику. Окажутся ли среди этих «неу-
годных» настоящие левые?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бауман З. (2008) Текучая современность. СПб.: Питер. 240 c.
Бузгалин А.В. (2021) Креативная революция трансформирует рынок и отношения собственно-
сти // Экономическое возрождение России. № 1. С. 109-115.
Вайс Х. (2021) Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас
в заблуждение. М.: ВШЭ. 200 c.
Ван Парайс Ф., Вандерборхт Я. (2020) Базовый доход. Радикальный проект для свободного об-
щества и здоровой экономики. М.: ВШЭ. 440 с.
Давыдов Д.А. (2012) Социальная идентичность: теория рационального выбора как альтернатив-
ный подход к концептуализации // Социологическое обозрение. № 2. С. 131-142.
Давыдов Д.А. (2021) Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: Рипол Классик. 336 с.
Зубофф Ш. (2022) Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых ру-
бежах власти. М.: Издательство Института Гайдара. 784 с.
Кагарлицкий Б.Ю. (2017) Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капита-
лизма. М.: ВШЭ. 278 с.
Кондрашов П.Н. (2016) Какого же Маркса мы читаем? Часть 2 // Дискурс-Пи. № 3-4. С. 238-246.
Лаптон Д. (2021) Жирные. М.: ВШЭ. 224 с.
Мангер М. (2021) Завтра 3.0. Трансакционные издержки и экономика совместного использова-
ния. М.: ВШЭ. 256 с.
Миланович Б. (2017) Глобальное неравенство: новый подход для эпохи глобализации. М.: Из-
дательство Института Гайдара. 336 с.
Мюррей Д. (2021) Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить
всем. М.: Рипол Классик. 480 с.
Пикетти Т. (2016) Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем. 592 с.
Стэндинг Г. (2014) Прекариат. Новый опасный класс. М.: Ад Маргинем. 368 с.
Фукуяма Ф. (2019) Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. М.: Альпина
Паблишер. 256 с.
Akerlof G. A., Kranton R.E. (2010) Identity Economics: How Our Identities Shape Our Work, Wages,
and Well-Being. Princeton: Princeton University Press. 192 p.
Bastani A. (2019) Fully Automated Luxury Communism. New York: Verso. 288 p.
Blade L., Kay B. (2021) Unsporting: How Trans Activism and Science Denial are Destroying Sport.
Toronto: Rebel News Network Ltd. 196 p.
Case A., Deaton A. (2020) Deaths of Despair and the Future of Capitalism. Princeton: Princeton
University Press. 312 p.
Crenshaw K. (1991) Mapping the Margins Intersectionality, Identity Politics, and Violence against
Women of Color // Stanford Law Review. No. 6. Pp. 1241-1299.
Dershowitz A. (2020) Cancel Culture: The Latest Attack on Free Speech and Due Process. New York:
Hot Books. 168 p.
58
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
DiAngelo R. (2018) White Fragility: Why It’s So Hard for White People to Talk About Racism. Boston:
Beacon Press. 192 p.
Gorz A. (2010) The Immaterial: Knowledge, Value and Capital. New York, London: Seagull Books. 209 p.
Hicks S. R. C. (2011) Explaining Postmodernism. Skepticism and Socialism from Rousseau to Foucault
Ockham’s. Roscoe: Ockham’s Razor. 278 p.
Inglehart R. (1997) Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press.
464 p.
Jones P. (2021) Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism. New York: Verso.
144 p.
King B., Petty R. (2021) The Rise of Technosocialism: How Inequality, AI and Climate Will Usher in a
New World. Singapore: Marshall Cavendish International. 336 p.
Knowles M. (2021) Speechless: Controlling Words, Controlling Minds. Washington, D.C.: Regnery.
256 p.
Mason P. (2017) Postcapitalism: A Guide to Our Future. New York: Farrar, Straus and Giroux. 368 p.
Muldoon J. (2022) Platform Socialism: How to Reclaim our Digital Future from Big Tech. London:
Pluto Press. 200 p.
Pinker S. (2018) Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. New
York: Viking. 576 p.
Pluckrose H., Lindsay J. (2020) Cynical Theories: How Activist Scholarship Made Everything about
Race, Gender, and Identity - and Why This Harms Everybody. Durham: Pitchstone. 352 p.
Rectenwald M. (2020) Beyond Woke. Nashville: New English Review Press. 238 p.
Scarry E. (2020) Privileged Victims: How America’s Culture Fascists Hijacked the Country and
Elevated Its Worst People. New York: Bombardier Books. 288 p.
Shapiro B. (2019) Facts Don’t Care about Your Feelings. Hermosa Beach: Creators Publishing. 231 p.
Shapiro B. (2021) The Authoritarian Moment: How the Left Weaponized America’s Institutions Against
Dissent. New York: Broadside Books. 288 p.
Soh D. (2020) The End of Gender: Debunking the Myths about Sex and Identity in Our Society. New
York: Threshold Editions. 336 p.
Srnicek N., Williams A. (2016) Inventing the Future: Postcapitalism and a World Without Work. New
York: Verso. 272 p.
Stock K. (2021) Material Girls: Why Reality Matters for Feminism. London: Fleet. 320 p.
Transgender Marxism (2021) Ed(s): Gleeson J. J., O’Rourke E. London: Pluto Press. 320 p.
Wright E. O. (2019) How to Be an Anticapitalist in the Twenty-First Century. New York: Verso. 176 p.
REFERENCES
Akerlof G. A., Kranton R.E. (2010) Identity Economics: How Our Identities Shape Our Work, Wages,
and Well-Being. Princeton: Princeton University Press. 192 p.
Bastani A. (2019) Fully Automated Luxury Communism. New York: Verso. 288 p.
Bauman Z. (2008) Tekuchaia sovremennost’ [Liquid Modernity]. Saint-Petersburg: Piter. 240 p.
Blade L., Kay B. (2021) Unsporting: How Trans Activism and Science Denial are Destroying Sport.
Toronto: Rebel News Network Ltd. 196 p.
Buzgalin A.V. (2021) Kreativnaia revoliutsiia transformiruet rynok i otnosheniia sobstvennosti
[Creative Revolution Transforms Market and Property Relations]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii.
no. 1, pp. 109-115.
Case A., Deaton A. (2020) Deaths of Despair and the Future of Capitalism. Princeton: Princeton
University Press. 312 p.
59
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 47-61
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 47-61
Crenshaw K. (1991) Mapping the Margins Intersectionality, Identity Politics, and Violence against
Women of Color. Stanford Law Review. vol. 43, no. 6, pp. 1241-1299.
Davydov D.A. (2012) Sotsial’naia identichnost’: teoriia ratsional’nogo vybora kak al’ternativnyi
podkhod k kontseptualizatsii [Social Identity: Rational Choice Theory as an Alternative Approach to
Conceptualization]. Sotsiologicheskoe obozrenie. no. 2, pp. 131-142.
Davydov D.A. (2021) Postkapitalizm i rozhdenie personaliata [Postcapitalism and the Birth of the
Personaliat]. Moscow: Ripol Klassik. 336 p.
Dershowitz A. (2020) Cancel Culture: The Latest Attack on Free Speech and Due Process. New York:
Hot Books. 168 p.
DiAngelo R. (2018) White Fragility: Why It’s So Hard for White People to Talk About Racism. Boston:
Beacon Press. 192 p.
Fukuyama F. (2019) Identichnost’. Stremlenie k priznaniiu i politika nepriiatiia [Identity: The Demand
for Dignity and the Politics of Resentment]. Moscow: Al’pina Pablisher. 256 p.
Gorz A. (2010) The Immaterial: Knowledge, Value and Capital. New York, London: Seagull Books.
209 p.
Hicks S. R. C. (2011) Explaining Postmodernism. Skepticism and Socialism from Rousseau to Foucault
Ockham’s. Roscoe: Ockham’s Razor. 278 p.
Inglehart R. (1997) Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press.
464 p.
Jones P. (2021) Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism. New York: Verso.
144 p.
Kagarlitskii B.Iu. (2017) Mezhdu klassom i diskursom. Levye intellektualy na strazhe kapitalizma
[Between Class and Discourse: Left Intellectuals in Defence of Capitalism]. Moscow: HSE Publ. 278 p.
King B., Petty R. (2021) The Rise of Technosocialism: How Inequality, AI and Climate will Usher in a
New World. Singapore: Marshall Cavendish International. 336 p.
Knowles M. (2021) Speechless: Controlling Words, Controlling Minds. Washington, D.C.: Regnery.
256 p.
Kondrashov P.N. (2016) Kakogo zhe Marksa my chitaem? Chast’ 2 [Which Marx We Read? Part 2].
Diskurs-Pi. no. 3-4, pp. 238-246.
Lupton D. (2021) Zhirnye [Fat]. Moscow: HSE Publ. 224 p.
Munger M. (2021) Zavtra 3.0. Transaktsionnye izderzhki i ekonomika sovmestnogo ispol’zovaniia
[Tomorrow 3.0. Transaction Costs and the Sharing Economy]. Moscow: HSE Publ. 256 p.
Milanovic B. (2017) Global’noe neravenstvo: novyi podkhod dlia epokhi globalizatsii [Global
Inequality: A New Approach for the Age of Globalization]. Moscow: Izdatel’stvo Instituta Gaidara. 336 p.
Mason P. (2017) Postcapitalism: A Guide to Our Future. New York: Farrar, Straus and Giroux. 368 p.
Muldoon J. (2022) Platform Socialism: How to Reclaim our Digital Future from Big Tech. London:
Pluto Press. 200 p.
Murray D. (2021) Bezumie tolpy. Kak mir soshel s uma ot tolerantnosti i popytok ugodit’ vsem [The
Madness of Crowds: Gender, Race and Identity]. Moscow: Ripol Klassik. 336 p.
Piketty T. (2016) Kapital v XXI veke [Capital in the Twenty-First Century]. Moscow: Ad Marginem.
592 p.
Pinker S. (2018) Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. New
York: Viking. 576 p.
Pluckrose H., Lindsay J. (2020) Cynical Theories: How Activist Scholarship Made Everything about
Race, Gender, and Identity - and Why This Harms Everybody. Durham: Pitchstone. 352 p.
Rectenwald M. (2020) Beyond Woke. Nashville, TN: New English Review Press. 238 p.
Scarry E. (2020) Privileged Victims: How America’s Culture Fascists Hijacked the Country and
Elevated Its Worst People. New York: Bombardier Books. 288 p.
60
Д.А. Давыдов. Посткапитализм: от индивидуализма потребительскогок индивидуализму экспрессивному?
D. Davydov. Post-Capitalism: From Consumer Individualism to Expressive Individualism?
Shapiro B. (2019) Facts Don’t Care about Your Feelings. Hermosa Beach: Creators Publishing. 231 p.
Shapiro B. (2021) The Authoritarian Moment: How the Left Weaponized America’s Institutions Against
Dissent. New York: Broadside Books. 288 p.
Soh D. (2020) The End of Gender: Debunking the Myths about Sex and Identity in Our Society. New
York: Threshold Editions. 336 p.
Srnicek N., Williams A. (2016) Inventing the Future: Postcapitalism and a World Without Work. New
York: Verso. 272 p.
Standing G. (2014) Prekariat. Novyi opasnyi klass [The Precariat: The New Dangerous Class]. Moscow:
Ad Marginem. 368 p.
Stock K. (2021) Material Girls: Why Reality Matters for Feminism. London: Fleet. 320 p.
Transgender Marxism (2021) Ed(s): Gleeson J. J., O’Rourke E. London: Pluto Press. 320 p.
Van Parijs P., Vanderborght Y. (2020) Bazovyi dokhod. Radikal’nyi proekt dlia svobodnogo obshchestva
i zdorovoi ekonomiki [Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and a Sane Economy]. Moscow:
HSE Publ. 440 p.
Weiss H. (2021) My nikogda ne byli srednim klassom. Kak sotsial’naia mobil’nost’ vvodit nas v
zabluzhdenie [We Have Never Been Middle Class]. Moscow: HSE Publ. 200 p.
Wright E. O. (2019) How to Be an Anticapitalist in the Twenty-First Century. New York: Verso. 176 p.
Zuboff S. (2022) Epokha nadzornogo kapitalizma. Bitva za chelovecheskoe budushchee na novykh
rubezhakh vlasti [The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier
of Power]. Moscow: Izdatel’stvo Instituta Gaidara. 784 p.
Информация об авторе
Давыдов Дмитрий Александрович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник
отдела философии Института философии и права УрО РАН. Адрес: 620990, г. Екатеринбург, ул. Со-
фьи Ковалевской, 16. E-mail: davydovdmitriy90@gmail.com
About the author
Dmitriy A. Davydov, Candidate of Political Sciences, Senior Research Fellow, Department of
Philosophy, Institute of Philosophy and Law (Ural Branch of RAS). Address: Sofia Kovalevskaya st., 16,
Ekaterinburg, 620219, Russia. E-mail: davydovdmitriy90@gmail.com
Статья поступила в редакцию / Received: 22.06.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 21.07.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 28.07.2022
61