Гидропереработка смеси прямогонной дизельной фракции и рапсового масла...
1723
Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 13
УДК 544.47; 542.97
ГИДРОПЕРЕРАБОТКА СМЕСИ ПРЯМОГОННОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ
И РАПСОВОГО МАСЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СУЛЬФИДНОГО NiMo-КАТАЛИЗАТОРА
НА ЦЕОЛИТСОДЕРЖАЩЕМ НОСИТЕЛЕ
© А. А. Порсин1, Е. Н. Власова1,2*, А. Л. Нуждин1,
П. В. Александров1,2, Г. А. Бухтиярова1,2
1 Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН,
630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, д. 5
2 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ),
630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2
* E-mail: evgenia@catalysis.ru
Поступила в Редакцию 8 ноября 2019 г.
После доработки 8 ноября 2019 г.
Принята к публикации 8 ноября 2019 г.
Изучено поведение сульфидного NiMo-катализатора на алюмооксидном носителе, содержащем в
своем составе силикоалюмофосфат SAPO-11 (NiMo/SAP-Al2O3), в процессе гидропереработки смеси
прямогонной дизельной фракции (ПДФ) и рапсового масла (РМ) при давлении 5.0 МПа, объемной ско-
рости 1.5 ч-1. Изучено влияние температуры на свойства продуктов, полученных при гидроперера-
ботке смеси 30 мас% РМ/70 мас% ПДФ в присутствии катализатора NiMo/SAP-Al2O3 и двухслойной
каталитической системы, содержащей послойно загруженные сульфидные катализаторы Mo/Al2O3
и NiMo/SAP-Al2O3. Установлено, что в условиях эксперимента обеспечивается полное превращение
кислородсодержащих соединений и снижение содержания серы до уровня менее 10 мг·кг-1. Увеличение
температуры от 330 до 380°С приводит к увеличению конверсии алканов, образующихся в результате
гидродеоксигенации рапсового масла, и к снижению температуры застывания продуктов гидропере-
работки примерно на 15°. Обсуждаются возможные причины различий в поведении изученных систем:
в присутствии катализатора NiMo/SAP-Al2O3 достигается более высокая конверсия С17, С18 алканов,
в то время как двухслойная Mo/Al2O3 + NiMo/SAP-Al2O3 система обеспечивает более эффективное
протекание реакций гидрирования ароматических углеводородов.
Ключевые слова: гидропереработка; сульфидные катализаторы; прямогонная дизельная фракция;
рапсовое масло; температура застывания
DOI: 10.1134/S0044461819130115
Снижение мировых запасов и ухудшение качества
отработанных пищевых масел, собранных в ресто-
нефтяного сырья, увеличение спроса на экологиче-
ранном бизнесе) в смеси с нефтяными фракциями на
ски чистые моторные топлива и законодательное
сульфидных катализаторах [4-6]. При таком подходе
регулирование доли биокомпонентов в моторных
серосодержащие соединения нефти обеспечивают
топливах стимулируют разработку новых катализа-
сохранение активного компонента в сульфидном со-
торов и каталитических технологий для использова-
стоянии, позволяя отказаться от использования до-
ния возобновляемого сырья в процессах получения
рогостоящих осерняющих агентов [7], а увеличение
дизельного топлива [1-6]. Одним из перспективных
доли алканов в продуктах переработки приводит к
подходов является переработка триглицеридсодер-
уменьшению плотности и увеличению цетанового
жащего сырья (растительных масел непищевого на-
индекса [4-7]. Поведение сульфидных катализаторов
значения и отходов переработки животных жиров,
в процессах получения низкосернистого дизельного
1724
Порсин А. А. и др.
топлива из смеси прямогонной дизельной фракции
акциях гидрокрекинга и гидроизомеризации С1518
с растительными маслами определяется их хими-
алканов [24], гидродеоксигенации пальмового масла
ческим составом. При использовании CoMo/Al2O3
[25, 26]. Недавно показана эффективность NiMo и
катализаторов добавки рапсового [8], подсолнечного
NiW сульфидных катализаторов на композитном но-
[9] или отработанного растительного масла [10] к
сителе Al2O3-SAPO-11 в процессе переработки масла
нефтяным дизельным фракциям приводят к увели-
ятрофы в компоненты керосина и дизельного топлива
чению содержания серы в продуктах гидроочистки,
[27], но поведение подобных систем в условиях полу-
в то время как гидрообессеривающая способность
чения низкосернистого дизельного топлива из смеси
NiMo/Al2O3 катализаторов не снижается в присут-
растительных масел и нефтяных дизельных фракций
ствии кислородсодержащих соединений [8-11]. Как
не изучено.
следствие NiMo-системы признаны более эффек-
Целью данной работы являлось исследование за-
тивными катализаторами для процессов совместной
кономерностей получения низкосернистого дизельно-
переработки нефтяного и возобновляемого сырья в
го топлива из смеси прямогонной дизельной фракции
низкосернистое дизельное топливо [9, 10].
и рапсового масла (РМ) в присутствии сульфидного
Известно, что гидродеоксигенация (ГДО) тригли-
NiMo-катализатора на алюмооксидном носителе,
церидов в присутствии традиционных сульфидных
содержащем 30 мас% SAPO-11 (NiMo/SAP-Al2O3).
Со(Ni)Мо/Al2O3 катализаторов протекает по двум
В работе проведено сравнительное исследование вли-
маршрутам: через гидрирование, с образованием в
яния температуры (при давлении 5.0 МПа и объемной
качестве побочного продукта воды и путем декарбо-
скорости 1.5 ч-1) на поведение NiMo/SAP-Al2O3 ка-
нилирования/декарбоксилирования с образованием
тализатора и системы, содержащей послойно загру-
CO/CO2 [12-14]. Образование оксидов углерода при-
женные катализаторы Mo/Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3.
водит к уменьшению выхода продукта, накоплению
оксидов углерода и метана (продукта гидрирования
Экспериментальная часть
COx) в циркулирующем газе и снижению парциаль-
ного давления водорода, чистота которого является
Катализаторы готовили пропиткой гранул носи-
определяющим фактором в процессе получения низ-
теля раствором, содержащим рассчитанные количе-
косернистого дизельного топлива [15]. Катализаторы
ства активных компонентов (Mo, Ni), ортофосфор-
на основе MoS2, не содержащие атомов Ni или Co
ной H3PO4 (ос.ч., Вектон, Россия) и диэтиленгликоля
в качестве промоторов, обеспечивают селективное
(х.ч., Вектон, Россия) [28]. В качестве исходных сое-
превращение кислородсодержащих соединений по
динений использовали оксид молибдена МоО3 («чи-
маршруту «прямой гидродеоксигенации», без обра-
стый», Вектон, Россия), гидроксид никеля Ni(OH)2
зования оксидов углерода [12, 16-18]. Как следствие
(ч.д.а., Acros Organics, США). Мольное отношение
использование послойно загруженных MoS2/Al2O3 и
ДЭГ/Mo составляло 0.75, отношение Mo/P — 2.5.
CoMoS2/Al2O3 катализаторов при гидроочистке смеси
Концентрация молибдена в растворе подбиралась
нефтяных дистиллятов с рапсовым маслом позволило
таким образом, чтобы катализаторы после прока-
избежать образования оксидов углерода [11].
ливания при температуре 550°C содержали 11-
В результате ГДО растительных масел в присут-
13 мас% молибдена, а отношение Ni/Mo составляло
ствии традиционных сульфидных Со(Ni)Мо/Al2O3
0.4. Образцы катализаторов после пропитки суши-
катализаторов образуются алканы С1518, которые
ли в токе азота при комнатной температуре до сы-
характеризуются высокой температурой застыва-
пучего состояния, затем при температуре 110°С в
ния и служат причиной ухудшения низкотемпера-
сушильном шкафу в течение 4 ч. Для приготовле-
турных свойств продуктов гидроочистки [1-6, 11,
ния катализаторов использовали гранулы носителей
19]. В ряде работ показано, что низкотемпературные
30% SAPO-11-70% Al2O3 (SAP-Al2O3) c поперечным
свойства продуктов совместной переработки расти-
сечением в форме трилистника размером 1.2 мм,
тельных масел и нефтяного сырья могут быть улуч-
которые были приготовлены методом формования
шены при использовании сульфидных NiMo- или
из порошков гидроксида алюминия (производства
NiW-катализаторов, приготовленных на носителях,
компании Sasol Germany GmbH) и SAPO-11 (произ-
содержащих аморфные алюмосиликаты [20, 21] или
водства компании Zeolyst International), смешанных в
цеолит Бэта [22, 23] и проявляющих активность в
нужной пропорции (табл. 1).
реакциях гидрокрекинга или гидроизомериации алка-
Текстурные характеристики носителей опреде-
нов. Известно, что нанесенные на SAPO-11 никельсо-
ляли на установке ASAP-2400 Micromeritics (США).
держащие катализаторы проявляют активность в ре-
Анализ содержания Ni и Mo в катализаторах выпол-
Гидропереработка смеси прямогонной дизельной фракции и рапсового масла...
1725
Таблица 1
Содержание активных компонентов в образцах катализаторов и текстурные характеристики носителей
Содержание элементов,
Свойства носителя
мас%
Катализатор
удельная
общий объем
средний диаметр
Ni
Mo
состав
поверхность, м2·г-1
пор, см3·г-1
пор, нм
Mo/Al2O3
12.8
Al2O3
206
0.66
12.8
NiMo/SAP-Al2O3
2.6
11.2
SAP-Al2O3
177
0.67
15.2
нен на атомно-эмиссионном спектрометре Optima
ных маслах, в том числе отработанных [6], поэтому
4300 DV (Perkin Elmer, Франция), концентрацию
рапсовое масло может использоваться для сравни-
активных компонентов определяли в образцах, про-
тельного исследования закономерностей превраще-
каленных при температуре 550°C в течение 4 ч.
ния триглицеридсодержащего сырья на различных
Образцы в сульфидном состоянии исследовали ме-
катализаторах. Эксперименты проводили в несколько
тодом просвечивающей электронной микроскопии
этапов, длительность каждого этапа составляла 24 ч;
(ПЭМ) с использованием электронного микроскопа
отбор проб для анализа начинали через 18 ч после
JEM-2010 (JEOL, Япония) с ускоряющим напряже-
изменения условий с интервалом в 2 ч (т. е. 18-20,
нием 200 кВ и разрешением 0.14 нм.
20-22 и 22-24 ч). Для характеристики продуктов
Каталитические эксперименты проводили на пи-
использовали усредненное значение результатов ана-
лотной установке с трубчатым реактором (внутрен-
лиза трех проб.
ний диаметр 26 мм, длина 1300 мм), сырье и водород
Содержание серы и азота в продуктах гидро-
подавали сверху вниз. 30 мл гранулированного ката-
очистки определяли в соответствии со стандартными
лизатора NiMo/SAP-Al2O3 загружали в реактор, раз-
методиками ASTM D 5453 и ASTM D 5762, исполь-
бавляя гранулы мелкими частицами карбида кремния
зуя анализатор ANTEK 9000NS (Antek® Instruments
(фракция 0.1-0.25 мм) в объемном соотношении 1:4.
L. P., США); количество кислорода контролировали
При использовании двухслойной системы в верх-
с использованием CHNSO элементного анализатора
ний слой помещали 30 мл Mo/Al2O3 катализатора,
Vario EL Cube (Elementar Analysensysteme GmbH,
а в нижний — 30 мл катализатора NiMo/SAP-Al2O3.
Германия). Анализ содержания ароматических со-
Катализаторы сульфидировали прямогонной дизель-
единений в продуктах проводили на хроматографе
ной фракцией (ПДФ), содержащей дополнительно
Varian ProStar, укомплектованном рефрактометриче-
0.6 мас% серы в виде диметилдисульфида по мето-
ским детектором (Европейский стандарт EN 12916).
дике, описанной ранее [11]. В качестве сырья ис-
Плотность исходного сырья и продуктов гидропере-
пользовали смесь, содержащую 70 мас% прямогон-
работки определяли с помощью цифрового денсиме-
ной дизельной фракции и 30 мас% рапсового масла
тра Mettler Toledo 30 PX по методике ASTM D 4052.
(табл. 2). ПДФ содержит 21.7 мас% моно-, 7.8 мас%
Температуру помутнения продуктов гидропереработ-
ди- и 1.9 мас% три+ ароматических углеводородов,
ки (Тп) определяли с помощью автоматического аппа-
температура помутнения ПДФ составляет -11°С.
рата ТПЗ-ЛАБ-22 (АО ЛОИП, Россия) в соответствии
Суммарная доля олеиновой, линолевой, линоленовой
с методикой ASTM D5771. Для анализа жидкой фазы
и стеариновой кислот в рапсовом масле (более 93%)
использовали хроматограф Agilent 6890N (Agilent
соответствует доле С18 жирных кислот в раститель-
Technologies, США), снабженный пламенно-иони-
Таблица 2
Свойства сырья
Сырье
S, мас%
N, мг·кг-1
O, мас%
ρ, г·см-3
ПДФ
0.90
110
0.846
РМ-ПДФ
0.61
76
3.2
0.860
1726
Порсин А. А. и др.
зационным детектором и капиллярной колонкой
жила степень превращения суммы углеводородов
HP-1MS (длина 60 м, внутренний диаметр 0.32 мм,
С17 и С18 (продуктов превращения рапсового масла),
толщина пленки 1 мкм).
которую рассчитывали исходя из суммы площадей
соответствующих пиков на хроматограммах гидро-
генизатов, полученных при заданной температуре и
Обсуждение результатов
в условиях, когда конверсия алканов не протекает.
Катализаторы Mo/Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3 по-
В предварительных экспериментах показано, что
сле тестирования в процессе получения дизельного
сумма площадей пиков С17 и С18 на хроматограм-
топлива из смеси прямогонной дизельной фракции
мах гидрогенизатов не изменяется при увеличении
и рапсового масла охарактеризованы методом про-
температуры от 320 до 330°С. Это позволило нам
свечивающей электронной микроскопии. На рис. 1
сделать допущение, что в данных условиях конверсия
приведены снимки ПЭМ, на которых видны слоистые
алканов отсутствует. Продукты, полученные в этих
частицы с морфологией, характерной для дисульфи-
условиях (при давлении 5.0 МПа, ОСПС — 1.5 ч-1,
да молибдена МоS2. Средний размер частиц, уста-
отношении H2/сырье — 1000 м3 водорода/м3 сырья,
новленный в результате статистической обработки
температуре 330°С), характеризуются температурой
снимков ПЭМ, составляет 4.1-6.1 нм, среднее число
помутнения 3-5°С.
слоев равно 1.5-1.6. Таким образом, данные ПЭМ
Согласно полученным результатам, изменение
свидетельствуют об образовании высокодисперсной
температуры реакции одинаковым образом влия-
сульфидной фазы на поверхности испытанных об-
ет на поведение изучаемых каталитических систем
разцов.
(табл. 3; рис. 2, 3). Так, увеличение температуры при-
Сравнение поведения NiMo/SAP-Al2O3 катализа-
водит к увеличению конверсии алканов С18 + С17 и
тора и каталитической системы, содержащей послой-
сопровождается снижением температуры застывания
но загруженные Mo/Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3 катали-
продуктов гидроочистки (рис. 2). Кроме описанных
заторы, проводили при давлении 5.0 МПа, объемной
выше изменений при повышении температуры реак-
скорости сырья — 1.5 ч-1, объемном отношении
ции наблюдается увеличение содержания ароматиче-
H2/сырье — 1000 м3 водорода/м3 сырья; температуру
ских соединений и плотности продуктов гидропере-
реакции изменяли в интервале 350-380°С. Следует
работки (табл. 3).
отметить, что во всех экспериментах содержание
Несмотря на то что температура одинаковым об-
серы в продуктах гидропереработки не превышало
разом влияет на поведение разных каталитических
10 мг·кг-1, а кислород не обнаруживался в пределах
систем, в ходе сравнения конверсии алканов С18 + С17
чувствительности анализатора Vario EL Cube. Это
и свойств продуктов, полученных в одинаковых усло-
позволяет сделать вывод о полной конверсии рапсо-
виях с использованием NiMo/SAP-Al2O3 катализатора
вого масла и промежуточных кислородсодержащих
или пакета, включающего послойно загруженные
продуктов его превращения.
Mo/Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3 катализаторы, обна-
Критерием для сравнения эффективности ката-
ружены некоторые различия. Так, во всем исследо-
лизаторов в реакциях гидрокрекинга алканов слу-
ванном температурном интервале NiMo/SAP-Al2O3
Рис. 1. Электронно-микроскопические снимки сульфидированных катализаторов Mo/Al2O3 (а), NiMo/SAP-Al2O3 (б).
Гидропереработка смеси прямогонной дизельной фракции и рапсового масла...
1727
Таблица 3
Свойства продуктов гидропереработки смеси 30 мас% РМ + 70 мас% ПДФ
(давление — 5.0 МПа, H2/сырье — 1000 м3 водорода/м3 сырья)
Условия испытаний
Ароматические соединения, мас%
Температура
Конверсия
ρ, г·см
-3
помутнения,
объемная скорость
(C
18 + С17), %
Т, °С
°С
моно-
ди-
три+
подачи сырья, ч-1
NiMo/SAP-Al2O3
350
1.5
0.819
21
-2
13.4
1.6
0.1
360
1.5
0.823
41
-4
15.4
1.5
0.2
370
1.5
0.829
66
-10
16.6
1.9
0.9
380
1.5
0.834
77
-13
19.8
2.7
1.2
360
1.0
0.823
67
-9
15.7
1.4
0.5
Mo/Al2O3 + NiMo/SAP-Al2O3
350
1.5
0.818
25
-1
12.2
1.0
0.1
360
1.5
0.820
32
-2
13.5
1.8
0.1
370
1.5
0.821
50
-7
14.3
1.6
0.3
380
1.5
0.823
68
-13
17.5
2.7
0.5
360
1.0
0.817
47
-7
11.6
1.1
0.1
катализатор обеспечивает более высокую конвер-
поведении катализаторов можно объяснить, принимая
сию алканов С18 + С17 по сравнению с двухслойной
во внимание различную селективность сульфидных
системой (рис. 3). В то же время при использова-
Mo/Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3 катализаторов в ре-
нии двухслойной каталитической системы вместо
акциях гидродеоксигенации рапсового масла и как
NiMo/SAP-Al2O3 катализатора в продуктах перера-
следствие различный состав жидких и газообразных
ботки смеси РМ и ПДФ наблюдается меньшее коли-
продуктов, присутствующих в слое NiMo/SAP-Al2O3
чество ароматических соединений. Эти различия в
катализатора.
Рис. 2. Влияние температуры реакции на конверсию алканов C18 + C17 (1) и на температуру помутнения продук-
тов переработки (2) в присутствии катализатора NiMo/SAPO-Al2O3 (а) и двухслойной каталитической системы
Mo/Al2O3 + NiMo/SAPO-Al2O3 (б) (условия реакции: 350-380°С, 5.0 МПа, 1000 Нм3·м-3, 1.5 ч-1; пунктирные линии
проведены для наглядности).
1728
Порсин А. А. и др.
жения послужили недавно опубликованные результа-
ты исследования маршрутов превращения масла ятро-
фы на NiW/SiO2-Al2O3 катализаторе при температуре
340-420°С и давлении 20-90 бар [29]. Детальный
анализ продуктов превращения в зависимости от
условий проведения реакции гидродеоксигенации
позволил авторам сделать вывод, что при давлении
выше 60 бар разрушение молекулы ТЖК преимуще-
ственно происходит с разрывом С-О-связей, обеспе-
чивающим протекание реакций гидродеоксигенации.
При давлении ниже 60 бар преобладают реакции,
протекающие с разрывом С-С-связей, результатом ко-
торых являются кислородсодержащие интермедиаты
(триглицериды, эфиры и кислоты) с меньшей длиной
углеводородной цепи. Экспериментальное подтверж-
дение этого предположения при исследовании пре-
Рис. 3. Сравнение влияния температуры на конверсию
вращения ТЖК в смеси с нефтяными фракциями не
в присутствии различных каталити-
алканов C18 + C17
представляется возможным из-за сложного состава
ческих систем.
продуктов переработки.
Более высокое содержание ароматических сое-
При использовании однослойной каталитической
динений в продуктах переработки, полученных с
системы в слое NiMo/SAP-Al2O3 катализатора од-
использованием NiMo/SAP-Al2O3 катализатора,
новременно протекает несколько реакций с участи-
объясняется наличием в газовой фазе CO, молекулы
ем молекул триглицеридов жирных кислот (ТЖК),
которого могут ингибировать гидрирование аромати-
промежуточных и конечных продуктов превращения
ческих углеводородов из-за конкурентной адсорбции
рапсового масла: молекулы триглицеридов жирных
на активных центрах. Конверсию алканов C17 и С18
кислот превращаются в кислоты, гидродеоксигенация
можно увеличить, а температуру застывания про-
которых приводит к образованию алканов, участвую-
дуктов переработки понизить, уменьшив объемную
щих в реакциях крекинга или изомеризации. В при-
скорость сырья от 1.5 до 1 ч-1 (табл. 3). Стабильность
сутствии NiMo/SAP-Al2O3 катализатора гидродеок-
каталитических систем контролировали путем
сигенация алифатических соединений протекает по
сравнения конверсии алканов C17 и С18 в одинако-
маршрутам «прямой гидродеоксигенации» и гидро-
вых условиях (5.0 МПа, 360°С, ОСПС — 1.5 ч-1,
декарбонилирования, поэтому продуктами превраще-
H2/сырье — 1000 м3 H23 сырья) до и после проведе-
ния являются алканы C17 и С18 (суммарная доля жир-
ния испытаний. Установлено, что величина конверсии
ных кислот С18 в рапсовом масле превышает 90%,
алканов C17 и С18 практически не изменяется после
поэтому остальные продукты не рассматриваются
эксплуатации катализаторов при температуре 350,
для простоты изложения материала), а в газовой фазе
370 и 380°С: в случае NiMo/SAP-Al2O3 катализатора
присутствует CO. В случае двухслойной каталитиче-
эта величина составляет 40-42%, при использовании
ской системы гидродеоксигенация рапсового масла
двухслойной каталитической системы — 30-32%.
протекает в слое сульфидного Mo/Al2O3 катализато-
ра, обеспечивающего высокую селективность пре-
Выводы
вращения по маршруту прямой гидродеоксигенации:
как следствие в слое NiMo/SAP-Al2O3 катализатора
Сравнительное исследование влияния температуры
присутствуют только продукты полного превраще-
реакции (при давлении 5.0 МПа и объемной скорости
ния рапсового масла (преимущественно алканы С18).
1.5 ч-1) на поведение NiMo/SAP-Al2O3 катализатора
Мы предположили, что возможной причиной бо-
и системы, состоящей из послойно загруженных Mo/
лее высокой конверсии C17 и С18 алканов в присут-
Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3 катализаторов, в процессе
ствии NiMo/SAP-Al2O3 катализатора может быть
гидропереработки смеси, содержащей 30 мас% рапсо-
протекание дополнительно к гидрокрекингу алканов
вого масла в прямогонной дизельной фракции, показа-
реакции гидрокрекинга жирных кислот, входящих в
ло, что изменение температуры реакции одинаковым
состав триглицеридов жирных кислот, еще до стадии
образом влияет на поведение разных каталитических
гидродеоксигенации. Основой для такого предполо-
систем: при увеличении температуры наблюдается
Гидропереработка смеси прямогонной дизельной фракции и рапсового масла...
1729
увеличение конверсии алканов C17 и С18 (продук-
Информация об авторах
тов гидродеоксигенации рапсового масла), снижение
Порсин Александр Андреевич, м.н.с. ИК СО РАН,
температуры помутнения, увеличение содержания
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6393-1134
ароматических углеводородов и плотности продуктов.
Власова Евгения Николаевна, к.х.н., н.с. ИК СО
Установлено, что в изученных условиях достигается
РАН, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1830-389X
полная конверсия кислородсодержащих соединений и
Нуждин Алексей Леонидович, к.х.н., с.н.с. ИК СО
снижение содержания серы до уровня ниже 10 мг·кг-1.
РАН, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1111-4524
Сравнение поведения NiMo/SAP-Al2O3 катализато-
Александров Павел Васильевич, м.н.с. ИК СО
ра и пакета, состоящего из послойно загруженных
РАН,ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1216-8500
Mo/Al2O3 и NiMo/SAP-Al2O3 катализаторов, пока-
Бухтиярова Галина Александровна, к.х.н., в.н.с.
зало, что при одинаковых условиях реакции NiMo/
ИК СО РАН, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6988-
SAP-Al2O3 катализатор обеспечивает более высокую
5749
конверсию алканов С1817 по сравнению с двухслой-
ной системой. При использовании двухслойной ката-
литической системы в продуктах переработки смеси
Список литературы
рапсового масла и прямогонной дизельной фракции
[1] Fivga A., Speranza L. G., Branco C. M., Ouadi M.,
наблюдается меньшее количество ароматических сое-
Hornung A. A review on the current state of the art for
динений. Возможной причиной более высокой конвер-
the production of advanced liquid biofuels (Review) //
сии C17 и С18 алканов в присутствии NiMo/SAP-Al2O3
AIMS Energy. 2019. V. 7. N 1. P. 46-76.
катализатора может быть протекание реакций гидро-
https://doi.org/10.3934/energy.2019.1.46
крекинга жирных кислот, входящих в состав молекул
[2] Mittelbach M. Fuels from oils and fats: Recent
триглицеридов жирных кислот, еще до стадии гидро-
developments and perspectives (Review) // Eur. J. Lip.
деоксигенации, что также снижает количество C17 и
Sci. Tech. 2015. V. 117. N 11. P. 1832-1846.
С18 алканов в продуктах переработки. Полученные
https://doi.org/10.1002/ejlt.201500125
результаты позволяют сделать вывод, что состав суль-
[3] Яковлев В. А., Хромова С. А., Бухтияров В. И.
фидных катализаторов может существенным образом
Гетерогенные катализаторы процессов превра-
влиять на механизм гидродеоксигенации молекул
щения триглицеридов жирных кислот и их про-
триглециридов жирных кислот и промежуточных про-
изводных в углеводороды топливного назначения
дуктов их превращения и, следовательно, на свойства
(обзор) // Успехи химии. 2011. Т. 80. С. 955-970
[Yakovlev V. A., Khromova S. A., Bukhtiyarov V. I.
получаемых продуктов гидропереработки смесей три-
Heterogeneous catalysts for the transformation of
глециридов жирных кислот с нефтяными фракциями.
fatty acid triglycerides and their derivatives to fuel
hydrocarbons (Review) // Russ. Chem. Rev. 2011.
Финансирование работы
V. 80. N 10. P. 911-925.
https://doi.org/10.1070/RC2011v080n10ABEH004182].
Работа выполнена при финансовой поддерж-
[4] Al-Sabawi M., Chen J. W. Hydroprocessing of biomass-
ке Министерства науки и высшего образования
derived oils and their blends with petroleum feedstocks:
Российской Федерации, проект № 14.575.21.0128,
A review // Energy Fuels. 2012. V. 26. N 9. P. 5373-
уникальный
идентификатор
проекта
5399. https://doi.org/10.1021/ef3006405
RFMEFI57517X0128.
[5] van Dyk S., Su J., McMillan J. D., Saddler J. Potential
synergies of drop-in biofuel production with further
Благодарности
co-processing at oil refineries (Review) // Biofuels
Bioprod. Bioref. 2019. V. 13. N 3. P. 760-775.
Исследования выполнены с использованием
https://doi.org/10.1002/bbb.1974
оборудования Центра коллективного пользования
[6] Bezergianni S., Dimitriadis A., Kikhtyanin O.,
«Национальный центр исследования катализато-
Kubicka D. Refinery co-processing of renewable feeds
ров». Авторы выражают признательность к.х.н. Е. Ю.
(review) // Progress in Energy and Comb. Sci. V. 68.
Герасимову за анализ образцов сульфидных катали-
P. 29-64.
заторов методом ПЭМ.
https://doi.org/10.1016/j.pecs.2018.04.002
[7] Toth C., Sagi D., Hancsok J. Straight run gas oil as
sulphur compound to preserve the sulphide state of the
Конфликт интересов
hydroprocessing catalyst of triglycerides // J. Clean.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта инте-
Prod. 2016. V. 111. P. 42-50.
ресов, требующего раскрытия в данной статье.
https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.07.152
1730
Порсин А. А. и др.
[8] Власова Е. Н., Делий И. В., Нуждин А. Л., Алек-
hydrocarbons. understanding the reaction routes //
сандров П. В., Герасимов Е. Ю., Алешина Г. И.,
Topics in Catal. 2009. V. 52. N 3. P. 229-240.
Бухтиярова Г. А. Каталитические свойства суль-
https://doi.org/10.1007/s11244-008-9159-z
фидных CoMo/Al2O3 катализаторов в процессе
[14]
Satyarthi J. K., Chiranjeevi T., Gokak D. T., Viswa-
совместной гидроочистки прямогонной дизельной
nathan P. S. An overview of catalytic conversion of
фракции и рапсового масла // Кинетика и катализ.
vegetable oils/fats into middle distillates (review) //
2014. T. 55. № 4. C. 506-516.
Catal. Sci. Technol. 2013. V. 3. P. 70-80.
https://doi.org/10.7868/S0453881114040145
https://doi.org/10.1039/c2cy20415k
[Vlasova E. N., Deliy I. V., Nuzhdin A. L., Aleksand-
[15]
Stanislaus A., Marafi A., Rana M. Recent advances in
rov P. V., Gerasimov E. Yu., Aleshina G. I., Bukhtiy-
the science and technology of ultra low sulfur diesel
arova G. A. Catalytic properties of CoMo/Al2O3
(ULSD) production (review) // Catal. Today. 2010.
sulfide catalysts in the hydrorefining of straight-run
V. 153. N 1-2. P. 1-68.
diesel fraction mixed with rapeseed oil // Kinet. Catal.
https://doi.org/10.1016/j.cattod.2010.05.011
2014. V. 55. N 4. P. 480-490.
[16]
de Brimont M. R., Dupont C., Daudin A., Geantet C.,
https://doi.org/10.1134/s0023158414040144].
Raybaud P. Deoxygenation mechanisms on Ni-
[9] Никульшин П. А., Сальников В. А., Пимерзин Ал. А.,
promoted MoS2 bulk catalysts: A combined
Еремина Ю. В., Коклюхин А. С., Цветков В. С.,
experimental and theoretical study // J. Catal. 2012.
Пимерзин А. А. Совместная гидроочистка пря-
V. 286. P. 153-164.
могонной дизельной фракции и растительно-
https://doi.org/10.1016/j.jcat.2011.10.022
го масла на Co(Ni)-PMo/Al2O3 катализаторах //
[17]
Dupont C., Lemeur R., Daudin A., Raybaud P.
Нефтехимия. 2016. Т. 56. № 1. С. 64-69.
Hydrodeoxygenation pathways catalyzed by MoS2
https://doi.org/10.7868/S0028242115060155
and NiMoS active phases: A DFT study // J. Catal.
[Nikul′shin P. A., Salnikov V. A., Pimerzin A. A.,
2011. V. 279. N 2. P. 276-286.
Eremina Y. V., Koklyukhin A. S., Tsvetkov V. S.,
https://doi.org/10.1016/j.jcat.2011.01.025
Pimerzin A. A. Co-hydrotreating of straight-run
[18]
Deliy I. V., Vlasova E. N., Nuzhdin A. L., Gerasi-
diesel fraction and vegetable oil on Co(Ni)-PMo/
mov E. Yu., Bukhtiyarova G. A. Hydrodeoxygenation
Al2O3 catalysts // Petrol. Chem. 2016. V. 56. N 1.
of methyl palmitate over sulfided Mo/Al2O3, CoMo/
P. 56-61.
Al2O3 and NiMo/Al2O3 catalysts // RSC Advances.
https://doi.org/10.1134/s0965544115080150].
2014. V. 4. P. 2242-2250.
[10] Bezergianni S., Dimitriadis A., Meletidis G.
https://doi.org/10.1039/c3ra46164e
Effectiveness of CoMo and NiMo catalysts on co-
[19]
Simacek P., Kubicka D., Kubickova I., Homola F.,
hydroprocessing of heavy atmospheric gas oil-waste
Pospasil M., Chudoba J. Premium quality renewable
cooking oil mixtures // Fuel. 2014. V. 125. P. 129-136.
diesel fuel by hydroprocessing of sunflower oil // Fuel.
https://doi.org/10.1016/j.fuel.2014.02.010
2011. V. 90. P. 2473-2479.
[11] Власова Е. Н., Делий И. В., Герасимов Е. Ю.,
https://doi.org/10.1016/j.fuel.2011.03.013
Александров П. В., Нуждин А. Л., Алешина Г. И.,
[20]
Rana B. S., Kumar R., Tiwari R., Joshi R. K.,
Бухтиярова Г. А. Применение двухслойной систе-
Garg M. O., Sinha A. K. Transportation fuels from co-
мы для получения дизельного топлива из смеси
processing of waste vegetable oil and gas oil mixtures
прямогонной дизельной фракции и рапсового мас-
// Biomass Bioenergy. 2013. V. 56. P. 43-52.
ла на сульфидных катализаторах // Нефтехимия.
https://doi.org/10.1016/j.biombioe.2013.04.029
2017. Т. 57. № 6. С. 778-782.
[21]
Kumar R., Rana B. S., Tiwari R., Verma D., Kumar R.,
https://doi.org/10.7868/S0028242117060338
Joshi R. K., Garg M. O., Sinha A. K. Hydroprocessing
[Vlasova E. N., Deliy I. V., Gerasimov E. Yu.,
of jatropha oil and its mixtures with gas oil // Green
Aleksandrov P. V., Nuzhdin A. L., Aleshina G. I.,
Chem. 2010. V. 12. P. 2232-2239.
Bukhtiyarova G. A. Use of a dual-bed system for
https://doi.org/10.1039/C0GC00204F
producing diesel fuel from a mixture of straight-run
[22]
Sankaranarayanan T. M., Banu M., Pandurangan A.,
diesel and rapeseed oil over sulfide catalysts // Petrol.
Sivasanker S. Hydroprocessing of sunflower oil-gas oil
Chem. 2017. V. 57. N 12. P. 1156-1160.
blends over sulfided Ni-Mo-Al-zeolite beta composites
https://doi.org/10.1134/S0965544117060263].
// Bioresource Tech. 2011. V. 102. N 22. P. 10717-
[12] Kubička D., Kaluža L. Deoxygenation of vegetable
10723. https://doi.org/10.1016/j.biortech.2011.08.127
oils over sulfided Ni, Mo and NiMo catalysts // Appl.
[23]
Zhang X., Guo A., Wang F., Duang X. Directly
Catal. A: General. 2010. V. 372. P. 199-208.
producing clean and low softening point diesel
https://doi.org/10.1016/j.apcata.2009.10.034
using integrated hydrotreating and hydroisomerizing
[13] Donnis B., Egeberg R. G., Blom P., Knudsen K. G.
catalysts // Energy Fuels. 2010. V. 24. N 7. P. 3772-
Hydroprocessing of bio-oils and oxygenates to
3777. https://doi.org/10.1021/ef901373w
Гидропереработка смеси прямогонной дизельной фракции и рапсового масла...
1731
[24]
Xing G. H., Liu S.Y., Guan Q. X., Li W. Investigation
aromatics from hydroprocessing of jatropha oil over
on hydroisomerization and hydrocracking of C15-C18
hydrogenation catalysts supported on hierarchical
n-alkanes utilizing a hollow tubular Ni-Mo/SAPO-11
mesoporous SAPO-11 // Appl. Catal. A: General.
catalyst with high selectivity of jet fuel // Catal. Today.
2015. V. 490. P. 108-116.
2019. V. 330. P. 109-116.
https://doi.org/10.1016/j.apcata.2014.11.007
https://doi.org/10.1016/j.cattod.2018.04.028
[28] Nuzhdin A. L., Bukhtiyarova G. A., Porsin A. A.,
[25]
Li T., Cheng J., Huang R., Yang W., Zhou J. Cen K.
Prosvirin I. P., Deliy I. V., Volodin V. A., Gerasi-
Hydrocracking of palm oil to jet biofuel over different
mov E. Y., Vlasova E. N., Bukhtiyarov V. I. Effect
zeolites // Int. J. Hydrogen Energy. 2016. V. 41. N 47.
of mono-, di-, and triethylene glycol on the activity
P. 21883-21887.
of phosphate-doped NiMo/Al2O3 hydrotreating
https://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2016.09.013
catalysts // Catalysts. 2019. V. 9. N. 96.
[26]
Liu Q., Zuo H., Zhang Q., Wang T., Ma L.
https://doi.org/10.3390/catal9010096
Hydrodeoxygenation of palm oil to hydrocarbon fuels
[29] Anand M., Farooqui S. A., Kumar R., Joshi R.,
over Ni/SAPO-11 catalysts // Chin. J. Catal. 2014.
Kumar R., Sibi M. G., Singh H., Sinha A. K.
V. 35. N 5. P. 748-756.
Optimizing renewable oil hydrocracking conditions
https://doi.org/10.1016/S1872-2067(12)60710-4
for aviation bio-kerosene production // Fuel Processing
[27]
Verma D., Rana B. S., Kumar R., Sibi M. G.,
Technol. 2016. V. 151. P. 50-58.
Sinha A. K. Diesel and aviation kerosene with desired
https://doi.org/10.1016/j.fuproc.2016.05.028