ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
DOI: 10.31857/S0869049922050070
EDN: FAOPJX
Оригинальная статья / Original Article
Полицентризм против универсализма
в картине социального мира
© А.А. АЛФЕРОВ
Алферов Анатолий Александрович, Южный Федеральный университет (Ростов-на-Дону, Рос-
сия), antal@list.ru. ORCID: 0000-0003-1637-726X
В статье принцип моноцентризма в построении картины социального мира противопостав-
лен принципу полицентризма. Рассмотрены определенные направления социально-политической
и исторической мысли, которые дают обоснование принципу моноцентризма с одной стороны, и
принципу полицентризма - с другой. В качестве обоснования моноцентризма выступает универ-
сализм человека, человеческого сознания, человеческой истории. Полицентризм опирается в ан-
тропологии на представление о социально-культурной обусловленности человека, а в философии
истории - на концепцию истории как развития отдельных обособленных культур или цивилизаций.
Множественность цивилизаций создает полицентричную картину социального мира. Россия высту-
пает одновременно государством и цивилизацией. Она притягивает в свое цивилизационное поле
прилегающие государства - прежде всего на постсоветском пространстве - и становится стерж-
невым государством евразийской цивилизации. Однако и самостоятельно, без прилегающих госу-
дарств, Российская Федерация является цивилизацией. Также в статье представлено возможное со-
держание идеологии российской цивилизации.
Ключевые слова: универсализм, полицентризм, либерализм, цивилизация, ценности, Россия
Цитирование: Алферов А.А. (2022) Полицентризм против универсализма в картине социального мира //
Общественные науки и современность. № 5. С. 100-112. DOI: 10.31857/S0869049922050070, EDN: FAOPJX.
100
А.А. Алферов. Полицентризм против универсализма в картине социального мира
A. Alferov. Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World
Polycentrism versus Universalism in the Picture
of the Social World
© A. ALFEROV
Anatoly A. Alferov, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), antal@list.ru. ORCID:
0000-0003-1637-726X
Abstract. The article contrasts the principle of monocentrism with the principle of polycentrism in
the construction of the picture of the social world. Certain areas of socio-political and historical thought
are considered, which substantiate the principle of monocentrism, on the one hand, and the principle of
polycentrism, on the other. The justification of monocentrism is universalism - of man, human consciousness,
human history. In anthropology, polycentrism is based on the idea of the socio-cultural conditioning of a
person, and in the philosophy of history - on the concept of history as the development of separate isolated
cultures or civilizations. The multiplicity of civilizations creates a polycentric picture of the social world.
Russia is both a state and a civilization. Russia attracts adjacent states into its civilizational field, primarily in
the post-Soviet space, and becomes the core state of the Eurasian civilization, but the Russian Federation on
its own is a civilization. The article also considers possible contents of the ideology of the Russian civilization.
Keywords: universalism, polycentrism, liberalism, civilization, values, Russia
Citation: Alferov A. (2022) Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World. Obshchestvennye
nauki i sovremennost, no. 5, pp. 100-112. DOI: 10.31857/S0869049922050070, EDN: FAOPJX.
Главный вопрос относительно будущего мироустройства заключается в том, будет ли
оно иметь, как и ранее, моноцентричный характер, или на смену моноцентризму придет
полицентризм? Современный мир быстро меняется, но он по-прежнему моноцентричен.
Бенефициаром его моноцентричности выступает западная цивилизация, и она стремится
во что бы то ни стало сохранить свое положение. Россию ее положение в нынешней миро-
системе не устраивает: она стремится к многополярному, полицентричному миру, рас-
считывая стать одним из его полюсов, центров. Главная претензия США и коллективного
Запада к России заключается в том, что она меняет существующий миропорядок.
В рамках данной статьи автор охарактеризует некоторые важнейшие течения и под-
ходы, которые дают обоснование моноцентризму социального мира с одной стороны и
полицентризму - с другой.
Универсализм в качестве обоснования моноцентризма
Для обоснования моноцентризма используют концепцию универсализма - человека,
человечества, человеческого сознания, человеческой истории. «Универсалистский подход
имеет солидную родословную: в европейской мысли он ведет отсчет своей истории по
меньшей мере с периода классической греческой философии и отчетливо связан с пла-
тоновско-аристотелевским пониманием универсальности человеческой природы, кореня-
щейся в универсальности разума» [Смирнов 2019, 25]. Противоположностью универса-
лизма выступают партикуляризм, плюрализм, полицентризм. Для полицентризма значимы
представления о социокультурной дифференциации человеческой сущности.
Под знаком универсализма создавалась просветительская идеология - рационали-
стическая идеология, которая апеллировала к человеческому разуму, и этот разум мыс-
101
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
лился единым, всеобщим. Просветители объявляли разумными определенные отношения
людей, определенное государственное устройство, определенные права человека и т. д.
Освящаемые единым человеческим разумом, эти конкретные социальные установления
провозглашали общечеловеческими. Свой антропоцентричный мир просветители про-
ектировали для абстрактного человека с единой «человеческой природой» и общечело-
веческим разумом. Из такого понимания человека вытекало и единство человечества, и
единство человеческой истории.
С просветительской идеологией генетически был связан либерализм, так как одним из
«естественных» прав человека просветители провозглашали свободу. И Просвещение, и
либерализм базировались на принципе индивидуализма - приоритета интересов индивида
перед интересами общества или социальной группы. Современный либерализм надеется
на глобализационные тенденции современности, усматривая в них возможность реализо-
вать свою изначальную установку на унификацию мира, человечества.
Монизм и плюрализм ценностей
Общая установка либерализма, несомненно, имеет универсалистский характер, однако
в его рамках работали мыслители, которые вводили представление о множественности
человеческой сущности. К ним следует отнести прежде всего И. Берлина, известного
философа, политолога, историка ХХ в. Самое главное, чем обогатил И. Берлин политиче-
скую и философскую мысль - учение о негативной и позитивной свободе и его концепция
плюрализма ценностей. Применительно к теме настоящей статьи представляет интерес
последнее.
Британский мыслитель рассуждал о ценностях, целях и идеалах, которые определяют
их жизнь. Он настойчиво проводил мысль о том, что существует плюрализм идеалов и
целей, к которым люди могут стремиться. И. Берлин утверждал, что плюрализм ценно-
стей в ряде важнейших отношений для людей лучше, чем ценностный монизм. Монизм
сопряжен с нетерпимостью к тем, кто придерживается иных ценностей, - нетерпимостью,
которая может перерасти в фанатизм. Его могут также использовать, чтобы оправдать при-
тязания тех или иных людей и наций на управление обществом и миром в целом. Плюра-
лизм ценностей, по мнению Берлина, связан с терпимостью к людям, которые разделяют
иные ценности, с уважением к другим системам ценностей.
Однако, как доказывает И. Берлин, магистральной идеей и традицией всей западной
мысли был вовсе не плюрализм, а именно монизм, который он характеризует как «централь-
ный тезис западной философии от Платона до наших дней». Концентрированно выражая
суть интеллектуальной традиции Запада, философ утверждал, что эта традиция основана
на трех догмах: 1) на любой важный вопрос есть только один верный ответ (все остальные
ответы, будучи отклонениями от истины, оказываются ложными); 2) существует надежный
путь к получению ответов на эти вопросы, и истинные ответы на них в принципе могут
быть найдены; 3) верные ответы, если их найти, должны вполне совместиться друг с дру-
гом, образуя единое гармоничное целое - истина не может быть не совместимой с другой
истиной [Берлин 2002, 668-669]. Когда все ответы на важнейшие моральные, социальные и
политические вопросы будут найдены и люди начнут жить в соответствии с найденными
истинами, установится совершенная жизнь людей, совершенное общество - наступит золо-
той век. И. Берлин считал, что подобная унифицированная монистическая модель ценно-
стей выступает показательной для всего западного рационализма.
Плюрализм ценностей, в свою очередь, означает возможность столкновения между
определенными ценностями, конфликта между ними. Становится неизбежным выбор в
102
А.А. Алферов. Полицентризм против универсализма в картине социального мира
A. Alferov. Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World
пользу определенных ценностей, а, соответственно, другие ценности не будут реализо-
ваны или реализованы не в полном объеме. Несовместимость определенных важнейших
ценностей ведет Берлина к выводу о невозможности построить совершенное общество,
поскольку оно мыслится именно как гармоничное осуществление всех ценностей. Он счи-
тает, что идея совершенного мира, в котором возможна реализация всех благ, необосно-
ванна и концептуально непоследовательна [Берлин 2001, 64].
Разрабатывая учение о многообразии принимаемых людьми ценностей, привязан-
ных к различным культурам и историческим эпохам, И. Берлин, однако, пытался сохра-
нить и представление об общей человеческой природе. Он настаивал на том, что и при
множественности ценностей существует нечто общее, что разделяют все люди, потому
что они - люди. Такая ценностная общность, по мысли Берлина, выражает то, что свой-
ственно человеку как таковому, человеку вообще. Иными словами, общность ценностей
сопряжена у него с признанием общности человеческой природы. Данное представление
об общей человеческой природе, сохраняемое Берлиным, связывает его с традицией Про-
свещения и помещает в рамки либерализма. Плюрализм ценностей он мыслил в рамках
либерально-демократического общества.
Критика универсализма и обоснование полицентричного мира Дж. Греем
Английский политический философ Дж. Грей принимает представление И. Берлина
о плюрализме ценностей, однако он радикализирует его и выводит за пределы либераль-
ной доктрины. Плюрализм ценностей у Грея предстает плюрализмом культур, культурных
традиций, образов жизни. Дж. Грей выдвигает на передний план культуру, которая, по
его мнению, объединяет людей, создает реальную общность. Просвещение и либерализм,
в свою очередь, разделяют иллюзию, что преданность общим устоям может существо-
вать без опоры на общую культуру, только благодаря признанию абстрактных принципов.
Согласно либерально-легалистским воззрениям, мы нуждаемся не в общей культуре, а в
общих законах и правилах. Дж. Грей, однако, убежден, что обеспечить гражданский мир
абстрактным правовым образом невозможно. Соединенные Штаты Америки, в которых
легалистские представления особенно сильны, движутся, по его мнению, к состоянию
неуправляемости.
Английский философ подчеркивал связь либерализма с Просвещением, рассматривая
либерализм как воплощение проекта Просвещения, а неолиберализм - как самую совре-
менную редакцию этого проекта. Либерализм перенимает у Просвещения определенную
философскую антропологию и философию истории. Из антропологии он берет представ-
ления об абстрактном человеке, автономном индивиде, лишенном социокультурных опре-
делений. Культурные идентичности признаются несущественными, случайными в чело-
веческой жизни и истории. Этого абстрактного человека наделяют затем определенными
правами, и из этих индивидов строят общественную конструкцию. Разумеется, это чисто
мыслительная конструкция, которая имеет весьма отдаленное отношение к реальному
человеку. Абстрактный человек, свободный от культурных идентичностей, предстает в
антропологии либерализма как универсальный человек, скроенный для всех условий и
времен. Универсализм, как и индивидуализм, - принцип либеральной идеологии.
Дж. Грей утверждает, что на современной стадии либерализма проект Просвещения
приходит к своему концу, исчерпывает себя. Обнаруживается непоследовательность его
главных обязательств и убеждений. Его опровергает и факт возрождения в современных
условиях этнического и религиозного партикуляризма, делающего универсализм, требуе-
мый либерализмом.
103
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
Что же утвердится в мире после окончательной дискредитации просвещенческого про-
екта, то есть либерализма? Дж. Грей считает, что наступит плюрализм культур. Каждая
культура представляет собой определенный комплекс ценностей, целостный образ жизни
людей. Либерализм - один из таких образов жизни, который сложился в силу историче-
ских обстоятельств в определенных странах. Дж. Грей допускает, что либерализм сохра-
нится в странах, где он имеет историческую почву, но его преобразование в одну из тради-
ций вряд ли пройдет просто и гладко. О претензиях либеральных обществ на то, что они
есть зачатки единой цивилизации, нужно забыть [Грей 2003, 299]. Тем не менее, заимство-
вание другими цивилизациями элементов либеральной практики там, где они отвечают
сегодняшним потребностям, возможно.
Дж. Грей понимает, что императивы техники и рыночных институтов в современном
мире толкают к культурному однообразию, причем такому, в котором превалирует запад-
ная культура. Однако этой тенденции, по его мнению, нужно противостоять, используя
политическую волю и политические институты - национальные и, возможно, региональ-
ные - чтобы избежать культурного нивелирования. Опыт технологического и экономи-
ческого развития ряда современных стран доказывает, что возможна модернизация без
вестернизации.
Разнообразие культур будет проявляться, по мнению Дж. Грея, и в разнообразии форм
политического, государственного устройства. Либерализм признает только одну из них -
либерально-демократическую, которую он стремится распространить по всему миру.
Плюрализм же исходит из того, что разным культурам могут подходить разные формы
правления и политические режимы.
Как же будут складываться отношения между различными культурами в многополяр-
ном мире? Дж. Грей рассчитывает на то, что культуры смогут договариваться, создавая
условия для мирного сосуществования. Он не согласен с С. Хантингтоном, который пола-
гал, что с окончанием «холодной войны» между капиталистическим и социалистическим
блоками в мире начнется борьба между цивилизациями. Грей пишет: «Главная идея плю-
рализма состоит в том, что различные культуры должны мирно сосуществовать на Земле,
не отказываясь от своих различий» [Грей 2003, 342].
Дж. Грей считает, что в настоящее время Запад не способен отказаться от универ-
салистских притязаний и признать свою цивилизацию лишь одной из многих. Он не
готов к сосуществованию с другими формами государственного устройства, которые не
воспринимают его политическую культуру. Возможно, что западная традиция слишком
закоснела (в представлении о своей исключительности) и не поддается обновлению.
Тогда остается уповать на незападные народы - и на то, что западная цивилизация не
слишком их исказила.
Универсализм в философии истории
Важнейшим компонентом мировоззрения либерализма можно считать определенную
интерпретацию истории, которую используют для обоснования либерализма и для наде-
ления либеральных обществ привилегированным положением в истории. Данная филосо-
фия истории исходит, прежде всего, из представления о единстве всемирно-исторического
процесса. История в ней мыслится единой: она охватывает человечество в общий целе-
направленный процесс, который ведет к формированию космополитической либеральной
цивилизации. Далее в либеральной интерпретации история неизбежно приобретает евро-
поцентричный характер. Либерализм - продукт европейского развития, и если его объяв-
ляют целью мировой истории, то она по умолчанию становится европоцентричной. Впро-
104
А.А. Алферов. Полицентризм против универсализма в картине социального мира
A. Alferov. Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World
чем, европоцентризм свойственен и большинству нелиберальных философий истории,
созданных европейскими мыслителями. В-третьих, философия истории либерализма
опирается на идею общественного, исторического прогресса, которая утвердилась и
стала формировать мировоззрение людей в эпоху Просвещения. Данный период вос-
принимал себя как эпоху внедрения разума, знания, науки - и противопоставлял себя
прошлому, в котором, на взгляд просветителей, господствовало невежество. Прогресс
мыслится как движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совер-
шенному, от худшего к лучшему, и именно таким образом в эпоху Просвещения рас-
сматривали общественное историческое развитие. Просветители использовали идею
прогресса для создания новой интерпретации истории, которая должна была сменить
прежнее религиозное провиденциалистское ее понимание. Идея прогресса была при-
звана по-новому связать историю воедино, задать ей направленность и смысл. Прогресс
в то же время трактовали как безусловную и высшую ценность, и теперь, чтобы оправ-
дать какое-то явление и дать ему право на жизнь, нужно было лишь объявить его про-
грессивным. Однако представление о прогрессе всегда связано с наличием критерия:
нужен показатель, по которому можно будет определять превосходство одного над дру-
гим. В философии либерализма критерием прогресса выступает внедрение либераль-
ного образа жизни, возрастание свободы индивида. Таким образом пытался представить
историю человечества, например, известный либеральный историк второй половины
ХIХ в. лорд Актон [Лорд Актон 1992].
Полицентризм цивилизационной модели
Представлению о единстве всемирно-исторического процесса противостоит взгляд на
историю, который рассматривает ее как развитие отдельных обособленных социально-
исторических образований - культур или цивилизаций, каждая из которых в опреде-
ленный момент зарождается и затем проходит свой путь развития. Очевидно, что такая
модель осмысления истории вполне согласуется с представлением о полицентричности
мира, который в рамках данной концепции распадается на ряд цивилизаций, выступаю-
щих его полюсами, центрами силы. Данную модель истории в русской философии раз-
вивали Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, евразийцы, в западной мысли ХХ в. - О. Шпен-
глер, А. Тойнби, Ф. Бродель, С. Хантингтон и др.
Американский политолог С. Хантингтон в статье «Столкновение цивилизаций» (1993)
[Huntington 1993] и книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового
порядка» (1996) [Хантингтон 2003] утверждал, что после окончания «холодной войны»
на смену блоковому распадению мира (капиталистический блок, социалистический блок,
неприсоединившиеся страны) пришло цивилизационное распадение: возникает мировой
порядок, основанный на цивилизациях, страны группируются вокруг ведущих или стерж-
невых стран своих цивилизаций. Наиболее масштабные и опасные конфликты, полагал
С. Хантингтон, в сложившейся ситуации будут происходить между государствами и их
группами, принадлежащими к различным цивилизациям. Предсказания Ф. Фукуямы о
конце истории отменяются.
К основным цивилизациям современности С. Хантингтон относил западную, син-
скую, индуистскую, исламскую, японскую, православную цивилизации, выделял также
латино-американскую и, как возможную, африканскую цивилизации [Хантингтон 2003,
54-60]. Он критиковал концепцию «универсальной цивилизации», которая якобы форми-
руется в современном мире, показывая, что на деле этого не происходит, и подчеркивая,
что эта концепция - характерный продукт западной цивилизации. Он пишет: «Универса-
105
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
лизм - идеология, принятая Западом для противостояния не-западным культурам» [Хан-
тингтон 2003, 90-91]; «…Западная вера в универсальность западной культуры страдает
от трех недостатков: она неверна, она аморальна и она опасна» [Хантингтон 2003, 511].
Опасность подобной веры, согласно С. Хантингтону, заключается в том, что она может
провоцировать конфликты и войны западной цивилизации с не-западными. «Безопасность
мира требует признания глобальной мультикультурности» [Хантингтон 2003, 526]. Аме-
риканский политолог продемонстрировал, что в ХХ в. постепенно менялся баланс сил
между западной цивилизацией и незападными в пользу последних по различным параме-
трам (контролируемая территория, население, экономический потенциал, военная мощь,
политическое влияние, культурное влияние). Он полагал, что этот процесс продолжится
и в ХХI в. С. Хантингтон также резко критикует проповедуемый в США мультикульту-
рализм, который отвергает отождествление США с западной цивилизацией и вообще
отвергает цивилизационную идентичность, делая упор на субнациональные культурные
особенности и группировки, определяемые в терминах расы, этнической принадлежно-
сти, пола, сексуальной ориентации и пр. Он говорит, что мультикультуралисты желают
создать страну, лишенную культурного ядра, и выражает убеждение, что ни одна страна,
составленная по такому принципу, не просуществует достаточно долго [Хантингтон
2003, 504]. Поскольку мультикультуралисты защищают групповые интересы и ценности,
постольку они вступают в конфликт с классическим либерализмом, который ставит на
первое место индивидуальные свободы и права. С. Хантингтон говорил, что они бросают
вызов стержневому элементу американского идеала. Американский ученый указывал на
то, что мультикультурализм имеет разное значение внутри страны (на родине) и за ее пре-
делами, во внешнем мире. На родине мультикультурализм не допустим - должна быть
общность культуры, иначе страна распадется. В мировом масштабе он необходим, так как
нет единого мира, в нем существуют различные культуры. Между тем, мультикультура-
листы отстаивают многообразие культур внутри страны, а глобалисты (глобальные моно-
культуралисты) стремятся универсализировать весь мир.
Попытки универсализировать мир - это империализм, желание построить мировую
империю, к чему может стремиться определенная цивилизация, которая хочет универ-
сализировать мир «под себя». Как отмечал американский исследователь, империализм -
логическое следствие универсализма.
Цивилизации С. Хантингтон понимал как культурные общности - предельно широкие
культурные целостности, определяемые языком, религией, системой ценностей, обыча-
ями и общественными институтами. Он фактически отождествлял цивилизацию с куль-
турой: «И цивилизация, и культура относятся к образу жизни народа, и цивилизация - это
явно выраженная культура» [Хантингтон 2003, 48]. Одновременно важнейшее значение в
определении цивилизации он, вслед за Тойнби, придавал религии. Американский ученый
утверждал, что в современном мире на передний план выходит культурная идентичность,
а не идеологическая и политическая, как это было в эпоху противостояния капитализма
и социализма. Народы и страны теперь и объединяются, и конфликтуют по культурному
признаку. Представляется, что С. Хантингтон, ставя акцент на культуре и структурируя
мир под цивилизационную парадигму, был склонен игнорировать самостоятельное зна-
чение экономических и политических связей и зависимостей. Так, он пытался доказать,
что только культурная общность выступает основой экономического сотрудничества, и
без нее не выстраиваются экономические связи. Обращаясь к регионализации в совре-
менном мире, он настаивал на том, что региональные союзы, в которые входят страны
из различных цивилизаций, неэффективны и неустойчивы, что «регионы служат основой
для сотрудничества только тогда, когда география совпадает с культурой» [Хантингтон
106
А.А. Алферов. Полицентризм против универсализма в картине социального мира
A. Alferov. Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World
2003, 195]. Автор присоединяется к тем, кто считает, что цивилизация - это не только
культурная, но также и территориальная, и политическая общность. Она связана с опреде-
ленной территорией. Цивилизация - это некоторая (предельно широкая) общность людей,
и формироваться эта общность может не только на основе культуры, но и на других видах
идентичности - территориальной, этнической, экономической, социальной, политиче-
ской, идеологической.
Цивилизационный взгляд евразийцев
Территориальный аспект цивилизационной общности подчеркивали евразийцы -
российские мыслители-эмигранты 20-30 гг. ХХ в. (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий,
П.П. Сувчинский, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев и др.). Они выдвинули идею Евразии
как особой географической и культурной целостности, которая входит в состав Старого
Света. Согласно П.Н. Савицкому, Евразия включает четыре природные зоны: тундры,
леса, степи и пустыни, тянущиеся в горизонтальном направлении, и простирается она от
черноморско-балтийского междуморья на западе до Дальнего Востока, на юге эта терри-
тория обрамляется горными хребтами [Савицкий 2002а]. С ней связана Россия как особая
цивилизация. Территорию издревле населяли разные народы, которые взаимодействовали
между собой тем или иным способом, и затем оказались в составе Российского государ-
ства. Евразийцы развивали мысль об особом пути развития России-Евразии, отличном как
от Запада (Европы), так и от Азии (Китай, Индия, страны ислама).
География Евразии, по мысли П.Н. Савицкого, подталкивает ее обитателей к созданию
единого политического, экономического и культурного объединения, и в последние столе-
тия это объединение проводила Россия. Евразийцы были убеждены, что Евразия должна
быть едина политически, что она нуждается в мощном централизованном государстве,
которое будет удерживать эту большую территорию, заниматься охраной границ, разви-
тием коммуникаций и экономики. Государство в евразийской концепции представало не
просто собранием индивидов или политическим механизмом, а исторической, культур-
ной, экономической и, разумеется, политической целостностью (в терминологии евразий-
цев - «симфонической личностью»).
Важнейшим тезисом евразийской концепции организации России была идея автаркии
(от греч. aυταρκεία - самоудовлетворение). Россия, по мнению основоположников этого
течения, не может себе позволить быть зависимой от мирового рынка. Она должна иметь
независимое мощное хозяйство и собственный обширный внутренний рынок. Данная
модель обеспечит ей экономическую и политическую самостоятельность и гарантиро-
ванную возможность экономического роста, в противном же случае Россия рискует стать
периферийной зоной соседних держав. Автаркия, как подчеркивали евразийцы, вполне
может быть установлена на территории Евразии в силу того, что эта территория обеспе-
чена всеми необходимыми для развития природными ресурсами, разнообразием почв и
климата [см. Савицкий 2002b].
Евразийцы говорили также о значении идеологии в объединении этого пространства,
создании на нем цивилизационной общности. Они считали, что евразийское государство
должно быть идеократическим, то есть должно подчиняться определенной идеологии и
объединяться вокруг нее. Рассматривая вопрос о том, каким требованиям должна отвечать
эта идеология, Н.С. Трубецкой говорил, что она не может выражать интересы расы, опре-
деленного народа, социального класса или человечества в целом, но должна преследовать
«благо совокупности народов, населяющих данный автаркический особый мир» [Трубец-
кой 2007, 619-620]. Он имел в виду объединение народов Евразии в одну надэтническую
107
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
культурную общность («многонародную нацию»), обладающую общеевразийским созна-
нием. Н.С. Трубецкой отмечал, что ощущение принадлежности к этому целому вполне
совместимо с ощущением принадлежности к своему народу, который осознает себя в
качестве члена этого многонародного целого. Важнейшую роль в объединении народов
Евразии должны были сыграть, конечно, евразийское государство и евразийская идеоло-
гия. Обосновывая общность Евразии, представители данного течения подчеркивали эле-
менты этнографической и психотипической близости, смешивания русских с угро-фин-
нами и тюрками, а также их отличие от западных и южных славян.
А.Г. Дугин, разрабатывая концепцию многополярного мира [Дугин 2013], говорит, что
в новом складывающемся мире национальное государство перестает быть субъектом, поэ-
тому нуждается в пересмотре система международных отношений, сложившаяся в свое
время на основе Вестфальского мирного договора, который признал суверенитет наци-
ональных государств. А.Г. Дугин имеет в виду, что подлинными субъектами междуна-
родных отношений, подлинными суверенами в многополярном мире выступают цивили-
зации. На данном основании он делает вывод, что ослабление национальных государств
может иметь положительную сторону. Думается, однако, что приветствовать ослабление
роли государства не следует, как и не стоит хоронить Вестфальскую систему, потому что
она предполагает невмешательство во внутренние дела государства со стороны других
государств, а Россия выступает на международной арене как государство, и действия в
рамках данной системы производятся по-прежнему от лица государств преимущественно.
Важно и то, что систему национальных государств стремятся разрушить глобалисты. Так,
Ф. Фукуяма в свое время провозгласил, что Вестфальская система больше не актуальна,
однако при этом он держал в уме отнюдь не полицивилизационный, а однополярный мир,
контролируемый западными политиками и корпорациями без помех со стороны нацио-
нальных государств. В первую очередь упразднению всех крупных общностей людей и
движению в сторону создания из человечества аморфной массы атомарных индивидов
без всякой идентичности мешают государства - особенно стержневые государства неза-
падных цивилизаций.
Место России в полицентричной картине мира
Что представляет собой Россия - государство (разумеется, многоэтническое) или
цивилизацию? И то, и другое. Она выступает цивилизацией, совпадающей с государ-
ством, или цивилизационным государством. Будучи центром силы, Россия притягивает в
свое цивилизационное поле прилегающие государства - прежде всего располагающиеся
на постсоветском пространстве - и становится стержневым государством евразийской
цивилизации. В то же время Российская Федерация и в одиночестве - без прилегающих
государств - является цивилизацией. Возможны цивилизации, состоящие из одного госу-
дарства. Ж.-М. Баррозу на конференции «Россия - ЕС» в 2013 г. произнес: «Россия - это
континент, который притворяется страной. Россия - это цивилизация, замаскированная
под нацию» [см. Сушенцов 2016]. В.Н. Шевченко пишет: «…Россия есть огромное и весьма
сложное государство-цивилизация, которая состоит из целого ряда уникальных миров как
этнических, религиозных, так и региональных (Сибирь, Дальний Восток, Кавказ)» [Спи-
ридонова, Соколова и Шевченко 2016, 112]. Он также отмечает, что государство, которое
осознает себя в качестве цивилизации, наделяет себя новыми свойствами - «новыми сози-
дательными функциями, ценностными ориентирами и духовными смыслами» [Спиридо-
нова, Соколова и Шевченко 2016, 6]. Оно обретает миссию в виде сохранения и развития
своей цивилизации.
108
А.А. Алферов. Полицентризм против универсализма в картине социального мира
A. Alferov. Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World
Российский конфликт с западными странами имеет цивилизационную подоплеку. Рос-
сия представляет собой иную, не западную цивилизацию, что Запад знал всегда. Мы же до
последнего времени в этом сомневались. Западная цивилизация агрессивна, она привыкла
господствовать в мире, и отношения со своим соседом Россией «на равных» западные
страны принимают только под давлением необходимости. Когда Россия стала социалисти-
ческой страной и возглавила социалистический лагерь, на первый план в ее противостоя-
нии с Западом вышло различие в общественном строе. Затем, когда общественный строй
стал однотипным, вернулась прежняя, цивилизационная причина.
Роль идеологии в построении цивилизации.
Цивилизационная российская идеология
Как уже говорилось ранее, цивилизация представляет собой территориальную, исто-
рическую, политическую, экономическую, культурную и идеологическую общность.
Все перечисленные аспекты присутствуют у нынешней российской цивилизации, кроме
последнего. Между тем идеологический аспект очень важен, так как он обеспечивает
единство, сплочение цивилизационной общности и ее самоидентификацию. Верно отме-
чает А.Г. Дугин, что цивилизация в определенном смысле есть конструкт [Дугин 2013,
120]: «Цивилизация суть то, что требуется создать. Однако этот процесс создания циви-
лизаций не предполагает целиком искусственной модели, полностью отсутствующей в
реальности. Культурная, социологическая, историческая, ментальная, психологическая
база для цивилизаций есть, и она эмпирически фиксируется» [Дугин 2013, 121]. Он также
указывает на роль интеллектуальной и политической элиты в создании цивилизацион-
ной идентичности. То, что российская цивилизация может, по минимуму, совпадать с
российским государством - это ее несомненный плюс, который сильно облегчает фор-
мирование. Нужно только сближать и консолидировать народы, населяющие это госу-
дарство. И китайская, и индийская цивилизации носят схожий характер - они могут в
принципе совпадать с основным государством. В свою очередь, исламская цивилизация
не обладает данным свойством, и это ее минус, который делает проблематичным саму
возможность такой цивилизации, поскольку исламский мир растянут на очень большом
протяжении и включает в себя очень разные страны. В ней не существует политического
центра, как нет и общепризнанных стержневых государств, к тому же имеют место кон-
фессиональный распад и борьба. Евросоюз постепенно движется к оформлению в виде
государства. Брюссель набирает и закрепляет за собой государственные функции, что,
конечно, встречает сопротивление со стороны отдельных государств-членов Евросоюза.
К чему приведут названные процессы - к действительному возникновению общеевро-
пейского государства, к распаду Евросоюза или к какой-то его трансформации - сейчас
предсказать трудно.
Какой же может быть цивилизационная российская идеология? Прежде всего нужно
отметить, какой она не должна быть. Она не должна совпадать с господствующей идео-
логией западной цивилизации, потому что сегодня она откровенно враждебна по отно-
шению к России, как, впрочем, и ранее, а ее идеология имеет наступательный, завоева-
тельный характер, претендует на универсализм и используется для того, чтобы подчинять
себе другие страны и народы, весь мир. Свои завоевательные качества она очень выпукло
продемонстрировала при продвижении по миру - разумеется, опираясь на мощь западной
цивилизации. Сам факт принятия этой идеологии означал бы не что иное, как подчинение
западному миру. В то же время нужно сказать, что идеология либерализма сама облегчила
нам, как и другим цивилизациям, ее отторжение, потому что в своем развитии она приоб-
109
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
рела сегодня крайние формы, которые делают ее совершенно неприемлемой для незапад-
ного человека - как и для многих людей западного мира тоже.
Указанное первое условие можно считать отрицательным для содержания идеологии
российской цивилизации. Положительная же сторона данной идеологии заключается пре-
жде всего в том, что она обосновывает целостность и особость того мира, который полу-
чил наименование Россия, а также принадлежность и жизненную причастность к этому
миру всех народов, населяющих Россию и создавших его. Данный мир должен быть пред-
ставлен в качестве суверенной цивилизации Земного шара - цивилизации, способной к
расширению. Что же касается конкретных ценностей, которые должны наполнять эту
идеологию, важнейшее условие заключается в том, чтобы они были приемлемы для всех
народов, образующих эту цивилизацию, ни у кого не вызывали отторжения. Казалось бы,
это условие трудно выполнить, потому что народов много, при этом одни из них сформи-
ровались в лоне православия, другие - ислама, третьи - буддизма, а у четвертых до сих
пор существуют ранние племенные верования. На самом деле, нетрудно найти ценности,
которые разделяют самые разные, все народы России - и которые присутствуют во всех
верованиях. Данные ценности связаны с почитанием предков, семьей, любовью к родине,
сотрудничеством и взаимопомощью, добротой, храбростью, верностью, защитой слабых.
На них можно строить идеологию, рассчитывая на то, что она будет близка всем наро-
дам, населяющим нашу страну, и будет эффективно выполнять интегрирующую социаль-
ную функцию. Данные ценности традиционны, они оправданы прошлым, подавляющим
массивом человеческого опыта. Идеологию, которая вбирает их в себя, условно можно
назвать традиционалистской. Она не вернет нас в традиционное общество и вполне при-
менима к современным условиям жизни. В то же время она прямо противостоит идеоло-
гии, которую пытаются сейчас утвердить в западном мире - идеологии, которая основана
на ультраиндивидуализме, ЛГБТ, радикальном феминизме, уничтожении традиционной
семьи, шельмовании деторождения, провозглашении приоритета меньшинств над боль-
шинствами, расчеловечивании человека и превращении его в некое другое существо (так
называемый трансгуманизм).
Важно и то, что построенная подобным образом российская идеология будет спо-
собствовать сближению России с другими незападными цивилизациями, которые тоже
испытывают давление со стороны западной идеологии и стремятся ему противодей-
ствовать, опираясь на свои коренные ценности. В концерте антизападных сил Россия
может играть и ведущую, лидирующую роль. Она может также стать прибежищем для
тех людей из западных стран, которые не смогут принять новейшие изыски западной
идеологии.
Выводы
Универсализм и полицентризм - прямо противоположные картины социально-истори-
ческого мира. Либерализм берет на вооружение универсализм. В антропологии универса-
лизм предполагает универсальную неизменную природу человека, в аксиологии - монизм
ценностей, в философии истории - единую общечеловеческую историю. Полицентризм
в антропологии исходит из представления о социально-культурной и исторической обу-
словленности человека, в аксиологии предполагает плюрализм ценностей, в философии
истории - цивилизационную модель мышления истории. Универсализм принимает пред-
ставление об «универсальной цивилизации» (либеральной), полицентризм признает мно-
жественность цивилизаций, каждая из которых своеобразна и представляет собой неза-
висимый мировой центр.
110
А.А. Алферов. Полицентризм против универсализма в картине социального мира
A. Alferov. Polycentrism versus Universalism in the Picture of the Social World
В полицентричной картине мира Россия представляет собой отдельную цивилизацию,
выступая одновременно государством и цивилизацией. Распространяя свое влияние на
прилегающие страны, Россия формирует евразийскую цивилизацию.
Важный фактор формирования любой цивилизации - идеология. Российская цивили-
зация не может принять идеологию либерализма - ее цивилизационная идеология должна
опираться на традиционные ценности населяющих Россию народов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Берлин И. (2001) Мой интеллектуальный путь // Логос. № 4. С. 48-64.
Берлин И. (2002) Апофеоз романтической воли (Восстание против мифа об идеальном мире) //
В: Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. М.: Канон+. С. 666-702.
Грей Дж. (2003) Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М.:
Праксис. 368 с.
Дугин А.Г. (2013) Теория многополярного мира. М.: Евразийское движение. 532 с.
Лорд Актон (1992) Очерки становления свободы. London: Overseas Publication Interchange Ltd.
207 с.
Савицкий П.Н. (2002a) Географические и геополитические основы евразийства // В: Основы
евразийства. М.: Арктогея центр. С. 297-305.
Савицкий П.Н. (2002b) Континент-Океан (Россия и мировой рынок) // В: Основы евразийства.
М.: Арктогея центр. С. 305-324.
Смирнов А.В. (2019) Всечеловеческое vs. общечеловеческое. М.: ООО «Садра», Издательский
Дом ЯСК. 216 с.
Спиридонова В.И., Соколова Р.И., Шевченко В.Н. (2016) Россия как государство-цивилизация:
философско-политический анализ. М.: ИФ РАН. 122 с.
Трубецкой Н.С. (2007) Об идее-правительнице идеократического государства // В: Трубец-
кой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Эксмо. С. 615-622.
Хантингтон С. (2003) Столкновение цивилизаций. М.: Издательство АСТ. 603 с.
Цивилизация, притворяющаяся страной: ведущие западные аналитики о России (2016) Ред.: Су-
шенцов А.А. М.: Эксмо. 384 с.
Huntington S. (1993) The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. No. 72. Pp. 22-49.
REFERENCES
Berlin I. (2001) Moi intellektualʹnyi putʹ [My Intellectual Path]. Logos. no. 4, pp. 48-64.
Berlin I. (2002) Apofeoz romanticheskoi voli (Vosstanie protiv mifa ob idealʹnom mire) [Apotheosis
of Romantic Will (Rebellion Against the Myth of an Ideal World)]. In: Berlin I. Podlinnaia tselʹ poznaniia.
Izbrannye esse. Moscow: Kanon+. Pp. 666-702.
Gray J. (2003) Pominki po Prosveshcheniiu: Politika i kulʹtura na zakate sovremennosti [Enlightenment’s
Wake: Politics and Culture at the Close of the Modern Age]. Moscow: Praksis. 368 p.
Dugin A.G. (2013) Teoriia mnogopoliarnogo mira [Theory of a Multipolar World]. Moscow:
Evraziiskoe dvizhenie. 532 p.
Huntington S. (2003) Stolknovenie tsivilizatsyi [The Clash of Civilizations]. Moscow: AST. 603 p.
Huntington S. (1993) The Clash of Civilizations? Foreign Affairs. no. 72, pp. 22-49.
Lord Acton (1992) Ocherki stanovleniia svobody [Essays on the Formation of Freedom]. London:
Overseas Publication Interchange Ltd. 207 p.
111
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 100-112
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 100-112
Savitsky P.N. (2002a) Geograficheskie i geopoliticheskie osnovy evraziistva [Geographic and
Geopolitical Foundations of Eurasianism]. In: Osnovy evraziistva. Moscow: Arktogeia tsentr. Pp. 297-305.
Savitsky P.N. (2002b) Kontinent-Okean (Rossiia i mirovoi rynok) [Continent-Ocean (Russia and the
World Market)]. In: Osnovy evraziistva. Moscow: Arktogeia tsentr. Pp. 305-324.
Smirnov A.V. (2019) Vsechelovecheskoe vs. obshchechelovecheskoe [All-Human vs. Universal].
Moscow: OOO «Sadra», Izdatelʹskyi Dom YaSK. 216 p.
Spiridonova V.I., Sokolova R.I., Shevchenko V.N. (2016) Rossiia kak gosudarstvo-tsivilizatsiia:
filosofsko-politicheskii analiz [Russia as a State-Civilization: Philosophical and Political Analysis].
Moscow: Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 122 p.
Tsivilizatsiya, pritvoriaiushchaiasia stranoi: vedushie zapadnye analitiki o Rossii [Civilization
Pretending to be a Country: Leading Western Analysts on Russia] (2016) Ed(s): Sushentsov A.A. Moscow:
Eksmo. 384 p.
Trubetskoy N.S. (2007) Ob idee-pravitelʹnitse ideokraticheskogo gosudarstva [On the Idea-Ruler of an
Ideocratic State]. In: Trubetskoy N.S. Nasledie Chingiskhana. Moscow: Eksmo. Pp. 615-622.
Информация об авторе
Алферов Анатолий Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры социаль-
ной философии Института философии и социально-политических наук Южного Федерального уни-
верситета. Адрес: 344065, Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116. E-mail: antal@list.ru
About the author
Anatoly A. Alferov, Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Social Philosophy,
Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences, Southern Federal University. Address: 116, av.
Dneprovsky, Rostov-on-Don, 344065, Russian Federation. E-mail: antal@list.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 1.08.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 3.10.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 10.10.2022
112