ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
DOI: 10.31857/S0869049922040098
EDN: EYNJNV
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
TRIBUNE OF A YOUNG SCIENTIST
Оригинальная статья / Original Article
Влияние технологической конкуренции с Китаем
на характер американо-японского
торгового взаимодействия1
© К.О. ЧУДИНОВА
Чудинова Ксения Олеговна, Национальный исследовательский институт мировой экономики и
международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (Москва, Россия), xenia.chudinova@gmail.com.
ORCID:0000-0002-5557-8956
В условиях «четвертой промышленной революции» разворачивается технологическое сорев-
нование между США и КНР, от исхода которого будет зависеть как конкурентоспособность обе-
их стран, так и контуры мировой экономики. Япония отстает от США и Китая по масштабу и
глубине инновационного развития, но лидирует в производстве отдельных категорий наукоемкой
продукции. Экономики США, Японии и КНР характеризуются высокой взаимодополняемостью и
взаимозависимостью, а также переплетением сложных производственных сетей, которые много-
национальные предприятия создали за последние десятилетия. В настоящее время США и Япония
формируют нормативно-правовую базу и институциональную основу для научно-производствен-
ной кооперации по ряду наукоемких отраслей, приоритетных для развития новейших технологий
и цифровой экономики. Важное направление двустороннего сотрудничества - создание системы
международных стандартов цифровой торговли. Внешнеторговая политика правительства США
направлена на укрепление альянса с Японией для совместного противодействия вызовам глобаль-
ного характера. В случае реализации заявленных планов по сотрудничеству сближение двух эко-
номик выйдет на новый уровень.
1 Финансирование. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и тех-
нологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического
развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Funding. The article was prepared within the project “Post-Crisis World Order: Challenges and Technologies,
Competition and Cooperation” supported by the grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian
Federation for research projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement No. 075-15-
2020-783).
118
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
Ключевые слова: США, Япония, торговля, многонациональные предприятия, инновации, циф-
ровая экономика, цифровая торговля
Цитирование: Чудинова К.О. (2022) Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер аме-
рикано-японского торгового взаимодействия // Общественные науки и современность. № 4. С. 118-131. DOI:
10.31857/S0869049922040098, EDN: EYNJNV
The Impact of Technology Competition with China
on US-Japan Trade
© K. CHUDINOVA
Кsenia O. Chudinova, Primakov National Research Institute of World Economy and International
Relations of the Russian Academy Of Sciences (Moscow, Russia), xenia.chudinova@gmail.com.
ORCID:0000-0002-5557-8956
Abstract. As the “fourth industrial revolution” unfolds, technology competition between the United
States and China progresses. Its outcome is going to determine the competitiveness of both countries as well
as the outline of the world economy. Japan lags behind the United States and China in terms of the scale and
depth of innovative development but is the top producer of a range of knowledge-intensive products. The
economies of the United States, Japan, and China are characterized by a high degree of complementarity and
interdependence, and by the intertwining of complex production networks that multinational enterprises have
built over the past few decades. Currently, the United States and Japan are forming the institutional framework
for scientific and industrial cooperation in knowledge-intensive fields that are a priority for new technologies
and digital economy development. An important area of bilateral cooperation is the creation of a system of
international standards for digital trade. The US government foreign trade policy is aimed at strengthening the
alliance with Japan to jointly counter global challenges. If the plans for cooperation announced by both parties
are implemented, the rapprochement of the two economies will reach a new level.
Keywords: USA, Japan, trade, multinational enterprises, innovation, digital economy, digital trade
Сitation: Chudinova K. (2022) The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade. Obshchest-
vennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 118-131. DOI: 10.31857/S0869049922040098, EDN: EYNJNV
США последние полвека лидировали в технологических инновациях и до сих пор
сохраняют доминирование в ряде отраслей, однако Китай серьезно конкурирует с ними
в разработке и применении передовых технологий, которые могут фундаментально изме-
нить характер экономической деятельности и международной торговли.
Внешнеторговая политика США в отношении КНР начала меняться при президенте
Б. Обаме с середины 2010-х гг. и в итоге привела к торговой войне и значительным вол-
новым эффектам для компаний и производственных сетей. Она была продиктована ком-
плексом как политических, так и экономических факторов. В их числе был значительный
дефицит торгового баланса США с Китаем, серьезное беспокойство по поводу научно-
технического прогресса КНР, вопросы конкурентоспособности американских компаний,
проблемы защиты интеллектуальной собственности и перспектива долгосрочного техно-
логического противостояния между двумя крупнейшими экономиками мира. Постепенно
американские политики стали считать конкуренцию с КНР одной из принципиальных
угроз благосостоянию и национальной безопасности США.
119
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
Американо-японский союз, ценность которого, как казалось в период после распада
СССР, частично снизилась, становится все более необходимым США в условиях страте-
гического противостояния с КНР и других вызовов глобального характера.
Существуют предпосылки для формирования американо-японского технологического
«альянса». В то же время Китай остается главным торговым партнером Японии и одним
из важнейших партнеров США. Три экономики тесно связаны потоками товаров, услуг
и капитала, которые перемещаются как напрямую, так и через производственные сети
многонациональных предприятий (МНП).
Сотрудничество между США и Японией в сфере разработки и внедрения новых тех-
нологий способно значительно повлиять как на углубление двусторонних экономических
отношений, так и на дальнейший ход мирового экономического развития.
Трехсторонняя торговля в рамках ГЦСС между США,
Японией и КНР как фактор научно-технического прогресса Китая
В начале XXI в. Америка занимала первое место по расходам на НИОКР в мире
(270 млрд долл.), в то время как расходы Китая составляли лишь 12% от американских
(33 млрд долл). Однако к 2020 г. Китай поднялся на второе место и тратил на НИОКР уже
90% от расходов США. На Соединенные Штаты приходится 60% мировых затрат на фун-
даментальные исследования по сравнению с 20% Китая, но в КНР большое внимание уде-
ляют коммерциализации научных разработок, и страна ежегодно вкладывает в экспери-
ментальные разработки почти на 70 млрд долл. больше, чем Соединенные Штаты [Allison,
Barbesino, Klyman, Yen 2021]. В 2019 г. во всем мире было подано 3,224 млн патентных
заявок. Распределение по странам выглядит следующим образом: первое место занял
Китай с 1,4 млн заявок и долей в 43,4% от общего количества заявок, за ним следуют США
(0,621 млн или 19,3%) и Япония (0,308 млн или 9,6%). Доля Китая значительно возросла
за последнее десятилетие с 17% в 2009 г. до 43,4% в 2019 г. Показатели Японии снизились
с 18,8% в 2009 г. до 9,6% в 2019 г., хотя государство по-прежнему входит в тройку лидеров
[Jinji, Haruna, Zhang 2022].
С 2001 по 2010 гг. экспорт наукоемких товаров из Китая возрос на 700%, с 2011 г. страна
стала вторым по величине центром глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в мире.
Такое увеличение роли экономики Китая в ГЦСС может быть наиболее заметной тенден-
цией развития производственных сетей за последние три десятилетия. На 1990 г. Герма-
ния, США и Япония были тремя «хабами», в которых концентрировались трансграничные
потоки товаров, а Китай участвовал в ГЦСС в малой степени. Однако к 2019 г. Китай заме-
нил Японию в качестве центра формирования производственных сетей в Азии и оттеснил
Соединенные Штаты на позиции третьего по масштабу мирового центра ГЦСС2.
Поток ПИИ из развитых стран, в первую очередь из Японии и из США, сыграл огром-
ную роль в переходе Китая от изготовления и экспорта трудоемких товаров к выпуску
наукоемкой продукции. Китайские компании стали участвовать в ГЦСС сравнительно
поздно, только после снятия регулирующих ПИИ ограничений в 1992 г., и вначале они
занимались в основном сборкой комплектующих. Тем не менее, после вступления в ВТО
Китай постепенно стал занимать в ГЦСС все более высокие позиции. За последние 20 лет
американские, японские и европейские МНП значительно увеличили масштабы деятель-
ности в КНР, что привело к формированию там сложных производственных сетей, кото-
2 An Investment Perspective on Global Value Chains. May 13, 2021. World Bank. Pp. 37-38. (https://www.
worldbank.org/en/topic/competitiveness/publication/investment-perspective-on-global-value-chains).
120
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
рые производят наукоемкие товары. Параллельно между материнскими компаниями и
филиалами происходил трансфер технологий. Новые центры НИОКР, такие как Китай, не
только приносили высокие доходы МНП, но также получали прямую выгоду от иннова-
ций, внедряемых американскими и японскими компаниями, и косвенную - от вторичных
эффектов от передачи технологий местным фирмам.
Несмотря на то, что импорт наукоемкой промежуточной продукции и трансфер техно-
логий из-за рубежа пока необходим китайским компаниям, за два десятилетия быстрого
роста китайские корпорации сократили технологическое отставание и создали огромные
производственные мощности. Они все больше заменяют импортные материалы продук-
тами отечественного производства.
За показателями экспорта, импорта, ПИИ и продаж зарубежных филиалов скрываются
сложные производственные сети, которые связывают США, Японию и Китай.
Международное разделение труда в рамках ГЦСС превратило многие американские
МНП в бесфабричные предприятия с производственной базой в КНР и других странах Вос-
точной Азии. Уже к 2012 г. 21 компания из списка Standard and Poor’s 500 Index, включая
Advanced Micro Device, Qualcomm Inc., Cisco System, Apple и Nike, имела бесфабричное
производство. Статистика, однако, часто не отражает доходы бесфабричных американских
компаний за рубежом, потому что продукция, продаваемая иностранным потребителям,
не пересекает границы США, а нематериальная добавленная стоимость - дизайн, бренд,
технологии - «встроена» в физические товары [Xing 2021]. Широко известным примером
такого разделения труда между компаниями считается производство iPhone3. В качестве
другого примера можно привести недавнее исследование, которое показало, что Huawei
P30 Pro, на тот момент новейшая модель смартфона китайского производителя телеком-
муникационного оборудования Huawei, содержит 869 деталей, произведенных японскими
компаниями, 562 корейских деталей, 15 - американских, и только 80 комплектующих
поставляют китайские отечественные компании. Добавленная стоимость, созданная соб-
ственно китайскими компаниями, составляет менее 40%, что указывает на сохранение
высокой зависимости производства от зарубежных технологий [Xing 2021].
Сейчас предлагают новые подходы к измерению экспорта и импорта - например,
использовать показатель факторного дохода, который может помочь точнее определить
добавленную стоимость нематериальных активов4. Однако нужно отметить, что пока
сложность измерения потоков ПИИ и зарубежной активности МНП приводят к значитель-
ным расхождениям в статистике как по странам, так и по объемам инвестиций и продаж.
На данный момент показатели деятельности американских и японских МНП в КНР позво-
ляют выявить общие характеристики и динамику интеграции. Тем не менее, по частным
случаям они могут серьезно различаться в зависимости от методологии измерения (cм.,
например, [Enright, Enright 2017]).
Офшоринг и «деиндустриализация» в Соединенных Штатах и в Японии
в контексте торговой войны между США и КНР
Некоторые виды производственной деятельности экономически больше не рента-
бельны в Соединенных Штатах. К ним относится и выпуск отдельных важнейших това-
ров, в том числе медицинских изделий, обработка редкоземельных элементов, производ-
3 Global Value Chain Development Report 2021. Beyond Production. 2021. WTO. (https://www.wto.org/english/
res_e/publications_e/gvcdevreport_bprod_e.htm)
4 Ibid.
121
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
ство электросетевого оборудования и бытовой электроники. В данных отраслях отдача
на доллар капитальных вложений может составить всего от 70 до 80 центов5. Менее при-
быльные виды деятельности передают иностранным компаниям.
Данная закономерность наиболее очевидна в отраслях, где концепция и разработка
могут быть отделены от производства. В полупроводниковой промышленности Соеди-
ненные Штаты считаются мировым лидером в разработке, но отстают в производстве
следующего поколения семи- и пяти-нанометровых микросхем. В то время как другие
страны поддерживали свою полупроводниковую промышленность существенными суб-
сидиями, доля американских предприятий в мировом производстве сократилась с 37%
в 1990 г. до 12% на 2020 г. Выпуск продукции с более низкой долей добавленной стои-
мости в основном находится за пределами Соединенных Штатов, постольку вся цепочка
поставок полупроводников в большей степени подвержена глобальным потрясениям и
сбоям. В фармацевтике производство таких товаров, как ибупрофен, ингибиторы АПФ,
безрецептурные средства от простуды и антибиотики переместилось в районы, где
дешевле строить и эксплуатировать новые заводы. На настоящее время Китай и Индия -
основные производители АФИ (активных фармацевтических ингредиентов) и низкомо-
лекулярных лекарств в мире6.
В Японии, как и в США, деятельность производственного сектора значительно сокра-
тилась и сконцентрировалась на выпуске продукции с более высокой добавленной сто-
имостью. Данную тенденцию можно объяснить в первую очередь переносом производ-
ственных мощностей за рубеж и конкуренцией со странами Азии, которая гораздо выше
в изготовлении конечных товаров, чем в производстве инновационной промышленной
продукции с высокой добавленной стоимостью. Специализируясь на последней, Япо-
ния смогла остаться конкурентоспособной, что проявляется, прежде всего, в сохранении
у местных компаний высокой нормы прибыли и сильного экспортного сектора. Несмо-
тря на активное расширение ГЦСС японских компаний за рубежом, деиндустриализация
в Японии была не столь выраженной, как в большинстве западных стран, но все равно
привела к сокращению промышленного сектора в Японии почти на 20% по сравнению
с пиковым уровнем в 2007 г. Существенно упало производство транспортных средств,
информационно-коммуникационного электронного оборудования, товаров конечного
потребления (таких как компьютеры, телевизоры, телефоны, одежда и т. д.). Однако два
сектора по состоянию на 2021 г. имели уровень производства выше, чем в 2007 г.: выпуск
машинного оборудования и электронных компонентов. Оба отличаются высокой долей
добавленной стоимости и включают преимущественно промежуточные товары. К ним
относятся, например, ЖК-экраны, интегральные микросхемы и другие микроэлектронные
компоненты [Derrien 2022].
В то время как американские и японские инвестиции в производственные мощности
на своей территории сокращались, в Китае для поддержки внутреннего производства и
выхода на глобальный рынок применяли целый комплекс мер. Китайское правительство
оказывало массированную поддержку развитию высоких технологий, что отразилось в
инициативе «Сделано в Китае 2025» и в инициативе по гражданско-военной интеграции,
которые КНР приняла в середине 2010-х гг. Следует упомянуть и крупнейший региональ-
ный проект «Цифровой шелковый путь». Эти меры резко увеличили тревогу Вашингтона
по поводу экономической политики Китая [Jung, Hufbauer 2021].
5 Building a more competitive US manufacturing sector. April 15, 2021. McKinsey Global Institute. (https://www.
mckinsey.com/featured-insights/americas/building-a-more-competitive-us-manufacturing-sector).
6 Ibid.
122
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
Внешнеторговая политика президента Д. Трампа включала введение высоких тарифов
на китайскую продукцию, значительное расширение «черных списков» Министерства
торговли, куда были внесены китайские компании, а также ограничение торговли высо-
котехнологичными товарами и технологиями. США использовали обширный арсенал
средств, включая экспортный контроль (Закон о реформе экспортного контроля (Export
Control Reform Act, ECRA), контроль над инвестициями (в 2018 г. был принят новый Закон
о модернизации процесса оценки рисков от иностранных инвестиций Foreign Investment
Risk Review Modernization Act, FIRRMA) [Кириченко 2021], визовые ограничения для
граждан КНР и другие методы.
Администрация Дж. Байдена в целом продолжает эту линию, но делает акцент в
большей степени на государственно-частном партнерстве с целью развивать технологии
и укреплять производственный потенциал США, а также на обеспечении поддержки
американской внешнеторговой политики со стороны союзников, включая Японию. При-
оритетом также стала ограниченная промышленная политика, направленная на восста-
новление производственных мощностей на территории страны, укрепление цепочек
поставок в критически важных секторах (к которым относятся фармацевтическая про-
дукция, полупроводники, аккумуляторные батареи большой емкости и стратегически
важные материалы, например, редкоземельные элементы). По выражению Г. Хафбауэра,
между СССР и США шла гонка вооружений, а между США и Китаем идет гонка техно-
логий [Jung, Hufbauer 2021].
Торговая война США и Китая значительно повлияла на японские компании. Огра-
ничения воздействовали на предприятия как напрямую (например, тарифы на импорт
продукции сталелитейной промышленности и алюминия), так и косвенно, распростра-
няясь вверх и вниз по ГЦСС. О негативном воздействии конфликта сообщали фирмы в
таких секторах, как химическая промышленность, ИТ-оборудование, электроника, общее
машиностроение. Сильный отрицательный эффект на двустороннюю торговлю произвел
бы ввод тарифов на импорт японских автомобилей [Solis 2021a; Armstrong, Urata 2021].
Несмотря на то, что этого не случилось, японские компании испытывали затруднения уже
из-за самой угрозы санкций со стороны администрации Трампа. Негативные последствия
ощущались не только в результате падения продаж и затруднений с поставками, но и в
снижении на фондовом рынке стоимости акций компаний, деятельность которых была
связана с торговлей с Китаем и с США [Zhang 2021].
Реакцией правительства Японии на действия США и Китая стал переход к более
активной внешнеторговой политике. Президент Трамп не был заинтересован в многосто-
роннем подходе к экономическому сотрудничеству, о чем ярко свидетельствовал выход
США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) в январе 2017 г. Япония
возглавила переговоры по модификации ТТП в соглашение о Всеобъемлющем и прогрес-
сивном Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП). После заключения ВПТТП Япония
подписала соглашение об экономическом партнерстве с Европейским союзом, которое
вступило в силу в феврале 2019 г. На саммите G20 в 2019 г. Япония выступила с ини-
циативой DFFT (Data Free Flow with Trust), направленной на установление стандартов в
цифровой экономике.
США и КНР активно используют инструменты экономической политики в целях наци-
ональной безопасности, что мотивировало Японию разработать новую повестку в данной
сфере. Был принят ряд законопроектов, призванных ускорить инновационное развитие
страны и повысить устойчивость к различным типам угроз. Став премьер-министром в
конце 2021 г., Фумио Кисида назначил первого в истории Японии министра по экономи-
ческой безопасности, а в мае 2022 г. парламент одобрил Закон об экономической безопас-
123
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
ности Японии. Цели, преследуемые введением нового законодательства, схожи с задачами
американских инициатив: укрепить цепочки поставок, обеспечить безопасность и надеж-
ность оборудования и компьютерных систем в инфраструктуре, содействовать государ-
ственно-частному партнерству в разработке ключевых передовых технологий и способ-
ствовать защите патентов [Tong 2022].
Наличие тесных военно-политических и экономических связей побуждает США и
Японию активизировать и объединять усилия по совместному преодолению общих вызо-
вов. В фокусе переговоров между администрацией Дж. Байдена и японским правитель-
ством в 2021 - первом полугодии 2022 гг. были такие задачи, как обеспечение устойчиво-
сти цепочек поставок в критически важных отраслях (в первую очередь в производстве
полупроводников, аккумуляторных батарей, поставке редкоземельных элементов и проч.),
военно-техническое сотрудничество, разработка и контроль над передачей передовых
технологий, формирование системы технологических стандартов и цифровая торговля,
развитие новой энергетики и борьба с изменением климата, освоение космоса, здравоох-
ранение. Значимость двустороннего сотрудничества стороны подчеркнули целым рядом
новых договоренностей, важнейшей из которых на настоящий момент можно считать
Партнерство США и Японии в сфере обеспечения конкурентоспособности и устойчиво-
сти (The U.S.-Japan Competitiveness and Resilience (CoRe) Partnership). В 2022 г. был соз-
дан Консультативный комитет по экономической политике на министерском уровне. Тему
противостояния с КНР редко упоминают прямым текстом в официальных документах, но
она остается ключевой для формирования повестки по военно-техническому сотрудни-
честву, а также по вопросам сохранения технологического лидерства и экономического
потенциала США и Японии.
В первую очередь, на двусторонние торговые отношения может значительно повлиять
сотрудничество в обеспечении поставок в критически важных отраслях, в развитии новых
технологий и цифровой экономики. «Четвертая промышленная революция» (разработка
и внедрение ИИ, сетей стандарта 5G, автоматизации и роботизации, Интернета вещей
и т. д.) резко увеличила спрос на все более сложные полупроводники и промышленное
оборудование, а также на поставки материалов и комплектующих для их производства.
Сам характер новейших технологий подразумевает, что они имеют огромное значение как
для национальной конкурентоспособности стран, так и для национальной безопасности.
Пандемия COVID-19 привела к перебоям в производстве и повысила темпы цифровой
трансформации, а также вызвала дефицит полупроводников и ряда других высокотехно-
логичных товаров и материалов. Новое законодательство и курс на обновление союзниче-
ских отношений выступают ответом США и Японии на необходимость адаптироваться к
сложным условиям.
Кооперация США и Японии в развитии новых технологий
и ее возможные последствия
Такие направления, как производство полупроводников и литий-ионных аккумуляторов,
имеют фундаментальное значение для инновационной продукции. Усовершенствованные
полупроводниковые микросхемы используют во всех видах приборов - от бытовых элек-
тронных устройств до военных самолетов новых поколений. Доступ к таким товарам по
конкурентоспособным ценам жизненно важен и для Соединенных Штатов, и для Японии7.
7 Building a more competitive US manufacturing sector. April 15, 2021. McKinsey Global Institute. (https://www.
mckinsey.com/featured-insights/americas/building-a-more-competitive-us-manufacturing-sector).
124
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
США - признанный лидер в производстве наукоемкой высокотехнологичной продук-
ции в широком спектре отраслей. Японские компании отстают от американских, и их пре-
имущества менее заметны, но они прочно занимают отдельные ниши в выпуске новых
материалов, высокотехнологичных промежуточных продуктов и сложного оборудования.
Одна из таких ниш - производство промышленного оборудования. Если разделить про-
изводственный процесс на два уровня, то на нижнем «этаже» окажутся машины и меха-
низмы, а на втором - программные решения. Третьего, верхнего уровня автоматизации
производства еще не существует, но на нем будет происходить обработка больших данных
в «облаке» с помощью новых приложений и ИИ. На нижнем и на втором уровнях три кон-
гломерата-гиганта электромашиностроения конкурируют во всех областях. Во главе нахо-
дится немецкая компания Siemens, за которой следуют GE и Hitachi. Тем не менее, прорыв
к новым перспективным решениям будут также обеспечивать компании меньшего раз-
мера. Как пишет У. Шеде, лидерами отрасли по выпуску оборудования, датчиков и роботов
в Японии считаются Keyence, FANUC, Mitsubishi Electric, Omron, Okuma, Yaskawa и Fuji
Electric; в области программных систем - Mitsubishi Electric и Yokogawa Electric, а также
несколько более мелких фирм. Их конкурентами выступают Trumpf, Bosch и Dürr из Гер-
мании, а также американские Rockwell Automation и Honeywell, в области программного
обеспечения - SAP, ABB и Schneider Electric в Европе и Autodesk в США [Schaede 2020].
Дополненный второй уровень - создание стоимости с помощью передовых системных
решений - в настоящее время находится в стадии разработки. Многие аналитики ожидают,
что в этом соревновании также будут участвовать японские и немецкие компании. Основ-
ными игроками в Японии можно назвать Mitsubishi Electric, FANUC, DMG Mori, Hitachi
и Denso, а также NEC и Fujitsu [Schaede 2020]. Проведенное в США в 2019 г. исследо-
вание технологий промышленной робототехники и компьютерного зрения подтвердило,
что доля японских компаний на мировом рынке превышает 50% (по сравнению с 30%
в 2016 г.). В этой области конкурировали как крупные фирмы (например, Denso, Epson,
FANUC и Kawasaki), так и начинающие японские компании, такие как Connected Robotics
из Токио, компания Preferred Networks, которая занимается искусственным интеллектом,
Paro Theropeutics и Mujin [Schaede, Shimizu 2022].
Однако Япония существенно отстает в разработке программного обеспечения и
ИТ-систем. Верхний уровень - облачные вычисления - в настоящее время занимают ком-
пании из США и Китая. Amazon Web Services (AWS), Alphabet (Google), Microsoft, IBM,
Oracle, Cisco и Intel входят в число американских компаний, которые прилагают огромные
усилия для создания операционных систем и приложений ИИ. Список компаний из Китая
возглавляют Alibaba и Huawei [Schaede 2020].
Если США и Японии удастся объединить усилия по обеспечению цепочек поставок
и производству инновационной продукции, а также привлечь к ним другие страны-пар-
тнеры по Четырехстороннему диалогу или Индо-Тихоокеанскому экономическому рамоч-
ному соглашению (как запланировано в рамках Партнерства и других инициатив), такой
шаг станет прорывом в двустороннем сотрудничестве. Реалистично предположить, что
определенные успехи будут достигнуты - по крайней мере, на направлениях совместного
предотвращения сбоев поставок и диверсификации поставщиков, экспортного контроля
и НИОКР в таких ключевых областях, как квантовые вычисления, искусственный интел-
лект, биотехнологии и новая энергетика.
Еще более интересная перспектива - создание реального «цифрового альянса» между
США и Японией. В случае, если сторонам удастся добиться настолько скоординирован-
ного сотрудничества, последствия могут быть действительно существенными - учитывая
взаимодополняющие конкурентные преимущества двух стран.
125
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
Например, США находятся на вершине цепочек добавленной стоимости по производ-
ству микросхем, а также доминируют в разработке и производстве отдельных категорий
промышленного оборудования для изготовления полупроводников. На долю американ-
ских производителей приходится около половины мирового рынка полупроводниковой
продукции, их продажи в 2021 г. составляли 258 млрд долл.8
Некоторые японские фирмы сохраняют высокую конкурентоспособность в производ-
стве материалов (в том числе фторированного полиимида, травильного газа и фоторезиста),
компонентов, а также оборудования для выпуска микросхем - Япония была его крупней-
шим экспортером в период с 2014 по 2018 гг., на ее долю приходилось около 30% мирового
экспорта. Tokyo Ohka Kogyo занимает второе место на мировом рынке фоторезистов, а на
компанию ADEKA приходится более 50% мирового рынка отдельных категорий диэлектри-
ческих материалов для передовых полупроводников [Solis 2021b, Kamakura 2022].
Кооперация в изготовлении микросхем интересна для обеих сторон. Такое сотруд-
ничество можно осуществить при формировании государственно-частного партнерства.
Полупроводниковую промышленность в обеих странах будут поддерживать субсидиями в
рамках промышленной политики, цель которой - вернуть или привлечь производственные
мощности и обеспечить бесперебойные поставки микросхем новых поколений. Админи-
страция Байдена провела через Конгресс так называемый Закон о полупроводниках (CHIPS
and Science Act9), который предусматривает значительное финансирование для отрасли.
Реализуются планы по строительству новых заводов TSMC, Samsung и Intel. В Японии в
2021 г. приняли специальную «Стратегию в полупроводниковой и цифровой отраслях»,
а также идет строительство завода TSMC, которое отчасти финансирует государство.
Проблемой для международного сотрудничества в данной сфере может стать конку-
ренция за субсидии и ориентация американской администрации на закупки в первую оче-
редь американских товаров, что осложнит инвестирование в совместные проекты.
Еще одним перспективным направлением взаимодействия может быть развертывание
телекоммуникационных сетей стандарта 5G посредством технологии Open RAN (Open
Radio Access Network). Важность сетей стандарта 5G и 6G учитывали еще при админи-
страции Трампа - их признали основой критически важной инфраструктуры. Американ-
ское правительство ввело различные санкции против китайских компаний-поставщиков
телекоммуникационного оборудования Huawei и ZTE, в том числе для того, чтобы огра-
ничить их участие в создании сетей и снизить конкурентоспособность. За отсутствием
альтернативных крупных поставщиков США стали продвигать повестку диверсификации
поставок - в первую очередь с применением технологии Open RAN, которая позволяет
использовать разное оборудование с интероперабельными интерфейсами. Япония поддер-
живает такую политику. В рамках «Партнерства США и Японии в сфере конкурентоспо-
собности и устойчивости (CoRe)» государства запланировали сотрудничество в области
безопасных информационно-коммуникационных технологий, включая продвижение без-
опасных и открытых Сети 5G и Open RAN10.
8 Building America’s Innovation Economy.
2022. Semiconductors Industry Association. (https://www.
semiconductors.org/wp-content/uploads/2021/05/SIA-Industry-Facts_4-20-2022.pdf)
9 Fact Sheet: CHIPS and Science Act Will Lower Costs, Create Jobs, Strengthen Supply Chains, and Counter China.
AUGUST 09, 2022. The White House. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/08/09/
fact-sheet-chips-and-science-act-will-lower-costs-create-jobs-strengthen-supply-chains-and-counter-china/).
10 Fact Sheet: The U.S.-Japan Competitiveness and Resilience (CoRe) Partnership. May 23, 2022. The White House.
(https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/23/fact-sheet-the-u-s-japan-competitiveness-
and-resilience-core-partnership/).
126
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
Проблема в том, что проект достаточно сложен в реализации и разворачивается мед-
ленно, в то время как Китай быстро создает международную сеть стандарта 5G [Allison,
Barbesino, Klyman, Yen 2021].
Еще одним важнейшим направлением сотрудничества стала цифровая экономика и
система стандартов. В США и Китае находится половина крупнейших мировых центров
обработки данных: за последние пять лет на них пришлось почти 90% рыночной капита-
лизации крупнейших цифровых платформ. Такие платформы - Apple, Microsoft, Amazon,
Alphabet (Google), Facebook, Tencent и Alibaba - все больше инвестируют во все сегменты
глобальных цепочек создания стоимости в работе с данными. Они представляют собой
уже не просто цифровые платформы, а, скорее, «глобальные цифровые корпорации пла-
нетарного масштаба»11.
По данным Министерства торговли США, на «цифровую экономику» приходилось
9,6% американского ВВП в 2019 г.12 .
Для Японии развитие цифровой экономики имеет особую важность в силу старения и
сокращения численности населения. Осознавая изменения, правительство занялось реор-
ганизацией и пересмотром целей внутренней экономической политики, примером чего
выступает создание Министерства по цифровизации в 2021 г.
Цифровая торговля стала важным компонентом торговых потоков, ее доля увеличива-
ется. Однако в данной области пока отсутствует единая система правил или стандартов -
они прописаны только в двусторонних или многосторонних торговых соглашениях. Осно-
вой для некоторых из них служит инициатива о Свободном потоке данных на условиях
доверия (DFFT), которую предложил С. Абэ в 2019 г. на саммите G20. Администрация
Байдена рассматривает возможность заключить соглашение о цифровой торговле с пар-
тнерами в регионе. Потенциально такой договор может опираться на положения новей-
шего соглашения о цифровой торговле США с Японией (принципы которого частично
заимствованы из DFFT и ВПТТП), которое вступило в силу в 2020 г. и отвечает высоким
стандартам. Подобный документ позволил бы Соединенным Штатам и Японии устано-
вить свои правила регулирования вопросов кибербезопасности, трансграничной передачи
данных и прав на интеллектуальную собственность.
С другой стороны, на двусторонних отношениях и многосторонних отношениях
США с союзниками негативно сказывается сохраняющаяся политическая неопределен-
ность. Пока администрация Дж. Байдена поддерживает многостороннее сотрудничество
в регионе ИТР, но что произойдет, если президентом снова станет Д. Трамп? Нынешняя
администрация также сильно ограничена в возможности заключать торговые соглашения,
поскольку их не поддержит Конгресс - в том числе двустороннее соглашение о свободной
торговле с Японией или ВПТТП.
Выводы
Для претворения в жизнь достаточно амбициозных планов США и Японии по вза-
имодействию в стратегически важных секторах понадобится масштабная и согласован-
ная деятельность администраций, законодательной власти, бюрократического аппарата
и частного сектора. Повышение конкурентоспособности как американского, так и япон-
ского производственного сектора потребует введения новых мощностей, модернизации
11 Digital Economy Report 2021. UNCTAD. (https://unctad.org/webflyer/digital-economy-report-2021).
12 Akhtar S.I., Fefer R.F., Sutherland M.D. Digital Trade and U.S. Trade Policy. July 15, 2016 - December 9, 2021.
Congressional Research Service. (https://www.everycrsreport.com/reports/R44565.html#Content).
127
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
заводов и оборудования, внедрения новых технологий, повышения квалификации кадров
и эффективного импортозамещения. Для стимулирования изменений на данных направ-
лениях нужен целый комплекс инициатив. Наиболее вероятно, что даже в односторон-
нем порядке и США, и Японии будет трудно добиться от бизнеса масштабной релокации
сложных ГЦСС из КНР. В рамках производственных сетей торговля между Японией и
США или между Китаем и США фактически представляет собой многосторонние связи,
поскольку отечественным компаниям необходимо импортировать значительные объемы
промежуточных товаров из третьих стран для выпуска экспортной продукции.
Таким образом, даже если компании идут на релокацию своих филиалов, они могут
сохранять бизнес в обеих странах и не планируют его останавливать по политическим
причинам, чтобы не попасть под санкции КНР. Данное обстоятельство также затрудняет
экспортный контроль и контроль ПИИ.
Усиление противостояния между США и КНР, гонка технологий, проблемы с защитой
прав на интеллектуальную собственность в Китае, а также макроэкономические факторы -
в первую очередь рост затрат на оплату труда - снижают привлекательность ведения биз-
неса в КНР для американских и японских компаний. Однако перенос производства чаще
всего предполагает не «разъединение» с Китаем, а лишь хеджирование рисков. К тому же
численность экономически активных граждан, рост экономики и рост покупательной спо-
собности населения, увеличение среднего класса давно сделало Китай крупным рынком
конечных потребителей, что особенно важно для Японии (довольно типичными в этом
плане можно назвать результаты опроса японских производственных компаний от 2021 г.
В нем КНР занимала первое место в рейтинге перспективных для ведения бизнеса стран,
Индия - второе, а США - только третье13).
В то же время фирмы заинтересованы в реорганизации своих производственных цепо-
чек с целью предотвратить перебои поставок и уменьшить риски простоя. Можно сделать
вывод, что двустороннее сотрудничество в частичной реструктуризации стратегически
важных отраслей вполне возможно - по крайней мере, в среднесрочной перспективе и при
наличии финансовых стимулов. Также перспективны совместное производство и НИОКР
по отдельным видам инновационной продукции. Однако «гонка технологий» имеет боль-
шие шансы превратиться также в «гонку субсидий», что, помимо преимуществ, несет
отдельные трудности. Технологическое лидерство не гарантирует экономической безопас-
ности, ее дает конкурентоспособность. Поскольку предприятия переносили производства
в Китай, руководствуясь соображениями экономической эффективности, промышленная
политика решоринга или «френдшоринга» должна быть хорошо сбалансирована, чтобы
товары, изготовленные в стране, остались глобально конкурентоспособными, а компании,
не получающие поддержку, не теряли своих позиций.
Кооперация США и Японии в сфере цифровой экономики и новейших технологий,
безусловно, обещает обеим странам значительные новые производственные возможности.
На данном этапе контуры будущего сотрудничества только очерчены, а его успех будет
зависеть от способности двух правительств наладить государственно-частное партнер-
ство. Тем не менее, в любом случае США остаются лидером цифровой трансформации, а
Япония занимает ведущие позиции в отдельных инновационных секторах, и обе страны
будут находиться в центре формирования новой экономической реальности.
13 FY2021 JBIC Survey (the 33rd) Report on Overseas Business Operations by Japanese Manufacturing
Companies.
2021. Japan Bank for International Cooperation. (https://www.jbic.go.jp/en/information/press/
press-2021/1224-015678.htm).
128
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кириченко Э. (2021) Контроль США над международными каналами трансферта технологий:
вызовы, механизмы, тенденции // Мировая экономика и международные отношения. Т. 65. № 7.
С. 89-97.
Allison G., Barbesino K., Klyman K., Yen H. (2021) The Great Tech Rivalry: China vs the U.S.
Cambridge, MA: Belfer Center for Science and International Affairs, Harvard Kennedy School. 35 p.
(https://www.belfercenter.org/publication/great-tech-rivalry-china-vs-us).
Armstrong. S., Urata, S. (2021) Japan First? Economic Security in a World of Uncertainty.
Canberra: Australian National University. (https://ajrc.crawford.anu.edu.au/publication/ajrc-working-
papers/18544/japan-first-economic-security-world-uncertainty).
Derrien, G. Foreign (2022) Subsidiaries, a Key Driver of the Japanese Industry // Eco-Flash. No. 22-
10. Paris: BNP Paribas. (https://economic-research.bnpparibas.com/html/en-US/Foreign-subsidiaries-
driver-Japanese-industry-6/8/2022,46454).
Enright M.J., Enright, S. (2017) The Impact of U.S. Foreign Investment and U.S. Companies on
China’s Economy // Hinrich Foundation White Paper Series l. No. 17-2. (https://www.hinrichfoundation.
com/media/ukwffvpc/hinrich-foundation-white-paper-17-2-us-fdi-in-china-michael-enright-
updated-09-07-17.pdf).
Jinji N., Haruna S., Zhang X. (2022) Deep Integration, Global Firms, and Technology Spillovers.
Singapore: Springer Singapore.
178 p. (https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-16-5210-
3#about-this-book).
Jung E., Hufbauer G.C. (2021) Scoring 50 Years of US Industrial Policy, 1970-2020. Washington D.C.:
Peterson Institute for International Economics. 109 p. (https://www.piie.com/reader/publications/piie-
briefings/scoring-50-years-us-industrial-policy-1970-2020/introduction).
Kamakura N. (2022) From Globalising to Regionalising to Reshoring Value Chains? The Case
of Japan’s Semiconductor Industry // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. No. 15.
Pp. 261-277. (https://academic.oup.com/cjres/article/15/2/261/6585222).
Schaede. U. (2020) The Business Reinvention of Japan: How to Make Sense of the New Japan and
Why It Matters. Redwood City: Stanford University Press. 280 p.
Schaede. U., Shimizu, K. (2022). The Digital Transformation and Japan’s Political Economy
(Elements in Politics and Society in East Asia). Cambridge: Cambridge University Press. 75 p.
Solis M. (2021a) The Big Squeeze: Japanese Supply Chains and Great Power Competition // Joint
U.S.-Korea Academic Studies. Vol. 32. Pp. 294-315.
Solis M. (2021b) Toward a US-Japan Digital Alliance. Washington, D.C: Brookings Institute.
Tong K.W. (2022) Configuring the U.S.-Japan Alliance To Cooperate on Economic Security And
Emerging Technologies. Working Paper. Washington, D.C.: Center for Strategic and International
Studies. 18 p.
Xing Y. (2021) Global Value Chains and the US-China Trade War // In: Geopolitics, Supply Chains
and International Relations of East Asia. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 23-40.
Zhang H. (2021) The US-China Trade War: Implications for Japan’s Global Value Chains // In:
Geopolitics, Supply Chains and International Relations of East Asia. Cambridge: Cambridge University
Press. Pp. 41-59.
129
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 118-131
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 118-131
REFERENCES
Allison G., Barbesino K., Klyman K., Yen H. (2021) The Great Tech Rivalry: China vs the U.S.
Cambridge, MA: Belfer Center for Science and International Affairs, Harvard Kennedy School. 35 p.
(https://www.belfercenter.org/publication/great-tech-rivalry-china-vs-us).
Armstrong. S., Urata, S. (2021) Japan First? Economic Security in a World of Uncertainty.
Canberra: Australian National University. (https://ajrc.crawford.anu.edu.au/publication/ajrc-working-
papers/18544/japan-first-economic-security-world-uncertainty).
Derrien G. (2022) Subsidiaries, a Key Driver of the Japanese Industry. Eco-Flash. No. 22-10. Paris:
BNP Paribas. (https://economic-research.bnpparibas.com/html/en-US/Foreign-subsidiaries-driver-
Japanese-industry-6/8/2022,46454).
Enright M.J., Enright, S. (2017) The Impact of U.S. Foreign Investment and U.S. Companies on
China’s Economy. Hinrich Foundation White Paper Series l. no. 17-2. (https://www.hinrichfoundation.
com/media/ukwffvpc/hinrich-foundation-white-paper-17-2-us-fdi-in-china-michael-enright-
updated-09-07-17.pdf).
Jinji N., Haruna S., Zhang X. (2022) Deep Integration, Global Firms, and Technology Spillovers.
Singapore: Springer Singapore.
178 p. (https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-16-5210-
3#about-this-book).
Jung E., Hufbauer G.C. (2021) Scoring 50 Years of US Industrial Policy, 1970-2020. Washing-
ton D.C.: Peterson Institute for International Economics. 109 p. (https://www.piie.com/reader/publications/
piie-briefings/scoring-50-years-us-industrial-policy-1970-2020/introduction).
Kamakura N. (2022) From Globalising to Regionalising to Reshoring Value Chains? The Case of
Japan’s Semiconductor Industry. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. no. 15, pp. 261-
277. (https://academic.oup.com/cjres/article/15/2/261/6585222).
Kirichenko E. (2021) Kontrol’ SShA nad mezhdunarodnymi kanalami transferta tehnologij: vyzovy,
mehanizmy, tendencii [US Control over Technology Transfer International Channels: Challenges,
Mechanisms, Trends]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. vol. 65, no. 7, pp. 89-97.
Schaede. U. (2020) The Business Reinvention of Japan: How to Make Sense of the New Japan and
Why It Matters. Redwood City: Stanford University Press. 280 p.
Schaede. U., Shimizu, K. (2022). The Digital Transformation and Japan’s Political Economy
(Elements in Politics and Society in East Asia). Cambridge: Cambridge University Press. 75 p.
Solis M. (2021a) The Big Squeeze: Japanese Supply Chains and Great Power Competition. Joint
U.S.-Korea Academic Studies. vol. 32, pp. 294-315.
Solis M. (2021b) Toward a US-Japan Digital Alliance. Washington, D.C: Brookings Institute.
Tong K.W. (2022) Configuring the U.S.-Japan Alliance To Cooperate on Economic Security And
Emerging Technologies. Working Paper. Washington, D.C.: Center for Strategic and International
Studies. 18 p.
Xing Y. (2021) Global Value Chains and the US-China Trade War. In: Geopolitics, Supply Chains
and International Relations of East Asia. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 23-40.
Zhang H. (2021) The US-China Trade War: Implications for Japan’s Global Value Chains. In:
Geopolitics, Supply Chains and International Relations of East Asia. Cambridge: Cambridge University
Press. Pp. 41-59.
130
К.О. Чудинова. Влияние технологической конкуренции с Китаем на характер американо-японского торгового взаимодействия
K. Chudinova. The Impact of Technology Competition with China on US-Japan Trade
Информация об авторе
Чудинова Ксения Олеговна, научный сотрудник Центра североамериканских исследований,
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений име-
ни Е.М. Примакова РАН. Адрес: ул. Профсоюзная, 23, Москва, 117997. E-mail: xenia.chudinova@
gmail.com
About the author
Ksenia O. Chudinova, Research Fellow, Center for North American Studies, Primakov National
Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences
(IMEMO RAS). Address: 117997, Moscow, Profsoyuznaya Str. 23. E-mail: xenia.chudinova@gmail.com
Статья поступила в редакцию / Received: 14.07.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 28.07.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 04.08.2022
131