ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
УДК 32.019.5
DOI: 10.31857/S086904992302003X
EDN: CEDFWV
Оригинальная статья / Original article
Роль Й. Басанавичюса в формировании
литовского национализма
© Е.В. КИЛИМНИК
Килимник Евгений Витальевич, Уральский юридический институт Министерства внутрен-
них дел Российской Федерации (Екатеринбург, Россия), kilimnik_06@mail.ru. ORCID: 0000-0003-
2949-465X
На основе культурно-философского подхода исследовано формирование идеологии литовско-
го национализма во второй половине XIX - начале XX вв. Теоретико-методическим фундаментом
исследования стал анализ публицистической и общественной деятельности «отца литовского на-
рода» Йонаса Басанавичюса. Поставлена задача выявить основные этнические несоответствия и
культурно-исторические противоречия в созданной Й. Басанавичюсом идейной концепции проис-
хождения литовского языка и национальной самоидентификации литовцев. Установлено, что Йонас
Басанавичюс искусственно сформировал литовскую национальную идентичность, которая не на-
ходит документально-исторического подтверждения. Определено, что его идеология заключалась в
противодействии российской национальной политике и поддержке создания независимого государ-
ственного образования - Литвы.
Ключевые слова: Йонас Басанавичюс, культура, язык, идеология, ценности, этнонационализм,
нация, политика, Литва, Россия
Цитирование: Килимник Е.В. (2023) Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма //
Общественные науки и современность. № 2. С. 39-55. DOI: 10.31857/S086904992302003X, EDN: CEDFWV.
39
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
The Role of J. Basanavičius in the Making
of Lithuanian Nationalism
© E.V. KILIMNIK
Evgeniy V. Kilimnik, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
(Yekaterinburg, Russia), kilimnik_06@mail.ru. ORCID: 0000-0003-2949-465X
Abstract. Based on the cultural-philosophical approach, the shaping of the ideology of Lithuanian
nationalism in the second half of the 19th - early 20th centuries are examined. The theoretical and
methodological foundation of the study consists of the analysis of journalistic and social activities
of the “father of the Lithuanian people” Jonas Basanavičius. The task is set to identify the main ethnic
inconsistencies and cultural and historical contradictions in the ideological concept of the origin of the
Lithuanian language and Lithuanian national self-identification theory created by J. Basanavičius. It is
revealed that in his ideological and nationalist works J. Basanavičius artificially formed the Lithuanian
national identity, which does not have documentary and historical confirmation. The purpose of
J. Basanavičius’ work was to counteract Russian national policy, as well as to create an independent state
entity - Lithuania.
Keywords: Jonas Basanavičius, culture, language, ideology, values, ethno-nationalism, nation, politics,
Lithuania, Russia
Citation: Kilimnik E.V. (2023) The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism.
Obshchestvennyenauki i sovremennost’, no. 2, pp. 39-55. DOI: 10.31857/S086904992302003X, EDN: CEDFWV.
Исследуя историю возникновения идеологии литовского национализма, необходимо
остановиться на причинах его генезиса. Во второй половине XIX в. политический ланд-
шафт Восточной Европы начал меняться в результате социальных волнений в Поль-
ско-Литовско-Белорусском регионе. Местные интеллектуалы и политические деятели,
недовольные ассимиляционной политикой Российской империи, начали искать способы
обрести национальную независимость. Процесс ее идейной актуализации начинался в
этот период и шел достаточно медленно, так как его ограничивало законодательство Рос-
сийской империи, направленное против нарушения целостности государства. В то же
время росту национального самосознания литовцев сопутствовал ряд исторических
событий в Прибалтийском регионе. Во-первых, в 1863 г. регулярные войска Российской
империи подавили польское национальное восстание, ставившее целью восстановление
независимости, величия и былой славы Речи Посполитой в границах 1772 г. «od morza
do morza» («от моря до моря»). Александр II был вынужден отойти от своих либераль-
ных взглядов и радикально изменить основы государственной политики в национальных
политически нестабильных частях империи. Новая имперская стратегия предусматри-
вала превентивное подавление национальных движений, которые угрожали порядку и
самой имперской системе национальных движений [Капеллер 2000, 182-203]. Кроме
того, в своей политике Российская империя традиционно играла на национальных,
сословных и религиозных противоречиях, чтобы вносить раскол между этноконфесси-
ональными группами и народностями, которые были подвластны империи. Примером
подобного межэтнического многовекового латентного конфликта могут служить взаимо-
отношения между западно-украинцами и поляками, кульминацией которых стала Волын-
ская резня 1943-1944 гг.
40
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
Жесткая имперская политика подавления этнонационализма была характерна и для
других государств Европы на определенных этапах своего существования - Австро-Вен-
грии Габсбургов, Пруссии Гогенцоллернов или Османской империи [Миллер 2008, 33].
«Шляхетский гонор» польской аристократии отчасти перенимала и литовская знать,
язык и обычаи которой с XV по XVIII в. были во многом польскими. Кроме того, росту
этнического самосознания сопутствовала память о могуществе Великого княжества
Литовского, соперничество которого с Московским государством часто перерастало в
кровопролитные войны.
Во-вторых, в середине - второй половине XIX в. ускорился экономический рост в
регионе. Российская империя, в том числе и литовские области, перешла к новой эко-
номической формации - капитализму. В результате социально-экономического развития
улучшилось техническое оснащение крупных литовских городов, в частности, появился
телеграф, по всему течению Немана наладили пароходное сообщение. Уже в 1860-1870 гг.
в литовских землях построили железнодорожные пути сообщений, которые вели из Сaнкт-
Пeтepбуpга в Вaршaву. В конце XIX в. была проложена железная дорога к Кенигсбергу,
которая проходила через Ковнo и Либаву (Лиепая). В 1860 гг. в Литве была установлена
телефонная и телеграфная система коммуникаций. Чтобы улучшить свое экономическое
положение, литовцы массово переселялись в Санкт-Петербург, Ригу, Одессу. Миграция
стала наиболее заметной с конца 60-х гг. XIX в. Тогда десятки тысяч уехали в Соеди-
ненные Штаты Америки (207 тыс.), где начали появляться этнические типографии с про-
фильными изданиями, национальные общества, а также хpиcтианcкo-дeмoкрaтичecкие
и социалистические организации. Одновременно литовские эмигранты активно перево-
дили средства на покинутую ими малую родину и участвовали в политических меропри-
ятиях, протестуя против притеснений по национальному признаку в России [Эйдинтас
2015, 135]. В результате во второй половине XIX - начала XX вв. одной из консолидиру-
ющих основ в формирующемся национально-буржуазном литовском социуме стала капи-
талистическая трансформация, которую сопровождали рост националистических настро-
ений, миграционные процессы в новых экономических условиях и критика российской
действительности из-за рубежа.
В-третьих, следует отметить влияние в литовском обществе Римско-католической
церкви, которая активно противилась стремлению российского самодержавия «оправос-
лавить» литовцев (с конца XVIII в.), хотя внешне и сохраняла политическую лояльность
к Российской империи и ее властям [Beresnevičius 2004]. Однако литовские ксендзы ста-
рались напоминать прихожанам о былом могуществе Великого княжества Литовского.
Этнонациональная политика сопротивления привела к тому, что католические священники
после Второй мировой войны часто поддерживали вооруженный сепаратизм литовских
«Лесных братьев» в их борьбе с представителями уже Советской Литвы, благословляя
паству на вооруженное противостояние безбожной, инокультурной [Lietuvių… 1934, 20]
и инонациональной власти [Поцюс 2009, 134]. Традиционализм настолько велик в литов-
ском обществе, что и сегодня 94% жителей Литвы по-прежнему формально идентифи-
цируют себя с религиозной общиной, а 77% - с Римско-католической церковью, о чем
свидетельствуют данные переписи населения Литвы 2011 г. [Gailienė 2018].
Российское правление в Литве оспаривали разными методами. Например, ряд газет и
издательских групп, начиная с третьей четверти XIX в., предоставили возможности для
публикаций авторских заметок и статей националистического профиля. Они дали оппо-
зиционно-настроенным лицам возможность распространять антироссийскую литературу
среди широкой местной аудитории. Некоторые литовские историки и писатели начали
переосмысливать историю своего края и интерпретировать исторические факты таким
41
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
образом, чтобы создать и поддерживать новые националистические идеи. Изначально
из-за запрета печати на местных языках в этих обсуждениях обычно использовали рус-
ский. Активисты сначала оспаривали право публиковаться на других языках, затем боро-
лись за включение национального языка в дошкольное местное образование. В результате
подобные культурные сообщества в регионах Восточной Европы постепенно стали линг-
вистически обособленными. Соответственно, изменилось и направление дискурса обре-
тения независимости. Первые национальные политики, которые провозгласили незави-
симость от Российской империи и основали первое независимое литовское государство в
начале 20-х гг. XX в., объясняли свою нацию и язык в терминах, принципиально отличных
от языка их предков - подданных Речи Посполитой и Российской империи. Национальные
группы из прибалтийских регионов Восточной Европы больше не стремились к культур-
ной автономии в рамках существующей государственной системы - они искали новую
независимую идейную форму.
Анализируя вторую половину XIX в., некоторые местные исследователи преимуще-
ственно обращают внимание на политические и социальные аспекты проблемы форми-
рования литовской идентичности. Изменение роли национального языка они часто пред-
ставляют эпифеноменом культурной трансформации, спровоцированным политическими
движениями и проблемами формирования любой национальной идеи. Однако такая пози-
ция принижает символическое значение языка в построении групповой идентичности.
Именно он во многих смыслах выступает самым податливым символическим фактором
националистических движений.
Соответственно, необходимо рассмотреть значение языка для литовского национали-
стического движения в период со второй половины XIX в. до создания Литовской Респу-
блики в 1918 г. Особое внимание в анализе формирования националистической идеологии
будет уделено работам «отца литовского народа» Йонаса Басанавичюса, которые он напи-
сал в период запрета на использование литовского языка в официальной печати Россий-
ской империи.
Деятельность Йонаса Басанавичюса стала объектом исследования потому, что он
лично участвовал в каждом этапе формирования государственной независимости Литвы
в 1918 г. - с философско-идеологического осмысления национальной идентичности до
переговоров о создании независимого государства.
Важно отметить, что язык играет более сложную роль в национальной идентичности,
чем представлено в исследованиях национализма. Например, он повлиял на трансфор-
мацию Литвы из разрозненных поселений малочисленных средневековых балтийских
племен в современное градообразующее состояние. Также важно отметить, что в контек-
сте национализма идея уникальности языка может быть реальной или воспринимаемой.
В ситуации, когда представитель малой нации считает, что его язык неповторим, и при-
писывает своей речевой группе уникальные особенности, он начинает действовать в этом
направлении, пропагандируя свою этническую уникальность.
Теоретические основы идеологии литовского национализма
Язык - одна из многих составляющих общей идеи национализма. Литовские национа-
листы начали с языкового вопроса, а в итоге стали пропагандировать идею выхода из Рос-
сийской империи. Соответственно, его влияние следует рассматривать как часть общей
доктрины формирования национализма, а не изолированно.
Данное исследование рассматривает формирование литовского национализма и наци-
ональной идентичности. Соответственно, в первую очередь необходимо определить, что
42
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
подразумевается под «нацией» и ее истоками. В своей основополагающей работе 1991 г.
«Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении нацио-
нализма» британский социолог Б. Андерсон описал нацию как политическое сообщество
одновременно воображаемое, ограниченное и суверенное [Anderson 1991, 7-10]. Он рас-
сматривает нацию как социум, даже малый, все члены которого могут знать (или даже
слышать) о каждом другом члене. Все представители понимают, что вместе они состав-
ляют «горизонтальное товарищество», принадлежность к которому одинаково ощущают
все его члены.
В свою очередь, британский социальный антрополог Э. Геллнер отмечает: «нацио-
нализм - это не пробуждение нации к самосознанию: он сам изобретает нации» [Цит.
по: Савельева, Полетаев 2006, 22]. Б. Андерсон утверждает, что нация ограничена набо-
ром конечных границ (не только территориальных, но и культурных), которые отделяют
«Самость» от «Другого» [Anderson 1991]. Кроме того, националисты не пытаются рас-
ширить представления о национальной принадлежности граждан своей страны до чле-
нов всего общества, как религиозные фундаменталисты; скорее, границы нации установ-
лены и признаны членами этого сообщества. Наконец, нация выступает сувереном в том
смысле, что ее члены обладают юридическими полномочиями. Андерсон связывает про-
исхождение такого суверенитета с отделением церкви от государства в период Просвеще-
ния. Духовенство больше не имело власти оценивать новые законы как адекватные с точки
зрения церкви или неадекватно отражающие религиозный диктат. Возникла идея, что нет
более высокой власти, чем наделенная ею нация.
В основе концепции нации также лежит принципиально определенное понимание
социального времени. Католическая церковь в Литве понимала его как некую синтезиро-
ванную божественным промыслом единовременность, в рамках которой прошлое и буду-
щее существуют одновременно (на уровне сознания) в мгновенном настоящем. Община,
понимаемая в первую очередь через ее религиозную принадлежность, существовала в
настоящий момент на пути между прошлым и будущим. Однако со временем возникли
концепции линейного, параллельного, циклического и социального времени. Централь-
ное место в развитии понимания времени занимает культурное и интеллектуальное влия-
ние идей гуманизма.
По мнению американского мыслителя Д. Баркера, нация - это некая сущность, кото-
рая, по сути, в первую очередь озабочена своей самоидентификацией через сформи-
рованный в прошлом исторический образ. Он представляет уникальное этническое и
территориальное объединение, которое проносит свои родовые черты из прошлого в
настоящее и будущее. Это важно для понимания, поскольку политическое самовыра-
жение было необходимым сопутствующим структурным элементом культурного созна-
ния1. Американский политолог У. Коннор предполагал, что политическая воля людей,
которые определяют себя как нацию, неразрывно связана с осознанием культурного
бытия народа [Conversi 2002, 1-2].
Литовский национализм следует понимать скорее как нерациональную философию,
чем иррациональную. Национальные акторы и члены националистических сообществ
создают воображаемую историю, которая часто не отражает исторические факты, чтобы
обратиться к нерациональным мотивам. Они пытаются переписать историю своей страны
в таком осмыслении, которое оправдывает их политические цели. Национал-интеллек-
1 Washington Journal. David Barker on One Nation, Two Realities. C-SPAN. MAY 31, 2019. (https://www.c-span.
org/video/?461161-4/washington-journal-david-barker-discusses-book-one-nation-realities).
43
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
туал, который мыслит нерационально, не воспринимает сущностное различие между соб-
ственно историческим фактом и восприятием этого факта.
Превращение протонации в нацию зависит от самих сторонников этой идеи. Нали-
чие определенной географической «родины» значительно усиливает привязанность
отдельного индивидуума к воображаемому сообществу. Однако сообществу необяза-
тельно иметь свою территорию, чтобы быть нацией с политической властной надстрой-
кой. В таких условиях представители этнонациональных меньшинств меньше привязаны
к государству, чем члены доминирующей группы. Приоритеты, которые национальные
лидеры выбирают в качестве определяющих для своей страны, способны либо приспо-
сабливать, либо отчуждать индивида. Язык же можно считать одной из национальных
характеристик, которая не требует принятия какого-либо набора национальных идеалов.
Владеющий им человек способен просто присоединиться к структурному большинству
населения. В случае с литовской территорией язык сыграл решающую роль в охвате всего
населения при построении доктрины национальной самоидентификации в конце XIX -
первой трети XX вв.
Роль языка в публицистике, направленной на создание нации
Чтобы понять, как появляется национальная идентичность, а также ее особые каче-
ства, следует рассмотреть процессы, с помощью которых этнокультурную идентичность
предлагают политикам и пропагандируют в обществе, которое впоследствии принимает
ее как абсолютную истину. Литература оказалась наиболее важным средством передачи
национальных настроений в условиях, когда националистические идеи литовской исклю-
чительности формировались сначала в составе Российской империи, а затем СССР.
Причиной успеха этнолингвистического национализма в Литве стала память о периоде
истории этого региона, когда он именовался Великим княжеством Литовским. Оно объе-
диняло все средневековые литовские племена, а также включало в себя русские княжества
от Балтики до Черного моря.
Как говорилось ранее, движущей силой националистических движений выступают
общинные воспоминания о воображаемом прошлом. Осмысливая не до конца ясное исто-
рическое наследие, нация начинает определять себя в своем современном контексте. Изу-
чая развитие национализма, прежде всего необходимо понять прошлое, которое нацио-
налистически ориентированные политики и интеллектуалы представляют обществу как
обоснование своим действиям.
Романтические представления об историческом прошлом Литвы воплощались в
отсылках к средневековому Великому Княжеству Литовскому и его значимой (по мнению
литовских мыслителей) роли в составе Речи Посполитой. Для литовских националистов
XIX-XX вв. эти исторические сущности стали символизировать автономию и самоопре-
деление, в котором, по их мнению, им отказали как подданным Российской империи и
гражданам СССР в дальнейшем.
В рамках данной националистической философии следует рассматривать ранние
публикации главного идеолога литовского национализма Й. Басанавичюса. Он известен
как «отец национального возрождения Литвы», «отец литовского народа» и как первый
литовский автор-националист, получивший широкую аудиторию. Он был самым влия-
тельным участником дискурса о литовской национальной идентичности. Популярность
Басанавичюс получил уже в конце XIX в. благодаря публикациям в издаваемом в Герма-
нии журнале «Aušra» - самом распространенном издании на литовском языке на латинице
(в период запрета в Российской империи печати на литовском языке латинским шрифтом).
44
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
Археологи немного знают о людях, которые до середины XII в. населяли территорию
современной Литвы. Однако сохранились исторические записи, в частности, датчан и
русинов, которые часто совершали набеги на эти территории и требовали дань с насе-
лявших их племен. Упоминаются литовские племена, платившие дань Киевской Руси
в X и XI вв., но в хрониках не указаны специфические культурно-исторические харак-
теристики людей, которые населяли эти территории до обращения местных князей в
христианство.
Националисты XIX в. редко ссылались на этот исторический период в своих работах,
предпочитая называть дохристианские литовские племена просто «древними» [Baronas
2010, 27]. Однако исторические данные становятся более полными с периода коронации
короля Миндаугаса, который объединил многочисленные литовские племена и стал пер-
вым Великим князем Литовским.
Данный период стал идеальной отправной точкой для создания национальных мифов
по ряду разных причин [Baronas 2010, 27]. Во-первых, Миндаугас был первым великим
князем Литовским, который объединил разрозненные балтийские племена региона в одну
политическую общность. Он создал единство там, где раньше существовали только слабо
структурированные, временные племенные союзы.
Во-вторых, Миндаугас был христианином, которого после коронации в 1253 г. офи-
циально поддержал и признал Папа Иннокентий IV. Взамен Миндаугас и объединенные
литовские племена участвовали в серии крестовых походов против татар. Данные кампа-
нии не были особо выдающимися в военном плане, однако они имели культурное значе-
ние, доказав желание Литвы принадлежать к христианскому, западноевропейскому миру.
Й. Басанавичюс в своих работал ставил особый акцент на этой идее. Хорошие отношения
между литовскими племенами и христианским миром просуществовали недолго. После
убийства Миндаугаса соперничество за власть между языческими князьями привело к
роспуску созданного им политического объединения. Вслед за смертью короля литово-
балтийские племена снова стали раздробленной массой, пока в середине XIV в. их вновь
не объединил Великий князь Ягайло.
Последний не был христианином по рождению, однако быстро осознал всю ценность
и выгоду обращения в католическую веру. Столкнувшись с перспективой конфликта с
сильными армиями тевтонских рыцарей, Ягайло перешел в христианский мир через брак
с представительницей польской королевской семьи принцессой Ядвигой в 1385 г. Тогда
Великое княжество Литовское и Королевство Польша объединились впервые за свою
историю. Обеспечив политическую стабильность благодаря союзу с Польшей, литовские
правители стали уделять больше времени законотворчеству. Именно в этот период обре-
тает приоритет литовский язык как инструмент управления государством. Его роль усили-
лась по сравнению с повсеместно распространенным славянским. Ранее его использовало
не только простонародье, но и княжеский двор (в том числе во всех королевских указах) с
церковью. Литовский язык в те времена тоже существовал. Националисты во второй поло-
вине XIX - первой четверти XX вв. заявляли, что он был предшественником современного
литовского языка. Однако на самом деле он представлял собой не самый значимый диа-
лект русинского.
Несмотря на повышение роли собственно литовского языка, в системе управления на
всей территории Великого княжества продолжали употреблять славянский язык. К сере-
дине XV в. королевский двор в своей деятельности заменил его на польский. Тем не менее,
к образованию единой Речи Посполитой в 1569 г. многие официальные правительствен-
ные документы писали на канцелярском славянском языке или переводили на него. Соот-
ветственно, он сохранял значимость в системе управления Литовским княжеством.
45
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
В результате в период пребывания в составе Речи Посполитой не появились никакие
собственно литовские национальные письменные материалы вплоть до начала XIX в.
Соответственно, у литовских националистов фактически отсутствовала доказательная
база, которая могла бы подтвердить их утверждения о существовании особого истори-
ческого этнокультурного мира в северо-западной части Восточной Европы, который воз-
ник уже в XV в. Литовскую культуру того периода полностью поглотили престижный в
русино-литовском обществе польский язык, польские обычаи и традиции, которые вытес-
нили все национальное литовское. Только после окончательного раздела Речи Посполитой
в 1795 г. литовский язык вновь начали употреблять на региональном сельском уровне,
поскольку государственный русский язык конкурировал с польским во всех администра-
тивных учреждениях Литовского княжества - а также в области культуры, особенно среди
представителей высшего общества [Zinkevičius 1987, 86-88].
Независимо от реальной истории Великого княжества Литовского или роли славян-
ского языка в делопроизводстве, сам факт существования этого государственного образо-
вания в составе Речи Посполитой дал литовским националистическим лидерам материал
для построения нарратива о национальной преемственности, которая начинается с пери-
ода Средневековья. Позже Й. Басанавичюс перенял эту трансформированную историю и
присоединил ее к созданному им современному литовскому языку - в том числе для того,
чтобы провоцировать националистическое противостояние литовского населения и Рос-
сийской империи.
Рассматривая вопросы искусственного развития литовского национализма, необхо-
димо также изучить политику, которую Россия проводила на территории Литвы в период
своего правления, наступившего после третьего раздела Польши в 1795 г.
Внутреннюю политику Российской империи в 1863 г. в целом можно охарактери-
зовать, как достаточно мягкую в соответствии со стандартами тех времен. Россия кон-
тролировала большое количество этнических и религиозных групп, находившихся под
ее властью [История Литовской ССР… 1978, 653-656]. Изначально в своей внутренней
политике она не была склонна к насильственному насаждению религиозной однородно-
сти. Православие, безусловно, было предпочтительной религией, однако приверженцев
других религий не наказывали и не подвергали гонениям. В России существовала зна-
чительная мусульманская диаспора, которая традиционно проживала в Нижнем Повол-
жье, лютеранство было распространено в прибалтийских губерниях. В обоих случаях
имперское правительство не дискриминировало население и не пыталось обратить его
в православную веру. Кроме того, Российская империя часто предоставляла завоеван-
ным и присоединенным народам определенную степень свободы в виде местного само-
управления. Например, в рамках империи существовало полуавтономное католическое
Польское герцогство, которое включало территории современной Литвы, Белоруссии
и Правобережной Украины. Толерантная властная позиция резко изменилась с нача-
лом национального восстания в январе 1863 г. Большое количество участников наци-
онального восстания были литовцами, в то же время многие из бунтовавших служили
ранее в императорской армии и считались лояльными подданными. Российские власти
немедленно начали ограничивать привилегии этнических меньшинств, чтобы умень-
шить вероятность нового бунта или антиправительственных заговоров между потен-
циальными союзниками. Ориентируясь на национальную позицию литовцев, россий-
ское правительство запретило печать изданий на литовском языке на неопределенный
срок, фактически тем ограничив публикацию любых националистических материалов.
В результате внезапной смены курса правительства России возник определенный рас-
кол между имперской администрацией и подданными империи. В дальнейшем его
46
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
использовали националистические авторы, которые сознательно нарушали запрет на
подобную печать.
На большей части современной Литвы проживало преимущественно не собственно
литовское население. Так, литовцы исторически жили в основном на малонаселенных
участках лесов, которые располагались вдоль берегов Балтийского моря, на западной окра-
ине всей территории бывшего Литовского княжества. Данный исторический факт повлиял
на литовский национализм и национальную историю. Исходя из националистической убеж-
денности и собственной интерпретации национальной истории, литовские националисты
в первую очередь предъявляли претензии к наиболее крупным городским центрам - Ковно
(Каунас) и Вильно (Вильнюс). Они стремились присоединить их к своей исторической
территории. Однако эти города нельзя было считать этнически литовскими, так как в них
большая часть их населения принадлежала к другим народностям. Этнические литовцы не
составляли большинство населения Вильнюса даже в 1897 г., когда издательство «Аушра»
выпустило первые публикации Й. Басанавичюса [История Литовской ССР… 1978, 686-688].
Также литовским националистам приходилось бороться с политической структурой
управления, установленной Российской империей. Изначально она пыталась снизить этно-
политическую напряженность на этнически разнообразной территории, разделяя нацио-
нальные группы на отдельные провинции. Так, территория преимущественно литовской
Ковенской губернии не включала в себя сам Вильнюс: она была ограничена малонаселен-
ной территорией на севере и западе. Даже присоединение Ковно (Каунаса) к Ковенской
губернии не обошлось без сопротивления со стороны местных поляков, которые жили в
этом городе, однако были мало представлены в сельской местности, расположенной на
юге города.
Утверждение о численном превосходстве литовского населения на этом простран-
стве, которое могло лечь в основу пронационалистической идеологии, не соответствовало
реальности. Й. Басанавичюсу пришлось сосредоточиться на менее доказательных аргу-
ментах для национальных претензий. Национальный литовский язык «решил проблему»,
став для националистов этнополитическим эталоном и основой литовской идентичности,
а Вильно (Вильнюс) - идеальным центром для данного языкового сообщества. Соответ-
ственно, литовские националисты стали отрицать значимость доминирующей плотности
коренного населения на определенной местности и обосновывать аргументами о языке
свои политические притязания на Вильнюс и Каунас как на государственные литовские
культурно-политические центры. Следует отметить, что в обоих городах лишь меньшин-
ство жителей владело литовским языком как родным. Статус меньшинства повысил зна-
чимость национального населения в соперничестве за контроль над всей территорией по
сравнению с другими этносами - например, с поляками, которые сперва не учитывали
возможность законной этнической конкуренции в Литве. Отсутствие литовского этни-
ческого большинства в крупных городских центрах на территории бывшего княжества
затрудняло организацию политического движения за права литовцев. В то же время неко-
торые польские и российские политические деятели учитывали возможность беспоряд-
ков на националистической почве на севере и западе бывшего княжества, которые могли
достичь Вильно и Ковно (Вильнюса и Каунаса). Сложившаяся ситуация дала Й. Басанави-
чюсу и его сторонникам определенную степень анонимности, чтобы планировать и орга-
низовывать националистическое движение в период запрета печати на литовском языке:
российские власти строго контролировали городские районы, но мало внимания уделяли
сельским территориям и их жителям. Среди них Й. Басанавичюс и сеял семена литовского
национализма; эти слои населения в итоге бросили вызов российскому административ-
ному контролю над Вильно (Вильнюсом) в первом десятилетии XX в.
47
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
Формирование литовской национальной идентичности
В рамках противодействия российскому правлению Й. Басанавичюс в своих прона-
ционалистических трудах формировал новый облик литовского народа и искусственно
создавал литовскую национальную идентичность. Глубину его влияния на формирование
литовского националистического сознания отразил литовский ученый-археолог Й. Пузи-
нас в день смерти Й. Басанавичюса в 1927 г.: «его работа была настолько всеобъемлю-
щей, что невозможно полностью охватить все аспекты его продуктивной жизни. Именно
Басанавичюс возродил сознание литовского народа, основал первую газету на литовском
языке в издательстве “Аушра” (Aušra), в которой публиковался, и выступал за самоопре-
деление Литвы» [Puzinas 1977]. Эта цитата описывает всю идейно-националистическую
деятельность Й. Басанавичюса по формированию искусственной литовской исключитель-
ности и некоего «литовского национал-культурного мира». До него литовская аристокра-
тия и интеллигенция не задумывались о своей национальной идентичности, считая себя
скорее частью польского культурного пространства со столицей в Варшаве, чем некоего
собственного сообщества из провинциального Ковно или Вильно, к которому они никогда
ментально и не принадлежали. Аристократические круги заимствовали язык, одежду,
архитектуру, религию, титулы, гербы, манеры и сам образ поведения у польской шляхты с
середины XV в. и пронесли это ценностное восприятие сквозь века.
В своей политической деятельности Й. Басанавичюс связал националистическую иде-
ологию с древней культурой литовских племен раннего Средневековья. Так, литовцев из
своей эпохи он воспринимал как этнокультурных наследников строителей курганов про-
шлого. Й. Басанавичюс говорил, что «вместе с рассказами о крестоносцах эпохи князя
Миндаугаса курганы очаровывали меня с самых ранних дней. Рядом с местечком Озка-
баляй, на Пилякальняйских полях у села стоит красивый курган. С юных лет я стал посе-
щать этот большой и очень красивый холм, задумчивый, в образе невыразимой красоты и
умиротворения, стоящий на берегу реки Аиста. В юности я слышал сказки о заколдован-
ной красоте Девы, заключенной в кургане. Позже я познакомился с курганом Паевонис,
еще позже с городищем Каупишкис, недалеко от границы с Пруссией, а также с курганами
в Рудамине, Лакинай и другими. Именно на этих холмах, я могу с уверенностью утверж-
дать, мое литовское сознание было разбужено и утверждено» [Basanavičius 1883a].
В отсутствие конкретных исторических свидетельств и доказательной аргументации
Й. Басанавичюс самостоятельно конструировал литовскую национальную идентичность,
условно называя «древними литовцами» соединение балтийских этнических народно-
стей, которые преимущественно придерживались языческой веры и были связаны с опре-
делением «литовские» лишь относительно. Любые подобные утверждения предполагают
общественное признание, основанное на исчерпывающей системе доказательств, которую
Й. Басанавичюс не мог сформировать. Исследуя фольклорные традиции местного кре-
стьянства, он пришел к выводу, что именно они представляют нацию в наиболее чистом
виде и могут считаться ее ядром.
В 1882 г. историческая ситуация представила Й. Басанавичюсу первую реальную воз-
можность распространить свое националистическое видение роли литовского народа.
Так, свои националистические концепции он публикует в первом издании «Аушры».
Его работа включала смесь националистических эссе, сборник литовского фольклора
и поэзии. «Аушру» печатали в Германии, после чего номера подпольно переправляла в
Литву группа лиц, которая впоследствии стала известна как «книжные контрабандисты».
Й. Басанавичюс поставил перед собой цель «возродить» национальное сознание
литовского народа и определил литовский язык как объединяющую силу в этом процессе,
48
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
а сеть «книжных контрабандистов» позволила ему оперативно распространить свои идеи
на территории Литвы. Первое издание «Аушры» включало в себя нумерованный список
«вековых чаяний литовского народа», ссоставленный Басанавичюсом:
«1. На протяжении веков наша нация подвергалась таким насмешкам, гонению и пора-
бощению, что можно только удивляться тому, что она существует до сих пор.
2. В былые времена литовцы населяли территорию, вдвое превышающую нынешнюю;
сегодня Литва это всего лишь тень древнего государства. Мы должны вернуть наши тер-
ритории.
3. Сегодня просвещенные люди, знакомые с нашей жизнью и ее невзгодами, едино-
душно заявляют, что соседи, под игом которых живет наш народ, полны решимости, что,
если не сегодня, то через год-два мы стали бы немцами или славянами. Мы не должны
допустить этого, оставив нашу кровь чистой.
4. Мы такие же хорошие люди, как и наши соседи, и хотим пользоваться всеми пра-
вами, дарованными всему человечеству, равно, как наши соседи, ищущие их для себя.
5. Среди этих прав первым будет право литовцев в Литве получать все, а также обуче-
ние и образование исключительно в литовских школах.
6. Сегодня мы ясно видим, что школы с иностранным языком обычно превращают
литовцев в иностранцев для Литвы. Они не нужны нам.
7. Мы сами должны заниматься своими делами и управлением страной.
8. То, что нам не предлагают школы, мы должны обеспечивать сами.
9. Нашей основной задачей будет информирование других литовцев о событиях древ-
него мира, временах и делах наших благородных предков, чьи дела и любовь к нашей
любимой родине мы забыли. В результате, мы сами теперь не знаем, чьих родителей дети
мы и внуки.
10. Если каждый хороший сын уважает своих родителей и родителей своих родителей,
то и мы, современные литовцы, должны последовать хорошему примеру древних сынов
литовских времен.
11. Следовательно, мы должны сначала узнать их древний образ жизни, их природу, их
древние верования, их дела, их заботы.
12. Понимая их жизнь, мы лучше поймем их, а разобравшись с этим, мы поймем себя»
[Basanavičius 1883a].
Этот перечень идейных задач важен по ряду причин. Прежде всего, поставлена задача
создать национальное государство Литва. В процессе достижения данной цели требуется
создать независимое национальное управление. Данные задачи вытекают из утвержде-
ний Й. Басанавичюса о лишении коренного народа власти и его характеристики как соци-
ума, незаконно лишенного своего законного права на историческую территорию. Также
Й. Басанавичюс указывает на «элемент чуда», который позволил нации выжить в эпоху
«насмешек и порабощений», что придает некую религиозную легитимность требова-
ниям в ее националистическом видении. По словам Й. Басанавичюса, «литовский народ
пережил попытки лишить его собственности и уничтожить его, поэтому он должен был
выживать. Он вправе искать восстановление того, что исторически всегда принадлежало
ему, т. е. независимости».
Таким образом, Й. Басанавичюс взывает к элементу самосознания литовцев, кото-
рый Б. Андерсон называет центральным для понимания роли нации в формировании ее
идентичности: «нация - это как суверен, облеченный почти религиозным почтением и
святостью» [Anderson 1991, 7-10]. Далее, Й. Басанавичюс выделяет присутствие чуж-
дого этнонационального элемента («немцев и славян»), который нужно использовать как
маркер для обособления уникальной литовской идентичности. Однако, как утверждали
49
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
позже сами литовские националисты, их регион в действительности был этнически и
лингвистически разнообразным. Й. Басанавичюс и его сторонники стремились диффе-
ренцировать литовцев от их соседей до такой степени, чтобы отличие от других наций
стало значительным аргументом в пользу политического обособления. Выделение немцев
и славян как противников литовской нации также усилило нарратив лишения собственно-
сти и создавало ощущение всеобъемлющей опасности из-за угрозы того, что «истинных
литовцев» окружат территориально и поглотят. Согласно этому восприятию, «хрупкая и
забитая» литовская нация столкнулась с угрозами своему существованию со всех сторон,
поскольку немцы пытались заявлять политические права на литовские земли с запада,
поляки с юга, а русские - с востока. Как отмечал исследователь Т. Хопф в своем анализе
советской национальной идентичности в середине ХХ в., такое концептуальное противо-
поставление другим, недружественным этносам необходимо для установления нацио-
нального чувства собственного «Я» [Hopf 2002, 23].
Во многих своих выступлениях Й. Басанавичюс оправдывает свои притязания на
исключительность Литвы и литовцев, указывая на их историческое прошлое, которое
началось якобы уже с периода Античности. Однако исторические документы не раскры-
вают культурные характеристики местного населения, существовавшего на территории,
которая сейчас является Литовской республикой. Сам Й. Басанавичюс никогда не давал
четкого определения «древнему» литовскому обществу, наследником которого он считал
современное общество.
Аргументы Й. Басанавичюса имели существенное идеологическое значение для
литовских националистов - несмотря на почти полное отсутствие в них исторических
доказательств. Для тех, кто уже идентифицировал себя как «литовских националистов»,
принцип преемственности и связь с прошлым оправдывали их веру в уникальность
литовского этносоциума и его право на политическое выражение в границах «великой
Литвы» (которая в том числе включала в себя и современную Калининградскую область
Российской Федерации). Для тех литовцев, которых националисты пытались убедить
присоединиться к движению по возрождению государства, концепция Басанавичюса
придавала некую легитимность националистической кампании за политическую авто-
номию и далее - независимость. Историческая достоверность концепции Й. Басанави-
чюса не имела никакого значения. Нерациональной привлекательности его концепции
было вполне достаточно, чтобы побудить энергичные группы населения к активным
политическим действиям.
В пунктах с третьего по шестой из своего списка Й. Басанавичюс прямо связывает
возрождение литовского языка с выживанием нации. Он утверждает, что попытки обу-
чать литовских детей не на родном языке представляют собой преднамеренное стира-
ние истинной литовской идентичности. По его мнению, сам факт того, что они вырастут
без влияния литовского языка, может превратить будущее поколение литовцев в немцев
или славян. Соответственно, литовцы должны иметь возможность учить свою молодежь
исключительно в узкопрофильных школах.
Й. Басанавичюс считал, что коренная национальность должна быть привязана к литов-
скому языку, так как язык - это единственная конкретная деталь, описывающая современ-
ный характер народа.
На том этапе, как показывали данные переписи населения, было мало причин пола-
гать, что идентифицирующие себя как этнические литовцы граждане имели законные
права на все спорные территории, в населении которых преобладали другие этнические
группы (в частности, белорусы). Более того, собственно литовское население было «раз-
бросано» по разным регионам и не было объединено между собой каким-либо значимым
50
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
образом. Сделав язык основным признаком принадлежности к коренной нации, литов-
ские националисты смогли преодолеть географические разрывы между изолированными,
локальными этническими сообществами литовцев. Помимо прочего, такой подход позво-
лил значительно увеличить потенциальную территорию самой Литвы.
Представляет особый интерес тот факт, что Й. Басанавичюс также успешно интегри-
ровал все имевшиеся на территории бывшего княжества Литовского разнородные речевые
сообщества и диалекты, придав им форму стандартизированного литовского языка. Таким
способом он превратил все проживавшие в Балтийском регионе малые языковые народ-
ности в коренных литовцев. Подобная всеобщая национальная унификация была первой в
своем роде в Европе. Ранее в Балтийском регионе существовали три основных диалекта,
которые он сгруппировал под общим названием «литовский»: аукстаитянский, жемайтий-
ский и жемогальский языки. Также в эту категорию попал ряд диалектов национальных
меньшинств, на которых говорили в Восточной Пруссии. Последнюю «отец литовского
народа» провозгласил «Малой Литвой» [Basanavičius 1883b].
Публикация и распространение «Аушры» преодолели естественный этнический раз-
рыв между малыми национальными сообществами. Все разноязыкое речевое сообщество
в Литве признали этнически единым - несмотря на его лингвистическое разнообразие
и территориальную разобщенность проживавших в этом регионе малых народностей.
Й. Басанавичюс в своих работах избегает разжигания разногласий внутри литовской
народности, не отдавая предпочтения ни одному диалекту перед другим. Его версия еди-
ного современного литовского языка включала в себя синтаксические элементы аукшта-
итянского, жемайтийского и всех прочих местных диалектов малых народностей. В нем
сохранялась также устаревшая лексика древнего литовского диалекта. В результате полу-
чился новый, искусственно образованный литовский язык. Таким образом, националисти-
ческие идеи Й. Басанавичюса по созданию литовского языка удовлетворяли большинство
его апологетов-почитателей. Кроме того, их привлекали идеи Й. Басанавичюса, который
предлагал связать создание общего литовского языка для всех литовских и нелитовских
малых народностей с воображаемым историческим прошлым, сохранив устаревший этни-
чески разобщенный словарный запас и включив его в новый современный литовский язык.
Первоначально стратегия была направлена на то, чтобы обеспечить литовским наци-
оналистам определенное положение в соперничестве за политическую власть в Вильно
(Вильнюсе) - как в социальном, так и в политическом смысле. Также в обществе стали
набирать популярность националистические идеи о том, что все сельские общины и фер-
мерские хозяйства, которые расположены в провинциях изолированно, должны считаться
оплотами литовского этноса. Следует отметить, что доля этнических литовцев в общей
численности городского населения была незначительной и быстро сокращалась. Так, в
Вильно с XV в. литовский не был государственным языком. В городе царило лингвисти-
ческое разнообразие: «треть от всеобщей языковой численности горожан составлял идиш;
далее с той же пропорцией шел язык улиц, церквей и школ, который был польским, а язы-
ком городской окраины был белорусский» [История Литовской ССР… 1978, 690-691].
Примечательно, что ни в одном из своих произведений Й. Басанавичюс не говорит
прямо, что литовский язык имеет значение для этнической идентичности только в том
случае, если человек употребляет его в качестве основного базового и родного языка.
Он представляет язык, как некий «сосуд» общенационального: любой человек в регионе,
который способен выучить его, может быть членом литовской общины, то есть счита-
ется уже вполне литовцем. В результате для Й. Басанавичюса и его сторонников-нацио-
налистов «люди в Вильнюсе и его окрестностях, которые с детства были поляками или
белорусами, стали литовцами, которые только случайно и по необходимости говорили
51
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
по-польски или по-белорусски. Соответственно, при правильных политических обстоя-
тельствах этнографическая Литва могла бы значительно расшириться территориально в
своих границах» [Basanavičius 1883c]. По сравнению с другими концепциями националь-
ных идентичностей, с которыми состязались литовские националисты (доктрины поль-
ских и белорусских националистов), литовская модель была, безусловно, самой гибкой,
хитроумной и широко применимой.
Через призму групповой идентичности Й. Басанавичюс формирует этническое мифот-
ворчество через эссенциалистскую характеристику литовского языка и его связь со Сред-
невековьем и античным прошлым. В реальности «литовский» был не единым языком,
а скорее общим термином для обозначения широкого собрания различных диалектов в
районах Прибалтики, которые не всегда были взаимно понятны самим их носителям. Фак-
тически, разработка стандартизированной формы литовского языка зародилась на основе
идей другого националиста-языковеда - Йонаса Яблонскиса (Jonas Jablonskis). Формируя
усредненный стандарт литовской языковой формы, он решил объединить западный аук-
штатский диалект - на нем говорили жители юго-западной части страны - в т. ч. и сам
Й. Басанавичюс - с элементами прусского языка в связи с тем, что они оба поддерживали
более архаичные фонетические схемы.
Заключение
Стратегия Й. Басанавичюса оказалась успешной и мобильной. За двадцать лет после
первой публикации в «Аушре» были созданы достаточные предпосылки для формирова-
ния литовской общности и поддержки последующих действий литовского Сейма. Послед-
ний, находясь под прямым воздействием литовских националистов, в 1918 г. принял Акт
о независимости от России.
Подводя итоги формирования идейных постулатов литовского национализма, следует
отметить, что с первой публикации Й. Басанавичюса в «Аушре» в 1883 г. и до начала
XX в. литовский национализм значительно трансформировался. Несмотря на то что чита-
тельская аудитория «Аушры» росла медленно (хотя и последовательно), в итоге этим
публикациям удалось добиться стремления общества создать литовское политическое
представительство со своей национальной властью. На протяжении этого периода Йонас
Басанавичюс писал и редактировал журнал с националистическими публикациями, в
котором обсуждались вопросы литовской идентичности, а также работал над созданием
оппозиции российской государственной системе управления.
В результате уже к началу XX в. последовательные усилия Й. Басанавичюса при-
вели к значительному росту политических амбиций у представителей литовской общно-
сти. Его избрали председателем Великого Вильнюсского Сейма в 1905 г. На этом съезде
лидеры литовских националистов намеревались обсудить, как добиться автономного прав-
ления и обеспечить политический контроль над Вильно - будущей столицей независимого
литовского государства. Первый съезд не дал значительных результатов, однако литовские
националисты впервые собрались официально и выразили свои политические намерения.
Растущее политическое единство литовской общности вынудило руководство Россий-
ской империи отказаться от запрета печати на национальном языке за год до созыва Сейма.
Власти боялись спровоцировать новое восстание, подобное волнениям 1863 г. Таким
образом, сочинения Й.Басанавичюса стали основой не только искусственного создания
литовской идентичности, что сумела заинтересовать достаточно широкую литовскую
аудиторию. Его идеи привнесли уверенность в политическом успехе литовской нации,
а также позволили организационно связать ее представителей, содействовав успешному
52
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
противостоянию российской имперской политической стратегии, которая ограничивала
рост национального самосознания литовцев.
После отмены запрета на литовскую прессу к Й. Басанавичюсу присоединились дру-
гие пронационалистически настроенные авторы. В результате в печати постоянно стала
фигурировать мысль о создании независимого Литовского государства. Литовские наци-
оналисты смогли использовать идею идентичности для политического влияния на обще-
ство - несмотря на то, что в своем регионе литовцы оставались в социальном меньшинстве
по сравнению с народами немецкой и славянской коренной национальности. В конечном
итоге национал-идеологическая деятельность Й. Басанавичюса по формированию и вне-
дрению концепции литовской нации в 1918 г. привела к созданию независимой Литовской
республики - первого в истории суверенного Литовского государства [Strods 1996, 421].
До того, как Й. Басанавичюс внес свой вклад в развитие национального самосознания,
литовская общность представляла собой небольшую разрозненную этническую группу.
При этом собственно этнические литовцы были самым малочисленным этническим обра-
зованием в Балтийском регионе в середине XIX в. Их окружали представители более
многочисленных и доминантных культур, им не хватало единой национальной идеологии,
вокруг которой они могли бы сплотиться, чтобы иметь политическое влияние в обществе.
Что более важно, до Й. Басанавичюса у литовцев отсутствовала национальная самооценка,
в которой они и не особо нуждались. Создание искусственно объединенного националь-
ного этноса, вооруженного идеологией, стало главным вкладом Й. Басанавичюса в соз-
дание литовского националистического движения практически на пустом месте. Он был
единственным публицистом, который осознал объединяющую силу общего языка - пусть
он и был создан искусственно. Й. Басанавичюс первым предложил сформировать общую
национальную идентичность для разноэтнического сообщества, проживавшего на берегах
Балтии, а также искусственно расширить литовскую популяцию, чтобы преодолеть терри-
ториальные барьеры. Таким образом, к началу XX в. возникла идеология литовского наци-
онализма, которая опиралась на вымыслы, подтасовку фактов и политические устремле-
ния, а не на реальную историю литовского народа, его язык и его культуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История Литовской ССР: с древнейших времен до наших дней (1978) Ред.: Б. Вайткя-
вичюс и др. Вильнюс: Мокслас. 676 с.
Капеллер А. (2000) Россия - многонациональная империя. Возникновение, история,
распад. М.: Прогресс- Традиция. 344 С.
Миллер А.И. (2008) Империя Романовых и национализм: эссе по методологии истори-
ческого исследования. М.: Новое литературное обозрение. 246 с.
Поцюс М. (2009) Обратная сторона луны: борьба литовских партизан против сотрудничества в
1944-1953 гг. Вильнюс: Издательство ЛИИ. 426 с.
Савельева И. М., Полетаев А. В. (2006) Национальная история и национализм // Вестник Россий-
ского университета дружбы народов. Серия «История России». № 2. С. 18-30.
Эйдинтас А. и др (2013) История Литвы. Vilnius: Eugrimas. 318 с.
Anderson B. (1991) Imagined Communities. Reflections On the Origin and Spread of Nationalism.
London: Verso. 224 p.
Baronas D. (2010) Pilėnaiir Margiris: istorija ir legenda. Vilnius: Vilniaus dailes akademijos leidykla. 633 p.
Basanavičius J. (1883a) Оsenowės Lietuwos piles // Auszra. No. 1. Рp. 15-18.
Basanavičius J. (1883b) Оsenowės Lietuwos piles // Auszra. No. 3. Рp. 60-64.
53
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 39-55
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 39-55
Basanavičius J. (1883c) Оsenowės Lietuwos piles // Auszra. No. 4. Рp. 97-102.
Beresnevičius G. (2004) Lietuvių Religija ir mitologija: sisteminė studija. Vilnius: Tyto alba. 291 p.
Conversi D. (2002) Conceptualizing Nationalism: An Introduction to Walker Connors Work. London:
Routledge. 23 p.
Gailienė D. (2018) Why Are Suicides So Widespread in Catholic Lithuania? // Religions. No. 9. 71 p.
Hopf T. (2002) Social Construction of International Politics: Identities and Foreign Policies, Moscow,
1955 and 1999. Ithaca: Cornell University Press. 299 p.
Lietuvių tautininkų sąjunga (1934) Kaunas: Vilties. 64 p.
Puzinas J. (1977) Dr. Jonas Basanavicius- Founder of AUSRA // Lituanus. Vol. 23. No. 3.
Strods H. (1996) Latvijas nacionalo partizanu kars, 1944-1956. Riga: Preses Latviešu val. 573 р.
Zinkevičius Z. (1987) Lietuvių kalbos istorija. Vilnius: Mokslas. 189 р.
REFERENCES
Anderson B. (1991) Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism.
London: Verso. 224 p.
Baronas D. (2010) Pilėnaiir Margiris: istorija ir legenda. Vilnius: Vilniaus dailes akademijos lei-
dykla. 633 p.
Basanavičius J. (1883a) Оsenowės Lietuwos piles. Auszra. no. 1, pp. 15-18.
Basanavičius J. (1883b) Оsenowės Lietuwos piles. Auszra. no. 3, pp. 60-64.
Basanavičius J. (1883c) Оsenowės Lietuwos piles. Auszra. no. 4, pp. 97-102.
Beresnevičius G. (2004) Lietuvių religija ir mitologija: sisteminė studija. Vilnius: Tyto alba. 291 p.
Conversi D. (2002) Conceptualizing Nationalism: An Introduction to Walker Connors Work. London:
Routledge. 23 p.
Ejdintas A. et al (2013) Istoriya Litvy History of Lithuania. Vilnius: Eugrimas. 318 p.
Gailienė D. (2018) Why Are Suicides So Widespread in Catholic Lithuania? Religions. no. 9, 71 p.
Hopf T. (2002) Social Construction of International Politics: Identities and Foreign Policies, Moscow,
1955 and 1999. Ithaca: Cornell University Press. 299 p.
Istoriya Litovskoj SSR: s drevnejshih vremen do nashih dnej [History of the Lithuanian SSR: From
Ancient Times to Our Days] (1978) Ed(s): Vaitkyavichyus B. Vil’nyus: Mokslas. 708 p.
Kapeller A. (2000) Rossiya - mnogonacional’naya imperiya. Vozniknovenie, istoriya, raspad [Russia -
Multinational Empire. Emergence, History, Decay]. Moscow: Progress-Tradiciya. 344 p.
Lietuvių tautininkų sąjunga (1934) Kaunas: Vilties. 64 p.
Miller A.I. (2008) Imperiya Romanovyh i nacionalizm: esse po metodologii istoricheskogo issledovaniya
[The Romanov Empire and Nationalism: An Essay on the Methodology of Historical Research]. Moscow:
Novoe literaturnoe obozrenie. 246 p.
Puzinas J. (1977) Dr. Jonas Basanavicius - Founder of AUSRA. Lituanus. vol. 23, no. 3.
Pocyus M. (2009) Obratnaya storona luny: bor’ba litovskih partizan protiv sotrudnichestva v
1944-1953 gg. [The Other Side of the Moon: The Struggle of Lithuanian Partisans against Cooperation
in 1944-1953]. Vil’nyus: Izdatel’stvo LII. 426 p.
Savel’eva I. M., Poletaev A. V. (2006) Nacional’naya istoriya i nacionalizm [National History and
Nationalism]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya “Istoriya Rossii”. no. 2, pp. 18-30.
Strods H. (1996) Latvijas nacionalo partizanu kars, 1944-1956. Riga: Preses Latviešu val. 573 р.
Zinkevičius Z. (1987) Lietuvių kalbos istorija. Vilnius: Mokslas. 189 р.
54
Е.В. Килимник. Роль Й. Басанавичюса в формировании литовского национализма
E.V. Kilimnik. The Role of J. Basanavičius in the Making of Lithuanian Nationalism
Информация об авторе
Килимник Евгений Витальевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры философии,
психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института Министерства вну-
тренних дел Российской Федерации. Адрес: 620057, Екатеринбург, ул. Корепина, 66. E-mail: kilim-
nik_06@mail.ru
About the author
Evgeniy V. Kilimnik, Doctor of Sciences (Arts), Professor, Department of Philosophy, Psychology
and Humanities, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address:
620057, Yekaterinburg, Korepina St., 66. E-mail: kilimnik_06@mail.ru
Статья поступила в редакцию/ Received: 07.03.2023
Статья поступила после рецензирования и доработки/ Revised: 23.03.2023
Статья принята к публикации/ Accepted: 12.04.2023
55