ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
УДК 316.454
DOI: 10.31857/S0869049923020065
EDN: CEMGZW
Оригинальная статья / Original article
Адаптация российского малого бизнеса
к шокам пандемии COVID-19:
первые данные лонгитюдного исследования1
© А.Ю. ЧЕПУРЕНКО, Е.Б. ГАЛИЦКИЙ, А.А. ОСЛОН
Чепуренко Александр Юльевич, Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики» (Москва, Россия), achepurenko@hse.ru. ORCID: 0000-0003-1691-8556
Галицкий Ефим Борисович, Институт Фонда «Общественное мнение» (Москва, Россия);
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия),
galitskiy@fom.ru. ORCID: 0000-0002-8535-5083
Ослон Александр Анатольевич, Институт Фонда «Общественное мнение» (Москва, Россия);
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия),
oslon@fom.ru. ORCID: 0000-0002-2568-5566
На данных двух волн лонгитюдного проекта ООО Институт Фонда «Общественное мнение»
(июль - ноябрь 2021 г., исходный N = 750 человек) рассмотрены в динамике стратегии и факторы
адаптации российского малого бизнеса к потрясениям, вызванным пандемией COVID-19. Показано,
что: (1) оценка респондентами ситуации в экономике и в собственном бизнесе коррелирует с их биз-
нес-стратегией - предприниматели, которые стремятся к росту своего бизнеса, чаще положительно
оценивают общую экономическую ситуацию, чем те, кто ориентирован на стабильность или вы-
живание своего бизнеса. (2) Бизнес-мотивация влияет на оценку ситуации и реакцию на нее. Те, кто
ведет бизнес с целью самореализации, чаще других оценивают положение дел в своем бизнесе по-
ложительно, в то время как ведущие бизнес вынужденно чаще оценивают его негативно. (3) Малые
предприниматели могут менять стратегию в зависимости от динамики текущих доходов, причем их
сокращение влияет на изменение стратегии сильнее, чем увеличение: предприниматели с умень-
шающимся доходом бизнеса с большей вероятностью изменят стратегию на более консервативную
1 Исследование начато в рамках проекта «Малый бизнес в условиях (пост)пандемической реальности»
(ТЗ-145) Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В настоящее время продолжается при поддержке
факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Авторы выражают признательность к.э.н. А.Б. Духон за помощь в об-
работке и анализе данных.
90
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
(«стабильность» или «выживание»), в то время как рост доходов реже приводит к изменению стра-
тегии на более активную («развитие»).
Ключевые слова: малый бизнес, пандемия, адаптация, Россия, лонгитюд
Цитирование: Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Ослон А.А. (2023) Адаптация российского малого бизнеса
к шокам пандемии COVID-19: первые данные лонгитюдного исследования // Общественные науки и современ-
ность. № 2. С. 90-110. DOI: 10.31857/S0869049923020065, EDN: CEMGZW.
Adaptation of Russian Small Business to COVID-19
Pandemic Shocks: The First Evidence of a Longitude
© A. CHEPURENKO, E. GALITSKY, A. OSLON
Alexander Yu. Chepurenko, National Research University “Higher School of Economics” (Moscow,
Russia); FCTAS Institute of Sociology (Moscow, Russia), achepurenko@hse.ru. ORCID: 0000-0003-
1691-8556
Efim B. Galitsky, Institute of the Public Opinion Foundation (Moscow, Russia); National Research
University “Higher School of Economics” (Moscow, Russia), galitskiy@fom.ru. ORCID: 0000-0002-
8535-5083
Alexander A. Oslon, Public Opinion Foundation (FOM) (Moscow, Russia), National Research
University “Higher School of Economics” (Moscow, Russia), oslon@fom.ru. ORCID: 0000-0002-2568-
5566
Abstract. Using the data of two waves of the longitudinal project started by the ‘Public opinion’
Foundation (July - November 2021, initial N = 750 people), the dynamics of strategies and factors of
Russian small business’ adaptation to the shocks caused by the COVID-19 pandemic are examined. It is
shown that: (1) assessment of the situation in the economy and in their own business correlates with the
respondents’ business strategy - entrepreneurs with the growth strategy are more often positive about the
general economic situation than those who are focused on stability or surviving. (2) The motivation to do
business affects the assessment of the situation and the response to it. Those who conduct business for
the purpose of self-fulfillment more often than others assess the state of their business affairs positively,
while those who conduct business out of necessity more often evaluate it negatively. (3) Depending on the
change of the current income, small entrepreneurs can quickly change the strategy, whereas the reduction
in current income affects the change in strategy more strongly than their increase: entrepreneurs with
decreasing business income are more likely to change the strategy to a more conservative one (“stability”
or “survival”), while income growth to a lesser extent leads to a change in strategy to a more active one
(“development”).
Keywords: small business, COVID-19 pandemic, adaptation strategies, Russia, longitude
Citation: Chepurenko A., Galitsky E., Oslon A. (2023) Adaptation of Russian Small Business to the COVID-19
Pandemic Shocks: The First Evidence of a Longitude. Obschestvennye nauki i sovremennost’, no. 2, pp. 90-110. DOI:
10.31857/S0869049923020065, EDN: CEMGZW.
91
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
Введение
За последние два года образовался огромный пласт литературы о том, как пандемия
коронавируса повлияла на макроэкономические условия деятельности и общее развитие
малого предпринимательства [Fabeil et al 2020; Bartik et al 2020; Fairlie 2020; Ratten 2021
и др.], для каких категорий малого бизнеса она стала «окном возможностей» [Kuckertz et
al 2020; Liguori, Pittz 2020], в какой мере она повлияла на ожидания бизнеса [Meyer et al
2022], какие типы малого предпринимательства продемонстрировали большую устойчи-
вость к воздействию пандемийных шоков и почему [Castro et al 2020; Belitski et al 2022],
а также о других аспектах воздействия пандемии на малый бизнес.
Между тем, пандемия - не одномоментный шок, а длительный процесс. Его влияние
на многие сферы общества, в том числе и на сектор малого и среднего предприниматель-
ства (МСП), оказалось длительным. Первоначальную растерянность постепенно сменило
осознание необходимости стратегии реагирования на этого «черного лебедя». Одни и
те же хозяйственные субъекты могли менять свои подходы, исходя из изменения общей
ситуации в экономике, своих ресурсов и возможностей, а также собственных долгосроч-
ных целей и ожиданий. Однако обычные инструменты анализа (опросы и мониторинги со
сменной выборкой) не позволяют выявить и отследить динамику адаптационных измене-
ний и стратегий предпринимателей.
Такую возможность предоставляют лонгитюдные исследования. В них используют
постоянную выборку респондентов, т. н. панель лонгитюда, как источник данных о состо-
янии, самочувствии, ожиданиях, планах и другой информации о наблюдаемых единицах.
На данный момент в международной литературе отсутствуют подобные исследования,
выполненные в период пандемии.
Разумеется, у лонгитюдных исследований есть целый ряд недостатков, органиче-
ски связанных с самой методикой. Прежде всего речь идет о так называемом осыпании
выборки: с течением времени все больше респондентов в силу разных причин выбывают
из нее, что сужает возможности для динамического анализа. Также лонгитюдные иссле-
дования не всегда репрезентативны с точки зрения статистики. Во-первых, слишком мала
доля случайным образом отобранных предпринимателей, которые согласны на ежеквар-
тальные опросы. Кроме того, такого рода респондентов можно назвать пассионариями:
они готовы уделять достаточное время работе с социологами и отвечать в том числе на
неудобные вопросы. Соответственно, их нельзя в полной мере считать среднестатистиче-
скими предпринимателями. Таким образом, полученные на данных лонгитюда выводы не
допускают генерализации - они описывают не случайные величины, а детерминирован-
ные результаты наблюдения за конкретными предпринимателями.
Зачем же нужен лонгитюд, если он не репрезентативен? Опираясь на многолетние
результаты лонгитюдных исследований вроде «Российского мониторинга экономиче-
ского положения и здоровья населения» НИУ ВШЭ и аналогичных зарубежных проектов
(«Панельное исследование динамики предпринимательства» [Reynolds 2011; Davidsson,
Gordon 2012] и др.), можно предположить, что подобные проекты позволяют получить
детерминированные суждения за длительный период времени. Только лонгитюд дает воз-
можность достоверно увидеть, что происходило с конкретным предпринимателем на про-
шлой или позапрошлой волне, и как это повлияло на его предпринимательские решения
и поведение.
Данная статья представляет собой анализ первых результатов пионерского исследо-
вательского проекта, начатого в 2021 г. Институтом Фонда «Общественное мнение».
Его цель - создать базу данных для изучения адаптационных стратегий и поведения
92
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии. Некоторые методические
и содержательные результаты проекта уже представлены в отечественной литературе
[Ослон и др. 2022; Чепуренко и др. 2021; Егорова, Чепуренко 2023]. Представляется, что
в нынешних условиях проект не утратил своей актуальности, поскольку в 2022 г. рос-
сийский малый бизнес столкнулся с резкими изменениями всех условий хозяйственной
деятельности, которые стали для него столь же неожиданными, как пандемия коронави-
руса 2020 г.
Источник данных, анализ литературы и рабочие гипотезы
Статья подготовлена на основе данных 1-й и 2-й волн лонгитюдного опроса (июль-
ноябрь 2021 г.) в рамках проекта «Социология малого бизнеса» (Проект СМБиз), осущест-
вляемого Институтом Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). В настоящий момент уже
имеются данные 3-5 волн (февраль - август 2022 г.), однако их еще предстоит обработать
и проанализировать.
В Проекте СМБиз основой для систематических научно-корректных опросов пред-
принимателей малого бизнеса выступает Панель Малого Бизнеса (ПМБ). По состоянию
на июль 2021 г. она включала в себя свыше 3155 лиц, которые идентифицировали себя
как предпринимателей, дали согласие на участие в последующих исследованиях ФОМ и
заполнили «Паспорт Участника Панели» со сведениями о предпринимателе и его бизнесе.
Из этой ПМБ была составлена случайная выборка лонгитюда малого бизнеса (далее
также лонг-респонденты) в количестве 768 респондентов, которые согласились на участие
в ежеквартальных исследованиях.
Первая волна лонгитюдного опроса состоялась в июле-августе 2021 г., в ней приняли
участие 679 лонг-респондентов. Исследование проводилось методом телефонного форма-
лизованного интервью или онлайн-опроса по выбору лонг-респондента.
Структура панели лонгитюда на этапе 1-й волны была следующей:
76% мужчин и 24% женщин;
35% юридических лиц (ООО и пр.) и 64% индивидуальных предпринимателей
(ИП);
74% микропредприятий, 8% малых и 1% средних предприятий, 16% не были вклю-
чены в какую-либо группу, так как респонденты отказались отвечать на вопрос о доходе;
6% предпринимателей в возрасте от 18 до 30 лет, 48% в возрасте от 21 до 45 лет,
36% в возрасте от 46 до 60 лет, 10% старше 60 лет;
30% проживают в городах с населением более 1 млн человек, 26% - с населением
от 250 тысяч до 1 млн, 18% - с населением от 50 до 250 тысяч, 11% - с населением менее
50 тысяч жителей и поселках городского типа, еще 15% - в селах;
6% имеют среднее общее образование и ниже, 19% - среднее специальное, 9% -
неоконченное высшее, 67% - высшее образование.
Данная выборка не может считаться репрезентацией российского малого бизнеса в
целом. Тем не менее, ее размер достаточен для того, чтобы провести ряд группировок и
проверить некоторые гипотезы об особенностях мотивации и поведения конкретных субъ-
ектов малого предпринимательства, а также о факторах, которые влияют на изменения
бизнеса и стратегии самих предпринимателей в долгосрочной перспективе.
2-я волна опроса была проведена в октябре-ноябре 2021 г. В ней приняли участие
628 человек.
В профильной научной литературе предпринимательство определяют прежде всего
как вид целерациональной деятельности. Согласно теории запланированного поведения
93
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
[Ajzen 1991; Ajzen 2002 и др.], акторы, имея определенные намерения и ожидания, которые
формируются в результате рациональной оценки ими внешней среды, принимают на себя
риски и возможности, связанные с предпринимательской деятельностью. Соответственно,
если они намерены развивать свой бизнес в условиях внезапных внешних ограничений,
они действуют рационально, руководствуясь адекватной оценкой своих возможностей и
ресурсов. Скорее всего, они склонны рассматривать ухудшения обстановки в экономике
как преходящие, а собственные хозяйственные результаты - как вполне достаточные.
Кроме того, очевидно, что предприниматели будут искать инновационные решения, кото-
рые смягчат шоки от пандемии.
Формами инновационной деятельности становятся внедрение цифровых технологий
в производство, маркетинг и управленческие практики, а также перевод сотрудников на
удаленную работу [Liguori, Pittz 2020; Belitski et al 2022 и др.]. Таким образом, первая
гипотеза исследования заключается в том, что предприниматели, принявшие стратегию
развития, должны более позитивно, чем предприниматели, принявшие стратегию выжи-
вания или сохранения прежних масштабов бизнеса, оценивать ситуацию в экономике в
целом и положение дел в своем бизнесе. Также предполагается, что они более активно
используют инновационные решения в своих компаниях.
В малом предпринимательстве особенно важна личность владельца, руководителя биз-
неса. Когда говорят о личных качествах предпринимателя, чаще всего учитывают различия
в мотивации к предпринимательской деятельности [Carsrud, Brännback 2011; Shane et al
2003 и др.]. В международном проекте «Глобальный мониторинг предпринимательства»
(GEM) бизнесмены выбирали мотивы из следующего списка: изменить мир к лучшему,
обеспечить высокое благосостояние и создать значительный капитал, продолжить семей-
ную традицию, обеспечить источник дохода в условиях недостатка других вариантов тру-
доустройства. Данное исследование установило, что в России наиболее распространена в
качестве мотива необходимость в источнике дохода, что говорит о преобладании в стране
вынужденного предпринимательства. Согласно данным GEM, различия в мотивации пред-
принимателей влияют на готовность предлагать новые продукты, внедрять инновации,
а также на живучесть фирм [Belda, Cabrer-Borrás 2018]. Соответственно, вторая гипотеза
заключается в том, что оценка ситуации в бизнесе и экономике коррелирует с мотивацией
ведения бизнеса предпринимателями:
• предприниматели, которые ведут бизнес с целью самореализации, чаще других
позитивно оценивают положение дел в своем бизнесе;
• предприниматели, которые ведут бизнес с целью получить высокий доход, чаще
других нейтрально оценивают положение дел в своем бизнесе;
• предприниматели, которые ведут бизнес с целью прокормить себя и семью, чаще
других негативно оценивают положение дел в своем бизнесе.
В международной литературе существует множество работ, посвященных анализу
факторов, которые влияют на финансово-хозяйственные результаты малого бизнеса (см.,
напр., обзор в [Sayal, Banerjee 2017]). Однако вопрос о воздействии финансово-хозяй-
ственных результатов на стратегические ориентации малого бизнеса в условиях глобаль-
ных потрясений изучен слабо [DeDee et al 1998; Herbane 2010; Cowling et al 2015]. Между
тем, кажется очевидным, что владельцы малого бизнеса могут (и даже вынуждены) руко-
водствоваться разными стратегиями (рост (развитие), сохранение бизнеса (удержание
текущих объемов) или выживание (сокращение текущих объемов деятельности)) и менять
их под влиянием текущих результатов хозяйственной деятельности - особенно в период
экономических шоков [Kitching et al 2009]. Малый бизнес имеет ограниченный доступ к
внешнему финансированию, тем более к долгосрочному, в результате чего ухудшение или
94
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
улучшение текущих результатов либо создает условия для роста, либо, напротив, приво-
дит к переходу в режим выживания. Соответственно, была сформулирована третья гипо-
теза: в условиях пандемии и связанных с ней новых рисков (внезапное «схлопывание»
рынков из-за локдауна, разрыв технологических цепочек и т. д.) наиболее часто будет при-
меняться стратегия, нацеленная на сохранение своего бизнеса - независимо от текущей
динамики доходов.
Проверка гипотез на данных двух волн лонгитюда
Таблица 1
Оценка респондентами изменения ситуации в экономике в целом за прошлый квартал
(1-я и 2-я волны лонгитюда ФОМ)
Table 1
Respondents’ assessment of changes in the economic situation over the past quarter
(1st and 2nd waves of FOM longitudinal study)
Ситуация
Валидный %, 1-я волна
Валидный %, 2-я волна
улучшилась
7,7
12,2
ухудшилась
60,2
51,2
не изменилась
24,3
29,0
затрудняюсь ответить
7,8
7,5
Итого
100,0
100,0
Пессимизм в оценке общеэкономической ситуации между 1-й и 2-й волнами лонги-
тюда уменьшился с 60 до 51% (см. таб.1), а оптимизм несколько возрос (с 7,7 до 12,2%).
Данный результат может быть отчасти связан с выбытием из выборки 15-ти респондентов,
участвовавших в первой волне, что составляет 2% от численности опрошенных на второй
волне (см. таб. 3). В то же время предприниматели оценивают положение дел в собствен-
ном бизнесе гораздо оптимистичнее, чем общеэкономическую ситуацию. В первой волне
67% респондентов ответили, что условия для ведения их бизнеса либо не изменились,
либо улучшились, во второй таких оказалось 71%. Ухудшение заметила примерно треть
респондентов в ходе первой волны и четверть - в ходе второй (см. таб. 2).
Таблица 2
Оценка респондентами изменений условий ведения их собственного бизнеса
(1-я и 2-я волны лонгитюда ФОМ)
Table 2
Respondents’ assessment of changes in the condition of their own business
(1st and 2nd waves of the FOM longitudinal study)
Ситуация (условия)
Валидный %, 1-я волна
Валидный %, 2-я волна
улучшились
7,8
9,6
ухудшились
31,5
26,3
не изменились
59,2
63,1
затрудняюсь ответить
1,5
1,0
Итого
100,0
100,0
95
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
Как уже отмечалось, между волнами из лонгитюда выбыло 15 участников. Некоторые
из них связали свой выход из проекта с закрытием бизнеса. Говоря о мотивах, эти пред-
приниматели примерно поровну ссылались на сугубо экономические и исключительно
личные причины. В любом случае, доля выбывших не оказала значимого эффекта на
структуру выборки и не ограничила возможности сопоставления.
Как свидетельствуют рисунки 1 и 2, предприниматели, нацеленные на рост своего биз-
неса, оценивают общеэкономическую ситуацию позитивнее, чем те, кто ориентирован на
простое выживание или сохранение бизнеса в нынешних объемах. Корреляционный ана-
лиз по объединенному массиву 1-й и 2-й волн (таб. 3) выявил взаимосвязь между оценкой
условий ведения бизнеса и использованием новых методов и технологий, но коэффици-
енты значимости не очень высоки.
Таблица 3
Связь между оценкой условий ведения бизнеса и применением/неприменением
определенных бизнес-стратегий и технологий
(по объединенному массиву 2-х волн лонгитюда ФОМ)
Table 3
The relationship between the assessment of business conditions
and the usage of certain business strategies and technologies
(according to the combined data of 2 waves of the FOM longitude)
Инструменты стратегий
Изменение условий
онлайн-
интернет-
удаленная
электронный
иные новые
ведения бизнеса
продажи
решения для
работа
документо-
методы
в прошлом квартале
продвижения
оборот
Коэффициент
0,015
0,006
0,032
-0,015
0,049
корреляции Пирсона
Значимость
0,587
0,843
0,257
0,607
0,085
(двусторонняя)
Количество ответов
1280
1279
1271
1255
1245
Теперь следует рассмотреть связи между оценками положения в экономике в целом и в
собственном бизнесе, с одной стороны, и бизнес-стратегией компании, с другой. С данной
целью были построены одноуровневые классификационные деревья, что дало возмож-
ность автоматически объединить бизнес-стратегии, носители которых оценивают ситуа-
цию практически одинаково.
Приведенные деревья классификации свидетельствуют об устойчивой связи между
стратегиями предпринимателей и их оценкой ситуации в экономике. В то же время
респонденты, которые не смогли точно охарактеризовать свою бизнес-стратегию в про-
шлом квартале, оценивают положение в экономике примерно так же, как их коллеги со
стратегией сохранения бизнеса.
Что касается использования инновационных решений, то, как видно из таблицы 4, у
предпринимателей с ориентацией на рост бизнеса, а также на использование удаленной
работы и других новых технологий, в условиях пандемии спрос на продукцию и услуги
возрос.
96
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
97
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
98
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
Таблица 4
Связь между изменением спроса на продукцию/услуги бизнеса респондента в прошлом квартале,
использованием передовых технологий и типом бизнес-стратегии респондента
(по объединенному массиву 2-х волн лонгитюда ФОМ)
Table 4
Relationship between the demand for business’ goods/services in the last quarter, usage of advanced
technologies and business strategy type (based on combined data of 2 waves of the FOM longitude)
Стратегии
Инструменты стратегий
Динамика
Выживание,
онлайн-
интернет-
удаленная
электронный
иные
спроса
сохранение
продажи
решения для
работа
документо-
новые
или рост
продвижения
оборот
методы
Коэффициент
корреляции
0,402**
-0,004
0,044
0,095**
0,046
0,084**
Пирсона
Значимость
0,000
0,882
0,117
0,001
0,101
0,003
(двусторонняя)
Количество
1292
1280
1279
1271
1255
1245
ответов
Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя)
Что же касается уровня конкуренции, то, как видно из таблицы 5, корреляция между
уровнем конкуренции и ориентацией на рост (и выбором соответствующей стратегии
роста) значима, тогда как между конкуренцией и ориентацией на рост (и использованием
новых средств и технологий организации бизнеса) она достаточно низка. Данная особен-
ность может быть связана с тем, что около половины выборки составляют «вынужден-
ные» предприниматели, которые не склонны применять инновационные решения при
любых изменениях бизнес-стратегии.
Таблица 5
Связь между оценкой конкуренции на рынке в прошлом квартале,
использованием передовых технологий ведения бизнеса и типом
бизнес-стратегии респондента (по объединенному массиву 2-х волн лонгитюда ФОМ)
Table 5
Relationship between assessment of the market competition in the last quarter,
the usage of advanced business technologies and the type of business strategy of the respondent
(according to the combined data of 2 waves of the FOM longitude)
Динамика
Стратегии
Инструменты стратегий
условий для
онлайн-
интернет-
удаленная
электронный
иные
Выживание,
ведения бизнеса
продажи
решения для
работа
документо-
новые
сохранение
в прошлом
продвижения
оборот
методы
или рост
квартале
Коэффициент
корреляции
0,306**
0,015
0,006
0,032
-0,015
0,049
Пирсона
Значимость
0,000
0,587
0,843
0,257
0,607
0,085
(двусторонняя)
Количество от-
1292
1280
1279
1271
1255
1245
ветов
Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя)
99
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
Таким образом, в целом предприниматели, придерживающиеся стратегий роста, более
позитивно оценивают как положение собственного бизнеса, так и ситуацию в экономике.
Однако связь между этими оценками и бизнес-стратегиями с использованием инновацион-
ных методов по результатам 1-й и 2-й волн обследования оказалась статистически незначима.
В ходе проверки второй гипотезы выяснилось, что предприниматели с разным типом
бизнес-мотивации (см. таб. 6) примерно в равной степени негативно оценивали изменение
условий ведения бизнеса (26,2% предпринимателей ради самореализации, 34% «вынуж-
денных» предпринимателей). Однако в вопросах спроса на продукцию (таб. 7) и конку-
ренции (таб. 8) получены несколько иные результаты.
Таблица 6
Связь между мотивацией к ведению бизнеса и восприятием изменений условий для ведения
бизнеса в прошлом квартале (1-я волна лонгитюда ФОМ)
Table 6
Relationship between motivation to do business and perceptions of changes in the business
environment in the last quarter (1st wave of the FOM longitude)
Характер изменения условий
Преобладающая мотивация
для ведения бизнеса респондента в прошлом квартале
предпринимателя
затрудняюсь
(самооценка респондентов)
улучшились
ухудшились
не изменились
ответить
скорее ради самореализации
10,1%
26,2%
61,7%
2,0%
скорее ради высокого дохода
7,1%
30,7%
61,4%
0,7%
скорее, чтобы прокормить себя
6,1%
34,0%
58,8%
1,2%
и семью
затрудняюсь ответить
16,3%
32,6%
46,5%
4,7%
Таблица 7
Связь между мотивацией к ведению бизнеса и восприятием изменений спроса
на продукцию/услуги в прошлом квартале (1-я волна лонгитюда ФОМ)
Table 7
Relationship between motivation to do business and perception of changes in demand
for products/services in the last quarter (1st wave of the FOM longitude)
Характер спроса на продукцию/услуги бизнеса
Преобладающая мотивация
респондентов в прошлом квартале
предпринимателя
затрудняюсь
(самооценка респондентов)
возрос
снизился
не изменился
ответить
скорее ради самореализации
31,5%
14,1%
51,0%
3,4%
скорее ради высокого дохода
21,4%
30,7%
46,4%
1,4%
скорее, чтобы прокормить себя
20,5%
35,7%
41,8%
2,0%
и семью
затрудняюсь ответить
32,6%
34,9%
30,2%
2,3%
Так, оценивая изменение спроса на услуги/продукцию своего бизнеса в прошлом квартале
респонденты, которые стремились к самореализации в бизнесе, были гораздо более оптими-
стичны (у 82,5 % из них спрос увеличился или не изменился), чем респонденты, движимые
стремлением к высокому доходу (68%), или «вынужденные» предприниматели (62%).
100
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
При оценке изменений условий конкуренции (таб. 8) предприниматели, мотивирован-
ные самореализацией, также были наиболее позитивны. Существенных различий между
суждениями стремящихся к высокому доходу и «вынужденными» предпринимателями не
выявлено.
Таблица 8
Связь между мотивацией к ведению бизнеса и восприятием конкуренции
в прошлом квартале (1-я волна лонгитюда ФОМ)
Table 8
Relationship between motivation to do business and perceptions of competition
in the last quarter (1st wave of theFOM longitude)
Изменилась ли (и как) конкуренция
Преобладающая
для бизнеса респондентов в прошлом квартале
мотивация
конкуренция
предпринимателя
стало легче
стало труднее
затрудняюсь
практически
(самооценка респондентов)
конкурировать
конкурировать
ответить
не изменилась
Скорее к первой
7,4%
20,1%
67,8%
4,7%
(ради самореализации)
Скорее ко второй
3,6%
23,6%
68,6%
4,3%
(ради высокого дохода)
Скорее к третьей (чтобы
3,7%
28,0%
64,6%
3,7%
прокормить себя и семью)
Затрудняюсь ответить
7,0%
30,2%
60,5%
2,3%
Таким образом, на данных 1-й волны лонгитюда в целом подтверждаются гипотеза о
том, что предприниматели, которые ведут бизнес с целью самореализации, чаще других
позитивно оценивают положение дел в своей компании. Также верной оказалась гипо-
теза о том, что предприниматели, цель которых - прокормить себя и семью, чаще дру-
гих оценивают ситуацию негативно. В то же время не подтвердилось предположение, что
предприниматели, ведущие бизнес с целью получить высокий доход, склонны нейтрально
оценивать положение своих дел. По всем параметрам их суждения оказались близки к
оценкам «вынужденных» предпринимателей.
Проверка гипотезы о сравнительной устойчивости стратегии, нацеленной на сохра-
нение бизнеса в условиях внешних шоков, показала (см. рис. 3) следующее. Большин-
ство опрошенных (63,5%) изначально придерживались подобного пути, но по итогам
2-й волны картина немного поменялась (см. рис. 4). Больше половины респондентов
(56,8%) по-прежнему стремились сохранить бизнес, но изменение уровня дохода в про-
шедшем квартале привело к перегруппировке опрошенных по типу стратегии.
В частности, выявились различия в стратегиях между предпринимателями с неудов-
летворительным доходом и теми, у кого доход был достаточным, но снизился по сравне-
нию с предыдущим кварталом. Среди первых резко сократилась доля ориентированных
на сохранение бизнеса (до 36,3%), а нацеленных на выживание стало гораздо больше
(до 58,1%). У второй группы стратегические ориентиры практически не изменились.
В то же время среди тех, у кого доход возрос по сравнению с предыдущим кварталом,
доля ориентирующихся на рост увеличилась с 12,5% почти до трети, а доля «выжи-
вающих» сократилась с 32,7% до 13,7%. Неизменность же дохода приводит, скорее, к
увеличению доли тех, кто ориентируется просто на сохранение бизнеса - с 53,6% до
74,6% опрошенных.
101
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
Рисунок 3. Стратегии малых предпринимателей и влияние на них динамики доходов
в прошлом квартале (1-я волна лонгитюда ФОМ)
Figure 3. Strategies of small entrepreneurs and the impact on them of income dynamics
in the last quarter (1st wave of the FOM longitude)
Во 2-й волне выделяется группа предпринимателей, у которых доход оказался ниже,
чем в предыдущем квартале. Они различаются по оценке достаточности полученных
средств для покрытия прямых затрат. Среди первых стало больше тех, кто ориентиру-
ется на стабильность бизнеса (67%), и почти не изменилась доля сторонников стратегии
выживания. Среди вторых доля тех, кто ориентируется на стабильность, резко сократи-
лась (до 12,9%), а доля «выживающих» возросла до 84,3%.
102
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
103
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
Кроме того, обнаружилась еще одна точка расхождения - между теми, у кого доход в
3-м квартале не изменился по сравнению со 2-м, но его оказалось достаточно для покрытия
прямых расходов, и теми, у кого после сокращения его стало недостаточно для оператив-
ного бизнеса. Среди последних доли ориентированных на стабильность и на выживание
оказались примерно равными (49,4% и 45,8%, соответственно). В кругу же респондентов,
у которых после сокращения дохода все же хватало средств на покрытие прямых расходов
бизнеса, со значительным преимуществом доминировали ориентированные на стабиль-
ность (76%) по сравнению с нацеленными просто на выживание (14,7%).
Таким образом, на основе материалов 1-й и 2-й волн лонгитюда можно сделать вывод,
что в стратегиях малых предпринимателей чаще доминирует нацеленность на простое
сохранение бизнеса, однако в условиях внешних шоков установки могут меняться. Тем не
менее, такая трансформация происходит скорее при сокращении текущего дохода (пере-
ход к выживанию наблюдается чаще), чем при его увеличении (переход к стратегии разви-
тия наблюдается реже). Важную роль играет и то, приводит ли снижение текущего дохода
к невозможности покрыть прямые расходы по бизнесу.
Заключение: выводы и рекомендации
По итогам 1-й и 2-й волн лонгитюда малого предпринимательства удалось установить
следующее.
Оценка респондентами ситуации в экономике и собственном бизнесе коррелирует с
бизнес-стратегией. Предприниматели, нацеленные на рост своего бизнеса, оценивают
общеэкономическую ситуацию (даже в условиях внешних ограничений) спокойнее, чем
те, кто ориентирован на выживание (сокращение масштабов бизнеса) или сохранение биз-
неса в нынешних объемах. Иначе говоря, предприниматели, создающие и ведущие бизнес
с целью роста и развития, более устойчивы к внешним шокам (такое качество в современ-
ной литературе называют упругостью, resilience). Однако в России малое предпринима-
тельство реже стремится к росту и масштабированию [см. Чепуренко, Образцова 2020],
а государственная политика фактически закрепляет и поддерживает эту тенденцию, нало-
говыми мерами создавая условия для преобладания таких форм предпринимательства, как
самозанятость и микробизнес.
Между тем, - особенно в нынешней ситуации - государству жизненно необходимо
повышать в секторе малого предпринимательства долю бизнес-единиц, которые демон-
стрируют упругость к внешним шокам и способность к развитию. Добиться данной цели
можно, проводя предсказуемую экономическую и регуляторную политику, а также прини-
мая меры поддержки для данной группы. Среди таких средств - вовлечение в программы
импортозамещения (на основе платформенных решений по развитию субконтрактации и
др.), стипендиальная поддержка при подготовке квалифицированных кадров, формирова-
ние локальных и региональных кластеров развития посредством льготных условий раз-
мещения и подключения к инфраструктуре и т. д.
Мотивация ведения бизнеса имеет значение. Предприниматели, которые руководству-
ются целью самореализации, чаще других позитивно оценивают положение дел в своем
бизнесе. Те, кто стремится прокормить себя и семью, чаще оценивают его негативно.
В данном аспекте к «вынужденным» предпринимателям по всем параметрам близки
оказались те, мотивацией для которых выступает повышение дохода. Для того, чтобы лица,
настроенные на самореализацию, приходили в малый бизнес, а не на госслужбу, нужно
делать более прозрачной экономическую среду, проводить эффективную антимонополь-
ную политику, упрощать доступ к госзакупкам и госзаказу, использовать «регуляторную
104
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
гильотину» для ликвидации барьеров. В противном случае, малый бизнес в России станет
уделом преимущественно «вынужденных» предпринимателей. В исходной панели лонги-
тюда чуть больше половины респондентов (51%) относились к этой группе. Оказалось,
что даже при ухудшении показателей бизнеса и негативной оценке общеэкономической
ситуации они не могут позволить себе закрыть бизнес, так как не имеют альтернативных
источников заработка. В результате снижается «качество» предпринимательской когорты,
а также сокращаются валовые выплаты сектора - в том числе и налоговые отчисления.
В условиях внешних шоков доминирующей (и относительно устойчивой) стратегией
выступает сохранение бизнеса. В то же время малый бизнес проявляет определенную гиб-
кость в зависимости от изменений текущих доходов, однако она чаще выражается в сокра-
щении притязаний, чем в росте амбиций. Соответственно, в условиях роста неопределен-
ности и новых внешних рисков особенно необходима прозрачность и предсказуемость
общеэкономической и финансовой политики государства, а также специальные средне- и
долгосрочные меры поддержки сектора МСП. Предоставляя те или иные отсрочки (по
уплате налогов, арендной платы по выплате ранее взятых кредитов) лишь на несколько
кварталов, государство не обеспечивает такой предсказуемости. Усиливающийся пресс
неналоговых сборов и платежей становится дополнительным бременем, которое серьезно
повышает текущие коммерческие риски субъектов малого предпринимательства.
Полученные выводы позволяют углубить знания о поведении субъектов малого пред-
принимательства в условиях экзогенных шоков. Во-первых, стратегия развития бизнеса
выступает не только результатом, но и важной предпосылкой адаптивности - устойчи-
вости малого бизнеса к внешним шокам [Егорова, Чепуренко 2023]. Малые предприни-
матели не просто пассивно реагируют на изменение внешней среды, но вырабатывают
проактивную позицию [Sadler-Smith 2004], что позволяет им оценивать снижение коммер-
ческих результатов бизнеса и ухудшение общеэкономической ситуации как контролиру-
емые обстоятельства в соответствии с теорией эффектуальной логики предпринимателей
[Sarasvathy 2001].
Во-вторых, важным результатом исследования стало выявление схожести поведения
«вынужденных» и малых предпринимателей, ориентированных просто на повышение
дохода, с точки зрения оценки общеэкономический ситуации и выбора стратегии поведе-
ния. Между тем, в научной литературе по предпринимательству обе категории так назы-
ваемых добровольных предпринимателей (стремящиеся к повышению дохода и стремя-
щиеся к самореализации) противопоставляют «вынужденным» предпринимателям (см.,
напр., [Amorósetal 2019]). Как представляется, результаты анализа поведения предприни-
мателей в условиях внезапных экзогенных шоков позволяют согласиться с утверждением
о том, что «необходимо более глубокое понимание мотивации к предпринимательской
деятельности - выходящее за пределы упрощенного противопоставления вынужденного
предпринимательства добровольному, - особенно когда речь идет о возможности предска-
зания ожиданий предпринимателей в отношении роста их бизнеса…, тесно связанных со
степенью его успешности» [Stephan et al 2015, 9].
В-третьих, еще в конце 1990-х гг. в теории предпринимательства было установлено,
что не все конфигурации, демонстрирующие связанность между стратегией предприни-
мателя, успешностью его фирмы и состоянием экономической среды, «согласуются с нор-
мативной теорией. Таким образом, следует разработать и протестировать альтернативные
теории» [Dess et al 1997, 677]. В данной статье на материалах пилотного исследования
изучены связи между тремя параметрами: 1) оценка ситуации в экономике; 2) бизнес-
стратегия; 3) мотивация к ведению бизнеса. Предварительный анализ позволяет заклю-
чить, что сформулированные гипотезы по мере накопления данных следующих волн лон-
105
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
гитюда могут быть проверены уже с использованием латентных переменных, в том числе
с применением методов моделирования структурными уравнениями (SEM). В результате
можно будет сделать более общие теоретические выводы о взаимозависимости между
переменными восприятия собственных результатов и бизнес-среды и стратегиями пове-
дения предпринимателей.
Ограничения данного исследования связаны в первую очередь с небольшой продол-
жительностью проекта. Возможно, по мере накопления результатов последующих волн
некоторые из них придется скорректировать или пересмотреть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Егорова А.И., Чепуренко А.Ю. (2023) Факторы упругости малого предпринимательства в ус-
ловиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал
менеджмента. № 1. С. 172-197.
Ослон А.А., Никифорова Е.А., Богомолова Е.В., Петренко Е.С., Кот Ю.А. (2022) На пути к анти-
хрупкости. Как компании переживают коронавирус. М.: ИнФОМ.
Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Духон А.Б., Ослон А.А. (2021) Государственная политика в
отношении малого предпринимательства в период пандемии в оценках бенефициаров // Вопросы
государственного и муниципального управления. № 4. С. 66-89.
Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. (2020) Предпринимательская активность в России и ее межре-
гиональные различия // Журнал Новой экономической ассоциации. Т. 14. № 2. С. 199-211.
Ajzen I. (1991) The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision
Processes. No. 50. Pp. 179-211.
Ajzen I. (2002) Perceived Behavioral Control, Self-efficacy, Locus of Control, and the Theory of
Planned Behavior // Journal of Applied Social Psychology. No. 32. Pp. 665-683.
Álvarez Jaramillo J., Zartha Sossa J.W., Orozco Mendoza G.L. (2019) Barriers to Sustainability for
Small and Medium Enterprises in the Framework of Sustainable Development - Literature Review // Busi-
ness Strategy and the Environment. No. 28. Pp. 512-524.
Amorós J. E., Ciravegna L., Mandakovic V., Stenholm P. (2019) Necessity or Opportunity? The Effects
of State Fragility and Economic Development on Entrepreneurial Efforts // Entrepreneurship Theory and
Practice. No. 43. Pp. 725-750.
Bartik A. W., Bertrand M., Cullen Z., Glaeser E. L., Luca M., Stanton C. (2020) The Impact of
COVID-19 on Small Business Outcomes and Expectations // Proceedings of the National Academy of Sci-
ences. No. 117. Pp. 17656-17666.
Belda P.R., Cabrer-Borrás B. (2018) Necessity and Opportunity Entrepreneurs: Survival Factors // In-
ternational Entrepreneurship and Management Journal. No. 14. Pp. 249-264.
Belitski M., Guenther C., Kritikos A. S., Thurik R. (2022) Economic Effects of the COVID-19 Pan-
demic on Entrepreneurship and Small Businesses // Small Business Economics. No. 58. Pp. 593-609.
Briguglio L., Cordina G., Farrugia N., and Vella S. (2009) Economic Vulnerability and Resilience:
Concepts and Measurements // Oxford Development Studies. No. 37. Pp. 229-247.
Carsrud A., Brännback M. (2011) Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need to Know? //
Journal of Small Business Management. No. 49. Pp. 9-26.
Castro M.P., Zermeño M.G.G. (2020) Being an Entrepreneur Post-COVID-19-resilience in Times of
Crisis: A Systematic Literature Review // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. No. 13.
Pp. 721-746.
COVID-19 and Entrepreneurship: Challenges and Opportunities for Small Business (2021) Ed(s):
Ratten V. Milton Park: Routledge. 136 p. (https://doi.org/10.4324/9781003149248).
106
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
Cowling M., Liu W., Ledger A., Zhang N. (2015) What Really Happens to Small and Medium-sized
Enterprises in a Global Economic Recession? UK Evidence on Sales and Job Dynamics // International
Small Business Journal. No. 33. Pp. 488-513.
Davidsson P., Gordon S.R. (2012) Panel Studies of New Venture Creation: A Methods-focused Review
and Suggestions for Future Research // Small Business Economics. No. 39. Pp. 853-876.
DeDee J.K., Vorhies D.W. (1998) Retrenchment Activities of Small Firms During Economic Downturn:
An Empirical Investigation // Journal of Small Business Management. No. 36. Pp. 46-61.
Dess G.G., Lumpkin G.T., Covin J.G. (1997) Entrepreneurial Strategy Making and Firm Performance:
Tests of Contingency and Configurational Models // Strategic Management Journal. No. 18. Pp. 677-760.
Fabeil N.F., Pazim, K.H., Langgat J. (2020) The Impact of Covid-19 Pandemic Crisis on Micro-
enterprises: Entrepreneurs’ Perspective on Business Continuity and Recovery Strategy // Journal of
Economics and Business. No. 3. Pp. 837-844.
Fairlie R. (2020) The Impact of COVID-19 on Small Business Owners: Evidence from the First Three
Months after Widespread Social-distancing Restrictions // Journal of Economics & Management Strategy.
Vol. 29. Pp. 727-740.
Herbane B. (2010) Small Business Research: Time for a Crisis-based View // International Small Busi-
ness Journal. No. 28. Pp. 43-64.
Jansson J., Nilsson J., Modig F., Hed Vall G. (2017) Commitment to Sustainability in Small and Medi-
um-sized Enterprises: The Influence of Strategic Orientations and Management Values // Business Strategy
and the Environment. No. 26. Pp. 69-83.
Kitching J., Blackburn R., Smallbone D., Dixon S. (2009) Business Strategies and Performance During
Difficult Economic Conditions. Project Report. (http://www.berr.gov.uk/files/file51879.doc).
Kuckertz A., Brändle L., Gaudig A., Hinderer S., Reyes C.A.M., Prochotta A., Steinbrink K.M., Berger
E. S. (2020) Startups in Times of Crisis - A Rapid Response to the COVID-19 Pandemic // Journal of Busi-
ness Venturing Insights. Vol. 13. (https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2020.e00169).
Liguori E.W., Pittz T.G. (2020) Strategies for Small Business: Surviving and Thriving in the Era of
COVID-19 // Journal of the International Council for Small Business. No. 1. Pp. 106-110.
Meyer B.H., Prescott B., Sheng X.S. (2022) The Impact of the COVID-19 Pandemic on Business Ex-
pectations // International Journal of Forecasting. No. 38. Pp. 529-544.
Reynolds P.D. (2011) New Firm Creation: A Global Assessment of National, Contextual, and Indi-
vidual Factors // Foundations and Trends in Entrepreneurship. No. 6. Pp. 315-316.
Sadler-Smith E. (2004) Cognitive Style and the Management of Small and Medium-sized Enterprises
// Organization Studies. No. 25. Pp. 155-181.
Sarasvathy S.D. (2001) Causation and Effectuation: Toward a Theoretical Shift from Economic In-
evitability to Entrepreneurial Contingency // The Academy of Management Review. No. 26. Pp. 243-263.
Sayal A., Banerjee S. (2017) Factors Influencing Performance of SMEs: Literature Review and Re-
search Propositions for SMEs // The Marketing Review. No. 17. Pp. 3-32.
Shane S., Locke E.A., Collins Chr. J. (2003) Entrepreneurial Motivation // Human Resource
Management Review. No. 13. Pp. 257-279.
Simpson M., Padmore J., Newman N. (2012) Towards a New Model of Success and Performance in
SMEs // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. No. 18. Pp. 264-285.
Smallbone D., Deakins D., Battisti M., Kitching J. (2012) Small Business Responses to a Major
Economic Downturn: Empirical Perspectives from New Zealand and the United Kingdom // International
Small Business Journal. No. 30. Pp. 754-777.
Stephan U., Hart M., Mickiewicz T., Drews C.-C.
(2015) Understanding Motivations for
Entrepreneurship. Birmingham: Enterprise Research Centre.
107
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
REFERENCES
Ajzen I. (1991) The Theory of Planned Behavior. Organizational Behavior and Human Decision
Processes. no. 50, pp. 179-211.
Ajzen I. (2002) Perceived Behavioral Control, Self-efficacy, Locus of Control, and the Theory of
Planned Behavior. Journal of Applied Social Psychology. no. 32, pp. 665-683.
Álvarez Jaramillo J., Zartha Sossa J. W., Orozco Mendoza G. L. (2019) Barriers to Sustainability
for Small and Medium Enterprises in the Framework of Sustainable Development - Literature Review.
Business Strategy and the Environment. no. 28, pp. 512-524.
Amorós J. E., Ciravegna L., Mandakovic V., Stenholm P. (2019) Necessity or Opportunity? The Effects
of State Fragility and Economic Development on Entrepreneurial Efforts. Entrepreneurship Theory and
Practice. no. 43, pp. 725-750.
Bartik A.W., Bertrand M., Cullen Z., Glaeser E.L., Luca M., Stanton C. (2020) The Impact of COVID-19
on Small Business Outcomes and Expectations. Proceedings of the National Academy of Sciences. no. 117,
pp. 17656-17666.
Belda P.R., Cabrer-Borrás B. (2018) Necessity and Opportunity Entrepreneurs: Survival Factors.
International Entrepreneurship and Management Journal. no. 14, pp. 249-264.
Belitski M., Guenther C., Kritikos A.S., Thurik R. (2022) Economic Effects of the COVID-19 Pandemic
on Entrepreneurship and Small Businesses. Small Business Economics. no. 58, pp. 593-609.
Briguglio L., Cordina G., Farrugia N., and Vella S. (2009) Economic Vulnerability and Resilience:
Concepts and Measurements. Oxford Development Studies. no. 37, pp. 229-247.
Carsrud A., Brännback M. (2011) Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need to Know?.
Journal of Small Business Management. no. 49, pp. 9-26.
Castro M.P., Zermeño M.G.G. (2020) Being an Entrepreneur Post-COVID-19-resilience in Times
of Crisis: A Systematic Literature Review. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. no. 13,
pp. 721-746.
Chepurenko A.Y., Galitsky E.B., Oslon A.A. (2021) Gosudarstvennaya politika v otnoshenii malogo
predprinimatelstva v period pandemii v ocenkakh beneficiarov [State Small Entrepreneurship Policy During
the Pandemic in the Assessment of Beneficiaries]. Voprosy gosudarstvennogo i municipalnogo upravleniya.
no. 4, pp. 66-89.
Chepurenko A.Y., Obraztsova O.I. (2020) Predprinimatelskaya aktivnost v Rossii i ee mezhregionalnye
razlichiya [Entrepreneurial Activity in Russia and its Cross-Regional Differences]. Zhurnal Novoy
ekonomicheskoy associacii. no. 14, pp. 199-211.
COVID-19 and Entrepreneurship: Challenges and Opportunities for Small Business (2021) Ed(s):
Ratten V. Milton Park: Routledge. 136 p. (https://doi.org/10.4324/9781003149248).
Cowling M., Liu W., Ledger A., Zhang N. (2015) What Really Happens to Small and Medium-sized
Enterprises in a Global Economic Recession? UK Evidence on Sales and Job Dynamics. International
Small Business Journal. no. 33, pp. 488-513.
Davidsson P., Gordon S.R. (2012) Panel Studies of New Venture Creation: A Methods-focused Review
and Suggestions for Future Research. Small Business Economics, no. 39, pp. 853-876.
DeDee J.K., Vorhies D.W. (1998) Retrenchment Activities of Small Firms During Economic Downturn:
An Empirical Investigation. Journal of Small Business Management. no. 36, pp. 46-61.
Dess G.G., Lumpkin G.T., Covin J.G. (1997) Entrepreneurial Strategy Making and Firm Performance:
Tests of Contingency and Configurational Models. Strategic Management Journal. no. 18, pp. 677-760.
Egorova A.I, Chepurenko A.Y. (2023) Factory uprugosti malogo predprinimatelstva v usloviyakh
vneshnikh shokovv Rossii (po dannym longitudnogo issledovaniya) [Factors of the Resilience of Small
Businesses under External Shocks in Russia (based on the longitudinal study data)]. Rossiyskiy zhurnal
menedzhmenta. no. 20, pp. 172-197.
108
А.Ю. Чепуренко и др. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19...
A. Chepurenko et al. Adaptation of Russian Small Business to COVID-19 Pandemic Shocks...
Fabeil N.F., Pazim, K.H., Langgat J. (2020) The Impact of Covid-19 Pandemic Crisis on Micro-
enterprises: Entrepreneurs’ Perspective on Business Continuity and Recovery Strategy. Journal of
Economics and Business. no. 3, pp. 837-844.
Fairlie R. (2020) The Impact of COVID-19 on Small Business Owners: Evidence from the First Three
Months after Widespread Social-distancing Restrictions. Journal of Economics & Management Strategy.
vol. 29, pp. 727-740.
Herbane B. (2010) Small Business Research: Time for a Crisis-based View. International Small
Business Journal. no. 28, pp. 43-64.
Jansson J., Nilsson J., Modig F., Hed Vall G. (2017) Commitment to Sustainability in Small and
Medium-sized Enterprises: The Influence of Strategic Orientations and Management Values. Business
Strategy and the Environment. no. 26, pp. 69-83.
Kitching J., Blackburn R., Smallbone D., Dixon S. (2009) Business Strategies and Performance during
Difficult Economic Conditions. Project Report. (http://www.berr.gov.uk/files/file51879.doc).
Kuckertz A., Brändle L., Gaudig A., Hinderer S., Reyes C.A.M., Prochotta A., Steinbrink K.M., Berger
E. S. (2020) Startups in Times of Crisis - A Rapid Response to the COVID-19 Pandemic. Journal of
Business Venturing Insights. vol. 13. (https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2020.e00169).
Liguori E. W., Pittz T. G. (2020) Strategies for Small Business: Surviving and Thriving in the Era of
COVID-19. Journal of the International Council for Small Business, no. 1, pp. 106-110.
Meyer B. H., Prescott B., Sheng X. S. (2022) The Impact of the COVID-19 Pandemic on Business
Expectations. International Journal of Forecasting. no. 38, pp. 529-544.
Oslon A.A., Nikiforova E.A., Bogomolova E.V., Petrenko E.S., Kot Yu.A. (2022) Na puti k
antikhrupkosti. Kak kompanii pereshivayut coronavirus [On the Way to Anti-fragility. How Companies
Perceive Coronavirus]. Moscow: FOM.
Reynolds P.D. (2011) New Firm Creation: A Global Assessment of National, Contextual, and Individual
Factors. Foundations and Trends in Entrepreneurship. no. 6, pp. 315-316.
Sadler-Smith E. (2004) Cognitive Style and the Management of Small and Medium-sized Enterprises.
Organization Studies. no. 25, pp. 155-181.
Sarasvathy S.D. (2001) Causation and Effectuation: Toward a Theoretical Shift from Economic
Inevitability to Entrepreneurial Contingency. The Academy of Management Review. no. 26, pp. 243-263.
Sayal A., Banerjee S. (2017) Factors Influencing Performance of SMEs: Literature Review and
Research Propositions for SMEs. The Marketing Review. no. 17, pp. 3-32.
Shane S., Locke E.A., Collins Chr. J. (2003) Entrepreneurial Motivation. Human Resource Management
Review. no. 13, pp. 257-279.
Simpson M., Padmore J., Newman N. (2012) Towards a New Model of Success and Performance in
SMEs. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. no. 18, pp. 264-285.
Smallbone D., Deakins D., Battisti M., Kitching J. (2012) Small Business Responses to a Major
Economic Downturn: Empirical Perspectives from New Zealand and the United Kingdom. International
Small Business Journal. no. 30, pp. 754-777.
Stephan U., Hart M., Mickiewicz T., Drews C.-C. (2015) Understanding Motivations for Entrepreneur-
ship. Birmingham: Enterprise Research Centre.
109
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 2. С. 90-110
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 2, pp. 90-110
Информация об авторах
Чепуренко Александр Юльевич, доктор экономических наук, профессор, Департамент социо-
логии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000,
Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: achepurenko@hse.ru
Галицкий Ефим Борисович, кандидат экономических наук, Начальник лаборатории анализа
данных, Институт Фонда «Общественное мнение». Адрес: 123022, Москва, ул. Рочдельская, 15. До-
цент, Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа эко-
номики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: galitskiy@fom.ru.
Ослон Александр Анатольевич, кандидат технологических наук, Президент, Фонд «Обще-
ственное мнение». Адрес: 123022, Москва, ул. Рочдельская, 15. Заведующий базовой кафедрой
Фонда «Общественное мнение», Департамент социологии, Национальный исследовательский уни-
верситет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: oslon@
fom.ru.ORCID: 0000-0002-2568-5566
About the authors
Alexander Yu. Chepurenko, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Sociology,
National Research University “Higher School of Economics”. Address: Myasnitskaya str., 20, Moscow,
101000. E-mail: achepurenko@hse.ru
Efim B. Galitsky, Candidate of Sciences (Economics), Head of the Data Analysis Laboratory, Institute
of the Public Opinion Foundation. Address: Rochdelskaya str., 15, Moscow, 123022. Associate Profes-
sor, Graduate School of Business, National Research University “Higher School of Economics”. Address:
Myasnitskaya str., 20, Moscow, 101000. E-mail: galitskiy@fom.ru
Alexander A. Oslon, Candidate of Technical Sciences, President, Public Opinion Foundation (FOM).
General Director, Public Opinion Foundation Institute. Address: Rochdelskaya Str., 15, Moscow, 123022.
Professor, Head of the FOM Basic Chair, Department of Sociology, National Research University “Higher
School of Economics”. Address: Myasnitskaya str., 20, Moscow, 101000. E-mail: oslon@fom
Статья поступила в редакцию/ Received: 06.07.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки/ Revised: 13.02.2023
Статья принята к публикации/ Accepted: 19.02.2023
110