Журнал прикладной химии. 2020. Т. 93. Вып. 11
УДК621.89; 504.75
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИНТЕЗА
ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ ПРИСАДОК
К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ (обзор)
© О. П. Паренаго, Э. Ю. Оганесова, А. С. Лядов, А. А. Шараева
Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН,
119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 29
E-mail: lyadov@ips.ac.ru
Поступила в Редакцию 28 апреля 2020 г.
После доработки 6 июля 2020 г.
Принята к публикации 10 июля 2020 г.
В обзоре обсуждаются проблемы получения и производства синтетических присадок к смазочным
маслам и пластичным смазкам, оказывающих влияние на процессы трения и износа металлических
поверхностей. Рассмотрено современное состояние синтеза и применения таких присадок на основе
органических, элементоорганических и металлсодержащих соединений. Приведены новые пути синте-
за относительно безопасных и малотоксичных соединений с минимальным содержанием экологически
«вредных» элементов — хлора, фосфора, серы, металлов и исследовано использование их в качестве
противоизносных присадок к смазочным материалам. Показано, что, несмотря на значительное ко-
личество предложенных новых противоизносных присадок, трудно ожидать появления оптимального
сочетания трибологических свойств в молекуле одной присадки, как это демонстрируют присадки
на основе диалкилдитиофосфатов цинка.
Ключевые слова: смазочные материалы; трение и износ; противоизносные присадки; фосфор- и
серосодержащие соединения
DOI: 10.31857/S0044461820110018
Введение
стах контакта металлических поверхностей, хемосор-
бированные присадки вступают во взаимодействие с
Трибологически активные присадки представ-
ювенильным металлом с формированием модифици-
ляют собой органические, элементоорганические
рованных поверхностных слоев, которые предотвра-
и металлокомплексные соединения, в составе кото-
щают задир и сваривание трущихся деталей.
рых присутствуют такие элементы, как хлор, сера,
Интенсивный рост мирового потребления актив-
азот, фосфор и целый ряд металлов (цинк, молибден,
ных присадок для всех смазочных материалов на-
медь, вольфрам, кобальт и др.) [1, 2]. Эти элементы
чался в середине прошлого века, а их производство
способствуют сродству металлических поверхностей
достигло уровня несколько десятков тысяч тонн в
трения с присадками, которые в результате хемосорб-
90-е годы. Вместе с тем в конце 20-го века в результа-
ции образуют поверхностные жидкофазные слои,
те антропогенной деятельности человека и связанной
обеспечивающие снижение трения и препятствующие
с этим огромной нагрузкой на всю экосистему пла-
износу металла. В жестких режимах трения, т. е. при
неты во всех развитых странах мира были приняты
значительной нагрузке и высокой температуре в ме-
законодательные акты по ограничению производства
1523
1524
Паренаго О. П. и др.
и использования многих видов химических веществ,
материалам с минимальным содержанием экологиче-
в том числе и ряда присадок.
ски «вредных» элементов — хлора, фосфора, серы,
В наибольшей степени окружающую среду загряз-
металлов.
няют выхлопные газы автомобильного транспорта,
на долю которых приходится до 60% всех токсичных
Системы очистки выхлопных газов
выбросов в атмосферу. По этой причине во многих
В общем случае системы очистки выхлопных га-
странах установлены нормы на содержание в отрабо-
зов включают каталитический нейтрализатор выхлоп-
танных газах оксидов углерода, оксидов азота и по-
ных газов (SCR, selective catalytic reduction), в котором
лициклических ароматических соединений. Введены
протекает активное восстановление оксидов азота
также ограничения на содержание в топливах тяже-
(NOx) до молекулярного азота, а также окисление
лых металлов, прежде всего свинца, а также серы
монооксида углерода и несгоревших углеводородов
и ароматических углеводородов, в первую очередь
до СО2. Эти устройства впервые появились в 1970 г.
бензола. Так, согласно стандарту Евро-5 (действует
и сыграли ключевую роль в уменьшении загрязнения
в Европе с 2008 г., в РФ — с 2014 г.) количество серы
воздуха, особенно в крупных городах с интенсивным
в топливах не должно превышать 10 ppm, бензола —
движением транспорта. Другим важным компонентом
не более 1 мас%, ароматических углеводородов — не
в системе очистки выхлопных газов является сажевый
более 35 мас%. Смазочные материалы, как и топливо,
фильтр (DPF, diesel particular filter), который в комби-
могут быть источником загрязняющих окружающую
нации с устройством для рециркуляции выхлопных
среду веществ, в том числе и за счет содержащихся
газов (EGR, exhaust gas recirculation) служит для сжи-
в них присадок.
гания сажи, образующейся в отработанных газах в
Первоначально ограничительные меры были на-
дизельных двигателях. Для снижения температуры
правлены на применение хлорсодержащих соедине-
сгорания частиц сажи иногда в систему вводят оксид
ний, например, хлорированных парафинов, которые,
церия. Общий вид системы для переработки выхлоп-
с одной стороны, являются активными противоиз-
ных газов дизельного двигателя приведен на схеме.
носными агентами и повышают смазочные свойства
После появления систем очистки выхлопных газов
масел, с другой — вызывают коррозию оборудова-
и их широкого применения довольно быстро стало
ния и приводят к большим проблемам утилизации
понятным, что некоторые компоненты смазочных
хлорсодержащих отработанных жидкостей в связи с
материалов оказывают отрицательное влияние на ра-
возможным образованием высокотоксичных диокси-
ботоспособность таких систем [4]. Особенно сильное
нов. Впоследствии ввиду широкого распространения
дезактивирующее действие оказывали такие компо-
в производстве современных автомобилей систем
ненты, как атомы фосфора и серы, а также зола от
очистки выхлопных газов [3] стало очевидным, что
сгорания металлсодержащих соединений.
длительное использование смазочных масел с при-
садками приводит к разрушению этих систем и сни-
жает тем самым защиту окружающей среды. В силу
Свойства диалкилдитиофосфата цинка
этих причин в химии смазочных материалов возникло
В качестве наиболее показательного примера
и получило дальнейшее развитие новое направление
рассмотрим свойства диалкилдитиофосфата цинка
Low (Zero) SAPS [низкое содержание или полное
ZnDTP, который является широко распространенной
отсутствие сульфатной золы (sulphated ash), фосфора
во всем мире полифункциональной присадкой к сма-
(phosphorus) и серы (sulphur)].
зочным маслам:
Цель обзора — рассмотрение актуальных проблем
современного смазочного материаловедения, свя-
занных с синтезом и использованием относительно
безопасных и малотоксичных присадок к смазочным
Схема системы очистки выхлопных газов
Система
Каталитический
Сажевый
рециркуляции
нейтрализатор
фильтр
В атмосферу
отработавших газов
выхлопных газов
(DPF)
(EGR)
(SCR)
Современное состояние и перспективы синтеза экологически безопасных противоизносных присадок...
1525
Это комплексное соединение начали применять в
из ZnDTP, а также из сульфонатных детергентов.
составе масел начиная с 1940 г., и к настоящему вре-
Полагают, что сера в выхлопных газах находится в
мени в литературе имеются сотни работ, посвящен-
виде диоксида SO2, который и оказывает отравля-
ных его строению и активности как антиокислитель-
ющее действие на катализатор как в окислении, так
ной, противоизносной и антикоррозионной присадки,
и восстановлении оксидов азота до молекулярного
наиболее важные для смазочного материаловедения
азота [12, 13]. Зола состоит из твердых малых по раз-
свойства ZnDTP описаны в обзоре [5].
меру частиц солей металлов, которые образуются из
Во многих работах показано, что в процессах тре-
ZnDTP, из кальциевых или магниевых детергентов,
ния комплекс цинка формирует на трущихся метал-
а также частиц металлов — продуктов износа. Зола
лических поверхностях железа относительно толстые
может блокировать катализатор, но главное ее нега-
(50-200 нм) пленки стекловидного материала фос-
тивное действие связано с встраиванием в структуру
фата/полифосфата цинка [6]. Образующиеся пленки
и в конечном счете с блокировкой сажевого фильтра
также могут содержать фосфаты железа [7], а если
[14, 15]. Таким образом, замена дитиофосфата цинка
масло содержит кальциевый детергент, то и фосфат
в составе пакета присадок к моторным маслам на
кальция [8]. Пленки из ZnDTP, которые возникают
присадки LowSAPS является актуальной проблемой,
очень быстро даже при температуре ниже 50°С, обра-
которой в последние десятилетия было посвящено
зуются только в местах контакта трущихся поверхно-
большое число исследований.
стей и препятствуют износу как барьерное покрытие
[9]. Также имеются предположения, что атомы серы
Типы противоизносных присадок,
способны снижать износ за счет перевода абразивных
предлагаемых для замены ZnDTP
частиц оксида железа в менее активные частицы суль-
фида железа [10]. В целом две ключевые особенности
В обзоре Х. Спайкса [16] приведены типы хими-
придают дитиофосфату цинка высокие противоизнос-
ческих соединений, которые в той или иной степени
ные свойства. С одной стороны, дитиофосфат цинка
могли бы оказать противоизносное действие, подобно
участвует в образовании защитных слоев с высокой
дитиофосфату цинка. В этом обзоре подробно сумми-
скоростью, с другой — эти слои содержат минимум
рованы результаты исследований, выполненных до
железа. Отсюда следует, что по мере того как защит-
2007 г. и посвященных изучению трибологических
ные трибослои изнашиваются и заменяются, это не
свойств (в основном противоизносных и противоза-
вызывает коррозионно-абразивный износ металла,
дирных) большей части соединений, перечисленных
как если бы эти слои включали соединения железа.
в таблице.
Кроме противоизносных свойств дитиофосфат цин-
В последнее десятилетие после публикации ука-
ка является прекрасным антиоксидантом, активно
занного обзора интенсивность исследований в этой
катализирует процесс разложения гидропероксидов
области несколько снизилась, хотя проблема по-преж-
на нерадикальные продукты, а также проявляет ан-
нему остается весьма актуальной.
тикоррозионную активность [5].
Фосфорсодержащие присадки и комбинации на их
Тем не менее компоненты этой присадки, попа-
основе. Следует отметить, что, несмотря на негатив-
дая в систему очистки выхлопных газов, приводят к
ное действие ZnDTP на систему очистки выхлопных
нарушению работы этой системы. Атомы фосфора
газов автомобилей, его комплексное положительное
ZnDTP при разложении переходят в состав молеку-
влияние на антиокислительные, противоизносные и
лы фосфата цинка, а также выделяются в виде паров
антикоррозионные свойства в сочетании с достаточ-
оксида фосфора. Фосфат цинка концентрируется на
ной простотой синтеза и низкой стоимостью иници-
поверхности катализатора и собирается в сажевом
ировали активный поиск частичной замены этого со-
фильтре, в то время как пары оксида фосфора реа-
единения в комбинации с присадками других классов.
гируют с пористой матрицей оксида алюминия, и
Например, в работе [17] предложена противоизносная
происходит разрушение частиц катализатора [4, 11].
присадка, состоящая из органического молибдата
Основным источником серы в выхлопных газах
следующего строения:
является топливо, но она может образовываться и
1526
Паренаго О. П. и др.
Примеры химического состава присадок с ограниченным содержанием или отсутствием сульфатной золы,
серы и фосфора
Содержание элементов в составе присадок
Тип химических соединений
металлы
сера
фосфор
Да
Да
Да
Диалкилдитиофосфаты металлов (металл — не цинк)
Нет
Да
Да
Тиофосфаты, тиофосфонаты
Да
Нет
Да
Диалкилфосфаты металлов
Нет
Нет
Да
Фосфаты, фосфонаты, аминофосфаты
Да
Да
Нет
Дитиокарбаматы металлов
Нет
Да
Нет
Сульфиды, дитиокарбаматы, S-содержащие гетероциклические соединения
Да
Нет
Нет
Титан-, оловоорганические соединения
Нет
Нет
Нет
Борорганические соединения
Нет
Нет
Нет
N-Содержащие гетероциклические соединения
Нет
Нет
Нет
Другие беззольные соединения, не содержащие S и P
Нет
Нет
Нет
Наноколлоиды, в том числе карбонаты, бораты, фуллерены
и диалкилдитиофосфата цинка. Максимальное сни-
ZnDTP при низких нагрузках, но уступают ему при
жение диаметра пятна износа в растворе минерально-
высоких. Их комбинация при отношении ZnDTP/
го масла наблюдается при использовании соединений
DTC = 2 обнаружила более высокую противоизнос-
Mo и Zn в количестве 2 и 1 мас% соответственно.
ную активность, чем при использовании только одной
Найденный синергический эффект при действии этих
цинксодержащей присадки. Такое поведение, соглас-
соединений авторы подтверждают определением на
но данным XANES, объясняется большей величиной
поверхности износа сульфидов и оксидов металлов
полифосфатного слоя в случае совместного действия
(в особенности MoS2), а также фосфатов методами
присадок двух типов.
сканирующей электронной микроскопии и рентге-
Противоизносные свойства были также исследо-
новской фотоэлектронной спектроскопии.
ваны для смесей ZnDTP, включающих вторичные
В другой работе [18] с целью снижения концен-
алкильные группы, со сверхщелочными детерген-
трации ZnDTP и повышения его трибологических
тами [19]. Среди изученных детергентов наилучшие
свойств проведен синтез дитиокарбаминовых произ-
результаты получены для сульфонатов, менее эффек-
водных (DTC) общей формулы
тивны были фенаты и салицилаты.
Значительное число работ посвящено изучению
H3C
CH3
механизма трибологического действия дитиофосфата
цинка, образованию защитных трибослоев, их физи-
ко-химических свойств, стабильности и т. п. [20-24].
N
Среди них следует отметить работу [23], где в специ-
S
ально созданных условиях повышенного износа с
S
использованием комплекса методов (просвечиваю-
щая электронная микроскопия, энергодисперсионная
O
рентгеновская спектроскопия и др.) показано образо-
XR
вание в зоне излома поверхности тонкого (5-10 нм)
трибослоя сульфида железа, препятствующего, по
где Х = О или S, R = C8H17 или С12Н25.
мнению авторов, абразивному износу. Практически
Изучены свойства трибослоев методом спектро-
важные следствия вытекают из результатов работы
скопии, основанным на исследовании тонкой струк-
[24], в которой методом рентгеновской фотоэлек-
туры рентгеновского спектра поглощения (XANES),
тронной спектроскопии in situ изучали динамику
и протестированы антифрикционные и противоизнос-
изменения физико-химических свойств полифосфат-
ные свойства в сравнении с ZnDTP и в комбинации с
ного трибослоя, ответственного за противоизносную
ним. При этом было показано, что DTC-производные
активность у ZnDTP. В итоге было показано, что хи-
сопоставимы по противоизносным свойствам с
мические характеристики, размеры и долговечность
Современное состояние и перспективы синтеза экологически безопасных противоизносных присадок...
1527
этого слоя изменяются во времени и в сильной степе-
Азотсодержащие присадки. Среди соединений,
ни зависят от температуры и приложенной нагрузки.
способных по эффективности трибологического дей-
Помимо исследований ZnDTP продолжали по-
ствия заменить ZnDTP, большого внимания заслу-
являться работы по фосфорсодержащим присад-
живают диалкилдитиокарбаминовые производные
кам, не включающим атомы металла или серы. Так,
(DTC), имеющие вместо атома фосфора атомы азота
например, в качестве противоизносной присадки
и не содержащие металлов. Среди DTC-производных
предложен трифенилфосфортионат (PhO)3P S, не
наиболее простыми в отношении их синтеза являются
содержащий атомов цинка и имеющий высокую тер-
эфиры дитиокарбаминовых кислот, а также мети-
мическую стабильность [25]. В другой работе [26]
лен-бис(диалкилдитиокарбаматы) [27-31]. Синтез
рассмотрено использование диалкилфосфата цинка
последних протекает по схеме
Zn[O—P(O)—(OR)2]2, где вместо атома серы имеется
атом кислорода.
S
R
R
NH + CS2 + NaOH
N—C—S—Na + H2O,
R
R
S
S
S
R
R
R
2
N—C—S—Na + CH2Cl2
N—C—S—CH2—S—C—N
+ 2NaCl.
R
R
R
Все эти DTC-соединения проявляют себя в ос-
изучению комбинации DTC-производных с други-
новном как противозадирные или антикоррозионные
ми классами соединений, которые обеспечивают в
присадки, их противоизносные свойства выражены,
ряде случаев заметный трибологический эффект.
как правило, значительно слабее [29, 30].
Так, например, в работах [32, 33] описан синтез три-
Существенно больший интерес при создании
азинов, включающих в качестве заместителей три
новых противоизносных присадок представляют
N,N-диалкилдитиокарбаминовые группы:
исследования, в которых представлены данные по
Показано, что синтезированные продукты являют-
т. е. нетоксичными и биоразлагаемыми, а их сочета-
ся термически стабильными (свыше 270°С) и демон-
ние с DTC-производными придает им необходимые
стрируют высокие противоизносные свойства в рас-
трибологические свойства.
творе минеральных или растительных масел при их
В работе [34] синтезированы органические бора-
содержании более 1.5 мас%. Методом рентгеновской
ты, в которых заместителями являлись DTC-произ-
фотоэлектронной спектроскопии на поверхности из-
водные с алкильными группами различной длины:
носа обнаружены защитные слои, содержащие такие
B(OCH2CH2S—C(S)NR2)3,
элементы, как Fe, C, N, O и S, причем на вершинах
поверхности найдены азотсодержащие адсорбци-
где R = n-C4H9, n-C8H17, iso-C8H17, n-C12H25.
онные слои, а внутренние слои включали Fe—O и
Определение трибологических свойств получен-
Fe—S-соединения.
ных присадок показало, что они в растворе рапсового
Большой интерес представляют борсодержащие
масла проявляют заметную противоизносную и про-
присадки, являющиеся экологически безопасными, тивозадирную активность, но малоэффективны как
1528
Паренаго О. П. и др.
антифрикционные добавки, причем среди изученных
ли по стали в растворе минерального масла уже при
алкильных групп наилучшие результаты были до-
концентрации 0.2 мас%. При этом наличие фениль-
стигнуты для бутильного заместителя.
ных заместителей у азота и атомов бора в молекуле
Подобные по составу органические бораты с DTC-
присадки способствует улучшению противоизносно-
заместителями были синтезированы и изучены как
го действия. Отмечено также повышение противокор-
противоизносные присадки в работе [35]:
розионной активности изученных присадок.
В последнее десятилетие большое внимание уче-
(RO)2—B—OCH2CH2—S—C(S)—N(CH2—Ar)2,
ных-трибологов привлекают азотсодержащие гетеро-
циклические соединения [36, 37], в особенности в со-
где R = C4H9 или C8H7.
четании с органическими боратами [38, 39]. В работе
Было найдено, что синтезированные соединения
[40] проведен синтез двух триазинов, различающихся
эффективно снижают износ металла при трении ста- по химическому составу:
Полученные соединения в отличие от органиче-
ря чему присадка (б) обладает антикоррозионными и
ских боратов (например, трибутилбората) характери-
противозадирными свойствами.
зуются очень высокой устойчивостью к гидролизу и
К другому классу азотсодержащих соединений
значительной термической стабильностью (>285°С).
как потенциальных заменителей дитиофосфата цин-
Противоизносная активность этих присадок в мине-
ка в качестве противоизносных присадок относятся
ральном масле резко повышается при введении их
основания Шиффа. В работе [41] эти соединения
в масло в концентрации 0.25 мас%. Примечательно,
синтезированы на основе салицилового альдегида его
что в молекуле присадки (б) в отличие от присадки (а)
реакцией со вторичными аминами:
присутствует такой активный элемент, как S, благода-
где R =
,
или
Противоизносная активность в заметной степени изменялась в ряду (III) > (II) > (I). Присадка (III) об-
зависела от природы R-группы в составе основания и наружила также высокие противозадирные свойства.
Современное состояние и перспективы синтеза экологически безопасных противоизносных присадок...
1529
Основания Шиффа с салициловым альдеги-
износные свойства которых превышают активность
дом проявляют также синергизм противоизносных
ZnDTP [43-45].
свойств в комбинации с промышленной присадкой
Следует упомянуть еще одну недавнюю работу,
Vanlube 289 (Vanderbilt Chemicals Co) [42]. Кроме
касающуюся синтеза присадки на основе ксанто-
того, ряд работ описывает совместное действие шиф-
генатного производного триазина, растворимую в
фовых оснований и органических боратов, противо-
водно-спиртовой среде [46]. Синтез присадки осу-
ществлялся по схеме
CS K
При концентрации в смазочной среде 2.0 мас%
Еще одно исследование касается синтеза гетеро-
присадка не вызывает коррозии и позволяет понижать
циклических азотсодержащих присадок, раствори-
износ в ~5 раз по сравнению с базовой жидкостью.
мых в водно-спиртовых средах и активных в процес-
сах трения и износа [47]:
где в качестве R были бензотриазольная группа (а)
при концентрации 5 мас% нанотрубки дисульфида
или меркаптобензодиазольный остаток (б):
молибдена обеспечивают снижение коэффициента
трения в 2 раза, а износа — в 5-9 раз, т. е. обладают
очень высокой трибологической активностью. Такую
эффективность авторы объясняют образованием три-
бослоев MoS2 из исходных нанотрубок под напряже-
нием сдвига в результате граничного трения.
Вслед за этой работой авторы [52] использовали
нанотрубки MoS2 и WS2 в среде поли-α-олефинового
В этой работе показано, что при концентрации
масла при трении пластин из стали, покрытых алма-
присадок в смазочной среде 2.0 мас% диаметр пятна
зоподобным углеродом; при этом эффективность в
износа снижается почти в 2 раза, а критическая на-
снижении трения и износа возрастала еще на 30%.
грузка возрастает в 4.7 раза. Методами сканирующей
Противоизносные присадки на основе неоргани-
электронной микроскопии и рентгеновской фотоэлек-
ческих фуллеренов, содержащих сульфиды молибде-
тронной спектроскопии показано, что поверхностные
на, были описаны в обзоре [16]. В продолжение этих
трибослои содержат полиоксиды железа и азоторга-
исследований в [53] синтезирован и изучен фуллерен,
нические соединения.
включающий сульфиды двух металлов IF-MoxW1-xS2
Иные типы присадок. Продолжались также по-
со средним диаметром 25-45 нм. Наилучшие резуль-
пытки получить активные противоизносные при-
таты при снижении трения и износа наблюдались для
садки на основе неорганических наночастиц. Так,
частиц сульфида вольфрама состава 0.5 ˂ х ≤ 0.8, так
например, в работе [48] в качестве активных при-
как именно такие частицы имели наибольшее число
садок, понижающих трение и износ, предложены
дефектов и малую степень кристалличности.
нанотрубки MoS2 диаметром 100-500 нм. Следует
Еще одним типом присадок являются триболо-
отметить, что наноразмерные частицы сульфидов
гически активные соединения ионных жидкостей,
молибдена широко применялись в качестве трибоак-
которые не содержат металлы и атомы фосфора, а
тивных присадок [49-51], но нанотрубки MoS2 были
также могут использоваться при очень низких кон-
изучены впервые. Полученные результаты показали,
центрациях. В работе [54] были протестированы про-
что в растворе поли-α-олефинового (ПАОМ) масла
тивоизносные и противозадирные свойства ионных
1530
Паренаго О. П. и др.
жидкостей, где в качестве катионов были использо-
Финансирование работы
ваны 3-метил-1-октилимидазолий или гептилтриме-
Работа выполнена в рамках государственного за-
тиламмоний, анионов — бис(трифторметилсульфо-
дания Института нефтехимического синтеза РАН.
нил)-имид. Показано, что эти соединения проявляют
высокие противозадирные свойства, превышающие
в ряде случаев традиционный дитиофосфат цинка.
Информация об авторах
Паренаго Олег Павлович, д.х.н.,
Заключение
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4869-4035
Анализ литературных данных по противоизнос-
Оганесова Эмма Юрьевна, к.т.н.,
ным присадкам в последнее десятилетие показывает,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6684-6576
что развитие исследований во многом сводится к
Лядов Антон Сергеевич, к.х.н.,
модификации синтетическими методами основных
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9969-7706
классов соединений, известных уже с конца прошло-
Шараева Альмина Александровна,
го века (дитиокарбаминовые производные, азотсодер-
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6465-7368
жащие гетероциклы, борорганические соединения и
др.). Более широко стали использоваться комбинации
различных типов соединений, проявляющих синерги-
Конфликт интересов
ческий эффект в качестве трибологически активных
Авторы заявляют об отсутствии конфликта инте-
присадок. С развитием экспериментальной техни-
ресов, требующего раскрытия в данной статье.
ки (сканирующей и просвечивающей электронной
микроскопии, атомно-силовой микроскопии, рент-
Список литературы
геновской фотоэлектронной спектроскопии и т. п.)
заметно увеличилось число работ по изучению меха-
[1] Minami I., Ichihashi T., Kubo T., Nanao H., Mori S.
низма действия присадок, по определению природы и
Tribochemical approach toward mechanism for
свойств трибослоев на поверхности трения.
synergism of lubricant additives on antiwear and
Вместе с тем при рассмотрении перспектив за-
friction reducing properties // Trib. Interface Eng. Ser.
мены ZnDTP трудно оценить предлагаемые новые
2005. V. 48. P. 259-268.
типы противоизносных присадок, поскольку в раз-
https://doi.org/10.1016/S0167-8922(05)80028-8
[2] DeRosa T. F. Automotive additives // Next generation of
личных работах использованы самые разные методы
international chemical additives. 2013. P. 33-62. https://
определения трибологических параметров и условия
doi.org/10.1016/B978-0-444-53788-1.00003-6
испытаний. Действительно, температура, например,
[3] Koltsakis G. C., Stamatelos A. M. Catalytic automotive
оказывает очень большое влияние на химические
exhaust aftertreatment // Progress Energy Combust. Sci.
реакции присадок, на вязкость среды и на процессы
1997. V. 23. P 1-39.
хемосорбции компонентов на поверхности металла.
https://doi.org/10.1016/S0360-1285(97)00003-8
Другой ключевой переменной является контактная
[4] Inoue K., Kurahashi T., Negishi T., Akiyama T.,
нагрузка, поскольку, как известно, износ быстро рас-
Ashimura K., Tasaka K. Effects of phosphorus and ash
тет с увеличением нагрузки, а с достижением неко-
content of engine oils on deactivation of monolithic
торого критического значения происходит резкий
three-way catalysts and oxygen sensors // SAE Tech.
переход от слабого износа к сильному. Между тем
1992. Paper 920654. https://doi.org/10.4271/920654
некоторые предложенные в обзоре присадки активны
[5] Spikes H. The history and mechanisms of ZDDP //
Tribol. Lett. 2004. V. 17. P. 469-489.
в довольно узких пределах нагрузок.
https://doi.org/10.1023/B:TRIL.0000044495.26882.b5
Несмотря на значительное количество предло-
[6] Barnes A. M., Bartle K. D., Thibon V. R. A. A review of
женных новых противоизносных присадок, трудно
zinc dialkyldithiophosphates (ZDDPS): Characterisztion
ожидать появления такого оптимального сочетания
and role in the lubricating oil // Tribol. Int. 2001. V. 34.
трибологических свойств в молекуле одной присадки,
P. 389-395.
как это демонстрирует ZnDTP. Кроме того, помимо
https://doi.org/10.1016/S0301-679X(01)00028-7
противоизносных, противозадирных и антикорро-
[7] Eglin M., Rossi A., Spencer N. D. X-ray photoelectron
зионных свойств эта присадка является также пре-
spectroscopy analysis of tribostressed samples in the
красным антиокислителем. Таким образом, решение
presence of Zn DTP: A combinatorial approach //
проблем замены ZnDTP будет связано скорее всего с
Tribol. Lett. 2003. V. 15. P. 199-209.
комбинацией присадок различных типов.
https://doi.org/10.1023/A:1024805001625
Современное состояние и перспективы синтеза экологически безопасных противоизносных присадок...
1531
[8]
Kasrai M., Fuller M. S., Bancroft G. M., Yamaguchi E. S.,
https://doi.org/10.1016/j.triboint.2008.03.010
Reison P. R. X-rayabsorbtion study of the effect of
[19]
Komvopoulos K., Pennecot G., Yamaguchi E. S.,
calcium sulfonate on anti-wear film formation generated
Yeh S. W. Antiwear properties of blends containing
from neutral and basic ZDDP: Part 1 — phosphorus
mixtures of zinc dialkyl dithiophosphate and different
species // Tribol. Trans. 2003.V. 46. P. 534-542.
detergents // Tribol. Trans. 2008. V. 52. P. 73-85.
https://doi.org/10.1080/10402000308982660
https://doi.org/10.1080/10402000802163033
[9]
Fujita H., Glovnea R. P., Speiks H. Study of zinc
[20]
Gosvami N. N., Bares1 J. A., Mangolini F.,
dialkyldithiophophate anti-wear film formation and
Konicek A. R., Yablon D. G., Carpick R. W.
removal process. Part I: Experimental // Tribol. Trans.
Mechanisms of antiwear tribofilm growth revealed
2005. V. 48. P. 558-566.
in situ by single-asperity sliding contacts // Science.
https://doi.org/10.1080/05698190500385211
2015. V. 348. P. 102-106.
[10]
Martin J. M. Antiwear mechanisms of zinc dithio-
https://doi.org/10.1126/science.1258788
phophate: A chemical hardness approach // Tribol.
[21]
Ghanbarzadeh A., Parsaeian P., Morina A.,
Lett. 1999. V. 6. P. 1-8.
Wilson M. C. T., van Eijk M. C. P., Nedelcu I.,
https://doi.org/10.1023/A:1019191019134
Dowson D., Neville A. A semi-deterministic
[11]
Kumar S., Ferrari V., Burk P. L., Deeba M., Rogalo J.
wear model considering the effect of zinc dialkyl
Influence of phosphorus poisoning on TWC catalysts //
dithiophosphate tribofilm // Tribol. Lett. 2016. V. 61.
SAE Tech. Paper. 2003-01-3735. 2003.
P. 1-15. https://doi.org/10.1007/s11249-015-0629-8
https://doi.org/10.4271/2003-01-3735
[22]
Zhang J., Spikes H. On the mechanism of ZDDP
[12]
Theis Li. J., Chun W., Goralski C., Kudla R., Ura J.,
antiwear film formation // Tribol. Lett. 2016. V. 63.
Watkins W., Chattha M., Hurley R. Sulfur poisoning
ID 24. https://doi.org/10.1007/S11249-016-0706-7
and desulfation of the lean NOx trap // SAE Tech.
[23]
Soltanahmadi S., Morina A., van Eijk M. C. P.,
Paper. 2001-01-2503. 2001.
Nedelcu I., Neville A. Experimental observation of
https://doi.org/10.4271/2001-01-2503
zinc dialkyl dithiophosphate (ZDDP)-induced iron
[13]
Asanuma T., Hirota S., Yanaka M., Tsukasaki Y.,
sulphide formation // App. Surf. Sci. 2017. V. 414.
TanakaT. Effect of sulfur-free and aromatics-
P. 41-51. https://doi.org/10.1016/j.apsusc.2017.04.023
free diesel fuel on vehicle exhaust emission using
[24]
Parsaeian P., Ghanbarzadeh A., Van Eijk M. C. P.,
simultaneous PM and NOx reduction systems // SAE
Nedelcu I., Nevillea A., Morina A. A new insight into
Tech. Paper 2003-01-1865. 2003.
the interfacial mechanisms of the tribofilm formed by
https://doi.org/10.4271/2003-01-1865
zinc dialkyl dithiophosphate // Appl. Surf. Sci. 2017.
[14]
Franz J., Schmidt J., Schoen C., Harpersheid M.,
V. 403. P. 472-486.
Eckhoff S., Roesch M., Leyrer J. Deactivation of TWC
https://doi.org/10.1016/j.apsusc.2017.01.178
as a function of oil ash accumulation — a parameter
[25]
Mangolini F., Antonella R., Spencer N. D. Reactivity
study // SAE Tech. Paper. 2005-01-1097. 2005. https://
of triphenyl phosphorothionate in lubricant oil solution
doi.org/10.4271/2005-01-1097.
// Tribol. Lett. 2009. V. 35. P. 31-43.
[15]
Nemoto S., Kishi Y., Matsuura K., Miura M., Togava S.,
https://doi.org/10.1007/s11249-009-9429-3
Ishikawa T., Hashimoto T., Yamazaki T. Impact of oil-
[26]
Hoshino K., Kazuhiro Y., Tagawa K., Spikes H.
derived ash on continuous regeneration-type diesel
Tribological properties of sulfur-free antiwear
particulate filter — JCAPII oil WG report // SAE Tech.
additives zinc dialkylphosphates (ZDPs) // SAE Int.
Paper. 2004-01-1887. 2004.
J. Fuels Lubr. 2011. V. 5. P. 504-510.
https://doi.org/10.4271/2004-01-1887
https://doi.org/10.4271/2011-01-2132
[16]
Spikes H. Low- and zero-sulphated ash, phosphorus
[27]
Pat. USA 5514189А (publ. 1992). Dithiocarbamate-
and sulphur anti-wear additives for engine oils // Lubr.
derived ethers as multifunctional additives.
Sci. 2008. V. 20. P. 103-136.
[28]
Pat. USA 6743759B2 (publ. 2001). Antioxidant,
https://doi.org/10.1002/ls.57
antiwear/extreme pressure additive compositions and
[17]
Hu J. Q., Wei X. Y., Dai G. L., Fei Y. W., Xie F.,
lubricating compositions containing the same.
Zong Z. M. Tribological behaviors and mechanism of
[29]
Verma V. K., Singh R., Srivastava V., Singh P. K.
sulfur- and phosphorus-free organic molybdate ester
Tribology and tribochemistry of oil soluble methylene-
with zinc dialkyldithiophosphate // Tribol. Int. 2008.
bis-[dialkyl/alkylaryl-dithiocarbamates] as potential EP
V. 41. P. 549-555.
additives // Ind. J. Eng. Mater. Sci. 2002. V. 9. P. 209-212.
https://doi.org/10.1016/j.triboint.2007.11.020
[30]
Akin M., Tekin N. Preparation of additive package
[18]
Fan K., Li J., Ma H., Wu H., Ren T., Kasrai M.,
for gear lubricants and determination of tribological
Bancroft G. M. Tribological characteristics of ashless
properties // Petrol. Chem. 2016. V. 56. N 2 P. 175-
dithiocarbamate derivatives and their combinations
180. https://doi.org/10.1134/S0965544116020109
with ZDDP as additives in mineral oil // Tribol. Int.
[31]
Золотов В. А., Селезнев М. В., Бакунин В. Н.,
2008. V. 41. P. 1226-1241.
Матвеев П. В. Противоизносные свойства беззоль-
1532
Паренаго О. П. и др.
ных дитиофосфатов и дитиокарбаматов в компо-
[42]
Rastogi R. B., Maurya J. L., Jaiswal V. Low sulfur,
зициях с детергентами в минеральном смазочном
phosphorus and metal free antiwear additives:
масле // Нефтеперераб. и нефтехимия. 2019. № 3.
Synergistic action of salicylaldehyde N(4)-
С. 34-36.
phenylthiosemicarbazones and its different derivatives
[32]
Zeng X., Li J., Wu X., Ren T., Liu W. The tribological
with Vanlube 289 additive // Wear. 2013. V. 297.
behaviors of hydroxyl-containing dithiocarbamate-
P. 849-859.
triazine derivatives as additives in rapeseed oil //
https://doi.org/10.1016/j.wear.2012.10.003
Tribol. Int. 2007. V. 40. P. 560-566.
[43]
Jaiswal V., Kalyari K., Rastogi R. B., Kumar R.
https://doi.org/10.1016/j.triboint.2006.05.005
Tribological studies of some SAPS-free Schiff
[33]
Wu H., Li J., Ma H., Ren T. The tribological behaviors
bases derived from 4-aminoantipyrine and aromatic
of dithiocarbamate-triazine derivatives as additives
aldehydes and their synergistic interaction with borate
in mineral oil // Surf. Interface Anal. 2009. V. 41.
ester // J. Mater. Chem. A. 2014. V. 2. P. 10424-
P. 151-156. https://doi.org/10.1002/sia.2921
10434. https://doi.org/10.1039/C4TA01191K
[34]
Sun Y., Hu L., Xue Q. Tribological properties and
[44]
Maurya J. L., Jaiswai V., Rastogi R. B. Highly efficient
action mechanism of N,N-dialkyl dithiocarbamate-
sulfur and phosphorus-free antiwear additives for
derived S-hydroxyethyl borate esters as additives in
paraffin oil // J. Eng. Tribol. 2015. V. 230. N 2. P. 222-
rapeseed oil // Wear. 2009. V. 266. P. 917-924.
237. https://doi.org/10.1177/1350650115597463
https://doi.org/10.1016/j.wear.2008.12.004
[45]
Kalyani K., Jaiswal V., Rastogi R. B., Kumar D.
[35]
Shah F. U., Glavatskih S., Antzutkin O. N. Novel
Sinergistic studies of Schiff base with organoborate as
Alkylborate-dithiocarbamate lubricant additives:
efficient antiwear lubricant additive // J. Eng. Tribol.
Synthesis and tribophysical characterization // Tribol.
2016. V. 231. N 3. P. 357-365.
Lett. 2012. V. 45. P. 67-78.
https://doi.org/10.1177/1350650116658598
https://doi.org/10.1007/s11249-011-9855-x
[46]
Wu Y., Hed Z., Zenga X., Renc T., de Vriesb E., van der
[36]
Wan Y., Yao W., Ye X., Cao L. L., Shen G. O., Yue O. X.
Heideb E. Tribological and anticorrosion behaviour
Tribological performance and action mechanism of
of novel xanthate-containing triazine derivatives in
certain S, N heterocyclic compounds as potential
water-glycol // Tribol. Int. 2017. V. 110. P. 113-124.
lubricating oil additive // Wear. 1997. V. 173. P. 167-
https://doi.org/10.1016/j.triboint.2017.02.020
170. https://doi.org/10.1016/S0043-1648(97)00014-8
[47]
Xiong L., He Z., Han S., Tang J., Wu Y., Zeng X.
[37]
Zhang J. Y., Liu W. M., Xue Q. J. The effect of
Tribological properties study of N-containing
molecular structure of heterocyclic compounds
heterocyclic imidazoline derivatives as lubricant
containing N, O and S on their tribological
additives in water-glycol // Tribol. Int. 2016. V.104.
performance // Wear. 1999. V. 231. P. 65-70.
P. 98-108.
https://doi.org/10.1016/S0043-1648(99)00111-8
https://doi.org/10.1016/j.triboint.2016.08.031
[38]
Zhang J. Y., Liu W. M., Xue Q. J. The tribological
[48]
Kalin M., Kogovˇseka J., Remˇskarb M. Mechanisms
properties of the heterocyclic compound containing S,
and improvements in the friction and wear behavior
N, O and B as additive in liquid paraffin // Wear. 1999.
using MoS2 nanotubes as potential oil additives //
V. 224. P. 68-77.
Wear. 2012. V. 280-281. P. 36-45.
https://doi.org/10.1016/S0043-1648(98)00330-5
https://doi.org/10.1016/j.wear.2012.01.011
[39]
Shen G. O., Zheng Z., Wan Y., Xu X. D., Cao L. L.,
[49]
Tang Z., Li S. A review of recent developments of
Yue Q. X., Sun T., Liu A. Synergistic lubricating effects
friction modifiers for liquid lubricants (2007-present)
of borate ester with heterocyclic compound // Wear.
// Curr. Opin. Solid State Mater. Sci. 2014. V. 18.
2000. V. 246. P. 55-58.
P. 119-139.
https://doi.org/10.1016/S0043-1648(00)00492-0
https://doi.org/10.1016/j.cossms.2014.02.002
[40]
Li J., Fan B., Ren T., Zhao Y. Tribological study and
[50]
Паренаго О. П., Кузьмина Г. Н., Займовская Т. А.
mechanism of B-N and B-S-N triazine borate esters
Серосодержащие соединения молибдена как высо-
as lubricant additives in mineral oil // Tribol. Int. 2015.
коэффективные присадки к смазочным материалам
V. 88. P. 1-7.
(обзор) // Нефтехимия. 2017. Т. 57. N 4. С. 367-
https://doi.org/10.1016/j.triboint.2015.03.002
379. https://doi.org/10.7868/S0028242117040104
[41]
Rastogi R. B., Maurya J. L., Jaiswal V. Zero SAPs
[Parenago O. P., Kuzmina G. N., Zaimovskaya T. A.
and ash free antiwear additives: schiff bases of
Sulfur-containing molybdenum compounds as high-
salicylaldehyde with 1,2-phenylenediamine,
performance lubricant additives (review) // Petrol.
1,4-phenylenediamine, and 4,4-diaminodiphenyl-
Chem. 2017. V. 57. P. 631-642.
enemethane and their synergistic interactions with
https://doi.org/10.1134/S0965544117080102 ].
borate ester // Tribol. Trans. 2013. V. 56. P. 592-606.
[51]
Оганесова Э. Ю., Лядов А. С., Паренаго О. П.
https://doi.org/10.1080/10402004.2012.748115
Наноразмерные присадки к смазочным материа-
Современное состояние и перспективы синтеза экологически безопасных противоизносных присадок...
1533
лам (обзор) // ЖПХ. 2018. Т. 91. № 10. С. 1371-
[53] Dassenoy F., Tannous J., Tremel W., Bruhacs A.
1387. https://doi.org/10.1134/S0044461818100018
Tribological performance of novel IF MoxW1-xS2
[Oganesova E. Yu, Lyadov A. S., Parenago O. P.
inorganic fullerene // Tribol. Lett. 2009. V. 37. P. 83-
Nanosized additives to lubricating materials // Russ.
92. https://doi.org/10.1007/s11249-009-9493-8
J. Appl. Chem. 2018. V. 91. N 10. P. 1559-1573.
[54] Schneider A., Brenner J., Tomastik C., Franek F.
https://doi.org/10.1134/S1070427218100014 ].
Capacity of selected ionic liquids as alternative
[52] Kalin M., Kogovšek J., Remškar M. Nanoparticles
EP/AW additive // Lubr. Sci. 2010. V. 22. P. 215-223.
as novel lubricating additives in a green, physically
https://doi.org/10.1002/ls.120
based lubrication technology for DLC coatings //
Wear. 2013. V. 303. P. 480-485.
https://doi.org/10.1016/j.wear.2013.03.009