ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
DOI: 10.31857/S0869049922060053
EDN: FCJOVT
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
CHALLENGES OF DIGITALIZATION
Оригинальная статья / Original article
Умные города в Индии: на пути от теории
к практике1
© И.Ю. ЩЕДРОВ
Щедров Иван Юрьевич, Национальный исследовательский институт мировой экономики
и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (Москва, Россия),
ivanschedro@gmail.com. ORCID: 0000-0002-3477-6320
Данная статья анализирует международное и индийское понимание концепции «умного горо-
да», а также характер выполнения национальной программы «Миссия умных городов» (Smart Cities
Mission). Представлен обзор ключевых достижений и проблем, связанных с этой инициативой.
Отмечено, что отсутствие единого понимания термина и критериев классификации «умных горо-
дов» налагает отпечаток на внедрение программы в Индии. Общенациональный подход к модер-
низации городов, выбранный правительством Индии, еще больше размывает сущность концепции.
Так, в программу включены города, которые сильно отличаются по численности населения и уров-
ню социально-экономического развития; инициативы включают как применение передовых техно-
логических решений, так и реконструкцию зданий, облагораживание территорий. Низкие темпы
выполнения миссии можно объяснить несколькими причинами. К основным относятся проблемы
финансирования, фрагментарный подход к развитию программы, а также нехватка специалистов
и материальной базы. Данные причины также обуславливают низкую эффективность программы с
точки зрения решения актуальных проблем развития.
Ключевые слова: Индия, умные города, городское развитие, устойчивое развитие, инновации
Цитирование: Щедров И.Ю. (2022) Умные города в Индии: на пути от теории к практике // Общественные
науки и современность. № 6. С. 62-74. DOI: 10.31857/S0869049922060053, EDN: FCJOVT
1 Финансирование. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и тех-
нологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведе-
ние крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглаше-
ние № 075-15-2020-783).
Funding. The article was prepared within the project “Post-Crisis World Order: Challenges and Technologies,
Competition and Cooperation” supported by the grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian
Federation program for research projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement
no. 075-15-2020-783).
62
И.Ю. Щедров. Умные города в Индии: на пути от теории к практике
I. Shchedrov. Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
© I. SHCHEDROV
Ivan Yu. Shchedrov, Primakov National Research Institute of World Economy and International
Relations of Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), ivanschedro@gmail.com. ORCID: 0000-
0002-3477-6320
This article studies the international and Indian understanding of the concept of “smart city”, as well
as the nature of the implementation of the national program “Smart Cities Mission” launched in 2015 in
India. An overview of the key achievements and problems associated with the implementation of this
initiative is presented. It seems that the lack of a common understanding of the concept and the criteria for
classifying “smart cities” leaves an imprint on the implementation of the program in India. The nationwide
urban development approach taken by the Government of India further blurs the essence of the concept.
In particular, the initiative includes cities and towns different by size and level of socio-economic
development; proposed projects include both the implementation of advanced technological solutions and
the reconstruction of buildings and landscaping. The low pace of mission implementation is explained by
several reasons. They include funding problems, a fragmented approach to the development, and a lack
of specialists and material resources. The same reasons determine the low effectiveness of the program in
terms of solving urgent development problems.
Keywords: India, smart cities, urban development, sustainable development, innovations
Citation: Shchedrov I. (2022) Smart Cities in India: Converting Theory to Practice. Obshchestvennye nauki i sovre-
mennost’, no. 6, pp. 62-74. DOI: 10.31857/S0869049922060053, EDN: FCJOVT
С 2000-х гг. Индия позиционирует себя как одного из пионеров цифровой трансфор-
мации стран «Глобального Юга». Страна делает ставку на развитие информационно-ком-
муникационных технологий и цифровой инфраструктуры, активно стимулирует произ-
водство микроэлектроники. Для поддержки отечественного бизнеса правительство ввело
программы «Делай в Индии» (Make in India), «Цифровая Индия» (Digital India), «Стартап
в Индии» (Startup India) и др.
Пожалуй, одним из самых значимых трансформационных процессов в экономике
стала урбанизация, которая постепенно деформирует структуру социально-экономиче-
ских отношений в стране. Несмотря на то что сейчас Индия отстает от Китая, Брази-
лии и России по показателю урбанизации, высокие темпы роста городского населения
(2,3% в год) позволяют говорить о том, что к 2050 г. численность городских жителей
удвоится и составит примерно 800 млн человек2. Население крупных городов Мумбаи
и Дели к этому времени составит 42 и 36 млн человек соответственно. В то же время
мировая динамика технологического и инновационного развития превращает города в
«столицы» цифровой экономики. По некоторым прогнозам, уже к 2030 г. они будут про-
изводить до 75% ВВП Индии3.
2 Bhagat R. (2014). Urban Migration Trends, Challenges and Opportunities, Background Paper, World Migration
Report 2015, International Organisation for Migration. P 4.
3 The future is urban. Is India prepared? Notes on a 2030 reality report. The Hindustan Times. 20 August 2019.
(https://www.hindustantimes.com/real-estate/the-future-is-urban-is-india-prepared-notes-on-a-2030-realty-report/story-
UpVeNpZ5acseup4KYAFYYO.html).
63
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
Осознавая важность этих макротрендов, руководство страны инициировало про-
граммы модернизации городского пространства и совершенствования систем управления.
После прихода к власти Индийской народной партии в 2014 г. были введены программы
AMRUT (в продолжение программ городского развития, начатых еще в 2005 г.) и HRIDAY.
Одним из самых масштабных проектов с точки зрения как географического охвата, так и
выделенных финансовых средств стала реализуемая с 2015 г. «Миссия умных городов»
(Smart Cities Mission). Ее стратегическая цель - технологическая модернизация ста горо-
дов на основе концепции «умного города». В теории инициатива поможет устранить хро-
нические проблемы (среди которых, например, высокий уровень бедности и ухудшающи-
еся экологические проблемы), таким образом повысив качество жизни 130 млн человек4.
Данная статья представляет собой попытку теоретического сопоставления междуна-
родной концепции «умных городов» и индийской специфики практического воплощения
программы. Кроме того, анализируются основные успехи и проблемы миссии на основе
данных, собранных за первый квартал 2022 г.
Концепция «умных городов»: от теории к практике
Несмотря на то что термин «умный город» плотно закрепился в научном дискурсе,
единого определения понятия не существует. Понимание «умного города» как стратегии
развития городских систем появилось в конце 1990-х гг., однако особую популярность
концепция получила только спустя 10 лет, когда ее приняли на вооружение крупные циф-
ровые компании. С этого времени теоретическое осмысление прошло три этапа, в рам-
ках которых попытки концептуализации влияли на практику технологического разви-
тия. Параллельно появлялись новые термины, которые отразились в схожих по смыслу
концепциях «устойчивые города» (sustainable cities, resilient cities), «города будущего»
(future cities), «цифровые города» (digital cities) и т. д. [Mircea, Lucian, Sanduleac 2017].
Их возникновение связывают с повышением внимания к вопросам экологии, устойчивого
и технологического развития, а также с попытками найти ответы на проблемы социально-
экономического характера, вызванные технологической трансформацией, глобализацией,
изменением демографической структуры и потребностей общества. Данные вопросы ста-
новились предметом изучения со стороны экспертного сообщества и стали частью науч-
ного мейнстрима (рис. 1).
Некоторые исследователи рассматривают концепцию «умного города» через призму
применения электронных и цифровых решений для улучшения качества городской среды,
другие - как стандарт городского управления. В зависимости от изучаемых аспектов,
исследовательское сообщество можно условно разделить на четыре группы [Kozłowski,
Suwar 2021]. Первая группа использует техно-центричный подход, анализируя, как в горо-
дах используют современные технологии для улучшения качества жизни. Вторая рассма-
тривает «умные города» как инструмент развития человеческого капитала за счет улуч-
шения качества образования и повышения роли граждан в процессе принятия решений.
Третья группа исследователей больше внимания уделяет институциональным факторам и
видит такие города как инструмент для создания благоприятной среды и интегрирован-
ных систем, которые упрощают взаимодействие между людьми. Четвертая группа пыта-
ется совместить эти подходы в рамках одной концепции. Отдельно следует выделить и
группу специалистов, которые описывают «умный город» как социально-политический
4 Infographic: The 100 most polluted cities in the world. Al Jazeera. 22 November 2021. (https://www.aljazeera.
com/news/2021/11/22/infographic-the-worlds-100-most-polluted-cities-interactive).
64
И.Ю. Щедров. Умные города в Индии: на пути от теории к практике
I. Shchedrov. Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
Рисунок 1. Частота упоминаний терминов в научных текстах
Figure 1. Frequency of terms mentioned in scientific texts
Источник: составлено автором на основе данных поисковых запросов в Google Scholar.
Source: compiled by the author based on Google Scholar search queries data.
проект, основанный на нарративе крупнейших IT-компаний. Последние, по мнению этих
экспертов, используют его как инструмент продвижения своей продукции5. Такая позиция
связана с распространенным мнением, что любые технологические инновации зачастую
могут быть включены в рамки концепции «умного города», а эффективность выполнения
проектов может оказаться под вопросом.
Согласно определению, разработанному ЕЭК ООН и МСЭ, «умный устойчивый
город - инновационный город, который использует ИКТ и другие средства для повыше-
ния качества жизни, эффективности городского управления и конкурентоспособности,
обеспечивая при этом удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений в
отношении экономических, социальных, экологических, а также культурных аспектов»6.
Стратегическая консультативная группа ИСО рассматривает «умные города» как «обра-
зования, которые постоянно стремятся улучшить результаты социальной, экономической
и экологической устойчивости, отвечая на вызовы, связанные с изменением климата,
быстрым ростом населения, политической и экономической нестабильности»7.
Подобное разнообразие и широта трактовок обуславливает необходимость сфор-
мулировать четкие критерии, чтобы определить, какой город можно считать «умным».
ООН разрабатывает ключевые показатели эффективности городского развития в рамках
5 The 3 Generations Of Smart Cities. Boyd Cohen. Fast Company. 08.10.15. (https://www.fastcompany.
com/3047795/the-3-generations-of-smart-cities).
6 Sustainable Smart Cities. UNECE UN. Housing and land management. (https://unece.org/housing/sustainable-
smart-cities).
7 What are smart cities? ISO. (https://www.iso.org/sites/worldsmartcity/).
65
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
инициативы U4SSC. Всего было представлено 55 ключевых и 36 дополнительных пока-
зателей, которые относятся к трем категориям: экономика, окружающая среда, а также
общество и культура8. Иная классификация критериев обозначена в рамках следующих
международных стандартов: ISO 37101:2016 - Sustainable development in communities -
Management system for sustainable development; ISO 37120:2014 Sustainable development of
communities; ISO 37123 - Indicators for resilient cities; ISO 37122 - Indicators for Smart Cities.
На основе представленных показателей Всемирный совет по городским данным (World
Council on City Data) разработал систему сертификации городов. Отдельно отмечено, что
при составлении классификации главными проблемами становятся: а) отсутствие единой
характеристики «умного города» и б) отсутствие международных показателей для изме-
рения прогресса, сравнительного анализа и стимулирования инвестиций9. Существует
множество других показателей для оценки качества городского развития: Global Power
City Index (Японский институт городских стратегий), the Smarter Cities Ranking (Совет по
защите природных ресурсов), Forbes smart city ranking (Forbes), Urban Audit dataset (Евро-
стат) и т. д.
Подходы к классификации охватывают слишком большое количество аспектов город-
ского развития, что приводит к размыванию сущности концепции [Anthopoulos, Janssen,
Weerakkody 2016]. Многие из показателей не определяют границы концептуальных рамок,
некоторые из них косвенно относятся к вопросам развития ИКТ и скорее отвечают пред-
ставлениям о региональной специфике развития муниципальных образований [Sharifi
2019]. Зачастую данные разногласия делают невозможным объективное сравнение, осо-
бенно в рамках дихотомии «развитые и развивающиеся страны». Многие страны «Гло-
бального Юга» не формулируют собственное представление о развитии «умных городов»,
лишь частично дополняя международно-признанную терминологию [Liao et al 2017].
В то же время различия в практической плоскости достаточно очевидны.
Конкретным примером могут служить проекты в Индии. Страна формирует общена-
циональный подход, который получил практическое выражение в Миссии умных городов
Индии (Smart Cities Mission). Ее цель - модернизация и создание 100 «умных городов»
по всей стране. В Индии нет четкого определения «умных городов»; одна из дефиниций
характеризует их как пригодные для жизни, с устойчивой и процветающей экономикой и
предлагающие жителям множество возможностей удовлетворить свои интересы10. Из при-
веденного определения видно, что особая ставка сделана на человекоцентричном подходе.
На практике включенные в проект города значительно отличаются по своим разме-
рам, уровню финансирования и техническому развитию. Такие масштабные инициативы
в рамках целой страны представляют собой попытку модернизации кардинально разных
городских образований в рамках одной парадигмы. Зачастую такой подход приводит либо
к размыванию сущности концепции «умного города», либо к снижению эффективности с
точки зрения практического воплощения. В частности, инициативы можно условно раз-
делить на два кластера. В первый входят проекты, направленные на решение особенно
характерных для страны социально-экономических проблем: повышение доступности
жилья; развитие системы санитарии, водоснабжения, электроснабжения и утилизации
твердых отходов; обеспечение безопасности женщин. Отдельно выделяют вопросы пере-
планировки города, включая преобразование трущоб и развитие новых территорий, чтобы
8 U4SSC Collection Methodology for Key Performance Indicators for Smart Sustainable Cities. 2017. ITU.
(https://www.itu.int/en/publications/Documents/tsb/2017-U4SSC-Collection-Methodology/index.html#p=1).
9 About ISO 37122 - Indicators for smart cities. WCCD. (https://www.dataforcities.org/iso-37122).
10 Mission objectives. Smart Cities Mission. Government of India. (https://smartcities.gov.in/about-scm).
66
И.Ю. Щедров. Умные города в Индии: на пути от теории к практике
I. Shchedrov. Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
предоставить населению городских агломераций комфортное и доступное жилье. Второй
кластер объединяет общие задачи - повышение уровня городской мобильности (в том
числе за счет общественного транспорта), эффективное управление при участии граждан,
поддержание устойчивости окружающей среды, обеспечение безопасности и защищенно-
сти. Неотъемлемыми элементами в данном кластере также выступают повышение уровня
здравоохранения и образования, развитие связи и цифровизация.
В целом, в понимание «умного города» включены, прежде всего, достойный уровень
жизни, устойчивость окружающей среды и внедрение «умных» решений. Одновременно
особое внимание уделяется устойчивому и инклюзивному развитию. Такое представление
соотносится с международным, однако акцент сделан именно на социально-экономиче-
ском развитии города через повышение благосостояния его жителей. Поставленных целей
планируется достигать путем предоставления базовых услуг и улучшения городского пла-
нирования. Использование такого подхода обусловлено крайней необходимостью модер-
низации городов с учетом текущего уровня их развития и тенденций роста населения.
Таким образом, концептуальную значимость имеет «инклюзивное» развитие городов с
упором на повышение качества жизни низших слоев, что и отличает эту инициативу от
мировой практики строительства «умных городов».
Миссия умных городов: основные характеристики
Программа «Миссия умных городов» была введена 25 июня 2015 г. как совместный
проект Министерства городского развития Индии (Ministry of Housing and Urban Affairs),
правительств штатов и союзных территорий. Национальный проект общей стоимостью
26,6 млрд долл. (47% от общей суммы - расходы центрального и региональных прави-
тельств) планировали завершить за пять лет, однако сроки окончания перенесли на 2023 г.
Основная цель миссии - экономический рост и повышение качества жизни за счет при-
менения «умных» технологий. В то же время правительство Индии надеется, что успеш-
ные проекты стимулируют приток инвестиций, создадут эффект подражания и послужат
стимулом для развития соседних регионов.
Инициатива предполагает два направления модернизации городов: а) территориальное
развитие; б) общегородская модернизация. В первом случае подразумевается, что реше-
ния будут внедряться в определенных районах города. Во втором случае системы внедря-
ются на территории всего муниципального образования.
Правительство провело 4 этапа конкурса, чтобы выбрать города для включения в про-
грамму. На основе предложений по инфраструктурному развитию каждый штат и союзная
территория должны были предоставить шорт-лист городов для национального конкурса.
Для включения в него городу нужно было собрать наибольшее количество баллов по кате-
гориям: а) качество услуг, б) институциональные возможности, в) самофинансирование,
г) реформы. Далее в зависимости от качества предложенной заявки город проходил отбор
в рамках одного из четырех этапов национального конкурса. Важно отметить, что пред-
лагаемый в заявке план развития должен был соответствовать и неформальным крите-
риям, среди которых: а) увеличение выработки энергии из возобновляемых источников;
б) модернизация систем водоснабжения и переработки отходов; в) модернизация транс-
портной системы; г) повышение доступности жилья и т. д.
В каждом городе создали специализированный орган (special purpose vehicle), членами
которого стали представители центрального и регионального правительств, органов мест-
ного самоуправления, а также специалисты из консалтинговых фирм. Орган служит свя-
зующим элементом в области ГЧП, одна из его задач - привлекать финансовые средства
67
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
под проекты. С целью контролировать проведение миссии создают специализированные
комиссии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Также в каждом
городе формируют интегрированные центры контроля и управления (integrated command
and control centres) - по своей сути узловые механизмы по обработке информации и ана-
лизу больших данных для эффективного принятия решений в случае кризисных ситуаций
и происшествий.
Одним из императивов правительства Н. Моди в отношении развития регионов Индии
выступает принцип «кооперативного и конкурентного федерализма» (Cooperative and
Competitive Federalism): центральное правительство поддерживает здоровую конкуренцию
между штатами, а также развивает инструменты, направленные на повышение обмена опы-
том между ними. Программа в области «умных городов» не стала исключением. Были соз-
даны онлайн-платформы для обмена данными в области городского развития и поиска наи-
лучших решений в сфере муниципального управления. К ним относятся платформы Urban
Data Exchange (IUDX) и Smart Cities Open Data Portal, а также программное обеспечение
SmartCode. Помимо прочего, правительство внедрило системы оценки городского развития
на основе индексов - Ease of Living Index (EoLI) и Municipal Performance Index (MPI)11.
Основные достижения и проблемы миссии
Большое количество отобранных в результате конкурса городов находятся в штатах
Тамилнад, Уттар-Прадеш, Махараштра, Карнатака, Мадхья-Прадеш и Гуджарат. Меньше
всего городов было выбрано из Джаркханда, Харьяны, Кералы, Ориссы и Теланганы.
Статистика показывает диспропорции в географическом охвате проектов. Так, доля насе-
ления, проживающая в выбранных городах, сильно разнится в зависимости от штата и
союзной территории (рис. 2). Города существенно отличаются размерами и численностью
населения. Например, в программу включен город Каваратти, численность населения
которого составляет 11 201 человек, и Дели, в котором проживает более 12 млн человек.12
Кроме того, видны диспропорции в скорости работы по программам. По состоянию
на начало 2022 г. были одобрены 6686 проектов на общую сумму 23,36 млрд долл. Тем не
менее только половина из них (3371) числилась завершенными, их общая стоимость
составляет 7,16 млрд долл. Лишь 37 из 100 городов завершили более половины проектов.
По количеству утвержденных инициатив лидируют штаты Карнатака (826), Мадхья-Пра-
деш (805), Уттар-Прадеш (667), Тамилнад (652) и Раджастхан (542). Меньше всего про-
ектов одобрено в Манипуре (11).
Значительная часть выполненных проектов относится к вопросам развития городских
территорий (реконструкция зданий, модернизация парков и пр.), транспортной системы,
энергетики, здравоохранения, систем канализации, водоснабжения и управления отхо-
дами (рис. 3). Следует отметить, что выделенные средства распределяются относительно
равномерно. Больше всего финансовых ресурсов было направлено на развитие территорий
(15%), энергетики (14%), цифровизации (12%), системы водоснабжения (12%), системы
канализации и санитарии (10%). В то же время значительно меньше внимания уделяется
вопросам общественной безопасности, защите окружающей среды и повышению доступ-
ности городской среды.
11 Rankings for Ease of Living Index 2020 and Municipal Performance Index 2020 announced. Ministry of Housing
and Urban Affairs. Government of India. 4 March 2021. (https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1702417).
12 Rumi Aijaz. India’s Smart Cities Mission, 2015-2021: A Stocktaking. 2021; ORF Special Report № 155. August.
Observer Research Foundation. P. 6.
68
И.Ю. Щедров. Умные города в Индии: на пути от теории к практике
I. Shchedrov. Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
Рисунок 2. Процент городских жителей штата/союзной территории,
проживающих в городах, участвующих в инициативе
Figure 2. Percentage of city dwellers in a state/union territory living
in cities that participates in the initiative
Источник: составлено автором на основе официальных данных Миссии по состоянию на март
2022 г., статистики Резервного Банка Индии (РБИ) и данных переписи населения Индии за 2011 г.
Source: compiled by the author based on Mission official data as of March 2022, Reserve Bank of India
(RBI) statistics and 2011 Indian Census data.
Рисунок 3. Секторальное распределение завершенных проектов
Figure 3. Sectoral distribution of completed projects
Источник: составлено автором на основе официальных данных Миссии умных городов по состоянию
на март 2022 г.
Source: compiled by the author based on the Smart Cities Mission official data as of March 2022.
69
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
Рисунок 4. Кластеризация городов методом главных компонент
на основе распределения проектов по секторам
Figure 4. Clusterization of cities based on distribution of projects
by sector using principal component analysis
Источник: составлено автором на основе официальных данных Миссии умных городов по состоянию
на март 2022 г.
Source: compiled by the author based on the Smart Cities Mission official data as of March 2022.
Чтобы определить, насколько гомогенна политика городов в развитии различных аспек-
тов миссии, автор провел кластеризацию на основе метода главных компонент (principal
component analysis, PCA). Метод позволяет анализировать наборы данных, которые имеют
большое количество признаков. Снижение размерности достигается за счет линейного
преобразования многомерных данных (в данном случае 14 измерений) для отображения
в двух измерениях и представления в виде групп городов со схожими характеристиками.
Данный анализ показал, что города Индии не придерживаются единой политики в обла-
сти развития своих территорий, акцентируя внимание на различных аспектах в рамках
миссии. Отсутствие каких-либо городских кластеров (скопление точек в одном месте) на
рисунке 4 является визуальным отображением такой дифференциации в области город-
ского развития.
В 2020 г. на фоне пандемии COVID-19 муниципальным властям рекомендовали уско-
рить выполнение проектов в области здравоохранения. Были быстро созданы мобильные
приложения, колл-центры и цифровые платформы, которые позволяли получать опера-
тивную информацию о распространении болезни и об уровне нагрузки на местные меди-
цинские учреждения. В сборе информации и оповещения населения особую роль играли
интегрированные центры контроля и управления; к концу 2022 г. количество таких цен-
70
И.Ю. Щедров. Умные города в Индии: на пути от теории к практике
I. Shchedrov. Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
тров достигло 100 единиц. С помощью системы ГИС производилось картирование очагов
инфекции, а система GPS помогала отслеживать местоположение машин скорой помощи
и сотрудников медицинских учреждений. Города обладают разными возможностями по
цифровизации и работе с оперативными данными. Некоторые из них, например, Шиллонг
и Солапур, выделяли незначительную долю своего бюджета на развитие таких центров,
что в итоге сказалось на возможностях анализа и обработки данных.
Ряд проблем ограничивают скорость и качество государственной инициативы - что
касается сферы финансирования, то многие штаты и союзные территории не смогли пре-
доставить средства, соразмерные объему финансирования со стороны центрального пра-
вительства. Специализированные органы (SPV) по сути представляют собой компании с
ограниченной ответственностью, контрольный пакет акций которых принадлежит госу-
дарству. Привлечение средств может происходить за счет традиционных (собственные
доходы городов, ассигнования со стороны правительства штата) и нетрадиционных источ-
ников (двойное финансирование программ, торговля муниципальными облигациями,
объединение долговых обязательств, использование инвестиционных фондов, помощь со
стороны Азиатского банка развития и Всемирного Банка). Однако не все штаты и города
способны пользоваться этими инструментами в равной степени. Кроме того, из-за рыноч-
ных механизмов и высокой роли частных капиталовложений предпочтение отдают наи-
более рентабельным проектам, а не инициативам по повышению устойчивости городов
или уменьшению неравенства среди их жителей. В результате городам, отобранным на
четвертом этапе национального конкурса, пришлось корректировать свои заявки, чтобы
соответствовать критерию финансовой самообеспеченности.
Другая проблема - некоторое несоответствие национальной программы международ-
ным практикам и стандартам развития «умных городов». Характер развития программ
можно назвать фрагментарным. Отсутствие конкретного понимания концепции «умного
города» и четких терминологических границ приводит к тому, что зачастую в миссию
включают все области городского развития. На практике данная тенденция приводит к
тому, что в рамках одной миссии параллельно создают интегрированные центры управле-
ния городскими данными и центры обучения рукоделию, внедряют проекты модерниза-
ции общественных пространств, строят общественные туалеты, фонтаны и амфитеатры,
реконструируют стадионы. Значительная доля проектов не соответствует целям устойчи-
вого развития: так, примерно 40% инициатив в области транспорта направлены на рас-
ширение дорожной инфраструктуры, и лишь малая часть - на развитие общественного
транспорта. Правительство часто критикуют за несоответствие проводимых проектов
целям миссии13.
Следует отдельно подчеркнуть, что Миссия умных городов в значительной степени
пересекается с более ранними программами городского развития, а также с инициати-
вами на региональном и муниципальном уровнях, что приводит к проблемам двойного
финансирования, трудностям в распределении ответственности и неэффективности
использования доступных ресурсов [Praharaj, Han, Hawken 2018]. Так, в стране одно-
временно выполняются программы AMRUT, «Программа развития и расширения горо-
дов, являющихся частью национального наследия» (HRIDAY), программа повышения
доступности жилья (Pradhan Mantri Awas Yojana), «Программа Чистая Индия» (Swachh
Bharat Abhiyan).
13 Nirupam B., Biberman J. India’s Smart City Program: Challenges and Opportunities. ICT India Working Paper
No. 62. 2021. P. 19.
71
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
Существует также проблема нехватки специалистов различного профиля. Она в пер-
вую очередь касается специалистов и экспертов в области городского развития. Сейчас у
многих городов нет генеральных планов развития. Практика показала, что в значительной
части конкурсных заявок не учитывали реальные потребности города. Также создаваемые
технические системы требуют большого количества высококвалифицированных трудо-
вых ресурсов для управления системами и их технического обслуживания.
Наконец, наблюдается общая фрагментарность развития программы - с точки зрения
как географического распределения проектов, так и спектра внедряемых систем. Сравни-
тельно мало внимания уделяется общественной, природной и техногенной безопасности в
контексте развития интернета вещей (internet of things, IOT).
В то же время нельзя не отметить успешные примеры миссии. В Индии каждому
городу присваивают индекс легкости жизни (The Ease of Living Index), который делят
на две категории в зависимости от численности населения городов. В рейтинге городов
с численностью населения больше миллиона человек на высоких позициях находятся
Бангалор, Пуна, Ахмедабад, Ченнаи и Сурат. В категории городов с населением меньше
одного миллиона человек были выделены Шимла, Бхубанешвар, Силваса, Какинада и
Салем. По показателю индекса эффективности муниципалитетов (municipal performance
index) лидерами стали Индор, Сурат, Бхопал, Пимпри-Чинчвад и Пуна в первой катего-
рии, муниципальная корпорация Нью-Дели, Тирупати, Гандинагар, Карнал и Салем - во
второй. Кроме того, ежегодно проводится конкурс городских проектов Smart Cities India
Awards 2022, по итогам которого определяют наиболее успешные инициативы в 16 раз-
личных направлениях14.
Ряд специалистов отмечают успехи Нью-Дели, где в программе участвует небольшая
территория в центре города. Власти уделили большое внимание модернизации и созданию
новых общественных пространств, а также развитию транспортной инфраструктуры, в
частности, системы парковок. Другим успешным примером можно считать город Индор,
который находится в штате Мадхья-Прадеш. Значительная часть средств была направлена
на создание системы переработки отходов и ликвидацию мусорных свалок. Уже в шестой
раз подряд этот город признают самым чистым в Индии. Еще одним положительным при-
мером можно считать проекты в священном для индусов городе Варанаси, где большое
значение придают облагораживанию территорий, развитию системы ликвидации отходов
и созданию цифровых платформ, что особенно важно в контексте развития города как
одного из главных туристических направлений страны. Успеху инициатив способство-
вали грамотные планы развития городских территорий, в которых четко были определены
инструменты, необходимые для решения городских проблем.
Выводы
Концепция «умного города» плотно закрепилась в международном научном дискурсе,
однако наличие различных трактовок и отсутствие четкого понимания концепции влияет
на проекты в сфере городского развития. Данная проблема особенно характерна для раз-
вивающихся стран, в частности - Индии.
В стране с 2015 г. действует проект по модернизации ста городов. Подобные инициативы
в рамках одной парадигмы объединяют в себе разные по масштабу и уровню социально-эко-
номического развития города, которые сталкиваются с разными проблемами. Такой подход
14 Smart Cities India 2023 Awards. Smart Cities India Expo. (https://www.smartcitiesindia.com/smart-cities-india-
awards.aspx).
72
И.Ю. Щедров. Умные города в Индии: на пути от теории к практике
I. Shchedrov. Smart Cities in India: Converting Theory to Practice
зачастую приводит либо к размыванию сущности концепции «умного города», либо к сни-
жению эффективности инициатив. В частности, в рамках одной программы правительство
Индии, с одной стороны, внедряет передовые технологические решения, с другой - ведет
развитие инфраструктуры и облагораживание городов. Можно сделать вывод, что концеп-
ция «умного города» стала маркетинговым инструментом для модернизации городов в соот-
ветствии с мировыми трендами технологического развития - по крайней мере, в страновой
специфике и до тех пор, пока не определены ее четкие границы.
Несмотря на значительные достижения, к которым относятся, в частности, строитель-
ство интегрированных центров контроля и управления, создание интернет-порталов и
мобильных приложений, развитие интеллектуальной транспортной системы и т. д., города
все еще сталкиваются с множеством проблем. Они связаны с: а) вопросами финансиро-
вания; б) фрагментарным подходом в развитии программы; в) нехваткой специалистов и
материальной базы. Выделенные проблемы влияют на скорость и качество выполнения
проектов в контексте решения актуальных социально-экономических проблем. Во многом
по этой причине за семь лет существования миссии только половина всех проектов зна-
чатся завершенными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Anthopoulos L., Janssen M., Weerakkody V. (2016) A Unified Smart City Model (USCM) for Smart
City Conceptualization and Benchmarking // International Journal of Electronic Government Research.
No. 12. Pp. 77-93.
Kozlowski W., Suwar K. (2021) Smart City: Definitions, Dimensions, and Initiatives // European
Research Studies Journal. Vol. 24. Special Issue 3. Pp. 509-520.
Liao, S., Chen, X., Qian, Y., Shen, L. (2017) Comparative Analysis of the Indicator System for Guiding
Smart City Development. In: Wu, Y., Zheng, S., Luo, J., Wang, W., Mo, Z., Shan, L. (eds) Proceedings
of the 20th International Symposium on Advancement of Construction Management and Real Estate.
Springer. Pp. 575-593.
Mircea E., Lucian T., Sanduleac M. (2017) The Smart City Concept in the 21st Century // Procedia
Engineering. No. 181. Pp. 12-19.
Praharaj S., Han J.H., Hawken S. (2018) Urban Innovation through Policy Integration: Critical
Perspectives from 100 Smart Cities Mission in India // City, Culture and Society. No. 12. Pp. 35-43.
Sharifi A. (2019) A Critical Review of Selected Smart City Assessment Tools and Indicator Sets //
Journal of Cleaner Production. No. 233. Pp 1269-1283.
REFERENCES
Anthopoulos L., Janssen M., Weerakkody V. (2016) A Unified Smart City Model (USCM) for Smart
City Conceptualization and Benchmarking. International Journal of Electronic Government Research.
no. 12, pp. 77-93.
Kozlowski W., Suwar K. (2021) Smart City: Definitions, Dimensions, and Initiatives. European Re-
search Studies Journal. vol. 24, special issue 3, pp. 509-520.
Liao, S., Chen, X., Qian, Y., Shen, L. (2017) Comparative Analysis of the Indicator System for Guid-
ing Smart City Development. In: Wu, Y., Zheng, S., Luo, J., Wang, W., Mo, Z., Shan, L. (eds) Proceed-
ings of the 20th International Symposium on Advancement of Construction Management and Real Estate.
Springer. Pp. 575-593.
73
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 62-74
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 62-74
Mircea E., Lucian T., Sanduleac M. (2017) The Smart City Concept in the 21st Century. Procedia En-
gineering. no. 181, pp. 12-19.
Praharaj S., Han J.H., Hawken S. (2018) Urban Innovation through Policy Integration: Critical Per-
spectives from 100 Smart Cities Mission in India. City, Culture and Society. no. 12, pp. 35-43.
Sharifi A. (2019) A Critical Review of Selected Smart City Assessment Tools and Indicator Sets. Jour-
nal of Cleaner Production. no. 233, pp. 1269-1283.
Информация об авторе
Щедров Иван Юрьевич, младший научный сотрудник Группы Южной Азии и региона
Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований, Национальный исследовательский
институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН. Адрес: Про-
фсоюзная ул., д. 23, Москва, 117997. E-mail: ivanschedro@gmail.com
About the author
Ivan Shchedrov, Junior Research Fellow, Group on South Asia and Indian Ocean, Center for Asia
Pacific Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Rus-
sian Academy of Sciences. Address: 117997, Moscow, Profsoyuznaya Street, 23. E-mail: ivanschedro@
gmail.com
Статья поступила в редакцию / Received: 1.10. 2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 20.10. 2022
Статья принята к публикации / Accepted: 29.10. 2022
74