Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
УДК 665.753.4.038
ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ КАК КОМПОНЕНТЫ
ПРОТИВОИЗНОСНЫХ ПРИСАДОК К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ
© Е. Б. Шевченко1, А. И. Суханберлиев2, М. М. Аббасов3, А. М. Данилов4
1 Украинский государственный химико-технологический университет, г. Днепр
2 ТОО «КазМунайГаз Өнімдері, Астана, Республика Казахстан
3 ПАО «ТАНЕКО», Нижнекамск, Республика Татарстан
4 Всероссийский научно-исследовательский институт нефтепереработки, Москва
Е-mail: e_shevchenko@ua.fm, A.Sukhanberliev@azskmg.kz, 01amm@smu-7.ru, dafi_pris@mail.ru
Поступила в Редакцию 8 сентября 2018 г.
После доработки 22 октября 2018 г.
Принята к публикации 23 октября 2018 г.
Проведено сравнительное исследование жирных кислот, выделенных из растительных (подсолнечного
и хлопкового) масел, и жирных кислот талловых масел, с точки зрения возможности их использования
в качестве сырья для выработки противоизносных присадок к малосернистым дизельным топливам.
Показано, что по жирнокислотному составу, физико-химическим и эксплуатационным свойствам, в
частности смазывающим, они близки между собой, что позволяет расширить сырьевую базу присадок
этого типа и сократить закупки по импорту.
Ключевые слова: жирные кислоты растительных масел, жирные кислоты талловых масел, проти-
воизносные присадки.
DOI: 10.1134/S0044461819010183
Дизельное топливо, находящееся в свободном
износные присадки Байкат [6] и Комплексал Эко Д
обороте на рынках промышленно развитых стран,
[7]. И отечественные, и зарубежные присадки близки
должно содержать не более 10 ррм серы [1]. Практи-
по составу, их рыночная стоимость практически оди-
чески полное удаление соединений серы из топлива
накова, а нормы расхода, обеспечивающие необхо-
снижает его смазывающую способность, что при-
димый уровень противоизносных свойств (средний
ходится компенсировать введением противоизнос-
диаметр пятен износа пары трения на стенде HFRR
ных присадок [2]. Ассортимент присадок этого типа,
методом ICO 12156-1:2006 не более 460 мкм), близки
предлагаемый зарубежными компаниями, огромен
и составляют около 200 г·т-1. Поэтому их конкурен-
и насчитывает больше сотни товарных марок, из ко-
тоспособность определяется вторичными факторами:
торых около двадцати допущено к применению на
логистикой, физико-химическими свойствами, дела-
НПЗ России. Несмотря на то что потенциальный ас-
ющими присадку удобной в обращении, и т. д. Для
сортимент присадок этого типа весьма широк [2-5],
России особую важность в этом отношении имеет
почти все товарные присадки в качестве активного
возможность замещения импорта отечественным
компонента содержат фракцию жирных кислот С12-
продуктом. Потребность страны в присадке этого
С20, выделяемых ректификацией таллового масла —
типа оценивается в 16 тыс. т /год, для чего собствен-
отхода целлюлозной промышлености. На этой же
ного сырья не хватает. Объем производства жирных
основе изготовлены первые отечественные противо-
кислот талловых масел (ЖКТМ) требуемого качества
133
134
Шевченко Е. Б. и др.
не превышает 3 тыс. т/год, причем они пользуются
торое и является характеристикой противоизносных
высоким спросом и в других областях техники. В Ка-
свойств данного образца.
захстане и Украине ЖКТМ вообще не производятся.
Для противоизносных присадок к дизельному то-
Требуемое количество закупается в Европе, хотя при
пливу и топлива с этими присадками обязательными
этом нарушается принцип импортозамещения, в рам-
являются факультативные показатели, определяе-
ках которого и были разработаны упомянутые выше
мые методами DGMK-531 (Deutsche Gesellschaft für
присадки.
Mineralölwissenschaft und Kohlechemie), включенными
Ниже представлены результаты исследования
в комплекс методов квалификационной оценки дизель-
альтернативного сырья — жирных кислот, получае-
ных топлив. В качестве базового топлива была взята
мых из триглицеридов растительных масел (ЖКРМ):
дизельная фракция без присадок с установки гидрокре-
подсолнечного и хлопкового. Основанием для этого
кинга АО ТАНЕКО. Ее основные физико-химические
послужил близкий жирнокислотный состав этих про-
характеристики, способные прямо или косвенно вли-
дуктов.
ять на результаты исследования, приведены в табл. 1.
Измерение эмульгируемости позволяет оцени-
вать склонность топлива к образованию стабильных
Экспериментальная часть
эмульсий топливо-вода. Этот метод заключается в
В качестве ЖКТМ и ЖКРМ (подсолнечного мас-
перемешивании дизельного топлива, содержащего
ла) использовали товарные продукты целлюлоз-
испытуемую присадку, с дистиллированной водой с
но-бумажных и масложировых комбинатов. ЖКРМ
последующим отстаиванием и визуальной оценкой
хлопкового масла получали щелочным гидролизом
состояния границы раздела фаз. Удовлетворительным
с последующим подкислением [8]. Жирнокислот-
считается отсутствие (1 балл) или образование лег-
ный состав изучали, переводя кислоты в метиловые
кой пленки (2 балла). Образец бракуется при первых
эфиры, которые затем анализировали методом хро-
признаках образования эмульсии (3 и более баллов).
матомасс-спектрометрии на хроматографе НР 6890
Совместимость топлива, содержащего присад-
с пламенно-ионизационным детектором и капилляр-
ку, с моторным маслом. 10 г присадки и 10 г масла
ной колонкой HP-INNOWax, l = 30 м, d = 0.53 мм,
смешивают, гомогенизируют и растворяют в 500 мл
h = 1 мкм. Условия: температура инжектора 220°С,
топлива. Раствор хранят в течение 3 сут при 90°С,
температура детектора — 275°С, поток водорода —
затем охлаждают до температуры окружающей среды
30 мл·мин-1, поток воздуха — 300 мл·мин-1, поддув
и оценивают визуально. Кроме того, определяют вре-
гелия — 10 мл·мин-1, объем пробы — 1 мкл.
мя фильтрации раствора через мембранный фильтр с
Смазывающие свойства жирных кислот опреде-
размером пор 0.8 мкм.
ляли методом ICO 12156-1:2006 на стенде HFRR.
Стабильность присадки в условиях холодного хра-
При испытаниях этим методом стальной шарик под
нения. Согласно этому методу присадку выдержива-
нагрузкой 20 кПа (0.2 кг·см-2) посредством вибрато-
ют в холодильной камере при -13°С в течение двух
ра совершает возвратно-поступательные движения
недель. Образец считается выдержавшим испытание,
с амплитудой 1 мм и частотой 50 Гц по пластине,
если он не расслаивается на отдельные фазы, в нем не
помещенной в испытуемую среду. Образующееся
образуются пленки и другие гелеобразные продукты.
пятно износа замеряют по двум перпендикулярным
Допускается застывание присадки, если при отогре-
диаметрам, вычисляя среднее арифметическое, ко-
вании она сохраняет свою однородность.
Таблица 1
Основные физико-химические характеристики фракции гидрокрекинга
Показатель
Значение
Плотность при 15°С, кг·м-3
823.5
Массовая доля серы, мг·кг-1
Менее 3.0
Кинематическая вязкость при 40°С, мм2·с-1
3.125
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60°С, мкм
579
Содержание полициклических ароматических углеводородов, %
Менее 1
Жирные кислоты растительных масел как компоненты противоизносных присадок к дизельному топливу
135
Обсуждение результатов
влияние на свойства кислот как присадок к топливу
изучено недостаточно.
Сравнительный жирнокислотный состав ЖКТМ и
Физико-химические характеристики представлены
ЖКРМ представлен в табл. 2. Надо иметь в виду, что
в табл. 3.
количественные значения относятся только к иссле-
Исходя из значений кислотного и иодного чисел,
дованным образцам. На практике они колеблются в
можно предположить, что ЖКРМ будут проявлять
определенных пределах, но для настоящего исследо-
противоизносные свойства, близкие к ЖКТМ. Это
вания это принципиального значения не имеет.
было проверено испытаниями на стенде НFRR базо-
Что касается нежирнокислотных примесей, то в
вой дизельной фракции (табл. 4).
ЖКТМ они представлены так называемыми смоля-
Результаты оценки факультативных эксплуата-
ными кислотами. Это кислоты терпеновой природы:
ционных свойств методами DGMK (табл. 5) сви-
абиетиновая, полюстровая и т. д. Их присутствие в
детельствуют о хорошей совместимости с водой и
присадке нежелательно из-за недостаточно хорошей
моторным маслом. Надо отметить, что ЖКРМ более
растворимости в топливе. Однако добавка в 2% счи-
склонны к образованию эмульсий по сравнению с
тается допустимой. В растительных маслах примеси
ЖКТМ, причиной чего могут быть неомыляемые
представлены в основном фосфолипидами [4]. Их
фосфолипиды, представляющие собой мощные ПАВ.
Таблица 2
Жирнокислотный состав образцов ЖКТМ и ЖКРМ
Содержание, мас%
Компонент
ЖКРМ из масла
ЖКТМ
подсолнечного
хлопкового
Фракция С1014
0.6
0.8
0.4
Пальмитиновая, C16H32O2
7.4
5.8
21.1
Пальмитолеиновая, C16H30O2
3.4
0
0
Стеариновая, C18H36O2
7.8
3.4
1.9
Олеиновая, C18H34O2
31.5
67.2
32.8
Линолевая, C18H32O2
43.3
19.1
39.1
Линоленовая, C18H30O2
4.3
0.5
2.1
Прочие жирные кислоты
1.7
2.5
0.7
Нежирнокислотные примести
2.0
1.5
1.9
Таблица 3
Сравнительные физико-химические характеристики ЖКРМ и ЖКТМ
(относятся только к исследованным образцам)
ЖКРМ из масла
Показатель
ЖКТМ
подсолнечного
хлопкового
Кислотное число, мг KОН/г
195
185
190
Иодное число, г I/100 см3
140
190
165
Температура застывания, °С
5
10
-13
Массовая доля смоляных кислот, %
1.9
Массовая доля влаги и летучих веществ, %
1.2
0.9
Массовая доля механических примесей, %
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Массовая доля неомыляемых, %
1.7
136
Шевченко Е. Б. и др.
Таблица 4
Противоизносные свойства жирных кислот
Диаметр пятна износа, мкм,
при концентрации жирных кислот, мас%
Образец
0
0.005
0.01
0,015
Дизельная фракция + ЖКТМ
622
480
370
299
Дизельная фракция + ЖКРМ хлопкового масла
622
525
360
310
Дизельная фракция + ЖКРМ подсолнечного масла
622
510
375
265
Таблица 5
Факультативные эксплуатационные свойства жирных кислот (результаты испытаний методами
DGMK-531)
ЖКРМ из масла
Метод
Без присадки
ЖКТМ
подсолнечного
хлопкового
Эмульгируемость, баллы
0
0
2
2
Совместимость с маслом (продолжи-
тельность фильтрации, с):
чистое топливо
90
топливо + масло
464
топливо + масло и присадка
362
336
342
Низкотемпературное хранение
Застывают с сохранением гомогенности при отогревании
Жирные кислоты также являются поверхностно-ак-
могут быть использованы в разработках противоиз-
тивными веществами, хотя и более слабыми. Однако
носных присадок для товарных дизельных топлив.
их поверхностная активность положительным обра-
зом проявляется в тесте на совместимость с мотор-
Список литературы
ным маслом, уменьшая продолжительность филь-
[1] Worldwide fuel charter / Fifth Ed. September 2013.
трации.
[2] Данилов А. М. // Нефтехимия. 2015. Т. 55. № 3.
С. 179-190 [Danilov A. M. // Petrol. Chem. 2015. V. 55.
N 3. P. 169-179].
Выводы
[3] Hsu C. S., Robinson P. Practical advances in petroleum
На примере подсолнечного и хлопкового масел по-
processing. Springer Science & Business Media, 2007.
казано, что жирные кислоты растительных масличных
V. 1. 543 p.
культур по составу и свойствам близки к жирным кис-
[4] The Chemistry and Technology of Petroleum. Fourth
лотам талловых масел. Присадки на основе жирных
Ed. / Ed. Heinz Heinemann. New York: CRC Press,
кислот растительного и таллового масел, будучи вве-
2006. 955 p.
[5] Гришин Д. Ф. // Нефтехимия. 2017. Т. 57. № 5.
дены в равных концентрациях (0.01-0.015%) в мало-
С. 489-502 [Grishin D. F. // Petrol. Chem. 2017. V. 57.
сернистые дизельные топлива, содержащие менее 10
N 10. P. 813-825].
ppm серы, придают им одинаковые противоизносные
[6] Пат. РФ 2401861 (опубл. 2010). Противоизносная
свойства. Они также удовлетворяют необходимым фа-
присадка для малосернистого дизельного топлива.
культативным требованиям: совместимость с водой,
[7] Пат. РФ 2289612 (опубл. 2006). Присадка к топливу
моторным маслом, низкотемпературное хранение.
с низким содержанием серы для дизельных двига-
Присадки на основе жирных кислот растительных
телей.
масел, введенные в топливо, несколько увеличивают
[8] Нагорнов С. А., Дворецкий Д. С., Романцова С. В.,
его эмульгируемость, но в допустимых пределах.
Таров В. П. Техника и технологии производства и
Таким образом, указанные присадки наравне с при-
переработки растительных масел. Тамбов: ТГТУ,
садками на основе жирных кислот талловых масел
2010. 96 с.