322
Яновский Л. С. и др.
Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 3
УДК 629.7.036.22.001
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВЕРДЫХ ТОПЛИВ
НА ОСНОВЕ ВЫСОКОЭНТАЛЬПИЙНЫХ ДИСПЕРГАТОРОВ
ДЛЯ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
© Л. С. Яновский1,3, Д. Б. Лемперт2*, В. В. Разносчиков1,2, И. С. Аверьков1,2
1 Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, Москва
2 Институт проблем химической физики РАН, г. Черноголовка Московской обл.
3 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
* E-mail: Lempert@icp.ac.ru
Поступила в Редакцию 25 декабря 2018 г.
После доработки 25 декабря 2018 г.
Принята к публикации 25 декабря 2018 г.
Рассмотрена возможность замены широко используемого в настоящее время перхлората аммония
в качестве окислителя (диспергатора) в составе твердых борсодержащих топлив для летательных
аппаратов с ракетно-прямоточным двигателем на диспергаторы с пониженным содержанием азота
и кислорода, обладающие высокой энтальпией образования (более 2 МДж·кг-1) и способные газифици-
ровать твердое топливо. Проведена оценка эффективности топлив с высокоэнтальпийными диспер-
гаторами в оптимизационной постановке по критерию дальности полета летательного аппарата с
учетом полноты сгорания топлива в камере дожигания. Ряд наиболее эффективных диспергаторов
рекомендован для дальнейшего изучения.
Ключевые слова: твердое топливо, ракетно-прямоточный двигатель, диспергатор, высокоэнталь-
пийное азотсодержащее соединение, системный анализ, дальность полета, летно-технические
характеристики.
DOI: 10.1134/S0044461819030071
Перспективным направлением развития ракетного
ния -2516.7 кДж·кг-1, плотность 1950 кг·м-3) [1, 2],
вооружения с внутриатмосферной зоной эксплуата-
существенно снижающий теплоту сгорания твердого
ции является создание летательных аппаратов с ра-
топлива.
кетно-прямоточным двигателем (РПД) на твердых то-
В настоящей работе исследован вопрос о возмож-
пливах, использующих забортный воздух в качестве
ности замены NH4ClO4 на высокоэнтальпийные сое-
основного окислителя. Твердые топлива для РПД
динения, содержащие минимальное или даже нулевое
превосходят жидкие топлива по эксплуатационным
количество окислительных (Cl, O) и инертных эле-
показателям и в ряде случаев по летно-техническим
ментов (N). Такие вещества по существу являются
характеристикам. Недостатком твердых топлив для
горючими и обладают собственной теплотой сгорания
РПД является необходимость включения в их состав
в воздухе, существенно более высокой, чем тепло-
окислителя для обеспечения газификации твердого
та сгорания NH4ClO4. За счет высокой энтальпии
топлива в газогенераторе и подачи (выноса) продук-
образования при наличии теплового импульса они
тов газификации в камеру дожигания РПД. Любой
способны к быстрым химическим превращениям
практически применяемый окислитель в составе
с выделением газов даже в отсутствие окислителя,
твердого топлива для РПД, как известно, снижает его
достигая в адиабатических условиях высоких тем-
массовую теплоту сгорания и тем самым удельный
ператур (TГГ). Таким образом, они могут служить
импульс РПД. В настоящее время в качестве окис-
диспергаторами для других компонентов твердого
лителя в твердых топливах для РПД используется
топлива, обеспечивая газификацию и вынос их из
перхлорат аммония (NH4ClO4, энтальпия образова-
газогенератора.
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
323
Рис. 1. Схема летательного аппарата с ракетно-прямоточным двигателем.
1 — носовой отсек, 2 — твердотопливный газогенератор, 3 — регулятор расхода топлива, 4 — камера дожигания,
5 — реактивное сопло, 6 — воздухозаборное устройство.
Оценка эффективности твердых топлив с но-
топлива на борту летательного аппарата определяется
выми диспергаторами производится по критерию
только его плотностью. В качестве варьируемых пе-
дальности полета летательных аппаратов с РПД.
ременных выбраны:
Рассматривается горизонтальный прямолинейный
— площадь входа воздухозаборного устройства,
полет летательных аппаратов с аэродинамической
— площадь критического сечения сопла,
конфигурацией, подобной ракете Метеор [3-5], в
— массовые доли компонентов твердого топлива.
интервале высот 5-12 км и чисел Маха полета 2-3.5.
В качестве ограничивающих параметров рассма-
Схема силовой установки в составе летательного
триваются массовая доля связки и равновесная ади-
аппарата представлена на рис. 1.
абатическая температура в газогенераторе (TГГ). При
Для данной аэродинамической конфигурации ис-
этом массовая доля связки должна быть не менее 0.3
пользованы аэродинамические характеристики ле-
(как у существующих топлив [3]) для обеспечения
тательных аппаратов, дроссельные характеристики
удовлетворительных физико-механических характе-
воздухозаборного устройства, полученные в результа-
ристик топлива, TГГ — составлять не менее 2000 K,
те численных расчетов, выполненных в ЦИАМ В. А.
что для борсодержащих топлив является необходи-
Степановым. Основные характеристики летательных
мым для обеспечения приемлемого уровня полноты
аппаратов соответствуют данным ракеты Метеор
сгорания бора в воздушном потоке [2, 6-8].
[3-5].
Расчет дальности полета осуществляется путем
В работе рассмотрено 49 образцов твердых то-
численного интегрирования уравнений динамики
плив, содержащих три компонента: горючее — бор,
полета [9]. Расход топлива в каждой точке траекто-
горючее-связующее и диспергатор. В качестве связу-
рии выбирается из условия обеспечения постоянной
ющего выбран изопреновый каучук (брутто-формула
скорости полета.
C5H8, плотность 920 кг·м-3, энтальпия образования
Методика расчета и разработанный программ-
-922 кДж·кг-1). Свободный бор имеет плотность
ный комплекс. В настоящее время не существует
2340 кг·м-3 и нулевую энтальпию образования. В ка-
обобщенного энергетического критерия эффектив-
честве диспергатора выбирается по одному пред-
ности топлив для достижения максимальной даль-
ставителю из широкого набора веществ: NH4ClO4
ности полета летательных аппаратов. Оценка эффек-
(базовый окислитель — диспергатор), октоген, ор-
тивности топлив с разным элементным составом по
ганические соединения с положительной энтальпи-
значениям массовой теплоты сгорания и плотности
ей образования, соединения на основе различных
[10] или по значениям объемной теплоты сгорания
N-гетероциклов. Свойства выбранных диспергаторов
Hv [11] является весьма грубой и может приводить к
представлены в табл. 1, а их структуры — в табл. 2.
неверным выводам по дальности полета летательных
Для каждого топлива выполняется расчет по фор-
аппаратов.
мированию оптимального состава топлива и опти-
В данной работе оценка эффективности новых
мальной проточной части двигателя с учетом харак-
топлив проводилась с помощью программного ком-
теристик летательных аппаратов и траектории полета.
плекса, в основе которого положена концепция анали-
Критерием оптимизации является максимально воз-
за системы летательный аппарат-двигатель-топливо
можная дальность полета S. В рамках рассматрива-
[12]. Комплекс был усовершенствован авторами на-
емого летательного аппарата масса его сухой кон-
стоящей работы для возможности системного анализа
струкции, объем топлива, геометрические параметры
применительно к летательному аппарату ракетной
газогенератора и камеры дожигания принимаются
компоновки с РПД на твердых топливах. В частно-
неизменными для всех топлив. Таким образом, масса
сти, в комплексе реализованы инженерные методи-
324
Яновский Л. С. и др.
ки термогазодинамического расчета РПД, расчета
Параметры потока в любом сечении проточного
высотно-скоростных и дроссельных характеристик
тракта определяются путем решения системы урав-
РПД, динамики полета летательных аппаратов с РПД,
нений
объемно-массовой компоновки летательных аппара-
(1)
тов с РПД [1, 3-5, 9, 13-17].
Методики термогазодинамических расчетов были
(2)
усовершенствованы для учета зависимости теплофи-
зических свойств воздуха и продуктов сгорания от
(3)
температуры. Это достигнуто за счет интеграции в
(4)
программный комплекс расчетного модуля Terra [18]
и его обширной базы данных по термодинамическим
(5)
свойствам индивидуальных веществ. Модуль Terra
позволяет определять химически равновесный со-
где i — номер сечения проточной части двигателя;
став сложных гетерогенных систем в любом сечении
ρ — плотность среды; p — давление среды; A — пло-
двигателя.
щадь проходного сечения; T — температура среды;
Программный комплекс дополнен возможностью
V — скорость потока; σi — коэффициент потерь пол-
оптимизационных исследований с распараллелива-
ного давления на i-том участке; ΔQi — количество
нием вычислений на многоядерных вычислитель-
тепла, отводимое на i-том участке; S — энтропия;
ных системах. Это достигнуто за счет реорганизации
R — газовая постоянная; G — массовый расход пото-
структур данных в классы, описывающие объект ис-
ка; I — полная энтальпия продуктов сгорания, опре-
следования и допускающие возможность масштаби-
деляемая по соотношению
рования, а также использования технологии OpenMP
(6)
в рамках языка программирования Fortran 2008.
Оптимизация является однокритериальной с воз-
gj — массовые доли компонентов; ΔfH298 — стан-
можностью наложения до 10 ограничений по различ-
ным параметрам. Вектор варьируемых переменных
дартная энтальпия образования;
может включать до 15 переменных, среди которых
могут быть выбраны двигательные, топливные, тра-
термодинамическая энтальпия, отсчитываемая от 0 K;
екторные параметры и др. Совместная оптимизация
cp — изобарная теплоемкость.
двигательных, топливных и траекторных параметров
Связь заторможенных параметров со статическими
обеспечивает комплексную оптимизацию системы
определяется уравнением изоэнтропы (3). Энтропия
летательный аппарат-двигатель-топливо.
смеси определяется с учетом состава смеси:
(7)
где j — мольный расход j-того вещества (моль·с);
где cp,g и cv,g — соответственно изобарная и изохор-
— стандартная энтропия (Дж·моль-1·K-1) при дав-
ная теплоемкости газовой фазы, cp.cond и cv.cond
лении в 1 физ. атм; Rμ — универсальная газовая посто-
к-фазы; Rg — газовая постоянная для газовой части
янная, равная 8.314 Дж·моль-1·K-1; p0 = 101 325 Па;
продуктов сгорания.
pj — парциальное давление j-того вещества (Па).
Очевидно, чем больше к-фазы в продуктах сгора-
Влияние конденсированной фазы (к-фазы) на
ния, тем меньше будет газовая постоянная продуктов
свойства продуктов сгорания учитывается путем рас-
сгорания.
чета изобарной (cp) и изохорной (cv) теплоемкостей,
Учет полноты сгорания в термодинамическом рас-
газовой постоянной R для фиктивной газовой смеси
чете производится посредством коррекции полной
(так называемого псевдогаза) с учетом массовой доли
энтальпии продуктов сгорания [1]:
к-фазы z [19]:
(11)
cp = (1 - z)cp.g + zcp.cond,
(8)
cv = (1 - z)cv.g + zcv.cond,
(9)
где I — полная энтальпия продуктов сгорания, опре-
R = Rg(1 - z),
(10)
деляемая по соотношению (6); αк — коэффициент
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
325
избытка воздуха; L0 — стехиометрическое соотноше-
Полная энтальпия топлива определяется по соот-
ние с воздухом; Iт, Iв — полные энтальпии топлива и ношению
воздуха (кДж·кг-1).
Iт(Tт) = ΔfH298,т + H(Tт) -H(298) ≈ ΔfH298,т + ср,т(298) (Тт - 298.15),
(12)
где Тт, ср,т — температура (K) и теплоемкость
где gk, ρk — массовая доля и плотность k-того компо-
(Дж·кг-1·K-1) топлива.
нента топлива.
Полная энтальпия воздуха определяется следую-
Значения величин ρk приведены в табл. 1.
щим образом:
Модель динамики полета построена на числен-
ном интегрировании дифференциальных уравнений,
(13)
описывающих движение центра масс летательного
аппарата в скоростной системе координат [1, 4, 9].
Расчетная схема сил, приложенных к центру масс
где Тв — температура воздуха, gj — массовые доли
летательного аппарата, представлена на рис. 2.
веществ в воздухе.
Таким образом, используемый программный
Полнота сгорания топлив, рассмотренных в рабо-
комплекс позволяет учесть эффекты, связанные с
те, оценивалась по соотношению
влиянием элементного состава топлива на удельный
импульс РПД и на оптимальный коэффициент из-
(14)
бытка воздуха в камеру дожигания РПД, а также с
влиянием плотности топлива на угол атаки летатель-
где gk, HU,k и ηk — соответственно массовая доля,
ного аппарата и на оптимальные значения площадей
массовая теплота сгорания и полнота сгорания k-того
воздухозаборного устройства и критического сечения
компонента топлива.
реактивного сопла.
Расчет плотности трехкомпонентного топлива
Оценка полноты сгорания компонентов твердого
производится по формуле идеального смешения:
топлива в РПД. Большое количество эксперименталь-
ных данных по рабочим процессам в камерах сгора-
ния РПД представлено в [3, 20]. На основе анализа
(15)
обширных экспериментальных данных при работе
Рис. 2. Схема сил, приложенных к центру масс летательного аппарата в скоростной системе координат.
Hп — высота полета; Sп — дальность полета; Vп — вектор скорости; θ — траекторный угол; α — угол атаки; φ — угол
отклонения вектора тяги от строительной оси летательного аппарата; МЛА — масса летательного аппарата; g — ускорение
свободного падения; Rэф — эффективная тяга; Xа, Yа — сила лобового сопротивления и подъемная сила летательного
аппарата соответственно.
326
Яновский Л. С. и др.
модельных и натурных РПД, где в качестве горючих
камеры дожигания не более 5 калибров (калибр —
веществ использовались Al, Mg и углеводородные
наружный диаметр камеры дожигания). В этих усло-
соединения (CnHm), была установлена обобщенная
виях, по данным [7], полнота сгорания борсодержа-
зависимость полноты сгорания от коэффициента из-
щего топлива с указанным выше составом не будет
бытка воздуха и других параметров рабочего процес-
превышать η = 0.7. Учитывая, что полнота сгорания
са в камере дожигания РПД [3, 20].
NH4ClO4 и горючего-связующего равна 0.95, по фор-
Приведенная длина камеры дожигания xпр (рис. 2)
муле (14) получаем полноту сгорания чистого бора
определяется по соотношению [20]
примерно 0.5.
В работе [8] развита математическая модель горе-
ния частиц бора и проведены расчеты для широкого
(16)
диапазона длин камер сгорания РПД. Для РПД ле-
тательного аппарата типа Метеор полнота сгорания
где LКД, DКД — длина и диаметр камеры дожигания;
бора также оказывается на уровне 0.5.
dцт — диаметр центрального тела в КД (в нашем
Таким образом, полнота сгорания чистого бора
случае он равен нулю); N — количество сопел газо-
принимается равной 0.5, а полнота сгорания горю-
генератора.
чего-связующего и диспергаторов — 0.95. Полнота
Отношение LКД/DКД РПД обычно не превышает 5.
сгорания всего топлива будет определяться по фор-
Количество сопел газогенератора составляет обычно
муле (14).
6. Расчеты по формуле (16) для данных условий по-
Характеристики диспергаторов. В табл. 1 пред-
казывают, что полнота сгорания указанных топлив в
ставлены характеристики изученных в настоящей
камере дожигания находится на уровне 0.95.
работе диспергаторов, входящих в состав твердого
Таким образом, для горючего-связующего твердо-
топлива (бор + горючее-связующее + диспергатор).
го топлива РПД, которым является углеводородное
Структуры диспергаторов представлены в табл. 2.
соединение CnHm, полнота сгорания принимается
Большинство из приведенных в табл. 1 и 2 диспер-
равной 0.95. Диспергаторы и окислители с общим
гаторов в индивидуальном виде являются взрывчаты-
элементным составом типа C-H-N-O-Cl должны
ми веществами с разной степенью чувствительности
иметь полноту сгорания в воздушном потоке не
к механическим воздействиям. Однако, будучи рас-
меньше, чем при горении индивидуального твердого
творенными или даже диспергированными в горю-
углеводорода. В настоящей работе полнота сгорания
чем-связующем, они могут стать вполне пригодными
диспергаторов и NH4ClO4 принята равной 0.95 по
для практического применения.
аналогии с горючим-связующим.
Изучаемые диспергаторы в отличие от NH4ClO4
В работе [6] отмечаются большие проблемы по
обладают положительным значением стехиометриче-
горению бора в условиях РПД, в частности, гово-
ского коэффициента с воздухом, что характеризует их
рится от том, что высокая температура плавления и
горючими. Кроме того, они обладают относительно
испарения бора (2450 и 3931 K соответственно) пре-
большими значениями собственной теплоты сгорания
пятствует достижению высокой полноты сгорания.
в кислороде (табл. 1, рис. 3).
Кроме того, на поверхности частицы бора формиру-
Как видно из рис. 3, наибольшим значением объ-
ется пленка из B2O3, что также снижает эффектив-
емной теплоты сгорания в кислороде Hv обладает
ность горения бора.
диспергатор LP-18. Однако необходимое количество
В [2] отмечается, что сгорание частиц бора проис-
диспергатора в топливе будет зависеть от его способ-
ходит медленнее других металлических частиц, таких
ности газифицировать горючее-связующее, выносить
как Al, Mg и др. Это также объясняется более высокой
металлическое горючее из газогенератора и реализо-
температурой испарения бора, вследствие чего реак-
вать высокую температуру в нем (TГГ).
ция окисления протекает исключительно на поверхно-
сти частицы при отсутствии реакций в газовой фазе.
Обсуждение результатов
В работе [7] представлены экспериментальные
данные по эффективности сжигания борсодер-
В результате проведенных расчетов для каждой из
жащего топлива, имеющего состав: 30% B + 40%
топливных композиций сформированы оптимальные
NH4ClO4 + 30% углеводородное горючее-связующее,
сечения проточной части РПД и оптимальный состав
полнота сгорания борсодержащего топлива находится
топлива, обеспечивающие максимальную дальность
на уровне 0.6-0.8 в зависимости от длины камеры
полета. Основные результаты расчетов приведены в
сгорания. В летательном аппарате типа Метеор длина
табл. 3.
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
327
Таблица 1
Основные данные по диспергаторам*
Условное
ρ,
ΔH°f,
Брутто-
Hv,
Название
обозначе-
кг·м-3
кДж·кг-1
L0
формула
МДж·л-1
ние
[21]
[21]
1,4-Диазидофталазин
Lp-18
C8H4N8
1540
3285.0
31.438
5.865
1,4,5-Триазидофталазин
Lp-17
C8H3N11
1590
3930.0
28.312
4.779
7H-Трис([1,2,5]оксадиазоло)[3,4-b:3′,4′-d:3″,4″-
Lp-40
C6H2N8O3
1960
3080.8
27.838
2.953
f]-азепин-7-амин
7H-Трис([1,2,5]оксадиазоло)[3,4-b:3′,4′-d:3″,4″-
Lp-41
C6HN7O3
1960
2736.5
27.574
2.998
f]-азепин
3,4,5-Триазидопиридин-2,6-дикарбонитрил
Lp-5
C7N12
1629
5651.0
27.012
3.839
4H,8H-Бис(фуразано)-(3,4-b:3′,4′-e)пиразин
Lp-32
C4H2N6O2
2000
2353.0
26.581
2.914
2,4,6-Триазидопиридин
Lp-4
C5H2N10
1626
5392.0
26.551
3.762
7H-Трис([1,2,5]оксадиазоло)[3,4-b:3′,4′-d:3″,4″-
Lp-43
C6H2N8O4
1970
2805.3
26.034
2.488
f]-азепин-7-амин-1-оксид
Оксепино[2,3-c:4,5-c′:6,7-c″]трис([1,2,5]оксади-
Lp-45
C6N6O4
1960
2302.1
25.544
2.513
азол)
Циклододекатетрафуразанотетраазадиен
Lp-24
C8N12O4
1800
4581.0
25.520
2.528
7H-Трис([1,2,5]оксадиазоло)[3,4-b:3′,4′-d:3″,4″-
Lp-42
C6HN7O4
1970
2287.8
25.310
2.499
f]-азепин-1-оксид
Оксепино[2,3-c:4,5-c′:6,7-c″]трис([1,2,5]оксади-
Lp-44
C6N6O5
1960
2805.3
25.103
2.050
азол)-1-оксид
Циклооктадекагексафуразаногексаазатриен
Lp-27
C12N18O6
1770
4376.0
24.732
2.528
2,4,6-Триазидопиридин-3,5-дикарбонитрил
Lp-7
C7N12
1512
5168.0
24.342
3.839
Дицианоазофуразан
Lp-23
C6N8O2
1580
4320.0
24.095
3.199
1,4,5,6-Тетраазидофталазин
Lp-14
C8H2N14
1510
4398.0
24.051
3.995
3,3′-Азобис(6-амино-1,2,4,5-тетразин)
Lp-21
C4H4N12
1810
3915.0
24.014
3.140
3,4,5,6-Тетраазидопиридин-2-карбонитрил
Lp-6
C6N14
1650
5590.0
23.760
3.094
2,3,5,6-Тетраазидопиридин-4-карбонитрил
Lp-8
C6N14
1654
5470.0
23.619
3.094
3,6-Дигидразино-1,2,4,5-тетразин
Lp-22
C2H6N8
1620
3770.0
23.360
3.405
2,4,6-Триазидопиримидин
Lp-3
C4HN11
1671
5612.0
23.329
2.893
Циклогексадекатетрафуразанооктаазатетраен
Lp-26
C8N16O4
1800
4540.0
22.926
2.159
1,4,5-Тетразидо-8-нитрофталазин
Lp-16
C8H2N12O2
1560
3260.0
22.830
3.478
1,4,5,6-Тетразидо-8-нитрофталазин
Lp-13
C8HN15O2
1670
3753.0
22.370
2.956
Бензотрифуразан
Lp-38
C6N6O6
1902
2390.0
22.362
1.645
5-(4-Азидо-1,2,5-оксадиазоле-3-ил)-1H-(1,2,3)-
Lp-30
C4N10O2
1810
5161.0
22.289
1.885
триазоло-(4,5-c)(1,2,5)-оксадиазол
Циклотетраоксагексафуразанододекаазагексаен
Lp-28
C12N24O6
1740
4573.0
22.219
2.159
328
Яновский Л. С. и др.
Таблица 1 (продолжение)
Условное
ρ,
ΔH°f,
Брутто-
Hv,
Название
обозначе-
кг·м-3
кДж·кг-1
L0
формула
МДж·л-1
ние
[21]
[21]
1,4,5,6,8-Пентазидофталазин
Lp-12
C8HN17
1520
4737.0
22.032
3.403
Циклодотриаконтаоктафуразаногексадекааза-
Lp-25
C16N32O8
1700
4573.0
21.709
2.159
октаен
DAzFF
DAzFF
C6N12O4
1743
4291.1
21.014
1.819
AzNTF
AzNTF
C6N10O5
1848
3279.4
20.999
1.657
2,4,6-Триазидо-1,3,5-триазин
Lp-2
C3N12
1736
6276.0
20.940
2.032
1,4,5,7-Тетразидо-8-нитрофталазин
Lp-15
C8HN15O2
1560
3753.0
20.897
2.956
N,N-Бис(4,6-диазидо-1,3,5-триазин-2-ил)амин
Lp-11
C6HN19
1710
4422.0
20.080
2.548
1N,2N-Бис(4,6-диазидо-1,3,5-триазин-2-ил)азен
Lp-1
C6N20
1720
4965.0
20.076
2.356
Битетразол
Lp-33
C2H2N8
1740
3850.0
19.670
2.503
1N,2N-Бис(4,6-диазидо-1,3,5-триазин-2-ил)ги-
Lp-9
C6H2N20
1650
4511.0
19.574
2.537
дразин
2,4,6-Тринитро-1,3,5-триазидобензол
Lp-20
C6N12O6
1820
3366.0
18.911
1.234
DNTF
DNTF
C6N8O7
1840
2236.5
18.787
1.167
Тетразол
Lp-19
CH2N4
1500
3370.0
18.668
2.961
3,6-Диазидо-1,2,4,5-тетразин
Lp-1
C2N10
1720
5717.0
18.086
1.685
DNFF
DNFF
C6N8O8
1855
2036.6
17.810
0.886
Этилендинитрамин
Lp-34
C2H6N4O4
1750
0.0
17.639
1.382
N,N′-Бис(азидометил-гем-динитроэтил)
Lp-36
C8H12N14O12
1720
975.0
17.620
1.393
3,4-Бис(3-нитрофуразан-4-азо)фуразан
Lp-29
C6N12O7
1710
3397.0
17.274
0.982
Октоген
Октоген
C8H16N16O16
1920
295.3
17.048
0.934
Гексанитрогексаазаизовюрцитан (CL-20)
CL-20
C6H6N12O12
2040
920.0
16.244
0.473
Дигидразиниевая соль метилендинитрамина
Lp-35
CH12N8O4
1400
-259.0
12.543
1.382
Перхлорат аммония
ПХА
NH4ClO4
1950
-2516.7
3.120
-1.471
* ρ — плотность, ΔH°f — энтальпия образования, Hv — объемная (термодинамическая) теплота сгорания вещества в
кислороде, L0 — коэффициент стехиометрического соотношения диспергатора с воздухом.
Как видно из данных табл. 3, все оптимизирован-
гарантирует требуемые физико-химические свойства
ные рецептуры содержат 30% связки. Это потому, что
топливной массы.
при оптимизации поставлено условие, что связки не
Поскольку достигаемая дальность полета является
ниже 30%, т. е. если бы поставили иное, более низкое
наиважнейшей характеристикой, на рис. 4 приведены
ограничение по содержанию связки, то дальность
в виде диаграммы величины дальности по их росту,
полета была бы выше в композициях как с органиче-
чтобы наглядно был виден ряд эффективности дис-
скими диспергаторами, так и с NH4ClO4. В настоящей
пергаторов.
работе при оптимизации мы не варьировали гранич-
Как видно из рис. 4, топлива на основе LP-44, LP-40,
ное условие по минимальному содержанию связки,
LP-43, LP-2, LP-41, LP-45, LP-42, LP-21, LP-5, LP-32
так как примерно именно такое содержание связки
и LP-38 обеспечивают прирост дальности летатель-
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
329
Таблица 2
Структуры исследуемых диспергаторов [21]
Октоген
DNTF
DNFF
DAzFF
AzNTF
LP-1
LP-2
LP-3
LP-4
LP-5
LP-6
LP-7
LP-8
LP-9
LP-10
LP-11
LP-12
LP-13
LP-14
LP-15
LP-16
330
Яновский Л. С. и др.
Таблица 2 (продолжение)
LP-17
LP-18
LP-19
LP-20
LP-21
LP-22
LP-23
LP-24
LP-25
LP-26
LP-27
LP-28
LP-29
LP-30
LP-31
LP-32
LP-33
LP-34
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
331
Таблица 2 (продолжение)
LP-35
LP-36
CL-20
LP-38
LP-40
LP-41
LP-42
LP-43
LP-44
LP-45
ного аппарата не менее чем на 15% по сравнению
Несмотря на разное количество диспергатора, адиа-
с NH4ClO4. Топлива на основе LP-3, LP-4, LP-24,
батическая температура в газогенераторе (TГГ) у всех
LP-30, LP-6, LP-1, LP-8, LP-10, LP-27, CL-20, LP-26,
рассмотренных топлив оказывается на уровне 2000 K
а также AzNTF обеспечивают прирост дальности
в соответствии с принятым ограничением в постанов-
не менее чем на 14%. Используемый в практике ок-
ке оптимизационного исследования.
тоген позволяет увеличить дальность полета лета-
Что касается плотности оптимизированных ком-
тельного аппарата на 12.6% по сравнению с NH4ClO4.
позиций (рис. 6), то она лежит в узком интервале
Диспергатор LP-35 обеспечивает минимальный при-
1.418-1.562 кг·м-3 при средней величине 1.515 кг·м-3.
рост дальности (менее 3%). Остальные диспергаторы
Наибольшая плотность (1562 кг·м-3) оптимизиро-
позволяют увеличить дальность полета летательного
ванной рецептуры топлива достигается при исполь-
аппарата в пределах 9-12%.
зовании наиболее плотного из диспергаторов CL-20
На рис. 5 представлена диаграмма по оптималь-
(2040 кг·м-3), наименьшая — при использовании
ному массовому содержанию компонентов, образу-
наименее плотного LP-35.
ющих каждое из рассмотренных топлив, для обеспе-
Наибольший эффективный удельный импульс
чения максимальной дальности. Как видно из рис. 5,
(1149 с) и полнота сгорания топлива достигаются
наименьшее количество диспергатора требуется в
на топливе с LP-18 (рис. 7, 8). Резко отличается от
топливах на основе LP-1, LP-2, LP-10, а наиболь-
остальных NH4ClO4 (Jу = 958 с), у всех остальных
шее — в топливах на основе NH4ClO4, LP-18 и LP-35.
величина Jу лежит в достаточно узком интервале
332
Яновский Л. С. и др.
Рис. 3. Объемная теплота сгорания диспергаторов.
1069-1149 с при средней величине 1101 с. Отметим,
рания зависит от содержания бора в топливе (рис. 5).
что LP-18 отличается наиболее высокими величина-
Чем больше массовая доля бора в топливе, тем мень-
ми L0 и Hv (табл. 1). Наибольшую полноту сгорания
ше полнота сгорания топлива.
(0.705) имеет топливо с LP-18 (рис. 8), наименьшую
Наибольшей объемной теплотой сгорания
(0.645) — топливо с LP-1. Очевидно, что полнота сго- Hv = 72.3 МДж·л-1 обладает топливо на основе LP-2.
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
333
Таблица 3
Характеристики оптимизированных по величине S композиций связка + бор + диспергатор*
Hv
ηHv
Диспергатор
L0
ρ, кг·м-3
g1
g2
g3
η
Jу
S
мДж·л-1
LP-44
68.88
45.85
9.16
1549
0.241
0.300
0.459
0.666
1100
1.161
LP-40
67.96
45.84
9.24
1546
0.262
0.300
0.438
0.675
1101
1.159
LP-43
68.28
45.76
9.18
1549
0.253
0.300
0.447
0.670
1097
1.157
LP-2
72.31
46.76
9.62
1533
0.179
0.300
0.520
0.647
1108
1.157
LP-41
67.33
45.54
9.21
1544
0.268
0.300
0.432
0.676
1099
1.156
LP-45
67.41
45.31
9.14
1546
0.260
0.300
0.439
0.672
1097
1.154
LP-42
67.40
45.31
9.12
1547
0.262
0.300
0.438
0.672
1094
1.152
LP-21
69.89
46.14
9.55
1531
0.221
0.300
0.478
0.660
1104
1.152
LP-5
69.79
46.28
9.74
1502
0.215
0.300
0.485
0.663
1126
1.152
LP-32
66.99
45.36
9.15
1549
0.273
0.301
0.426
0.677
1091
1.151
LP-38
68.43
45.34
9.09
1542
0.237
0.300
0.463
0.663
1096
1.151
LP-3
70.82
46.34
9.65
1516
0.198
0.301
0.502
0.654
1114
1.151
LP-4
69.80
46.26
9.72
1502
0.216
0.300
0.484
0.663
1124
1.150
LP-24
69.11
45.91
9.36
1527
0.230
0.300
0.470
0.664
1106
1.150
LP-30
70.42
46.12
9.38
1535
0.208
0.300
0.492
0.655
1099
1.149
LP-6
70.36
46.17
9.67
1511
0.202
0.300
0.497
0.656
1115
1.148
LP-1
71.79
46.29
9.56
1531
0.179
0.300
0.520
0.645
1101
1.148
LP-8
70.24
46.10
9.66
1511
0.204
0.301
0.496
0.656
1115
1.148
LP-10
70.54
45.92
9.55
1525
0.197
0.300
0.503
0.651
1102
1.144
LP-27
68.63
45.62
9.34
1521
0.233
0.300
0.467
0.665
1104
1.144
CL-20
68.54
44.91
8.86
1563
0.232
0.300
0.467
0.655
1074
1.143
LP-26
69.27
45.70
9.32
1530
0.223
0.300
0.477
0.660
1097
1.143
AzNTF
68.63
45.26
9.17
1535
0.228
0.300
0.471
0.659
1092
1.141
LP-11
69.76
45.58
9.53
1520
0.206
0.300
0.494
0.653
1100
1.139
DNTF
68.12
44.81
9.05
1534
0.229
0.300
0.471
0.658
1089
1.138
DNFF
68.29
44.80
9.01
1537
0.226
0.300
0.474
0.656
1087
1.138
LP-28
68.88
45.44
9.33
1519
0.222
0.300
0.478
0.660
1098
1.137
LP-33
69.57
45.52
9.48
1523
0.211
0.300
0.489
0.654
1095
1.137
LP-20
68.91
45.15
9.15
1534
0.219
0.300
0.481
0.655
1088
1.136
LP-22
68.71
45.58
9.59
1496
0.225
0.300
0.474
0.663
1113
1.134
DAzFF
68.81
45.28
9.27
1521
0.220
0.300
0.480
0.658
1095
1.134
LP-17
66.16
45.06
9.71
1474
0.263
0.300
0.437
0.681
1128
1.133
334
Яновский Л. С. и др.
Таблица 2 (продолжение)
Hv
ηHv
Диспергатор
L0
ρ, кг·м-3
g1
g2
g3
η
Jу
S
мДж·л-1
LP-9
69.48
45.39
9.53
1511
0.205
0.300
0.495
0.653
1100
1.133
LP-25
68.57
45.23
9.33
1513
0.222
0.300
0.478
0.660
1098
1.132
LP-7
68.02
45.20
9.71
1476
0.222
0.300
0.478
0.664
1122
1.128
LP-18
62.59
44.13
9.81
1439
0.314
0.300
0.386
0.705
1149
1.127
LP-29
68.52
44.76
9.14
1518
0.213
0.300
0.487
0.653
1090
1.127
Октоген
66.66
44.14
8.80
1541
0.252
0.300
0.448
0.662
1073
1.127
LP-12
67.94
44.91
9.63
1480
0.218
0.300
0.482
0.661
1113
1.122
LP-13
66.81
44.56
9.37
1499
0.242
0.300
0.457
0.667
1097
1.120
LP-14
66.91
44.73
9.66
1470
0.235
0.300
0.465
0.668
1118
1.120
LP-23
66.35
44.51
9.41
1480
0.246
0.300
0.454
0.671
1109
1.118
LP-36
65.52
43.57
8.90
1505
0.253
0.300
0.447
0.665
1081
1.108
LP-34
64.26
43.02
8.78
1506
0.268
0.300
0.431
0.669
1079
1.107
LP-15
65.82
43.89
9.37
1477
0.242
0.300
0.458
0.667
1097
1.104
LP-19
66.92
44.16
9.49
1473
0.224
0.300
0.476
0.660
1099
1.103
LP-16
64.12
43.45
9.34
1464
0.268
0.301
0.432
0.678
1101
1.099
LP-35
59.37
39.79
8.70
1418
0.278
0.300
0.422
0.670
1067
1.031
NH4ClO4
57.26
37.89
7.46
1533
0.318
0.300
0.382
0.662
958
1.000
* Hv — объемная теплота сгорания, ηHv — эффективная объемная теплота сгорания, L0 — коэффициент стехиометри-
ческого соотношения топлива и воздуха, ρ — плотность топлива, g1 — массовая доля диспергатора, g2 — массовая доля
связующего, g3 — массовая доля бора, η — полнота сгорания топлива в камере дожигания, Jу — эффективный удельный
импульс, S — относительная дальность полета, если для состава с NH4ClO4 ее принять за единицу.
Данное топливо также имеет максимальное значе-
ношения C/H/N/O. Это требует большого объема
ние эффективной теплоты сгорания, определяемой
вычислений и математического анализа больших
как произведение полноты сгорания топлива на его
массивов расчетных данных.
объемную теплоту сгорания: ηHv = 46.76 МДж·л-1
В настоящей работе был проведен анализ вклада
(рис. 9). Разница между Hv и ηHv определяет нереа-
энтальпии образования и плотности на дальность по-
лизованную часть энергии топлива в двигателе лета-
лета на примере диспергатора LP-18. Плотность этого
тельного аппарата (рис. 9).
соединения варьировали в пределах ±100 кг·м-3, эн-
Для целенаправленного поиска новых эффектив-
тальпию образования — в пределах ±100 кДж·кг-1
ных диспергаторов из очень широкого круга различ-
при том же элементном составе. В результате оптими-
ных высокоэнтальпийных органических соединений
зации РПД и состава для соответствующих «модифи-
следует оценить роль различных характеристик дис-
каций» LP-18 показано (рис. 10, 11) , что повышение
пергатора в повышении дальности полета летатель-
плотности диспергатора на каждые 100 кг·м-3 повы-
ного аппарата.
шает дальность полета (в относительном виде по от-
Дальность полета летательного аппарата с топлив-
ношению к составам с NH4ClO4) на 2%, а повышение
ными композициями на базе горючего-связующего,
величины ΔfH298 на каждые 100 кДж·кг-1 — на 1.3%.
бора и диспергатора зависит от многих параметров
Эти количественные соотношения относительной
диспергатора: от его энтальпии образования, плот-
«цены» плотности и энтальпии образования должны
ности, собственной калорийности, массового соот-
помочь при поиске других возможных компонентов,
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
335
Рис. 4. Относительная дальность полета летательного аппарата на разных топливах с оптимизированным составом
и оптимальной проточной частью ракетно-прямоточного двигателя.
336
Яновский Л. С. и др.
Рис. 5. Оптимальный состав рассмотренных топливных композиций.
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
337
Рис. 6. Плотность топлива оптимизированного состава в зависимости от диспергатора.
338
Яновский Л. С. и др.
Рис. 7. Средний по времени полета эффективный удельный импульс для рассмотренных топлив.
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
339
Рис. 8. Полнота сгорания рассмотренных топлив.
340
Яновский Л. С. и др.
Рис. 9. Эффективные и нереализованные значения объемной теплоты сгорания.
Оценка эффективности твердых топлив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
341
при существенном снижении ΔfH298, например, на
1000 кДж·кг-1 потеря в дальности составит лишь
13%. Это не так, потому что при таком резком сни-
жении величины энтальпии образования дисперга-
тора рецептура может ни при каком соотношении
компонентов не удовлетворить граничному условию
TГГ > 2000 K, и, следовательно, расчет величины S по
применяемому алгоритму (глава «Методика расчета
и разработанный программный комплекс») не имеет
физического смысла. Таким образом, полученный ре-
зультат «повышение величины энтальпии образования
на каждые 100 кДж·кг-1 повышает относительную
дальность полета на 1.3%» можно использовать только
при небольших отклонениях в величине энтальпии
Рис. 10. Влияние изменения плотности диспергатора
образования и при условии, что исходная рецептура
LP-18 на дальность полета.
топлива характеризуется величиной TГГ > 2000 K.
Выводы
Анализ эффективности топлива для ракетно-пря-
моточного двигателя и формирование его состава
целесообразно производить в оптимизационной по-
становке по критерию дальности полета с учетом
влияния состава топлива на полноту сгорания, плот-
ность и теплоту сгорания. Данные расчеты целесоо-
бразно проводить с помощью программных инстру-
ментов на базе инженерных моделей с организацией
численного интегрирования уравнений динамики
Рис. 11. Влияние изменения энтальпии образования
полета для учета влияния плотности топлива на угол
диспергатора LP-18 на дальность полета.
атаки и аэродинамическое качество, а также эффек-
тивность работы воздухозаборного устройства.
способных служить диспергаторами. В то же время
Сравнительный анализ 49 диспергаторов в составе
роль высокой энтальпии образования является ре-
трехкомпонентного твердого топлива (бор + горючее-
шающим фактором в снижении содержания окис-
связующее + диспергатор) по критерию системы ле-
лительных элементов в диспергаторе и повышении
тательный аппарат-двигатель-топливо показал, что
содержания горючих элементов в нем при сохранении
ряд из них (LP-44, LP-40, LP-2, LP-43, LP-41, LP-45,
способности диспергатора газифицировать твердое
LP-42, LP-5, LP-21, LP-32, LP-38 и LP-3) позволяет
топливо и вынести его из газогенератора. В этом
увеличить дальность полета более чем на 15% по
и заключается основное преимущество высокоэн-
сравнению с перхлоратом аммония.
тальпийных диспергаторов: по условиям оптимиза-
Интерес представляют также диспергаторы LP-4,
ции достигаемая температура в газогенераторе (TГГ)
LP-24, LP-30, LP-6, LP-1, LP-8, LP-10, LP-27, LP-26,
должна быть не ниже 2000 K, а это условие может
CL-20, а также AzNTF, обеспечивающие прирост
быть выполнено либо при высокой энтальпии обра-
дальности на 14%. Используемый в практике октоген
зования диспергатора или при высоком содержании
позволяет увеличить дальность полета летательного
диспергатора, а последнее (например, для смеси с
аппарата на 12.6% по сравнению с перхлоратом ам-
NH4ClO4) резко понизит величину Hv, что негативно
мония. Диспергатор LP-35 обеспечивает минималь-
отразится на дальности полета.
ный прирост дальности (менее 3%). Остальные из
Нужно отметить, что описанный выше резуль-
рассмотренных диспергаторов позволяют увеличить
тат «повышение величины энтальпии образования
дальность полета летательного аппарата в пределах
на каждые 100 кДж·кг-1 повышает относительную
9-12%.
дальность полета на 1.3%», на первый взгляд, может
Величина энтальпии образования диспергатора яв-
привести неверному выводу, например, о том, что
ляется решающим фактором в снижении содержания
342
Яновский Л. С. и др.
окислительных элементов в твердом топливе при со-
бие / Под общ. ред. В. А. Сорокина. М.:
хранении способности диспергатора газифицировать
МГТУ им. Н. Э. Баумана,
2016.
317 с.
твердое топливо и вынести его из газогенератора.
[5] Обносов Б. В., Сорокин В. А., Яновский Л. С., Ягод-
ников Д. А., Францкевич В. П., Животов Н. П.,
В этом заключается основное преимущество высо-
Суриков Е. В., Кобко Г. Г., Тихомиров М. А., Ша-
коэнтальпийных диспергаторов — они позволяют
ров М. С. Конструкция и проектирование комбини-
достигать высоких величин адиабатической темпера-
рованных ракетных двигателей на твердом топливе
туры в процессе газификации в газогенераторе и не
/ Под общ. ред. В. А. Сорокина. Изд. 2-е. М.: МГТУ
требуют включения в состав топлива дополнитель-
им. Н. Э. Баумана, 2012. 303 с.
ного окислителя, который привел бы к снижению
[6] Athawale В. K., Asthana S. N., Singh H. // Defence Sci.
теплоты сгорания твердого топлива.
J. 1994. V. 44. N 4. P. 269-278.
[7] Mitsuno M., Kuwahara Т., Kosaka K., Kubota N. //
Благодарности
23rd Joint Propulsion Conf. 1987.
[8] Chen B., Xia Z., Huang L., Ma L. // Aerospace Sci.
Авторы выражают благодарность В. А. Степанову
Technol. 2018. V. 82-83. P. 210-219.
(ФГУП ЦИАМ им. П. И. Баранова) за предоставлен-
[9] Лебедев А. А., Чернобровкин Л. С. Динамика по-
ную информацию по характеристикам сверхзвукового
лета беспилотных летательных аппаратов: Учеб.
воздухозаборного устройства.
пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.:
Машиностроение, 1973. 616 c.
Финансирование работы
[10]
Югов О.К., Селиванов О.Д. Основы интеграции
самолета и двигателя / Под общ. ред. О. К. Югова.
Работа выполнена на средства Института проблем
М.: Машиностроение. 1989. 304 c.
химической физики РАН по темам 008920140019
[11]
Gany A., Netzer D. W. // Int. J. TurboJet-Engines.
«Создание высокоэнергетических материалов и тех-
1985. V. 2 (2). P. 157-168.
нологий для разрабатываемых и перспективных си-
[12]
Разносчиков В. В. // Полет. 2008. № 4. С. 28-32.
стем» и 008920150221 «Исследования рабочих про-
[13]
Дулепов Н. П., Котенков Г. К., Яновский Л. С. //
цессов при горении твердых топлив в камере сгорания
Актуальные проблемы авиационных и аэрокосми-
высокоскоростного прямоточного воздушно-реактив-
ческих систем: процессы, модели, эксперимент.
ного двигателя» при финансовой поддержке програм-
2001. Т. 6. № 2 (12). С. 1-21.
[14]
Дулепов Н. П., Котенков Г. К., Яновский Л. С. //
мой Президиума РАН «Фундаментальные основы
Вестн. Рос. акад. космонавтики им. К. Э. Циол-
прорывных технологий в интересах национальной
ковского. 1999. Вып. 4. С. 86-91.
безопасности» (тема «Разработка твердых топлив
[15]
Орлов Б. В., Мазинг Г. Ю., Рейдель А. Л., Степа-
и горючих для газогенераторов прямоточных…»).
нов М. Н., Топчеев Ю. И. Основы проектирования
ракетно-прямоточных двигателей для беспилот-
Список литературы
ных летательных аппаратов. М.: Машиностроение,
[1] Александров В. Н., Быцкевич В. М., Верхоломов В. К.,
1967. 424 с.
Граменицкий М. Д., Дулепов Н. П., Скибин В. А.,
[16]
Зуев В. С., Макарон В. С. Теория прямоточных и
Суриков Е. В., Хилькевич В. Я., Яновский Л. С.
ракетно-прямоточных двигателей. М.: Машино-
Интегральные прямоточные воздушно-реактивные
строение, 1971. 367 с.
двигатели на твердых топливах (Основы теории
[17]
Курзинер Р. И. Реактивные двигатели для больших
расчета). М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. 343 с.
сверхзвуковых скоростей полета. М.: Машино-
[2] Kalpakli B., Acar E. B., Ulas A. // Combust. Flame.
строение, 1977. 211 с.
2017. V. 179. P. 267-279.
[18]
Трусов Б. Г. // III Междунар. симп. «Горение и
[3] Сорокин В. А., Яновский Л. С., Козлов В. А., Сури-
плазмохимия». Алматы: Казак университетi, 2005.
ков Е. В., Шаров М. С., Фельдман В. Д., Францке-
С. 52-57.
вич В. П., Животов Н. П., Абашев В. М., Черва-
[19]
Абугов Д. И., Бобылев В. М. Теория и расчет ракет-
ков В. В. Ракетно-прямоточные двигатели на
ных двигателей твердого топлива. М.: Машино-
твердых и пастообразных топливах. Основы про-
строение, 1987. 272 с.
ектирования и экспериментальной отработки. М.:
[20]
Sosounov V. A. // Research and development of Ram/
Физматлит, 2010. 320 с.
scramjets and turboramjets in Russia: AGARD Lecture
[4] Сорокин В. А., Яновский Л. С., Ягодников Д. А.,
Ser. 194. Loughton, 1994. P. 10-12.
Францкевич В. П., Суриков Е. В., Разносчиков В. В.,
[21]
Bathelt H., Volk F., Weidel M. ICT-database of thermo-
Захаров Н. Н., Тихомиров М. А., Шаров М. С.
chemical values. Version 7.0. Fraunhofer Institut fur
Проектирование и отработка ракетно-прямоточ-
Chem. Technologie. Pfintztal, Germany, 2004.
ных двигателей на твердом топливе: Учеб. посо-