Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 3
КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 669.018.95
АРАМИДНЫЕ ОРГАНОТЕКСТОЛИТЫ ДЛЯ УДАРОСТОЙКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
© Г. Ф. Железина, С. И. Войнов, Н. А. Соловьева, Г. С. Кулагина
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
Государственный научный центр Российской Федерации (ФГУП «ВИАМ»), Москва
E-mail: jelezina@yandex.ru, voinovviam@mail.ru
Поступила в Редакцию 11 октября 2018 г.
После доработки 26 ноября 2018 г.
Принята к публикации 10 декабря 2018 г.
Исследована стойкость к воздействию высокоскоростного удара органотекстолитов, армирован-
ных арамидными тканями, и слоистых металло-органотекстолитов, состоящих из чередующихся
металлических листов и слоев арамидного органотекстолита. Приведены зависимости стойкости к
воздействию высокоскоростного удара композитов от типа армирующего наполнителя, связующего,
структуры материала. Показано преимущество арамидных органотекстолитов на основе фенольно-
каучукового связующего ВК-3 и перспективность магниевых сплавов как компонентов для слоистых
металло-органотекстолитов.
Ключевые слова: слоистые металлополимерные композиционные материалы, органотекстолиты,
органопластики, металлополимеры, композиты.
DOI: 10.1134/S0044461819030101
При эксплуатации авиационной техники элемен-
ственно повышающих стойкость конструкций к эро-
ты конструкций подвергаются воздействию меха-
зии и ударам, — это обшивка планера и несущих
нических ударов различного вида и интенсивности
винтов вертолетов, элементов внешнего контура
(например, соударение с мелкими камнями и посто-
самолетов, пылезащитных устройств вертолетных
ронними предметами при взлете и посадке самолетов
двигателей и т. п. [5]. Также органотекстолиты ис-
и вертолетов [1-3]), при возникновении нештатной
пользуются для усиления корпуса вентилятора в
ситуации возможны удары осколками разрушенных
авиационных двигателях с целью обеспечения его
механизмов и взрывных устройств. Следовательно,
непробиваемости в случае разрушения лопатки [6].
стойкость к ударному воздействию — важное требо-
Еще одной областью применения органотекстоли-
вание, предъявляемое к авиационным материалам.
тов в авиационной технике являются специальные
Лидирующее положение по стойкости к механиче-
экраны, обеспечивающие защиту от пуль и оскол-
ским повреждениям при ударных воздействиях зани-
ков взрывных устройств. Так, например, в самолете
мают конструкционные органотекстолиты — поли-
«Сухой Супер Джет-100» для защиты экипажа от
мерные композиционные материалы, армированные
несанкционированного вторжения перегородка ка-
тканями из арамидных нитей [4].
бины экипажа выполнена из стойкого к воздействию
Наиболее эффективное применение арамидных
высокоскоростного удара органотекстолита марки
органотекстолитов в авиационной технике, суще- ВКО-2ТБ [7].
358
Арамидные органотекстолиты для ударостойких элементов авиационных конструкций
359
Арамидные органотекстолиты могут использо-
личного состава к воздействию высокоскоростного
ваться как самостоятельные материалы, так и в соче-
удара с целью определения путей оптимизации бал-
тании с другими полимерными композитами (стекло-
листических, эксплуатационных и весовых характе-
и углепластиками) [8, 9] и металлическими сплавами
ристик этих материалов.
в составе гибридных конструкций. Алоры — первые
российские слоистые металлополимерные компо-
Эксперименальная часть
зиционные материалы, в которых адгезионно сое-
динены слои арамидного органотекстолита и алю-
Объектами исследования в данной работе являют-
миниевого сплава Д16чАТ [10]. Алоры, а также их
ся композиционные материалы — арамидные органо-
зарубежные аналоги — композиты марки ARALL [11]
текстолиты и слоистые металло-органотекстолиты.
обладают высокой трещиностойкостью: скорость ро-
Органотекстолиты выполнены на основе тканей
ста усталостных трещин в этих материалах в 5-10 раз
из арамидных нитей марки Русар (в настоящее вре-
меньше, а усталостная долговечность и акустическая
мя — это торговая марка Руслан), различающихся
выносливость в 2-10 раз выше, чем в алюминиевых
способом переплетения. В качестве полимерной ма-
сплавах [12-15].
трицы использовали эпоксидное связующее марки
Помимо авиационной техники стойкие к воздей-
ЭДТ-69Н(М) растворного типа [23] и пленоч-
ствию высокоскоростного удара органотекстолиты
ное фенольнокаучуковое связующее марки ВК-3.
используются для изготовления средств индивидуаль-
Характеристики армирующих тканей и состав иссле-
ной бронезащиты и защиты наземных технических
дуемых органотекстолитов представлены в табл. 1
устройств [16, 17]. За рубежом органотекстолиты на
и 2.
основе тканей Кевлар используются, в частности, для
Слоистые металло-органотекстолиты представ-
защиты салона бронемашины М113 от осколков, для
ляют собой чередующиеся слои листов металли-
бронирования автотранспорта миротворческих сил и
ческих сплавов и арамидного органотекстолита.
полиции Великобритании [18, 19].
Использовали три типа металлических сплавов:
Требования к современным техническим сред-
титановый ВТ-23 (плотность 4570 кг·м-3), магние-
ствам постоянно возрастают. Для их удовлетворения
вый Ма-8 (плотность 1780 кг·м-3) или алюминиевый
необходимо совершенствование характеристик ма-
Д16АТ (плотность 2800 кг·м-3). Слои органотексто-
териалов, используемых в конструкциях. Это осо-
литов в составе слоистого металлокомпозита вы-
бенно актуально для авиационной техники, весомое
полнены с использованием арамидной ткани марки
преимущество которой зависит от применения новых
СВМ (арт. 56313) сатинового переплетения и ли-
материалов [20-22].
бо растворного эпоксидного связующего ЭДТ-10П,
В данной работе исследована стойкость конструк-
либо пленочного эпоксикаучукового связующего
ционных органо- и металло-органотекстолитов раз-
ВК-51. Массовое соотношение металла и органотек-
Таблица 1
Характеристики арамидных тканей, использованных для армирования органотекстолитов
Марка нити/линейная плотность,
Поверхностная
ТУ, артикул ткани
Переплетение
текс
плотность ткани, г·м-2
ТУ 17ВНИИПХВ-350-88
Атлас 8/3
СВМ/14.3 текс
88 ± 5
арт. 56313
ТУ 8378-011-00321069-2003
Атлас 8/3
Руслан/58.8 × 2
350 ± 15
арт. 86-130-02
ТУ 8378-026-00321069-2004
Атлас 8/3
Руслан/14.3
88 ± 5
арт. 86-153-04Н
ТУ 8378-010-00321069-2005ЛУ
Полотно
Руслан/100
Не менее 225
арт. 8353/11
ТУ 8378-037-00321069-2006ЛУ
Полотно
Руслан/58.8
Не менее 180
арт. 8353/15
360
Железина Г. Ф. и др.
Таблица 2
Состав и характеристики арамидных органотекстолитов
Состав органотекстолита
Поверхностная плотность
Марка органотекстолита
ткань
органотекстолита, кг·м-2
связующее
артикул
количество слоев
8353/11
16
ВК-3
4.60
ВКО-20
8353/11
32
ВК-3
9.20
8353/11
48
ВК-3
13.80
ВКО-2ТБ
86-130-02
11
ВК-3
4.76
86-130-02
13
ВК-3
5.24
Экспериментальные образцы
5363/19
16
ВК-3
4.85
8353/15
18
ВК-3
4.35
8353/11
16
ЭДТ-69(Н)М
6.54
Органит 12ТМ-Рус
86-153-04Н
16
ЭДТ-69(Н)М
2.62
86-153-04Н
70
ЭДТ-69(Н)М
12.12
Таблица 3
Состав и структура слоистых металло-органотекстолитов на основе титанового сплава ВТ-23
Толщина слоев, мм
Поверхностная
Структура слоистого металлокомпозита*
плотность, кг·м-2
сплав ВТ-23
органотекстолит
0.5
1.38
3.9
1 слой Тi и 1 слой ОТ
0.5
1.38
7.9
2 слоя Тi и 2 слоя ОТ
0.5
1.38
11.9
3 слоя Тi и 3 слоя ОТ
0.5
1.38
16.0
4 слоя Тi и 4 слоя ОТ
2.0
2.07
11.9
1 слой Тi и 1 слой ОТ
2.0
6.44
18.0
1 слой Тi и 1 слой ОТ
Отсутствует
1.92
2.60
Органотекстолит
Отсутствует
8.90
12.0
Органотекстолит
* Обозначение:
Тi — титановый сплав, ОТ — органотекстолит.
Арамидные органотекстолиты для ударостойких элементов авиационных конструкций
361
Таблица 4
Состав и структура слоистых металло-органотекстолитов на основе титанового сплава ВТ-23,
магниевого сплава Ма-8 и алюминиевого сплава Д16чАТ
Толщина, мм
Структура слоистого
Марка
Поверхностная
№ образца
металлокомпозита*
сплава
плотность, кг·м-2
слой металла
органотекстолит
1
ВТ-23
0.45
1.43
7.9
2
Ма-8
1.43
1.82
9.9
2 слоя металла и 2 слоя ОТ
3
Д16чАТ
0.8
1.56
9.5
4
ВТ-23
0.45
1.43
15.8
4 слоя металла и 4
5
Ма-8
1.43
1.82
18.2
слоя ОТ
6
Д16чАТ
0.8
1.56
18.5
* Обозначение:
— металлический слой, ОТ — органотекстолит.
столита в составе слоистого материала составляет
за счет увеличения количества слоев в органотексто-
приблизительно 1:1. В табл. 3, 4 представлены соста-
лите. При этом показано, что использование связу-
вы и структура слоистых материалов, исследуемых
ющих различного типа — растворного эпоксидного
в работе.
связующего ЭДТ-69Н(М) или пленочного фенольно-
Органотекстолиты и металло-органотекстолиты
каучукового связующего ВК-3 — позволяет сформи-
для проведения исследований изготавливали методом
ровать структуру полимерного композита, различа-
автоклавного формования с использованием препре-
ющуюся по своим баллистическим свойствам. Так,
гов. Препреги органотекстолитов готовили путем
растворное связующее ЭДТ-69Н(М) с низкой вязко-
пропитки арамидной ткани растворными связующи-
стью обладает высокой проникающей способностью
ми на установке УПСТ-1000 или путем нанесения на
в межволоконное пространство арамидной ткани, и
арамидную ткань клеевого пленочного связующего на
органотекстолит на его основе имеет типичную для
установке Coatema BL-2800. В процессе автоклавного
конструкционного материала монолитную струк-
формования слоистых металло-органотекстолитов
туру с равномерным распределением полимерной
происходило одновременное отверждение слоев ор-
матрицы в объеме композита. В органотекстолите
ганотекстолита и адгезионное соединение металли-
ческих и полимерных слоев композита.
Испытания органотекстолитов и металло-орга-
нотекстолитов на стойкость к высокоскоростному
ударному воздействию осуществляли путем удара
стальным шариком с определением значения V50
скорости шарика, при которой вероятность непроби-
тия композита составляет 50%. При ударе использо-
вали стальные шарики массой ~1 г (диаметр 6.35 мм)
и ~7 г (диаметр 12 мм).
Обсуждение результатов
На рис. 1 представлены результаты определения
стойкости к воздействию высокоскоростного удара
Рис. 1. Стойкость к воздействию высокоскоростного
органотекстолитов в зависимости от поверхностной
удара при ударе стальным шариком массой 1 г органо-
плотности и состава органотекстолита. По характеру
текстолитов на основе арамидных тканей и связующих.
кривых наблюдается закономерный эффект возраста-
Артикул: 1 — 8353/11, 2 — 86-130-02, 3 — 5363/19,
ния стойкости материала к ударному воздействию с
4 — 8353/11, 5 — 86-153-04Н.
ростом его поверхностной плотности, реализуемой
А — ВК-3, Б — ЭДТ-69Н(М).
362
Железина Г. Ф. и др.
на основе связующего ВК-3, характеризующегося
приведены значения стойкости к воздействию высо-
высокой вязкостью, полимерная матрица располага-
коскоростного удара органотекстолита аналогичного
ется преимущественно между слоями армирующей
состава (СВМ и ЭДТ-10П) без металлических слоев.
ткани и практически не проникает в межволоконное
Как видно из приведенных зависимостей, стойкость к
пространство.
воздействию высокоскоростного удара исследуемых
Из представленных на рис. 1 данных видно, что
металло-органотекстолитов зависит главным образом
органотекстолиты на основе фенольно-каучукового
от величины поверхностной плотности композита —
связующего ВК-3 проявляют высокую деформатив-
с ростом поверхностной плотности наблюдается воз-
ность при высокоскоростном ударном воздействии,
растание стойкости к ударным воздействиям. При
что способствует поглощению энергии и достижению
этом толщина листов титанового сплава и порядок
более высокого уровня стойкости к воздействию вы-
чередования слоев металла и органотекстолита не
сокоскоростного удара (приблизительно в 1.5 раза
оказывают существенного влияния на стойкость к
выше) по сравнению с конструкционными органо-
воздействию высокоскоростного удара материала.
текстолитами на основе эпоксидного связующего
При одинаковой поверхностной плотности стойкость
ЭДТ-69Н(М) с типовой монолитной структурой.
к воздействию высокоскоростного удара органотек-
На рис 2 представлены результаты определения
столита превышает стойкость к воздействию высо-
стойкости к воздействию высокоскоростного удара
коскоростного удара металло-органотекстолита на
(при ударе стальным шариком массой 1 г) слоистых
основе листов титанового сплава.
металло-органотекстолитов, содержащих в своем
На рис 3 показаны результаты определения стой-
составе листы титанового сплава ВТ-23 и слои ор-
кости к воздействию высокоскоростного удара (при
ганотекстолита на основе арамидной ткани СВМ и
ударе стальным шариком массой 7 г) слоистых метал-
эпоксидного связующего ЭДТ-10П. Для сравнения
ло-органотекстолитов, содержащих в своем составе
слои органотекстолита на основе арамидной ткани
и эпоксикаучукового связующего ВК-51 и листы ме-
таллических сплавов (титанового, алюминиевого
или магниевого). Как видно из рис. 3, поверхностная
плотность слоистого металлополимерного композита
является определяющим фактором, влияющим на
стойкость к воздействию высокоскоростного удара
материала. Так, с увеличением поверхностной плот-
Рис. 2. Стойкость к воздействию высокоскоростного
удара при ударе стальным шариком массой 1 г слоис-
тых металло-органотекстолитов на основе титанового
сплава ВТ-23.
Структура металло-органотекстолитов: 1 — один слой
ВТ-23 толщиной 0.5 мм и один слой органотекстолита
толщиной 1.38 мм, 2 — два слоя ВТ-23 толщиной 0.5 мм
и два слоя органотекстолита толщиной 1.38 мм, 3 — три
слоя ВТ-23 толщиной 0.5 мм и три слоя органотекстоли-
та толщиной 1.38 мм, 4 — один слой ВТ-23 толщиной
2.0 мм и один слой органотекстолита толщиной 2.07 мм,
Рис. 3. Стойкость к воздействию высокоскоростного
5 — четыре слоя ВТ-23 толщиной 0.5 мм и четыре слоя
удара при ударе стальным шариком массой 7 г метал-
органотекстолита толщиной 1.38 мм, 6 — один слой ВТ-23
ло-органотекстолитов на основе титанового сплава
толщиной 2.0 мм и один слой органотекстолита толщиной
ВТ-23, магниевого сплава Ма-8 и алюминиевого сплава
6.44 мм.
Д16чАТ.
Арамидные органотекстолиты для ударостойких элементов авиационных конструкций
363
ности слоистых металло-органотекстолитов от 7.9
удара конструкций с оптимальными защитными и
до 18.5 кг·м-2 наблюдается возрастание V50 от 200
весовыми характеристиками.
до 350 м·с-1. Отметим, что металло-органотексто-
литы на основе магниевого сплава Ма-8 проявляют
Финансирование работы
большую устойчивость к высокоскоростному воз-
Работа выполнена в рамках реализации комплекс-
действию, чем металло-органотекстолиты с той же
ного научного направления 6.2. «Слоистые трещи-
поверхностной плотностью на основе титанового
ностойкие, высокопрочные металлополимерные ма-
сплава ВТ-23 и алюминиевого сплава Д16чАТ.
териалы» («Стратегические направления развития
Одним из путей дальнейшего совершенствования
материалов и технологий их переработки на период
органотекстолитов и металло-органотекстолитов яв-
до 2030 года») [26].
ляется использование в их составе арамидных воло-
кон с повышенными характеристиками (в том числе
арамидные волокна третьего поколения Русар НТ) в
Список литературы
сочетании с современными высокодеформативными
полимерными связующими [24, 25].
[1] Roberts D., Revilock D. M., Binienda W. K., Nie W. Z.,
Ben Mackenzie S., Todd K. B. // J. Aerosp. Eng. 2002.
N 15 Р. 104-110.
Выводы
[2] Железина Г. Ф. // Авиац. материалы и технологии.
2012. № S. С. 272-277.
Для обеспечения стойкости элементов авиацион-
[3] Железина Г. Ф., Соловьева Н. А., Макрушин К. В.,
ных конструкций к ударным воздействиям различ-
Рысин Л. С. // Авиац. материалы и технологии.
ного характера, возникающим при эксплуатации са-
2018. № 1. С. 58-63.
молетов и вертолетов, высокоэффективным является
[4] Шульдешова П. М., Железина Г. Ф. // Тр. ВИАМ:
применение в конструкциях органотекстолитов и
электрон. науч.-техн. журн. 2014. № 9. Ст. 06.
металло-органотекстолитов, содержащих арамидные
URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения:
ткани.
20.06.2018).
Стойкость к воздействию высокоскоростного
[5] Железина Г. Ф., Соловьева Н. А., Орлова Л. Г., Вой-
удара органотекстолитов, армированных тканями
нов С. И. // Все материалы. Энциклопедический
из арамидных нитей СВМ и Русар (Руслан), зависит
справочник. Композиционные материалы. 2012.
№ 12. С. 23-26.
от типа полимерной матрицы, которая отвечает за
[6] Железина Г. Ф., Войнов С. И., Каримбаев Т. Д.,
уровень взаимодействия с арамидным волокнистым
Чернышев А. А. // Вопр. материаловедения. 2017.
наполнителем и формирование структуры композита.
№ 32 (90). С. 153-165.
Наибольшую стойкость к воздействию высокоско-
[7] Железина Г. Ф., Гуляев И. Н., Соловьева Н. А. //
ростного удара имеют арамидные органотекстолиты
Авиац. материалы и технологии. 2017. № S.
на основе фенольно-каучукового связующего ВК-3, в
С. 368-378.
которых полимерная матрица практически не прони-
[8] Железина Г. Ф., Шульдешова П. М. // Клеи.
кает внутрь волокнистой структуры арамидной ткани,
Герметики. Технологии. 2014. № 2. С. 9-14.
а выступает в качестве промежуточного слоя между
[9] Железина Г. Ф., Войнов С. И., Плетинь П. И., Веш-
слоями армирующего наполнителя.
кин Е. А., Сатдинов Р. А. // Изв. Самар. науч. цен-
Стойкость к воздействию высокоскоростного уда-
тра РАН. 2012. Т. 14. № 4. С. 411-416.
ра металло-органотекстолитов практически не зави-
[10] Машинская Г. П., Железина Г. Ф. // Большая
сит от толщины и порядка чередования слоев металла
Российская энциклопедия. Науч. изд-во «Большая
российская энциклопедия», 2015. С. 518.
и органотекстолита. Определяющее значение имеет
[11] Laurens B. V. // Ind. Eng. Chem. 1983. N 22 (3).
поверхностная плотность композита. Установлено,
P. 492-496.
что стойкость к ударному воздействию металло-ор-
[12] Mashinskaya G. P., Zhelezina G. F., Senatorova O. G.
ганотекстолита на основе магниевого сплава Ма-8
// Chapman & Hall. 1995. Р. 487-570.
несколько выше (до 20%), чем у металло-органотек-
[13] Постнов В. И., Сенаторова О. Г., Железина Г. Ф.,
столита на основе титанового ВТ-23 и алюминиевого
Казаков И. А., Абрамов П. А., Герасимов В. А.,
Д16чАТ сплавов.
Постнова М. В. // Авиац. материалы и технологии.
Проведенные исследования позволяют рассма-
2009. № 4. С. 8-17.
тривать магниевые сплавы как перспективный ком-
[14] Постнов В. И., Сенаторова О. Г., Каримова С. А.,
понент слоистых металло-органотекстолитов для
Павловская Т. Г., Железина Г. Ф., Казаков И. А.,
создания стойких к воздействию высокоскоростного
Абрамов П. А., Постнова М. В., Котов О. Е. //
364
Железина Г. Ф. и др.
Авиац. материалы и технологии. 2009. № 4. С. 23-
[21]
Каблов Е. Н. // Металлы Евразии. 2012. № 3. С. 10-
32.
15.
[15] Деев И. С., Железина Г. Ф. // Композиты и нано-
[22]
Каблов Е. Н. // 75 лет. Авиационные материалы.
структуры. 2015. Т. 7. № 3. С. 162-176.
М.: ВИАМ, 2007. С. 20-26.
[16] Горбунов И. М. // Оборонный комплекс — науч-
[23]
Мухаметов Р. Р., Петрова А. П., Пономаренко С. А.,
но-техническому прогрессу России. 2006. № 3.
Долгова Е. В., Павлюк Б. Ф. // Тр. ВИАМ: элек-
С. 26-28.
трон. науч.-техн. журн. 2018. № 4. Ст. 04. URL:
[17] Валуева М. И. // Вопр. материаловедения. 2017.
http://www.viam-works.ru (дата обращения:
№ 2 (90). С. 197-207.
20.06.2018).
[18] Arun Kumar Singh, Wanhill R. J. H., Eswara N. //
[24]
Tikhonov I. V., Tokarev A. V., Shorin S. V., Shcheti-
Aerospace Materials and Material Technologies. V. 2.
nin V. M., Chernykh T. E., Bova V. G. // Fibre Chem.
Aerospace Material Technologies. 2017. N 3. Р. 541-
2013. N 5. P. 1-8.
567.
[25]
Железина Г. Ф., Войнов С. И., Черных Т. Е., Чер-
[19] Bourke P. // Ballistic impact on composite armor.
ных К. Ю. // Вопр. материаловедения. 2015. № 1
2007. Р. 11.
(81). С. 60-72.
[20] Каблов Е. Н. // Вестн. РАН. 2012. Т. 82. № 6.
[26]
Каблов Е. Н. // Авиац. материалы и технологии.
С. 520-530.
2012. № S. С. 7-17.